Возникновение и развитие феодального государства в Индии
Московская государственная юридическая академия кафедра истории государства и права зарубежных стран
Курсовая работа Тема: «Возникновение и развитие феодального государства в Индии» Выполнила: студентка 1-ог курса (11гр) Научный руководитель. Киров 2005
Средние века в истории Востока были по отношению к эпохе древности временем дальнейшего прогресса в различных сферах хозяйственной, общественной и культурной жизни. История Востока была тесно связана Также с Европой. Более систематическими отношения между европейскими и восточными странами становятся с XVI в. Однако тогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношений между вырвавшейся вперед Европой и эволюционировавшим в русле «традиционализма» Востока.
Становление средневековых обществ происходило в разных условиях. Однакообщей чертой следует рост производительных сил . Он находил выражение в широком распространении и освоении железных орудий, диверсификации орудий труда, в том числе с/х инвентаря, расширение искусственного орошения и совершенствовании ирригационной техники. Одновременно во многих регионах Востока отмечается упадок древних городов. На судьбе многих из них, обязанных своим процветанием сухопутной или морской торговле с Римом, тяжело отразилось крушение могущественной империи Запада. Генезис и развитие феодальных отношении составляли на Востоке, как и в Европе, суть исторического процесса в эпоху средневековья. В этом следует видеть единство мирового исторического процесса. Однако не одинаковые итоги развития Востока и Западной Европы к рубежу средневековья и нового времени (XVI-XVIII вв.), а именно разложение феодализма и генезис капитализма на Западе и продолжение медленной эволюции средневековых форм и отношений на Востоке, свидетельствуют о большом своеобразии исторической эволюции Западных и Восточных обществ. В рамках общей модели феодализма просматриваются две макрорегиональные модели (западная и восточная). Эти варианты развития формировались в результате сочетания и взаимодействия внутренних и внешних исторических факторов. Важным фактором развития Востока было большое разнообразие природных условий благоприятных для развития аграрной экономики, скотоводство и других сфер хозяйственной деятельности человека. Этой модели («восточный феодализм») были присущи относительно медленные темпы развития.
Элементы феодальных форм прослеживаются еще в древневосточных структурах. Весьма протяженным во времени был период становления раннефеодальных обществ Востока, где переход к развитым феодальным отношениям одних народов произошел значительно позднее чем в Европе. Уместно отметить прежде всего, что генетической подсистемой феодализма на Востоке были первобытнообщинные, патриархальные структуры. В целом преобладание этих распадающихся структур в генезисе феодализма предавало этому процессу затяжные формы. Особенность общественного строя Востока – устойчивость общины, преобладающим её типом была сельская община с характерной для нее индивидуальной собственностью (владением) малой семьи на пахотный участок и коллективной – на пустоши и выгоны. Устойчивость общины связанна с трудоемкостью возделываемых культур, зависимостью от искусственного орошения, необходимостью строительства защитных от наводнений дамб, строительством, ремонтом, эксплуатацией каналов и других средств ирригации, расчисткой джунглей и прочее. Это ограничивало индивидуализацию труда, т.к. требовало кооперативных усилий земледельцев. Устойчивость общинных структур и институционализация общинных норм сдерживали процесс имущественной и социальной дифференциации крестьянства, препятствовали высвобождению индивидуальных прав из коллективизма , что придавало застойность восточному феодализму. Автономность самоуправляющихся соседских общин превращала их в инструмент социального сопротивления крестьян отдельным, мелким и средним феодалам. Государство являлось коллективным собственником – эксплуататором: присваивая основную часть прибавочного продукта, и распределяло его среди представителей правящего класса. Считая государственную собственность универсальным признаком восточной модели общественного строя, историки расходятся во мнениях о характере, её социальной природе. Представление о феодализме как отношениях основанных на частнособственнических началах, приводит ряд исследователей о нефеодальном характере средневековых обществ; для их определения используется понятие «азиатского способа производства». Другие ученые считают, что государственная собственность на средневековом востоке была феодальной, по своей сути, так как реализация через присвоение прибавочного продукта изымаемого путем внеэкономического принуждения у наделенных средствами производства и неполноправных в социальном отношении крестьян. Форма реализации государственной собственности была рента – налог, которую рассматривают как особый вариант феодальной ренты в условиях преобладания государственной собственности. Таким образом, существует 2 типа феодальных отношений. Черепнин Л.В. полагал, что первый тип отношений доминировал в западной Европе, второй тип – на Востоке, а сочетание их было характерно для Руси. Становление государственной собственности находило своё воплощение в системе служебного землевладения. Это было в значительной степени связано с развитием феодализма «снизу», то есть развитием по началу частной собственности мелких и средних наследственных феодалов – вотчинников родовой аристократии и феодализировавшейся общинной верхушки. Частично инкорпорировавшиеся в систему феодального серважа вотчинники использовались государством для сбора ренты – налога. Как получатели доли в государственной ренте-налоге, исполняющие административные и военные функции, они рассматривались в качестве должностных лиц и одновременно наследственных держателей своих же вотчинных земель. С преобладанием государственной феодальной собственности была связана и структура господствующего класса. Верхние звенья его были представлены служилой знатью – «чиновничеством». Потомственная аристократия не обладала той же мерой социальной престижности, если не была переведена служилой знати. Неотъемлемой частью политики, направленной на создание сильных, централизованных деспотий, была политика укрепления государственной и органичения частной собственности и частных прав феодалов. Этнически чуждая местному населению, кочевая знать наждалась в сугубо деспотическом характере власти и усилении централизации. Восточному феодализму приходилость «тащить» огромный груз полуфеодальной и полупатриархальной традиционности. Функциональным элементом феодального общества Востока был средневековый город, связанный с определенным уровнем развития производительных сил и феодальных, социально-экономических отношений. По степени концентрации населения города Востока превосходили Западные, его отличали высокий уровень развития ремесла, солидные накопления купеческого капитала. Можно сказать, что восточный город был менее аграрен, чем западный. Товарно-денежные отношения составляли экономическую базу города, являвшегося одновременно местом концентрации и перераспределения феодальной ренты. Восточный город не знал вольностей, свобод коммун. Городские торговые и ремесленные корпорации-цехи и касты в средневековом городе пользовались неким самоуправлением. Безраздельная власть феодалов в городе препятствовала консолидации сословия горожан. Горожанин, как и крестьянин, был бесправен перед властью деспота. Крайняя бедность крестьян при высоком уровне с/х производства была основной причиной того, что крестьяне на Востоке в массе не входили в рыночные отношения, в отличие от Запада. Высокая норма феодальной эксплуатации была дополнительным источником силы и власти феодалов над крестьянами, что затрудняло переход к отношениям капиталистического порядка, это затрудняло втягивание крестьянского хозяйства в сферу товарно-денежных отношений, деревня сохранялась в основном, как экономически замкнутый организм. Преобладающей формой феодального землевладения была мелкая частная феодальная собственность, основанная на эксплуатации безземельных работников и частично общинного крестьянства. Началом периода расцвета феодализма на Востоке обычно считается домонгольский период X(XI)-XII вв. Здесь основным производителем феодальной ренты становятся платящие натуральную ренту общинные крестьяне и арендаторы. Отработочная рента, имевшая распространение в предшествующий период сохранялась весьма ограниченно; её модификация – принудительные работы на государство. Важнейшим показателем зрелости феодального общества было развитие городов – с их кастово-корпоративной структурой. Восточный город не выполнял свою историческую миссию (в отличии от западного) – «повести» за собой деревню, что обусловило «запаздывание» восточных обществ в их развитии задолго до начала торговой и колониальной экспансии европейцев, открывшей новый этап в судьбах народов Востока, в отношениях Восток – Запад и новую эпоху в мировой истории. В IV-Vвв. Индия, так же, как и в настоящее время, занимала обширную территорию. Часть лежала к северу от р. Нарабадды и Виндхийских гор , составляла Северную Индию. К югу от нее находится Декан (на языке хинди – «юг»). Одной из наиболее крупных держав в Азии была могущественная империя древней Индии - империя Гуптов. После падения Кушанской империи наступил длительный период политической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в. Затем стала складываться новая мощная империя - Гуптская. О первых правителях Гуптской династии известно немного. Основателем ее был Гупта, носивший титулы раджи и махараджи, но по свидетельствам некоторых гуптских надписей, история династии начинается с царя Гхатоткачи – сына Гупты. Расцвет империи приходится на 2 половину IV - 1 половину V вв. Особого могущества она достигла во время правления Чандрагупты II (380-414гг ), который носил еще долее пышный титул – махараджадхираджа («правитель великих царей») . Политически выгодный брак Чандрогупты II на Кумарадеве из рода Личчханов имел и территориальные выгоды: оба государства вошли в состав единой империи под властью гуптских царей. Отец Чандрагупты II Самундрагупта одержал блистательные победы над долиной Ганга и Южной Индии. Их территории были присоединены к Гуптской империи. Захваченные земли считались подвластными областями и выплачивали дань победителю. В зависимом положении от Гуптов находились некоторые республиканские объединения Западной и Северо-Западной Индии. При Самундрагупте империя гуптов стала одной из крупнейших в древнем Востоке. Чандрогупта II пришел к власти после упорной борьбы со своим братом Рамагуптой. В период его правления усложнились отношения с Вакатаками – сильной династией Западного Декана Центральной Индии. Чанрогупта II заключил с вакатаками матримониальный союз, выдав свою дочь за Вакатакского царя. Сам он женился на Кувера-наги, представительницы династии Нагов. Заключая эти союзы Чандрогупта II хотел облегчить борьбу с Западными Кшатрапами, получив поддержку Вакатаков и Нагов. После его смерти на престол вступил его Кумарагупта (415-455 гг), в правлении которого не произошло значительных событий. Мирная обстановка была нарушена после смерти Кумарогупты, и его приемнику Скандагупте пришлось вести борьбу с гуннами – эфталитами, племена которых вторглись в Индию. Сведений о Декане еще меньше, чем о Северной Индии. Здесь, как и Северной Индии, в государствах Декана, наряду с рабовладельческим сохраняется первобытнообщинный уклад. Кушано-гуптский период явился периодомпрогресса сельского хозяйства особенно земледелия. Плуг становился основным орудием земледельцев. Были освоены многие необжитые районы, совершенствовался транспорт, улучшались торговые пути. Очень интенсивно развивалось денежное обращение. Правители Индии стремились захватить в свои руки важнейшие торговые пути, через которые издавна велась торговля с западными странами. Главная особенность социальной организации индийского общества в период средневековья – кастовый строй. Ещё в древности сложилось деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Уже в гупсткий период, и даже раньше, наблюдались значительные изменения в сословном делении. Если раньше положение человека в обществе зависело от его происхождения, то теперь все большее значение приобретал имущественный статус. Со временем варновое деление (сословное) теряло свое прежнее деление, каждая варна стала делиться на множество каст, происхождение которых связано с процессом разделением труда и специализации. Касты существовали как отдельный институт, однако варны служили ступенями классификации каст по социальному уровню. В процессе формирования феодальных отношений изменялся социальный характер старых варн. Среди брахманов появились землевладельцы, чиновники, военачальники, в других варнах также прослеживалось смешение предписанных ранее социальных обязанностей. Начиная с гуптского периода развивались особые касты, стоящие вне варновой системы, - неприкосаемые, которые занимали самое низкое социальное положение и выполняли грязную, считавшуюся позорной, работу. Касты являлись своеобразной формой общественного разделения труда. Однако они превратились в тормоз общественного развития, так как изолировали людей друг от друга. Другая особенность –замкнутые крестьянские общины, которые в дальнейшем развивались под влиянием феодальных отношений. В раннее средневековье общины играли значительную политическую роль. Феодал в дела общины не вмешивался, он выступал лишь как получатель феодальной ренты с территории, занятой ею. Община базировалась на индивидуальном крестьянском хозяйстве. Общинник владел своим участком земли, передавая его по наследству, мог продавать и покупать землю, хотя община сохраняла право контроля за отчуждение земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. В деревне кроме полноправных общинников были и неполноправные земледельцы, но в раннее средневековье их было немного. Большую роль в общине играли общинный совет и деревенский староста. Отдельные представители этой категории сельского населения фактически превратились в феодалов. Сельская община выполняла определенные организационные функции и использовалась государственной властью в качестве административной фискальной единицы. В Индии зарождались элементы феодализма. Продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Был установлен крупный штраф за незаконный захват чужой земли. В эпоху Гуптов появляются специальные грамоты , регистрирующие покупку и продажу земли. Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община - затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно прогрессировал. Теперь увеличилось число пожалований частным лицам, но если раньше многие пожалования были временными – на срок исполнения служебных обязанностей, то теперь они все чаще приобретают наследственный характер. Это укрепляло права частных владельцев и делало их достаточно независимыми от центральной власти. Давая во временное владение земельные участки, государство постепенно начинало предоставлять и определенные льготы владельцу, так называемые имущественные права. Затем владельцу переходят и некоторые функции по управлению этими участками и прикрепленными к земле людьми. Они начинают осуществлять судебные функции , царь освобождает их от необходимости принимать на своих землях царских чиновников, что ранее считалось обязательным. Передавалось так же право на рудники, традиционно считавшееся царской монополией. Передача государством некоторых своих публичных функций частным лицам оформлялась специальными грамотами, текст которых фиксировался на медных пластиках, получаемых новым владельцем. Такая политика все больше превращала временных землевладельцев в наследственных феодалов и приводила к тому, что крестьяне постепенно подпадали под их власть. Широкое развитие получила аренда. Арендаторы, часто лишенные средств и орудий производства, попадали в зависимость от земельных собственников. Дарение деревень чиновникам, т.е. получение права взимать налоги с деревни, заменяло денежное жалованье. Земля при этом не передавалась, но менялось лицо, которому крестьяне платили налоги. Постепенно свободные общинники стали зависимыми от частного лица, которое стремилось увеличить свои прав на землю. В этот период особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю. Условия освобождения рабов , особенно временных, были значительно облегчены. «Законы Нарады» подробно описывают обряд освобождения (хозяин разбивал сосуд с водой, окроплял голову раба и объявлял его свободным). Раб, который попадал в рабство из-за нужды (голода) , должен быть освобожден, если он отказывался от питания. Если человек становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентами ему должны были вернуть свободу. Тогда же выдвигалось требование запретить обращение в рабство ариев, т.е. свободного населения страны. С течением времени рабовладельцы стали все чаще наделять своих рабов небольшими участками земли. Такие рабы обязаны были уплачивать оброк и нести всякого рода повинности. Практиковалась сдача земли в аренду при условии выплаты доли урожая. Этот период характеризуется важными экономическими изменениями внутри сельских общин. Рост производительных сил способствовал распаду совместного хозяйства большой семьи на мелкие хозяйства индивидуальных семейств. Это способствовало развитию имущественного неравенства: некоторые семейства беднели и вынуждены были идти в долговую кабалу. Именно это обедневшие свободные общинники и стали необходимой рабочей силой для крупных землевладельцев . Противоречия внутри Индийского общества , возникшее с появлением нового слоя, строившего свое хозяйство на феодальной основе, привели к ослаблению державы Гуптов и сделали ее неспособной устоять перед натиском кочевников – эфталитов. Эфталитам сначала удалось победить в Иране разрозненных царьков, правивших в западных областях некогда могущественной Кушанской империи, а затем одержать внушительные победы над правителями Сасанидской страны. Затем они вторглись в Северо-Западную Индию и захватили Гандхуру. В этот период произошло первое столкновение Гуптов с Эфталитами. Война принесла Гуптам финансовые затруднения. Они были вынуждены уменьшить содержание золота в своих монетах, а также сократить количество вариантов выпускаемых монет. При приемнике Скандогупты произошли сильные сепаратистские, и отдельные провинции стали добиваться независимости от центральной власти. Так, при царе Будхагупте наместник Катхиавара вместо титула «сенапат» (военачальник) принял титул «махараджа» (великий царь), в этот период не столь уж высокий, и , хотя он все еще формально подчинялся Гуптам, фактически превратился в самостоятельного правителя. Цари Южной Косалы и района Нарбады тоже только формально признавали верховенство Гуптов. Но единство империи было нарушено. Качевые племена эфталитов в начале V века создали обширное государство. В 490 году вождем эфталитов стал Торомана, который овладел Гандхарой – областью на северо-западе Индии. Местные правители вступили в союз с ним, что позволило эфталитам уже в 500 году овладеть Джамана-Гангской долиной, долиной реки Инд, частью центральной Индии (включая Мальву) и территорией, которая соответствует нынешней Гуджарат и Катхиавар. Сын Тороманы – Михиракула после смерти отца (515 год), столицей державы избрал Сакалу на севере Пенджаба. Это вторжение усилило экономический упадок Северной Индии, многие Индийские города лежали в развалинах, население было ограблено и перебито. Власть захватчиков оказалась непрочной. Гупты, сохранившие за собой Магадху и правившие ею как данники Михиракулы, около 528 года нанесли ему поражение. Он сумел удержать в своих руках только Кашмир и Северо-Западную Индию, а после его смерти (около 540 года) эфталитское государство перестало существовать в этой части Индии. После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В конце V века на северо-западе Индии начало усиливаться княжество Тханесар, во главе которого стоял род Вардханов. Тханесарские князья с успехом защищали свою страну от полукочевых племен Западного Пенджаба и подчиняли мелкие феодальные княжества. В 606 году эти вассалы Вардханов подняли восстание. В то время на тханесарский престол вступил Харшавардхана (606-647 года). Собрав сильную армию, он двинулся в поход против непокорных вассалов и разбил их. В течение нескольких лет он подчинил княжества Северной Индии. Харша создал обширное государство, простиравшееся по долине Ганга от границ Восточного Пенджаба до Бенгальского залива, и перенес свою столицу в город Канаудж. В 620 году Харша предпринял поход в Декан, однако потерпел поражение. Империя, созданная Харшей была непрочной и существовала благодаря огромной военной силе. В покоренных им княжествах Северной Индии фактически сохранилась власть прежних князей. Зависимость князей от Харши выражалась лишь в том, что они платили ему дань, являлись к его двору когда он требовал этого, участвовали в его походах и в залог верности посылали жить при дворе членов своей семьи. Дарственные грамоты Харши свидетельствуют о том, что он присвоил себе право распоряжаться землей покоренных княжеств, как её верховный собственник. Он имел штат придворных сановников, которым давал за службу земельные наделы. На содержание гарема и придворной челяди тратились немалые средства из государственной казны, еще больших расходов требовало содержание наемной армии. Вскоре после смерти Харши созданная им держава распалась. В начале VIII века произошло вторжение арабов в Синд. Результатом этого вторжения было возникновение двух эмиратов: одного со столицей в городе Мансура на юге. Другого со столицей в городе Мультане на севере Синда. На территории Бенгалии после длительной борьбы воцарился род Палов, принадлежавший к варне шудр. В Северной Индии возник ряд княжеств, во главе которых стояли князья из военно-аристократических раджпутских кланов. В VIII в. среди больших княжеств , возникших на территории нынешнего Раджастхана , начало усиливаться княжество во главе с раджпутским родом Пратихаров из племени гуджаров. В начале IX в. они вторглись в долину Джаманы, затем распространили свою власть на всю область Джамна- Гангского двуречья. В своей экспансии на восток Пратихары столкнулись с Палами, правившими в Бенгалии. Начавшаяся между ними война несла разорение общинникам. В Северной Индии все прочнее укреплялись власть и мощь феодалов, получивших от своих князей патта ( грамоты) на владение захваченными землями. Между феодалами шла непрерывная война за расширение своих владений. Наиболее могущественные из них поднимались против своих сюзеренов, превращаясь в независимых князей. Во главе североиндийских княжеств стояли государи (махараджи) , которые возглавляли вооруженные силы и представляли высшую административную и судебную власть. Каждое княжество было разделено на области и округа, куда назначались наместники махараджи. Среди множества сановников при государе, которые составляли целый штат, самыми важными были финансовые, занимавшиеся сбором дани, земельного налога, пошлин, военное ведомство, обеспечивавшее формирование и снабжение княжеского войска. Крупные вассалы осуществляли в принадлежавших им владениях сеньориальные права, не считаясь с волей махараджи, и ограничивались лишь уплатой ему фиксированной дани. В Декане в начале раннего средневековья возникло много небольших феодальных княжеств. Наиболее крупную роль в политической жизни этого периода играли княжества Паллавов со столицей в Канчи и княжество Чалукьев со столицей в Ватапи (ныне Бадами). Об истории государства Чалукьев, так же как и Паллавов, известно почти исключительно генеалогия князей записанными в дарственных документах, и некоторым произведениям. Армии их, вторгаясь на территории противника уничтожали на своем пути сёла и города. Разоренные общинники после ухода противника становились легкой добычей для феодалов, которые захватывали их земли и превращали в феодально-зависимых крестьян. Многие общинники бежали из районов охваченных войной, и оседали на землях светских и духовных феодалов, где становились зависимыми арендаторами, или же находили приют в чужих общинах, составляя в них неполноправную прослойку. Многие паллавские и чалукийские феодалы, укрепив во время войн свое положение, начали выступать против своих сюзеренов, и это еще более усиливало феодальную усобица. В борьбе сними сначала Чалукьи, а потом и Паллавы потерпели поражение. Эпизодические набеги монгольских орд на Северную Индию не привели к завоеванию страны. Однако установление власти кочевых ханов в Средней Азии, а позднее и в ряде сопредельных стран и постоянная угроза нашествий на Индию сыграли немалую роль в деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII века, еще до появления монголов, государства – Делийского султаната, правящая верхушка в котором была представлена главным образов, тюркской военно-феодальной знатью, завоевателя и мигрантами из Средней Азии, Ирана, Афганистана. Еще в начале XI века Северная Индия стала объектом разорительных, грабительских набегов эмира Газни - Махмуда Газневи (998-1030 г.). Многие города были захвачены и разграблены им. После его смерти начались усобицы между его приемниками. Далее захваченные в Индии земли Мухаммад Гури( правитель небольшого княжества Гура) передал своему тюрскому рабу – гуляму и военачальнику Кутб уд-дину Айбеку, которой продолжил завоевательную политику патрона. В 1192 году он овладел Дели. Город стал его резиденцией. Последущие походы значительно их владения Гуридов в Северной Индии. Став султаном в началеXIII в. , Кутб уд-дин положил начало примерно столетнему правлению в Дели тюркских рабов и их отпрысков, условно объединяемых в «династию» гулямов. Деспотическая власть новоявленных правителей Индии установилась и поддерживалась методами жестокого подавления. Своей столицей Кутб сделал Дели. Еще будучи наместником индийских владений Гуридов, он начал крупные строительные работы по укреплению бывшей здесь раджпутской крепости – Лал Кот («Красная крепость»). Политическая обстановка благоприятствовала стабилизации власти правителя Дели . Враждовавшие между собой и оспаривавшие друг у друга землю и славу, раджпудские князья Северной Индии были слишком разобщены, чтобы воспрепятствовать этому. Официальной религией Султаната стал ислам. Он начал проникать в Индию, видимо, во второй половине VII в. его первыми носителями были первые поселявшиеся в Индии торговцы-мусульмане из различных стран Ближнего и Среднего Востока. К XII веку в центральной части Северной Индии мусульманские общины уже входили как мигранты, как и принявшие ислам индийцы. Дарственные надписи на медных табличках раджей Гахадавалов в Канаудже и Варанаси в числе налогов упоминают туруска дамда, то есть, возможно, сборы с мусульман, проживавших на территории индусских раджей. Число мусульман в Северной Индии значительно выросло в XII – начале XIII вв., в период завоеваний Мухаммада Гури и в особенности после создания здесь Делийского Султаната. Насильственные методы обращения в ислам применялись, но, как правило, лишь к местным феодалам, принятие ими религии завоевателей служило символом признания своего зависимого статуса. Вместе с тем оно открывало местным феодалам путь к почетными чинам и прибыльным должностям. Большое распространение в Индии получил суфизм. Усиленное его проникновение начинается в XII-XIII вв. В это время развернули в стране свою деятельность несколько суфийских орденов. В Делийском султанате официальным языком становится фарси (персидский язык),как это было во многих государствах Средней Азии. В 1210 году Кутб уд-дин умер, упав с коня. Тюркская знать посадила на престол его раба – гуляма, правителя области Бадаун Шамс уд-дина Илтутмыша (1210-1236 гг.). в 1225 году его войска вторглись в Лакхнаути, столицу Бенгалии, вынужденного согласиться на уплату дани. В 1232г. Шамас уд-дин Илтутмыш захватил Гвалиур, а спустя 2 года Бхилсу и Уджжаин. Военные предприятия Шамас уд-дина привели к некоторой консолидации феодальной знати и к относительному усилению султанской власти этому способствовала и политическая обстановка, связанная с угрозой монголов, появившихся в Индии впервые в 1221 году. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 году султан Дели получил инвеституру-признание в качестве такового от Багдадского халифа. На момент Илтутмыша появилось имя халифа. Оно красовалось на монетах Делийских султанатов. После его смерти начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами, известными как малики шамси. Новоявленные ханы называли себя чихильгани (перс., букв. «сорок»). Из-за их постоянного соперничества в государстве воцарилась анархия: в течение 10 лет, последовавших за смертью Шамс уд-дина, делийский престол занимали 4 его приемника. Трое из них стали жертвами заговоров. Положение в государстве осложнялось набегами монголов. В 1246 году на султанский престол в Дели был возведен Насир уд-дин Махмуд, младший сын Илтутмыша. Секрет его долгого правления, продолжавшегося до 1265 года, заключался в том, что султан довольствовался номинальной властью, реальная же принадлежала его регенту. Смерть султана принесла корону его влиятельному временщику. Период правления Гийас уд-дина Балбана (1265-1287 гг.), прошел в борьбе за укрепление султанской власти и подчинению могущественных тюркских феодалов, в частности непокорных правителей Северо-Западной Индии. Он тщательно оберегал феодальную корпоративность, препятствуя проникновению ко двору представителей торговых слоев. Дели в годы его правления значительно разросся. Установление в Северной Индии в XIII веке власти пришлой мусульманской военно-феодальной знати имела результатом определенные изменения в структуре господствующего феодального класса. Верхний эшелон его, представленный военной знати, завоевателями и мигрантами, противостоял местному населению и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не столько вытесняла местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессе завоеваний часть местных феодалов-индусов, оказавших сопротивление Газневидам, гуридам и первым султаном Дели, была истреблена или потеряла свои владения. Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Однако подавляющая часть земель оставалась за прежними владельцами при условии выплаты дани и несения службы. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символом признания своей вассальной зависимости от новых правителей. И все же местные феодалы и феодализирующиеся элементы проявляли естественное упорство в стремлении отстоять свою независимость. Большая часть захваченных мусульманскими военачальниками территорий в Северной Индии поступила в фонд земель халиса, которыми распоряжался, согласно шариату, верховный правитель-султан. Львиная доля этих земель оказалась во владении ханов, маликов, эмиров, получавших от султана икта –обусловленное службой пожалование. Владельцы икта были известны как мукта , что буквально означает «имеющий икта». Хотя в икта жаловалась сама земля – населенные деревни, доли деревень, небольшие города, равно как и целые города и даже области, - владелец его не имел права распоряжения ею. Его прерогативы ограничивались правом присвоения в свою пользу части налагаемого государством поземельного налога – хараджа. Поступая в пользу пожалованного лица, эта часть налога имела тенденцию превратиться в частную феодальную ренту. В источниках начала XIV века упоминается «доля мукта», которая противопоставлялась «доле казны». « Доля казны» называлась иногда фавазил («излишки»), т.е. оставшееся после отчисления доли владельца икта. Формально икта не был наследственным владением. Держтели его часто смещались ,т.к. получали новые пожалования. Его пытались превратить в наследственное держание, не обусловленные службой земельное владение, известное как милк («собственность, владение»). С этой тенденцией пытался бороться Гийс уд-дин. Ознакомившись со списком иктадаров , Гийс распорядился предоставить пенсии (идрар) старым и немощным служилым, определенное довольствие - вдовам и малолетним сиротам, а икта их изъять. Деревни следовало утвердить лишь за теми, кто нес службу, соответствующую пожалованию. Распоряжение султана вызывало недовольство старых иктадаров и их потомков. Гийс был вынужден отменить свои приказы и и возвратить деревни престарелым иктадарам и их детям, которые, таким образом, с успехом оспорили у султана его декларируемое шариатом право собственности на все земли государства. Можно полагать, что несмотря на войны и мятежи , сельская экономика в XIII в. функционировала достаточно успешно, чтобы создаваемый в рамках ее прибавочный продукт удовлетворял потребности численно возросшей в Султанате с мусульманским завоеванием феодальной знати. Видимо, политические катаклизмы XIII в. не коснулись достаточно замкнутого мира индийской сельской общины, о которой историки XIII в. хранят полное молчание. К концу XIII в. борьба тюркских маликов за преобладание в Делийском султаната подорвала их могущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальной знати, возглавляемая тырками-хиджи. Стоявший во главе этой группировки Джалал уд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 году короновался султаном Дели, положив начало правлению династии Хильджи. Вскоре против него был организован заговор, во главе которого стоял соплеменник и зять Джала уд-дина – Ала уд-дин Хильджи. Предательски убив в 1296 году султана, он надел корону на собственную голову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательную политику. Именно в правление Ала уд-дина(1296-1316) правящей в Султанате верхушке удалось наладить регулярное поступление поземельного налога – хараджи. Размер его на землях предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой. Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налог взимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установлен строий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Земледельцам (раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, оставшееся после уплаты хараджа. Его сын , Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца . Он возвратил конфискованные в халиса деревни и затем улемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников- маликов. Вскоре он был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Захватив власть, Хосроу-хан не сумел удержать ее. Затем победитель, захватив власть ( из тюркской группировки военно-феодальной знати), вступил на престол под именем Гийас уд-дина(1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцать представителей ее находились у власти до начала XV в. В 1325г. он оказался погребенным под обломками деревянного павильона, построенного в честь празднества. Его сын Джауна-хан получил в наследство огромное государство. В 1351 году он умер от приступа лихорадки. И тогда знать возвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) под именем Фируз-шаха (1351-1358). Фируз-шах отменил все поборы, не дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил. Он попытался вернуть некоторые утраченные территории. Некоторые князья признали свою вассальную зависимость от султана, но Бенгалию ему захватить не удалось. В течение своего долгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников и приближенных. В 1388 году он умер. Последним из Туглаков вступил на престол Насир уд-дин Махммуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 году от Дели отпали земли по среднему течению Ганга. Усилие центробежных тенденции имела в основе своей рост могущества феодалов – мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства, поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. С одобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились в иммунитетные в налоговом отношении владения. Служебное землевладение, свободно е от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати, назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениями религиозных учреждений и представители духовного сословия. Организованному феодальному разбою противостояла община как форма организации землевладельческого населения. Можно предполагать что в Индии в XIVвеке существовали различные типы общин от родовой до сельской. Но преобладающим типов была кастовая община как модификация сельской. Верхний слой её был представлен высокими и средними землевладельческими кастами, а низшие слои – неприкасаемые. Землевладельцы в своеобразном своде законов, составленном во второй половинеXIV века, рассматриваются как собственники земли, которая может переходить от одного налогоплательщика к другому путем купли-продажи. Община включала различные не только имущественные, но и социальные группы. Думается, что все попытки ограничения прав общинной верхушки не могли приостановить процесса её феодализации, превращения в низшее звено феодального класса и феодальной государственной администрации. Однако процесс этот не был завершен в XIV веке, поэтому общины оставались очагами сопротивления феодалам, хотя кастовая и социальная стратификация общин снижала её антифеодальные потенциалы. Расправы не снимали социальной напряженности это вынуждало феодальные власти маневрировать, идти на уступки – снижать один, упразднять другие налоги, что обеспечило относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Не смотря на существование среди торгово-ремесленного населения города различных имущественных, кастово-прфессиональных и кофессиональных групп, оно в феодальном обществе представляло некую социально-экономическую общность. Это определялось тем, что ремесленники и торговцы были носителями товарно-денежных отношений, и те и другие имели относительно феодалов низкий социальный статус, политически были бесправны. Тенденция к феодализации части купечества несколько ограничивала, но не исключала антифеодальных потенций этого социального слоя. Последние обнаружили себя в учениях бхакти, ставших идеологией городской торгово-ремесленной оппозиции в XV – середине XVI веков. Особенностью города являлась многочисленность непроизводительного населения. Это связано с «абсентеизмом» феодалов в деревне. В столице и центральных областей и окригов они проживали вместе со своими наемными отрядами, многочисленными домочадцами, челядью, включая рабов. Город как и деревня, испытывал на себе гнет феодалов. Кроме «законного налога» с торговцев и ремесленников – закята, ровнявшегося 2,5% стоимости продаваемого товара, чиновники в Делийском Султанате облагали их большим числом налогов и повинностей. В 1398 году на берегах Инда появились полчища Тимура. Превращая в « кучи золы и мусора» города и крепости, Тимур прокладывал путь к Дели. 17 декабря на берегу Джамны между его войском и силами Насира уд-дина произошло сражение. Султан бежал из Дели. Оставаться в разграбленном и опустошенном городе не имело смысла. 1 января1399 года войско начало движение в северном направлении. В Дели же в течении двух последующих месяцев после ухода Тимура, по словам историка, «даже птица не пошевелила крылом». Нашествие Тимура на Индию нанесло удар власти правителей Дели из династии Туглаков и привело к торжеству феодальной раздробленности и анархии. Политическая карта Северной Индии и Декана в XV в. отличалась чрезвычайной пестротой. В Дели после ухода из города орд Тимура возобновилась борьба за власть между отпрысками династии Туглаков . В1414году Хизр-хан предпринял успешный поход на Дели, положив начало правлению династии Сайидов, хотя сам Хизр-хан официально не короновался султаном. Его власть распространялась на область Дели, двуречье Ганга и Джамны и Пенджаб. Сын Хизр-хана Мубарак-шах в течение ряда лет так же не принимал титул султана, не чеканил монеты на свое имя и продолжал платить вассальную дань тимуридскому правителю Кабула. В 20-х годах XV в. Мубарак-шах предпринял несколько походов против феодалов-индусов Двуречья и некоторых других, близлежащих к столице областей. В результате заговора мусульманской знати Мубарак- шах был убит в1434году. Затем Шах Алама пал жертвой еще одного заговора , принесшего корону Бахлул-хану(1451г.).
Бахлул(1451-1489), придя к власти чтил многие обычаи, он был прост в обхождении, не терпел пышности при дворе. Считаясь с притязаниями афганской знати и других мусульманских военачальников, он раздавал им щедрые земельные пожалования. Время его правления прошло в завоевательных войнах, в результате чего многие раджи, и мятежные эмиры выразили Бахлулу свое повиновение. Его сын Сикандар – шах Лоди (1489- 1517) пошел на дальнейшие уступки феодалам, освободив их от опеки государственного фиска , по существу, отказавшись от доходов государства на пожалованных территория. Одновременно он пытался держать в подчинении наместников и вассальных князей, создал довольно четко действующую службу информирования. В 1504году Агра стала на ряду с Дели резиденцией султана и одновременно удобной стратегической базой для военных предприятий против некоторых феодалов двуречья Ганга и Джамны. Большим влиянием при Сикандаре пользовались афганские военачальники. Их притязания пытался обуздать наследник Сикандара Ибрахим – шах Лоди (1517-1526). Многие могущественные эмиры потеряли при нем земельные владения и влияние. Но ни победы султана в походах против князей, ни жесткие расправы его с непокорными не способствовали прекращению мятежей феодалов. Ибрахим –шах был разбит в битве при Панипате Бабуром, ставшим в Идии основателем новой династии – Моголов. Власть Делийских султанатов на декане южнее гор Видхья не была долговечной. Основатель династии, Абу Музаффар Ала уд-дин Бахман, Бахманидов своей столицей сделал Гупьбаргу, переименовав её в Ахсамабад. На протяжении своей истории Бахманидский султанат вел войны с соседним южно-индийским государством Виджаянагара. Яблоком раздора между ними было богатое двуречье Кришны и Гунгабхадры. Это война для Бахманидов осложнялась внутренними неурядицами – соперничество двух феодальных группировок: Декани – мусульманская знать и потомки давних поселенцев мусульман на декане, они были Суниты; Афаки (чужеземцы) они были Шииты. Противостояние приняло форму религиозной вражды. Также Бахманидский султанат вел борьбу с грозным противником – Мальвой. Последние десятилетия XV – и начала XVI веков – время территориального распада Бахманидского султаната. Относительно сильным государством в XV – в начале XVI вв., был Гуджаратский султанат. В XIV веке он входил в состав Делийского султаната. Музаффар-шах I (1407-1411 гг) основал династию Танк, известна также как Ахмад-шах, по имени его внука и приемника Ахмад-шахи (1411-1442 гг.). Его правление проходило в борьбе с местными феодалами, так как в раджпутские владения вторглись, на полуострове Кат-Хиавор, Ахмад-шах вынудил признать его сюзеренитет. Часть наследственных владений князей – раджпутов была отобрана в Халиса, а затем роздана военачальникам и войнам в качестве служебных держаний. В 1411 году лишь только вступив на престол Ахмад-шах основал Ахмадабад – столицу. Могущества Гуджаратский султанат достиг при внуке Ахмада-шаха, Махмуд-шехе Бегара (1458-1511 гг.). Власть султаната укрепилась в результате борьбы с независимыми феодалами. Его правление описывают как «беспримерного процветания». Феодальные войны в конце XIV – начале XV вв., сопровождались разорением деревень и городов. Значительная часть богатств созданных трудом земледельцев и ремесленников, а также доход от торговли концентрировались в руках представителей феодального класса. Основа их власти – феодальная земельная собственность. Характерной чертой её развития в XV веке была «приватизация земельной собственности» при одновременном резком сокращений фондов доменных земель халиса, путем завоевания султанами новых земель и одновременно раздача их своим служащим. Служилые земельные держания историк, писавший в 30-х годах XV века, называет–икта. Со второй половины XIV века икта становиться долгосрочной, затем пожизненной и даже наследственным владением. Долгосрочная и наследственная икта в Делийском султанате преобладают во второй половине XV века. В XV веке многие служилые пожалования становятся владениями, пользующееся правом налогового иммунитета. Владельцы икта назначали пожалованные им территории своих уполномоченных и управляющих, передавали часть своего имения в держание собственным слугам и подчиненным. Аналогичный процесс происходил и на Декане, в частности и в Бахманидском султанате. В Гуджарате принцип наследования феодальных пожалований зафиксирован в указах местных султанов. Тем не менее, не малое число вотчинников продолжало владеть своими наследственными землями, не признавая зависимости от правивших султанов. Кроме владельцев икта в XV веке существовали различные категории феодальных владений: земли храмов и мечетей, земли отдельных представителей индусского жречества и мусульманского духовенства, придворных поэтов, историков, купцов и других горожан и сельских старшин. Эти земли называли милк (собственность, владение). В отличие от икта они не были обусловлены службой, передавались по наследству и отчуждались путем продажи. Источником милка могли быть пожалования, возделывание нови, наследственность и купля-продажа. Размер его уступали икта. Все категории феодальной собственности характеризовались тем, что земля не принадлежала исключительно одним лицам. Иерархия отношений личного господства и подчинение как между самими феодалами, так и между ними и непосредственно производителями, составляющими характерную черту отношений феодальной собственности, над которой надстраивались социальная и политическая структуры общества. Служилые получали со своих владений денежной довольствие; дополнительно к нему султан выплачивал жалование в деньгах. В Делийском султанате в начале XVI века стали преобладать денежные платежи. В начале XVI века Индия была политически раздробленна. На Декане в процессе распада некогда крупного и могущественного государственного образования – Бахманидского султаната, возникли несколько более мелких государств. Политическая раздробленность была характерна, возможна, в еще большей степени для Северной Индии. Некоторая стабильность наступила после захвата власти Сайидом Хусейн-шахом (1493-1519), который подчинил себе ряд территорий в результате войн с Ориссой и Ассамом. В Кашмире правила мусульманская династия основанная еще в XIV веке Шах-мирзой. В начале XVI века Кашмир оставался в значительной мере изолированной от других частей Северной Индии, что определило его специфические черты развития. Богатая земледельческая область Малва находилась в 30-е годы XV века под властью династии тюрков-хильджи, подчинивших себе местных раджей и князей. «Заповедником» индусского феодализма был Раджастан. Здесь существаволо одновременно несколько княжеств, где правили князья из подчиненных раджутских кланов. Делийский султанат в начале XVI века оставался одним из значительных государств в Северной Индии, хотя пределы его были гораздо скромнее, чем прежде в XIV веке, когда они охватывали значительную часть острова Индостан. Султанат теперь включал Панджап, область Дели и двуречье Ганга и Джамны. Однако часы истории уже отсчитывали последние годы правления Делийских султанов. В 1517 году на престол вступил сын Сикандар-шаха Ибрахим-шах Лоди (1517-1526 гг.). Это было время когда могущество Афганских эмиров достигло своего апогея. Основатель династии Лоди Бахлу-шах (1451-1489 гг.), был вынужден свято чтить традиции племенного быта Афганцев. Но его внук Ибрахим-шах был молод и решителен. Он бросил вызов Афганской знати, отказавшись от «демократических» традиций патриархальной организации и быта афганцев в пользу принципов монархической власти. Мятежи некоторых представителей этой знати ставили своей целью возвести на трон брата ненавистного шаха. Афганские эмиры Ибрахим-шаха, движимые ненавистью к заносчивуму султану, вступили в переписку с установившим свою власть в Кабуле тимуридом Захир ад-Дином Мухаммадом Бабуром, призывая его избавить знать от тирании Ибрахима и обещая ему свою поддержку и легкую победу. После нескольких неудачных попыток Бабур отчаялся взять реванш в Средней Азии, и устремил свои взоры на Восток – на Индию. Войско Бабура прокладывало себе путь к Дели по Панджабо- Харьянской равнине, тянущейся словно коридор, к востокуи сливающейся с равниной Ганга. Панджаб оказался довольно легкой добычей, поскольку 5 рек, давших названое самой области («Панджаб» – перс. «пятиречье»), в зимний сезон мелели, и во многих местах можно перейти вброд. Решающее сражение между силами Ибрахима и силами Бабура произошло 21 апреля 1526года. Делийский султан был наголову разбит войском Бабура. Так завершилась история Делийского султаната, и была основана династия Моголов. Границы владений Бабура простирались теперь с запада на восток от р.Атток до Бихара. Далее и большая часть Северной Индии , включая практически всю долину Ганга, оказалась под его властью. Завоеванные земли он раздавал своим сподвижникам – военачальникам и приближенным. Получившие в качестве ваджаха (пожалование) города и округа должны были с каждого лакха (100 тыс.) дохода выставлять сотню всадников. Перед смертью(1530) Бабур разделил свои владения между сыновьями. Хумаюн – старший сын , ему достался Хиндустан, младшие братья получили Панджаб, Кабул, Кандагар. Состоящий на службе у Бабура Шер-хан, был не слишком верен ему. Поэтому, после смерти султана он приступил к завоеванию страны. В итоге Хумаюн бежал, оставив свою армию, а Шер-хан короновался под именем Шер-шаха Сура (1540-1545). Все его правление прошло в войнах, однако, Шер – шах был также способным администратором. Центром его государства Был Дели, который в дни правления Шер-шаха простирался с севера на юг не менее чем на 15-16 км. Шах погиб при штурме крепости Каланджар. Сын его так же вскоре погиб. В связи с этими событиями аюганские военачальники начали между собой воуну за престол. Воспользовавшись сложившей ситуацией, Хумаюн, поддерживаемый иранским шахом, вновь завладел Дели и Агрой. Но в 1556г. Хумаюн умер.
Приближенные совершили церемонию введения на прстол его тринадцатилетнего сына Акбара. Опекуном к нему был пристовлен военачальник и поэт Байрам – хан. Самоуправством и деспотизмом Байрам-хана Акбар тяготился, и в 1560г., будучи семнадцатилетним юношей, объявил о решении править самостоятельно.
Власть Акбара первоначально не выходила за пределы двуречья Ганга и Джамны и облисти Дели- Агра. Однако еще в период регенства Байрам – хана Были завоеваны Гвалияр, Аджмер, Джаунпур, Малва. Позднее без Акбару подчинился раджа Амбера. В 60-х гг. были завоеваны раджпутские княжества Гондваны и сильные крепости Читор и Рантхамбхор в Раджпутане.
В 1572г. Акбар вторгся в Гуджарат. Музаффар – шах IIIвыразил ему свою покорность, за что ему было назначено пожизненное содержание. Продолжив завоевания, в 1574-1576гг. он подчинил своей власти Бенгалию,Находившуюся дотоле во власти афганских вождей. Государство Акбара включало на востоке Бенгалию, Ориссу, на западе простиралась до Кабула и Кандагара. На севере а него входили Кашмир , на северо-западе – Синд. Свою столицу Акбар перенес сначала в Агру, затем в 37км. От нее он основал город-крепость Фатехпур – Сикри, которая стала его новой резиденцией.
Основным направлением внутренней политика Акбара было укрепление власти падишаха. Ему представлялись все дела, имеющие отношение к крупным назначениям , пожалованиям, налогам; особый день отводился для судопроизводства. Злом, подрывавшим власть монарха, Акбар считал своеволие и мятежность подданных . Дабы покончить с этим , он задумал лишить эмиров и прочих представителей военной знати источников их влияния Богатства, а именно обусловленных службой земельных владений – джагиров (ранее икта). Вместо джагиров служилые, согласно падишахскому указу от 1574г. , должны были получать денежное жалование, а налоги с деревень и округов передавались откупщикам – куруриям ( букв. «десять миллионов») , которые должны были посылать их в падишахскую казну, подобно налогам с земель халисе. Но острое недовольство бывших джагиров и мятежи вынудили его отказаться от реформы. Однако он решил упорядочить ее , с тем чтобы джагирдары – военачальники содержали наемные войсковые контингенты, по численности соответствующие доходу с пожалованной территории. С этой целью он сделал обязательным клеймение коней , чтоб джагиры при инспекциях не могли обмениваться ими. Кони должны были по своим физическим данным соответствовать принятым нормативам. Армия была наемной. Численность отряда определялся мансаб (ранг) джагирдара. По принятой Акбаром системе мансабдарства – рангированной структуре , включавшей как военных, так и лиц, занятых в административной системе все служилые разделялись на 3 категории. Обладатели высших мансабов – «10, 8, 7 тысяч» - были принцы крови. Следующая группа- мансабдары , имевшие чин от «5 тысяч» до «200» ( их примерно 412 человек); их именовали эмирами . Подавляющее большинство мансабдаров (1400 чел.) имели мансабы от «150» до «10». Ряд изменений был и в практике налогообложения. В большинстве областей налог переводился в денежную форму. Но он оказался обременительным для землевладельцев, и ввергая их в сферу товарно-денежных отношений, приводил к установлению зависимости от купцов-перекупщиков и ростовщиков. Одновременно вводился ряд правил, направленных на упорядочение налоговой системы и сбора налога. Размер его ставился в зависимости от категории земельного участка. С земель, возделываемых из года в год (поладж) , он составлял 1/3 урожая, с лежащих один-три года под паром(чачар) и вновь возделанной целены (банджар) налог был значительно ниже. В зависимости от выбора налогоплательщика размер налога устанавливали тогда, когда урожай стоял на корню , или после сбора урожая, или путем обмера полей. Учитывая злоупотребления чиновников при обмере полей, производившемся с помощью веревки, которую можно было в мокром состоянии удлинить или, высушив, укоротить, Акбар приказал использовать бамбуковый шест, скрепленный железными кольцами. При обложении учитывались урожайность последних 10 лет и рыночная стоимость земледельческих продуктов. Налог был весьма обременительным, и его не редко собирали с помощью войска.
Покровительствуя торговле, важному источнику доходов государства, Акбар издал ряд указов об унификации системы мер и весов, а также денежных едениц со стандартным содержанием золота и серебра.
В правление Акбара политическая раздробленность предыдущего периода исчезла. Принципам религиозной политики провозглашался «всеобщий мир», подразумевающий мирные отношения между последователями всех религий, за которыми в равной мере признавалась истинность.
Уже в 1563 году Акбар отменил дававшую казне большой доход джизью с поломников-индусов, а вскоре вообще упразднил этот подушный налог со всех иноверцев. Столкнувшись с неодобрением мусульманского духовенства, он восстановил джизью и повторно отменил лишь в начале 80-х гг. В соответствии со своими религиозными исканиями в 1575 году в столице Фатехпур-Сикри Акбар учредил «Молитвенный дом» предназначенный для религиозных диспутов. В 1578 году здесь начали приглашать приверженцев других религий. А с 1580 года Акбар стал появляться на официальных приёмах с кастовым знаком на лбу, со шнурами, украшенными драгоценными камнями, на кистях рук, как это было принято у брахманов. Тогда же, в знак уважения религиозных чувств индусов, он запретил убой коров и употребление в пищу говядины. При дворе отмечались индуистские праздники. В том же году представители мусульманской ортодоксии-улемы издали фетву (религиозные предписания), объявляющую Акбара еретиком, недостойным управлять мусульманским государством и поэтому низложенным. Под знамёна ортодоксии встали также многие мятежные феодалы Панджаба и Бенгалии, объявив о своей приверженности младшему, сводному брату Акбара, его наместнику. Акбар с трудом подавил восстание. В 1582 году при дворе была торжественно провозглашена «божественная религия», эклектически соединившая в себе положение различных религиозных учений. Утопичность концепции религиозного единства предопределило неудачу религиозной политики Акбара. Широкое распространение получило социокультурное явление бхакти . Проповедники и последовали бхакти отвергали религиозную обрядность и миссию священнослужителей как посредников между Богом-Абсолютом и человеком. С прповедью идей бхакти в период правления Акбара, выступили Шри Чайтанья в Бенгалии, Даду – в Раджастхане и другие.
17-го октября 1605 года Акбар скончался. Старший сын Акбара – Салима, ещё в 1601 году обосновавшись в Аллахабаде, вёл себя как независимый правитель, раздавал джагиры и издавал свои фирманы. Спустя насколько дней после смерти Акбара, Салим вступил на трон в Агре, приняв имя Нур уд-Дин Муххамад Джахангир-падишах Гази (1605 – 1627гг.). Вскоре по вступлении на трон, он отменил многие нововведения Акбара, в частности отражавшие политику веротерпимости. Это вызвало недовольство индусов-военачальников. При поддержке одного из них восстал Хосроу, старший сын Джахангира. Его мятеж вынудил отца прекратить начатые военные действия против правителя Мевара Амар Сингха, одного из самыж могущественных независимых ражпутских владетелей, и заключить с ним мир. Только в 1608 году военные действия возобновились, не принеся, однако, ощутимых результатов. Параллельно с операциями против Мевара военные действия были начаты против независимых афганских военачальников в Бенгалии, что привело к полному их разгрому и подчинению. Войны в Декане ослабили позиции Джахангира на западе, в Афганистане.
В 1627 году умер Джахангира. На престол вступил его сын Хосроу (1628-1658 гг.), короновавшийся под именем Шах-Джахан. Крупным успехом его было изгнание обосновавшихся в конце XVII века в Бенгалии, в Хугли, португальцев (1632 г.), превративших этот небольшой городок в крупный торговый центр. Напротив, неудачным оказались компании по захвату Балха и Бадахшана (1636-1646 гг.) Против султана Декана была направлена из Дели большая армия. Правители Голконды и Биджакура признали верховную власть Шах-Джахана и согласились на уплату дани. Наместником деканских владений шах назначил своего сына Аурангзеба. С согласия отца в 1657 году Аурангзеб вторгся в Биджапур, который затем отошёл к Моголам.
Шах Джахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управления государством. Внезапная его болезнь вызвала кровопролитную борьбу за власть между четырьмя его сыновьями. В этой борьбе погибли три брата Аурангзеба. В 1668 году Шах-Джахана умер заточенный в крепость Агра.
В противоположность отцу Аурангзеб был склонен к аскетичному образу жизни. Он запретил столь обширные при дворе музыку и танцы, как и употребление спиртных напитков и наркотиков. Был издан указ на запрет сеять на коронных землях наркотические растения. В 1679 году, дабы «покончить с неверными», Аурангзеб восстановил джизью, это оскорбляло достоинство индусов, но зата давало казне огромные доходы. Это вызвало волну недовольства в разных общественных слоях. В последние десятилетия XVII века Могольскую империю сотрясали мощные массовые движения. Правление Аурангзеба проходило в бесконечных войнах и карательных походах, во время одного из которых он погиб.
Общественный строй Индии в средние века был феодальным. Основу его составило самостоятельное мелкое хозяйство крестьян, у которых взимались частновладельческая и централизованная ренты ( в виде государственного налога). Оба класса – крестьянство и феодалы были неоднородными. Грань между ними была стёрта, существовало множество смешанных и промежуточных статусов.
Характерная черта средневекового индийского общества – сложные переплетения социальных кастовых градаций. Каста – эндогамная экстерриториальная социальная группа, осознающая свою общность. В аграрном обществе Индии к наиболее важным, ритуально чистым кастам принадлежали те, кто владел землёй и занимали определенное положение в структуре власти. Арендаторы на общинных и частновладельческих землях находились в феодальной зависимости. Общинники, имевшие право владения и распоряжения землёй могли выступать как мелкие феодалы, получатели ренты от наследственных и ненаследственных арендаторов.
Общины состояли из индивидуальных или больших семей, объединенных в кастовые группы, они также использовали труд низкокастовых рабочих. Преобладающим типом была соседская. Территориальная община представляла собой интегральную часть феодального общества. Община была миром, в котором жил индивид, единственным полем его духовного контакта и получения информации. Функции общины состояли в: организации производства, регулировании землепользования, упорядочивание налогообложения, обеспечение своего социального доминирования, организация вооружённого сопротивления.
При Моголах кастовые общины городских ремесленников и торговцев находились в подчинение феодальной администрации города. Фискальная администрация Моголов проникала в корпоративную структуру городских общин, присваивала или дублировала некоторые функции городских кастовых общин. Могольская империя была государством типо феодальной деспотии, не знавшей сословного представительства и выборных органов. Государство определяло размер и форму ренты земель халиса. Уплата ренты как и возделывание земли были обязанностью землевладельцев-крестьян. Помимо ренты с земледельцев взимали разнообразные дополнительные поборы (примерно 16). Отсутствие в Индии широких масштабов барщинного хозяйства во многом обусловило отсутствие крепостного права как юридически оформившегося института.
Таким образом, история доколониальной Индии представляет собой историю становления и развития феодальной формации . Историк Медведев предлагает следующую периодизацию истории Индии в и средневековье.
I. Первая стадия раннего феодализма с преимущественно государственной эксплуатацией («древнефеодальное» общество) на большей части Северной Индии и в ряде областей Деканского п-ва. Около VI-V веков до н.э. – III в. н.э.
II. Вторая стадия раннего феодализма, характеризующаяся массовым формированием частного феодального землевладения на большей части Индии – Примерно IV- VIIвв. 1. Развитой феодализм на большей части территории Индии. – Примерно VIII- XVIII вв. 1.1. Первая стадия развитого феодализма. – Примерно VIII-XVIвв. 1.2. Вторая стадия развитого феодализма ( прервана колониальным завоеванием). – XVII- XVIIIвв.
Как и всякая периодизация , эта схема в значительной степени условна, прежде всего потому, что исторический процесс непрерывен.
План
I. Введение (1-3)
II. Зарождение феодализма(4-8) III. Раннее средневековье(9-11)
IV. Зрелое средневековье (12-13)
V. Позднее средневековье (14-15) 1.Реформы Акбара (16-18) 2. Последователи Акбара (19)
VI. Заключение (20)