Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг.

Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг.



План

 

1.                 Югославия в первые послевоенные годы. 1945-1950

2.                 Югославия в условиях самоуправленческого социализма. 1950-е - конец 1980 гг.

3.                 Югославия в системе международных отношений. 1950-е - конец 1980-х гг.

4.                 Культура Югославии

5.                 Распад СФРЮ (1989-1991)

 


1.                Югославия в первые послевоенные годы. 1945-1950


Окончание войны с оккупантами и их пособниками одновременно означало и победу начавшейся еще в ходе народно-освободительной борьбы революции, приведшей к коренным изменениям в общественно-политической и экономической жизни Югославии. Ее история сложилась в 1941-1944 гг. таким образом, что только КПЮ и руководимые ею партизаны вели бескомпромиссную борьбу за освобождение и возрождение страны на новых основах. Это обстоятельство и благоприятные для них внешнеполитические условия, связанные с возросшей международной ролью СССР, обеспечили коммунистам полное преобладание в политической жизни на завершающем этапе войны.

Доминирование коммунистов было закреплено преобразованиями первых послевоенных месяцев. В августе 1945 г. проходило заседание 3-й сессии АВНОЮ. В ее работе приняли участие и депутаты предвоенной скупщины, не запятнавшие себя сотрудничеством с оккупантами, что позволило придать законность органу революционной власти и преобразовать Антифашистское вече во Временную народную скупщину.

Временная скупщина подтвердила решения 2-й сессии АВНОЮ, приняла ряд законов, в том числе об аграрной реформе, основанном на принципе: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, о национализации рудников и др., а также решение о проведении выборов в Учредительную скупщину, которая должна была определить будущий характер государства. Это решение вызвало шквал протестов оппозиции и эмиграции. Но великие державы оставили их без внимания.

На прошедших в ноябре 1945 г. парламентских выборах кандидаты Народного фронта, руководимого КПЮ, получили, по официальным данным, 90% голосов избирателей и поддержку предложения о преобразовании Югославии в республику.

29 ноября 1945 г. состоялось торжественное открытие Учредительной скупщины. Она приняла закон о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), подтвердила законодательные акты, принятые АВНОЮ и временной народной скупщиной. КПЮ добилась подтверждения легитимного характера новой власти и проводимого ею политического курса.

Новая обстановка в стране склонила многих деятелей оппозиции, в том числе и И.Шубашича к эмиграции из страны, другие сошли с политической сцены. В стране фактически утвердилась однопартийная система.

Проведенные по инициативе коммунистов коренные перемены в общественной и хозяйственной жизни народов Югославии были закреплены конституцией, которая была принята Учредительной скупщиной 31 января 1946 г. после всенародного обсуждения ее проекта. ФНРЮ провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

Согласно конституции, в состав ФНРЮ вошли 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (она включала в свой состав автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория. В соответствии с основным законом Югославии всем ее гражданам гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы. Главной формой собственности объявлялась "всенародная".

Высшим органом законодательной власти объявлялась Народная скупщина, состоявшая из двух палат: Союзного веча и Веча национальностей. Скупщина избиралась на четыре года в ходе прямых, всебщих, равных выборов при тайном голосовании. Парламент наделялся и контрольными функциями, поскольку федеральное правительство было ему подотчетно. Власть на местах принадлежала народным комитетам. Таким образом происходило соединение традиционного парламента и органов революционной власти, сформировавшихся во время войны. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство, что стало важным этапом в самоопределении населявших их народов. Основной закон ФНРЮ, во многом подобный конституции СССР 1936 г., стал официальной правовой основой для дальнейшего развития социалистических отношений.

В своей внутренней политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать экономически развитые государства мира. И не только достаточно привлекательный с точки зрения цивилизационного рывка пример Советского Союза, но и объективная экономическая отсталость страны, аграрное перенаселение, военные разрушения, в том числе и большинства промышленных предприятий. Война и оккупация нанесли хозяйству Югославии не поддающийся точному учету урон. Будучи и до войны одним из наиболее отсталых государств Европы, Югославия после войны лежала буквально в руинах. 3,5 млн. человек остались без крова, было разрушено 40% промышленных предприятий и половина железнодорожных путей. Естественно, что первоочередной стала задача восстановления народного хозяйства. Опираясь на энтузиазм народных масс, особенно молодежи, используя советскую помощь, в том числе и специалистами, руководство КПЮ сумело наладить восстановление экономики. К 1947 г. удалось достигнуть довоенный уровень промышленного производства.

Одновременно велась разработка программы ускоренной индустриализации. Планировалось за две-три пятилетки превратить Югославию в индустриально-аграрную державу. Необходимые для этого средства должна была дать национализация основных средств производства, банковско-кредитной сферы, транспорта и торговых предприятий оптовой и значительной части розничной торговли, проведенная в соответствии с принятым скупщиной в декабре 1946 г. законом.

Демократические законы об аграрной реформе послужили юридической основой для конфискации земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Больше всего земель перешло в распоряжение государства в Славонии и Воеводине, особенно в Банате, коренное немецкое население которого после войны было практически полностью депортировано в Германию. Конфискованные земли передавались в собственность малоземельным крестьянам, в том числе переселяемым сюда колонистам из неплодородных районов Черногории, Далмации и др. районов, потерявшим во время войны кров и имущество, а также участникам народно-освободительной борьбы. Часть земель пошла на создание социалистического аграрного сектора - государственных имений, государственного лесного фонда, а также передавалась кооперативам (задругам).

В апреле 1947 г. Народная скупщина утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства. Основными его задачами стали: ликвидация экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение социалистического сектора экономики, подъем жизненного уровня трудящихся. Задания первой пятилетки первоначально выполнялись успешно. В промышленности к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень. Успешно развивались экономические отношения с СССР и другими странами советского блока. На их долю приходилось в этот период более половины внешнеторгового оборота ФНРЮ.

Югославия явно лидировала среди других государств Центральной и Юго-Восточной Европы по темпам и глубине социально-экономических и политических преобразований по советскому эталону. Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между советским и югославским руководством, последующий разрыв отношений между двумя странами не только помешали успешному выполнению пятилетнего плана, но и внесли существенные коррективы в сам процесс социалистического строительства в Югославии.

Конфликт приобрел открытый, острый характер летом 1948 г., в ходе работы V съезда КПЮ, когда советское руководство попыталось открыто , в грубой форме навязать свою волю югославским коммунистам и склонить их к устранению И.Тито и его сторонников из руководства партии. Отказ делегатов съезда подчиниться диктату Москвы повлек за собой полное прекращение политического, экономического и военного сотрудничества с ФНРЮ Советского Союза и других стран народной демократии. В первое время югославские руководители еще не теряли надежды на нормализацию отношений, на выяснение недоразумений путем обмена мнениями. Поэтому они, как и руководители других стран советского блока, перешли к еще более форсированному строительству социализма по советскому образцу. Была проведена национализация остатков частной собственности в экономике, осуществлено почти полное кооперирование сельского хозяйства, усиливались репрессии против всех несогласных с социалистическим выбором. Но позиция Сталина оставалась непреклонной.

Оказавшись изолированными от прежних союзников и идейных единомышленников, руководители партии и государства столкнулись с непростой задачей: продолжить марш к социализму, не имея политической и материальной поддержки СССР и стран народной демократии и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства. Альтернативой советской помощи могли стать лишь максимальная мобилизация внутренних ресурсов страны и расширение сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель социалистического строительства оказывалась малопригодной. К тому же следование ей не могло сделать Югославию привлекательной для западных партнеров, находившихся в состоянии "холодной войны" с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих югославским условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

Совершенно естественно, что перемены начались в сфере управления экономикой. Без экономического подъема коммунистам трудно было удержаться у власти, несмотря на все их прошлые заслуги перед страной. В 1950 г. Народной скупщиной был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике же контроль КПЮ за их деятельность сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

Трудовые коллективы должны были управлять предприятиями через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения производственных задач и ведения текущих дел членами рабочего совета избирались комитет управления и директор. Директор за свою деятельность отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным. Коллектив предприятия не мог знать все тонкостей производства и сбыта продукции. Исполнение управленческих обязанностей требовало специальных знаний и опыта.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам, а те в свою очередь передали некоторые свои полномочия скупщинам общин. Отменялись пятилетнее планирование и вместо него вводились годовые планы социально-экономического развития. Эти реформы привели к ликвидации большинства федеральных министерств, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге, заметно возросла роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

В начале 50-х гг. югославское руководство отказалось от курса на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, большинство созданных в предшествующие годы производственных кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться экономические отношения с ведущими капиталистическими странами. Начало было положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

После окончания второй мировой войны возрос международный вес новой Югославии. Она стала одним из 50 государств, принявших участие в создании ООН. Международные связи с СССР и другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы развивались весьма плодотворно. С ними были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.

Изменения в экономической и социально-политической сферах жизни Югославии, избравшей путь строительства социализма, практически устранившей все оппозиционные силы, вызвали весьма негативную реакцию США и Англии. Вашингтон отказался вернуть золотой запас Югославского банка. В западной оккупационной зоне Германии была задержана дунайская речная флотилия, угнанная гитлеровцами из Югославии. С началом "холодной войны" бежавшие из страны и ушедшие в подполье усташи и четники стали получать политическую и материальную поддержку западных стран. С большим трудом решался вопрос о более справедливой границе ФНРЮ с Италией. При активной помощи Советского Союза ей были возвращены регионы с преобладанием югославянского населения, отданные Антантой Италии в 1919 г. (полуостров Истрия, г.Риека, часть территории Далмации, Кварнерские острова). Триест и его окрестности, которые до войны принадлежали Италии, были освобождены НОАЮ в начале 1945 г. и на долгие годы стали предметом спора между двумя этими государствами.

Внешнеполитический курс Югославии существенно изменил советско-югославский конфликт 1948 г. Хронологически его возникновение совпало с началом "холодной войны", резким обострением противоборства между СССР и США на международной арене. Состоявшееся в сентябре 1947 г. совещание 9 коммунистических партий в Польше, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ), констатировало распад антигитлеровской коалиции и раскол мира на два противостоящих военно-политических лагеря. Так и не решенной осталась проблема Германии, разделенной на оккупационные зоны. США не собирались уходить из Европы.

В этих условиях, по мнению Кремля, нужна была полная мобилизация и единогласие всех государств, входивших в сферу влияния СССР. Но эти установки не находили полной поддержки у югославского руководства, проводившего в определенной степени автономную политику на Балканах, ответственность за которую Запад возлагал на Советский Союз. Это были, в частности, ввод югославских военных частей в Албанию, помощь греческим партизанам в гражданской войне, озвученная Г.Димитровым в начале 1948 г. идея создания федерации или конфедерации государств Центральной, Юго-Восточной и Южной Европы от Польши на севере до Греции на юге, что таило для СССР угрозу потери влияния в только что созданной им зоне собственной безопасности в Европе.

В феврале 1948 г. состоялся жесткий разговор И.Сталина и В.Молотова с болгарской и югославской делегациями, в ходе которого советская сторона настаивала на полной координации всех внешнеполитических действий своих балканских союзников с Москвой и их полном послушании. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта 1948 г. И.Тито высказал мнение, что отношения между ФНРЮ и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства нужно ориентироваться на собственные силы.

Информация об этом очень скоро достигла Кремля. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Началось долгое выяснение отношений путем переписки, завершившееся принятием совещанием Коминформа в Бухаресте летом 1948 г. резолюции, обвинявшей руководство КПЮ в переходе на позиции буржуазного национализма, в предательстве интересов рабочего класса и социализма. После неудачного обращения к V съезду КПЮ конфликт принял необратимый характер.

Оказавшись в изоляции от СССР и стран народной демократии, югославское руководство сконцентрировало свои внешнеполитические усилия на налаживании добрососедских отношений с государствами Запада и несоциалистическими балканскими странами - Грецией и Турцией.


2.                Югославия в условиях самоуправленческого социализма. !950-е - конец 1980 гг.


На путях развития и совершенствования общественного самоуправления

Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения в народном хозяйстве, в социально-политической сфере были юридически закреплены в конституционном законе, который можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Они стали называться секретариатами. Президентом ФНРЮ был избран И.Тито, а вице-президентом - Н.Ранкович, долгое время руководивший органами безопасности.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скупщина имела 5 палат. Однако вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Изменилось название трудовых коллективов. Они стали называться Организация объединенного труда (ООТ). Были расширены права предприятий. После всех отчислений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились также некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

В ходе внедрения реформы в жизнь выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребление, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

Конец 60-х - начало 70-х гг. характеризуются резким ростом социальной и межнациональной напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов СФРЮ прошли массовые студенческие демонстрации. Особо большой размах они получили в Белграде. "Бездомным студентам - общежития!", "Долой красную буржуазию!" - таковы были лозунги белградских студентов. Сказывалась неравномерность развития отдельных национальных регионов. По всем показателям в сфере экономики, просвещения и по уровню жизни на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово, находившемуся в составе Сербии, большинство населения которой составляли албанцы.

Все послевоенные годы Косово развивалось медленнее, чем любой другой из национальных регионов Югославии. Массовая неграмотность населения, самый большой демографический прирост населения в стране и самая низкая заработная плата - вот наиболее точные характеристики Косово тех лет. Средства массовой информации соседней Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к воссоединению. В ноябре 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городов этого автономного края. Однако в Косово, как ранее и в Белграде, демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы.

Национальная и социальная напряженность, сопутствующая экономической реформе, и протест против сложившейся политической и экономической ситуации с наибольшей силой проявились в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой конституции. Ее статьи предусматривали дальнейшее увеличение прав союзных республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов федерации. Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими обстоятельствами, среди которых было желание хотя бы отчасти ослабить обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Центральная пресса того времени обращала внимание на намерение переложить ответственность за дальнейшее социально-экономическое развитие страны на республики. В период обсуждения статей проекта конституционных изменений выявились различия в оценке предложенных поправок в республиках и краях СФРЮ. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно по части статей, значительно уменьшавших отчисления в фонд федерации для развития национальных регионов. Практически во всех республиках - Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика конституционных поправок. В Хорватии в средствах массовой информации все отчетливее и чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки средств республиканского бюджета в "отсталые регионы с неработоспособным населением". Разногласия в подходе к решению вопроса о путях экономического и политического развития Хорватии вызвали раскол в партийно-государственном руководстве республики. Одна его часть поддержала требования еще большей самостоятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито считал, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны.

По приказу президента СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии. Руководители республики, особенно резко выступавшие за коренные экономические и политические преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент Хорватии, генерал-майор Ф.Туджман.

В декабре 1971 г. были отстранены от должностей руководители высших партийных и государственных органов в некоторых республиках и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. Как показали дальнейшие события, силовое решение сложной межнациональной и социально-политической ситуации дало лишь временный и недолговечный результат.

Обострение межнациональных отношений между сербами и хорватами в 1971 г. еще долгое время находилось в центре внимания политического руководства СФРЮ, склоняя его к более активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Если, например, VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов заключается в работе в сфере идеологии и воспитания трудящихся, но не в области социально-экономической, то материалы партийных форумов начала 70-х годов внести коррективы в прежние политические аксиомы. Подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли рабочего класса и его авангарда - СКЮ как ведущей силы, ответственной за направление общественного развития и социалистического самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции.

В 1971-1973 гг. происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и хозяйственных работников. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.

В 1974 г. была принята конституция, которая оказалась последней в истории "государственного содружества объединившихся народов". Согласно конституции, все средства производства находились в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной социально-политической структуры СФРЮ. Конституцией была введена так называемая делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ.

Делегатская система не была подкреплена реальными возможностями социально-политического и экономического потенциала югославского общества. Большинство выдвигаемых в высшие органы власти депутатов были, по сути, представителями партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю избравших их коллективов, осталось только на бумаге.

Конституция 1974 г. значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.

Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.

Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его генеральный секретарь И. Броз Тито. В своем докладе он в очередной раз подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и краев. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ, в который вошло 23 человека. Его члены избирали из своих рядов сроком на 1 год председателя и на двухлетний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.

Неуклонное соблюдение демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.

Смерть И.Броз Тито - бессменного руководителя югославских коммунистов и главы новой Югославии на протяжении нескольких десятилетий, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе федерации. Неоднократно личность этого человека была весьма значимым фактором в решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а авторитарный характер созданного им режима сдерживал остроту межнациональных противоречий.

В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и выплеснувшегося на поверхность национально-политического кризиса в автономном крае Косово. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги и демонстрации. Одним из основных лозунгов протестующих было требование предоставления краю статуса союзной республики. Эти выступления явились для Белграда неожиданностью. Позже это объясняли тем, что подавляющее большинство работников милиции и органов безопасности Косово были албанцами, и не проинформировали своевременно о росте националистических и сепаратистских настроений среди жителей.

События в Косово были первым и весьма тревожным симптомом для Югославии послетитовского периода. Для нормализации положения президиум СФРЮ принял решение об объявлении в Косово чрезвычайного положения. На территорию автономного края были введены армейские подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних дел.

Одновременно все более ощутимыми становились кризисные симптомы в экономике СФРЮ. В числе причин было, в частности, то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской федерации перестала существовать. В Югославии образовалось восемь автономных экономических регионов, которые стали практически государствами в государстве. Экономическая автономия республик и краев порождала автаркию. Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на выпускаемую продукцию и стремились продавать ее по максимальной цене, способствуя тем самым росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках сосредоточилась в руках государственных чиновников, а не органов самоуправления. И хотя в июле 1982 г. в Скупшине СФРЮ была принята долгосрочная программа стабилизации, кризис экономики стал постоянным явлением в жизни югославского общества на протяжении 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной не только в 80-е годы, но и на протяжении всех 90-х. Косовскую проблему также можно считать в качестве одной из причин распада югославской федерации как единого государства.

Уже в начале 1982 г. на IX съезде Союза коммунистов Сербии отмечалось, что постоянно нарастает тенденция выселения из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания "этнически чистого" Косова.

В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, существенно ограничивающие полномочия краевых органов власти. Этим актом Воеводина и Косово лишались части законодательных и судебных функций. Это решение вызвало массовые акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.

Ответом на сепаратистские выступления и акции протеста в связи с ограничением автономии явились не только массовые контрманифестации сербов (например на одном из митингов сербов в Белграде осенью 1988 г. участвовало около 1 млн. человек), но и жесткие административные меры. В 1989 г. были смещены со своих постов, а затем арестованы руководители края, введен комендантский час.

В конфликт вокруг Косово постепенно втягивались и другие республики. Финансирование всех операций по обеспечению общественного порядка в Косово армейскими частями и объединенным отрядом милиции, который включал в свой состав милицейские подразделения от всех республик, осуществлялось не из республиканского бюджета Сербии, а из общефедерального, который формировался из средств всех республик.. Тем самым, косовская проблема ложилась дополнительным бременем на экономику и финансы Словении и Хорватии, заинтересованных в интеграции со странами Европейского союза, а не в участии в решении внутренней проблемы Сербии.

В декабре 1989 г. сербы и черногорцы, проживавшие в Косово, объявили о намерении провести митинг в Любляне с тем, чтобы информировать общественность Словении о ситуации в автономном крае. Руководство Словении заявило о нежелательности этой акции и о готовности предотвратить ее силой. В ответ на это правительство Сербии обратилось к гражданам своей республики с призывом прекратить какие бы то ни было экономические связи со Словенией. Бойкот словенских товаров был подтвержден тайным решением скупщины Сербии. В феврале 1990 г. из Косова был демонстративно выведен личный состав Объединенного отряда милиции, прибывший в край из Словении. В апреле того же года аналогичным образом поступила Хорватия.

Федеральное руководство предприняло ряд мер с целью преодоления экономического и политического кризиса в стране. В ноябре 1988 г. скупщина Югославии принимает очередные поправки к конституции СФРЮ. Основные положения, формулирующие главные принципы югославской федерации, затронуты не были. Изменения касались расширения основ единого югославского рынка. В маре 1989 г. скупщина СФРЮ утвердила новый состав Союзного исполнительного веча, которое возглавил известный хорватский экономист и хозяйственный деятель А.Маркович. В декабре скупщина по инициативе А.Марковича приняла предложения направленные на стабилизацию экономики. Реализация этих предложений дала позитивные результаты. Была проведена денежная реформа, в результате чего югославский динар стал вновь конвертируемым. На некоторое время удалось обуздать инфляцию и стабилизировать цены. Однако улучшение экономики было недолговременным.

В конце 80-х гг. наблюдались рост национальных выступлений в республиках и краях Югославии, обострение борьбы за власть в местном партийно-государственном руководстве. Массовые митинги протеста жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь 1988 г.) привели к отставке высшего руководства названных регионов.

Январь-февраль 1990 г. были до предела насыщены событиями, которые свидетельствовали об эскалации межнациональных противоречий, о росте в Югославии социально-политической напряженности, о кризисе Союза коммунистов Югославии и резком падении его авторитета. XIV внеочередной съезд СКЮ, открывшийся в январе 1990 г в Белграде, покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации вновь охватили Косово. При разгоне демонстрантов были убитые и раненые. Студенты Белградского университета вышли на демонстрацию перед зданием скупщины СФРЮ под лозунгом "Не отдадим Косово!"

В феврале 1990 г. участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г. Войниче(Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края (будущая республика Сербская крайна). Это было своего рода реакцией на принятое в августе 1989 г. решение хорватского сабора о лишении официального статуса сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство Словении принимает ответные меры в ответ на экономическую блокаду со стороны Сербии.

В апреле 1990 г. состоялись парламентские и президентские выборы в Словении. В Югославии впервые после войны они были проведены на многопартийной основе. Президентом был избран М.Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апреле того же года аналогичным образом были проведены выборы в Хорватии. Две трети депутатских мест в саборе получило Хорватское демократическое содружество, а его лидер Ф.Туджман стал президентом Хорватии.

Через несколько месяцев, 2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете Республики Словения. Это, по сути, положило начало распаду Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически завершили полный распад прежней югославской федерации как единого государственно-правового целого.


3.                Югославия в системе международных отношений. 1950-е - конец 1980-х гг.


Успешная внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг. добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась членом-наблюдателем СЭВ.

Советско-югославские отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в 1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.

Новые возможности для дипломатической активности Югославии создал начавшийся в 40-е годы распад колониальной системы и появление новых государств, которые искали свое место в разделенном на противостоящие военно-политические блоки мире. СФРЮ, стремившаяся поддерживать с ними хорошие отношения, использовала эту возможность для того, чтобы возглавить нарождающийся "третий мир".

В середине 50-х - начале 60-х годов в югославских внешнеполитических документах все чаще начинает встречаться термин "неприсоединение". В июле 1956 г. состоялись переговоры между И.Броз Тито и главами развивающихся стран - Индии и Египта, результатом которых стало подписание И.Тито, Д. Неру и Г. Насером так называемой Брионской декларации. В ней говорилось о неприсоединении этих трех стран к военным блокам противостоящих государств: стран - членов НАТО и стран Варшавского договора. В сентябре 1961 г. Белград стал местом проведения первой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран Азии, Африки, Латинский Америки и Югославии. В условиях "холодной войны" неприсоединение к военно-политическим блокам нашло положительный отклик среди развивающихся стран. Эта своего рода политика "равноудаленности" позволяла многим государствам, включая Югославию, извлекать дипломатические и материальные выгоды из своего положения, поддерживая, например, ту или иную внешнеполитическую акцию Москвы или Вашингтона. Политика неприсоединения нашла свое отражение в ряде конституционных документов и партийных съездов как основы внешнеполитического курса государства. Югославия 60 - 70-х годов являлась лидером неприсоединившихся стран. В западной прессе о ней писали как о стране великой дипломатии, внешнеполитический вес которой во много раз превосходит ее экономический и военно-технический потенциал. В 1989 г. в Белграде прошла девятая и, как оказалось, последняя конференция глав государств и правительств стран "третьего мира" с участие СФРЮ. В конце 80-х годов Югославия поддерживала дипломатические и торговые отношения более чем со 100 странами мира.

В 90-е годы некогда составлявшие югославскую федерацию государства стали проводить новую внешнюю политику.

4.                Культура Югославии


Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. В первые послевоенные годы основные усилия были направлены на восстановление материальной основы образования, науки и культуры. Большое значение придавалось ликвидации неграмотности. Был издан закон о введении обязательного восьмилетнего образования. Широкий размах получило создание кружков по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, появившихся еще в годы народно-освободительной войны.

События 1948 г. и последующего десятилетия негативно отразились на проблемах образования и науки. Тысячи югославских граждан вынуждены были прервать обучение в СССР и странах народной демократии. Увеличение военных расходов (из-за опасения военной угрозы как с Востока, так и с Запада) также вело к сокращению ассигнований на развитие сферы науки и культуры.

Статистические данные 70-х годов говорят о заметном росте числа учащихся в школах и высших учебных заведениях (1,7 млн. в 1939 г. и 4 млн. в 1973 г.). Наряду с университетами Белграда, Загреба и Любляны открылись подобные центры в Сараево, Скопле, Титограде (ныне Подгорица), Нови Саде, Приштине, Нише, Крагуеваце, Тузле, Мостаре, Битоле, Мариборе, Осиеке, Сплите, Риеке, Бане Луке. В других городах стали открываться филиалы этих учебных заведений.

Большое распространение получила система народных университетов. В них обучались граждане, занятые на производстве. Однако проблема ликвидации неграмотности, особенно в отсталых регионах, так и не была решена.

По данным переписи 1971 г. 15 % жителей СФРЮ старше 10 лет было неграмотно. Наибольшее количество неграмотных (в основном женщины) приходилось на Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину.

Поставленные руководством Югославии социально-экономические задачи - создание индустрии, новых отраслей промышленности (включая и военную) - обусловили значительное развитие научно-исследовательской работы. Основными научными центрами СФРЮ были восемь академий (в каждой из шести республик и в двух автономных краях), университеты, отраслевые научные институты, научные общества и лаборатории. В 70-е годы свыше 8 тысяч научных сотрудников работали в 277 организациях. Приход к власти югославских коммунистов во во главе с И.Броз Тито сказался на сфере гуманитарных наук и культурной политики в целом. Обыденным явлением в прессе и в политологических работах стала критика культа личности Сталина. Все неудачи революционного движения в Югославии сводились к ошибкам Коминтерна. Подчеркивалась специфика югославского социалистического пути развития. Неприкосновенными оставались лишь основные положения марксизма-ленинизма и исторической роли Тито в развитии югославского революционного и народно-освободительного движения. Ученые и деятели культуры, не отрицавшие этих аксиом, могли продолжать научную и культурно-просветительскую работу. Однако общий контроль за развитием науки и культуры продолжал оставаться в руках партийно-государственых чиновников.

С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением "свободы творчества". Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии "нового класса" (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.

К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи "Знамена" и "Мост на Дрине" И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.

В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: "Козара", "Сутьеска", - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультпликаторы во главе с Д.Вукотичем.

Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.

Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр "Београджанка", новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра "Ателье 212", собора св. Саввы.

Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.

В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский "Ладо", сербский "Коло") с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались "Летние игры" в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.

В СФРЮ действовали 57 театров, кроме того успешно развивалась художественная самодеятельность. Выдающиеся театральные режиссеры Б.Ступица и Б.Гавела были известны далеко за пределами страны.

Изменения в культурной жизни Югославии 80-х годов отразились прежде всего в историко-политической публицистике, в статьях по философии, социологии и в художественной литературе. Поднимались прежде запрещенные темы, велись бурные дискуссии по вопросам истории социалистического периода Югославии, по-разному оценивалась роль И.Броз Тито в истории народов. Споры на страницах периодических изданий в республиках становились все более жесткими, а взгляды сторонников и противников существования единого федеративного государства - непримиримыми.


5.                Распад СФРЮ (1989-1991)


В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.

Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.

В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.

В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну – сохранения и обновления федерации – выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.

В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена "стать самостоятельным, суверенным и независимым государством". Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.

В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать республиканские границы в качестве будущих государственных границ.

Таким образом, цели Сербии, с одной стороны, и Словакии с Хорватией, с другой, были противоположными. Никто из них не собирался идти на компромисс, в политике и средствах массовой информации республик безраздельно господствовали националистические настроения.

Будущее Югославии зависело прежде всего от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Боснией и Герцеговиной. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.

Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европейского сообщества. В начале апреля 1992 г. международное признание получила Босния и Герцеговина. Раздел территории без предварительных договоренностей таил в себе серьезную угрозу войны. Это понимали все – и желающие покинуть федерацию югославские республики, и мировое сообщество, не готовое противодействовать начавшемуся процессу распада СФРЮ.

Распад федеративного государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. В его развитии выделяются два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, силой остановить распад единого государства. При отсутствии у вновь возникающих государств собственных вооруженных сил их функцию взяли на себя быстро создававшиеся из гражданского населения военизированные формирования. Подобные формирования создавало и сербское население в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Начавшееся противоборство вылилось в вооруженные столкновения в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.

Второй процесс, протекавший на территории бывшей СФРЮ – интернационализация югославского кризиса, т.е. вмешательство в него извне. Поспешное, с нарушением норм международного права признание западными странами новых государств (первой это сделала Германия), явное покровительство одним участникам конфликта в ущерб другим и т.п. во многом и спровоцировали десятилетие войн на постюгославском пространстве. Такие действия были частью общего процесса расширения НАТО на Восток, в свою очередь тесно связанного с еще более общим процессом ― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира. Именно силовое вмешательство Запада в югославский кризис принципиально отличает его от всех других конфликтов на постсоциалистическом пространстве в Европе.

Наконец, у югославского кризиса есть еще один аспект – рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы, без сомнения, самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями. Порох в балканском погребе еще не выгорел до конца. За экспансией албанцев просматриваются и более общие негативные для судеб мира процессы, она хорошо вписывается в так называемую "южную дугу нестабильности", которая как раз через Балканы вторгается в Европу.

Словения и Хорватия уже преодолели проявления югославского кризиса и вступили в фазу стабильности. Но этого нельзя с уверенностью сказать про Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Македонию. В этих государствах еще возможны его рецидивы. Мир здесь во многом покоится на иностранном военном присутствии, прежде всего это относится к Боснии и Герцеговине и Косово.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена