Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Западная цивилизация

Западная цивилизация

Содержание

Введение

1. Особенности Западной цивилизации

2. Основные этапы становления цивилизации

2.1 Эллинская цивилизация

2.2 Римская цивилизация

2.3 Европа варваров и её эллинизация

3. Средневековая европейская цивилизация

4. Возрождение

Список литературы


Введение


Тема реферата «Западная цивилизация» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

Тип прогрессивного развития представляет в истории человечества античная цивилизация Древней Греции и Рима и современная европейская цивилизация. США, Канада, Новая Зеландия Австралия и др. страны самостоятельными цивилизациями не являются: большие массы эмигрантов привнесли в эти страны варианты европейского пути развития. И хотя США со временем сумели ослабить европейское влияние, в ходе и к концу 20 в. существует обобщенное понятие – Западная цивилизация.

Цель работы – ознакомится с основными особенностями Западной цивилизации и этапами ее становления.



1. Особенности Западной цивилизации


Для западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которые он усваивает, перерабатывает и преобразует. Так от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков – философская широта, сила и ясность мысли, от римлян – знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства.

Запад возник на основе христианства. Для западного сознания ось истории - Христос. Христианство стало для западной организации самой великой формой организации человеческого духа, начиная со средневековья, стало основным источником западной свободы. Ведущим мировоззрением являлся гуманизм.

Что же нового внесла западная цивилизация:

1.Наука и результаты её революционализировали мир, положив начало глобальной истории человечества;

2.Территория Запада чрезвычайно разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;

3.Западу известна идея политической свободы и её реальность;

4.Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволяющей развивать математику, формальную логику, правовые основы государства.

5.Западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, мера и ценность.

6.Запад-это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии.

7.С самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока.

Особенностью цивилизации этого типа являются постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентирована на движение в будущее.

Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе нужны хорошие законы, где личность и её права первичны, а коллектив, общество – вторичны.

На протяжении многих веков европейцы планомерно осваивали зеленые пространства: 1492- Колумб открыл Америку, 1498 – Васко да Гама достиг индийского побережья, 1522 –завершение кругосветного путешествия Магеллана.

Цивилизационные процессы были направлены одновременно и к организации ближайшего пространства вокруг человека как все более комфортного. В1670 – основан Английский банк, 1709 Абрахам Дарби строит коксовую печь, в 1712 г. – Томас Ньюмен первую паровую машину с использованием поршня, в 1716 - Мартин Тривальд создал систему центрального отопления с помощью горячей воды; немцем

Габриэлем Фарингеймом был изобретен ртутный термометр, 1709 г. – итальянец Бартоломео Кристофи создал пианино; в Берлине была открыта первая абонементная библиотека(1704).

В 18 в. в Европе складывается само понятие «цивилизация». Оно ассоциируется с жизненным комфортом, появлением множества мелочей без которых жили тысячи лет, но после изобретения которых их отсутствие кажется странным (газ для освещения помещений, электричество, непромокаемый плащ, фотография).

Если ещё совсем недавно понятие цивилизация имело лишь историко-культурный интерес в плане выявления различий между народами. Сегодня понятие цивилизация стало категорий, отражающей единство народов Европы, общность ценностей общеевропейского дома.

Зарождение и становление этого типа цивилизации прошло следующий путь.

2. Основные этапы становления цивилизации


2.1 Эллинская цивилизация


Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению этой страны. Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды:

Раннеэлладский ХХХ – ХХII вв. до н.э.

Среднеэлладский ХХI –ХVII вв. до н.э.

Позднеэлладский XVI – XII вв. до н.э.

Гомеровский XI – IX вв. до н.э.

Архаический VIII – VI вв. до н.э.

Классический V – IV вв. до н.э.

Эллинистический III – I вв. до н.э.

Эллины не являлись коренным населением рассматриваемой страны. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной.

Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы лелегами и пеласгами. Уже в III тыс. до н.э. лелеги и пеласги создали сложную систему ирригационного земледелия, культивировали виноград и оливу, умели делать масло и вино, они строили из камня дворцы и храмы, многоэтажные дома и крепостные стены, каналы и водопроводы, мостили улицы и площади; они знали обработку меди и технологию бронзовых сплавов, изготовление керамической посуды и терракотовой скульптуры; уже в III тыс. до н.э. они умели строить ладьи и пользоваться парусом. Уже в ту отдаленную эпоху лелеги и пеласги, благодаря мореплаванию, поддерживали контакты с Финикией, Египтом и Малой Азией. Вероятно, к той эпохе должно восходить появление слова «таласса» – море, позднее заимствованного эллинами.

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII в. до н.э. там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены А. Эвансом в 1900 г. и датируются XXI в. до н.э. Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII в. до н.э. на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, т.е. слоговому письму. В XVII в. до н.э. Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный А. Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. В правление минойской династии был построен Лабиринт – особое святилище, посвященное тотемному божеству критян – быку.

В XXI в. до н.э. появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплос у женщин и хитон у мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена. Вообще эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, занявших материковую часть; ионийцев, овладевших Пелопоннесом, и эолийцев, переселившихся на острова. Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру лелегов и пеласгов, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики; они интенсивнее усваивали политический и экономический опыт, технологии и знания местного населения.

В XIX в. до н.э. ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, воздвигли акрополь Дорион с двойным рядом стен, снабженных подпорками, с высокими башнями, открытыми внутрь. Рядом с Микенами и Дорионом находились некрополи и монументальные гробницы-толосы для правителей. Открыл Микены в 1874 г. Г. Шлиман.

В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о.Крит, В XVв. до н.э. ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. В частности, именно от финикийцев ахейцы восприняли традиции высокоразвитой книжности и само слово «библос» для обозначения книг. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцев сложилось линейное письмо Б, в кот Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX–VIII вв. до н.э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма ором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 г. и доказал, что язык этого письма был уже греческим.

В XII в. до н.э. в Элладу вторглись дорийцы.. Они были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития. Они отличались исключительной воинственностью и жестокостью. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад. В то же время дорийцы явно превосходили эллинов в военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу.

Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX – VIII вв. до н.э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма. . Это было самым значительным открытием греков – возник греческий алфавит, первый в истории.

Восстановление производительных сил к IX – VIII вв. до н.э., стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, т.е. права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д.

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX в. до н.э. вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. В 594 г. до н.э. архонтом-эпонимом был избран Солон, он Солон провел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Солон отвергал идею равенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелые обязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственное устройство получило название «тимократии». Утвердил демократию в Афинах Клисфен, который был избран в 508 г. до н.э.

Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V в. до н.э., связывая его с именем Перикла. В действительности же V в. до н.э. оказался концом демократии в Афинах. Перикл провел серию законов, имевших целью расширение демократии. Однако последствия оказались слвершенно противоположными. С этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп, лоббирование.

Совершенно иной тип полиса представляла собой Спарта. Ее возникновение восходит к дорийскому завоеванию, к XI в. до н.э. Это был один из первых полисов, основанных дорийцами.

Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено илотами, т.е. военнопленными, которые вместе с землями были поделены между спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов господам.

Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом, в 9-8 вв. до н.э.. Законодательным органом стало собрание, земля была собственностью полиса. Ряд законов были направлены против роскоши: запрещалось использовать золото, серебро и драгоценные камни под страхом смертной казни; запрещались дорогие материи; жилища не должны были выделяться индивидуальностью, они должны были строиться одним топором и одной пилой; запрещался выезд за пределы государства; оставление Спарты рассматривалось как побег из войска и наказывалось смертной казнью. Для предотвращения накопительства и коррупции были введены железные деньги – мины, несколько десятков кг весом; чтобы, к примеру, заплатить 5 мин, требовалось использовать повозку; при этом железо этих денег отличалось хрупкостью и не было пригодно для вторичного использования.

Серия законов касалась воспитания воинов. Новорожденные подлежали освидетельствованию филархами, старейшинами родовых фил: слабые дети посвящались богам и относились в горы, здоровые дети получали имена и переходили под опеку рода. До 7 лет мальчики находились с матерью, затем передавались на общественное воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось спортивной и военной подготовке. Мальчики должны были спать на подстилке из камыша, есть грубую пищу, притом весьма немного, ходить босиком, купаться в холодной воде, играть голыми. С 12 лет юношам выдавался один хитон на год без нижней одежды, волосы остригались. Воровство считалось проявлением ловкости и удали.

После проведения этих преобразований Ликург отправился в Дельфы и взял с народа клятву не менять государственного и правового устройства Спарты до его возвращения. После посещения Дельфийского оракула Ликург удалился на о.Крит и уморил себя голодом, так и не возвратившись на родину. Как будто бы этим объясняется редкий консерватизм Спарты, неизменность ее полисного устройства на протяжении столетий.

Несомненно, алфавит, полис и демократия являются высшими достижениями эллинской цивилизации. Но эллинам была свойственна социальная стратификация и особый характер семьи, основы общества, требующих специального освещения. Все общество делилось на свободных и несвободных – рабов, которые численно преобладали. Свободные, в свою очередь, делились на эллинов и неэллинов, которые назывались по-разному – метэками, Наличие рабов оказывало двойственное влияние на эллинскую цивилизацию: с одной стороны, оно создало эллинам условия для свободного духовного развития, высвободив их от физического труда, и тем самым способствовало развитию искусств, философии, литературы, с другой стороны, избыток рабов консервировал техническую отсталость общества, препятствовал техническому прогрессу.

Но еще более пагубное воздействие оказывало рабство на моральное состояние общества. Рабство рассматривалось как нечто естественное. Мыслители такого масштаба, как Платон и Аристотель, развили целую теорию, согласно которой существует категория людей, предназначенная по своей природе быть рабами; периэками и др. Гражданство распространялось только на эллинов. Их свобода ограничивалась интересами полиса. Граждане обязаны были участвовать в постоянных сборах, непрерывных общественных делах, в народных собраниях, выборных органах управления и т.п. Граждане были чрезмерно политизированы и ассоциированы; в сущности, они не имели права на частную жизнь, частные интересы. Личная жизнь находилась под тотальным контролем полиса; за супружескую неверность, за плохое воспитание детей грозили атимия, бесчестье и лишение гражданских прав. Характеристика семьи также способна пролить свет на некоторые теневые стороны эллинской цивилизации. Семья у эллинов была патриархальной. Ее главой был отец, муж – Δεσποτης. Он обладал полной властью над женой, детьми, слугами и рабами; он мог расплатиться ими за долги, мог принести в жертву; в его власти была жизнь и смерть домочадцев. Отец мог продать в рабство непослушных дочерей.

Мать семейства, жена считалась вещью в доме мужа, и она называлась соответственно – «ойкурема». Мать не имела собственности, имущества. Единственной ее вещью была прялка, поэтому она являлась лишь «госпожой прялки». Когда мать умирала, то рядом с ней клали ее прялку. Женщина жила на женской половине дома – в гинекее, она не смела без разрешения мужа выходить из гинекея; без сопровождения мужа женщина не могла появляться на улице; при редких выходах она обязана была закрывать лицо накидкой. Жена имела значение лишь как орудие воспроизводства потомства. Неудивительно, что греческая литература крайне скупа на выражения любви к жене. Отсутствие духовной связи между мужем и женой, равноправных отношений между мужчиной и женщиной привело к чудовищным извращениям – гомосексуализму и лесбиянству, которые на все последующие века получили название эллинской (или греческой) любви.

Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н.э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII в. до н.э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени . В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н.э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 гг. до н.э.), Пифагору (582– 500 гг. до н.э.), Анаксимандру (611– 547 гг. до н.э.).

Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408–355 гг. до н.э.) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III в. до н.э.) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (+250 г. до н.э.) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.

Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда. Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. В Элладе сложилась и география, зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460– 370 гг. до н.э.). Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150–100 гг. до н.э.), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла.

Технические достижения эллинов, кроме, пожалуй, паровых машин, широко использовались в архитектуре. Эллины значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку; неслучайно греческие названия многих архитектурных элементов сохраняются в современных европейских языках.

Предметом особой гордости эллинских мастеров были 7 чудес света. Эллины первыми стали строить стадионы, ипподромы и театры. Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей:

Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями. Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. Ему приписывают, в связи с этим, стремление установить власть не только над землей, но и над другими стихиями; считается, что Александр Македонский был первым человеком, поднявшимся в воздух на шаре; что он первым опустился в «батискафе» на дно моря. Император мечтал о слиянии греков и варваров. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческий разговорный язык и греческая письменность стали официальными на всем пространстве империи. В то же время началась ориентализация самой Эллады: стали распространяться в эллинских полисах восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал проскинезиса – падения ниц перед императором.

После внезапной смерти Александра от малярии развернулась ожесточенная борьба между диадохами, преемниками, в результате которой империя распалась на несколько частей.

 

 

2.2 Римская цивилизация


Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества 1 млн. жителей. Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X в. до н.э. Можно выделить условно следующие периоды:

Этрусский X–VIII вв. до н.э.;

Царский VIII–VI вв. до н.э.;

Республиканский VI–I вв. до н.э.;

Раннеимператорский (принципат) I в. до н.э. – III в. н.э.;

Позднеимператорский (доминат) III–V вв. н.э.

В древности Италию населяли различные племена. В X в. до н.э. в Италию вторглись этруски, одно из самых загадочных племен Европы, обладавших высокоразвитой культурой. Этрускам были известны колесо, гончарный круг, железоделательные ремесла, письменность. До нас дошли более 9 тыс. этрусских надписей, которые с большим трудом поддаются интерпретации. С этрусками на качественно новый уровень было поднято земледелие: они провели дренажные работы по осушению заболоченных местностей, построили оросительные каналы; это позволило им выращивать злаковые – полбу, овес, ячмень; кроме этого этруски разводили кипарис, мирт, гранат, лен; в особенности широко использовался лен: он шел на шитье туник, паруса и даже на изготовление щитов; сложилось искусство керамики, делались терракотовые статуэтки, сосуды буккеро. Получило развитие ювелирное искусство; этрусские мастера могли делать украшения из тончайшей золотой или серебряной проволоки, могли осуществлять припай мельчайших капелек из золота и серебра; ювелиры использовали драгоценные камни из Азии и качественный янтарь из Прибалтики. Этруски прекрасно знали судостроение и навигацию; именно по Средиземному морю они прибыли в Италию.

Согласно легендарной традиции, Рим был основан в 754/753 г. до н.э., и от этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти 1000 лет. С того времени стало складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами – этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев. По-видимому, к VIII в. до н.э. относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции.

Война была источником существования Римской республики. Война обеспечивала непрерывное пополнение фонда государственных земель (ager publicus), распределявшихся затем среди воинов – римских граждан. С момента провозглашения республики Рим вел непрерывные завоевательные войны. Республика, безусловно, является одним из основополагающих достижений Римской цивилизации. Другим фундаментальным достоянием стало право (ius). Уже в царский период сформировалась идея права (ius) как правильного, справедливого (iustitia), соответствующего религиозному порядку (fas). В 451 г. до н.э. была избрана комиссия децемвиров, выработавшая «Законы XII таблиц» – первый свод римских законов. В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. В Риме же была разработана целая теория собственности. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни.

Римлянам принадлежит приоритет во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики, а затем и империи; это был вначале медный асс, позднее – серебряный сестерций и, наконец, золотой солид. Римляне стали практиковать разменную монету, латинское обозначение которой вошло во все европейские языки.

Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака.

Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей, высококачественными дорогами.

Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II в. до н.э., начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica».

Они разработали новые типы зданий для нужд управления:

После завоевания Греции в Риме распространились греческие божества – Юпитер (Зевс), Нептун (Посейдон), Венера (Афродита), Диана (Артемида) и т.д. В период империи появилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др.

В начале нашей эры стал формироваться культ Иисуса Христа. В I – II вв. н.э. возникли Евангелия, жизнеописание Христа. В IV в. н.э. был принят канон Четвероевангелия, прочие же евангельские тексты объявлены апокрифами, т.е. ложными. Первые три столетия христианство подвергалось гонениям. Лишь в 313 г. Миланским Эдиктом христианство было объявлено терпимой религией. Крещение императора Константина придало ему статус официальной религии, не упразднявшей однако язычества. В 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее принял первые догматы христианства и осудил первые ереси.

Римская республика сменилась империей, сначала в форме принципата, затем в форме домината.

В III в. н.э. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия. В 395 г. н.э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.

В V в. н.э. упадок империи привел к походам варваров на Рим. Рим в первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. н.э. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. н.э. вождь герулов Одоакр в очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора Ромула Августула, и Римское государство, начало которому положил Ромул, Ромулом же и закончилось.

Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.

 

2.3 Европа варваров и её эллинизация


Термин «варвары» введен римлянами для обозначения всех неримлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Порой утверждается наивная этимология этого слова, якобы производного от звукоподражания нечленораздельной речи неримлян – «вар-вар». В действительности латинское слово «barbares» означает «бородатые». В представлении римлян, чисто бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья, невежественности, грубости нравов, неуважения к нормам поведения, отвержение правил благовоспитанности и эстетических ценностей. Варварами называли обитателей североевропейских лесов и евразийских степей и даже жителей Греции и Персии, хотя они обладали более древней культурой, чем Рим.

Однако в IV – V вв. н.э. понятие «варвары» стало менять свое значение; в эти столетия те народы, которых прежде именовали «варварами», облагородились, восприняли латинскую письменность, римское право и культуру; римляне же, напротив, в культурном отношении деградировали, стали подражать варварской моде, отращивать бороды и длинные волосы, носить узкие кожаные брюки, как кочевники, и рубашки. В IV – V вв. н.э. «варварами» станут называть нехристиан, язычников

Мир варварства» размещался на севере и востоке от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли, степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее западную часть. Хронологически «мир варварства» достаточно долго сосуществовал параллельно римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей «мира варварства» может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда племена норманнов и венгров приняли христианство. «Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. . Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, В дальнейшем, в IV – VI вв. н.э., «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных.

В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнов и венгров, последних «варваров» Европы.

Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией.

В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные (фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны.

При всей критике варваров, живущих, якобы, только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом. Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли. Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние.

Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты.

В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши. Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в навигации.

В I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев.

Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций.

Первые государства складуются у франков, англов и саксов. Франкская монархия Каролингов стала основой формирования французской народности и нации( 8 в. н.э.), К 899 г. Англия была объединена ,первым королем стал Альфред Великий. Т.Е. англы и саксы стали основой образования в последующих столетиях английской народности.

Помимо германоязычных народов нужно отметить образование ранней государственности у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной Европе, существовавшее в VII в. Затем – Великоморавское государство, существовавшее на той же территории в VIII – IX вв. В дальнейшем поляне сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них, оказались причастными к образованию русских княжеств.


3. Средневековая европейская цивилизация


Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Идея «универсальности» – одна из осевых идей средневекового сознания. Все общество средних веков пронизано «универсальными» отношениями, т.е. общими для всего культурного пространства западно-христианского мира. «Универсальна» католическая церковь с ее единой догматикой, единой организацией, единой практикой богослужения и единым сакральным языком – латинским. «Универсален» «феод» как тип социальной связи, повсюду воспроизводивший одни и те же иерархические формы господства и подчинения, покровительства и служения. К «универсальности» устремлялось средневековое образование, «семь свободных наук» которого должны были объять все сферы проявления мира как предначертания плана грядущего спасения. Тягой к «универсальности», т.е. к полной самодостаточности, ненуждаемости ни в каких дополнениях проникнуты «Суммы знаний» и «Энциклопедии» средневековых схоластов, не говоря уж о знаменитом споре об «универсалиях» и «номиналиях.

Правовой основой средневековой цивилизации Запада является договор, обозначавшийся понятием «feodum». Здесь следовало бы освободиться от упрощенного понимания «феода» только как земельной собственности. «феод» – в первую очередь «союз», заключавшийся между двумя сторонами, со взаимными правами и обязанностями, с обоюдной ответственностью; «договор», заключавшийся публично, в присутствии свидетелей, нередко оформлявшийся грамотой, но даже и без письменной фиксации приобретавший нерушимый характер в силу сакральности самого ритуала, которым сопровождалось его заключение. Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим.

Эмблематическим выражением средневековой цивилизации является город с характерными для него стенами и башнями, гербами и штандартами. Средневековый город представляет собой качественно новое образование по сравнению с древним. Средневековый город отличался прежде всего концентрацией неаграрного населения, именно торгового и ремесленного. Его доходы складывались не от земледельческого хозяйства, как в древности, но от ремесла и торговли. Далее, город только в средние века обрел полный суверенитет, самоуправление и саморегуляцию экономики, расширил права и свободы граждан, сформулировав принцип «Die Luft macht frei» – «городской воздух делает свободным», предоставляя свободу каждому, кто прожил в пределах городской черты 1 год. Наиболее быстрыми темпами процесс урбанизации протекал на севере Италии и Франции, где к XV в. уровень городского населения составил 50 %. Факторами средневековой урбанизации стали углублявшееся общественное разделение труда, отделение ремесла от земледелия, расширявшийся внутренний и внешний торговый обмен, оформление феодальной государственности, опиравшейся на города и предоставлявшей им свободы.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI в. Сложились три сословия:

оratores (молящиеся), т.е. духовенство;

bellatores (сражающиеся), т.е. рыцарство;

laboratores (работающие), т.е. горожане.

Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью, в дальнейшем, к XV в., наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60 – 70-е гг. XII в. они назывались кортесы. В Англии возникновение парламента восходит к англосаксонской традиции съезда вассалов на совет к верховному сеньору, королю, которые происходили 2 раза в год: весной – после Пасхи и осенью – после Рождества Богоматери.

Во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый. В Германии с XIII в. стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг.

Принято считать, что средневековье отличает натуральное хозяйство. Но это не совсем так. Господство натурального хозяйства характерно для раннего средневековья, для времени V–XI вв. В дальнейшем с образованием городов утвердились рынок и товарно-денежные отношения. Особенностью товарно-денежных отношений в XI–XV вв. был практикуляризм, т.е. существование самостоятельных денежных единиц, мер измерения для каждого города, обладавшего самоуправлением, для каждой земли, сеньор которой обладал суверенитетом и был сюзереном; было характерно существование таможенных барьеров. Наряду с этим можно заметить тенденции унификации денежных, счетных и измерительных единиц на уровне королевств, что было вызвано процессами формирования национальных государств в XV в.

Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога.

Уже в V–VI вв. сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (+524 г.) и Кассиодор (485–578 гг.). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. В XI в., с образованием городов, возникли частные городские школы, в которых обучали практическим знаниям. Учителя таких школ подвергались критике за введение платы, поскольку знания считались даром Божиим, не подлежащим купле-продаже. В XII в. на основе церковной системы семиступенчатого образования и частных городских школ стали создаваться университеты.

Основывали их императоры, короли с согласия и под контролем католической церкви. Первым университетом был Болонский – 1159 г., вторым – Парижский – 1160 г., третьим – Оксфордский – 1167 г.

Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания.

Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII в. в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV в. появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 г. В XIV в. было создано огнестрельное оружие. В 1346 г. первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV в. была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2–4% углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода.

В середине XV в. Иоганн Гутенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации.

Говоря о судьбах средневековой цивилизации, нужно отметить процесс формирования наций в XIV–XV вв. и соответствующих централизованных монархий; таковыми вышли из Столетней войны Англия и Франция, таковой стала в ходе Реконкисты Испания. Проявлялась тенденция трансформации сословно-представительных монархий в абсолютную. Причем в странах, сохранявших состояние раздробленности – в Германии и Италии, абсолютизм приобретал специфический региональный характер, складываясь на уровне отдельных княжеств и территорий. Утрачивали доминирующую роль в обществе сословия духовенства и рыцарства. Рыцарство превращалось в дворянство, живущее за счет службы двору короля. Крестьянство освобождалось, как правило, на основе выкупа и превращалось в податное население. Городское сословие переходило от цеховой организации к мануфактуре, основанной на наемном труде. Стало нарушаться церковное единство, являвшееся основой средневековой цивилизации. Зарождалась тенденция образования национальных церквей. Ранее всего это обнаруживается в движении гуситов и таборитов в Чехии и в оформлении галликанизма, французской церкви, независимой от Рима.

 

4. Возрождение


До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.

Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) в конце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.

Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм.

Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

Еще одним немаловажным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV в. уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг 50%. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.

Помимо ренессансной культуры и вызванных ею изменений мощным фактором перехода к новому типу цивилизации стали «Великие географические открытия.

Вслед за географическими открытиями началась конкиста: завоевание новых земель. Португальцы устремились устанавливать свое господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки. Франция и Англия позднее вступили на этот путь, начав колонизацию Северной Америки.

В новые земли устремились тысячи конкистадоров и колонистов, миссионеров и негоциантов. В Старый Свет были направлены потоки золота и серебра, неизвестных прежде продовольственных товаров: маиса, картофеля, какао, шоколада и др. Последние позволили снять проблему голода. Приток же драгоценных металлов вызвал резкий рост цен, породивший панику в Европе. В росте цен объявлялись повинными итальянские ломбарды, евреи и даже ведьмы. Прокатилась волна еврейских погромов и сожжений ведьм. Дело же заключалось в том, что в XVI в. стали устанавливаться мировые цены на золото и серебро, которые оказались ниже, чем прежние цены на драгоценные металлы в Старом Свете, где технология их добычи была крайне дорогостоящей. Новые цены на золото и серебро привели к переоценке всех товаров, за каждую единицу которых теперь пришлось выкладывать большее количество золотых и серебряных монет. Последующие историки это явление порой называли «революцией цен».

Еще одним фактором обновления европейского общества в XVI в. стала Реформация. Обычно под Реформацией понимают изменения в церковной организации, отделение от католической церкви протестантской церкви, буржуазной по смыслу. При этом деятели Реформации не ставили своей задачей создание нового церковного и общественного устройства; они ориентировались на идеалы раннехристианской, евангельской общины, которую наделяли атрибутами равенства, свободы, братства. Реформаторы отвергали церковную иерархию, абсолютное верховенство папы римского, требовали введения выборности священников; они не признавали догматов католицизма о чистилище, переизбытствующей благодати, приводивших к практике купли-продажи индульгенций, к перераспределению национальных богатств в пользу католического духовенства во главе с папой римским; реформаторы выступали против почитания икон, мощей святых, святынь, против совершения таинств, считая все это пережитками магии и идолопоклонства; они требовали введения богослужения на национальных языках, перевода Библии на национальные языки и признание за верующими права свободного понимания текста Священного писания, без авторитарного контроля римских теологов.

Уже в первой половине XVI в. сформировались четыре направления европейской Реформации, или протестантизмалютеранство, цвинглианство, кальвинизм и англиканство.

В целом Реформация привела к созданию национальной государственности и соответствовавшей ей национальной церкви, к возвышению предпринимательских и вообще производительных социальных групп, которые в отдельных государствах добились установления Республики (Швейцария, Нидерланды); Реформация привела к утверждению буржуазной идеологии и морали.

Стремительная модернизация Европы в XVI–XVII вв. была бы невозможной без множества открытий и изобретений, сделанных в ту эпоху.

В XVI–XVII вв. наблюдались изменения в экономике. Появились аренда, фермерское хозяйство, мануфактурное производство, основанное на применении наемного труда. В XVI в. стали функционировать первые биржи – товарные, фондовые, ценных бумаг. В XVII в. на сталелитейном производстве в Льеже стала применяться серийная технология литья, возникла первая фабрика. Европа стояла накануне новой индустриальной эпохи.

Историки называют это время генезисом капитализма.

цивилизация эллинский римский возрождение


Список литературы

1.       Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 2005.

2.       Гумилев Л.Н. Этносфера : История людей и история природы. – М.,2003.

3.       Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2001.

4.       Джеймс П. Римская цивилизация. – М.,2000.

5.       История Европы. – М.: Наука, 1992.

6.       Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.I- IV. – Калуга 1993.

7.       Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 2002.

8.       Максимова ВМ.В. В XXI век – со старыми и новыми глобальными проблемами// Мировая экономика и международные отношения. -2008. - №10.

9.       Модернизация Зап. Европы с XV в. до 1980 гг. – М.,2008.

10.   Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.

11.   Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь,2009.

12.   Попович М.А. Мировоззрение древних славян.- Киев,1985.

13.   Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,2007.

14.   Солкин В. Египет.Вселенная фараонов.М., 2001.

15.   Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,2002.

16.   Суриков И.Е. Античная цивилизация: Греция. – М.,2007.

17.   Толочко П. Київська Русь.- К.,2006.

18.   Тойнби А. Постижение истории. - М.,1991.

19.   Уоллес - Хедрил Дж.-М. Варварский Запад. – СПб., 2002.

20.   Федотов П.П. Святые древней Руси. – М.,2001.

21.   Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? // Вопросы философии,2008, №2.

22.   Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. – М.,2001.

Размещено на



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена