Зарождение системы революционных трибуналов
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО - АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории Госучреждений
и общественных организаций
Зарождение системы
Революционных трибуналов
Реферат студентки 1-го курса
факультета архивного дела
Панченко А.С.
Научный руководитель, доцент,
кандидат исторических наук
Голотик С.И.
Москва
1997 г.
Введение
Данный реферат посвящен теме Революционных трибуналов, а точнее периоду их зарождения и распространения.
Реферат состоит из 8-ми глав, введения и заключения.
При написании первой главы автор использовал книгу Коржихиной Т.П. История государственных учреждений СССР, при написании второй - книгу Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954
Третья глава состоит из следующих нормативных актов: "Руководство для устройства Революционных трибуналов", "Руководство для устройства следственной комиссии", "Инструкция Московскому революционному трибуналу".
При написании четвертой и пятой глав данного реферата использована книга В.Е. Ревы История государственного и местного управления., Пенза 1995.
В шестой главе в основном использован декрет "О революционных трибуналах".
В написании седьмой главы задействовано несколько книг: книга В.Е. Ревы История государственного и местного управления., Пенза 1995., книга Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954, книга Коржихиной Т.П. История государственных учреждений СССР.
В восьмой главе использован Архив русской революции, с.246-275.
Краткая характеристика периодов развития
революционных трибуналов.
История развития Революционных трибуналов РСФСР тесно связана с историей развития Советского государства и права в целом, и их периодизация в основном совпадает. Вместе с тем есть и определенные особенности в хронологических рамках периодизации истории Революционных трибуналов. Так в историко-юридической литературе первый период развития Советского государства и права датируется временными рамками: октябрь 1917 - июль 1918 г., заканчивается принятием первой Советской Конституции РСФСР.
Для первого же периода развития Революционных трибуналов: ноябрь 1917 (тогда был принят Декрет о суде №1, предусматривавший и создание Революционных трибуналов) - июнь 1918 года.
В июне 1918 года заканчивается период становления системы Революционных трибуналов как на местах, так и в центре.
29 (16) мая 1918 г. издается декрет ВЦИК, а 11 июня 1918 г. ВЦИК принимает декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК как кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов.[1]
Полностью совпадает с периодом развития Советского государства и права - это период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.)
Частично совпадает - в 1922 г. происходит судебная реформа, по которой Революционные трибуналы, как особая судебная система были ликвидированы.
Развитие местных Революционных трибуналов за первый период можно подразделить на два полупериода.
Первый - с издания Декрета о суде №1 (ноябрь 1917 г.) и до Декрета “О Революционных трибуналах” от 4 мая 1918 г. - в это время идет процесс создания Революционных трибуналов в РСФСР.
Второй - с принятия Декрета от 4 мая 1918 г. и до конца июня 1918 г. - реорганизация созданных ранее Революционных трибуналов с учетом их положительного и отрицательного опыта.
Особняком стоит история Революционных трибуналов печати. Они были созданы специально для борьбы с антисоветской печатью. История их была кратковременной, организация весьма специфична, сфера распространения - ограниченной.
Далее автор предлагает Вам рассмотреть несколько документов, имеющих непосредственное отношение к формированию системы Революционных трибуналов.
Декрет о суде был утвержден Советов Народных Комисаров и опубликован в газете Временного Рабоче-Крестьянского провительства от 24 ноября 1917 г. № 17 и в "Собрании узаконений и распоряжений Правительства" 1917 г. № 4 ст.50.[2]
Декретом № 1 о суде проводились в жизнь следующие мероприятия:
1. Упразднялись существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Сенат со всеми департаментаами, военные и морские суды, коммерческие суды, прокуратура, адвокатура и судебные следователи. Эти суды заменялись новыми судами, образованными на основе демократических выборов.
Помимо местного суда был создан еще и специальный суд, имевший своей задачей борьбу с наиболее опасными для республики преступниками, в первую очередь для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях.
2. Статья 8 Декрета говорила: “Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов”. В своей борьбе против врагов новой власти они должны были руководствоваться декретами Советского государства и революционным правосознанием.
В первоначальном проекте этого декрета не было статьи, предусматривающей создание рабочих и крестьянских Революционных трибуналов. Эта статья появилась в Декрете уже в ходе принятия его СНК, заседанием которого руководил Ленин.[3] Необходимость создания специальных судебных органов по борьбе с контрреволюцией и наиболее опасными общеуголовными преступлениями вытекала из основных задач Советского государства в этот период - защиты завоеваний революции от внутренних и внешних врагов.
Декрет о суде № 1 закрепил следующие принципы организации Революционных трибуналов:
1. Судей Революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как это было установлено для местных судов, а подлежали они избранию советами.
Избрание членов Революционных трибуналов советами более обеспечивало при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава. В 1917 г. Революционные трибуналы в составе председателей, заместителей и членов трибунала состояли из:
членов РСДРП(б) - 45 человек (90%)
беспартийных - 5 человек (10%)
рабочих - 21 человек (42%)
служащих - 29 человек (56%)
с высш. образованием - 7 человек (14%)
средним образованием - 13 человек (26%)
низшим образованием - 30 человек (60%)
Кроме того, Декрет допускал избрание в качестве местных судей, прежних мировых судей. При избрании Революционных трибуналов это не допускалось.
2. Участие народных заседателей. Количество народных заседателей в революционном трибунале было повышено до 6 человек, тогда как в местном суде участвовало по 2 заседателя.
Декрет о суде № 1 определил и компетенцию Революционных трибуналов. Это борьба со всеми контрреволюционными преступлениями и наиболее опасными общеуголовными преступлениями, прежде всего со стороны свергнутых эксплуататорских классов: торговцев, промышленников, чиновников. Декрет поставил четко и ясно перед революционными трибуналами задачу борьбы с контрреволюционными силами, для защиты от них революции и ее завоеваний.
Кроме того, этот декрет провозгласил создание следственных органов для Революционных трибуналов - следственных комиссии для ведения предварительного следствия, которые создавались советами. Все прежние следственные комиссии подлежали упразднению и должны были передать свои дела во вновь образуемые следственные комиссии при Советах. В деятельности следственных комиссий, как органов предварительного следствия, действовал коллегиональный принцип. Все решения о привлечении к уголовной ответственности, о производстве арестом, обысков и выемок принимались коллегиально членами следственной комиссии.
Таким образом, Декрет о суде № 1 в одной статье провозгласил создание Революционных трибуналов, их компетенцию, сформулировал их задачи, порядок комплектования, состав Революционных трибуналов.
В этом декрете были заложены основные принципы и положения советского суда и социалистического уголовного права, получившие свое дальнейшее развитие и закрепление в социалистическом уголовном законодательстве и законодательстве о советском суде, а также в Великой Сталинской Конституции.[4]
Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось строительство Революционных трибуналов на местах. Руководство этим строительством осуществляли местные комитеты коммунистической партии, местные Советы и их исполкомы, а также созданные Декретом о суде № 1, ликвидации прежнего судебно-следственного, прокурорского аппарата, прежней адвокатуры, специальные комиссары, избираемые местными Советами.
В центре вопросами судоустройства руководил Наркомюст, созданный еще Всероссийским съездом Советов в числе первых комиссариатов.
Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов. К тому же на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1.
Первым таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в “Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов” (№ 238), нормативный акт под названием “Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов”, состоявший из 14 пунктов.
В то время левые эсеры в Наркомат юстиции не входили, и таким образом этот документ был составлен работниками НКЮ - большевиками; подписал его временный заместитель Наркомюста П.Стучка.
Издание “Руководства” свидетельствует о том, что Советское государство было прежде всего обеспокоено созданием Революционных трибуналов для борьбы с контрреволюцией. Не случайно, что спустя всего 4 дня после опубликования Декрета о суде № 1, НКЮ издает “Руководство для устройства Революционных трибуналов”. На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов.
Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.).
Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. ( В Декрете говорилось нечетко о борьбе с “Злоупотреблениями торговцев...”)
По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась.
В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В “Руководстве” говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4).
Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов.
Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели ( п.7).
Важным было положение “Руководства” о том, что “заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных”, что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы.
Ряд положений “Руководства” касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов.
Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии.
Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть “все неопороченные граждане” (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в “Руководстве” и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов.
Революционные трибуналы и следственные комиссии “в праве назначать от себя по каждому делу как защитников, так и обвинителей”.
Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов.
В п.12 содержалось принципиально важное положение: “В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка”.
В “Руководстве” содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: “денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.” (п.12).
Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13).
Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства. Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (п.14)
В “Руководстве” содержалось примечание, которое давало известный простор и местному правотворчеству. В нем говорилось следующее: “Настоящие правила, изданные на основании п.8 Декрета о суде, рекомендуются для руководства местных Советов, которые самостоятельны в деле организации трибуналов в пределах декретов СНК”.
Руководство сыграло большую роль в регулировании процесса создания Революционных трибуналов на местах и явилось определенной базой для создания последующих нормативных актов о Революционных трибуналах.
Вслед за “Руководством для устройства Революционных трибуналов” за подписью Стучка, без заглавия был опубликован в том же номере газеты “Известия” нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим документом назвать “Руководством для устройства следственной комиссии”, содержащий 10 пунктов.
О следственных комиссиях говорилось немного в Декрете о суде №1.
В нем отмечалось, что для производства по делам, подсудным революционным трибуналом образуются особые следственные комиссии при тех же Советах и, что все ранее существовавшие следственные комиссии подлежали ликвидации с передачей дел во вновь организуемые следственные комиссии. Вот и все. Ни состав, ни порядок деятельности в Декрете не регламентировался.
Таким образом издание НКЮ специального нормативного акта о следственных комиссиях имело важное значение для строительства этих комиссий на местах.
В документе повторялось положение Декрета о том, что для предварительного расследования дел, подведомственных трибуналам, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют следственные комиссии (п.1).
Эти комиссии могли образовывать отделения по роду расследуемых дел (п.2).
Следственная комиссия по каждому отделению должна была состоять не менее чем из 3 лиц, избранных Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.3).
Провозглашался коллегиальный принцип деятельности следственной комиссии. Их постановления об обысках, выемках, арестах принимались коллегиально, но в случаях, не терпящих отлагательства, каждый член следственной комиссии мог единолично принимать эти меры, с последующим утверждением следственной комиссией (п.4).
Постановления и распоряжения следственной комиссии, согласно данному документу. должны были приводиться в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и прочими исполнительными органами (п.6).
Следственная комиссия могла поручать отдельные следственные действия и не членам комиссии (п.7).
В п.7 содержалось положение, предоставляющее определенные контрольные функции членам следственной комиссии: “Каждый член следственной комиссии вправе проверять правильность содержания под стражей и освобождать из-под стражи неправильно арестованных”. Таким образом следственные комиссии наделялись некоторыми полномочиями органов прокуратуры.
Неправильные постановления следственной комиссии могли быть обжалованы в Революционном трибунале до передачи дела в Революционный трибунал (п.8).
Это ставило следственную комиссию в определенную зависимость от Революционного трибунала, который таким образом наделялся некоторыми контрольными функциями в отношении следственной комиссии.
При следственной комиссии создавались канцелярии под руководством секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства. Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Какого-либо примечания, как в “Руководстве для устройства Революционных трибуналов”, в этом акте не содержалось. Отсюда можно сделать вывод, что в отношении организации и деятельности следственной комиссии НКЮ не предоставлял такого простора для местного правотворчества, как в отношении Революционных трибуналов. Данный нормативный акт имел большое значение при создании последующих правовых актов.
Таким образом с изданием этих нормативных актов об организации и деятельности Революционных трибуналов и следственных комиссий на местах получили довольно четкие указания по их строительству, что имело несомненно положительное значение.
В архивах НКЮ имеется типографски отпечатанный циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. за № 3 совершенно идентичный как по названию, так и по содержанию, опубликованным нормативным актам НКЮ в газете “Известия” от 28.11.17 г.
Данный циркуляр шел за подписью временного заместителя Наркомюста П.Стучки. Следовательно эта инструкция НКЮ считалась действующей, хотя как известно, тогда уже вышла инструкция революционным трибуналом от 19.12.17 г. Эти два документа не только не противоречили друг другу, более того, составители инструкции от 19.12.17 г. заимствовал часть положений из документов 28.11.17 г. О том, что нормативные акты, опубликованные в “Известиях” 28.11.17 г. были действующими, свидетельствует практика создания трибуналов на местах. В ряде местных архивов был обнаружен циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. № 3.
Среди местных нормативных актов о Революционных трибуналах по своему содержанию и влиянию на последующие общегосударственные правовые акты о Революционных трибуналах выделяется “Инструкция Московскому революционному трибуналу”, утвержденная сначала Президиумом Московского Совета 05.12.17 г., а затем постановлением пленарного заседания Московского Совета 15.12.17 г., в котором говорилось: “Впредь, до выработки общих судоустройства и судопроизводства Московский Революционный трибунал руководствуется следующей инструкцией”, и далее идет текст инструкции. В этой инструкции впервые говорится о делах, подсудных Московскому революционному трибуналу. Этот пункт инструкции затем почти дословно вошел в Инструкцию НКЮ революционным трибуналом от 19.12.17 г.
Д.И.Курский, вспоминал в 1922 г., что первоначальный проект положения о Московском революционном трибунале “был набросан товарищем Покровским, который тогда непосредственно работал в Московском Совете и, как историк, был хорошо знаком с организацией трибуналов Великой французской революции.”[5]
Впервые в Инструкции четко фиксируется положение о том, что Московский революционный трибунал определяет виновным меры наказания, “руководствуясь своим революционным правосознанием”.
Это положение также затем было включено в Инструкцию НКЮ от 19.12.17 г. Далее в Инструкции Московскому революционному трибуналу излагались наказания, которые он мог применять: денежный штраф, лишение свободы, удаление из Москвы, объявление виновного врагом народа и лишение его политических прав, секвестр или конфискация имущества виновного. Это положение также было использовано составителями Инструкции НКЮ от 19.12.17 г.
Согласно инструкции Московский революционный трибунал избирался Московским Советом рабочих и солдатских депутатов в составе одного постоянного председателя, 2-х постоянных заместителей и 24 очередных заседателей (судей) на каждую сессию. Состав судебной коллегии по каждому делу образовывался из председателя или его заместителя и 6-ти судей, выбираемых по жребию из числа очередных судей сессии.
В специальном пункте (п.3) Инструкции говорилось: “Поводом к возбуждению дел служат сообщения судебных и административных местных и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и жалобы потерпевших”. Этот пункт полностью вошел в Инструкцию НКЮ от 19.12.17 г. и лишь два последних слова были заменены словами: “и частных ли” (п.3 д).
Несколько пунктов Инструкции Московскому революционному трибуналу, посвященных организации следственной комиссии, затем дословно вошли в Инструкцию от 19.12.17 г. Так для производства расследования по делам, подсудным революционным трибуналам “при Революционных трибуналах утверждается следственная комиссия в составе 6 лиц, выбираемых Московским Советом рабочих и солдатских депутатов”. Это положение полностью вошло в Инструкцию от 19.12.17 г. (п.3 е), только, естественно, последние слова заменены словами: “избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. Здесь мы видим отход от Декрета о суде № 1, где говорилось, что следственные комиссии обрадуются при Советах, а в этом и в последующих нормативных актах - при Революционных трибуналах.
В Инструкции Московскому трибуналу следующим образом были определены права членов следственной комиссии:
“а) требовать к допросу всех граждан;
б) производить осмотр и выемку почтовой и телеграфной корреспонденции, а также книг, документов и переписку кредитных установлений по уполномочию в каждом отдельно случае следственной комиссии;
в) обращать требования о производстве отдельных следственных действий к местным судебным учреждениям.”
Это положение также было использовано при формулировке п.3 к Инструкции от 19.12.17 г.
Инструкцией Московскому трибуналу были определены меры пресечения: арест, залог, поручительство.
Процесс создания Революционного трибунала в Москве был довольно своеобразен.
Во-первых, 05.12.17 г. Президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов принял постановление о введении с 08 по 20.12. в Москве и ее пригородах военного положения.[6] Согласно этому постановлению командующий войсками Московского военного округа впредь до открытия действий Московского революционного трибунала имел право учреждать временные Революционные трибуналы “для рассмотрения дел по нарушению ..... статей военного положения”. Временный революционный трибунал мог приговаривать виновных “руководствуясь своим революционным правосознанием к следующим наказаниям:
1) денежному штрафу;
2) лишению свободы;
3) удалению из Москвы и ее пригородов;
4) секвестру или конфискации имущества”.
Это был по существу первый нормативный акт о наказаниях, налагаемых революционными трибуналами.
Во-вторых, в тот же день 05.12.17 г. Президиум Московского Совета принял еще одно постановление:
“В осуществление декрета СНК о создании народных трибуналов для борьбы против контрРеволюционных сил и принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для борьбы с хищничеством, спекуляцией, саботажем и мародерством промышленников, торговцев, служащих и других лиц, в Москве и ее пригородах учреждается Московский Революционных трибунал”.
Это было решение Президиума Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. 15.12.17. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по докладу Бермана “о революционном трибунале” постановило учредить Московский революционный трибунал, которым: ”Впредь, до выработки общих правил судоустройства и судопроизводства” должен был руководствоваться специальной инструкцией. Председателем революционного трибунала был избран большевик Тамарин, замом - большевик Белоруссов.
Фракции левых эсеров было предложено избрать второго зама.
Была избрана “судебно-следственная комиссия при революционном трибунале”, в составе большевиков: Карпетьянца, Бодрова, Чагодаева и Ратнера, левым эсерам было поручено наметить своих кандидатов.
О судебных заседателях вопрос решался следующим образом - районным Советам рабочих депутатов было предоставлено право наметить по 3 кандидата в качестве судебных заседателей революционного трибунала и представить их на утверждение пленарного заседания Совета рабочих и солдатских депутатов 19.12.17 г.
19.12.17 г. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по существу выбрало новый состав Московского революционного трибунала. Так председателем был избран Молсеев, а замом - Цевуевадзе и Белкин. Судебно-следственная комиссия была избрана в составе: Дыбина, Гулецкого, Бермана, Карапетяна и Бодрова.
Заседателями были утверждены 22 конкретных кандидата, представленных различными районами Москвы и 3 кандидата от 2-й Запасной автомобильной роты.
Московский революционный трибунал начал свою деятельность 21.12.17 г.
С этого времени и по 01.07.18 г. в трибунал поступило 2022 дела. Все дела, поступившие в трибунал по постановлению следственного комитета революционного трибунала были распределены между ее отделами:
1) спекуляции - 453 дела
2) общим (отдел должностных преступлений) - 901 дело
3) политическим - 1321 дело
4) отделом особо важных дел - 132 дела.
Из всего количества дел 740 было передано на рассмотрение в народный суд и другие учреждения;
171 - приостановлено;
222 - прекращено;
295 - окончено и
594 - остались в производстве.
Д.И.Курский в статье “Народный суд”[7], приводя те же цифры, писал, что из поступивших в Московский революционный трибунал за время с 21.12.17 г. по 01.07.18 г. “окончательно решены в публичных заседаниях с обвинительными приговорами 76 дел следующих категорий:
о печати - 15;
контрреволюция - 4;
саботаж - 3;
преступления по должности - 21;
спекуляция - 14;
взяточничество - 7;
общеуголовные - 12.
Таким образом даже в Москве, где местный народный суд организован был уже к февралю, Революционных трибунал решал и общеуголовные дела.”
Процесс создания Революционных трибуналов на местах в РСФСР в первые месяцы Советской власти был необычайно сложным. Отсутствие устойчивой связи мест с центром, плохая работа транспорта, несвоевременное поступление нормативных актов центра о Революционных трибуналах, острая классовая борьба в ряде районов РСФСР, слабость в ряде мест местных Советов, засилие в отдельных Советах правых эсеров и меньшевиков, острейшая нехватка кадров, отсутствие во многих случаях необходимых финансовых средств юстиции - все это осложняло и затрудняло работу по созданию Революционных трибуналов.
Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в первые месяцы Советской власти.
Процесс строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы, трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных трибуналах.
Из этой закономерности вытекала следующая. В результате отсутствия в первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все общеуголовные дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на большей территории РСФСР.
Закономерностью процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся, вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в процессе создания Революционных трибуналов на местах.
Создание Революционных трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов. Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического образования, но были беззаветно преданы революции.
За период с ноября 17 г. по май 18-го вся территория РСФСР покрылась сетью Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР.
С созданием в основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 г., и Декрет СНК от 4.05.18 г. “О Революционных трибуналах” решил эту задачу. С изданием этого декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу своего развития.
Весной 1918 г. классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление активировавшейся контрреволюции. К тому же во многих губерниях и областях РСФСР к этому времени были созданы местные народные суды и поэтому сокращение сети Революционных трибуналов было бы безболезненным для осуществления правосудия в республике. Одной из причин реорганизации Революционных трибуналов было осуществление задачи удешевления Советского государственного аппарата, кроме этого - нехватка кадров, так как небольшое количество трибуналов было легче обеспечить нужными работниками.
Проект декрета о Революционных трибуналах был разработан НКЮ и одобрен его коллегией. 30.03.18 г. НКЮ внес законопроект на утверждение СНК.
С этого времени активное участие в работе над проектом принял Ленин. В этом проекте наряду с нужными и важными положениями, которые затем вошли в текст Декрета “О Революционных трибуналах” от 04.05.18 г., были и положения, которые в тех условиях были неприемлемы, в частности предложение создать должность Советского трибуна на местах и в центре с довольно широкими правами в отношении Революционных трибуналов и следственных комиссий.
Ознакомившись с проектом, Ленин 30.03.18 г. направил членам НКЮ записку, копия председателю ЦИК: “Декрет о советских трибуналах, по моему мнению, совершенно направлен и подлежит коренной переделке”. Ленин требовал “... создания действительно революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам суда”.
СНК принял предложение Ленина о коренной переработки проекта декрета о Революционных трибуналах. НКЮ оперативно отреагировал на решение СНК от 30.03.18 г. и уже 31.03.18 г. коллегия НКЮ обсуждала этот вопрос.
02.04.18 г. СНК направил в НКЮ подготовленное Лениным постановление СНК от 30.03.18 г., поручив НКЮ переработать проект декрета в направлении “... сосредоточения центра тяжести не на мелких изменениях созданных с октября 1917 г. учреждений, а на практических результатах по созданию судов, действительно скорых и действительно революционно-беспощадных к контрреволюционерам, взяточникам, дезорганизаторам, нарушителям дисциплины.”
На первом Всероссийском съезде областных и губернских комиссаров юстиции 24.04.18 г. также рассматривался вопрос о Революционных трибуналах.
С учетом замечаний Ленина НКЮ переработал проект декрета о Революционных трибуналах, внес его в СНК. Коллегия НКЮ одобрила переработанный проект декрета 17.04.18 г.
4.05.18 г. проект декрета обсуждался в СНК. В ходе обсуждения в проект были внесены некоторые дополнения.
4.05.18 г. СНК принимает декрет “О Революционных трибуналах”. Этот декрет сыграл важную роль в ликвидации теневых сторон практики Революционных трибуналов, созданием сравнительно небольшой, но четко действующей системы Революционных трибуналов.
В соответствии с этим декретом из ведения Революционных трибуналов изымались все общеуголовные дела и передавались в местные суды. Вместе с тем на Революционные трибуналы было возложено решение дел по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.
Резко сокращалась сеть Революционных трибуналов. Революционные трибуналы сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах и промышленных центрах. Должны были быть упразднены все иные местные (уездные и волостные) и армейский Революционные трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные трибуналы. Законодатель был сторонником единого революционного трибунала, исходя из принципа равного суда для всех.
Упорядочено обвинение в революционном трибунале. При каждом революционном трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее 3 лиц, избираемых местными Советами рабочих и крестьянских депутатов непосредственно или по представлению революционного трибунала или НКЮ. Их деятельность была связана как со следственной комиссией революционного трибунала, так и с самим революционным трибуналом. Так, один из членов коллегии обвинителей участвовал в заседании следственной комиссии революционного трибунала при рассмотрении вопроса о придании суду революционного трибунала всех лиц, относительно которых возбуждалось обвинение. На коллегию обвинителей возлагалась обязанность дачи заключения следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте произведенного следствия, т.е. определенные контрольные функции в отношении следственной комиссии. Она давала предложение следственной комиссии возбудить обвинение против того или другого лица или группы лиц. На коллегию обвинителей возлагалась формулировка обвинительных тезисов по каждому делу в следственной комиссии при назначении дела к слушанию в Революционных трибуналах. И наконец, на коллегию возлагалось публичное обвинение по всем делам в судебных заседаниях Революционных трибуналов. Создание коллегии обвинителей повышало качество работы следственной комиссии и улучшало дело государственного обвинения на судебных процессах в Революционных трибуналах. Обвинение по наиболее опасным преступлениям становилось теперь функцией государственного органа.
Декрет уделил внимание и следственным комиссиям Революционных трибуналов. Они разрешали все вопросы следствия в закрытых заседаниях. Следственные комиссии Революционных трибуналов по каждому делу сообщали свое заключение о предании суду революционного трибунала или о прекращении дела коллегии обвинителей. При отсутствии протеста со стороны коллегии в течение 3-х дней дело получало дальнейшее направление. Оконченное следственное производство по каждому делу предъявлялось обвиняемому или его защитнику, которым предоставлялось право делать свои замечания по поводу произведенного следствия. Вопрос о дальнейшем направлении дела разрешался следственной комиссией революционного трибунала.
Принятие этого декрета не в конце марта, а в начале мая 1918 г. дало возможность на местах использовать это время для создания местных народных судов там, где их не было, и укрепить те, что были созданы ранее.
Основной процесс реорганизации начался после 04.05.18 г. За май и июнь 1918 г. большинство волостных и уездных Революционных трибуналов было упразднено. Упразднялись также армейские и “все иные местные” Революционные трибуналы не предусмотренные декретом от 04.05.18 г.
Точных данных о количестве Революционных трибуналов в РСФСР после их реорганизации в соответствии с Декретом “О Революционных трибуналах” от 04.05.18 г. нет. Строительством судебных органов в том числе и Революционных трибуналов занимался НКЮ РСФСР.
Народный комиссар юстиции Н.И.Стучка, выступал в начале июля 1918 г. на II Всероссийском съезде областных и губернских комиссаров юстиции, говорил о том, что НКЮ не располагает данными о ходе судебного строительства в республике, что в распоряжениях НКЮ есть лишь данные по Москве и Петрограду.
В отчете НКЮ РСФСР VII Всероссийскому съезду Советов сказано: “В момент образования Кассационного Отдела в республике функционировало 48 Революционных трибуналов”.
Закончив законодательное укрепление местных Революционных трибуналов, заложив таким образом мощный фундамент, Советское государство приступило к завершению на данном этапе строительства стройного здания системы Революционных трибуналов.
09.05.18 г. коллегия НКЮ постановила: “Поручить товарищу Курскому выработать положение о: ...."О Всероссийском революционном трибунале”[8]
22.05.18 г. проект декрета “О революционном трибунале при ВЦИК”, подготовленный НКЮ был утвержден СНК.[9]
29.05.18 г. проект декрета был обсужден и принят фракцией большевиков ВЦИК. В тот же день он обсуждался во ВЦИК. Было внесено несколько поправок к тексту: (были высказывания против из-за отсутствия в проекте заседателей; в коллегии обвинителей видели возрождение прокуратуры, неопределенность подсудности, право досрочного отзыва судей).
Декрет был подписан Свердловым, Лениным и Аванесовым. По существу это был совместный декрет ВЦИК и СНК.
Согласно этому декрету учреждался революционный трибунал при ВЦИК, для рассмотрения важнейших дел, которые будут изъяты из подсудности местных трибуналов постановлениями президиума ВЦИК, СНК или НКЮ. Он избирался сроком на 3 месяца, которые могли быть отозваны и ранее этого срока. На случай отсутствия председателя или членов революционного трибунала избирались на тот же срок 3 кандидата. Сессии трибунала созывались президиумом ВЦИК по собственной инициативе или по предложению СНК или НКЮ.
Для производства расследования по делам, передаваемым на рассмотрения революционным трибуналам при ВЦИК, учреждалась следственная комиссия в составе 3 человек, избираемых ВЦИК.
При Революционных трибуналах при ВЦИК создавалась Центральная коллегия обвинителей в составе 3 человек, избираемых ВЦИК, на которых возлагались те же обязанности, что и на коллегию обвинителей при местных Революционных трибуналах, плюс объединение и руководство деятельностью местных коллегий обвинителей.
В своей деятельности Революционные трибуналы при ВЦИК и состоящие при нем учреждения руководствовались действующими декретами и общими инструкциями революционным трибуналам, издававшимися НКЮ. Расходы на содержание Революционных трибуналов при ВЦИК отнесены декретом в счет сметы НКЮ.
Согласно декрета ВЦИК от 11.06.18 г. об учреждении кассационного отдела при ВЦИК приговоры Революционных трибуналов при ВЦИК ведению кассационного отдела ВЦИК не подлежали, то есть они были окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали.
Президиум ВЦИК 13.06.18 г. утвердил состав революционного трибунала при ВЦИК, следственного отдела и обвинительной коллегии. 18.06.18 г. ВЦИК подтвердил свое постановление от 13.06.18 г. и предложил председателю революционного трибунала открыть сессию 19.06.18 г. (председатель - Медведев).
Декрет о суде № 1, опубликованный 24.11.17 г. ничего не говорил о возможности обжалования приговоров Революционных трибуналов. В Руководстве от 28.11.17 г. также ничего не сказано.
Лишь в Инструкции Революционным трибуналам от 19.12.17 г. в п.11 появляется некоторая возможность обжалования приговоров Революционных трибуналов.
В принципе: приговор считался окончательным и подлежал обжалованию лишь в случае нарушения установленной инструкцией формы судопроизводства.
25.01.18 г. НКЮ принимает постановление “О кассационном отделении НКЮ”, согласно которому при 1-м отделе НКЮ - отделе личного состава и судоустройства организовывалось кассационное отделение из 5 лиц. Оно либо отвергало жалобы на решения Революционных трибуналов или вносило их через НКЮ во ВЦИК.
05.03.18 г. в газете “Рабочие и Крестьянские правительства” № 39 было опубликовано постановление кассационного отдела НКЮ “О порядке направления жалоб об отмене приговоров Революционных трибуналов”.[10] Устанавливался 2-х недельный срок подачи жалобы через тот трибунал, который вынес приговор. Трибунал, если находил нужным, мог вынести постановление о приостановлении исполнения приговора и в 3-х дневный срок передать жалобу в кассационное отделение. Кассационное отделение рассматривало жалобу в 7-ми дневный срок или отвергало ее и возвращало дело в трибунал, или в случае признания приговора, подлежащем отмене, передавало дело через НКЮ в судебном отделе ВЦИК, сообщив об этом трибуналу для приостановления и исполнения приговора, если этого не было сделано при подаче жалобы. Это постановление кассационного отдела пыталось даже регламентировать деятельность ВЦИК. В нем говорилось, что судебный отдел ВЦИК в 2-х недельный срок или отвергал постановление кассационного отделения об отмене приговора, или утверждал его с передачей дела на вторичное и последнее рассмотрение в новом составе трибунала.
В проекте декрета о Революционных трибуналах, подготовленного НКЮ и обсуждаемого в СНК 30.03.18 г. в отношении кассационного обжалования приговоров Революционных трибуналов в п.11 говорилось: “допустить кассации на решения Революционных трибуналов. Жалобы невинно осужденных и просьбы о смягчении этих решений направлять в тот Совет, который учредил этот трибунал.”
Первый Всероссийский съезд областных и губернских комиссий юстиции 24.04.18 г. пришел к заключению: “право рассмотрения кассационных жалоб на решения Революционных трибуналов и отмену этих решений предоставить местными Советам, при коих трибуналы состоят”.
24.04.18 г. коллегия НКЮ постановила “по поводу возникшего в свое время без декрета и постановления кассационного отдела” упразднить кассационный отдел и восстановить право коллеги впредь до издания декрета о кассации решений Революционных трибуналов.
09.05.18 г. коллегия НКЮ поручила “выработать положение: о кассационной инстанции на решения Революционных трибуналов на началах предоставления кассационных функций коллегии НКЮ”.
НКЮ в силу малочисленности аппарата, перегруженности основной своей работой, мало уделял внимания рассмотрению кассационных жалоб на приговоры Революционных трибуналов.
27.05.18 г. ВЦИК принял предложение своего Президиума: “кассации по мелким делам, не имеющие широкого общественного значения. решаются в Президиуме и доводятся до сведения в ВЦИК”.
Таки образом, с декабря 1917 г. по июль 1918 г. в РСФСР существовали две системы кассационного обжалования приговоров местных Революционных трибуналов. Одна общереспубликанская, через НКЮ и ВЦИК, другая - местная (местные Советы, особая коллегия исполкома Советов и даже комиссариат юстиции).
После издания декрета СНК от 04.05.18 г. “О Революционных трибуналах”, предусматривающего резкое сокращение количества Революционных трибуналов, стало возможным решение проблемы создания единого кассационного органа для всех трибуналов РСФСР.
Необходимость создания такого органа вызывалась еще и тем обстоятельством, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права еще не были модифицированы и кассационный орган должен был решать задачу выработки единой карательной политики в масштабе РСФСР и соблюдения революционными трибуналами принципиальных положений, регулирующих их организацию и деятельность.
13.05.18 г. коллегия НКЮ уже рассматривала проект декрета о кассации приговоров Революционных трибуналов и приняла постановление “принять и внести на утверждение.”
В проекте предусматривалось создание особого кассационного отдела при Революционных трибуналах при ВЦИК.
18.06.18 г. Президиум ВЦИК утвердил окончательный текст декрета. Окончательный текст состоял из 8 статей. Статья 4 проекта о том, что приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению кассационного отдела не подлежат, превратилась в приложение к статье 1 окончательного текста.
11.06.18 г. ВЦИК принимает декрет “Об учреждении кассационного отдела при ВЦИК и порядке кассации приговоров Революционных трибуналов”.
Кассационный отдел при ВЦИК учреждался для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Революционных трибуналов. Приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению Кассационного отдела не подлежали.
Кассационный отдел создавался в составе председателя, назначаемого СНК и утверждаемого ВЦИК, и двух постоянных членов: один от Коллегии НКЮ, один - представитель ВЦИК. Для дачи заключения по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседаниях Кассационного отдела присутствовал представитель Обвинительной Коллегии революционного трибунала при ВЦИК.
Стороны имели право присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб лично или через своих представителей. Кассационные жалобы и протесты приносились в Кассационный отдел через те Революционные трибуналы, которыми поставлен приговор, в случае нарушения революционным трибуналом при рассмотрении дела правил о подсудности и установленных форм судопроизводства или вынесения явно несправедливого приговора. Для принесения жалоб и протестов устанавливался 2-х недельный срок. Революционный трибунал обязан был в 3-х дневный срок со дня поступления жалобы или протеста направить жалобу со всем делом в кассационный отдел, причем мог приостановить исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения.
Поступившие в кассационный отдел жалобы и протесты должны были рассматриваться им в 2-х недельный срок после поступления жалобы. Дела передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда они поступали, но с иным составом заседателей и председательствующего или передавались в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности. В случае, если приговор кассировался ввиду явного несоответствия наказания деянию осужденного или осуждения явно невинного, кассационный отдел входил с представлением в Президиум ВЦИК, от которого зависело соответственно изменить наказание или прекратить дело без направления его для вторичного рассмотрения. Практическая деятельность кассационного отдела при ВЦИК началась с июня 1918 г.
В заключении, автор хотел бы привести пример дела, разбираемого Верховным трибуналом. После прочтении его, автор надеется, что читатель сможет наиболее полно представить себе судебный процесс Революционного трибунала.
Члены французской миссии обвинялись в "государственной измене". Но когда дело дошло до предания их суду, то потребовали возвращения всех членов во Францию. Большевики струсили и отпустили миссию на родину. Но так как опять было необходимо доказать всему миру, что не только Англия, но и Франция чинит всякие козни советскому правительству и препятствует наступлению коммунистического рая в России, то суду Верховного Трибунала было предано семь русских граждан, которых обвинили в содействии государственному перевороту. Вина их заключалась в том, что они были знакомы или разговаривали с членами французской миссии.
Председатель - садист Галкин. Мягко улыбаясь, этот негодяй обратился к обвиняемым с предложением откровенно сказать правду. Обвиняемые стали давать объяснения, которые сводились к признанию знакомства. После объяснения Верховный Трибунал сделал следующие постановление: "Ввиду того, что дело совершенно выяснено объяснениями обвиняемых, Трибунал отказывается от выслушивания речей обвинителя и защитников и удаляется для постановления приговора".
Все вздохнули свободно. Люди понимали, что если трибунал не допустил судебных прений, отказался выслушать защиту, то он сам явится верным защитником обвиняемых.
Минут через десять вышел Галкин и прокричал: "Всех обвиняемых признать виновными в государственной измене и расстрелять в течении 24 часов".
В это же вечер обвиняемые были расстреляны...
Изданием декрета ВЦИК от 11.06.18 г. завершается первый период в истории Революционных трибуналов РСФСР - период становления.
Таким образом сложилась система Революционных трибуналов:
Местные Революционные трибуналы - областные, губернские и трибуналы крупных промышленных центров, узловых станций; революционный трибунал при ВЦИК, и в качестве кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов - Кассационный отдел при ВЦИК.
1. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения, М.,1994.
2. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР., М.,1986
3. Д.И. Курский Избранные статьи и речи., М.,1948.
4. В.Е. Рева История государственного и местного правления., Пенза., 1995.
5. Мишунин П. Первые декреты о суде и основные вопросы социолистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции., М.,1950
6. Мишунин П. Очерки по истории советского уголовного права., М.,1954.
7. Архив русской революции. Т 7.
8. Газета "Рабочие и крестьянские правительства" № 39 от 15 марта 1918г.
9.Нормативные акты:
- Руководство для устройства Революционных трибуналов.
- Руководство для устройства следственной комиссии.
- Инструкция Московскому Революционному трибуналу.
[1] Коржихина.,История государственных учреждений СССР., М.,1986, с.145
[2] Мишунин П., Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954, с.23
[3] Мишунин П., Первые декреты о советском суде и основные вопросы социалистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции. М.,1950, с.11
[4] Мишунин П., Первые декреты о советском суде и основные вопросы социалистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции. М.,1950, с.11
[5] Д.И. Курский., Избранные статьи и речи., М.,1948
[6] В.Е. Рева., История государственного и местного управления., Пенза 1995.
[7] Д.И. Курский., Избранные статьи и речи., М.,1948
[8] Коржихина Т.П., История государственных учреждений СССР., М.,1986, с.145
[9] Там же.
[10] Газета "Рабочие и крестьянские правительства" № 39 от 05.03.1918.
[11] Архив русской революции., Т.7, с.246-275