Земство в России в середине XIX - начале XX века
2
Земские органы самоуправления существовали в России с 1864 по 1918 годы.
История земств интересна по ряду причин - и к.чк пример жизнеспособной общественной самодеятельности о услоииях авторитарного строя: и как самоотверженная, ио многом успешная попытка обустроить российскую провинцию, "глубинку". Земства стали одним из символов пореформенной эпохи
(вторая половина 19 • начало 20 веков) - времени яркого, динамичного, замегно сблизившего Россию с Европой. Земский интеллигент, описанный
Чеховым - врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.
Создание земского самоуправления было тесно связано с аграрной реформой
- отменой крепостного права (1861). В 1850-е годы Российская империя, доселе непобедимая, потерпела поражение в ходе Крымской войны против европейских держав. Это подчеркнуло неэффективность принудительного труда, заставило взяться за освобождение крестьян. Бывшие крепостные, получая гр.чжл.чис^ис права, выходили из-под административной власги спои/ помг- щикои; должно было прекратиться и господство "благородного сословия" и учреждениях губернии и уезда. Просто заменить помещиков -чиновниками на этих уровнях было нельзя. Приходилось считаться с мнением общества, которое после крымского поражения громко роптало против засилья бюрократии, и допустить его к делам управления - хотя бы частично, на низших ступенях. Реформа 1861 года позволяла создать на местах всесословные учреждения - ведь крестьяне получили не только свободу, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы); через это самоуправление вчерашние крепостные входили в земство.
Вопрос о статусе земств вызвал споры в правительстве. Разработка реформы началась в 1859 «оду под рукогюдстпом топ-чрищ;"! (заместителя) министра внутренних дел Н.Д. Милютина - пид-чюпг.-ю^! русского реформатора, сыгравшего главную роль в подготогже освобождения крестьян. Сильная, инициативная монархия, стоящая над классами и сословиями, была для Милютина образцом государственного устройства. Он полагал, что самодержавие должно опираться на широкое развитие местного самоуправления, привлекая в него представителей разных общественных слоев, в том числе и крестьян.
Иных взглядов держался министр внутренних дел П.Д. Валуев, сменивший в
1861 году Милютина в деле подготовки реформы. Валуео стоял за абсолютное
преобладание в земстве дворян. Народ, массы, полагал министр, "можно
сравнить с песком: напрасно стали бы искать в них прочной опоры. Только
собственность в болоо крупных г).'пмсрп/, собственность поземельная,
связывающая владельца с местностью, может служить государству элементом
вполне охранительным". Валуев выступал за некоторое сужение компетенции и -
самостоятельности земств, но при этом предлагал дополнить их центральным
представительством с совещательными правами. Валуеву удалось сократить
участие в земстве крестьян, расширить долю дворян, а вот общероссийское
представительство до 1905 года так и нс было создано.
Согласно положению 1864 года о земствах эти органы учреждались в губерниях и уездах. Каждые три года жители уезда p^riiii.ix сослоний избирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов земского собрания. В системе выборов сослоиный принцип сочетался с имущественным цензом - последнее было началом буржуазным. "Сгепень участия о
3 делах должна быть пропорциональна степени участия в интересах уезда. Не представляется иного видимого признака. как количество имущества, которым владеет в уезде то или другое лицо".
Выборы проводились по куриям. Первую составляли землевладельцы, имевшие
200 десятин '