Жак Луи Давид
Д О К Л А Д
ПО ИСТОРИИ
на тему:
(Жак Луи Давид. Автопортрет. 1794)
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко Николая
2007
Жак Луи Давид
Давид, Жак Луи (David, Jacques Louis) (1748–1825), французский живописец; родился в Париже 30 августа 1748. В 1766 стал учеником исторического живописца Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1774 Давид получил средства на поездку в Рим. В Италии художник открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. В течение пяти лет он прилежно изучал греко-римскую скульптуру и произведения итальянских мастеров Возрождения и эпохи барокко.
После избрания в 1784 членом Академии Давид вернулся в Рим и в том же году написал картину Клятва Горациев (Париж, Лувр).
Полотно было отправлено в Парижский Салон, а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун, что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект.
Это революционное по своему звучанию произведение, его классицистические формы и очевидный антимонархический подтекст вызвали бурный восторг публики. Картина была воспринята общественностью как призыв к борьбе.
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, , и Сабина - невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
«Клятва Горациев» исполнена в стиле неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
Картина Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) – более поздняя работа, проникнутая тем же духом. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид.
Давид - один из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи и скульптуры. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. В 1794 художник был заключен за революционные взгляды в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Однако вскоре к нему вернулось расположение властей, и он снова занял лидирующее положение во французском искусстве под эгидой вновь организованного Института Франции.
В 1797 Давид стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор становится его пылким сторонником. Подобно якобинцам, Давид приветствовал Наполеона, который казался ему воплощением революционного духа. Пораженный энергией Давида, Наполеон пригласил его присоединиться к Египетской кампании в качестве официального художника, но Давид отказался. В 1804 он стал первым живописцем императора и получил заказы на создание огромных полотен – Коронование императора Наполеона и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери (1805–1807, Лувр) и Присяга армии Наполеона на Марсовом поле.
По указу Людовика XVIII, в 1816 Давид был сослан в Брюссель. В орбите его влияния оказались почти все ведущие мастера французской живописи первой половины 19 в.: Гро, Жерико, Энгр и др. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.
Кисти Давида принадлежит несколько блестящих по технике исполнения и точности характеристик портретов его современников: Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др.
Умер Давид в Брюсселе 29 декабря 1825.