Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Женщины в войнах XX века

Женщины в войнах XX века

Реферат

на тему:

«Женщины в войнах XX века»

Выполнила:

Проверила:

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ. 3


II. Женщины в ХХ веке. 4

Зарождение нового сознания женщин 4
Герой Советского Союза ЛИТВЯК ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА 5
Мата Хари 10

Рождение Маты Хари 11

Роковые путешествия 11

Симпатические чернила для «Н-21» 12

Неубедительное судебное разбирательство 12

В ожидании вызова 13

Мнимая казнь? 13
Афганистан 14
Должны ли дамы бомбить Багдад? 14
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЖЕНЩИН ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА 15

III. Заключение 30


IV. Литература: 31

ВВЕДЕНИЕ.

На протяжении веков, женщина была символом мира, хранительницей домашнего очага и уюта. Конечно во времена матриархата женщина, как глава рода женщина ведала и военными делами, что подтверждается легендами об амазонках, но в более поздний период война оставалась уделом мужчин. Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Впрочем женщины всегда присутствовали на войне в качестве маркитанок, сестер милосердия и проституток.

Женщина-воин - это становилось событием невероятным, редким, порождавшим массу легенд. Жанна д’Арк - великая героиня французского народа. Хотя можно вспомнить о ее печальной судьбе, что это как не месть мужского самолюбия.

1812 год: партизанка Василиса Кожина и кавалерист-девица Надежда
Дурова. Когда к тебе в дом пришла война, когда кругом враг, который грабит и убивает, врывается в твой дом, - женщины встают на защиту Отечества.

Но с течением времени все больше и больше женщин приобщаются к несвойственному им ремеслу.

Крымская и Русско-японская война: женщины - сестры милосердия. Первая мировая война: сестры милосердия и фельдшерицы в госпиталях, реже женщины находились - в отрядах Красного креста - в прифронтовой полосе, на передовой. Но не стоит забывать и женский Добровольческий ударный батальон смерти под командования М. Бочкаревой.

В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах преобладали уже представительницы трудовых семей — портнихи, учительницы, сестры милосердия, работницы, учащиеся из провинциальных городов. Кроме того, в маршевые роты были приняты женщины, досрочно освобожденные из заключения, — "чтобы дать возможность искупить вину на полях сражений".

Женщины в ХХ веке.

Зарождение нового сознания женщин

В 20-х годах двадцатого века предшествующие события способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями. Женщины вовлекались в общественное производство, и эта политика довела идею мужского и женского равенства до полного игнорирования особенностей женского организма и психики, в результате чего участие женщин в наиболее тяжелом физическом труде, приобщение их к традиционно мужским профессиям к занятиями военно-прикладными видами спорта.

Идеи эмансипации были наиболее популярны в молодежной среде.
Присутствовало чувство глубокого патриотизма поколения, воспитанного на героических символах недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своем книжное представления о войне. С ее началом сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, а главное - утверждая за собой право на защиту Отечества.

Феномен участия женщин в войне сложен уже в силу особенностей женской психологии, которая определяла восприятие фронтовой действительности. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии. Женщина сильнее ощущала, опять- таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перегрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны".

То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно противоречило ее женскому естеству.

Другая сторона феномена - неоднозначное отношение военного мужского большинства, да и общественного мнения в целом, к присутствию женщины в боевой обстановке, в армии вообще. Психологи отмечают, что женщина обладает более тонкой организацией, чем мужчина. Самой природой в женщине заложена функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина дает жизнь.
Тем противоестественнее кажется словосочетание женщина-солдат, женщина - несущая смерть...

В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Не все они оказались на передовой; были и вспомогательные службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин.
Сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки и т.п.
- т.е. в тех ролях, которые не связаны необходимостью убивать. Но женщина- летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, зенитчица, танкист и кавалерист, матрос и десантница - это уже нечто иное. Жестокая необходимость толкнула ее на этот шаг, желание самой защищать отечество от беспощадного врага, обрушившегося на ее землю, ее дом, ее детей. Но все равно у многих мужчин было чувство вины за то, что воюют девчонки, а вместе с ним - смешанное чувство восхищения и отчуждения. Чисто мужское окружение, в котором приходилось обитать в течение длительного времени, также создавало для женщин немало проблем.

Хотя по мнению многих, присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был рядом.

Женщина — друг, соратник, боевой товарищ, делившая все тяготы войны наравне с мужчинами, — воспринималась с подлинным уважением. В годы Великой
Отечественной войны свыше 150 тыс. женщин были награждены боевыми орденами и медалями.

Герой Советского Союза

ЛИТВЯК ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА

[pic]

(1921-1943)

1 августа 1943 г. не вернулась из боевого задания командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк. Ни самолета, ни летчицу однополчанам найти не удалось. После гибели Александра Евдокимова, который был ее ведомым в этом бою, поиски прекратили совсем - только он знал, в каком месте упал
"Як" его командира...

Это была одна из самых тяжелых потерь авиационной части за год боевых действий: погибла любимица полка, летчик-истребитель, бесстрашный и умелый боец, уничтоживший в воздушных сражениях 14 немецких боевых самолетов и один аэростат-корректировщик.

"Пропала без вести": Лаконичная и в то же время совершенно неопределенная запись в карточке военного архива. Пропала без вести, это что, геройски погибла или добровольно сдалась в плен? На это чиновники и рассчитывали: главное - перестраховаться, а забвение сделает свое дело...

В авиацию Лиля (так звали ее близкие друзья) пришла, когда ей было всего четырнадцать лет. В пятнадцать она уже совершила свой первый самостоятельный полет. Путь к профессии летчика ей открыла Херсонская школа пилотов. Затем была переведена в Калининский аэроклуб, где считалась одной из лучших среди летчиков- инструкторов. Летала она азартно, с упоением.
Сорок пять мальчишек "встали на крыло", пройдя ее школу воздушной выучки.

Лиля рвалась на фронт. Уже в Уфе, куда был эвакуирован весь аэроклуб, она узнала, что в Москве формируются женские авиационные полки. Неудержимое желание драться с врагом могло стать реальностью. Лиля уезжает в столицу.
Решение принято: она будет сражаться с фашистами только на истребителе. Но достичь этой цели было не просто. До сих пор неизвестно, как ей удалось приписать к имевшемуся недостающие сто часов. Так или иначе, но этот
"обман" помог ей попасть в учебно- боевую часть, после которой Лиля была зачислена пилотом в 586-й женский истребительный авиационный полк.

...Лето 1942-го. Воздух над Саратовом пропитан гарью. Постоянные налеты "Юнкерсов" и "Хейнкелей" на оборонные предприятия и переправы.
Летчицы полка ПВО защищают город, прикрывают его с воздуха. Вместе с другими Лиля участвует в отражении врага, сопровождает к линии фронта самолеты специального назначения. В сентябре 1942-го Литвяк в составе группы девушек убывает в распоряжение 6-й истребительно-авиационной дивизии, защищавшей небо Сталинграда. С этого времени для Лили и ее боевых подруг: Кати Будановой, Маши Кузнецовой, Раи Беляевой - начались дни суровых испытаний тяжелыми воздушными боями.

Практически каждый боевой вылет сопровождался напряженной воздушной схваткой. Уже 13 сентября Литвяк одержала свою первую победу. "Юнкерсы", сопровождаемые "мессерами", летели к Сталинграду. В составе своей группы
Лиля вступила в бой. Это был ее второй вылет на Сталинградском фронте.
Наметив себе цель, Лиля подошла к "Юнкерсу" сзади снизу. Заход был удачен: она расстреляла врага хладнокровно, как на полигоне. Счет открыт! Но бой продолжался. Увидев, что Рая Беляева ведет единоборство с "Мессершмиттом",
Литвяк бросает свой "Як" на помощь подруге. И как своевременна была эта подмога: у Раи кончились боеприпасы. Заняв ее место и навязав пытавшемуся уйти фашисту поединок, Лиля сбивает и его. Две победы в одном бою! Не каждому боевому летчику такое под силу.

А под вечер Лиля вновь встретилась со своим противником. Летчик сбитого ею "мессера", плененный немецкий барон, ас из отборной эскадры
"Рихтгофен" пожелал познакомиться со своим победителем. Ему представили
Лилю - белокурую, нежную с вида молодую женщину. Это буквально взбесило барона. Русские решили над ним посмеяться!

В январе 1943-го два женских экипажа, Екатерины Будановой и Лидии
Литвяк, были зачислены в состав 296-го истребительного полка, который в то время базировался на аэродроме Котельниково под Сталинградом. В марте 1943 г. обстановка в воздухе осложнилась: в зону действия полка стали вторгаться группы из знаменитых фашистских эскадр "Рихтгофен" и "Удет". 22 марта в небе Ростова в составе шестерки "Яков" Лиля участвовала в перехвате группы
"Юнкер-сов-88" и один из них сбила. Подоспевшая на выручку фашистам шестерка Me109 с ходу пошла в атаку. Литвяк заметила их первая. Чтобы сорвать внезапный удар, она одна встала на пути этой группы. После пятнадцатиминутного боя раненая летчица сумела привести искалеченный "Як" на свой аэродром.

Из госпиталя Лиля уехала в Москву, в свой дом на Новослободской улице, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю столица осталась только в воспоминаниях. 5 мая, еще не совсем окрепнув, Лиля добилась, чтобы ее направили в составе группы прикрытия сопровождать наши бомбардировщики. Во время этого вылета завязался воздушный бой. Внезапно появившиеся со стороны солнца "мессеры" атаковали идущие плотным строем "Петляковы". В этой схватке Литвяк сбила еще одного врага. 7 мая она снова "вырывается" в небо. В жестоком бою еще один
"мессер", задымившись, уходит из перекрестия ее прицела.

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, фашисты
"подвесили" аэростат наблюдения. Артиллерийский огонь, корректируемый наблюдателями, стал доставлять значительно больше хлопот нашим войскам.
Лиля в одиночку уходит на задание. Взлетев, Литвяк предприняла хитроумный маневр - углубилась в тыл противника и на аэростат стала заходить из глубины вражеской территории, со стороны солнца. На максимальном газу, разогнав свой "Як" почти до флаттера, она пошла в атаку. С расстояния примерно 1000 м открыла огонь из всех точек и стреляла, пока не проскочила рядом с падающим аэростатом, останки которого рухнули на землю. Июнь принес
Лиле тяжелые испытания. Погибла Катя Буданова, ее лучшая боевая подруга. На глазах у всего полка потерпел катастрофу самолет Алексея Соломатина, единственного к тому времени в полку Героя Советского Союза, отличного парня, Лилиного любимого...

[pic]

Як-1Б Л.В.Литвяк - ее последняя машина, 73-й ГвИАП, лето 1943 г.

16 июля 1943-го, сопровождая Ил-2 к линии фронта, шестерка наших
"Яков" завязала бой с тридцатью шестью фашистскими самолетами. Тридцать
"юнкерсов" и шесть "мессершмиттов" пытались нанести удар по нашим войскам, но замысел их был 30 сорван. В этом бою Литвяк развалила на части еще один
"Юнкере" и вместе со своим ведомым сбила Me-109. И снова ранение, во второй раз. На требование врача уехать в госпиталь ответила категорическим отказом: "У меня достаточно сил". Через три дня она снова вступила в бой.

21 июля вместе с командиром полка Иваном Голышевым Литвяк вылетела на боевое задание, во время которого наша пара была атакована семеркой
"мессеров". На командира насели четверо фашистов, на ведомую - трое.
Обладая острым чувством взаимовыручки, Лиля не забыла о командире. Ей удалось сбить один из четырех "мессеров", наседавших на Голыше-ва. Но силы были слишком неравны. Самолет Лили был подбит, и она, преследуемая врагами до самой земли, посадила его на фюзеляж в полукилометре от села Новиковка.

Слава о воинской доблести женщины - летчика-истребителя шла по всему фронту. Лилю любили и оберегали все летчики полка. Но не уберегли... 1 августа 1943 г. Литвяк три раза поднимала свой "Як" в небо войны. Третий бой был слишком тяжелым, его пришлось вести с большой группой вражеских истребителей. В этой схватке летчица одержала свою четырнадцатую победу, сбив Me 109. Последний ее боевой вылет был четвертым в этот день, когда шестерка наших истребителей вступила в смертельную схватку с сорока двумя фашистскими самолетами. В этом сражении враг недосчитался двух машин.

...Бой в небе над Мариновкой угасал. Разогнанная фашистская армада уходила на запад. Наша шестерка без потерь, прижавшись к верхней кромке облаков, взяла курс домой. И тут внезапно выскочивший из белой пелены шальной "мессер", прежде чем снова нырнуть в облака, успел дать очередь по ведущему последней пары... Як-1 с бортовым номером "23" на свой аэродром не вернулся. 4 августа 1943 года гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия
Владимировна приказом по 8-й воздушной армии была навечно зачислена в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка. А 8 августа она была посмертно представлена к званию Героя
Советского Союза, которого она бесспорно заслужила.

Но этого высокого звания Лиле тогда не присвоили. Вместо Золотой
Звезды в качестве посмертной награды пришел орден Отечественной войны 1-й степени... Лилин самолет упал на территории, занятой противником, в рощу возле хутора Кожевня под селом Дмитровка Шахтерского района. Кто и где ее похоронил - неизвестно.

В 1946 году местные жители сдали на металлолом останки Лилиного самолета. Люди надолго потеряли след отважной летчицы. Бесстрашная Лиля, геройски погибшая в родном небе, похороненная в своей земле, на долгие годы осталась пропавшей без вести. Длилась эта неопределенность долгие сорок пять лет. Но след отважной летчицы упорно искали все эти годы. Искали одно- полчане, школьники, солдаты.

В 1968-м газета "Комсомольская правда" предприняла попытку восстановить честное Лилино имя. Оформление "Комсомолкой" представление к присвоению Л.В. Литвяк звания Героя было направлено в политическое управление ВВС. Поддержав благородный порыв коллектива газеты, командование
ВВС все же не забыло о принципе "осторожность - не помеха", и вынесло вердикт: "Ищите. Найдете, будем говорить".

В 1971-м в поиски Литвяк включились юные бойцы Отряда разведчиков военной славы, которым руководила Валентина Ващенко, учительница 1-й школы города Красный Луч. Несколько лет подряд ребята и девчонки отряда вдоль и поперек "прочесывали" землю в районе села Мариновка.

Лилин след они нашли неожиданно, почти случайно. Позднее выяснилось следующее. Останки неизвестной летчицы, случайно обнаруженные местными мальчишками, похоронили 26 июля 1969 г. вместе с останками других воинов, погибших в этой районе. Захоронение состоялось в центре села Дмитровка
Шахтерского района. Перед этим врачи установили, что останки летчика принадлежат женщине невысокого роста. Так появилась на братской могиле № 19 села Дмитровка среди многих фамилий "Неизвестный летчик".

Итак - летчица-истребитель! Но кто? В тот период в 8-й воздушной армии их было две - Екатерина Буданова и Лидия Литвяк. Катя геройски погибла в июне 1943-го. Ее могила известна. Значит Лиля? Да, это, безусловно, была она. Полученная из Центрального архива Министерства обороны справка подтвердила сделанный вывод. В июле 1988-го имя Лидии
Литвяк увековечено в месте ее захоронения, братской могиле № 19, которая находится в центре села Дмитровка. В ноябре 1988-го приказом заместителя министра обороны внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 г, в отношении судьбы Литвяк написано: "Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г."

Так все белые пятна в судьбе Лили были ликвидированы. Вслед за этим в
Верховный Совет СССР ушло представление к присвоению Л. В. Литвяк звания
Героя Советского Союза и о повышении в звании посмертно. 6 мая 1990 г. гвардии старшему лейтенанту Литвяк это высокое звание присвоено.

Мата Хари

Итак, женщина в нашем столетии оказывалась на войне по разным причинам. Одних приводили на фронт факторы духовного порядка — патриотизм, романтизм, определенные идеалы. Участие в боях для таких женщин — это, как правило, действие вынужденное, обусловленное конкретной ситуацией: вражеским вторжением, необходимостью защитить свой дом и близких, желанием помочь своей стране.

Вторую категорию составили те, кто, подобно брехтовской мамаше Кураж, стремился воспользоваться случаем, заработать на несчастье других, - женщины, живущие по принципу "война всё спишет". При этом меркантильность могла принимать как вполне безобидные, так и весьма циничные формы.
Хотелось бы подробней рассмотреть таких женщин на примере биографии одной очень яркой в свое время личности, - личности Маты Хари, использовавшей военные конфликты Между Францией и Германией для собственной выгоды.

Имя Мата Хари стало символом женщины, искусно использующей свои женские чары, чтобы выведать у врага военные секреты. Но была ли настоящая Мата
Хари шпионкой? Если да, то на какую из враждующих сторон она работала?

Много споров ходит, связанных с этим именем, но, к несчастью, не на все вопросы могут быть найдены точные ответы.

- Я не француженка, - заявила женщина своим обвинителям.

- И имею право заводить друзей в других странах, даже в тех, которые воюют с Францией. Я продолжаю придерживаться нейтралитета, и рассчитываю на добросердечие французских офицеров, - этими словами Мата Хари закончила речь в свою защиту перед парижским трибуналом 24 июля 1917 года. Трое присяжных заседателей удалились в соседнюю комнату для обсуждения приговора. Спустя десять минут они вернулись. Международная куртизанка, выдававшая себя за индийскую танцовщицу, должна была быть расстреляна как шпионка.

Жизненный путь Маты Хари, приведший ее в зал суда, начался в северном голландском городке Левардене. 7 августа 1876 года у жены торговца Адама
Зелле родилась дочь. Девочку нарекли Маргарета Гертруда. В 14 лет ее отослали в монастырскую женскую школу для обучения искусству домоводства и подготовки к замужеству - традиционное воспитание для девушек ее класса. Но
Маргарета Гертруда не была создана для жизни в рамках традиций. За месяц до девятнадцатилетия она вышла замуж за Кемпбелла Маклеода, офицера голландской армии шотландского происхождения, который был на 21 год старше ее. Замужество оказалось роковой ошибкой.

Юная миссис Маклеод быстро родила сначала сына, а потом дочь и в
1897 году последовала за мужем в Голландскую Ост-Индию, где ему было поручено командование батальоном на острове Ява. Маклеод сильно пил, путался с другими женщинами и частенько бил жену. Однажды он даже угрожал ей заряженным револьвером. Их сын умер при загадочных обстоятельствах; согласно одной из версий, его отравила служанка, с которой плохо обошелся
Маклеод. Вскоре после того, как в 1902 году Маклеоды вернулись в Голландию,
Маргарета Гертруда ушла от мужа (официально они разошлись четыре года спустя). Оставив дочь на попечение родных, молодая женщина отправилась в
Париж навстречу ошеломительной новой карьере.

Рождение Маты Хари

Маргарета Гертруда вряд ли могла рассчитывать взять искушенную французскую столицу штурмом. Но как экзотическая восточная танцовщица она могла бы привлечь к себе внимание, о котором так страстно мечтала. Поэтому к 1905 году она сменила обличье, с успехом выдав себя за дочь храмовой танцовщицы из Ост-Индии. Приняв эстафету от матери, как теперь утверждала
Маргарета Гертруда, она посвятила себя индийскому богу Шиве и демонстрировала эротические ритуалы его восхваления. Высокого роста, стройная, с иссиня-черными волосами, карими глазами и смуглым цветом кожи, она легко могла сойти за индианку. Экзотическое имя, Мата Хари, которое она для себя выбрала, в переводе значило «Око зари».

После дебюта в зале Востока музея Гиме Мата Хари продолжала свое триумфальное шествие по элегантным салонам Парижа. Она выступала на сценах
Монте-Карло, Берлина, Вены, Софии, Милана и Мадрида. Казалось, что вся
Европа у ее ног.

Хотя мужчины, в основном представлявшие ее зрительскую аудиторию, и могли заявить, будто пришли на концерт, желая побольше узнать о восточной религии, они приходили для того, чтобы поглазеть на чувственную молодую женщину, которая осмеливалась появляться на публике практически обнаженной.

Неудивительно, что у сладострастной танцовщицы была уйма поклонников, которые, не скупясь, оплачивали ее щедро раздариваемые услуги. К началу
Первой мировой войны в августе 1914 года Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе. В Берлине среди ее побед числились немецкий кронпринц и герцог Брауншвейгский.

Роковые путешествия

В конце 1915 года Мата Хари вновь оказалась в Париже - чтобы спасти личные вещи, оставшиеся на ее вилле, в пригороде Нойи, по одной версии; чтобы ухаживать за слепым русским любовником - по другой. Третья причина ее приезда, шпионаж, была указана в тайном послании, переданном итальянской секретной службой в адрес французских коллег. «Сценическая знаменитость по имени Мата Хари... якобы открывающая публике секреты индийских танцев», предостерегали итальянцы, отреклась от претензий на свое индийское происхождение и теперь говорит по-немецки с небольшим восточным акцентом.

Задержанная французскими властями, Мата Хари горячо отрицала обвинение в шпионаже в пользу Германии и поспешно предложила свои услуги
Франции в качестве секретного агента. Как ни странно, французы приняли ее предложение и отправили в оккупированную немцами Бельгию, снабдив списком шести своих законспирированных там агентов. Вскоре после этого одного из них поймали и расстреляли немцы - как говорили, его предала женщина. Тем не менее Франция отправила Мату Хари на новое задание: в нейтральную Испанию.
Ей предстояло добраться туда морем через Голландию.

Англичане заставили судно причалить в Фалмуте, на южном берегу
Англии, и арестовали Мату Хари, приняв ее за немецкую шпионку по имени
Клара Бендикс. Ей удалось убедить англичан, что она работает на Францию, и ее освободили. Она продолжила свое путешествие в Мадрид.

В испанской столице она быстро наладила связи с военно-морским и военным атташе посольства Германии и была щедро вознаграждена за свои услуги. Какого рода услуги оказывала она немецким офицерам, осталось в тайне, как и многое другое, связанное с именем Маты Хари.

Симпатические чернила для «Н-21»

Ближе к концу 1916 года двоих немецких атташе в Мадриде уведомили из
Берлина, что они слишком много платят за рутинную информацию, предоставляемую «агентом Н-21», и приказали отослать ее обратно в Париж, выдав чек, подлежавший оплате во французском банке, на сумму в 5000 франков. Компрометирующее послание было перехвачено французской секретной службой.

12 февраля 1917 года Мата Хари вернулась в Париж и поселилась в элегантном отеле «Плаза-Атене» на авеню Монтень. На следующий день ее арестовали и предъявили обвинение в том, что она работала как двойной агент в пользу Германии.

Уликами, поддерживавшими обвинение, были неоплаченный чек на сумму в
50000 франков, выписанный на банк, указанный в немецком послании, и тюбик, содержавший, как было определено, симпатические чернила, - и то и другое обнаружили у нее в номере гостиницы.

«Симпатические чернила», как объяснила Мата Хари на допросе, не что иное, как обычное дезинфицирующее средство, которым она пользовалась в качестве контрацептива. Что касается чека, она призналась, что действительно получила его в качестве оплаты от немецких атташе в Мадриде - но за предоставленные сексуальные услуги. Бывшую любимицу Европы и любовницу высокопоставленных мужчин отправили в тюрьму Сен-Лазар и определили в камеру под номером 12.

Неубедительное судебное разбирательство

После нескольких месяцев допросов, на которых Мата Хари упорно отстаивала свою невиновность, 24 июля 1917 года состоялось заседание трибунала. Председатель суда и двое других его членов были заранее убеждены в ее виновности - хотя толпы на улице, в ожидании приговора, надеялись, что ее оправдают.

Она показала, что наблюдала за военными маневрами в Германии. Италии и Франции - но только в качестве гостьи того или другого из ее многочисленных поклонников. 30 000 марок, полученные ею от министра иностранных дел Германии? «Столько стоили мои услуги. Любовники никогда не платили мне меньше». Что касается 50 000 погибших, когда французские транспортные суда были торпедированы в Средиземном море благодаря информации о времени их отхода, которую она предоставила, то где доказательства этому? Несмотря на слабость доводов обвинения, приговор, вне всякого сомнения, был предрешен. Высшему командованию Франции необходимо было найти козла отпущения после неудачных попыток союзников выйти из тупиковой ситуации с Германией.

В ожидании вызова

Смертный приговор не был приведен в исполнение сразу: и в последующие месяцы ожидания Мата Хари становилась все более нервной и подавленной.
Единственная ночь, когда ей удавалось заснуть, приходилась на субботу, ибо казни никогда не проводили по воскресеньям. Во все другие вечера она отправлялась спать, зная, что стук в дверь на рассвете может означать вызов на расстрел.

Предложение адвоката добиться приостановления исполнения решения суда на том основании. что она беременна от него, Мата Хари с негодованием отвергла. Она предпочитала надеяться на призыв к милосердию, в последнюю минуту адресованный французскому президенту. Ее прошение не было удовлетворено. В предрассветный час, в понедельник 15 октября, ее вырвали из тяжелых объятий свинцового сна, в который она погрузилась благодаря снотворному, выпрошенному у тюремного доктора. Монотонным голосом адвокат произнес, что осужденной шпионке, каковой она является, предстоит умереть этим утром.

Мнимая казнь?

Верная своей репутации, 41-летняя женщина позаботилась о наряде. Она надела голубовато-серое платье, соломенную шляпку с широкими полями. пару своих лучших туфель. На плечи небрежно накинула пальто. И только надев перчатки, она посчитала, что готова покинуть тюремную камеру, чтобы доехать на автомобиле к Венсенскому замку на окраине города.

На месте казни, в Венсене, ждала команда, готовая к расстрелу. 12 человек выстроились с трех сторон площадки, развернувшись в сторону дерева.
Твердой походкой Мата Хари подошла к нему. Она согласилась выпить глоток рома, полагающийся приговоренному, но отказалась от того, чтобы ее привязали к дереву и завязали глаза, предпочитая смотреть в глаза своим палачам. Лучи восходящего солнца пробились сквозь предутренний туман, когда вызванные к ней священник и монахини удалились и солдаты с винтовками напряглись в ожидании приказа командира, Прозвучал сигнал. Двенадцать выстрелов пронзили тишину, и безжизненное тело «Ока зари» упало на землю.

Причина необычайного хладнокровия, проявленного приговоренной женщиной во время казни, позже получила довольно причудливое толкование.
Страстный юный поклонник по имени Пьер де Моррисак договорился за деньги, что солдаты, участвовавшие в казни, зарядят винтовки холостыми патронами.
Казнь предполагалось инсценировать, как в «Тоске», популярной опере тех дней. Но, как и в оперной казни, заговор Моррисака не удался: винтовки оказались заряжены настоящими пулями - и ничего не подозревавшая жертва встретила быструю смерть.

Правда ли это, как и то, будто в момент расстрела Мата Хари распахнула пальто, продемонстрировав солдатам свою наготу? Ответить на эти вопросы невозможно, да это, в конце концов, и не важно. Обе истории всего лишь часть пленительной легенды о голландской красавице, которая добилась при жизни славы экзотической танцовщицы и высокооплачиваемой куртизанки, но была расстреляна как шпионка, хотя, возможно, ею никогда не была.

Жизнь Маты Хари, во многом похожа на жизнь большинства женщин
Европейских стран. Собственная выгода для них не редко выше интересов родной страны.

Афганистан

По-иному складывалось отношение к женщине в армии в период Афганской войны 1979—1989 гг. Здесь нужно учитывать характер самого военного конфликта и то, что составе ограниченного контингента советских войск в
Афганистане женщины (как правило, вольнонаемные) находились именно на вспомогательных, а не боевых службах.

По оценкам воинов-"афганцев", значительная часть этих женщин приехала туда либо из меркантильных соображений, либо с намерением устроить свою личную жизнь. И относились к ним мужчины в основном негативно: "Не нужны они там были! Можно было без них обойтись!" Хотя, с другой стороны, воевавшие в Афганистане отмечали и то, что присутствие женщин смягчало и предотвращало множество конфликтов, давало эмоционально-психологическую разрядку после боевых действий.

Должны ли дамы бомбить Багдад?

Можно ли позволить женщинам, служащим в американской армии, участвовать в боевых действиях, вот тема еще одной статьи из «Ридерз дайджест». Несмотря на то, что статья написана женщиной, ответ «Твердое нет».

Упор в статье делается на физические различия между мужчинами и женщинами.

В бою первостепенное значение имеют не интеллектуальные способности, не патриотизм, и даже не верность присяге. Физическая крепость может быть вопросом жизни или смерти. Именно поэтому нельзя игнорировать физические различия между мужчинами и женщинами.

А различия эти очевидны. Абсолютное большинство женщин, если только это не мутантки, уступают мужчинам в росте и массе, если только это не дегенераты.

Показатели массы и роста тесно связаны с физической силой и выносливостью. Американцы протестировали 239 женщин военнослужащих, и выяснилось, что только 7 процентов из них показали результаты близкие к мужским. Даже специальные программы физической подготовки не помогли.
Причина кроется в разнице сердечного и легочного объемов у представителей разных полов. Тренерам хорошо известно, что это является решающим фактором в достижении результатов.

Более слабые, женщины не в состоянии выполнять тяжелую физическую работу: рыть траншеи, менять колеса у грузовиков, даже нести собственный комплект боевого оснащения. А некоторые дамы, до предела обнаглевшие на гражданке, прямо заявляют, что ни черта они носить не будут. Именно так поступала, по свидетельству одного пилота вертолета, командир его подразделения.

В Боснии, в составе сил по поддержанию мира, женщины отказывались выполнять физическую работу. Поначалу солдаты мужчины старались вести себя по-джентельменски. Однако в условиях постоянной боевой готовности такое поведение коллег в юбках очень скоро стало вызывать сильное раздражение и резонный вопрос: «А какого черта вы тогда сюда приперлись?» Думаю, что в
Боснии моникам и джессикам некому было пожаловаться на сексуальные домогательства и грубое обращение. По свидетельствам очевидцев, женщины в полном боевом облачении не могли двигаться так же быстро, как и мужчины, создавая тем самым множество проблем и снижая боеспособность.

Многие дамы, нюхнувшие пороху и не понаслышке знающие, на что способен солдат в юбке в боевых условиях, однозначно выступают против службы женщин в боевых частях, однако вслух об этом не говорят, боясь поплатиться карьерой. Очень уж сильны в американском обществе феминистские настроения и принципы политкорректности, утверждающие равенство полов.

С 1994 года в армии США при подготовке мужчин и женщин применяются различные стандарты. В возрастной группе 17-21 года, чтобы получить минимальную оценку, новобранец мужчина должен сделать 35 подтягиваний, а женщина только 13. Если женщин допустить в боевые части, а эти стандарты сделать универсальными, это неминуемо приведет к заметному снижению боеспособности армии, - утверждается в статье.

В России подобные проблемы неизвестны. Русская баба от природы мощна и на все способна. Знаменитые шпалоукладчицы на весь мир прославили удаль и силу русской женщины. Так что нам, в отличие от американцев, призывом женщин в армию можно решить сразу две проблемы: поднять боеспособность до невиданных высот и решить проблемы, как личного состава мужского пола, так и российских женщин, которые рядом с молодыми, здоровыми мужиками наконец- то получат свое.

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЖЕНЩИН ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека - одно из важных достижений цивилизации. Не будет преувеличением сказать, что в данном вопросе международное и внутригосударственное право взаимно обогатили друг друга. Сформировавшееся под влиянием великих революций, прогремевших в конце XVIII в. в Старом и
Новом свете, национальное право ряда государств, в первую очередь Франции и
США, несомненно повлияло на становление и развитие в международном праве принципов и норм, касающихся прав человека. По мнению И.И. Лукашука, само международное право явилось элементом цивилизации и культуры, которую дал человечеству XIX в. В свою очередь, международное право оказало несомненное воздействие на закрепление в законодательстве государств основных прав и свобод человека, что мы видим, в частности, на примере современной России.

Значение прав человека, личности велико в формировании как национального, так и международного права. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории.

Такая оговорка точна вообще и вдвойне - применительно к правам человека-женщины (по терминологии документов ООН). Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой половины человечества - мужчин - Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой французской революции, а в США женщины только в этом десятилетии получили по закону право на отпуск по беременности и родам.

Было бы ошибочно предполагать, что осознание женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав пришло только сегодня либо одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма. Тем, кто считает, что право вообще появилось лишь после того, как прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина, нелишне узнать, что современницы этих Деклараций оценивали их далеко не так восторженно. Так, француженка Олимпия де Гурж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина явное умаление прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою
Декларацию прав женщины и гражданки, за что и была казнена.

Аналогичные события происходили и в США. В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств поднимались вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин. Ее авторы ставили перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в соответствие с изменениями, которые были внесены в жизнь мужчин поколением отцов-освободителей. Подчеркивалось, что революция в США дала женщинам обещания, которые так и не были реализованы.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. Она принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального гнета, сословного неравенства. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства.

Ныне, с расстояния в три четверти века, мы не можем в полной мере оценить значимость названных декретов, тот переворот, который они произвели в сознании людей, многие столетия воспитанных на нормах "Домостроя" - патриархального свода правил, устанавливавших в России безусловную единоличную власть отца и мужа в семье. После Октябрьской революции женщины
России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г. было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны.

На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались в первую очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом: ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.

"Женский вопрос" едва ли принадлежал к числу так называемых закрытых тем, которые запрещалось затрагивать в печати в годы застоя. Его скорее можно назвать забытой темой, поскольку в сознании не только руководящих кругов государственных органов, партийных и иных общественных организаций, но и подавляющего большинства населения, включая женское, этот вопрос как бы не существовал. Он считался решенным одновременно с конституционным провозглашением в 1936 г. равноправия женщины с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, которое гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами в связи с материнством.

Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

Права Т.А. Клименкова, которая пишет, что Россия стала страной, где чаяния феминисток начала века оказались до некоторой степени выполненными, ведь феминистки-суфражистки пытались добиться для женщин возможности делать то, что мужчинам фактически уже было позволено делать, а именно прежде всего они боролись за допуск к избирательным урнам и за право на труд. И только после того, как женщины эти права получили, стало понятно, до какой степени этого недостаточно. Поэтому, когда говорят, что социализм не эмансипировал женщину, то нужно признать, что он и не ставил себе целью достичь такой эмансипации, которую мы сейчас имеем в виду. То, что произошло на деле, представляло собой очень глубокий сдвиг, поскольку речь практически шла о создании новой модели понимания полородовых отношений - модели более сложной, чем когда-либо прежде, так как характеристики, которые ранее считались мужскими, пришлось приписывать теперь и женщинам .

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной.
По-прежнему в обществе у власть предержащих и следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных ("естественных") правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин "кормилец" отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран "сопротивлялась" признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями.

Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешней терминологии, цивилизованных странах. Весьма показательно в этом отношении прогремевшее в 1928 г. на всю Канаду дело о толковании Верховным судом страны термина "лица" в ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента - Сената. Согласно ст. 24 Закона о Сенате генерал- губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц (.Persons.) в Сенат. В 1928 г. пять ведущих суфражисток Канады обратились в правительство страны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает ли такую возможность закон (что само по себе весьма симптоматично с гендерной точки зрения), и обратилось в Верховный суд о просьбой дать толкование термину лица.. Верховный суд Канады пришел к выводу, что в 1928 г. термин "лица" должен иметь то же значение, что и в Законе о Сенате 1867 г., а последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 г. и акт о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высших органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 г. решением комитета тайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward.s Attorney
General of Canada было провозглашено, что термин "лица" включает и лиц женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет собой .реликт времен варварства. .

Вторая мировая война, поставившая на грань уничтожения целые народы и принесшая миллионам людей неисчислимые бедствия, затронула все население воюющих стран независимо от пола и возраста. Все это придало проблеме прав человека и поиску механизма их защиты неизвестную ранее остроту.
Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной вскоре после окончания войны, в июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, тоесть многосторонним международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях. Число государств, конституции которых содержат перечень фундаментальных прав, воспроизводящих положения Декларации или включенных под ее влиянием, ныне приближается к
100.

Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в ст. 2. В ней указывается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. и развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

По образцу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В ст. 14 Европейской конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что обладание правами и свободами, изложенными в
Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основе пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, собственности, рождения или иного статуса. Эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть многосторонний, международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений в жизнь, который будет подробнее рассмотрен в дальнейшем. Все это сделало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод заметной вехой в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.

Следующий этап развития мирового сообщества в вопросе прав человека - одновременное принятие в 1966 г. двух международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах.
Названные международные пакты, помимо даты принятия, имеют много общего и в содержательном плане. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных документа, равно как и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и то обстоятельство, что все они представляют собой хартии прав и свобод индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст.1).

Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к половине человечества - женщинам приведенное определение прав человека не учитывает зависящей не только от природы и самого человека, но и от общества факт: подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и нет.
Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного государства и даже в разрезе всего мирового сообщества.

К пониманию общности их коллективных судеб, их зависимости от занимающих руководящие посты в государстве, обществе и экономике мужчин женщин Запада в определенной степени подвинула вторая мировая война. В начале войны участвовавшие в ней государства призывали женщин заменить на рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после окончания войны последовали массовые увольнения именно женщин. Причина была везде одна и та же: женщин увольняли как нежелательных конкурентов вернувшихся с войны мужчин.
Провозглашение в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека права каждого лица, будь то мужчина или женщина, на труд, на равную оплату за равный труд ситуации кардинальным образом не изменило.

Не было адекватной реакции на это явление и на международной арене.
Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права не только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.) долгие годы не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Именно в этом ключе рассматривалось в те годы в условиях жесткой идеологической борьбы стремление СССР добиваться признания мировым сообществом коллективного права народов и наций на самоопределение, борьба с колониализмом и апартеидом. Отзвуки этих идеологических битв слышны и поныне, хотя и применительно к совсем другим объектам. Иначе чем можно объяснить полнейшее безразличие российских правозащитников к проблеме грубейших нарушений - в условиях провозглашенной Конституцией РФ правовой государственности - коллективных прав и свобод российских женщин, составляющих более половины населения страны? Молчат в условиях свободы слова те самые правозащитники, которые когда-то поступались личной свободой, чтобы добиться выезда за рубеж, публикации книг и т.п. отдельно взятого правдолюбца.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека. Даже персонализм - философское течение, утверждающее примат человеческой личности по отношению ко всем остальным феноменам цивилизации и культуры, стремится откреститься всячески от попыток отождествления с антиколлективизмом. Одна из ключевых идей персонализма - это мысль о единстве рода человеческого, который имеет свою историю и коллективную судьбу. Соответственно один из основоположников персонализма Э. Мунье высказывается по этому поводу следующим образом: .Мы не говорим более о свободе человека: мы сторонники коллективизма и, утверждая это, мы порываем со вчерашним миром. Суверенность внутреннего мира личности здесь никак не оспаривается".

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям.

Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в
1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Наиболее существенное значение с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин имеют статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В первой из них дается легальное определение понятия "дискриминация в отношении женщин", во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными применительно к мужской половине человечества. Согласно ст.1 Конвенции 1979 г., "понятие "дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Вместе с тем согласно ст.4 Конвенции ООН 1979 г. не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами".
Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин.

Тем самым Конвенция ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен французской революции
XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и
"равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость".

Такая принципиальная новация в понимании международным правом категории "права человека" произошла не случайно. Ей предшествовали на национальном уровне существенные экономические, политические и правовые изменения. Научно-техническая революция, начавшаяся вскоре после второй мировой войны, привела к значительному росту технологически сложных и наукоемких производств, требовавших большого числа работников, обладавших не столько мужской физической силой, сколько многими чисто женскими качествами: тщательностью в работе, терпением, четкостью движений, тонкостью осязания и др. Наемный труд женщин, подобно наемному труду мужчин, стал массовым явлением. Это требовало и соответствующей корректировки национального законодательства. В течение семидесятых годов большинство развитых западных стран издало законодательные акты против дискриминации граждан по половому признаку прежде всего в сфере трудовых отношений, в том числе в вопросах оплаты труда. Все это привело к росту самосознания женщин. Кроме того, впервые на протяжении многих тысячелетий женщины получили пусть и не полную, но хотя бы относительную экономическую независимость.

Существенные изменения произошли вскоре после окончания второй мировой войны также в политической и правовой сферах участвовавших в ней государств, и прежде всего в области развития института прав человека, которое шло на международной и национальной аренах если не всегда синхронно, то при всех условиях согласованно во времени. Вот почему международно-правовое признание важности и значимости прав человека дало в послевоенные годы наряду с другими факторами импульс для постановки на практическую основу разработанной наукой еще ранее идеи правового государства. При этом в качестве краеугольного камня концепции правового государства выдвигались рядом с верховенством закона и разделением властей те же закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о социально-экономических, культурных, а также политических и гражданских правах постулаты: свобода и равенство граждан. В полном соответствии с тем, что было начертано на знаменах французской революции
XVIII в., речь шла о свободе и равенстве по закону, а не в жизни, хотя естественно-правовая трактовка этих основных прав, которая отстаивалась их апологетами, должна была бы, по логике, предполагать обратное. В результате правовое государство стало трактоваться как система конституционных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций.

В приведенном определении обращает на себя внимание акцент на праве собственности, которое трактуется как предпосылка и условие свободы и равенства граждан и тем самым по сути предстает как бы в качестве исходной базы правового государства. Однако история человечества учит нас, что попытка отождествления собственности и свободы в лучшем случае представляет собой идеализированный взгляд на мир. Во все времена и у всех народов в основе обогащения обнаруживаются весьма далекие от права явления: обезземеливание крестьян, грабежи, насилия, обман, подкуп, противозаконные махинации, войны и прочие действия отнюдь не правового характера. Другими словами, понятие "частная собственность" сопрягалось в реальности и сопрягается поныне не с понятием "право", а прежде всего со словом "сила" - будь то физическая сила, военная, сила государственного принуждения, власть денег и т. д., что дает собственнику подлинную возможность обладать всеми правами, причем во многом за счет других лиц.

При такой постановке вопроса становится понятно, что в условиях патриархата женщина, отчужденная мужчинами от власти, ограниченная в правах на имущество, не могущая постоять за себя при помощи кулака или оружия, неизбежно оказывается слабее, а следовательно, менее свободной, чем мужчина, если не в формальном обладании правами, то в возможности их претворения в жизнь даже в условиях правового государства. Менее конкурентоспособны по сравнению с мужчинами женщины в условиях рыночной экономики и из-за различий в иерархии ценностей каждого из полов.

Многочисленные исследования показывают, что собственность, богатство и все то, что способствует их приращению, - коммерция, промышленность, финансы, торговля и даже национальная безопасность - уступают в иерархии ценностей женщин таким категориям, как социальные условия жизни, здоровье, дети, экология и мир во всем мире.

Не в этом ли одна из причин, почему мужчины во всех государствах мира не стремятся предоставить женщинам равную с ними возможность участвовать в принятии решений на государственном уровне? И не поэтому ли страдает население многих стран от голода, нищеты, социальных болезней, экологических бедствий и даже войн? Такая зависимость была отмечена канадскими учеными, исследовавшими причины ущемления прав гражданок Канады по половому признаку. Они пришли к выводу, что существует прямая связь между гендерными отклонениями в праве и отстранением женщин от процесса принятия решений.

В числе первых, кто не только осознал внутреннюю противоречивость свободы и равенства как основы правового статуса человека, но и предпринял конкретные шаги по пути если не снятия, то хотя бы смягчения этого противоречия, оказались в шестидесятых годах XX в. Скандинавские страны.
Анализируя реальную действительность формировавшегося правового государства, наука и общество этих стран воочию убедились, что формальное равенство прав далеко не всегда дает людям равную свободу действий. И дело не только в способностях, прилежании и активности самого человека. Ребенок не имеет той свободы, какой обладают взрослые. Инвалид лишен во многом свободы, какая есть у здорового человека. Свободы мужчины и женщины тоже далеко не равновеликие величины. Вот почему в реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства.

В результате понятие "дискриминация", закрепленное во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о политических, гражданских, а также социально-экономических и культурных правах, стало приобретать, особенно применительно к проблеме равноправия полов, новые оттенки. В науке и в законодательстве речь стала идти, в зависимости от целей и последствий дискриминации, о ее "негативных" и "позитивных" подвидах. При этом в качестве негативной дискриминации трактуются любые ущемления в правах, а как позитивная дискриминация - всякого рода льготы и преимущества. Кроме того, постепенно выяснилось, что и негативная, и позитивная дискриминация может быть не только прямой, т.е. закрепленной в законах (дискриминация de jure), но и косвенной, т. е. складывающейся в реальной жизни (дискриминация de facto).

Как известно, человечество делится по признаку пола на две половины - мужчин и женщин. Вот почему любая негативная дискриминация одного из полов, будь то прямая или косвенная, неизбежно означает позитивную дискриминацию в пользу другого пола, и наоборот. Жизнь показывает, что до равновесия в данном вопросе еще очень далеко. Тысячелетия патриархата не прошли даром.
Категория справедливости, призванная корректировать в правовом государстве соотношение свободы и равенства, пока еще не выравняла чаши весов. Они по- прежнему склоняются не в пользу женщин. Конечно, прямая негативная дискриминация женщин - явление в современном мире не такое уж частое. В западных государствах такого рода нормы сохранились как рудимент в законах о престолонаследии ряда монархий. В азиатских и африканских государствах прямая негативная дискриминация женщин чаще всего имеет корни в исламе и охватывает вопросы наследования, собственности на землю и семейные отношения. В отличие от этого, прямая позитивная дискриминация в пользу женщин чаще всего базируется на репродуктивной функции женщин. Понятно, что некоторые из прав, связанные с рождением и вскармливанием ребенка, просто не могут принадлежать мужчинам и их наличие дискриминацией в собственном смысле слова на является. Однако все то, что касается ухода за детьми и их воспитания, - сфера прав и обязанностей обоих родителей, и здесь возможны перегибы законодательства в обе стороны. Наделение такими правами только женщин, как это имело место до недавнего времени в России, не только прямо дискриминирует мужчин, но косвенно ущемляет права и возможности женщин, лишая их свободы выбора сферы приложения своих сил и способностей, а также снижая их конкурентоспособность на рынке труда. Вот почему приведенное выше определение Конвенцией ООН 1979 г. понятие "дискриминация в отношении женщин" охватывает не только прямое ущемление их прав, но и любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, если оно направлено на уменьшение возможности женщины пользоваться общими для всех людей правами человека и основными свободами.

Семидесятые годы XX в. - период своеобразной эйфории международного сообщества применительно к вопросу возможностей скорейшего достижения женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей
Международным годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы - Десятилетием женщины Организации Объединенных Наций под девизом: .Равенство, развитие, мир.. Принятие Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин на правовую основу. Впервые появился специально посвященный этой проблеме международный документ принципиального значения. Однако к концу Десятилетия женщины ООН ситуация стала существенно меняться не в лучшую сторону.

Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла не оправдавшимися надежды на ускорение экономического роста развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Все это явилось серьезным препятствием и поставило под угрозу не только выполнение новых программ для женщин, но и возможность осуществления уже начатых программ. Поскольку цели Десятилетия женщины - равенство, развитие и мир - носят широкий, взаимосвязанный характер, достижение либо недостижение одной из них содействует или препятствует осуществлению других. Таким образом, вопросы экономики, находящейся преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной раз стали препятствием на пути решения "женского вопроса" в масштабах Земли.

Существенный вклад внесла Найробийская конференция и в трактовку понятия "равенство полов". Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве активной действующей силы. В масштабах Европы и прежде всего
Скандинавских стран возросшим требованиям международного сообщества к равноправию полов соответствовала постепенная трансформация правового государства в правовое социальное государство. Происходило это под влиянием многих разнообразных факторов. Один из них, и весьма существенный, - активизация движения женщин за свои права, оказавшая воздействие на развитие не только национального права отдельных государств, но и международного права. Не в последнюю очередь под влиянием этой силы ООН была принята в 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная
СССР в 1990 г.

Общественность названных стран все больше приходила к выводу, что значение правовой государственности не исчерпывается обеспечением принципов права и простым ограничением государственной власти на благо свободы.
Формирующее и гарантирующее воздействие государственных властей должно служить цели обеспечения человеку достойного существования. Оно служит равенству, понимаемому в качестве справедливого социального распределения.
Оно служит свободе, которая, в отличие от времен либерализма XIX в., отделяемых от нас социальными потрясениями и инфляцией, не исчерпывается вопросом защиты индивида от посягательств государства, но является одновременно и вопросом его всеохватывающей деятельности, благодаря которой свобода может воплотиться в действительность.

До того как приблизиться к идее, а тем более практике правового социального государства, человечество претерпело большую трансформацию в своих представлениях о социальном неравенстве. В течение XIX в. они сводились к двум связанным между собой, но не идентичным феноменам - бедности и наемному труду. В результате потрясений первой мировой войны со всеми ее последствиями очень скоро появились новые признаки социального неравенства. В качестве социальных групп, находящихся в затруднительном положении, стали рассматриваться мелкие крестьяне, арендаторы, переселенцы, квартиросъемщики, многодетные семьи, матери, дети и молодежь, инвалиды войны и т. д. После второй мировой войны стало ясно, что качественная оценка положения людей может относиться не только к определенным группам, но и к жизненным ситуациям (например, здоровью, образованию и т.д.).
Оказалось, что проявлений социального неравенства можно насчитать сколько угодно. Но существенной всегда, начиная с коренного рабочего вопроса, остается одна их особенность - экономическая оболочка. Неравенство создает социальные проблемы тогда, когда порождается экономическим неравенством или ведет к нему. Задача социального государства - найти способы реагирования общества на социальное неравенство, устранения, смягчения или как минимум контроля за его последствиями. Конституции развитых демократических государств формируют общий принцип правового равенства людей. Но ввиду экономической обусловленности социального неравенства закон обнаруживает свою истинную силу только там, где конкретные критерии равенства вырабатываются с учетом неравенства экономических условий или их последствий (например, при уравнивании мужчин и женщин в сфере труда).

Подводя итоги послевоенного государственного строительства, немецкие конституционалисты пришли к выводу, что социальное равенство в смысле социальной справедливости вытекает как цель и ценность не в первую очередь и не только из принципа социальной государственности, но образует основу справедливого распределительного социального государства. Соответственно государство должно воздействовать на социальную реальность с целью создания подлинных предпосылок для того, чтобы равное достоинство, равная ценность и равная свобода фактически могли существовать в обществе.

Однако к концу 80-х годов, а особенно в течение 90-х годов, надежда на неуклонное поступательное движение промышленно развитых стран к социальной государственности стала тускнеть. Наметившееся во второй половине XX в. равновесие между идеями свободы, равноправия и справедливости было нарушено. В США, Канаде, Англии, многих других государствах Западной, а после распада социалистического лагеря и в странах
Центральной и Восточной Европы господствующей стала политика неолиберализма и как ее следствие - резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства, не говоря уже о справедливости. В новой оболочке когда-то относительно прогрессивный принцип либерального индивидуализма подвергся существенной трансформации: главным стало не выявление подлинной индивидуальности, а свобода в распоряжении частной собственностью.

Особенно острой стала в 90-е годы ситуация в России, других странах
СНГ и Центральной и Восточной Европы, в которых до "перестройки" господствующей была государственная собственность. История этих стран в последние десятилетия XX в. явила миру тот криминальный беспредел, используя который, "новые" русские, украинцы, казахи, азербайджанцы, чеченцы, чехи, поляки, болгары и т. д. стали полновластными собственниками богатств, накопленных народами этих государств на протяжении веков, и с помощью этих богатств стали подлинными хозяевами Государства Российского и других стран Центральной и Восточной Европы. Для 40 млн. граждан России и десятков миллионов граждан других государств СНГ и в целом Восточной Европы такой разгул частной собственности для немногих обернулся "свободой" жить ниже прожиточного минимума.

Жаль, что руководством России, других постсоциалистических стран не было услышано предостережение бывших глав государств и правительств западного мира - Г. Шмидта, В. Жискар д.Эстена, Т. Фукуда, Дэн-Каллагана,
П. Трюдо и других, признавших на сессии Совета взаимодействия в 1991 г., что рынку не под силу глобальные проблемы и поэтому еще в то время не рекомендовавших восточноевропейским странам спешить с приватизацией и отказываться от государственного регулирования .

Наиболее пострадавшими от "перестройки", как обычно, оказались наименее социально защищенные слои населения, в том числе женщины. В ходе проводимых реформ и развития рыночных отношений положение женщин России и других стран Центральной и Восточной Европы стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. В Концепции улучшения положения женщин в России, утвержденной постановлением правительства РФ от 8 января 1996 г., указывается, что наибольшее беспокойство общественности в современных условиях вызывает невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия . Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, где женщины составляют примерно половину всех работающих в городе и на селе. Ныне в
России число безработных женщин составило 62,2% от общей численности безработных. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30-40 лет. Наряду с "феминизацией безработицы" происходит и "феминизация бедности", так как многие семьи в нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи, например мужа.

Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил доступ граждан страны, в том числе женщин, к медицинскому обслуживанию, культуре, образованию. Сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость, по- прежнему велика младенческая и материнская смертность. Сложность ситуации усугубляется тем, что в период "перестройки" страна пережила своеобразную ситуацию, когда под видом требований демократических свобод разразился серьезнейший культурно-психологический кризис. Его печатью отмечены все важнейшие события нашего времени.

Не в последнюю очередь этот кризис обусловил, наряду с процессом растаскивания всенародного богатства, небывалый рост насилия в обществе, в том числе в семье, на работе, в общественных местах. Насилие приобрело невиданные ранее масштабы в районах вооруженных конфликтов, число которых непрерывно множится на территории бывших СССР и Федеративной Республики
Югославия. В Европе не затихают имеющий в первую очередь религиозную подоплеку вооруженный конфликт в Северной Ирландии, этнические войны на
Корсике, в Испании и др. Во всех районах мира эскалация насилия подчеркивается, помимо прочего, исламским фундаментализмом, борьбой за рынки нелегального бизнеса и все возрастающим числом террористических акций.

Наиболее страдающими в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного для современной цивилизации явления не могла пройти Организация Объединенных
Наций. В повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины, как неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В Декларации конференции подчеркивается также важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или укоренившейся в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.

Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала
Генеральной Ассамблее принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала государства бороться против этого позорного явления.
В том же году - 20 декабря 1993 г. - была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства - члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и принимаемых по его искоренению мерах, а также анализ тенденций в данном вопросе. Был также назначен Комиссией ООН по правам человека специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин.

IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995г.), собравшая 35 тысяч участниц со всего мира, в отличие от Найробийской конференции 1985 г., проходила отнюдь не в мажорном ключе. В ее документах констатируется значительное ухудшение за истекшее десятилетие положения женщин во всем мире, в том числе и в связи с отсутствием надлежащих контрольных механизмов на международном и национальном уровнях.
Соответственно разработаны предложения, призванные способствовать восполнению этого пробела как всем международным сообществом, так и каждым государством, ратифицировавшим конвенцию ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

Во исполнение этого решения постановлением Правительства РФ от 6 января 1996 г. была принята Концепция улучшения положения женщин в РФ и образована Комиссия для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по улучшению положения женщин . В течение 1996-1997 гг.
Комитетом Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи разработана и неоднократно обсуждена на федеральном и региональном уровнях
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин .

Значение Пекинской конференции по положению женщин не ограничивается констатацией факта углубления дискриминации женщин во всем мире и выработкой мер по искоренению этого позорного явления. Политической целью конференции был не столько теоретический анализ и даже не столько собственно обмен опытом, сколько именно проявление власти как влияние, формирование единой коллективной воли и утверждение ее в одно и то же время, в одном и том же месте, т. е. ее реальная демонстрация. С проявлением такой воли мировое сообщество обязано считаться . Именно с дальнейшим объединением сил женских организаций на национальном и глобальном уровне и опорой на международно-правовые документы и международные организации связывают женщины всего мира свои надежды на конечное торжество справедливости в вопросе достижения обоими полами равных прав и равных возможностей по их реализации. Одна из первых задач в этом направлении - добиться к 2000 г. ратификации всеми членами ООН конвенции
1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

Подтвердила Пекинская конференция и справедливость слов бывшего
Президента США Ф. Рузвельта о том, что "будущее принадлежит идеалу, который будет представлять нечто среднее между капитализмом США и коммунизмом СССР"
. Ведь не случайно значительный откат назад в период 1985-1995 гг. в вопросах равноправия полов многих стран мира, в том числе США, Англии,
России, стран Центральной и Восточной Европы, пришелся на период перестройки их внутренней политики на рельсы неолиберализма с его опорой на индивидуальную свободу и сведением к минимуму социальных функций государства. Мировой опыт показывает, что для половины человечества - женщин подлинная свобода и равноправие с мужчинами возможны лишь в условиях социального правового государства, за установление которого женские организации и должны бороться. В этом, на наш взгляд, один из важнейших выводов, высвеченных Пекинской конференцией.

Заключение

Есть разные категории женщин на войне, есть женщины случайные, есть женщины ищущие судьбу, наконец есть, наконец, и третья категория.
Принадлежащие к ней — женщины, отличающиеся явными психическими патологиями.

Однако в любом случае женщина становится жертвой войны, которая ломает и калечит ее судьбу, жизнь, душу. Чего стоит один только посттравматический синдром, которому женщины подвержены сильнее мужчин.

И в заключении хотелось бы отметить, что и сегодня в горячих точках воюют не только мужчины: женщины в камуфляже были в Абхазии и
Приднестровье, в Карабахе и Югославии. И «работают» они не только санитарками и поварами, но и снайперами. Женщины - наемницы, «белые колготки» - жуткий призрак Чеченской войны. И это - страшно. К этому невозможно привыкнуть. Потому что «война - дело мужское». А «женщина на войне - жертва неразумной мужской политики».

Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке - это явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно всегда останется таковым.

Литература:

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений В10 т.Т. 7. Л., 1978. С. 271.

2. Бударин М. Поручик Бочкарева: О судьбе командира женского батальона М.

Л. Бочкаревой. Родина.1999.№ 8-9. С.78-81.

3. Чемоданов Г. Н. Последние дни старой армии. М.;Л., 1996. С. 110.

4. Алексиевич С. У войны – не женское лицо. Минск, 1985. С. 101

5. Слова, пришедшие из боя: Статьи. Диалоги. Письма. Вып. 2. М., 1985. С.

98.

6. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Энциклопедия. М., 1985. С.

270.

7. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 19-35.

8. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 1996. С.

50-51

9. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.,

1996. С. 61-62
10. Четвернин В.А. Демократическое правовое государство. М., 1993. С. 61-

62.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена