Экономика Японии в послевоенный период
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра теории и истории экономики
Курсовая работа по истории экономики
на тему: «Экономика Японии в послевоенный период»
Выполнила студентка
2курса 201группы
Проверила:
Орёл 2005
1 Экономика Японии после II мировой войны.. 5
1.1 Социально- экономическое положение. 5
2 Восстановительные реформы.. 8
2.1 Социально- экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу. 8
2.2 Демонополизация………………………………………………….......10
3 Японское экономическое «чудо». 25
Список использованной литературы.. 32
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Не удивительно, что в мире множится обширная литература- от путевых заметок до фундаментальных исследований, посвященных «японскому феномену» и «японскому вызову». В них есть и пророчества, предвещающие становление Японии в качестве мировой экономической державы, которая поведет за собой весь мир в ХХI в., до мрачных предсказаний о неизбежном крахе « японского чуда».
Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы».
Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах ( в начале 1946 г. уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня ). Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни – продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально‑ экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии, и, если будет возможность и необходимость в будущем, внедрить какие-то части этой теории в практическое применение в экономической политике РФ.
Актуальность исследования развития Японии в послевоенный период обусловлена следующими беспрецедентными обстоятельствами.
Во-первых, относительно резким скачкообразным социально-экономическим развитием страны после сокрушительного поражения во Второй Мировой войне.
Во-вторых, глобальным захватом международных рынков, и, фактически, созданием монополий во многих сферах товарообеспечения мировых потребителей.
В-третьих, постоянным возрастанием роли Японского государства в политико-экономическом влиянии на мировое сообщество.
В-четвёртых, увеличением собственного золотовалютного запаса, несмотря ни на какие сторонние экономические угрозы.
2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д. Макартур.
Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.
США как оккупационная держава придерживалась основных положений Потсдамской декларации. В то же время руководящие круги Соединенных Штатов прилагали максимум усилий к тому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам в Тихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны стала формироваться политика противостояния двух мировых общественных систем — социализма и капитализма — в форме "холодной войны". Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы.
Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге — США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.
После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14 % довоенного. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн человек.
Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.
На протяжении 1946 — 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: "Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1 % средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики. После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих.
С начала 1949 г. оккупационные
власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации"
Японии. Возглавлял разработку плана главный
советник по экономическим и финансовым
вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект
сбалансированного государственного
бюджета, предусматривавший резкое, на 62%, увеличение налогов, замену
безвозвратных государственных субсидий на
коммерческий банковский кредит, стабилизацию
заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.
2.2
Демонополизация
Для японской экономики всегда была характерна высокая степень монополизации. В ней господствовали структуры, имеющие форму частных промышленно-торгово-банковских концернов во главе с холдингами (дзайбацу). В 1947 г. девять крупнейших концернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего акционерного капитала Японии, а на долю 544 компаний, принадлежавшим первым четырём концернам, приходилось 24,5% выпускаемой в стране промышленной продукции, 49,7% - финансовых операций, 60,8% - морских перевозок. Семейные конгломераты, легко обеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании зарплаты, использовавшие внеэкономические методы подавления своих конкурентов и никак не ограниченные законодательством, были мало заинтересованы в техническом обновлении аппарата (за исключением военных мощностей). Значительный технологический рост в период их господства исключался.
Решение о роспуске монополий принималось оккупационной властью в одностороннем порядке и в значительной степени диктовалось политическими соображениями.
К осени 1947 г. Комиссия по ликвидации холдингов составила список 83 компаний, из которых 42 (с 26 дочерними фирмами) были распущены. Активы концернов были оценены по балансовой стоимости в ценах 1945 г. (заведомо заниженной) и разделены на партии акций со стандартным номиналом в 50 иен. С 1947 г. по март 1950 г. их распродали: часть – по номиналу в рассрочку рабочим и служащим компаний, часть – на аукционах широкой публике (при этом 76% - по номиналу, остальные – по рыночным ценам). К 1949 г. 69% акций оказалось в личной собственности граждан и это в стране, где, в отличие от Соединенных Штатов, у населения никогда не было традиции вкладывать личные сбережения в акции.
Более трудным оказалось разделение крупнейших производственных компаний – рыночных монополистов. Однако к марту 1950 г. « большая хирургическая операция» по разукрупнению 28 японских монополистов завершилась, были заложены основы конкуренции в экономике.
Антимонопольный закон 1947 г., написанный группой специалистов из Министерства юстиции США, запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминации и не привычный для делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки.
Ликвидация «дзайбацу» на основе новых законов (наиболее важный из них – принятый в 1950 г. антимонопольный), равно как и последовавший пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения для демонополизированного предпринимателя на внутреннем рынке, ознаменовали начало формирования внутриконкурентной среды с равными правами и возможностями участников «рыночной игры». Началось развитие малого предпринимательства, в котором Япония добилась поразительных результатов. Этот процесс жестко обеспечивался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. Это не означало, что был взят курс на полное размывание крупных японских предприятий, которые и сегодня по критерию объема созданного производственного аппарата воплощают основную часть национального богатства. Сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую координационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. При этом доля возрожденной «девятки» (речь идет о компаниях «Мицубиси сэдзи», «Мицуи энд Буссан», «Сумитомо сэдзи», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссо-Иваи», «Томен», «Канемацу госе» и «Никимен») в объеме промышленного производства оказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке, где они добиваются монополии, реализуя около 60% внешнеторгового оборота страны. Кроме того, картели в Японии не запрещались, однако их деятельность подчинялась общенациональным интересам.
В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных!) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этом конкуренция, несмотря на многоярусный субконтрактный принцип ее организации на мезоуровне, становится и более жесткой, и экономически гораздо более эффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений.
Антимонопольная политика, как известно, проводится во всех развитых странах мира, причем в некоторых из них – очень давно (в США, например, - с 1890 г.). Однако в Японии эта политика, во-первых, в силу жесткого административного обеспечения правительственными органами (Комиссией по справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и широкомасштабна. Во-вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малого предпринимательства. В-третьих, она глубоко проникает в сферу непосредственного производства. В японской антимонопольной политике, таким образом, утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место, например, в США.
В 1945–1946 гг. наблюдаются высокие темпы инфляции: в сентябре 1945 г. по сравнению с уровнем 1934–1936 гг. оптовые цены возрастают в 3,6 раза, а в феврале 1946 г. – уже в 8,7 раза; регулируемые розничные цены – в 3 раза. Свободные цены и цены черного рынка на потребительские товары возрастают в 60–140 раз, особенно стремительно на продовольствие.
Попытки правительства в этих условиях отменить административный контроль над ценами, производством и распределением товаров первой необходимости не приводят к положительным результатам – начинается падение уровня жизни. Административный контроль восстанавливают и в феврале 1946 г. принимают указ об административном контроле над ценами. При Штабе экономической стабилизации создается Управление цен. Вводят государственные дотационные закупочные цены на рис и уголь, централизованное фондовое распределение подавляющего большинства товаров. Создаются отраслевые распределительные органы.
Во второй половине 1946 г. расширяются государственные субсидии к ценам на продовольствие.
В 1947 г. в условиях нарастания бюджетного дефицита проявляется тенденция раскручивания спирали “цены–зарплата”. В этой связи вводятся ценовые потолки (например, для 1947 г. 65-кратное превышение цен базового уровня 1934–1936 гг.). Если цены производителей продукции базовых отраслей (уголь, сталь, цветные металлы, удобрения, сода и т.п.) выходят за пределы установленного потолка, то правительство выплачивает ценовую субсидию потребителям для заинтересованности в производстве товаров базовых отраслей и обеспечения возможности потребителям других отраслей получать ресурсы по низким ценам. Таким образом предполагалось ограничить инфляцию.
Одновременно, аналогично ценам, устанавливается потолок (28-кратное превышение базового уровня) на рост заработной платы.
В результате таких мер “перегрузка” бюджета становится невыносимой и остановить “бюджетную” инфляцию оказывается невозможно. В 1947 г. правительство идет по пути существенного усиления централизации в управлении ценами:
1. устанавливает твердые цены на уголь для основных отраслей-потребителей; вводит предельные цены на кокс, сталь, металлоизделия и ряд других изделий;
2. производит расчет цен на промышленные товары и транспортные перевозки на основе себестоимости, исходя при этом из эффективности использования оборудования, с включением прибыли в цены лишь при повышении эффективности производства;
3. вводит нормативную среднюю заработную плату (1800 иен в месяц);
4. устанавливает цены на сельскохозяйственную продукцию как равновесные по отношению к продукции, закупаемой крестьянскими хозяйствами;
5. ограничивает рост государственных цен с помощью субсидий, стимулирует рост производства для увеличения объемов распределяемой продукции;
6. изымает доходы производящих и распределяющих компаний, возникающие в связи с пересмотром цен, и использует для поддержания новой системы цен.
Эти меры несколько замедлили инфляцию, но цены черного рынка стали расти еще быстрее. Не удалось также сдержать рост зарплаты. Нормализации в сфере обращения не получилось, политика стимулирования роста производства не давала ожидаемого эффекта. Производственные издержки фирм возросли. Государственные цены не позволяли нормально восстанавливать оборудование, закупать сырье, выплачивать зарплату. Вновь усилился спад производства: уменьшилось количество товаров, производимых по государственным ценам.
В июне 1948 г. предпринят пересмотр цен. Задачи — оздоровление финансов; индексация зарплаты и поднятие государственных цен. В этой связи на 70 % повышаются цены потребителей на продукцию базовых отраслей с высоким уровнем производственных издержек. Осуществляется разноуровневое повышение государственных цен для выравнивания ценовых пропорций. Выделяется 43 млрд иен для погашения разницы в ценах. Методология их определения в основном сохраняется прежней, пытаются учесть качество и мировой уровень цен. Предпринимаются меры по сдерживанию роста зарплаты. Упор делается на увеличение производства продовольствия, угля, других товаров первой необходимости, их административное распределение, оздоровление финансов. Предполагается усилить общий контроль за ценами и при необходимости расширить его сферу.
Однако уже в сентябре 1948 г. в соответствии с планом выхода из кризиса американского экономического советника Д. Доджа курс в области ценообразования круто изменился — были отменены государственные цены примерно на 150 товаров.
С 1949 г. проводится новая ценовая политика.
Резкое сокращение ценовых субсидий и дефицитного финансирования, отказ от себестоимости как основы ценообразования.
Ценовые субсидии сохраняются только на сталь, уголь, цветные металлы, удобрение, соду. Однако и эти субсидии определяются на минимальном уровне.
Сокращение субсидий и введение единого курса иены, благодаря которому цены не только на экспортируемые, но и на другие товары могли приблизиться к мировым, способствовали нормализации цен. Отпала необходимость в единовременной стабилизации зарплаты и цен, вводе стабильных ценовых поясов (ценовых потолков), установлении паритетных цен для сельского хозяйства.
Совершился переход к системе свободных цен, связанных с ценами мирового рынка.
В целом ценовая политика была направлена на поддержание цен на возможно низком уровне. Постепенно сокращались ценовые субсидии: уменьшался круг товаров и размеры субсидий, вызывая снижение цен производителей, прекратилось субсидирование экспорта, связанное с введением единого курса; была поставлена задача добиваться “проглатывания” фирмами повышения импортных цен, не повышая при этом внутренних цен.
Принимается курс на отмену в течение 1950 г. полностью всех субсидий. Практически в 1949–1950 гг. идет массированная отмена государственных цен. Последовательность их отмены определяется с учетом соотношения спроса и предложения, а также государственных цен и цен черного рынка, затоваривания, характера товаров (предметы не первой необходимости) и других. Вводится специальная система ценообразования на импортируемые товары с учетом единого курса иены.
При существенном нарушении баланса спроса и предложения выплачиваются субсидии либо осуществляется государственный импорт товаров.
Данные показывают, что и после принятия решения о ликвидации ценовых дотаций переход к ценам, определяемым соотношением спроса и предложения, осуществляется поэтапно, административный контроль снимается постепенно.
В 1949 г. наблюдалась следующая динамика числа товарных позиции с централизованно устанавливаемыми ценами: март – 64506, август – 48700, декабрь – 30167. Прежде всего административный контроль снимался с цен на продовольственные товары, продукцию машиностроения, металлургии, химии.
Административное установление цен сохранялось на услуги связи, оплату жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергии, в торговле и основные нефтепродукты.
В этот период принимался также метод временной приостановки административного контроля за ценами на несколько месяцев по отдельным товарным позициям. Таким образом наблюдали динамику свободных цен, а затем принимали решение о возможности снятия контроля.
Динамика цен в процессе и после поэтапного снятия контроля за ценами была разнонаправленной: по отдельным товарам цены возрастали, но по большинству позиций после некоторого роста — снижались. Общее снижение индекса цен объяснялось главным образом тем, что, во-первых, в предшествующие годы правительством были предприняты значительные в основном административные меры по увеличению объемов производства; во-вторых, проводилась жесткая финансовая политика и, наконец, в-третьих, поэтапная отмена контроля цен на основе детального анализа рынка соответствующих товаров.
Японские специалисты, однако, подчеркивают, что в 1946–1948 гг. наблюдался достаточно высокий рост цен (от 40 до 70%). Это было связано в основном с тем, что осуществляя централизованный пересмотр административно контролируемых цен, правительство ориентировалось не только на складывающийся уровень себестоимости, но и в значительной мере на цены черного рынка, который получил весьма широкое развитие в этот период.
В настоящее время государственное регулирование в форме согласия (разрешения) на установление конкретных цен действует на электроэнергию, газ, отопление, воду; почтовые услуги, телекоммуникации, радио- и кабельное вещание; железнодорожные, авиационные, морские, дорожные тарифы, грузовые отправления.
Сразу после окончания войны, с сентября 1945 г., японское правительство приняло решение о массированных кредитных вложениях в производство через все финансовые институты, было объявлено о неограниченной выплате вкладов. Цель — большие финансовые вложения для скорейшего восстановления производства. Но предприятия в условиях экономической неопределенности стали, используя полученное от государства сырье, производить товары первой необходимости и сбывать их на черном рынке, а также продавать на черном рынке и само сырье. В результате производство средств производства фактически приостановилось.
В целом увеличения производства достигнуто не было, стимулы к увеличению объемов отсутствовали, началась сильная инфляция, распространилась тенденция к прямому товарообмену между предприятиями из-за обесценения иены. Возросли социальные выплаты, с огромной быстротой росло в обороте количество банкнот Японского банка.
В феврале 1946 г. принимается программа чрезвычайных антикризисных мер:
1. ограничение кредитов;
2. указ о проверке собственности;
3. административное контролирование цен и политика в этой области;
4. система особых мер в области занятости;
5. государственный контроль потребительских товаров.
Но время было уже упущено, и перечисленные меры оказались малорезультативными.
В июле 1946 г. принимается программа активной финансовой политики в отношении приоритетных и сверхприоритетных отраслей. Основные принципы программы:
1. массированная поддержка ключевых отраслей: уголь, продовольствие, удобрения;
2. активное кредитование из фонда восстановления экономики;
3. рост производства на основе рационализации и повышения производительности;
4. рассасывание безработицы;
5. демократизация экономики и рост расходов на образование и культуру.
Реализация этой программы привела к быстрому нарастанию бюджетного дефицита. Нарастали трудности, обусловленные недополучением налоговых поступлений и непомерным увеличением доли займов и кредитов. В расходной части бюджета расширялись масштабы непроизводительных выплат.
К концу 1946 г. выяснилось, что инфляция усиливается, а объемы производства сокращаются. Правительственный штаб стабилизации с участием Минфина, Японского банка составили план распределения промышленных фондов на IV квартал, и кредитование велось в соответствии с этим планом.
В марте 1947 г. появились признаки углубления экономического кризиса. Причины — недопроизводство, “тройной дефицит” (семейные бюджеты, предприятия, государственный бюджет), спираль “цены — зарплата”. Японские специалисты считают, что главная слабость антикризисных программ того периода была в области денежного обращения. Чрезмерные надежды возлагались на решение проблем путем роста производства. В результате произошло “проедание” основных фондов.
Возникла острая необходимость стимулирования производства угля, стали и развития транспорта (политика сверхприоритетных отраслей). Но для этого нужно было как-то прорвать спираль “зарплата — цены”.
Субсидирование ключевых товаров сверхприоритетных базовых отраслей и поддержание низких цен на грузовые перевозки и электроэнергию не позволили сдержать инфляцию, усилился бюджетный дефицит. К концу года произошло падение уровня жизни, обострилась социальная напряженность.
В связи с этим принимаются новые правила в области кредитования: ликвидация зависимости Банка Японии от кредитов и осуществление кредитования финансовыми институтами в пределах собственных средств и свободных вкладов, установление пределов кредитования, поощрение облигаций, коммерческих векселей, блокада остатков кредитных ресурсов. Создается строгая система преференций при кредитовании предприятий.
Предпринимается попытка стабилизации денежной эмиссии: определяется ее верхний предел, строго контролируется сверхнормативная эмиссия. Однако положительного эффекта достичь не удается.
К началу 1948 г., по мнению японских специалистов, комплексной политики по финансовому оздоровлению не получилось. Наблюдалось два параллельных неупорядоченных потока: меры, связанные с впрыскиванием денег в экономику, и попытки сокращения денежной массы.
Наконец, принимается правительственная программа “10 принципов экономической стабилизации”.
1. Увеличение производства с максимальным использованием внутренних ресурсов.
2. Совершенствование планирования распределения контролируемых товаров.
3. Улучшение распределения продовольствия и рост его объемов.
4. Твердое соблюдение государственных цен, наказание нарушителей.
5. Гибкая политика поддержания стабильности зарплаты.
6. Осуществление плана роста налоговых поступлений, уголовное преследование за уклонение.
7. Увеличение доходов, совершенствование налоговой системы, введение новых налоговых рычагов.
8. Организованное уменьшение дефицита госбюджета.
9. Совершенствование управления внешней торговлей.
10. Продолжение жесткого администрирования в финансово-кредитной сфере.
Однако практическая реализация этой программы оказалась крайне затруднительной, так как позиции правительства были слабыми. Поэтому в сентябре 1948 г. принимаются дополнительные решения:
1. Усилить концентрацию производства на эффективных предприятиях.
2. Сузить сферу централизованного распределения. Из 350 централизованно распределяемых товаров группы “А” убрать 60, по продовольствию – подключить к распределению сельскохозяйственные, кооперативы и потребительские организации.
3. Отменить государственные цены примерно на 150 товаров; с расширением частной внешней торговли устанавливать цены, на экспортируемую продукцию исходя не только из себестоимости, но и из мировых цен.
4. Увеличить нормы распределения риса и ряда других основных продовольственных товаров, топлива; расширить круг отраслей, где работники имеют право на добавочные нормы. Гибко противостоять неоправданным повышениям зарплаты.
В 1949 г. была начата реализация линии на ускоренный переход к свободной рыночной экономике в соответствии с планом американского экономического советника Д. Доджа. Основными элементами его плана были: установление баланса государственного бюджета в кратчайший срок; временное прекращение кредитования государственными банками; резкое сокращение и быстрая ликвидация всех видов ценовых дотаций и субсидий в бюджете; введение единого, весьма жесткого курса иены (что было по существу ее девальвацией).
Эти меры позволили реально и эффективно контролировать инфляцию, привели к ускоренной рационализации производства. В течение одного года было введено свободное ценообразование, распущены государственные корпорации, резко расширена сфера свободной конкуренции. Все перечисленные меры вводились на основе принимаемых законов и осуществлялись очень жестко.
Начались массовые банкротства, усилилась промышленная безработица, но значительное число безработных поглотил аграрный сектор.
Крупнейшим достижением в финансовой области было то, что уже на 1950 г. был принят сбалансированный бюджет, а также введен единый курс иены. В части последнего логика была следующая. Для установления курса, стимулирующего экспортера, необходима стабильность цен, для стабильности цен нужна стабильность зарплаты. Поэтому первый этап – стабильность зарплаты, второй – стабильность цен, а затем – установление единого курса. Все это требовало комплексной и целенаправленной экономической политики.
Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946—1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о.Хоккайдо — 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн до 3,8 млн человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.
Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952 г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в других странах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда.
Но к концу периода восстановления выяснилось, что в новых условиях старые методы социального демпинга неэффективны: Япония всё более утрачивала прежнее положение в мировой экономике. Тогда лидеры хозяйства Японии резко изменили приоритеты и началось Японское "экономическое чудо": по темпам роста основных экономических показателей Япония опередила весь мир.
С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21,1 раза. Высокими остаются и темпы Японии и в последние десятилетия: с 1970 по 1990 г. промышленность Японии увеличила производство в 2,2 раза. По основным экономическим показателям - валовому национальному продукту и промышленному производству - Япония вышла на 2-ое место в капиталистическом мире. Она заняла 1-е место в мире по производству судов, стали (что особенно удивительно - 1-е место заняла страна, не имеющая ни руды, ни угля), автомобилей, ряда электро- и радиотоваров и т.д. В чём заключаются причины хозяйственных успехов Японии?
1. Особый характер и особые условия обновления основного капитала.
В других странах при послевоенном восстановлении промышленность оснащается новейшей техникой, т.е. происходит технический скачок. При этом изменяется и структура промышленности: на первый план выдвигаются новейшие отрасли. Но в Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала. Более того, это обновление, техническое переоснащение промышленности происходило не во время восстановления, а позже, следовательно, на более высоком техническом уровне.
Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В этот период промышленность Японии переключается с трудоёмких отраслей производства на капиталоёмкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих. Это означало сокращение удельного веса лёгкой промышленности, особенно текстильной, и ускоренное развитие новых отраслей - автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки - переход к кибернетизации производства, к наукоёмким отраслям.
Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее. Один пример. Концерн Дюпонов 11 лет разрабатывал процесс производства нейлона, затратив на это 25 млн. долл. Японская компания "Тойо Рейон" купила патент на производство нейлона у Дюпонов за 7,5 млн. долл. Эти 7,5 млн. долл. она выплатила Дюпонам за 1951 - 1959 гг., получив за эти годы только экспорта нейлона на 90 млн. долл.
Таким образом, экономились даже не столько деньги, сколько время. К этому Японию вынуждали обстоятельства: по расчётам японских специалистов, к середине 50-х гг. её промышленность в научно-техническом отношении отставала от передовых стран на 20-25 лет, и начинать с самого начала значило закрепить отставание.
2. Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе.
Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счёт прибыли самих промышленных корпораций, а за счёт банковского кредита. Последнее обстоятельство объясняется отмеченной выше особенностью японских финансовых групп.
Около трети капиталовложений составляют "сбережения частных лиц". Иными словами, японцы сравнительно мало тратят на своё потребление, экономят, а сбережённые деньги кладут в банк или покупают на них акции промышленных предприятий. Это связано с особенностями эксплуатации труда в Японии. Зарплата здесь намного выросла по сравнению с временами "социального демпинга", но остаётся ниже, чем в других странах, по отношению к стоимости произведённой продукции. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель - 32%, в Англии - 27%, а в Японии - 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей "Фиат" зарплата составляет 31%, а в стоимости соответствующих японских - 6,6%. В стоимости электротехнической продукции западногерманской корпорации "Сименс" зарплата - 41%, а у японской "Хитачи" - 14%. Ещё раз следует подчеркнуть, что речь здесь идёт не об абсолютной величине реальной зарплаты, которая в Японии соответствует среднему уровню европейских стран, а о затратах на оплату труда в стоимости продукции. Это доля затрат определяется производительностью труда, техническим и организационным уровнем производства и другими факторами.
Патернализм, который был характерен для японской промышленности начала столетия, сохранился до нашего времени, правда, в значительно изменённых формах. Так, для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это прикрепление, конечно, обеспечивается не принуждением, а экономическими факторами. Заработная плата начинающего работника относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий. Естественно, перейдя в другую фирму, работник должен начинать с самого низкого уровня зарплаты. Кроме того, с увеличением стажа работы удлиняется и отпуск, расширяются некоторые привилегии, и увеличивается в будущем пенсия. В этих условиях жизнь рабочего оказывается связанной с процветанием фирмы. В некоторых компаниях даже в обычае начинать рабочий день с коллективного исполнения гимна фирмы. Естественно, это повышает производительность труда.
Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психологическим факторам. Администрация принимает меры для сплочения членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха. Поэтому, например, там соседи по производственной бригаде обычно стараются заменить отсутствующего или исправляют его ошибки. Принято считать, что фирма - это единая семья, которая заботится о своих членах.
Пенсия в Японии - это единовременная выдача суммы, составленной из расчёта по одному месячному окладу за каждый проработанный год. Поскольку больше пенсионер от предприятия уже ничего не получит, он старается эти деньги вложить в дело, т.е. покупает на них акции. Очевидно, это связано и с третью капиталовложений за счёт сбережений частных лиц.
Кроме того, в Японии существует такая практика: производственные операции, которые не требуют высокой техники, но требуют много живого труда, крупные фирмы сами не выполняют, а передают мелким, иногда даже полукустарным, заведениям. Это обходится значительно дешевле.
3. Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами.
Согласно японской конституции военные расходы не могут превышать 1% валового национального продукта. Они растут, потому что растёт сам национальный продукт.
Милитаризация в Японии запрещена конституцией, в которой сказано: "Японский народ навсегда отвергает войну как суверенное право нации и угрозу применения силы как средство решения международных вопросов. Право объявления страны в состоянии войны не будет признаваться".
4. Наконец, объяснение высоких темпов роста японской промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного регулирования экономики.
В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.
Экономическим планированием занимается орган, который так и называется - "Управление экономического планирования". В нём активно участвуют представители финансовых групп и корпораций. Парламент ни в разработке, ни в утверждении планов участия не принимает. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство. В этом смысле планирование строго централизованно: совет корпораций и групп планирует своё будущее. Планы принимаются группами и корпорациями к неуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от "своих", что значительно больнее.
Разрабатываются планы двух видов - общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов - обеспечить определённые темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объём капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов - ликвидировать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые - государственными.
Япония быстро восстановилась после поражения в войне. В середине 70-х в Японии было ликвидировано технологическое отставание от стран Западной Европы и США. Основные причины стабильно высоких темпов роста ВНП - активное вмешательство государства в экономику (разумная монетарная и фискальная политика, субсидирование японских компаний), высокий уровень инвестиций, развитие экспорта, импорт технологий, высокая производительность труда, конкуренция на внутреннем рынке, стабильная политическая ситуация.
В результате к началу 80-х страна подошла с валовым национальным продуктом, превосходившим суммарные ВНП Великобритании и Франции и составлявшим около 55% американского ВНП.