Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Политэкономические школы и направления

Политэкономические школы и направления

                                                                                               

ВВЕДЕНИЕ

         

Экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие «экономика» появилось уже на его закате. Но в процессе добывания средств существования уже тогда между людьми складывались определенные отношения, и в системе общей науки-философии- важное место занимали исследования и размышления древних ученых (а с момента появления государств и правителей) о сфере, которая ныне именуется экономикой. Об этом свидетельствуют сохранившиеся источники.

          Экономические идеи Древней Греции наиболее подробно описаны в поэмах Гомера и произведении Гесиода  «Труды и дни». Экономические реформы периода рсцвета древнегреческого общества направлены на запрещение долгового рабства, развитие товарно-денежных отношений. Экономическая мысль Греции характеризуется возвратом к натурально-хозяйственной концепции, ориентацией на натурализацию хозяйства.

Греческий философ Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика» (от греченского oikonomia; ойкос-дом, хозяйство; номос-закон, правило).

Платон выдвинул идею ограничения частной собственности, выявил взаимосвязь между разделением труда, обменом и размерами рынка; выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества.

          В Древнем Риме экономическая мысль была ориентирована в основном на решение аграрных проблем, рациональную организацию вилл и латифундий.

          А почти четыре века назад, наряду с экономикой появилась новая наука «политэкономия», предметом которой является исследование экономических законов и категорий, позволяющих наиболее рационально организовать общественно производство в масштабе государства. Ввел это понятие Антуан де Монкретьен, который в 1615г. написал книгу «Трактат о политэкономии» (от греч. «полис»-государство, «ойкос»-введение, «номос»-закон).

Предметом изучения политэкономии являются отношения между людьми в производстве; распределении, обмене и потреблении материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что пораждает конкуренцию.

Объект политэкономии – это экономические явления, так как любое общество решает три вопроса: что производить? как производить? для кого производить?

                                                         

                                                                                               

1.     ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 

1.1. Меркантилизм – первая научная школа.


          Первая попытка научно систематизировать экономическую деятельность была сделана меркантилистами (от итал. merkante купец, торговец). По их убеждению источником богатства государства является торговля. Одним из основателей меркантилизма был французский дворянин Антуан де Монкретьен. Всемирную славу ему принесло издание солидного научного труда «Трактат о политэкономии», там он впервые использовал понятие «политическая экономия», т.е. законы устройства общественного хозяйства (с греч. politeia – oбщественноe устройство, oikos- хозяйство, nomos – закон).

           Идеи первой научной системы не могли не выражать своего времени, когда главными посредниками между производителями и потребителями были купцы; господство натурального хозяйства медленно, но неуклонно расшатывалось, а рамки товарного производства соответственно расширялись. Сущность меркантилизма состоит в том, что его представители отждествляли богатство страны с золотом и серебром, а его источником считали сферу торговли, особенно внешней.

          Становление и развитие этой школы проходит два этапа: ранний и поздний меркантилизм. Границей между ними принято считать великие географические открытия. Ранний меркантилизм характеризуется как монетарная система и сводится к всемерному накоплению денег в стране и государственной казне путем запрета вывоза денег из страны и привлечения денег в страну.

          Поздний меркантилизм развивается со второй половины XVIст., достигает своего развития в XVIIст. Его центральной идеей была система активного торгового баланса. Она широко применяется в мировой практике и в настоящее время. Ее суть: чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, тем богаче становится государство. Уже тогда меркантилисты понимали, что вывоз не сырья, а готового изделия значительно выгоднее. Меркантилисты обратили внимание на то, что обработка дает сырью добавленную ценность. На этой ценности можно делать большие деньги, если ограничить или вовсе запретить вывоз сырых материалов и экспортировать только полуфабрикаты.

          Для укрепления активного баланса и захвата внешних рынков правительства регулировали ввоз товаров путем обложения пошлинами иностранных товаров и всемерно поощряли вывоз изделий на внешний рынок.                                                                       С этой целью оказывалась государственная поддержка развитию отечественной обрабатывающей промышленности. Поздний меркантилизм поэтому характеризуется как коммерческая или мануфактурная система.

          Важно отметить, что меркантилисты считали нецелесообразным допускать внутреннюю конкуренцию и особенно конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных купцов.

          К меркантилистам относится выдающийся экономист своего времени Иван Посошков. В 1724г. он завершил труд, который принес ему славу “Книгу о скудости и богатстве”. Посошков был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Он давал многочисленные рекомендации, например: заставлять всех людей работать прилежно и производительно, уничтожая праздность во всех ее выдах; решительно бороться с непроизводительнми затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем, бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

          Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендаций классических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатства считали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях труд считается источником увеличения богатства, и никто не имеет права не работать и даром есть хлеб. Причем каждый должен не просто работать, но и производить прибыль. Посошков устанавливает четкую связь между ростом богатства и производительного труда, что еще раз подчеркивает его понимание труда, как источника богатства. Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью, то надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле, с позиций интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам (истребления леса, рыбы и других подобных действий, наносящих вред природе).Наряду с ошибочными представлениями меркантилистов об источнике богатства, в их учении было немало прогрессивных идей, опередивших свое время и доживших до наших дней.В своих учениях меркантилисты выражали интересы купцов, монархия для них была естественной формой правления. Усиление экономических функций государства они связывали непосредственным участием королей и царей в хозяйственной жизни.

                                                         

 

1.2. Школа физиократов.


          Школа физиократов возникла во Франции. Ее основатель Франсуа Кенэ по образованию врач, написал ряд серьезных еаучных медицинских работ, стал заметным авторитетом в области медицины. В взрасте 60 лет он серьезно занялся политэкономией и стал крупнейшим французским экономистом XVIII века, основоположником новой научной школы.

          Физиократия (от греч. «физис»-природа, «кратос»-власть, означает «власть природы»). Главной заслугой физиократов является то, что в отличие от меркантилистов, источником богатства они считали не торговлю, а производство. В связи с этим они исследовали не сферу обращения, а сферу производства, ограничивая производство только сельским хозяйством. Критикуя меркантилистов, физиократы считали, что обмен ничего не производит. Кенэ утверждал, что при обмене происходит обмен ценности на равную ценность. Действительный же метод обогащения связан с сельским хозяйством, где особую роль играет земля. Земледелец собирает хлебы больше, чем он посеял зерна, поэтому в земледелии и существует «чистый продукт». Ремесленник лишь меняет форму того, что создано в земледелии.

Развивая свою систему, Кенэ проводил аналогию между человеческим организмом и обществом, сравнивая кровообращение в организме человека с обращением продуктов в обществе. Структуру общества Кенэ представлял себе таким образом: нация состоит из трех классов граждан: класса производительного ( все земледельцы, которые кормят себя и создают чистый продукт); класса собственников (помещики, двор, церковь, вся челядь, которые не создают богатства, но их собственность учавствует в его созднии и потому они приносят пользу обществу); класса бесплодного (ремесленники, торговцы, лица других профессий, которые своим трудом, не связанным с зумлей, создают ровно столько продукта, сколько потребляют, т.е. занимаются лишь переработкой продуктов, произведенных земледелием). Видным представителем физиократов был Тюрго. Он выдвинул идею общего экономического равновесия, выделил внутри бесплодного класса два разряда людей (предпринимателей, дающих авансы; рабочих получающих зарплату), дал обоснование природы ссудного процента. Он так же как и Кенэ, считал земледелие единственным источником прибавочного продукта. Тюрго сформулировал один из вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

Центральное место в физиократической доктрине занимает учение о чистом продукте, который трактовался как избыток продукции, превышающий издержки производства. При этом физиократы считали, что чистый продукт создется только в земледелии, а в промышленности происходит только смена формы продукта земледелия. На основе этого принципиального для физиократов положения и была сконструирована доктрина, получившая название «физиократия»: учение о классах, о производительном и бесплодном труде, о капитале, о воспроизводстве.


1.3. Возникновение классической буржуазной политэкономии


Основоположником классической политэкономии является Уильям Петти. Его положение: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать» на целый век опережает обоснование Смитом и его последователями положения о том, что производительный труд является единственным источником богатства государства. Вопреки учению меркантилистов Петти утверждал, что богатство образуют не только драгоценный металлы, но и земли страны, дома, корабли, даже домашняя обстановка. «Подобно тому, как преуспевающий человек держит при себе мало денег или совсем их не держит, а постоянно превращает их снова и снова в различные товары с большой выгодой для себя, так же может поступить и вся страна». С именем Петти связано создание основ новой научной дисциплины – экономической статистики, названной им политической арифметикой.

Первым представителем классической политэкономии во Франции стал Буагильбер. Он теоретически выступает с ярых антимеркантилистических позиций за отмену запрещения вывоза хлеба, введение свободного рынка зерна и несдерживание цен на него. Он писал, что для того, чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, не нужно никаких чудес, достаточно перестать совершать насилие над природой.

Расцвет буржуазной классической школы связан прежде всего с именами Смита и Рикардо. Адам Смит быстро приобрел всемирную славу. Кроме того, столь быстрой и ошеломляющей популярности его книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» содействовали два фактора. Его идеи отвечали интересам буржуазии, которая вела борьбу за ликвидацию господства феодально-аристократических порядков.

          И во-вторых, Смит не приводил ссылки на работы предшественников, которые использовал. Поэтому многие годы именно он считался родоначальником классической буржуазной политэкономии.   

          Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждению Смита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек может лишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Помогая друг другу, люди содействуют при этом разделению труда, и в конечном итоге, - развитию общества. Этот процесс основан на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только о получении собственно выгоды. Стремление людей улучшать свое материальное положение является таким мощным стимулом, который, по мнению Смита может преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняют его деятельность.

          Один из главных выводов Смита: источником богатства в натуральной и денежной форме является труд. Поэтому богатство нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда. Важным вкладом Смита в науку является и разделение труда на производительный, увеличивающий стоимость предмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, который не производит такого действия. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость произведенной им продукции. Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек становится богатым, нанимая большое количество мануфактурных рабочих, и становится бедным, если содержит большое число домашних слуг.

          На основе анализа экономических учений задачу политэкономии Смит сформулировал следующим образом: надо обеспечить обильный доход населению, или обеспечить ему возможность добывать себе такой доход; доставлять государству или обществу доход, так как политэкономия ставит своей целью обогащение как народа, так и государства.

          Преемником Смита был Давид Рикардо, который завершил создание классической буржуазной политэкономии и был признан главой английской политэкономии. Как и Смит, он был против вмешательства государства в экономику, полагая, что в экономике действуют объективные, но познаваемые законы.

          Большое внимание Рикардо уделял теории трудовой стоимости. По его мнению, товары обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства. Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью (картины, статуи). Стоимость их совершенно не зависит от количества труда. Но в массе товаров, ежедневно обменивающихся на рынке, такие товары составляют очень незначительную долю. Поэтому, говоря о меновой стоимости и ее измерении, Рикардо имеет в виду только такие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям. Рикардо выводит общий закон стоимости: стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда и обратно пропорциональна производительности труда.

          Последовательных премников у Смита и Рикардо практически не было, так как каждый из их сторонников выбирал то, что больше подходит его взглядам, и критиковал, а влучшем случае замалчивал то, что не соответствует его точке зрения.

          Смит, Рикардо и другие представители буржуазной политэкономии капиталистические производственные отношения считали вершиной развития общества. По их мнению, капитализм выражал законы естественного порядка.


1.4. Историческая (Германия) и австрийская школы политэкономии


          Предшественниками неоклассического направления в политэкономии являются историческая школа политэкономии в Германии и австрийская школа. Одним из основателей первой был Мюллер, поставивший под сомнение применимость классической теории для Германии. Каждая нация, отмечал он, это особый организм со своими жизненными принципами и индивидуальностью, поэтому никаких универсальных экономических законов, о которых гласит экономическая теория, не и быть не может. Различают старую и молодую исторические школы.

          Представители старой школы (Рошер, Книс) считали, сто прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникли и развивались экономические и правовые институты. Они предлагали дополнить общую экономическую теорию историей экономического развития, ставили под сомнение существование экономических законов.

          Представители новой школы (Вагнер, Бюхер) не стали отрицать естественные экономические законы, а исходили из того, что законы экономики не могут быть открыты посрудством логических обоснований, поэтому в центре их внимания находятся практические проблемы, описания экономического развития той или иной еации, что и может явиться, по их мнению, единственной основой для каких-либо теоретических направлений.

          Основоположником австрийской школы является Менгер. Попытка объяснить ценность вещей их полезностью предпринимались неоднократно. Согласно теории австрийской школы предельная полезность – это полезность последней единицы какого-то ограниченного запаса материального блага. Она не остается одинаковой, а изменяется с изменением количества этого блага. Концепция австрийской школы отвергалась сторонниками трудовой стоимости, с ними не соглашались немецкие экономисты и марксисты. И тем не менее идеи этой школы послужили исходной основой для разработки других теорий.

          Итальянский ученый Парето сформулировал закон об изменении распределения дохода: для того, чтобы поднять уровень минимального дохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстрое увеличение богатства по сравнению с численностью населения.


2.     СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

2.1. Неоклассическое направление


Представители этого направления считали рыночный механизм единственно эффектовным способом регулирования экономики, производства и потребления, спроса и предложения, поэтому государственное вмешательство в экономику может привести к нарушению экономического равновесия. В этом направлении существуют теории предельной полезности и производительности, теория рациональных ожиданий, неолиберализм, неоконсерватизм, монетарная теория (монетаризм, от слова «монета»). Представители последней теории считают, что деньги главным и значительным элементом рыночной экономики. Сторонником этой теории является американец Фридман. По определению Бернара Ива и Колли Жан-Клода, монетаризм — течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетаризм — наука не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и  их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.

Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.Монетаристы возвращали экономическую науку к ее исходным рубежам – меркантилизму, который оказался несостоятельным еще 3 века назад. Именно поэтому в большинстве стран в 90-х годах наступило разочарование в монетаризме.

          Также центральной идеей неоклассиков является маржиналистская теория предельной полезности. Эта теория связана с такими именами, как Джевонс, Вальрас, Менгер, Госсен. Именно Госсен сформулировал два закона, названных впоследствии его именем. Первый из этих законов гласит: желаемость блага убывает по мере увеличения его потребления. Именно эта идея Госсена легла в основу теории предельной полезности, созданной австрийской школой.


2.2. Кейнсианское направление


          Джон Мейнард Кейнс приобрел известность в связи с выходом в свет в 1919г. книги «Экономические последствия Версальского мира», но широкую известность принесла публикация его труда «Общая теория занятости, процента и денег», которую впоследствии назвали библией кейнсианства.

          В начале 30-х Кейнс уверился в том, что эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, это было связано с тем, что экономика большинства стран переживала «великую депрессию».

Кейнс отверг основной экономический постулат о том, что в основе роста капитала лежит бережливость, выдвинув на первый план связь между бережливостью, потреблением, предприимчивостью. Отверг важнейшие постулаты саморегулирования экономики.

          Наиболее активными последователями Кейнса являются представители французского экономического дирижизма. Это экономическая теория, которая: доказывает необходимость, направления и формы систематического регулирования экономики; характеризуется стремлением к возможно более значительному по масштабам вмешательству государства в экономические процессы;практика регулирования с использованием крайних мер и методов.

          Причиной нестабильности экономики Кейнс считал колебания в уровне доходов, вызванные неожиданными изменениями объемов инвестиций. Он полагал, что эти изменения не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют вмешательства государства.

          Последователи Кейнса развивая его теории, выдвинули теорию акселератора. Они разработали специфические формулы расширенного воспроизводства, так называемые модели роста. На этой базе построена их концепция экономического роста.


2.3 Институционализм


Как течение экономической мысли (связанное с именами Веблена, Коммонса, Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый – и пока последний – этап в развитии институционализма.

Институционально-социологическое напрвление, объектом исследования которого являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.

          Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена