Эволюция образования
Два канала трансляции культуры: детский игровой и взрослый "делай, как я". Детство завершал обряд инициации. Взрослые имели "тайные общества" со строгой дисциплиной.
В Спарте дети оставались в семье до 7 лет - в холоде и в голоде. Далее дети поступали в государственную "семью", где основным занятием были физические упражнения, старшие управляли младшими под надзором взрослых. Юноши (эфебы) с 18 до 30 лет учились военному делу и подчинению дисциплине. Далее - жизнь в казарме в состоянии постоянной боевой готовности. Девушки обучались в гимнасиях.
Воспитание: нравственные устои. Умения: лаконичная речь, чтение, письмо, танец, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.
В Афинах дети оставались в семье до 7 лет, затем поступали в мусическую школу (девяти муз). Следующей была гимнастическая школа. С 16 до 18 лет - изучение законов в гимнасии: раздельно для афинян и "метисов". После гимнасии - двухлетняя эфебия. Обучение завершали год в военных лагерях и еще два года гарнизонной службы.
Эвпатриды составляли элиту, геоморы - средний класс, ниже располагались демиурги (ремесленники); метеки (ремесленники и торговцы) и рабы не имели избирательных прав.
"В Риме не было установленного законами воспитания, ни общественного, ни частного" (Цицерон). Дети учились на примерах родителей. Военному делу юные патриции учились сначала на Марсовом поле, затем в лагере. После лагеря их ждала армия - когорта военачальников, где их учили "повелевать, повинуясь". Кроме того, они сидели около дверей на заседаниях сената, учась политике. Разным премудростям подрастающих аристократов учили купленные для этого ученые рабы.
Дети среднего класса поступали в школу, где litterator учил их читать, писать, считать и "сглаживал шероховатости ума". Очень немногие продолжали образование у грамматика (цена грамматика - около 1,5 млн. евро), далее - у ритора. Грамматическая школа давала учащимся тривиум (грамматику, риторику и диалектику) и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку). Тривиум и квадривиум образуют семь свободных искусств (семь - священное число). В риторической школе (с 15 лет) учили искусству участия в диспутах, музыке, математике, астрономии и философии. Во втором веке до нашей эры появилась высшая школа с преподаванием юриспруденции, медицины, архитектуры, математики и механики.
Телесные наказания были в большом ходу.
Общественная школа - среда конкурентов и соперников, форум. Частные, муниципальные и государственные (ко времени падения Империи) школы обеспечили преподавателей постоянным доходом, Цезарь дал им гражданство с обычными привилегиями, но освободил от всех обязанностей. Веспасиан назначил римским риторам государственное содержание, но в провинциях учителей содержали муниципии (зачастую на грани голода). Профессоров на многие кафедры назначал император, иногда по конкурсу; в Константинополе профессорам запрещали преподавание вне стен Капитолия. Бедные учащиеся стали получать стипендии - там, где ценили образование.
Слушателей набиралось до 50, за учеников боролись. Ученики собирались в общества: одни для овладения знаниями, другие - "разрушители" - для драк, срыва занятий, закрытия школы.
В школах преподавали латинский и греческий языки, но философию - очень редко. Риторика стала главным предметом, школа превратилась в школу глупости и бесстыдства, стала победным оружием в политической и культурной борьбе с варварами.
Религиозно-нравственное воспитание в целомудрии, бедности и послушании не сразу вытеснило римское и греческое наследие. Церковные школы поначалу ограничивались наставлениями в вере и обучением чтению, письму и пению псалмов. Вершиной премудрости был календарь с датами постов и праздников. В VII веке Карл Великий издал указ о школах при монастырях.
"Первые христиане" призывали к безбрачию, к отказу от рождения детей в ожидании конца света и Страшного суда. С течением времени этому призыву подчинились только "избранные" - священники. Не имея детей, деятели церкви нашли себе наследников и преемников в кафедральных школах, обеспечив горизонтальную (а затем и вертикальную) трансляцию генов христианской культуры. Клирики не только решили проблему воспроизведения своего клана, но и дали приют избыточному мужскому населению и младшим сыновьям в условиях майората.
Образование институализировалось двояким образом: от арабов заимствовали университеты, греко-римское наследие представляли академии. В VI веке Боэций перевел Платона и Аристотеля. Дидактический стиль Аристотеля обеспечил ему неоспоримое первенство в христианском образовании.
Стадии образования: до 15 лет - школа, выпускающая абитуриентов; два года обучения на общеобразовательном (низшем, вроде ПТУ) факультете доставляли степень бакалавра; обучение и работа в качестве помощника магистра еще через два года доставляли степень лиценциата; лиценциат после двух лет работы в качестве магистра на общеобразовательном факультете и успешного прохождения курса на одном из высших факультетов получал степень магистра (права, медицины или теологии). Высшую степень magister regens имел профессор, возглавлявший кафедру.
"Военщина" проходила два этапа обучения: пажа (от 7 до 14 лет) и оруженосца (от 14 лет до 21 года).
"Образованщина" была освобождена от телесных наказаний, имела судебный иммунитет и освобождение от несения военной службы и от налогов.
Схоласты выработали культуру текста - они ввели членение текста на части, главы, параграфы, рубрики, абзацы. Структуризация знания как дидактический прием освоения (непосильных для варваров) античных текстов закрепила в западной культуре классификацию. Схоласты ввели в школу систему вопросов и обсуждений (экзамены пришли в Европу из Китая).
Публичная защита диссертации на заседании ученого совета проходила так: в первой половине заседания диссертант формулировал тезис, предложенный к защите, аргументировал его и защищал от возражений и лукавых вопросов из аудитории; после перерыва действо повторялось, но тезис заменяли противоположным. Решение о присуждении искомой степени принимали члены ученого совета.
Идей было много. Агрикола (Германия) предложил триаду понять > запомнить > сделать самому. Рабле ратовал за индивидуальное воспитание, Монтень - за отмену наказаний, за изучение родного языка (Франция).
На практике Лютер перевел Библию на немецкий язык, предложил народные школы с всеобщим и (частично) обязательным образованием, написал первую азбуку. Благодаря Лютеру появились латинские школы (впоследствии - гимназии) - одна школа на 10 000 чел. - и учебники (греческая грамматика, диалектика, физика, этика, история, психология). В гимназиях учились 10 лет. В немецких университетах основой обучения стали (и остались) классические языки и литература. Иезуиты ввели школы пансионного типа (каникулы: одна неделя для младших, три недели для старших) с числом учащихся до 1000 и даже до 2000.
Ян Амос Коменский в XVII веке предложил и реализовал (Чехия, Польша, Швеция, Венгрия, Нидерланды) новый подход к школе и учебникам, сохранивший влияние до сих пор. Естественный метод: самостоятельное наблюдение > практическое осуществление > применение усвоенного в новых обстоятельствах > умение самостоятельно рассказать о результатах. Ввел в педагогику принципы наглядности и возрастной доступности. Предложил четыре школы: материнскую (от рождения до 6 лет), родного языка (от 6 до 12 лет), гимназию (от 12 до 18 лет с классами грамматики, физики, математики, морали, диалектики, риторики), академию (с изучением всех достижений науки и философии - от 18 до 24 лет). Предложил действующую с тех пор систему классов и уроков.
В Соединенных штатах действовали прагматичные и образованные президенты. Франклин объявил целью образования научить самостоятельно учиться (!) и ввел в открытой им академии (на выбор) три школы: классическую, математическую и английскую. Джефферсон "Биллем о всеобщем распространении знаний" ввел всеобщее обязательное бесплатное образование в трехступенчатой школе: на первой ступени - чтение, письмо, арифметика и ремесленные навыки для дома; на второй ступени - прикладная математика, земледелие и т.п. для ориентированных на ремесло и сельское хозяйство, научные дисциплины для желающих продолжить образование с ориентацией на занятия наукой; на третьей ступени - завершение образования по выбранной специальности.
В Европе блеск идей в проектах, неизменно отвергаемых властью, особенно ярок на фоне убогих школ, всегда находившихся в руках церквей. Образование могли получить только аристократы - в учебных заведениях с "дедовщиной" и с казарменным "пансионом". Песталоцци выработал свои принципы воспитания на сиротах (весьма популярный материал в Европе). Фребель разработал систему использования шаров, кубов, цилиндров и других конструктивов, бумаги, вышивки и других средств для развития детской самодеятельности в "дошкольном" возрасте; ему мы обязаны "детским садом". Педагогику как научную дисциплину учредил Гербарт (Кенигсберг, Геттинген).
В конце XVIII - начале XIX века в Германии, а затем во Франции, в Англии и в США школьное образование стало областью государственного интереса и управления. Бесплатная начальная школа появилась в Пруссии в 1794 году, в США в 1855 году, в Англии в 1870 году, во Франции в 1880 году.
В начале ХХ века сторонники "новой школы" создали объединение, распавшееся через три года. "Лига нового воспитания" (53 страны) работала с 1921 по 1933 год. Через 20 лет эта деятельность возобновилась под эгидой ЮНЕСКО. Теорий и проектов скоро станет больше, чем действующих систем образования.
В последние десятилетия традиционалисты в Европе и США продолжают отделять базовое (начальное) образование (чтение, письмо, арифметика) от дисциплинарного (среднего) образования. Рационалисты видят школу как предприятие по переработке сырья в готовую продукцию. Феноменологическое направление (Маслоу) рассчитывает помочь учащемуся проявить свои индивидуальные способности "изнутри", а не обрабатывать его методами индустриальной педагогики.
Практика (США) создала базовую школу первой ступени (1 - 6 классы). Далее подросток выбирает: вторая ступень (общее или профессиональное обучение в объединенной школе) или выход в жизнь на работу.
Объединенная школа состоит из младшей школы (7 - 9 классы) и старшей школы (10 - 12 классы). Эту структуру заимствуют в Европе (увеличение времени обучения на 1 год повышает валовый национальный продукт на 5%.). Распад отживших свое время образовательных структур сопровождается внедрением в школу возможностей свободного формирования индивидуальных альтернативных учебных планов.
Предпринимаются попытки обеспечить образовательные каналы для одаренных детей.
На фоне развития школы нарастает волна уклонения от образования, даже начального. Родители многих иммигрантов рассчитывают на то, что их дети (и внуки) проживут на пособия, не учась и не работая.
После окончания второй мировой войны силами Запада проводилась в жизнь всемирная программа по ликвидации неграмотности и созданию в странах третьего мира систем образования.
В основе программы: "Весь мир - школа, вся жизнь - школа, обучение есть цель жизни" (Ян Амос Коменский).
Базовые образовательные потребности должно обеспечить базовое образование, дающее функциональную грамотность - знания и навыки чтения/письма, позволяющие эффективно принимать участие в "грамотной" деятельности на уровне культуры социальной группы.
За 50 лет программа удалось создать островки начального образования. Даже полное среднее образование, не говоря о высшем, не привлекло молодых людей. Получившие образование отправились учиться и работать в страны "первого мира". В 2000 году ЮНЕСКО пришлось признать свое поражение в борьбе с несокрушимым невежеством человечества.
К концу ХХ века функционально грамотны 15% населения арабского мира, 60% населения Ю. Азии.
На 2005 год ожидается 10 млн. совершенно неграмотных в "первом мире" и 850 млн. в "третьем мире".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.crealab.org/