Информатизация в Совете Федерации
Наталья Дубова
1994 год знаменателен компьютеризацией деятельности многих серьезных организаций
На общедоступном Web-сайте Совета Федерации (www.council.gov.ru) можно получить различные сведения, начиная с истории российского парламентаризма и заканчивая подробным освещением мероприятий и структуры Совета Федерации
1994 год в отечественной компьютерной истории знаменателен существенным расширением проектов компьютеризации деятельности многих серьезных организаций. В федеральных министерствах, Центризбиркоме, столичной мэрии и Москомимуществе, Центробанке и ряде коммерческих банков разворачиваются крупные проекты по созданию информационных систем. Высшие органы власти, конечно, не могли остаться в стороне от этих процессов.
Без компьютеров во власти не обходились и в советские времена, но новый российский парламент — двухпалатное Федеральное Собрание — выразил заинтересованность в новых подходах к информатизации и автоматизации своей работы. В самом начале 1994 года, после образования Совета Федерации первого созыва, была начата работа по созданию и постепенному внедрению Информационно-коммуникационной системы.
Разработку информационного обеспечения Совета Федерации начали практически с нуля, ведь это было новое властное образование в России. У многих специалистов, пришедших в Информационно-техническое управление СФ, за плечами было не одно десятилетие работы по информатизации высших союзных органов власти, информационное обеспечение Съездов народных депутатов СССР и РСФСР, так что специфика этой деятельности была им хорошо знакома. Известны были и вечные проблемы, в частности, несовместимость систем, создаваемых для разных властных структур, невозможность организовать автоматизированный обмен информацией между ними. Евгений Орлов, начальник Информационно-технического управления Аппарата СФ, вспоминает о том, как в советские времена в ходе разработки систем информатизации для Совета министров СССР и ЦК КПСС была предпринята попытка сделать единые формы описателей баз данных. В ЦК и Совмине использовались разные форматы документов, и уговорить пользователей согласиться на унифицированный вид документации так и не удалось.
Но главная проблема была не в форме. И в бытность СССР, и после отсутствовало главное условие для успешной информатизации государственных органов — ясная концепция государственного управления: при создании автоматизированных систем основной акцент делался на техническое оснащение, а не на содержательную часть. Разработчики Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации попытались изменить эту ситуацию.
Официально начать работы над системой нельзя было без специального указа президента. В конце концов, благодаря настойчивости председателя Совета Федерации первого созыва Шумейко в феврале 1995 года указ был подписан. Технические и коммуникационные вопросы реализации и эксплуатация системы были возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации, а постановщиком задач и разработчиком содержательной части Информационно-коммуникационной системы стал Аппарат СФ.
Прежде чем приступить к информатизации верхней палаты парламента, разработчики стремились определить законодательный процесс как комплекс взаимосогласованных операций, которые затем можно отразить в информационной инфраструктуре органа власти. В Информационно-коммуникационной системе Совет Федерации представлен многофазной операционной системой, в которой реализуются различные классы парламентских операций. Эти операции интегрируются в функциональные подсистемы. В Совете Федерации постепенно разворачивается мощная территориально распределенная, многопользовательская, многофункциональная инфраструктура, которая поддерживает законодательную деятельность верхней палаты и обеспечивает удаленный доступ к базам данных различных органов власти — на федеральном и на местном уровнях. Совет Федерации имеет возможность оперативно взаимодействовать с Госдумой, администрацией президента и правительством.
Перечисление основных компонентов системы займет не одну страницу. В задачи системы входит предоставление членам Совета Федерации необходимых данных, поддержка информационных фондов, электронное взаимодействие членов СФ между собой и с внешним миром, прохождение законодательных актов, информационная поддержка необходимой аналитики и принятия решений, документооборот, организация электронных офисов членов СФ, технологическая поддержка заседаний. Информационный фонд системы включает свыше 150 баз данных по правовой, экономической, общественно-политической и справочной информации. Более тысячи рабочих мест оснащено персональными компьютерами, подключенными в локальные сети и имеющими доступ в Internet.
Сегодня процесс постепенного развертывания Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации движется вперед. Но разработчиков системы волнует более глобальная проблема — комплексная информатизация и включение в единое информационное пространство всех органов власти. Однако для этого нужна единая концепция государственного управления, необходим непрерывный процесс формирования целей управления на разных уровнях — от высших до местных органов власти. В условиях, когда нет критериев оценки эффективности принимаемых законов, невозможно говорить и об эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность тех или иных органов власти.
Поэтому создатели Информационно-коммуникационной системы стремятся расширить накопленный опыт на госуправление в целом, представить управление государством как процесс выполнения комплекса операций для достижения государственных целей и на этой основе выработать язык описания таких операций, который позволит решить проблему совместимости систем для разных органов власти. В конечном итоге эффективность информационного обеспечения государственной власти должна определяться через показатели качества государственного управления.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.osp.ru