Подводные лодки типа "Карп"
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е". Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны.
В августе 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями ВМФ России, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке "U-1" Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.
Подводные лодки типа "Карп" относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.
В верхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.
Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в кормовой и 2 - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.
Позднее, уже на Черном море, в 1909 г. за счет снятия 12 аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках "Карп" и "Карась". Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.
Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.
*** "Карп"Заложена в мае-июне 1904 г. в Киле под заводским номером 109. Заводские испытания начались в августе 1905 г. и из-за отсутствия керосиномоторов надводного хода проводились только под электромоторами. Испытания выявили ряд существенных конструктивных недостатков, требующих большого объема достроечных работ на стапеле - увеличение объема топливных цистерн, усовершенствование системы погружения-всплытия, увеличение диаметра входного люка, доработка рулевого устройства и т.д.
Работы по достройке велись вяло, так как фирма ожидала результатов испытаний подводной лодки № 110, ("Карась"), на которой было решено установить первые поставленные керосиномоторы. В конце 1906 - начале 1907 гг. подлодка № 109 получила наименование "Карп". Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга М.Н. Беклемишева в период мая-июня 1907 г.
1 августа подводная лодка "Карп" была принята в казну при условии устранения за счет фирмы многочисленных (около 60) замечаний уже в России. В период с 16 по 23 августа проводились практические выходы для обучения личного состава подводной лодки "Карп" и старших специалистов подлодок "Карась" и "Камбала". 19 сентября 1907 г. граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке "Карп" памятный шелковый флаг. В конце лета 1907 г. "Карп" совместно с подлодками "Карась" и "Камбала" своим ходом перешел из Киля в Либаву и вошел в состав Учебного отряда подводного плавания. 26 апреля 1908 г. "Карп" по железной дороге был отправлен в Севастополь.
Использовалась на маневрах флота в 1908 г., что позволило выявить ряд дополнительных эксплуатационных недостатков - заливание водой рубки и попадание воды в аккумуляторное отделение, выплескивание кислоты из аккумуляторов на качке, попадание воды в керосиновую систему, приводившее к остановке керосиномоторов и т.д. Для устранения этих недостатков, а также для переделки одной из цистерн главного балласта, расположенной внутри прочного корпуса, в цистерну высокого давления для обеспечения ее продувания воздухом высокого давления и установки дополнительно 2-х торпедных аппаратов Джевецкого лодка была поставлена в ремонт. К началу 1-й мировой войны лодка находилась в строю, но представляла малую тактическую ценность. В декабре 1916 г. лодка была признана непригодной к дальнейшей службе и 19 февраля 1917 г. была исключена из состава Черноморского флота. 3 мая 1917 г. лодка была сдана в порт. В апреле 1919 г. англо-французские войска, покидая Севастополь, затопили "Карп". В 1925 г. лодка была обнаружена в Северной бухте Севастополя на глубине 17 м. 25 марта 1926 г. с целью очистки бухты "Карп" был поднят и сдан на металлолом.
Тактико-технические элементы
Длина, м Реклама
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена |