Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Создание новой военной техники накануне великой отечественной войны

Создание новой военной техники накануне великой отечественной войны

Создание новой военной техники накануне великой отечественной войны.

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ ................................................. 3

1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ..................... 6

2. РАЗВИТИЕ АРТИЛЛЕРИИ И ПРОТИВОТАНКОВЫХ СРЕДСТВ ............ 8

3. БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ

ВОЙСК ....................................................12

4. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ .............................17

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ..................19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

В В Е Д Е Н И Е

Усиление военной опасности, агрессивные устремления фашистской Германии и милитаристской Японии в тридцатые годы требовали осущест­вления неотложных мер по укреплению Советских Вооруженных Сил.

Завершив восстановление народного хозяйства, Коммунистическая партия развернула огромную работу по техническому оснащению армии и флота. Большое значение в этом отношении имел ХIV съезд партии, опре­деливший курс на индустриализацию страны. Особое внимание вопросам обороны уделили ХVII и ХVIII съезды партии.

В годы первых пятилеток в СССР была осуществлена техническая ре­конструкция народного хозяйства. В Советской стране была создана мощ­ная социалистическая промышленность и крупное коллективное хозяйство. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства создали материальную базу для проведения технической реконструкции армии и флота.

Уже в начале 30-х годов отчетливо проявились тенденции и перспек­тивы развития более совершенных видов оружия, новых типов артиллерийс­ких орудий, танков, авиации, средств связи, транспорта и т. д. Воен-

но-научная мысль учитывала эти тенденции, роль и место новых видов бо­евой техники и оружия в будущей войне, а также состояние и направление развития вооружения армий вероятных противников Красной Армии.

Главное требование военной доктрины в области военного строитель­ства сводилось к тому, чтобы противопоставить средствам и способам ве­дения войны вероятных противников не менее мощные по своему составу средства вооруженной борьбы, а также самые эффективные способы их при­менения. В наиболее концентрированном виде военно-техническая сторона военной доктрины 30-х годов была отражена в пятилетних планах строи­тельства Советских Вооруженных Сил.

Основные направления первого пятилетнего плана строительства Красной Армии были определены в постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 г. В области военно-технической политики Центральный Комитет партии поставил задачу наряду с модернизацией су­ществующего вооружения добиться в течении ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем и внедрения в армию современных типов артил­лерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре пла­на военного строительства в 1931 г. ЦК ВКП(б) и Советское правительст­во потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими по­ложениями: а) по численности - не уступать нашим вероятным противникам на главнейшем театре войны; б) по технике - быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.

В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось пол­ностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и ору­жия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской, бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия. Од­новременно ставилась задача значительно поднять боевую мощь Воен­но-Морского Флота.

Благодаря огромной работе Коммунистической партии, самоотвержен­ности всего советского народа первый пятилетний план военного строи­тельства был выполнен. Однако решить за одну пятилетку основные проб­лемы технической реконструкции Советских Вооруженных Сил было невоз­можно.

По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х годов организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули ра­боту по созданию новых видов вооружения.

Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной Армии в июле 1929 г. учреждается должность начальника вооруже­ний РККА. До 1931 г. ее занимал И.П.Уборевич, затем М.Н.Тухачевский, который одновременно являлся заместителем Наркома по военным и морским делам. В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата, ведавшее вопросами моторизации и механизации Красной Армии. Начальником управления стал И.А.Халепс­кий. Проведенные организационные мероприятия способствовали более це­леустремленной работе военного ведомства в решении задач технического перевооружения, и в частности в выработке правильных взглядов на ха­рактер современного вооружения и тактико-технических требований к бое­вой технике.

Работа велась по всем направлениям. По сравнению с 1939 г. объем военной продукции увеличился более чем на 30%. Всего за 1939 г. и пер­вую половину 1941 г. советская промышленность произвела свыше 80 тыс. орудий и минометов, 17 тыс. боевых самолетов, 7.6 тыс. танков, более 200 тыс. пулеметов и автоматов. В эти годы были созданы новые типы бо­евой техники.

Широкие масштабы индустриализации в Советском Союзе были  куплены

большой ценой. Государство платило жизненным уровнем населения, опус­тив его очень низко. На внешнем рынке продавались титанические запасы золота, платины, алмазов. Шло откровенное ограбление церквей, монасты­рей и музеев. На экспорт шли иконы, драгоценные книги, картины великих мастеров, коллекции бриллиантов, сокровища музеев и библиотек. Советс­кое правительство отправляло на экспорт лес, уголь, никель, марганец, нефть, хлопок и многое другое. Несмотря на возникший в начале 30-х го­дов голод, случаи каннибализма, в эти страшные годы за рубеж продава­лись по 5 млн. тонн хлеба каждый год. Не считаясь с жизненными интере­сами своего народа партия и правительство под руководством И.В.Сталина делало все возможное для производства совершенного вооружения.

В предвоенные годы одновременно совершенствовались все виды воо­ружения и боевой техники.

1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРЕЛКОВОГО  ОРУЖИЯ

Накануне войны стрелковые войска оснащались автоматическим оружи­ем. Конструкторы В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев, С.Г.Симонов, Г.С.Шпагин и другие в предвоенные годы создали различные виды автоматического ору­жия: самозарядные винтовки (СВТ), ручные и зенитные пулеметы, писто­лет-пулемет (ППД и ППШ). К началу Великой Отечественной войны огневая мощь стрелкового батальона составила около 15980 выстрелов в минуту. Это значительно повысило огневые возможности стрелковых войск.

В годы первой пятилетки советские оружейники, возглавляемые выда­ющимся ученым В.Г.Федоровым, А.А.Благонравовым, Н.М.Филатовым,

В.А.Дегтяревым, Ф.В.Токаревым и другими разработали теорию конструиро­вания новых образцов стрелкового оружия.

На вооружение Сухопутных войск поступили усовершенствованный руч­ной пулемет Дегтярева и станковый пулемет системы Максима. В результа-

те  модернизации  прославленной русской трехлинейной винтовки капитана

С.И.Мосина войска получили усовершенствованную винтовку образца 1891/30 г. Одновременно шли экспериментальные исследования по созданию автоматической винтовки.

В начале 30-х годов советские конструкторы-оружейники разработали потенциально новое индивидуальное автоматическое оружие ближнего боя, в котором сочетались боевые качества пистолета (малый вес, портатив­ность) и пулемета (высокая огневая мощь). Были изготовлены опытные об­разцы автоматов, лучшим из которых был признан пистолет-пулемет Дегтя­рева (ППД).

В довоенный период большое внимание уделялось созданию противо­танковых ружей. В условиях массового применения противником легких и средних танков было крайне необходимо дать пехоте эффективное средство борьбы с ними. Эта задача была быстро решена нашими конструкторами. К началу Великой Отечественной войны были доработаны и даны на вооруже­ние пехоты два мощных по тому времени противотанковых ружья калибра 14,5 мм: противотанковое самозарядное ружье обр. 1941 г. Симонова (ПТРС) и противотанковое однозарядное ружье обр. 1941 г. системы Дег­тярева (ПТРД). Этими ружья, поражавшие танки с броней до 30 мм, стали грозным оружием в руках советских бронебойщиков. Подтверждением этому служит признание наших врагов. В 1943 г. технический инспектор бывшей германской армии писал: "Советское противотанковое ружьё Симонова... может считаться из всех известных в настоящее время противотанковых ружей калибра порядка 13-15 мм наиболее усовершенствованным и эффек­тивным оружием".

Организация и вооружение стрелковых войск в основном отвечали требованием общевойскового боя того времени. Однако многие подразделе­ния и части к началу войны содержались по штатам мирного времени, а

некоторые только формировались и поэтому еще не были полностью укомп­лектованы и обучены. Слабым местом стрелковых войск было отсутствие в их составе танков непосредственной поддержки пехоты, а также неукомп­лектованность противотанковой артиллерией и зенитными средствами. Все это снижало их боевые возможности, особенно в борьбе с танками и авиа­цией противника.

2. РАЗВИТИЕ АРТИЛЛЕРИИ И ПРОТИВОТАНКОВЫХ СРЕДСТВ Проводившаяся в 20-х годах модернизация артиллерии позволила по-

высить в основном только дальность стрельбы некоторых орудий,  но  она

не могла устранить существенные недостатки материальной части артилле­рии. Малые углы горизонтального обстрела (5-6 градусов) ограничивали маневр огнем по фронту. Отсутствовало подрессоривание орудий, что зна­чительно влияло на скорость передвижения. Наличие поршневых затворов, открываемых вручную, снижало скорострельность. Наконец модернизация совсем не затронула тяжелую артиллерию. Необходимо было разработать новую артиллерийскую технику и вооружить ею войска.

Советские конструкторы-артиллеристы  С.Н.Маханов,  Л.А.Магдосеев,

В.Н.Сидоренко, А.Г.Гаврилов и другие создали новые образцы артилле­рийского вооружения. В 1931-1932 гг. в войска поступили 37- и 45-мм противотанковые пушки, 76-мм зенитные пушки и 203-мм гаубицы.

В 30-е годы артиллерия развивалась главным образом по пути увели­чения дальности стрельбы и скорострельности орудий (приложение, табли­ца 1). Конструкторы В.Г.Грабин, Б.И.Шавырин, Ф.Ф.Петров, И.И.Иванов и другие создали артиллерийское вооружение различных калибров и назначе­ний, начиная с легких противотанковых пушек и кончая орудиями большой мощности.

В результате напряженной работы конструкторских бюро, возглавляе-

мых В.Г.Грабиным, И.И.Ивановым, Ф.Ф.Петровым, были созданы новые об­разцы артиллерийской техники. На вооружение Сухопутных войск поступи­ли: 45-мм пушка образца 1937 г. - для батальонной артиллерии; 76-мм пушка образца 1938 г. - для горной артиллерии; 122-мм пушка образца 1931/37 г. и 152-мм пушка-гаубица образца 1937 г. - для корпусной ар­тиллерии; 152-мм пушка образца 1935 г.- для артиллерийских частей РГК; 76-мм пушка образца 1938 г.- для зенитной артиллерии.

152-мм пушка образца 1935 г. была сконструирована группой инжене­ров во главе с И.И.Ивановым. Она успешно выдержала полевые испытания в 1936 г. и была принята на вооружение. Это дальнобойное орудие, способ­ное посылать снаряд на расстояние почти 26 км, использовалось в артил­лерийских частях Главного Командования.

Были также разработаны и внедрены в массовое производство новые артиллерийские боеприпасы различных назначений, более совершенные ар­тиллерийские приборы наблюдения, управления огнем и подготовки исход­ных данных для стрельбы.

Важным событием явилось создание минометного вооружения. В войска поступали 50-мм ротные и 82-мм батальонные, 107-мм горно-вьючные и 120-мм полковые минометы.

Перед войной на вооружении Красной Армии имелись: 45-мм противо­танковая пушка, 76-мм полковая и дивизионные пушки, 122-мм пушка, 152, 203 и 305-мм гаубицы и 280-мм мортира, 50, 82, 107 и 120-мм минометы. Зенитная артиллерия получила 37-мм и 85-мм пушки. Пушечная и гаубичная артиллерия Красной Армии обладала мощным снарядом и большой дальностью стрельбы. Скорострельность некоторых систем достигала 10-12 выстрелов в минуту.

В 1938 г. группа конструкторов во главе с Ф.Ф.Петровым создали 122-мм гаубицу, которая являлась, по своему устройству, одной из самых

простых отечественных артиллерийских систем. Гаубица хорошо зарекомен­довала себя в ходе Великой Отечественной войны. Она успешно подавляла и уничтожала живую силу и огневые средства противника как на открытой местности, так и в укрытиях, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и даже танками.

В предвоенные годы, конструкторским бюро генерал-майора инженер­но-артиллерийской службы И.И.Иванова, проектировались орудия особой мощности. Главным назначением этих крупнокалиберных орудий было разру­шение долговременных укреплений врага и поражение важных объектов в глубине его обороны. В 1939 г. поступила на вооружение Красной Армии 210-мм пушка БР-17, которая по боевым возможностям превосходила орудия аналогичного калибра, использовавшиеся в немецко-фашистской армии. Конструкция БР-17 включала три главные детали - основание, станок и ствол, которые перевозились отдельно на специальных повозках.

Техническое переоснащение Вооруженных Сил нашей страны накануне Великой Отечественной войны также затронула и зенитную артиллерию. Примером может служить 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г., которая применялась для борьбы с низколетящими воздушными це­лями. Это был большой творческий успех коллектива конструкторов под руководством М.Н.Логинова и Л.А.Локтева. Пушка обладала высокой ско­рострельностью, из нее можно было вести огонь очередями.

Также, в 1939 г. группой инженеров во главе с Г.Д.Дорохиным, ко­торому в 1942 г. была присуждена Государственная премия, была сконс­труирована 85-мм зенитная пушка. По тем временам это было вполне сов­ременное зенитное орудие, не уступавшее аналогичным иностранным образ­цам, а по дальности стрельбы и массе снаряда даже превосходившее их. В годы Великой Отечественной войны расчеты 85-мм пушки решали самые раз­нообразные задачи, иногда даже вступали в единоборства с вражескими

танками.

В 30-х годах были сделаны первые шаги к практическому осуществле­нию смелых идей К.Э.Циолковского в области ракетостроения. В 1933 г. в СССР стартовала первая жидкостная ракета. Большой заслугой советских конструкторов было создание в предвоенные годы опытных образцов реак­тивных минометов и самоходные артиллерии.

Теоретические и экспериментальные исследования в области реактив­ного вооружения закончились созданием нового оружия-полевой реактивной артиллерии. Многозарядная боевая установка, получившая впоследствии наименование БМ-13 ("Катюша"), успешно прошла испытания. В июне 1941 г. было принято решение о развертывании серийного производства БМ-13 и реактивных снарядов М-13 и о начале формирования частей реактивной ар­тиллерии.

В развитии артиллерийского вооружения наблюдалась некоторая пере­оценка тяжелой гаубичной артиллерии. В результате войска вступили в войну с недостаточным количеством противотанковой артиллерии. В пред­военные годы была создана батальонная, полковая, дивизионная и корпус­ная артиллерия, а также артиллерия резерва Главного командования (РГК). Полковая и батальонная артиллерия объединялась в батареи, диви­зионная и корпусная - в полки и дивизионы, артиллерия РГК- в дивизионы и полки. В 1941 г. было начато формирование артиллерийско-противотан­ковых бригад. Зенитная артиллерия входила в состав отдельных дивизио­нов. Крупных частей и соединений в зенитной артиллерии в Красной Армии к началу войны создано не было, что отрицательно сказалось на органи­зации противовоздушной обороны войск при отражении массированных уда­ров крупных сил авиации противника.

М и н о м е т ы всегда являлись грозным средством уничтожения жи­вой силы противника в окопах, блиндажах и траншеях. Они разрушали по-

левые укрепления и поражали атакующую пехоту врага на поле боя. Мино­меты маневренны, просты по устройству и в обращении, могут вести обс­трел минами с большим радиусом поражения.

В предвоенные годы нашими конструкторами были созданы следующие типы минометов: 50-мм ротный миномет образца 1940 г. Был создан конс­труктором В.Н.Шамариным и предназначался для подавления огневых средств и живой силы противника на поле боя, на обратных скатах высот и в укрытиях. Многие детали его конструкции изготавливались методом глубокой штамповки, что упрощало и удешевляло производство миномета. В Красной Армии это оружие использовалось вплоть до 1943 года.

В 1937 году конструкторским коллективом Б.И.Шавырина создается очень удачный батальонный миномет калибра 82-мм. Выбор такого калибра был обусловлен тем, что 81-мм мины иностранных минометов могли исполь­зоваться при стрельбе из отечественных образцов, нашими же минами нельзя было вести огонь из минометов зарубежных армий. 82-мм миномет с успехом прошел все испытания, 26 февраля 1939 г. постановлением Коми­тета обороны он был принят на вооружение и запущен в серийное произ­водство как батальонный миномет образца 1937 г.

В 1938 г. был принят на вооружение 120-мм миномет Б.И.Шавырина. В 1943 г. он подвергся модернизации, проведенной под руководством глав­ного конструктора одного из московских заводов, известного советского шахматиста, международного гроссмейстера А.А.Котова.

3. БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЙСК Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советс-

кой власти.  Они развивались в направлении создания крупных танковых и

механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и

маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем сред­ний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой техники иностранных армий (приложение, таблица 2). Между тем, как по­казал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939 гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне (1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и про­бивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противни­ка. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника.

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ

- быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до 70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым до­рогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасы­вать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль. В 1939 г. конструкторским бюро Ж.Я.Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сен­тябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества. Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. и запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мо­щи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие тан-

ки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следу­ющий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немец­ко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фо­минском. С целью освобождения города советские войска предприняли контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка - один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредо­точил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развали­нами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитле­ровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел че­рез город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров.

В 1940  г.  появился  средний  танк Т-34 конструкции М.И.Кошкина,

А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй ми­ровой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совер­шили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонс­трированы членам советского правительства. Тогда же было подписано постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Соз­датели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм

танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный ди­зельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, на­дежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широ­кие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно не­большом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочета­нии с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощ­ной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пы­тавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превос­ходство нашего танка.

Обе эти машины имели дизельные моторы, обладали сильной противос­нарядной броней, хорошей проходимостью и высокой скоростью. Серийное производство этих танков началось незадолго до начала войны. В 1940 г. было выпущено всего лишь 358 таких боевых машин (115 Т-34 и 243 КВ). Вследствие этого перед началом войны на вооружении бронетанковых час­тей новых танков было крайне мало.

Предвоенные планы советского руководства о переброске в Западную Европу большого количества танков привели к появлению летающего танка. Конструкторским бюро О.Антонова было предложено навесить на обычный серийный танк крылья и хвостовое оперение, используя корпус танка как каркас для всей конструкции. Эта система получила название КТ - крылья танка. Приводы воздушных рулей крепились к пушке танка. Экипаж танка осуществлял управление полетом, находясь внутри танка, путем поворота башни и подъема пушечного ствола. В книге западно-германского эксперта

С.Залога есть уникальная фотография летящего в небе танка с крыльями и хвостом. После приземления крылья и оперение сбрасывались, и танк сно­ва превращался из крылатого в обычный.

В 1930 г. на вооружение Красной Армии поступил первый отечествен­ный бронетранспортер Б-3. Для повышения маневренных качеств машины конструкторы снабдили ее полугусеничным движителем. Десантное отделе­ние бронетранспортера помещало 12 человек и было защищено 15-мм бро­ней. На вооружении Б-3 имел крупнокалиберный пулемет ДШК.

И н ж е н е р н ы е войска оснащались машинами для механизации инженерных работ, понтонно-переправочными парками и миновзрывными средствами. Для производства трудоемких работ были созданы различные механизмы с использованием электрических силовых установок. С 1935 г. войска оснащаются передвижными компрессорными и зарядно-осветительными станциями, а также экскаваторами, гейдерами и траншеекопателями что позволило улучшить инженерное обеспечение войск. К концу 30-х годов наша армия получила противотанковые мины, превосходившие по своему ка­честву мины армий капиталистических стран. Однако численность инженер­ных войск к началу войны была явно недостаточной.

В о й с к а  с в                        я з и совершенствовались в направлении  широкого

внедрения радиосредств.  В предвоенные годы было налажено производство

таких средств для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Воен­но-морских сил. Развитие радиотехники позволило в 30-х годах создать опытные образцы радиолокационных станций обнаружения самолетов (РУС-1, РУС-2). Одновременно разрабатывались системы быстродействующих телег­рафных буквопечатающих аппаратов ("Бодо" и "СТ-35"), устранялась мно­госерийность телефонной аппаратуры. Однако новых технических средств связи было в войсках недостаточно. Многие командиры не умели пользо­ваться радио и предпочитали проводные средства связи. Это отрицательно сказалось на управлении войсками в начале войны.

4. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Военно-Воздушные  силы  развивались  на базе создания авиационной

промышленности. В годы первой пятилетки на вооружение авиации поступил истребитель И-15 конструкции Д.Л.Григоровича, который имел пулеметное вооружение и развивал скорость до 500 км/ч. Затем появились новые типы самолетов дальней авиации - ТБ-1 и ТБ-3 конструкции Д.Л.Туполева, ист­ребители И-15, И-153, созданные конструкторским бюро Н.Н.Поликарпова. В 1935 г. был принят на вооружение скоростной бомбардировщик СБ конс­трукции А.А.Архангельского. В это же время был создан новый самолет дальней авиации ДБ-3 конструкции С.В.Ильюшина. Дальность его полета достигала 4000 км, а бомбовая нагрузка 4000 кг.

В целом советская авиационная техника в 30-е годы сделала крупный шаг в своем развитии: значительно возросли скорость, дальность полета и бомбовая нагрузка самолетов.

Высокие боевые качества советских самолетов демонстрировались на ежегодных военных парадах в Москве. Всему миру стали известны межкон­тинентальные перелеты В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова,

М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина, В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинс­кого. Советские летчики на отечественных машинах только в 1937 г. ус­тановили около 30 мировых рекордов.

В предвоенные годы на вооружение авиации стали поступать истреби­тели Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, а также дальний бомбардировщик Ил-4. Кроме того был сконструирован первый образец бронированного штурмовика Ил-2, названного впоследствии "летающим танком". Создание этого самолета явилось торжеством советской авиационной мысли. Броневое прикрытие уязвимых мест, сильное пушечное, пулеметное и бомбовое и реактивное вооружение, а также хорошие летные качества сделали штурмовик Ил-2 не­заменимым помощником сухопутных войск в бою.

По мнению иностранных летчиков наиболее мощное  вооружение  среди

истребителей  мира к концу 1939 года имел истребитель И-16 конструкции

Поликарпова. По огневой мощи И-16 в два раза превосходил "Мессерш­мит-109Е" и почти в три раза "Спитфайр-1". Среди всех предвоенных ист­ребителей мира И-16 один имел бронезащиту вокруг пилота. К началу вто­рой мировой войны только советские истребители в качестве оружия могли использовать ракетное вооружение.

В 1939 г. у реки Халхин-Гол впервые в мире применялось ракетное оружие авиации. Значительным вкладом в развитие бомбардировочной авиа­ции явилось также создание в 1940 г. пикирующего бомбардировщика Пе-2. Эти самолеты обладали высокими боевыми свойствами и по основным пока­зателям превосходили самолеты буржуазных армий. Однако к началу войны на вооружении находились преимущественно самолеты устаревших конструк­ций. Новых машин в авиационных частях было мало. В приграничных окру­гах новые самолеты МиГ-3, ЛаГГ-3 и Су-2 составляли 13.4%, а Пе-2 и Як-1 только 3%. Вполне понятно, что все это отрицательно сказалось на боевом применении авиации в начале войны против фашистской Германии.

Наряду с совершенствованием самолетного парка конструкторские усилия были направлены на создание многоместных десантных планеров. В конце 30-х годов более десяти конструкторских бюро боролись за созда­ние лучшего транспортно-десантного планера. Конструкторское бюро О.Ан­тонова кроме крылатого танка выпустило многоместный десантный планер А-7. В.Грабовский разработал десантный планер Г-11. Д.Колесников соз­дал планер для переброски двадцати солдат - КЦ-20, а Г.Корбула работал над созданием планера-гиганта. Конструктор П.Гороховский создал рези­новый надувной планер. После выброски в тыл противника несколько таких планеров могли быть загружены в один транспортный самолет и возвращены на свою территорию для повторного использования.

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Военно-морской флот по мере  индустриализации страны получал все

большее количество новых боевых кораблей и подводных лодок, создава­лись новые военно-морские базы. Только за 11 месяцев 1940 г. флот по­лучил 100 различных боевых кораблей, главным образом миноносцев, под­водных лодок и торпедных катеров.В постройке находилось еще 269 кораб­лей всех классов, значительная часть которых была закончена у началу войны. На всех флотах формировались новые соединения эскадренных мино­носцев, подводных лодок и торпедных катеров. Перед войной значительное усилие получил Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Уско­ренными темпами вооружался Северный флот.

Новые крейсеры стали вооружаться 180-мм орудиями с дальностью стрельбы до 207 кабельтовых (38.3 км) и скорострельностью до 3 выстре­лов в минуту, а эскадренные миноносцы- 130-мм орудиями с дальностью стрельбы до 139 кабельтовых (25.7 км) и скорострельностью до 10 выст­релов в минуту. Такие артиллерийские системы широко применялись и в береговой обороне Большие подводные лодки и надводные корабли среднего водоизмещения вооружались новыми 100-мм орудиями с дальностью стрельбы 118,5 кабельтовых (22 км). На вооружение речных кораблей в конце 30-х г. поступили 82-мм реактивные установки.

Советские ученые и инженеры разработали первую в мире 100-мм зе­нитную артиллерийскую систему с автоматическим наведением, которой во­оружались новые крейсеры.

Важную роль в развитии торпедного оружия сыграли постановления Комитета Обороны СССР о создании минно-торпедной промышленности. Это позволило ускорить разработку и оснащение флота торпедами с более вы­сокими боевыми свойствами. В 1938 г. на вооружение были приняты новые торпеды, обладавшие скоростью в 51 узел (94.4 км/ч).

Накануне Великой Отечественной войны проводилась большая работа по созданию новых военно-морских баз в Балтийском и Черном морях. На эти базы передислоцировались основные соединения флотов. Значительное развитие получила морская авиация. К началу 1941 г. в составе ВВС фло­та истребительная авиация составляла 45.3%, бомбардировочная-14%, тор­педоносная-9.7%, разведывательная-25% и авиация специального назначе­ния-6%.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Накануне Великой Отечественной войны в условиях индустриализации страны происходило бурное развитие советской военной техники. Наиболь­шее развитие получили бронетанковые войска, артиллерия и авиация. При этом важнейшими направлениями в их развитии являлись следующие. В бро­нетанковых войсках большое внимание уделялось повышению огневой мощи, маневренности и защищённости танков. На вооружение артиллерии поступа­ли орудия с увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы. На вооружение авиации поступали самолёты, которые во многом превосходили прежние образцы по огневой мощи, дальности, высоте и скорости полёта, защищенности, что обеспечивало в последующем господство нашей авиации в воздухе. Одновременно существенное развитие получили и другие виды вооружения.

Создававшиеся в это время образцы военной техники превосходили по многим своим техническим показателям аналогичные вооружения других стран. Однако высокие боевые характеристики советского вооружения в первые годы войны не были полностью реализованы в связи с отсутствием опытных командных кадров.

С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. Невзоров Б.И. Оборона 5-й и 33-й армий Западного фронта в битве под

Москвой. - М.: ВАФ, 1973.

2. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы.  -М., 1986.

3. Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы. -М.: Воениздат, 1978.

4. Колганов К.С. Развитие тактики Советской армии в годы Великой Оте­чественной войны (1941-1945 гг.). -М.: Воениздат, 1958.

5. Самсонов А.М.  Вторая мировая война. -М.: Воениздат, 1966.

6. Крупченко И.Е. Военная история.  -М.:  Воениздат, 1971.

7. Мельников П.В. Развитие тактики сухопутных войск в Великой Отечест­венной войне.  -М.:  ВАФ, 1981.

8. Воробьёв Ф.Д., Кравцов В.М. Великая Отечественная война Советского Союза. -М.: Воениздат, 1961.

9. Строков А.А. История военного исскуства. -М.: Воениздат, 1966.

10. Алексеев П.Д., Маковский В.Б. Первая оборонительная операция 4-й армии в начале Великой Отечественной войны. -М: ВАФ, 1992.

ПОТАПОВ А.Е.


П Р И Л О Ж Е Н И Е Таблица 1

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИИ СОВЕТСКИХ И

НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК НАКАНУНЕ ВОЙНЫ.

С и с т е м а

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена