Влияние атомного комплекса на послевоенное развитие СССР
В.В.Алексеев
Мне приходилось заниматься многими проблемами Отечественной войны, а также послевоенного развития Советского Союза, в частности, индустриальными и демографическими. Я считал их важнейшими, но когда несколько лет назад в составе Правительственной комиссии по рассекречиванию документов советского атомного проекта познакомился в Архиве Президента Российской Федерации с материалами Спецкомитета по созданию атомной бомбы, то понял, что все виденные мной ранее исторические источники меркнут перед уникальным кладезем информации громадной государственной важности, имеющей не только национальное, но и мировое значение.
После знакомства с этими источниками у меня сложилось твёрдое убеждение в том, что именно атомный комплекс в значительной степени определял послевоенное развитие советского государства. Конечно, перед страной стояло множество политических, социально-экономических, национальных, идеологических и других проблем, но главное внимание было сосредоточено на создании атомного оружия, которое должно было гарантировать национальную безопасность великой страны, только что вышедшей из страшной схватки с фашизмом. Наследие Великой Победы предстояло защитить от нового противника, обладающего оружием неслыханной разрушительной силы.
В последние годы по вопросам создания советской атомной бомбы появилось много публикаций как в нашей стране, так и за рубежом, но они очень противоречивы и касаются преимущественно вершины айсберга - дискуссии о приоритете США и СССР в разработке атомного оружия. Главный же вопрос гораздо шире - в чём значение атомного комплекса для судьбы России в XX веке? Он не безинтересен и с позиций мировой истории уходящего столетия.
Ответить на этот вопрос непросто потому, что он очень противоречив, касается многих незавершённых процессов нашего времени, по причине засекреченности ряда материалов не имеет достаточно надёжной источниковой базы для своего решения. Отмеченные трудности необходимо преодолевать во имя понимания не только сути данного явления, но и его влияния на жизнь великой страны в условиях ядерного противостояния со всеми вытекающими отсюда последствиями, как ушедшими в историю, так и оставшимися в наследство нынешнему и будущим поколениям.
Поставленный вопрос имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя предполагает решение широкого круга геополитических проблем, таких как перманентный конфликт разных типов цивилизаций: морской (атлантической) и континентальной (евроазиатской), который постоянно воспроизводится в истории: Карфаген - Рим, Британия - Франция, США - СССР. Но это тема специального выступления. Остановимся на внутренней стороне вопроса, которая предусматривает выяснение исторических предпосылок и методов создания комплекса, его влияния на социально-экономическое и морально-политическое положение страны, воздействие на окружающий мир.
Разделим их на две неравные части. К первой части отнесём объективно-стратегические факторы, которые включают:
1. Предшествующий исторический опыт. Напомним, что в начале XVII в. Россия едва не погибла в Смуте. Чудом вырвавшись из неё, страна обрела новую династию (Романовых), в короткий срок преодолела разруху и начала набирать темпы развития. В начале XVIII в. под руководством Петра Великого встала на путь модернизации. В начале XIX в., растоптанная Наполеоном, она не только сумела выжить, но и превратилась в ведущую мировую державу. В начале XX в., разрушенная мировой войной и революцией, страна сумела начать новый виток модернизации. А потом выиграть одну из самых страшных войн в истории человечества, навязанную фашизмом. В этом же контексте необходимо рассматривать и атомную гонку, которая имела для неё судьбоносное значение. Приведённые факты свидетельствуют, что Россия способна в экстремальных ситуациях собираться с силами и в короткий срок решать принципиальные задачи исторической важности.
2. Экономический потенциал большой страны с богатыми природными ресурсами, широко развитой индустрией, прежде всего оборонной, мобилизационным типом экономики.
3. Научно-технический базис государства, резко поднявшийся в первой половине века за счёт мобилизации собственных интеллектуальных ресурсов нации и привлечения зарубежного опыта, в том числе в области зарождающейся ядерной физики и других отраслей знаний.
4. Беспрецедентный охранно-репрессивный аппарат, обеспечивающий сверхсекретность оборонных работ и возможность получения нужной информации из-за рубежа, создал необходимое прикрытие и обеспечил результативность сложнейших работ.
5. Стойкость, мужество и неприхотливость народа, привыкшего ради национальных интересов идти на любые тяготы и лишения, гарантировали политическую стабильность в условиях беспрецедентных сложностей борьбы за новое оружие. Важную роль в этой связи играло национальное сплочение и патриотический подъём народа в результате победы в Великой Отечественной войне и перед лицом новой глобальной опасности.
Во вторую часть входят тактические обстоятельства, сложившиеся к началу атомной гонки. С одной стороны, Соединённые Штаты первыми в мире овладели оружием невиданной ранее разрушительной силы. Символично, что американская атомная бомба была взорвана 16 июля 1945 г. в пустыне Аламогордо тогда, когда в Потсдаме подводилась черта под Второй мировой войной. Реальное применение таких бомб в Хиросиме и Нагасаки в августе того же года продемонстрировало особые возможности США и положило начало "холодной войне", фактически открыло новую эпоху в мировой истории. Соединённые Штаты видели в атомной бомбе решение мировых политических проблем, прежде всего борьбу с коммунистической Россией.
С другой стороны, Советский Союз, вынесший на своих плечах основную тяжесть войны с фашистской Германией, с точки зрения Запада создал пугающую военную мощь и приобрёл мировой авторитет своими победами, активно расширял сферу влияния в Европе и Азии, с чем не мог смириться западный мир.
Так сложилась новая расстановка сил в послевоенном мире, причём в результате американского атомного преимущества был нарушен возможный паритет вооружений между двумя противостоящими блоками. Перед разорённым Отечественной войной СССР встала нелёгкая задача участия в атомной гонке. Как относиться к ней? Советские политики и учёные безоговорочно её оправдывали. В постсоветский период оценка меняется вплоть до противоположной. В очень интересной публикации Института всеобщей истории РАН "Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы" содержится такое утверждение: "Начать невиданную ядерную гонку в разорённой стране мог решиться только Сталин… Сомнительным является распространённый аргумент в пользу необходимости скорейшего создания советской атомной бомбы…" 1
Далее автор статьи И.В.Быстрова аргументирует свою позицию тем, что разработанные в США в конце 40-х гг. военные планы с использованием атомного оружия ("Дропшот", "Пинчер", "Ховмун" и др.) были скорее блефом и не один из этих знаменитых планов не вышел за пределы кабинетов военных начальников 2. Нам представляется, что они не вышли из кабинетов в значительной степени потому, что их хозяева опасались серьёзного возмездия. Это подтверждают сами американцы. В известной книге Питера Швейцера "Победа. Секретная стратегия администрации Рейгана, ускорившая крах Советского Союза" сообщается: "Советы считали, что радикальные технологические изменения в прошлом создавали военные "революции". Первая состоялась в 1920-х гг., когда танк и самолёт заменили кавалерию. Вторая произошла в 1950-х гг., когда атомное оружие было совмещено с баллистическими ракетами, заменяя собой бомбардировщики и обычные бомбы. В обоих случаях вооружение достигло нового уровня развития. И в обоих случаях Москва сумела не отстать от Запада" 3. А вот что было бы, если бы она отстала, не решившись на создание атомного щита? Скорее всего, мы бы имели совсем другую историю второй половины XX века. С этого хотелось начать ответ на вопрос о значении атомного комплекса для судеб нашей страны.
Конечно, позднее советские руководители размахивали атомной бомбой далеко не только в национальных интересах, а либерал-демократы девальвировали её значимость, но это уже другой вопрос, не относящийся к хронологии нашего доклада. Заметим только, что последующие события, особенно овладение ядерным оружием Китаем и Индией, свидетельствует о невозможности загнать обратно ядерного джинна, выпущенного Америкой. Каждая крупная держава видит в нём защиту от произвола более сильного соперника, и Россия не стала исключением.
Американцы делали бомбу втайне от своего союзника по антигитлеровской коалиции - Советского Союза, хотя представляется странной значительная утечка атомных секретов, что наводит на мысль о каких-то пока не раскрытых причинах этого явления. О западных усилиях по созданию атомного оружия Сталину стало известно в первой половине 1942 г., но тяжёлое положение на фронтах не дало возможности СССР сразу активно включиться в столь сложную и дорогостоящую работу. В отечественной и зарубежной литературе довольно подробно освещено начало атомной гонки. Не касаясь деталей этого вопроса, сосредоточим внимание на организационных основах советского атомного проекта, которые недостаточно изучены, хотя представляют огромный интерес не только с точки зрения создания атомного оружия, но и понимания советской системы в целом.
Они были заложены серией постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) в 1942 - 1945 гг. за подписью И.В.Сталина. Всю работу по реализации советского атомного проекта можно разделить на два главных этапа. Первый, своего рода подготовительный (сентябрь 1942 - июль 1945 гг.), начинается с постановления ГКО от 28 сентября 1942 г. "Об организации работ по урану". В нём предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии. Обязанность повседневного руководства работами по урану была возложена на Н.Г.Первухина, а научное руководство - на И.В.Курчатова. Итогом этого этапа стали первые разведочно-исследовательские работы в данной области.
Начало второму этапу (август 1945 - август 1949 гг.) положило испытание атомной бомбы в США и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. 20-го августа 1945 г. Сталин подписал историческое постановление ГКО "О Специальном комитете ГКО", в который вошли ключевые фигуры партийного и государственного аппарата, возглавил комитет Л.П.Берия. О самом комитете написано много, не имеет смысла к этому возвращаться. Только хотелось решительно подчеркнуть, что Сталин сделал ставку на атомную бомбу именно с этого времени, когда весь мир находился в шоке от американских бомбардировок японских городов. Документы Президентского архива убедительно это доказывают.
Если внимательно присмотреться к материалам Спецкомитета, который проработал почти 8 лет и провёл около 150 заседаний (он ликвидирован в июне 1953 г., сразу после ареста Берия), то бросается в глаза, что это был орган с очень широкими полномочиями, укомплектованный высококвалифицированными специалистами, которые демонстрировали редкое для советской эпохи единство правящей элиты и науки. Комитет работал очень напряжённо, чётко и результативно. Его распоряжения реализовывались с точностью до дня и часа под покровом строжайшей секретности. Задания быстро доводились до сведения не только министерств и ведомств, но и конкретных предприятий, отдельных лиц. Этот опыт чрезвычайно поучителен для нынешнего беспорядка в стране.
Механизм управления атомным проектом действовал следующим образом. На основе отечественных научно-технических разработок и зарубежной разведывательной информации Первое главное управление СНК СССР готовило материалы для Спецкомитета, которые Берия докладывал Сталину. Они анализировались системно и распределялись, как правило, в широкой иерархии оценок. Следует иметь ввиду, что система оценок не была линейной, а зависела от политического контекста, определяемого логикой глобального конфликта и конкретных нужд проекта в данный момент.
Специальный интерес представляет транслирование задач с уровня на уровень: высшее политическое руководство (Сталин), куратор проекта (Берия), научный руководитель проекта (Курчатов), обеспечивающие отрасли экономики (Ванников), а часто и наоборот, так как стремительный ход событий и катастрофический вал технических и экономических проблем давили на высшее руководство снизу. Бывало и так, что политическое руководство на основе собственного анализа ставило задачи перед учёными. Те, в свою очередь, на базе новейших изысканий озадачивали верховное руководство неожиданными вопросами.
Для создания атомной бомбы американцы, по утверждению академика П.Л.Капицы, затратили 2 млрд. долларов (примерно 30 млрд. руб.) 4. А сколько стоил советский атомный проект? Московский историк Н.С.Симонов называет цифру 14,5 млрд. руб. (за 1947 - 1949 гг.) 5, что не соответствует полным затратам. Во-первых, эта цифра охватывает только 3 года из 10 лет (1942 - 1951 гг.) работ по советскому атомному проекту. Во-вторых, учитывается не весь объём работ. В третьих, вряд ли эффективность советских затрат была выше американских. Ясно, что на атомную программу работала вся страна, проблемы решались любой ценой, и она, по всей видимости, была очень высока. В те годы только две страны - США и СССР - решились на огромные расходы ради своих национальных интересов.
Совершенно очевидно, что сверхзадача - создание атомной бомбы в СССР - могла быть решена в экономике мобилизационного типа. В широком смысле феномен мобилизационной экономики - это стратегия выживания и сохранения национальной независимости в условиях противостояния двух экономико-политических систем: капиталистической и социалистической. Этот феномен - результат ориентации на построение социалистического общества в отдельно взятой стране при опоре на свои ресурсы и возможности. В условиях ядерного противостояния использовались ресурсы всех стран социалистической ориентации, а также новейшие достижения мирового научно-технического прогресса. Отсюда масштабные образовательные программы, беспрецедентные по размаху и результативности разведывательные операции, подчинённые главной цели - овладению секретами ядерного оружия.
В узком смысле феномен мобилизационной экономики - это серия конкретных мероприятий, прежде всего экономического и социально-политического характера. Именно в них наиболее ярко проявились усилия командно-административной системы по концентрации ресурсов государства на решение важнейшей задачи - создания мощного ракетно-ядерного щита, что слишком дорого обошлось народу. Впрочем, в решении атомной проблемы и демократической Америке тоже пришлось пойти на фактическое государственное планирование, на строжайшую секретность во всём.
Мобилизация ресурсов для атомной промышленности в условиях войны была трудным делом. Архивные документы свидетельствуют, как по личному распоряжению Сталина изыскивались и распределялись на стройки атомной индустрии каждая тонна металла, кубометр леса, моток провода и кусок мыла. Катастрофически не хватало продовольствия, поэтому появились распоряжения, которые сегодня тяжело читать. По постановлению ГКО от 8 декабря 1944 г. в качестве льготы за трудные условия труда 2 тыс. рабочих, занятых поиском урановой руды, позволялось выдавать второе блюдо и 200 г хлеба без вырезки талонов из карточки.
Вместе с тем, советское руководство принимало важные меры по материальному стимулированию работников атомного комплекса, прежде всего научно-технического и руководящего состава. 27-го марта 1946 г. состоялось совершенно секретное постановление Совета Министров СССР "О премиях за научные открытия и технические достижения в области использования атомной энергии и за работы в области комического излучения, способствующие решению этой проблемы". Было выделено 8 приоритетных проблем, за решение каждой из них руководителю работ назначалась первая премия в размере 1 млн. руб. Он представлялся Советом Министров к званию Героя Социалистического Труда, получал звание "Лауреата Сталинской премии" первой степени, дачу-особняк с обстановкой за счёт государства в любом районе СССР, а также легковую машину, имел право на заграничные научные командировки, финансируемые государством, через каждые три года сроком от 3 до 6 месяцев, получал двойной оклад на время работы в данной области и право бесплатного проезда в пределах СССР железнодорожным, водным и воздушным транспортом для себя и своей семьи, мог обучать своих детей в любых учебных заведениях страны за счёт государства. За решение проблем последующего уровня сложности устанавливались вторая, третья, четвёртая и пятая премии с несколько меньшим, но тоже очень существенным вознаграждением 6.
Эти условия были выполнены после испытания атомной бомбы. Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г. "О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии" группа учёных и инженерно-технических работников получила с некоторым уточнением те поощрения, о которых речь шла выше. Среди них И.В.Курчатов, Н.А.Долежаль, В.Г.Хлопин, А.А.Бочвар, Ю.Б.Харитон.
Создание атомного комплекса породило особую форму производственно-бытовой инфраструктуры - закрытые города-заводы. Наибольшее скопление таких городов отмечалось на Урале. Они воспроизводили опыт его металлургической промышленности ещё демидовских времён (Невьянск, Нижний Тагил, Кушва, Кыштым, Касли, Златоуст и др.), когда эти социально-производственные структуры являлись наиболее типичными для горнозаводской промышленности края. Правда, у городов-заводов XVIII - XIX и XX веков имелись существенные различия. Если первые были широко открытыми индустриально-аграрными центрами, то вторые - строго закрытыми интеллектуально-производственными анклавами. В Советском Союзе таких атомградов насчитывалось 10 (Арзамас-16, Челябинск-70, Челябинск-65, Златоуст-36, Свердловск-45, Пенза-19, Красноярск-26, Томск-7) с населением 732 тыс. человек (1994 г.) 7.
В итоге 4-летнего напряжённого труда атомная бомба была создана, в то время как американцы отводили русским дял этого 10 - 15 лет. 29 августа 1949 г. в степном районе Казахстана, в 170 км западнее Семипалатинска, состоялось её наземное испытание. Тогда мало кто знал, что советская атомная бомба почти точно копирует американскую. При этом надо отчётливо понимать, что для воплощения в жизнь американской схемы необходимо было иметь атомную промышленность, соответсвующие технологии и кадры. Именно их наличие в Советском Союзе обеспечило успех дела. Более того, советские учёные продолжади работу над своей оригинальной конструкцией, которая была испытана в 1951 г. Это было второе испытание атомного оружия в СССР. Советская бомба, будучи почти в два раза легче американской, получилась в два раза мощнее её 8.
В дальнейшем русские стали обходить американцев. 12-го августа 1953 г. был взорван реальный водородный заряд, готовый к применению в виде бомбы, а 30 октября 1961 г. осуществлён непревзойдённый доныне по мощности взрыв 50-мегатонной бомбы, чем была доказана возможность конструирования водородного заряда практически неограниченной мощности 9.
Советская ядерная мощь нарастает быстро. В 1950 г. у СССР было 5 атомных бомб, в то время как у США - 369. В 1957 г. - соответственно 660 и 6444. В 1978 г. - 25393 и 24424. Следовательно, был достигнут паритет. К 1986 г. Россия располагала 45000 бомб, тогда как США - 23410. В 1997 г. соотношение выглядело как 23000 и 13000. В 1996 г. удельный вес СССР в мировом ядерном арсенале составил 68 %. К 1997 году он сократился до 64 % 10.
По заявлению одного из видных советских военачальников маршала Н.И.Крылова, "…ракетно-ядерное оружие, имеющееся в распоряжении советских Вооружённых Сил, беспредельно по силе разрушения. Одна ракета с мощным ядерным зарядом выделяет энергию, которая превосходит энергию всех взрывчатых веществ, произведённых во всём мире за годы Второй мировой войны". Последствия такого взрыва невозможно вообразить. Ещё труднее осознать значимость подобного энергетического потенциала для истории. Это невиданный прогресс человечества, или его конец. Масштабы атомной энергетики измеряются уже не планетарными, а космическими мерками, что во весь рост ставит вопрос о роли энергетического фактора в истории, который совсем не изучен.
Решение атомной проблемы в СССР оказало мощное влияние на его общественно-политическое и социально-экономическое развитие. Страна почувствовала защиту от возможных нападений, получила уверенность в надёжной безопасности, подняла свой авторитет на международной арене, обрела многочисленных союзников, которые ориентировались на защиту с её стороны. Советский Союз стремился овладеть лидерством в борьбе за мир, что привлекло многочисленных сторонников как внутри державы, так и за её пределами.
Атомный проект в определённой мере стал "локомотивом" технической революции, мощным двигателем науки в стране, колоссального роста её авторитета, подъёма уровня образования, прежде всего технического (МФТИ, физико-технические факультеты во многих политехнических институтах). Успешное решение атомной проблемы спасло советских физиков от разгрома, аналогичного тому, которому подверглась генетика. Физики, особенно такие авторитетные как Курчатов, Иоффе, Капица, стали арбитрами между государством (точнее, бюрократией) и научной общественностью, интеллектуальной элитой, что особенно заметно проявилось в дискуссиях о генетике и кибернетике. Произошла заметная интеллектуализация военных, политиков и хозяйственников, поскольку в условиях отчаянной ракетно-ядерной гонки без неё невозможно было быть на уровне требований времени и сохранять соответствующие посты.
Ещё большее влияние атомный комплекс оказал на экономику. С одной стороны, он изнурял её непомерными затратами, сдерживал рост благосостояния народа, а с другой стороны, подталкивал прогресс старых отраслей и привёл к возникновению многочисленных новых, обеспечивая высокую занятость населения. Принципиальное значение имело использование атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. под Москвой была пущена первая в мире атомная электростанция. К середине 80-х гг. СССР имел 18 таких станций, которые не только облегчали решение энергетических проблем, но и являлись предвестниками энергетики будущего. Советские атомщики немало сделали для овладения термоядерной энергией. Доклад на эту тему, прочитанный И.В.Курчатовым в Харуэлле (Великобритания) в 1956 г., произвёл огромное впечатление на западный мир и оказал существенное влияние на улучшение отношений между социалистическим и капиталистическим миром.
Наряду с позитивным значением атомного комплекса СССР, необходимо видеть и его негативные последствия, прежде всего экологические. Первый и самый большой урон экологии нанесли наземные и воздушные ядерные испытания. Поскольку они велись главным образом на двух полигонах - Семипалатинском и на Новой Земле, то наибольший вред причинили восточным районам страны. С 1949 по 1962 гг. на Семипалатинском полигоне произведено 113 воздушных взрывов, которые оставили свой опасный след в южных районах Сибири. Весной 1962 г. после серии мощных взрывов на Новой Земле радиоактивному заражению подверглись обширные территории севера Восточной Сибири и Якутии. Кроме того, состоялось 115 мирных подземных взрывов по заказам десяти министерств на территории Поволжья, Урала и Восточной Сибири 11.
Под прямое воздействие ядерных следов отдельные территории попадали много раз. Новосибирская область, например, не менее 23 раз. Плотность радиоактивных осадков ядерного облака, прошедшего над Новосибирском 18 - 19 сентября 1961 г. превышала суточную плотность октября 1993 г. в 4000 раз. Учёные Сибирского отделения РАН пришли к выводу, что на широте Новосибирской области содержание стронция-90 и цезия-137 в пшенице ряда урожаев в сотни раз выше, чем в Австралии. А содержание стронция-90 в костях крупного рогатого скота почти в 140 раз выше, чем в костях северных оленей 12.
Страшными трагедиями стали аварии на крупных атомных объектах: Челябинск-40 (1956 г.) и Чернобыльской АЭС (1986 г.). Об этом написано очень много, и в данном тексте нет никакой необходимости рассматривать их хотя бы коротко. Ограничимся только некоторыми ключевыми данными. Радиационное загрязнение от Чернобыльской аварии, по сведениям Госагропрома от 8 мая 1986 г., распространилось на 10,9 млн. га сельскохозяйственный угодий, были выведены из строя большие площади на Украине, в Белоруссии, Российской Федерации. Радиационный шлейф достиг Прибалтики, Урала и Зауралья, распространился на Польшу, Болгарию, Югославию, Скандинавские страны 13.
Подводя итоги краткого анализа последствий создания атомного комплекса СССР, необходимо подчеркнуть, что они практически не изучены за некоторым исключением экологических. Предстоит большая и напряжённая работа в этом направлении, без её результатов невозможно понять масштабы и значение этого монстра как для судеб страны, так и мира.
Советский атомный проект вошёл в историю как способ защиты от смертельной опасности, нависшей над страной в ходе идеологического и вооружённого противостояния двух великих держав - США и СССР. Успех этого проекта был подготовлен наличием у страны богатых природных ресурсов, необходимого уровня развития экономики, технического прогресса, образования и науки. Сыграла свою роль высокая степень централизации экономики и её мобилизационные возможности по использованию всех материальных и духовных ресурсов. Немаловажное значение имел моральный авторитет страны, разгромившей фашизм, что привлекло к ней интеллектуальные силы Запада, поделившиеся некоторыми секретами создания американского атомного оружия.
Атомный комплекс сыграл значительную роль в истории России второй половины XX в., более того - он существенно определял её политическое и социально-экономическое развитие. В политическом отношении он долгое время оставался опорой тоталитарного режима. В социально-экономическом плане комплекс являлся одним из стержневых для народного хозяйства, потребляя значительную часть государственного бюджета, обеспечивая заказами многие отрасли экономики, науки и социальной сферы, гарантировал занятость населения и престижность его труда. Вместе с тем, содержание атомного комплекса оказалось тяжёлым делом, а в конце концов - непосильным бременем для советской экономики.
Атомный комплекс явился важнейшей страницей российской истории, продемонстрировавшей как её сильные, так и слабые стороны. Он доказал способность страны решать в кратчайший срок самые масштабные и сложные задачи. Такая способность является некоторым залогом успешного выхода из нынешнего крайне затруднительного положения государства. Опыт, приобретённый во время осуществления советского атомного проекта, исключительно ценен независимо от правящего в то время режима и идеологии. Более того, этот опыт раскрывает самые закрытые стороны функционирования того режима, наглядно демонстрирует причины его побед и поражений, располагает к более глубокому пониманию сущности не только советской, но и всей российской истории.
Ещё шире международный аспект значимости советского атомного комплекса. Добившись ядерного паритета с Соединёнными Штатами, Советский Союз сделал невозможным развязывание атомной войны, что имело принципиальное международное значение и вошло в анналы мировой истории второй половины XX века. Однако, после распада СССР этот фактор в определённой степени потерял своё значение. Усилия, потраченные на создание атомного комплекса СССР, не смогли уберечь его от гибели, оказались недостаточно эффективными с точки зрения национальной безопасности. В новых реалиях конца XX века мировое равновесие пошатнулось, что грозит непредсказуемыми последствиями.
Фундаментальные открытия, каким явилось овладение энергией атомного ядра, приводят к крутым поворотам в жизни народов, прежде всего, в военном деле. Появление кавалерии способствовало рождению мировой Персидской державы, огнестрельное оружие привело к созданию колониальных империй. Немецкие танковые дивизии облегчили блицкриг и положили к ногам Гитлера практически всю Европу. Атомная бомба в руках Америки не могла не сделать нечто подобное. И только способность СССР создать такое же оружие, а после добиться паритета с США, на полвека задержала передел мира. За это время другие страны обзавелись всесильным оружием, что в определённой степени стабилизировало мировую ситуацию, не произошло глобальных катастроф. В этом заключается всемирно-историческое значение советского атомного комплекса. По крайней мере, к такому феномену пора подходить не с сиюминутной идеологизированной или политизированной трактовкой, а с позиций мировой истории.
Быстрова И.В. Военно-экономическая политика СССР: от демилитаризации к гонке вооружений // Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М., 1999. С. 180.
Там же.
Schweizer P. Victory. The Reagan Administration's Secret Strategy that Hastened the Collapse of the Sovet Union. New-York, 1997, p. 137.
Атомный проект СССР. Документы и материалы. Т. II. Атомная бомба. 1945 - 1954. Книга I. М. - Саров, 1999. С. 614.
Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920 - 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управления. М., 1996. С. 242.
Атомный проект СССР… С. 421 - 428.
Тихонов В. Закрытые города в открытом обществе. М., 1996. С. 6.
Человек столетия. Юлий Борисович Харитон. М., 1999. С. 130 - 131.
Там же. С. 143.
Ядерный справочник № PDC. Ноябрь - декабрь 1997 // Советская военная мощь от Сталина до Горбачёва. М., 1999. С. 167.
Гуманитарные науки в Сибири. 1999, № 2. С. 95.
Там же. С. 96, 98.
Пихоя Р.Г. Советский Союз. История власти. 1945 - 1991. М., 1998. С. 485.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tellur.ru/