Фактический и юридический статус главы государства
Фактический и
юридический статус главы государства
Содержание
Понятие и роль главы государства в общественно-политической жизни общества 3
Полномочия главы государства. 13
Список использованных источников. 16
Понятие и роль главы государства в общественно-политической жизни общества
В отличие от классических «ветвей» власти (законодательной, исполнительной и судебной) фактический и юридический статус главы государства однозначно определить невозможно. В каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно и есть своя специфика. Однако же можно выделить наиболее общие черты, особенности, характеризующие институт главы государства.
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа и государства) [9].
Роль, функции, полномочия, значение главы государства в разных конституциях, по сравнению с другими конституционными институтами, пожалуй, наиболее отличаются друг от друга. В некоторых конституциях он причисляется либо к парламенту, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (Великобритания, Индия), либо к главе исполнительной власти и одновременно к главе государства (Египет, США), либо его считают главой государства, который не входит в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности (Япония), властным арбитром по отношению к другим институтам государства (Франция), единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).
Должность главы государства бывает единоличной (монарх или президент) и коллегиальной (постоянно действующий орган парламента, им избираемый). В прошлом коллегиальными были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма, в настоящее время им является Государственный Совет на Кубе, где нет президента и по конституции глава государства – его Председатель. В Китае по Конституции главой государства является избираемый Парламентом Председатель Республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом Парламента, а некоторые функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц – мусульман, и президентом Исламской Республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет Правительство, а Президент избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии – выборный монарх.
Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа - Новой Гвинее избирается Парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту, иногда руководитель хунты провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей и т.д.) – председателем коллегии или его заместителем.
Глава государства, независимо от разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республиках и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже наряду с подписью премьера требуется подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.
Существует мнение, что глава государства нужен технологически для работы государственной машины, т.е. деятельность всех частей и механизмов этой машины предполагает наличие такого звена, такой части государственного механизма, как глава государства. Глава государства обладает лишь номинальной властью, служит символом страны.
Глава государства может быть легитимным, заняв свой пост, пройдя определенные процедуры на основании определенных законов, признаваемый в этом качестве своими гражданами и другими государствами, и нелегитимным, т.е. захватившим эту должность, узурпировавшим ее, но реально выполняющим функции главы государства и подчинившим себе остальные звенья государственной машины. Способы легитимизации могут быть самыми различными: в республике – избрание президента, в монархии – получение должности монарха по наследству. Нелегитимный глава государства – это, как правило, диктатор, глава военной хунты, захвативший власть при помощи насилия.
Существует семь вариантов реализации должности или функции главы государства:
1) наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха. Есть три способа, посредством которых он занимает престол: а) наследование (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.); б) назначение либо избрание своей семьей, старейшинами династий (Саудовская Аравия, Свазиленд, Катар и другие ближневосточные монархии); в) избрание другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций (Малайзия);
2) глава государства – президент. Есть также три способа приобретения этой должности: а) избрание народом, гражданами; б) избрание парламентом; в) избрание специальными коллегиями, составленными, например, из членов парламента и представителями местных органов власти;
3) достаточно нетипичный – коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок (Куба). Поскольку он не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того что они должны выполняться индивидуально, то какие-то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, один член (или глава) коллегиального органа подписывает документы, принимает верительные грамоты от иностранных послов и т.д.;
4) глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава Правительства – премьер-министр в землях ФРГ;
5) главой государства «как бы является» генерал-губернатор (представитель британского монарха в государствах – бывших доминионах, а ныне именующихся членами сообщества) там, где нет своего главы государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка и т.д.). Он представляет главу государства, но с определенными оговорками;
6) также нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант – единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главой государства, верховными начальниками и т.д.;
7) наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего) – племенной вождь, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство (Западная Самоа).
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.
Как известно, монарх получает и передает свой пост, как правило, по наследству. Существует несколько способов престолонаследия, которые закреплены либо в специальных законах, либо в конституциях, а также в судебных решениях и в правовых обычаях:
1) салический, самый древний – престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), но не дочери (Бельгия, Япония и др.);
2) кастильский – женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же остались младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);
3) габсбургский, или австро-венгерский (он существовал в прошлом) – женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, этот способ не применялся). Такая система была в России с 1797 г. по 1917 г. (ввел император Павел I);
4) шведский – по Закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия Закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы в XIV, XVII, XVIII вв.).
Особенности наследования престола существуют в Неаполе, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в Конституции), но король при жизни определяет будущего наследника, не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов федерации (есть и немонархические) и только из их числа.
Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регенство, т.е. при несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, которое от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет совершеннолетия или того возраста, в котором он сможет самостоятельно принимать решения.
Монарх по сравнению с другими должностными лицами и субъектами права имеет ряд других исключительных прав, привилегий и полномочий:
- право на особый титул, который носит только один человек в стране и обозначает королевское или царское звание. Варианты различны: титул короля, великого герцога, великого князя, императора, султана, эмира, шаха и т.д.;
- право на особые ритуалы и символы власти. К символам власти относятся: корона, трон, скипетр, мантия и т.д. Особые ритуалы – это торжественная церемония введения монарха во власть (коронация), особое оформление визитов, приемов, это комплекс особых правил поведения, которые предписываются специальным этикетом. Коронация происходит в главном соборе страны в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламентариев, приближенных монарха, дворянства (если в государстве не отменены дворянские титулы). В странах Африки подобный обряд (в том числе для племенных монархов отдельных частей государства, например в Уганде, имеющей в целом республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племен. При коронации первосвященник государства благословляет монарха на царствование, надевая ему корону и вручая другие знаки монаршего достоинства – державу, скипетр и др. В странах Азии и Африки этот обряд имеет свои традиции;
- королевский двор и свита, что необходимо для обозначения величия монарха. Монарх имеет право на содержание из бюджета, т.е. получение денег на расходы и содержание королевской семьи. Деньги, выделенные на эти цели из бюджета, именуются цивильным листом. В некоторых странах существует многовековой обычай – монархи не платят налогов;
- неответственность монарха – королевская особа не несет политической, гражданской, уголовной и административной ответственности за свои действия. Конституции, как правило, провозглашают личность монарха неприкосновенной особой. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII в. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора. Расправы со свергнутыми своими родственниками-монархами (обычно пожизненное заточение их в темницу) были нередки в некоторых мусульманских странах.
В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, на самом деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством, кандидатуры министров подбираются лидером партии. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайших родственников монарха.
По традиции или в соответствии с конституцией на монарха возлагаются некоторые обязанности. Он рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть приверженцем англиканской протестантской церкви в Великобритании, евангелической веры в Швеции, Ислама – во всех мусульманских странах, буддизма – в Таиланде). Зачастую в соответствии с конституцией монарху не разрешается покидать страну без разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх – глава государственной церкви.
Роль монарха может быть самой различной. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной – царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно, он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии против попытки группы офицеров восстановить реакционные франкистские порядки, но возможны и противоположные акции по тексту конституций в парламентарных, а на деле в дуалистических монархиях (Марокко, Непал и др.): монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.
В развитых странах нет сколько-нибудь заметного общественного движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой, исключение составляет Австралия. В развивающихся странах культивируется преданность населения монарху, что поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные, выступающие за республику.
Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха в том, что должность президента выборочная. Существуют две основные формы президентства: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший раннее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный Совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между руководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура».
Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре – в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах в 1980 г. на пост Президента баллотировалось лицо, имевшее, кроме польского, канадское и перуанское гражданство), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, Венесуэле – 30, Китае – 45, Италии – 50 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – пять лет, на Украине – десять, в США – 14, в Грузии – 15 лет). В ряде случае требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах – уметь читать и писать. Есть и другие требования.
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов.
Существуют различные способы избрания президента:
1) голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако, из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется две трети голосов, во втором и третьем – абсолютное большинство, на четвертый выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания Президента, как и для смещения его Парламентом, необходимы две трети голосов;
2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, Финляндия до 90-х гг.). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков;
3) избрание специальной избирательной коллегией (Германия, Италия, Индия);
4) избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.).
Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть.
Согласно многим Конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.
Президент имеет определенные привилегии, свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, штандарт (флаг, являющийся символом президентской власти). Во многих странах существует особое обращение к президенту – «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.
Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.
Президент обладает следующими полномочиями:
1) представительство государства вовне и внутри страны оп правилам, которые насчитывало много веков. В этом качестве он председательствует на различных церемониях, на праздновании национальных праздников, выступает с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат и событий, назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти и, кроме того, выполняет функции главного дипломата страны, т.к. имеет полномочия в сфере международных отношений и внешней политики;
2) в отношении парламента и осуществлении им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их;
3) формирование других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партии) в парламенте, в некоторых странах назначает премьер-министра, должностных лиц, судей.
4) в сфере нормотворческой деятельности издает нормативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре;
5) урегулирование чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом;
6) распоряжение вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями;
7) назначение государственных служащих определенных рангов;
8) в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д.
Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан.
Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президент не может совмещать должности и мандаты, выполнять иные виды работ, участвовать в руководстве акционерных компаний, приобретать государственное имущество, иногда получать вознаграждение за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.
При президенте создаются различные совещательные органы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия.
В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.
Список использованных источников
1. Автономов А.С. и др. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юриспруденция, 2001. – 395 с.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Схемы и коммент. – М.:Юриспруденция, 2002. – 204 с.
3. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2001. – 638 с.
4. Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 414 с.
5. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран. М.: Инфра–М, 2001. – 177 с.
6. Конституционное право зарубежных стран = Constitushional law of foreing countries/ Фонд содействия правоохранит. органам «Закон и право»; Под ред. Лучина В.О. и др. – М.: Закон и право, 2001. – 687 с.
7. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах/ Под ред. Малько А.В. – М.: Юристъ, 2003. – 221 с.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юстицинформ, 2003. – 511 с.
9. Осавелюк А.И. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах// Государство и право. – 1993. – №12.
10. Полунин Б.Л. Вице-президент США: (Конституционный и фактический статус). – М.: Наука, 1988. – 122 с.
11. Салливан Майкл. Любовницы американских президентов: от Вашингтона до Буша. М.: Гурман, 1994. – 282 с.