Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Федеративное устройство РФ

Федеративное устройство РФ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Федеративное устройство Российской Федерации_ 4

1.     Понятие конституционного строя и его основ. Система основ конституционного строя Российской Федерации_ 4

2. Понятие федерации как формы государственного устройства_ 6

3. Принципы российского федерализма_ 10

Глава 2. Конституционная реформа в Российской Федерации_ 24

1. Причины конституционного кризиса в России_ 24

2. Задачи конституционной реформы_ 26

Глава 3. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации_ 27

1. Понятие и юридические свойства, сущность конституции_ 27

2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации_ 31

3. Структура Конституции Российской Федерации. 35

4. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации_ 37

Заключение 43

Список литературы_ 47


Введение

Российская Федерация представляет государство, которое объединяет под своим началом большое количество различных народностей, а, значит, требуется особое правовое регулирование, которое бы способствовало согласованию интересов ее субъектов. Особое значение это имеет для конституционного права.

Конституция играет огромную роль в жизни общества, занимает принципиально особое место во всей правовой системе государства, что вызывает необходимость ее всестороннего изучения как самостоятельного объекта научного познания.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепленными или порождаемыми конституционными установлениями.

Конституция Российской Федерации отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных актов.

Но нельзя забывать, что помимо федеральной Конституции на территории Российской Федерации действуют конституции и уставы ее субъектов.

Целью работы является постановка и попытка рассмотрения наиболее серьезных вопросов в области взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов, соотношение федеральной Конституции и конституций и уставов субъектов РФ.

В связи с этим, для изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1.  Дать понятие конституционного строя, федерации

2.  Исследовать проблемы осуществления принципов федерализма в Российской Федерации.

3.  Дать понятие конституции, ее свойства.

4.  Исследовать соотношение Конституции Российской Федерации и основных законов субъектов РФ.

В ходе написания работы использовались следующие методы: исторический, формально-логический, системного анализа, толкования.

В работе использовались работы Козлова Е.И., Лазарева В.В., Ю.А. Веденеева и т.д.

Глава 1. Федеративное устройство Российской Федерации

1.          Понятие конституционного строя и его основ. Система основ конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ  организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а, следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закрепляется в гл. 1 Конституции РФ. Некоторые из этих принципов Конституция РФ только декларирует, и их содержание раскрывается нормами других частей Конституции РФ, а также иным законодательством Российской Федерации. Некоторые же принципы Конституция РФ детально раскрывает, определяя их содержание. Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же в более широком или более конкретном смысле. Именно поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор отдельных характеристик российского государства.

В данном параграфе основы конституционного строя рассматриваются примерно в том же порядке, в каком они закреплены в тексте Конституции РФ.

2. Понятие федерации как формы государственного устройства

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Различаются три основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство, конфедерация.

Унитарное государство представляет собой государство с централизованной систему государственной власти, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства (административно-территориальных единиц), составные части не обладают самостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов.

Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).

Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.[1]

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах, которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации[2].

Российская Федерация – это конституционно- организованная, симметричная, централизованная федерация, сформированная по территориальному и национально- территориальному принципам.

3. Принципы российского федерализма

Ст. 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  равноправных субъектов Российской Федерации. При этом только республику называет - в скобках - "государством". Следует ли из этого, что другие субъекты федерации не могут рассматриваться как государства, а являются лишь административно-территориальными единицами федерации? Если да, то Россию нельзя рассматривать как настоящую федерацию; Россия скорее является полуфедерацией.

Однако в соответствии со ст. 11 Конституции РФ, "органы государственной власти", учрежденные субъектами федерации, "осуществляют государственную власть в пределах субъектов Российской Федерации". Статьи 5 и 11 Конституции снова содержат формулировку "органы государственной власти субъектов РФ", а в статье 66 встречаем "органы государственной власти края или области". Статья 73 Конституции РФ предусматривает, что, помимо (исключительных) предметов ведения Российской Федерации и совместных (общих) предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, "субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". Статья 77 Конституции РФ предусматривает, что "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов" устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.

На основании этих положений нельзя считать, что из статьи 5 Конституции РФ будто бы следует, что только республики могут рассматриваться как государства. Интерпретация текста показывает, что Конституция РФ рассматривает все субъекты Российской Федерации как государства. Построение только полуфедерации не является концепцией Конституции РФ.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Конституция знает только "суверенитет Российской Федерации", который "распространяется на всю ее территорию" (ст.4 Конституции РФ). Таким образом, все субъекты федерации хоть и являются государствами, но они не являются суверенными государствами.

В свете этого отклонения логично было бы, чтобы Конституция не включала в себя право субъектов РФ на отделение. Федеративное устройство Российской Федерации "основано на ее государственной целостности" (ст. 5 Конституция РФ). Это устройство также основано на принципе "самоопределения народов", но этот принцип, сохраненный в ст. 5 Конституции РФ, не обеспечивает конституционное право на отделение, потому что здесь четко определено, что народы пользуются этим принципом "в" Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст.77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

2.   Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ч.1 ст. 5 закреплено, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Так как  различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями это создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

Однако в Конституции РФ есть положения, в соответствии с которыми допускаются значительные изменения в правовом статусе субъектов.

Во-первых, поскольку статус всех субъектов определяется федеральной конституцией и конституциями или уставами субъектов (ст. 66 Конституции РФ), статус автономной области и автономных округов может также определяться федеральным законом, но при условии, что такой федеральный закон может быть принят только при согласии области или округа (статья 66 Конституции РФ). Однако статус (конституция использует здесь термин "отношения") автономных округов "в" территориальном составе края или области может регулироваться федеральным законом без согласия округа (статья 66 Конституция РФ); это равносильно правовому методу регулирования правового статуса провинций в унитарном государстве.

Во-вторых, еще более важной является ст. 11 Конституции РФ. В ст. 5 Конституции РФ сказано, что федеративное устройство основано на "разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". В ст. 11 Конституции РФ предусмотрено, что разграничение "осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам; то же самое могут делать и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Такие договора или соглашения заключаются по усмотрению федерации и ее субъектов. Если такие договора по разграничению предметов ведения и полномочий и по передаче полномочий заключаются только с ограниченным числом субъектов Российской Федерации и если к тому же содержание этих договоров или соглашений отличается друг от друга, то правовой статус субъектов федерации - различный. Результатом является так называемая асимметричная федерация. Принцип равноправия субъектов, предусмотренный в ст. 5 Конституции РФ, сводится к тому, что все субъекты Российской Федерации имеют возможность заключать договора по разграничению предметов ведения и полномочий и по передаче полномочий.

Помимо всего прочего можно выделить иные положения Конституции, свидетельствующие о неравноправном положении субъектов РФ:

1) в ст. 5 Конституция РФ республикам предоставлено право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской  Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений. В соответствии со ст.11 Конституции РФ "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий".

Положения, также относящиеся к этой проблеме, содержатся в ст.71 Конституции РФ. В этой статье перечислены предметы, которые "находятся в ведении Российской Федерации". Ст. 72 Конституции РФ содержит список предметов, которые "находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного ведения субъекты Российской Федерации "обладают всей полнотой государственной власти".

Вопрос о возможных правовых рамках "договоров о разграничении предметов ведения и полномочий" в контексте ст. 11 Конституции РФ является решающим. Систематическая интерпретация соответствующих статей приводит к заключению, что термин "ведение" в статьях 71 и 73 относится соответственно к федерации как таковой и субъектам федерации, в то время как "предметы ведения и полномочия" в статье 11 относятся только к полномочиям разных органов федерации и ее субъектов. Поэтому содержание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий "между органами" могло бы быть только полномочиями этих органов; эти договора не могли бы изменить разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, установленных Конституцией.[3]

Однако такая  интерпретация является спорной. В ст. 11 Конституции РФ не упоминаются разные органы, а говорится об "органах государственной власти". Как следует из статьи 10 Конституции РФ, органы государственной власти - это законодательные, исполнительные и судебные органы, которые представляют собой всю государственную власть. Формулировка "органы государственной власти" была также использована в Федеративном договоре 1992 года и перешла оттуда в Конституцию 1993 года. Федеративный договор разграничил предметы ведения между федерацией как таковой и ее субъектами; поэтому можно оспаривать, что ст. 11 Конституции РФ имеет тот же смысл.

Но этот аргумент еще не дает окончательного ответа на вопрос о возможных правовых рамках договоров о разграничении. Ответ дан в статье 15 Конституции РФ, в соответствии с которой ни законы, "ни иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Договоры о разграничении относятся к "иным правовым актам", и это означает, что перераспределение предметов ведения не допускается там, где Конституция уже приняла окончательное решение. То же самое, кажется, относится и к статье 71. Эта статья не использует термин " исключительные" предметы ведения Российской Федерации, но по предметам ведения, перечисленным в статье 71, допускается принятие только федеральных законов (статья 76 Конституции РФ). Из этого положения следует, что в соответствии с Конституцией РФ нельзя передавать эти предметы ведения законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку предметы ведения, перечисленные в ст. 72 Конституции РФ, так или иначе, находятся в пределах совместного ведения федерации и ее субъектов, кажется убедительным, что эти предметы находятся в распоряжении федерации и ее субъектов. Другими словами, эти предметы могут быть объектом договоров о разграничении. Конституция не препятствует тому, чтобы оставшиеся полномочия субъектов были переданы в ведение федерации при условии, что субъект федерации хочет передать их.

До настоящего времени практика заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий показала, что они часто выходят за правовые рамки, предписанные Конституцией.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной  власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность заключения договоров и соглашений.

В теории выделяют также такие принципы как единство федеральной правовой системы, единство экономического пространства и наличие финансовой системы.

Единство правовой системы гарантировано несколькими положениями Конституции Российской Федерации. Основным из этих положений является ст.15 Конституции Российской Федерации: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. "Законы и иные правовые акты" включают в себя также законы и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принцип единства федеративной правовой системы просматривается также и в ст. 72 Конституции Российской Федерации: в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится "обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам".

Если по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, последние должны соответствовать федеральным законам о предметах совместного ведения (ст. 76 Конституции РФ). Основной приоритет федеральных законов над законами и другими нормативными актами субъектов Российской Федерации сформулирован в ст. 76 Конституции РФ. Это, как говорится, обычное условие для конституции федеративного государства.

Особенностью Конституции Российской Федерации является тот факт, что она содержит дополнительные положения, целью которых является гарантирование единого экономического пространства во всей федерации. Основным положением в этом отношении является статья 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". Это положение является одним из основных принципов конституционного строя. Детальные положения добавлены.

Так ст. 74 Конституции РФ гарантирует, что "на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей Российской Федерации является рубль, эмиссия которого осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. "Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются".

Соответственно "установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики" относятся к (исключительным) предметам ведения центра, Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

Правовые акты субъектов Российской Федерации, которые противоречат этим положениям о единстве экономического пространства, являются неконституционными.

Финансовая система является краеугольным камнем любого федеративного государства и материальным показателем гарантии существования и автономии союза (федерации) и его составляющих территориальных единиц. "Особенностью финансовой системы в федеративном государстве является основной вопрос федерализма"[4]. Финансовая система является гарантией конституционного распределения материальных полномочий, потому что это распределение полномочий на самом деле постепенно перестанет существовать, если союз или его территориальные составляющие не будут иметь в своем распоряжении финансовые средства, необходимые для выполнения своих задач. Поэтому финансовая система обнаруживает всю серьезность сбалансированной федеративной государственной системы.

Особенностью Конституции РФ 1993 года является отсутствие в ней финансовой системы, "финансовой (фискальной) конституции". Этот факт здесь только оговаривается без объяснения причин этого отсутствия. Конституция РФ умалчивает обо всех видах налогов, о федеральных налогах, о налогах субъектов Российской Федерации или местных налогах. В Конституции также ничего не говорится о возможном (вертикальном или горизонтальном) финансовом выравнивании. Конституция ограничивается тем, что она регулирует проблемы ведения в этом отношении:

·     в ведении федерации находятся "федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ);

·     в совместном ведении федерации и ее субъектов находится "установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации" (ст. 72 Конституции РФ);

·     в соответствии со ст. 75 Конституции РФ "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом";

·     органы местного самоуправления самостоятельно "формируют, утверждают и исполняют местный бюджет" и "устанавливают местные налоги и сборы" (ст. 132 Конституции РФ).

Есть очевидное противоречие в формулировке статей 75 и 72 Конституции РФ. Когда в первой статье говорится, что "общие принципы налогообложения и сборов" устанавливаются только "федеральным законом", то как же это установление может быть в совместном ведении федерации и ее субъектов (регионов), как это утверждается в ст. 72 Конституции. Последняя сформулирована не совсем удачно; ее следует интерпретировать в свете статьи 75 Конституции РФ следующим образом: Общие принципы налогообложения и сборов регулируются федеральным законом, в котором содержится список налогов; субъекты Российской Федерации могут установить конкретную систему своих налогов путем отбора видов налогообложения из списка налогов, установленных федеральным законом, и установить налоговые ставки в рамках, определенных федеральным законом. В этом смысле налогообложение в субъектах Российской Федерации относится к совместному ведению.

Конституционный Суд в решении от 21 марта 1997 года постановил, что только те региональные налоги могут считаться законными, которые установлены субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, который определяет список налогов и сборов. Таким образом, право субъектов Российской Федерации (а также органов местного самоуправления) устанавливать налоги - право налогообложения - имеет производный характер[5].

Глава 2. Конституционная реформа в Российской Федерации

1. Причины конституционного кризиса в России

В 1993 году наблюдался кризис конституционного строя в Российской Федерации. Первая его причина заключалась в незавершенности перехода к новой форме правления: от советской республики к подобию демократической республики со смешанной, но близкой к президентской, формой правления. Переход был определен в тот момент, когда Декларация о государственном суверенитете РСФСР в 1990 году впервые сказала о принципе разделения властей, до этого неизвестном в советской конституционной и властной практике. Это принцип натолкнулся на непреодолимый барьер реально сложившегося правосознания, в котором доступ к власти несовместим с категориями сдержек и противовесов, с понятиями самоограничения.

Следующая причина - новая многопартийность не нашла реального отражения в раскладе и решениях властных структур.

Ушло в прошлое противостояние коммунистов и демократов. Размежевание партий происходит по трем направлениям: 1) по отношению к экономической реформе и роли государства в хозяйственной жизни (либералы против социалистов); 2) по отношению к методам преобразований (революционеры и радикалы против оппортунистов); 3) по отношению к ценностям патриотизма (вечный российский спор западников и почвенников).

В 1989-1991 годах - эти силы не были очерчены четко, поэтому сложившийся в нынешних институтах власти расклад сил далеко не отражает реальной их расстановки в обществе. И это серьезно подрывает устойчивость институтов власти, принимающих далеко не адекватные обстановке решения.

Параллельное осуществление конституционной и радикальной экономической реформы, шоковый переход к рынку, стремительная                      "капитализация" хозяйственных   структур повлекли  за  собою  настойчивые  требования дополнительных полномочий для исполнительной власти. 

Но правление с помощью опережающих указов и распоряжений неизбежно влекло разрушение правовой системы: подзаконные акты становились выше Конституции, выше закона. Одновременно, на нет были сведены контрольные полномочия представительных органов государственной власти. В этих условиях требования конституционности и законности стали все чаще подменяться рассуждениями о революционной целесообразности, о "новой легитимности" и прочим шумом, не имеющим ничего общего с заповедями правового государства.

Усугубляло обстановку и резкое обострение разногласий между федеральной властью и регионами. Сверхцентрализация внезапно рухнула и во многих местах начала свою деятельность национальная элита. Был провозглашен принцип: каждый берет власти столько, сколько хочет. Многие восприняли это как призыв к действию. Однако свобода и власть требуют и самостоятельности в финансовом плане. В некоторых субъектах Федерации наблюдался экономический кризис, так как они не смогли существовать без поддержки центра. Возникла обратная тенденция - к объединению. Субъектов Федерации, которые финансово были обеспечены, пришлось уговаривать вернуться под центральную власть.

Сказывается и трагическое крушение Союза ССР. Ошибочное и поспешное подписание, а затем и последующая ратификация Беловежского соглашения о роспуске СССР и образовании СНГ были сделаны с рядом грубейших правовых изъянов. Отвергнуто было волеизъявление народов на всесоюзном референдуме в марте 1991 г. высказавшихся за сохранение Союза, нарушены были и союзная и российская Конституции.

2. Задачи конституционной реформы

Трагический   распад СССР грозно предупреждал: федеративной России  как воздух  нужен солидный свод твердых правил и общеобязательных норм, гарантирующий дееспособность государственного организма,  свободное и  достойное развитие личности и институтов гражданского общества. Российская Федерация  - иное, нежели РСФСР, государственное образование,  с целым рядом  новых  качеств.

Нужен был основной закон, дающий прочный каркас, стабильный конституционный строй, на основе которого бы действовал федеральный парламент в своем законотворчестве. При этом часть федеральных законов определялась бы самой новой Конституцией.

Конституция должна была создать и обеспечить баланс в системе государственной власти - как между Российской Федерацией и ее частями (т.е. по вертикали), так и между законодательной и исполнительной властью (по горизонтали).

Она также должна была закрепить принцип конституционного  федеративного государства,  положить конец войне суверенитетов,  юрисдикций,  конституций и законов  на территории  Российской  Федерации.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной Комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституции Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Глава 3. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации

1. Понятие и юридические свойства, сущность конституции

Термин «конституция» (от латинского «constitute» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституции при этом рассматриваются как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

В теории конституционного права наиболее популярным является определение, согласно которой сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Конституция выполняет юридическую,  политическую и идеологическую функции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений  характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм  их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[6],  *   где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

 

3. Структура Конституции Российской Федерации.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

По своей структуре  Конституция 1993 года состоит из преамбулы двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает десять глав. Они называются:

1)  Основы конституционного строя;

2)  Права и свободы человека и гражданина;

3)  Федеративное устройство;

4)  Президент Российской Федерации;

5)  Федеральное собрание;

6)  Правительство Российской Федерации;

7)  Судебная власть;

8)  Местное самоуправление;

9)  Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

В структуре Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана[7]:

1)  первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя"), что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);

2)  зафиксирован переход на парламентскую республику;

3)  открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте. В этом проявляется статус Президента как главы государства.

4)  последовательно и четко проведен принцип разделения властей;

5)  закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий;

6)  отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России;

7)  название главы "Права и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции.

4. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным правовым актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

Конституция и устав как учредительные документы, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и конституции республик, именуются основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии нормативных актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотров, изменения, внесения поправок.

1.           Принятие конституции и устава отнесено  предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, то есть квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) и что проект может быть внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях.

В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тысяч подписей избирателей.

Предложение о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах – граждане (2% - в Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской области, 25 тыс. – в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (курская область); судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменении конституции.

Предложения об изменениях этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан – при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия, – если поддержало ? депутатов Народного Хурала, и затем созывается Конституционное Собрание. В Республике Тыва изменение гл.1 ("Государственное устройство Республики Тыва") производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия – Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных в гл.1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст.5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплена норма о том, что положения 2 и 9 разделов (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения 1, 2, 3, 4 и 9 разделов Устава не могут быть пересмотрены в течение двух последних лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции Российской Федерации закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции России действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливается объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие  Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесообразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

-              верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

-              высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции;

-              формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;

-              взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом;

-              возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу. Конституционный Суд рассматривает ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечение соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого является то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

Заключение

1.           Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ  организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права.

2.           Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).

3.           Российская Федерация – это конституционно- организованная, симметричная, централизованная федерация, сформированная по территориальному и национально- территориальному принципам.

4.           Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм: государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской  Федерации, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. В теории выделяют также такие принципы как единство федеральной правовой системы, единство экономического пространства и наличие финансовой системы.

5.           В 1993 году наблюдался кризис конституционного строя в Российской Федерации. Его причинами являлись: незавершенности перехода к новой форме правления, обострение разногласий между федеральной властью и регионами.

6.           Конституция должна была закрепить принцип конституционного  федеративного государства,  положить конец войне суверенитетов,  юрисдикций,  конституций и законов  на территории  Российской  Федерации. Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

7.           В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

8.           Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. Конституция выполняет юридическую,  политическую и идеологическую функции. Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

9.           Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления. Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

10.       Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения. В структуре Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана.

11.       Конституция и устав - учредительные документы, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и конституции республик, именуются основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

12.       Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

13.       На практике в обеспечение соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции существует много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого является то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.


Список литературы

1.     Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Правовая система Консультант.

2.     Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

3.     Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М., 2000.

4.     Конституционное право России /  Под ред. Ю.А. Веденеев. –М., 1999.

5.     Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин. – М., 1997.

6.     Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. –М., 2000.

7.     Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. –Москва., 1998.


[1] См.: Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. –М., 2000. – С. 362

[2] См.: Конституционное право россии/  Под ред. Ю.А. Веденеев. –М., 1999. –С. 175

[3] См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. –Москва., 1998. -С.159

[4] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. -С. 86.

[5] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. -С. 336

[6] Бюллетень Верховного Суда РФ. -1996. -№ 1

[7] См.:  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М., 2000. –С. 58



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена