Гражданство в конституционном праве
1. Общие положения о гражданстве. 5
2. Основания приобретения и прекращения гражданства. 9
2.1. Приобретение гражданства. 9
2.2.Прекращение гражданства. 11
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом «О гражданстве Российской Федерации».
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях в соответствующих законодательных актах.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:
1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,
2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование- гражданин Российской Федерации.
Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (ст.24). Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято.
Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство
Цель работы – рассмотреть понятие и принципы гражданства.
Задачи представленной работы – изучить общие положения о гражданстве, рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в поддатстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как прием. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется «Сокращение безгражданства». Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является ее гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен
4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось[1].
5. Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст.62). Это - новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст.3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
6. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ (ст.27 - свободы избирать место жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться).
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга.
8. Гражданам Российской Федерации, находящимися за ее пределами, Федерация гарантирует защиту и покровительство. Это принцип закреплен в Конституции (ст.61) и в законе о гражданстве. В ст.5 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству[2].
Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство РФ приобретается:
1. в результате его признания,
2. по рождению,
3. в порядке его регистрации,
4. в результате приема в гражданство,
5. в результате восстановления в гражданстве РФ.
6. путем выбора при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.
7. по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это эбъясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР[3].
Гражданство по рождению. (Статьи 14,15,16 и 17 Закона о гражданстве РФ).
Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным.
На детей атомистически распространяется гражданство родителей, как это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, также становится россиянином. (Ст.14 Закона). Эта форма приобретения гражданства называется «правом крови».
Похоже решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли (ч. 1 ст. 15 Закона).
Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя - гражданина РФ (ч. 2 ст. 15 Закона).
В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя (ст. 16 Закона).
В связи с тем, что Россия является правоприемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих родителей- граждан других государств в тех случаях, когда эти государства не предоставляют им своего гражданства. Это называется «правом почвы» (ст.17 Закона).
Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона).
Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ. Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.
Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главным и являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).
Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в ее составе.
Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения.
Право на изменение гражданства закреплено в ст.6 Конституции.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором - прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел.
В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.
Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода (ст.23). Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства, который не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор, вступивший в законную силу и подлежащий исполнению[4].
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы работника в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого родителя российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.
На аналогичных подходах основывается норма Закона о гражданстве детей при усыновлении.
Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.
Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица[5].
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по такому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Следует отметить, что гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления Закона в силу. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца.
Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. При этом определяющими обстоятельствами являются: рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание на территории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.
Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый «нулевой» вариант. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам.
Вопрос этот имеет не только и не сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан, коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза (например ст. 4 Закона Союза ССР «О гражданстве СССР»). Это объясняется в первую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы «растворялось» в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР, но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ[6].
1. Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 г. (с изм., вкл. от 9 июня 2001 г.) // Российская газета. – 1993 г. – 25 декабря; 1996 г. – 13 января; 2001 г. – 14 июня.
2. Закон РФ о гражданстве РФ, принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года (в ред. Федеральных законов от 11.11.03 № 151-ФЗ; от 02.11.04 № 127-ФЗ).
3. Авакьян С.А. Гражданство РФ. М.: Юридическая литература, 1994.
4. Городников С. Историческое предназначение Конституции РФ // Правоведение, 1999. № 9.
5. Грачев Н.И. Основы Конституции РФ. Волгоград: Издательство ГВТУ, 1995.
6. Закон о гражданстве Российской Федерации (научно-практический комментарий) / Под. Ред. М.М. Москвитина. М.: Юритъ, 1999.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристъ, 1995.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003.
9. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. З.М. Юлая. М.: Новый юрист, 1994.
10. Конституционное право: справочник / Сост. П.П. Захаров. М.: Издательство «НОРМА», 2004.
11. Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994.
12. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 1993.
13. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.
14. Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003.
15. Румянцев О. Основы конституционного строя России. М.: Сокол, 1994.
16. Сравнительное конституционное право / Под ред. С.М. Михайлова. М.: Новый юрист, 1996.
17. Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: учебник. М.: Издательство «НОРМА», 1997.
18. Яковлев С.В. Конституционное право: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[1] Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994. С. 108.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 161-166.
[3] Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 1993. С. 55-56.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 173-174.
[5] Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 231.
[6] Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. С. 111.