Конституционное право как отрасль права
Конституционное право России как отрасль права
Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права[1].
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе ' права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны, самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
В результате длительного исторического процесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных институтов — демократических представительных органов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, — ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные "правила игры" в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляется диктаторскими приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переход общества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.
Конституционное право — юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия — широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения[2].
Некоторые институт конституционного прав, как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия" сократической сущностью проникнуты и другие институты — институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократическом "государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.
Сущность и значение Конституции
Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии1.
Само появление первых Конституций в конце XVIII в. (США, Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, и в дальнейшем основной ролью Конституции было последовательное утверждение демократических форм государственности, хотя история Конституции не во всех странах шла прямолинейно: были Конституции тоталитарного типа, закреплявшие или прикрывавшие диктаторские режимы. В современную эпоху в развитых странах мира (в том числе во всей Европе) таких Конституций нет, имеющиеся в некоторых странах тоталитарные Конституции рассматриваются мировым сообществом как аномалия.
Из действующих Конституций можно выделить две большие группы. Одна из них — так называемые старые Конституции, принятые довольно давно, в условиях, резко отличных от современных, но продолжающие действовать прежде всего в силу твердо сложившихся конституционных традиций (К. США 1887 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1874 г., Австралии 1901 г. и др.). Некоторые из этих Конституций претерпели ряд изменений, в них были внесены поправки и дополнения более современного толка. Вторая группа — так называемые Конституции «второго поколения», подавляющее большинство которых было принято во второй половине XX в. в несколько этапов: сразу же после второй мировой войны (Конституции Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. и др.), в 70-е гг. (Конституции Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.), в 90-е гг. после распада мировой социалистической системы (Конституции Болгарии, Польши, Румынии и др.). По модели Конституции «второго поколения» построены и многие Конституции развивающихся стран, однако для большинства из них характерна высокая степень фиктивности, т.е. несоответствия реального политического режима конституционным нормам.
Модель современной Конституции (особенно в том виде, как она представлена большинством Конституций «второго поколения») характеризует более высокий, чем когда-либо в политической истории уровень демократических принципов и установок, на которых должны основываться общественный и государственный строй. Среди этих принципов и установок особенно существенны: верховенство Конституции как основного закона государства; признание и гарантии прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; политический и идеологический плюрализм; ограничение власти государства, его связанность правом (правовое государство), возложение на государство определенных социальных функций (социальное государство); обеспечение демократических форм правления — разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право; разумное соотношение централизации и децентрализации в государственном (особенно федеративном) устройстве; вовлеченность государства в мировое сообщество и, как следствие, признание примата международного права.
Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства Конституции выражаются, в частности, в том, что она является юридической базой развития законодательства, существующего правопорядка. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля. Идеологический характер Конститиуции заключается в том, что она выражает в той или иной степени определенные социальные взгляды. Абсолютно деидеологизированных Конституций не существует. Конституция РФ 1993 г. (как и Конституция большинства других государств — бывших союзных республик в составе СССР) близка к европейским Конституциям «второго поколения». Ее ведущие положения, составляющие основы конституционного строя, воспроизводят приведенные выше принципы и установки. Как и большинство Конституций «второго поколения», она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых экономических и государственных структур. Это — реально действующая Конституция в отличие от социалистических. Она не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. К. 1993 г. существенно изменила структуру высших органов государственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнута ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Человека, его права и свободы Конституции рассматривает как высшую ценность.
Подготовленная Конституционным совещанием, Конституция была принята путем референдума (в нем приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%). Конституция РФ относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в 9 глав, и «Заключительных и переходных положений» из 9 пунктов2.
Стиль Конституции — строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшествующей Конституции, в которую были внесены многочисленные изменения и дополнения, Конституция РФ трудноизменяема; это — жесткая Конституция. Толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда.
В Российской Федерации, как и в других государствах с федеративным устройством, члены федерации — ее субъекты — имеют свои Конституции. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республики в составе РФ принимают Конституцию, а другие субъекты федерации — уставы. В своей основе эти акты построены по модели федеральной Конституции, что, однако, не исключает наличия норм, объективно отражающих специфические особенности субъекта федерации, но также и несоответствий и отклонений от федеральных конституционных норм как следствие так называемого «парада суверенитетов». Устранение таких несоответствий — важная задача дальнейшего конституционного процесса и совершенствования федеративного устройства РФ.
Этапы развития Конституции
В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституции —соответственно 1918г., 1925г., 1937г., 1978 г. и 1993г.
Сроки действия составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.
Наука конституционного права исследует особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.
Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод1.
Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.
Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска учредительного собрания.
Принятие Конституции РСФСР 1918г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 г. Он был связан как с образованием СССР и принятием первой его конституции, которое обусловило внесение соответствующих изменений в Конституцию РСФСР, так и с теми социально-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР2.
Существенные изменения в практику закрепления государственного строя республики внесла Конституция РСФСР 1937г. Она определила круг конституционных норм, закрепляющих основные устои государственного строя, выделив их в специальную, первую главу Конституции, носящую название «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий особой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие основные устои российского государственного строя. Однако Конституция РСФСР 1937г. не ограничилась закреплением ставших уже конституционными принципов российского государственного строя. Она ввела в оборот такие новые понятая, как «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР, согласно Конституции (ст. 2), составляли Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу (ст. 4) — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в конституции принципы государственного строя, Конституция РСФСР 1937г. сформулировала те главные устои, на которых базировался российский государственный строй в тот период.
Конституция РСФСР 1978г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституционно-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Они охватывают не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепив наряду с основами общественного строя и основы политики РСФСР, Конституция тем самым выразила динамику развития общественного строя, содержание направляющего воздействия государства на их развитие.
Последующие изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1978 года законами РСФСР и законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года, внесли ряд существенных новшеств в содержание рассматриваемого конституционно-правового института, не изменив структуру этого института.
Суть этих новшеств состояла в том, чтобы вместо формально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся фиговым листком тоталитаризма, сформулировать в конституции важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства, конституционный строй.
Изменения, внесенные в действующую тогда Конституцию Российской Федерации, лишь частично сумели, решить эту задачу. В полной мере она была решена действующей Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году и зафиксировавшей основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституционный строй Российской Федерации
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определёнными чертами, позволяющими считать его конституционным государством.
Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.
Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может рыть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву характеризует его как конституционное государство1.
Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства
С позиций либерального конституционализма XIX века конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает это саморегулирование. Правда, при этом существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, которое может свести на нет ту пользу, которую это вмешательство приносит. Потому задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства а сферу общёственного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтами механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.
Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т.д.
В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей2.
В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не становится под иго всевластного государства. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
И хотя большинство этих идеи не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей а действующей Конституции Российской Федерации играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.
Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.
Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства3.
В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.
К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением ' которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.
С этими основами, являющимися характерными чертами конституционного государства, сегодня неразрывно связаны и такие черты, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светская государственность, дополняющая принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенности Российского государства и республиканская форма правления.
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Россия – демократическое, правовое, социальное государство
Россия — федеративное государство, т. е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер Российского государства проявился пока еще не в полной мере.
Во-первых, потому что субъекты федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.
Во-вторых, не сформирована субъектами федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство— по-прежнему имеет доминирующее значение и касается всех сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов федерации незначительно по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.
В-третьих, в России, хотя во взаимоотношениях с субъектами федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект федерации в целом уплачивают, налоги в федеральный бюджет, наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта федерации). Кроме того, процентное соотношение федеральных и республиканских (областных, краевых) налогов пока дает крен в сторону федеральных.
Вместе с тем, зачатки федерализма в России уже значительны и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах федерации, будут разбазариваться, исчезать как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания был долгим1.
Федерация должна основываться на следующих принципах:
1) государственная целостность
2) единство системы государственной власти;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов федерации;
4) равноправие и самоопределение народов РФ;
5) равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях.
Россия – правовое государство. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, - оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах2.
Признаки правового государства:
1) Высокий приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) Независимость суда;
3) Верховенство Конституции;
4) Приоритет международного права.
Россия —социальное государство. В данное понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Итак, не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот —такова задача государства.
Это можно конкретизировать:
а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи;
в) нетрудоспособные, т. е. граждане не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. п.), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Выполнение этих условий требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России.
Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде всего она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по своим законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, то остается мало социальных благ и распределять больше, приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды3.
Список использованной литературы
1. Балагай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г.
2. Козлова Е. И. Конституционное право России – М, 1995г.
3. Конституция РФ: энциклопедический словарь/ В. А. Туманов и др. – М, 1997г
4. Кашанина Т. В. Основы российского права – М, 1998г.
[1] Баглай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г
[2] Козлова Е. И. Конституционное право России – М., 1995г
1 Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А. Туманова и др. – М, 1997г.
2 Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А, Туманов и др. – М, 1997г
1 Козлова Е. И. Конституционное право России – М, 1995г.
2 Баглай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г
1 Козлова Е. И. Конституционное право России – М, 1995г.
2 Козлова Е. И. Контитуционное право России – М, 1995г.
3 Биглай М, Б, Конституционое право РФ – М, 1999г
1 Кашанина Т. В. Основы российского права – М, 1998г.
2 Балагай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г
3 Кашанина Т. В. Основы российского права – М, 1998г