Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ

Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ








 







по дисциплине




 







на тему:





 













 






Москва, 2002 год



Содержание

1.     Введение …………………………………………………………………………3


2.     Федеральное Собрание – парламент РФ ……………………………………4-7


3.      Совет Федерации ……………………………………………………………..7-9


4.     Деятельность Совета Федерации согласно его Регламента ………………9-10

а) Председатель Совета Федерации. Первый заместитель председателя Совета Федерации. Заместители председателя Совета Федерации…………………10-12

б) Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации……………12-14

в) Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета Федерации………………………………………………………………………….14-16


5.     Государственная Дума ……………………………………………..………16-20


6.     Деятельность Государственной Думы, согласно ее Регламента …………...20

а)  Председатель Государственной Думы. Первый заместитель председателя. Заместители председателя Государственной Думы. …………………..……21-22

б) Совет  Государственной Думы ………………………………………….…22-23

в) Депутатские объединения …………………………………………….……23-27

г) Порядок голосования и принятия решений ……………………………..……27

д) Дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ ………………………………………………………………………………28-31

е) Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ ………………………………………………………………...31-34


7.     Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания ……………….…34-40


8.     Парламентские слушания ……………………………………………….…40-41


9.     Законодательный процесс …………………………………………………42-45


10.  Заключение ……………………………………………………………………46


Список используемой литературы……….………………………………………47


1. Введение

Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему  в нашей стране законодательную власть. Согласно конституционному положению государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа.

Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент Российской Федерации занимает влиятельное положение в системе государственных органов, оно активно взаимодействует с другими Федеральными органами. Федеральное Собрание осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей Российской Федерации.

Именно об этой  деятельности далее пойдет речь.

2.Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испан­ские кортесы) возникли еще в XII—XIII веках. Однако история совре­менного парламента как представительного общенационального учреждения, отличного от представительных сословных учреждений вре­мен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государст­ва. Именно тогда оформился и получил распространение парламента­ризм — особая система государственного руководства обществом, кото­рая характеризуется разделением труда законодательного и исполни­тельного при существенной политической и идеологической роли пар­ламента.

Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламен­та. В то же время парламент может существовать без важнейших эле­ментов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разде­ление властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент при­обретает характер демократически легитимированного народного со­брания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного предста­вительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собра­ния позволяет говорить о парламентской демократии как форме госу­дарства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену “двухступенчатому” механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше­му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов “нового, социалистического типа, коренным образом отлича­ющихся от учреждений буржуазного парламентаризма”, эти государ­ственные органы по мере демократизации российского общества, от­ражения в Конституции принципа разделения законодательной, ис­полнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возла­гавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, про­тиворечивших принципу разделения властей (распорядительные и не­которые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных орга­нов с граны, совершенно не свойственного представительным парламентским органам.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федера­ции. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо­кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини­мающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собра­ние характеризуется и как законодательный орган Российской Федера­ции. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание испол­няет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством феде­рального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Государст­венная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле­нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе­дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне­ния и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации сущест­вовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти — Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховно­го Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьез­ную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Предсе­датель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она уста­навливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руко­водителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему “сдержек и противовесов” в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить воз­можность установления в Российской Федерации “тирании большин­ства”, завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вооб­ще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию дейст­вующей Конституции Российской Федерации.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты ин­тересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньши­ми возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Согласно ст.101 Конституции Российской Федерации каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Регламент – это свод процедурных правил, которые устанавливают порядок ведения заседания, сессий, это своего рода внутренний закон парламента.

3. Совет Федерации


1.             В соответствии с Конституцией  Российской Федерации ч.2.ст.95  и

Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года.  в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти.

С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.

Согласно этому Положению, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.

В соответствии с “Заключительными и переходными положения­ми” Конституции Российской Федерации Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации отно­сятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указов Президента Российской Федерации о ведении военного и чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федера­ции за пределами ее территории;

·  назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации.

В этой статье  Конституции определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, т.е. те полномочия, которые Совет Федерации осуществляет самостоятельно.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации участвует вместе с  Государ­ственной Думой в формировании  Счетной палаты, т.е.  Совет Федерации назна­чает на должность и освобождает от должности заместителя Председа­теля Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.


4.Деятельность  Совета Федерации согласно его Регламенту.

 

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должност­ных лиц

определяется Конституцией Российской Федерации, феде­ральными законами,

Регламентом Совета Федерации  утвержденный постановлением Сове­та Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. № 33-СФ и решениями Совета Федерации.

Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты;

комитеты Совета Федерации;

комиссии Совета Федерации.

 Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации;

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - первый заместитель Председателя Совета Федерации);

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Совета Федерации);

председатель комитета, комиссии Совета Федерации,

первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,

заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,

член комитета, комиссии Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах кол­лективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводи­мые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Феде­рации, палата вправе проводить закрытые заседания.


А) Председатель Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации. Заместители Председателя Совета Федерации  (Глава 2 Регламента)

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Рос­сийской Федерации.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть избран повторно, на новый срок, но не более двух сроков подряд.

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру.

Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации.

 Кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации.

По каждой из предложенных кандидатур на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, проводятся обсуждение и раздельное голосование.

Совет Федерации может избрать первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования.

Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В настоящее время  Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является Миронов Сергей Михайлович. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутст­вие, а также выполняют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты и распределению обязанностей между ними.


Б) Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации

( Глава 5)


Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.

Решением палаты на ее заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматрива­емым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регули­руется Пресс-службой Совета Федерации.

На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать Депутаты Государственной Думы, Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, Правительства Российской Федерации и члены Правительства, Пред­седатель Конституционного Суда Российской Федерации и члены Кон­ституционного Суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его замес­титель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседа­ниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента Российской Федерации; поправки к гл. 3—8 Конституции Российской Федерации; проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 и 108 Конституции; проекты постановлений Совет Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией (ч. ст. 102); предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

 Он не вправе комментировать выступления, давать характеристик выступающим. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.

Заседания Совета Федерации предусматривают следующие основ­ные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление кандидата на выборную долж­ность, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, по обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.


В) Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета

Федерации  (Глава 6)

       

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях откры­тым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть по­именным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. По процедурным вопро­сам решение принимается большинством голосов членов, присутству­ющих на заседании.

Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы.

Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.

Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: “за”, “против” или “воздержался”. Подсчет голосов и объявле­ние результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражениях, а подсчет голосов и объявление результатов голосования по процедурному вопросу — только в абсолютном выражении.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд последователь­ных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации но каждому из вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентное вы­ражениях по каждому голосованию производится только после прове­дения голосования по всем вопросам.

Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование Под­счет голосов и объявление результатов голосования в абсолютом и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на его заседании членов. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетеней.

Поименное голосование проводится по решению Совета Федера­ции, принимаемому не менее чем одной пятой от числа присутствующих на заседании членов, с использованием электронной системы под­счета голосов или именными бюллетенями.

Совет Федерации собирается на сессии, как правило:

на весеннюю - с 25 января по 15 июля;

на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря.

Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний.

Совет Федерации создает Аппарат, который состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации и других обеспечивающих служб.

Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются право­вое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое и орга­низационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения разногласий между Советом Федерации и Государст­венной Думой, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также межпарламентских связей.

Структура и штаты Аппарата Совета Федерации определяются по­становлением палаты.

Информационное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Совета Федерации осуществляется системой государст­венных учреждений и предприятий, обеспечивающих деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. К ним относятся Парламентская библиотека, Парламентский центр, Приемная Феде­рального Собрания Российской Федерации, издательство Федерального Собрания и другие государственные учреждения и предприятия.


5. Государственная Дума

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96 и 97) и закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 года. состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран:

гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государст­венной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Государственная Дума избиралась в составе 450 депутатов. Из них 225 депутатов — на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации, исходя из единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федера­ции, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы для одномандатного избирательного округа. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе системы пропорционального представительства по общефе­деральному избирательному округу.

По результатам голосования депутатские мандаты распределялись между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:

а) сначала подсчитывается сумма голосов, поданных по общефеде­ральному избирательному округу за общефедеральные списки канди­датов тех избирательных объединений, которые в соответствии со ст. 38 Положения оказались допущенными к распределению мандатов. Эта сумма делится на 225 — число депутатских мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат есть первое избирательное частное;

б) число действительных голосов, полученное каждым общефеде­ральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутат­ских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть получен­ного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, ко­торое получает соответствующий общефедеральный список канди­датов;

в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом “б”, остаются нераспределенные мандаты, производится их распреде­ление (вторичное распределение). Нераспределенные мандаты переда­ются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в пункте “б”. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается обще­федеральному списку кандидатов, зарегистрированному раньше.

Если общефедеральный список был при регистрации разбит на ре­гиональные группы, то затем производилось распределение мандатов внутри списка — этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп (если таковые имелись). На первом этапе такого рас­пределения устанавливалось число кандидатов, не вошедших ни 1) одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходили в первую очередь.

Оставшиеся нераспределенными внутри списка мандаты распреде­лялись внутри списка между региональными группами. Расчет произ­водился в точности по изложенной методике, но теперь в пункте “а” делится общее число голосов, полученных списком, на число оставших­ся нераспределенными внутри этого списка мандатов; по пункту “б” избирательное частное делится число голосов, поданных за каждого;

Из распределения депутатских мандатов исключались избиратель­ные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых полу­чили менее 5 процентов действительных голосов.

В соответствии с “Заключительными и переходными положения­ми” Конституции Российской Федерации Государственная Дума пер­вого созыва, сформированная в 1993 году, была избрана сроком на два года.


Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся:

·               дача согласия Президенту Российской Федерации на назна­чение Председателя Правительства Российской Федерации;

·               решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

·                назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрально­го банка Российской Федерации;

·               назначение на должность и освобож­дение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

·               назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

·               объявление амнистии;

·               выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Данная статья определяет круг полномочий Государственной Думы, которая являясь палатой парламента призвана представлять интересы населения России в целом. Решения Государственной Думы являются властными и обладают юридической силой.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы. После рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой он становиться федеральным законом.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для дальнейшего рассмотрения, таким образом, принятие закона осуществляется последовательно обеими палатами, что в очередной раз равноправие  и единство палат нашего парламента. Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон, одобряет его, либо отклоняет или воздерживается от рассмотрения. В случае отклонения принятого Государственной Думой федерального закона обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Государственная Дума может быть рас­пущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.


6.  Деятельность Государственной Думы, согласно ее Регламента

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Кон­ституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым по­становлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. с изменениями на 8 февраля 2002 года.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок решения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по во­просам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты обра­зуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

А) Глава 1. Председатель Государственной Думы.
Первый заместитель председателя Государственной Думы.
Заместители председателя Государственной Думы.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государствен­ной Думой.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппа­рата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотноше­ниях с другими государственными органами, общественными объеди­нениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных про­цедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его ком­петенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятель­ности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель Государственной Думы, руково­дители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Пред­седателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На засе­даниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.


Б) Совет Государственной Думы (Глава 2)


Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Совет Государственной Думы, согласно ее Регламенту (ст. 14),

·               фор­мирует проект примерной программы законопроектной работы Госу­дарственной Думы на текущую сессию;

·               принимает решение о включе­нии законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

·               формирует проект кален­даря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;

·               созывает по предложению Президента Россий­ской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддер­жанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государст­венной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

·                назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта к рассмотрению Го­сударственной Думой и направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения и определяет срок подготовки отзы­вов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

·               направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты, на рассмотрение Государственной Думы, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу этот законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки установленные Регламентом Государственной Думы;

·               согласовывает с Правительством Российской Федерации вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства Российской Федерации в случае невозможности дачи такого заключения в течение 14 дней по не зависящим от Правительства обстоятельствам;

·               по предложению коми­тетов Государственной Думы принимает решение о возвращении зако­нопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции Российской Федерации или Рег­ламента Государственной Думы;

·               принимает решение о проведении пар­ламентских слушаний; принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы;

·                решает иные вопросы организации  работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.   



В) Депутатские объединения (Глава3)


Как уже отмечалось, депутаты Государственной Думы образуют  депутатские объединения. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе этого депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Объединения депутатов, не зарегистрированные в соответствии с Регламентом Государственной Думы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состо­ять только в одном депутатском объединении.

Регистрацию фракций осуществляет Временный секретариат  Государственной Думы на  основании сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по феде­ральному избирательному округу, письменных заявлений депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших войти в соответствующую фракцию, и письмен­ного уведомление о создании фракции и ее списочном составе.

 Временный секретариат Государственной Думы избирается на  первом заседании и ведет запись па выступления, регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложении и другие материалы, поступающие от депутатов, информирует предсе­дательствующего о списке записавшихся на выступления и о поступивших материалах выполняет иные функции по обеспечению заседаний палаты.          

Для регистрации депутатской группы во Временный секретариат Государственной Думы направляются письменные заявления депута­тов Государственной Думы, письменное уведомление о создании депу­татской группы, ее целях, списочном составе, а также о лицах, уполно­моченных выступать от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объ­единениях.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать за­седание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государст­венной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседа­ниях председательствуют представители всех депутатских объедине­ний по согласованию между ними.

Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены предста­вители государственных органов, общественных объединений, науч­ных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государст­венной Думой законопроектам и другим вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях па­латы при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закры­того заседания. Оно принимается большинством голосов от числа де­путатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.

Президент Российской Федерации, его полномочный представи­тель в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федера­ции, члены Правительства, полномочный представитель Правительст­ва, члены Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты и ею заместители, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по пра­вам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать па любом , открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специально­му приглашению.

Внеочередные заседания Государственной Думы созываются ее Со­ветом.

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации при­сутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большин­ство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о во­просах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и дру­гие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат

·               послания и обращения Президента Российской Федерации;

·               законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом или Пра­вительством Российской Федерации;

·               проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации;

·               федеральные конституционные и федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы;

·               нормативные пра­вовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;

·               проекты феде­ральных законов о ратификации международных договоров;

·               проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

·               проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией российской Федерации к ведению Государственной Думы;

·               проекты регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений. Иные законопроекты и вопросы могут рас­сматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке.

Деятельность Государственной Думы планируется.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, ин­формационное, финансовое, материально-техническое, социально-бы­товое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Го­сударственной Думе.

Контроль за деятельностью Аппарата Государст­венной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту.

 Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экс­пертное и иное ее обеспечение осуществляется государственными ор­ганизациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федераль­ного Собрания (Парламентская библиотека, Парламентский центр, из­дательство Федерального Собрания и т.д.).


Г) Порядок голосования и принятия решений. (Глава 1)


Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голо­сов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы. Для осу­ществления голосования Государственная Дума в соответствии (Регламентом избирает Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования и Счетную комиссию. После избрания Председателя Государственной Думы, его заместителей, образования Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы она прекращает полномочия Временной комиссии. Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регла­ментом Государственной Думы.


Д)  Дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ (Глава 17)


Так, вопрос о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации решается следующим образом. По получении представления Президента Председатель Государствен­ной Думы немедленно извещает об этом депутатов. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру в тече­ние недели со дня внесения предложения.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру, обсуждение и согласование которой происходят в течение недели после ее представления. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру. Обсуждение и согласование третьей кандидатуры происходят в сроки и в порядке, которые предусмотрены Регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.

В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству. Моти­вированное предложение о выражении недоверия правительству вно­сится в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложе­нием проекта постановления Государственной Думы и списка депута­тов — инициаторов выражения недоверия Правительству. В списке указываются номера избирательных округов либо наименования депу­татских объединений, проставляются дата и личные подписи депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недове­рия Правительству в недельный срок после его внесения.

Председатель Правительства или в его отсутствие один из его замес­тителей вправе выступить на заседании Государственной Думы, с заяв­лением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству. В ходе обсуждения предложения о недоверии депутаты могут задавать вопросы Председателю и другим членам Правительства, высказываться за выражение недоверия или против этого. Преимуще­ственное право на выступление предоставляется представителям фрак­ций и депутатских групп.

Государственная Дума принимает решение о недоверии Правитель­ству открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Если Президент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, она может в течение трех месяцев провести  повторное голосование по этому вопросу. Если Государственная Дума подтверждает свое первоначальное решение Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Думу.

В Главах 19, 20 Регламента Государственной Думы установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека.

Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух тре­тей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный Федеральным конституционным зако­ном “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Феде­рации”.

Назначение на должность Председателя Счетной палаты и полови­ны ее аудиторов производится на первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем — на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов. Кандидатуры на должность Председателя Счет­ной палаты и ее аудиторов представляются Комитетом Государствен­ной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Председатель Счетной палаты считается назначенным, если за него проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов.

Вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается по представлению Комитета Государствен­ной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам на ее заседании. В том же порядке производится освобождение от должности аудитора Счетной палаты.

Назначение Председателя Центрального банка Российской Феде­рации производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка, срок которых (четыре года) предусмотрен Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, при­нятым в 1995 году. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляется Президентом Рос­сийской Федерации.

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка  предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Кандидат на должность Председателя Центрального банка выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности.

Председатель Центрального банка считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка решается по представлению Президента, которое предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам н финансам Решение об освобождении от должности принимается Государственной Думой большинством голосов от общего чиста депутатов.


Е) Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ (Глава 22)

Регламент Государственной Думы регулирует порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Предложение о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, а также обоснование его при­частности к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направ­ляется  Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в соста­ве председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Состав комис­сии формируется с учетом пропорционального представительства фракций и депутатских групп.

Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения об­винения против Президента, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других про­цедурных правил, установленных Регламентом Государственной Думы.

Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, кото­рые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Комиссия большинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента и за­ключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Госу­дарственной Думы.

По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа своих депутатов Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с ис­пользованием бюллетеней и в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд и Верховный Суд Россий­ской Федерации для дачи заключений.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, она принимает постановление об отказе в выдвиже­нии обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию.

Глава 23 определяет порядок объявления амнистии. Оно осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии.

Проект постановления об объявлении амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается ею в порядке, установленном Регламентом для внесения и рассмотрения законопроектов. Государственная Дума принимает постановление об объявлении амнистии боль­шинством голосов от общего числа ее депутатов, которое подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

В главах 25, 26 Регламента Государственной Думы установлен порядок рассмот­рения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров Российской Федерации и порядок международного межпар­ламентского сотрудничества.

Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопро­сы по собственной инициативе, либо в связи с обращением Президента Российской Федерации, либо по докладам и сообщениям Правительст­ва Российской Федерации и комитетов палаты.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выра­жающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней по­литики России, а также по вопросам международных отношений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и заявлений может исходить от субъектов права законодательной инициативы.

Государственная Дума утверждает согласованный с Советом Феде­рации единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения иностранных парламентских делегаций в Российской Федерации, а также депутатов Государственной Думы, вы­езжающих за пределы России в рамках российских частей межпарла­ментских комиссий или в составе делегаций Государственной Думы или Федерального Собрания.

Согласно разделу 6 Регламента,  Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции фе­деральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федера­ции, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, отно­сящимся к ведению органов государственной власти Российской Феде­рации и совместному ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и органов государственной власти субъектов Федера­ции, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федера­ции, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

 Государственная Дума может обратиться также с запросом о  даче толкования Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы.

Запрос в Конституционный Суд может быть направлен группой депутатов Государственной Думы, насчитывающей не менее одной пятой от общего числа депутатов.


7. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания


В соответствии со ст.101 Конституции Российской Федерации  Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат. Более подробно деятельность комитетов и комиссий изложена в Регламентах обеих палат.

Так согласно ст.26 Регламента Совета Федерации Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений, по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Совет Федерации вправе создавать и временные комиссии. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав.

В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации.

Совет Федерации принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Совета Федерации по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

Комитет, комиссия Совета Федерации в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации, Регламентом, решениями Совета палаты, распоряжениями Председателя Совета Федерации, а также его письменными поручениями.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитет, комиссия Совета Федерации численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15 членов – не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов – не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии.

Комитет, комиссия Совета Федерации разрабатывает план своей работы.

Согласно ст. 30. Регламента Совет Федерации  образует:

·               Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

·               Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

·               Комитет Совета Федерации по социальной политике;

·               Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

·               Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

·               Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

·               Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

·               Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

·               Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

·               Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

·               Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

·               Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

·               Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

·               Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

·               Комиссию Совета Федерации по информационной политике;

·               Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям.

Координацию деятельности Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации осуществляет Председатель Совета Федерации.

Комитет, комиссия Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица.

Согласно Регламенту Совета Федерации, для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации, а также для осуществления контроля за соблюдением Регламета палаты образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.


Согласно статье 20 Регламента  Государственная Дума образует следующие комитеты:


Комитет Государственной Думы по законодательству;

Комитет Государственной Думы по государственному строительству;

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

Комитет Государственной Думы по собственности;

Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

Комитет Государственной Думы по обороне;

Комитет Государственной Думы по безопасности;

Комитет Государственной Думы по международным делам;

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет Государственной Думы по информационной политике;

Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту;

Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет Государственной Думы по экологии;

Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы.

 Государственная Дума образует комиссии Государственной Думы:

а) мандатную;

б) по этике;

в) для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;

г) для дачи заключения, предусмотренного статьей 93 (часть 2) Конституции Российской Федерации;

д) а также другие.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Решение об освобождении председателей комитетов, комиссий Государственной Думы и их заместителей от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы.

Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель.

Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.  Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.

 Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании.


8. Парламентские слушания

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам их ведения, группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек.

 Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы. Ha открытых парламентских слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности.

На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной или иной охраняемой законом тайной.

 Председательствующий ведет парламентские слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня парламентских слушаний.

 Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, приглашенных лицах. Затем слово предоставляется представителю комитета (комиссии) палаты, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний, или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего слово для выступления предоставляется членам Совета Федерации, приглашенным лицам, участвующим в парламентских слушаниях.

 Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет (комиссия) палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний, может принять решение о перерыве в парламентских слушаниях и о продолжении их работы в другое время.

Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений.

Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета Государственной Думы, который определяет дату парламентских слушаний. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний.

 Парламентские слушания ведет Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы либо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.


9.Законодательный процесс

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания РФ являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Законодательный  процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия – законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

           а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
          б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

              в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.

2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Вторая стадия предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Законопроекты  по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются последним не позднее чем за 45 дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы.

Третья стадия законодательного процесса – включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях. 

При рассмотрении   Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция,  дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять   законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный  законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта  в первом чтении  Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона. Совет государственной думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение  в него поправок  и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.

Конституция ст.106 устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой: (законы по вопросам федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира). Согласно ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.

Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если он не был рассмотрен им (чю4 ст.105 Конституции).

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации.

Особая стадия законодательного процессапреодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой  в связи с отклонением Советом Федерации  принятых Государственной Думой законов.

Если федеральный закон отклонен Федеральный закон, он направляется Советом  Государственной Думы в ответственный комитет палаты,  который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждого из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии  с Конституцией РФ ст.107 Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке  опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия   федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия   федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

10. Заключение


Обе палаты Федерального Собрания заняли достойное место в политической жизни страны. Без их участия фактически не решаются многие ключевые вопросы.

Совет Федерации и Государственная Дума стремятся к достижению политического согласия разумеется, не в ущерб своему положению в государственном механизме и тем более интересам избирателей, регионов страны.

Почти ежедневно с экранов телевизоров и со страниц газет граждане получают информацию о заседаниях палат Федерального Собрания, о принятых ими законах.

При демократическом государственном строе, а Российская Федерация согласно ст.1 Конституции РФ  есть демократическое государство, высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Я выбрала эту тему потому,  что она является одной из наиболее актуальных. Наша страна сейчас переживает переломный момент в истории.   На смену старым законам принимаются новые, которые дают значительно больше прав и возможностей для достойной жизни.

Однако еще остаются пробелы, которые должны быть устранены, и главным образом при помощи Федерального Собрания.

Итак, можно увидеть, что Федеральное Собрание многими правовыми нормами и живыми нитями вписано в конституционно-политическую систему нашего современного государства.

Без парламента уже невозможно представить портрет современного общества. Интересы различных слоев, партий и движений связаны с деятельностью не только Президента РФ, Правительства РФ, но и палат  Федерального Собрания РФ.


Список использованной литературы:

1.                 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации под редакцией Лазарева В.В., 2002 год.

2.                 Конституция Российской Федерации с комментариями под редакцией Мирошниковой В.А , 2000 год.

3.                 Регламент Совета Федерации  утвержденный постановлением Сове­та Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. № 33-СФ.

4.                 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый по­становлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. с изменениями на 8 февраля 2002 года.

5.                 Федеральный закон  "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года.

6.                 Федеральный закон  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.

7.                 Федеральный  конституционный закон «О референдуме» от 10 октября 1995 года.

8.                 Федеральный  конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года.

9.                 Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных  конституционных законов» от 14 июня 1994 г. с изменениями от 22 октября 1999 года.

10.            «Конституционное право России» под редакцией Козловой Е.И., Кутафина О.Е., 2001 год.

11.            «Федеральное Собрание-парламент России» под редакцией Авакьяна С.А., 1999 год.

12.            «Парламентское право России» под редакцией Степанова И.М.,2000 год.

13.            «Конституционное право России» под редакцией Чичерина В.Е., 2000 год.

14.            «Конституционное право России» под редакцией Чиркина В.Е., 2002 год.

15.            «Парламентское право России» под редакцией Любимова А.П., 2002 год.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена