Криминалистика
Московский институт МВД России
___________________________________________________________
Учебно-научный комплекс криминалистики и уголовного процесса
С.И.Цветков
Комплексное использование сил и средств
правоохранительных органов при расследо-
вании деятельности преступных структур.
/Лекция/
Москва- 1994
Программный материал
Принципы комплексного использования сил и средств при
расследовании организованной преступности и коррупции.
Компетенция следователей при осуществлении совместной де-
ятельности по раскрытию и расследованию преступлений, со-
вершаемых участниками преступных формирований.
Комплексное использование сил и средств в процессе ин-
формационно-аналитической работы, планирования и принятия
тактических решений при расследовании деятельности прес-
тупных структур. Обеспечение готовности сил и средств ор-
ганов внутренних дел к быстрому реагированию на проявле-
ния деятельности преступных структур. Комплексное исполь-
зование сил и средств при выезде на место проишествия.
Роль координационных органов в организации комплексного
использования сил и средств при расследовании деятельнос-
ти преступных структур.
Организация комплексного использования сил и средств
на первоначальном этапе расследования деятельности прес-
тупных структур. Обеспечение безопасности и тайны следс-
твия при комплексном использовании сил и средств. Взаимо-
действие при планировании специальных операций.
Организация расследования деятельности преступных со-
обществ следственно-оперативными группами и группами сле-
дователей. Компетенция участников следственно-оперативной
группы. Организация работы межведомственных следственноо-
перативных групп.
Взаимодействие следственных подразделений с органами,
исполняющими наказание при расследовании деятельности
преступных структур. Взаимодействие между следственными
аппаратами и органами дознания различных регионов. Взаи-
модействие между следственными аппаратами и органами доз-
нания различных государств. Роль в борьбе с организован-
ной преступностью учреждений Интерпола.
Особенности комплексного использования сил и средств
при расследовании деятельности преступных структур в
чрезвычайных ситуациях. Место следственных подразделений
при проведении комплексных операций, связанных с выявле-
нием и ликвидацией преступных структур.
Вопросы лекции.
1.Содержание взаимодействия следователей с оперативными
работниками при расследовании деятельности преступных структур.
2.Организация взаимодействия следователей с оперативными
работниками при расследовании деятельности преступных структур.
Рекомендованная литература
Справочник следователя. Т.2. М.,1990. гл.1.
Организованная преступность-2. М., 1993. с.203-220.
Криминалистика. М.: Академия МВД СССР. 1984.
Быков В.М. Преступная группа: Криминалистические проб-
лемы. Ташкент, 1991.
_Дополнительная
Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы /вопросы
организации и деятельности/. М.: Академия МВД СССР. 1986.
Проблемы раскрытия и расследования преступлений, со-
вершаемых в условиях неочевидности. Волгоград. ВСШ МВД
СССР. 1989.
Чувилев А.А. Взаимодействие следователя с органами ми-
лиции. М.: МВШМ. 1981.
Нормативные акты.
Федеральная программа Российской Федерации по уси-
лению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы, утверж-
денная Указом Президента Российской федерации от 24 мая
1994 года N 1016.
Закон об оперативно-розыскной деятельности.
1.Содержание взаимодействия следователей с оперативными
работниками при расследовании деятельности преступных структур.
--------------------------------------------------------------
Проблема комплексного использования сил и средств в про-
цессе расследования деятельности преступных структур должна
рассматриваться одновременно в трех аспектах:
- правовые вопросы взаимодействия следователя с органами
дознания;
- криминалистические методы взаимодействия;
- организация взаимодействия.
Поэтому собственно проблема взаимодействия следователя с
оперативными работниками при расследовании деятельности прес-
тупных структур включает в себя формы взаимодействия и формы
организации взаимодействия/ будут рассмотрены при освещении
второго вопроса лекции/.
В целом взаимодействие,комплексное использование сил и
средств при расследовании деятельности преступных структур
можно определить как согласованную или совместную деятельность
должностных лиц различных правоохранительных органов или их
подразделений,направленную на достижение конкретной тактичес-
кой цели.
Взаимодействие следователя с оперативными работниками при
расследовании деятельности преступных структур неизбежно и
обязательно по следующим причинам:
- необходимость выполнения комплекса следственных дейс-
твий и оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической
операции;
- ограниченность времени ее проведения,необходимостью ис-
пользования значительных сил и средств,которыми не располагают
следственные подразделения;
- необходимость интеграции доказательственной и ориенти-
рующей информации,которой располагает следователь и оператив-
ные работники и правильного ее использования для достижения
поставленных целей;
- необходимость сочетать различные функции и компетенцию
при осуществлении совместной деятельности;
- необходимость обеспечить безопасность участников уго-
ловного процесса,быть готовыми к преодолению вооруженного соп-
ротивления участников преступной структуры.
При этом можно выделить следующие формы взаимодействия.
1.Выполнение поручений следователя в порядке ст.127 УПК
РФ.Поручения следователя о производстве отдельных следственных
действий во всех случаях должны даваться в письменной форме и
отражаться в материалах уголовного дела.
2.Консультативная деятельность следователя при взаимо-
действии с оперативными работниками,помощь в принятии такти-
ческих и иных решений,в составлении процессуальных докумен-
тов,в оценке доказательственной значимости той или иной инфор-
мации и т.д.
3.Взаимный обмен информацией о результатах следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий.
4.Совместная информационно-аналитическая работа,выдвиже-
ние версий и планирование расследования и проведениярозыскных
мероприятий.
5.Совместное принятие тактических решений,направленных на
определение содержания расследования в целом,проведения от-
дельных тактических операций и тактических комбинаций.
6.Участие оперативных работников при проведении следова-
телем отдельных следственных действий.
7.Поиск по просьбе следователя информации в криминалисти-
ческих и иных учетах.
8.Содействие следователю в виде выполнения организацион-
но-технических мероприятий.
9.Оперативно-розыскное обеспечение расследования.
10.Предупреждение и пресечение воздействия участников
преступных структур на свидетелей,потерпевших,должностных лиц
правоохранительных органов и экспертных учреждений.
11.Задержание и доставление участников преступных структур
и иных лиц,уклоняющихся от явки к следователю.
12.Изоляция друг от друга участников преступных структур
при выполнении следственных действий.
Анализ практики реагирования органов внутренних дел на
заявления, сообщения о преступлениях позволяет сделать вывод о
том, что повышается активность работы аппаратов РУОП по 2 выяв-
2лению преступлений 0. Так, несмотря на то, что по-прежнему среди
поводов к возбуждению уголовных дел по фактам проявлений дея-
тельности преступных структур основное место занимают заявле-
ния граждан (48%), тем не менее более 20% выявлены непосредс-
твенно работниками органов внутренних дел. Хотя пресса полна
сообщениями о деятельности преступных формирований, ни в одном
случае такие сообщения не явились поводом к возбуждению уго-
ловного дела.
Заметно повысилось качество проверки заявлений и сообще-
ний о преступлениях работниками органов внутренних дел, в том
числе работниками РУОП: по 72% уголовных дел в результате
предварительное проверки получены дополнительные данные о
преступлениях и лицах, их совершивших.
Основная тяжесть работы по рассмотрению заявлений и сооб-
щений о преступлениях по-прежнему лежит на следователях. Ими
возбуждается 86% уголовных дел о деятельности преступных
структур. Непосредственно аппаратами РУОП было возбуждено
только одно уголовное дело из всего числа изученных. Вместе с
тем в подразделениях по организованной преступности повышается
внимание к уголовно-процессуальной деятельности на стадии воз-
буждения уголовных дел. Так, в РУОП при УВД Нижегородской об-
ласти выделены сотрудники, функциональными обязанностями за
которыми закреплено рассмотрение заявлений и сообщений о прес-
- 5 -
туплениях и производство неотложных следственных действий.
Исследование показало,что в общем объеме деятельности опе-
ративных аппаратов 3 возрастает доля уголовно-процессуальной 0,
требующей достаточно высокой степени подготовки в области уго-
ловного процесса и криминалистики. По 27% изученных уголовных
дел неотложные следственные действия проводились работниками
БЭП и по такому же количеству - работниками РУОП. Большинство
неотложных следственных действий было проведено в течение 3
суток. Только по 16% - в срок свыше 10 суток.
Создание подразделений РУОП, это теперь очевидно, сделало
процесс расследования более интенсивным. Следователями и опе-
ративными работниками широко используется весь арсенал следс-
твенных действий. По 66% уголовных дел уже на первоначальном
этапе проведено проведено по 3 и более обысков, по 73% уголов-
ных дел работниками РУОП-УОП по поручению следователя выполне-
но по 3 и более следственных действий. По 70% уголовных дел
работники РУОП принимали непосредственное участие в проведении
следственных действий совместно со следователем. Следует,
правда, отметить, что эти показатели существенно различаются в
различных регионах.
Расширение деятельности преступных структур, охватывающих
многие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье, показыва-
ет, что здесь возникает много проблем организации расследова-
ния, выходящих на 2уровень межгосударственных отношений 0. Любые
попытки следователей расширить сферу расследования за пределы
своих регионов тут же наталкиваются на серьезнейшие проблемы.
64% следователей в качестве основной трудности в процессе вы-
явления межрегиональных связей преступных структур отметили
несвоевременность выполнения отдельных поручений в различных
регионах России, 54% - низкое качество их выполнения.
- 7 -
Длительность выполнения отдельных поручений, направляемых
в зарубежные государства как фактор, мешающий работе, отметили
44% следователей. Однако во многом это обусловлено тем, что
значительная часть следователей (43%) вообще не информированы
о порядке взаимодействия с правоохранительными органами других
государств.
Возникают сложности при выезде в заграничные командиров-
ки. В пограничных областях России на это указало от 63 до 83%
опрошенных следователей. При этом в беседах многие следователи
указали, что при хорошо отработанной системы взаимодействия с
правоохранительными органами других государств,при наличии со-
ответствующих договоров необходимость выезда в такие команди-
ровки в большинстве случаев вообще отпала бы. В решении этих
проблем - огромный резерв экономии государственных средств и
повышения эффективности борьбы с организованной преступностью.
Исследования, проведенные в Московском институте МВД Рос-
сии, показали, что само по себе создание специализированных
служб по борьбе с организованной преступностью, образование
специализированных следственных подразделений еще не решает
автоматически стоящих перед ними проблем, одной из острейших
среди которых является 2проблема взаимодействия 0. В частности, в
числе служб, взаимодействие с которыми вызывает наибольшие
трудности, многие из опрошенных следователей указали подразде-
ления уголовного розыска (47%) и аппараты РУОП (около 36%).
Конкретно это выражается:
- в несвоеременном и некачественном выполнении поручений
- 58% опрошенных;
- в том, что следователи не привлекаются к разработке и
планированию операций по реализации оперативных материалов -
46%;
- в том, что следователи недостаточно информируются о
результатах оперативно-розыскной деятельности - 37%;
- в том, что следственно-оперативные группы не создаются
или их состав нестабилен - 33% опрошенных.
- 8 -
Весьма характерна в этом отношении ситуация, сложившаяся
в УВД Администрации Самарской области. При опросе следователей
специализированного отдела по расследованию организованной
преступной деятельности Следственного управления этого УВД ни
один из них не вспомнил ни одного случая, когда оперативные
работники УОП при УВД предложили бы спланировать совместные
действия по какому-то из дел оперативной разработки, ни один
из следователей ни разу не был ознакомлен с материалами дел
оперативного учета. Следователи не без оснований отмечают, что
информация, зафиксированная в делах оперативного учета и имею-
щая важное значение для раскрытия преступлений, от них нередко
утаивается. В процессе исследования был выявлен показательный
своей отрицательной характеристикой случай.
29 октября 1992 г. следователь СУ Железнодорожного РОВД
города Самары возбудил уголовное дело N 9218146 по ч.3 ст. 145
УК по факту разбойного нападения на квартиру Купцовых. 21 де-
кабря 1992 г. в УОП УВД АСО заведено на организованную прес-
тупную группу оперативное дело N 076 под условным наименование
"Нахалы". Основанием для его заведения послужило сообщение Уп-
равления бывшего Министерства безопасности по Самарской облас-
ти о существовании организованной преступной группы, совершаю-
щей грабежи и разбойные нападения, в числе которых - нападение
на квартиру Купцовой. С самого начала работы по оперативному
делу в его материалах в рапорте оперуполномоченного имелась
точная информация о разбойном нападении члена этой преступной
группировки Панферова и других, вооруженных автоматом и писто-
летом, на кооператив "Успех", совершенном в городе Москве
(название и адрес кооператива, его местонахождение, характер
преступления, потерпевшие, территориальное отделение милиции,
занимавшееся данным фактом, и др.). Однако эти сведения от
следователя утаили, что повлекло значительные сложности в
расследовании тяжкого преступления и изобличении опасных прес-
тупников. Следователь впервые узнал об упомянутом факте раз-
бойного нападения лишь по истечении нескольких месяцев рассле-
дования, из показаний обвиняемого Панферова. Попытка подтве-
дить его паказания следственным путем успеха не имела. В ответ
на следственный запрос из Москвы был получен ответ, что данный
факт преступления там не зарегистрирован. После безуспешных
попыток следователя установить факт существования в Москве ко-
- 9 -
оператива "Успех", место его нахождения (обвиняемый, будучи
приезжим и действовавший в группе других соучастников, не смог
его точно назвать) и факт разбойного нападения уголовное дело
в этой части было прекращено за отсутствием события преступле-
ния. Однако прокуратура Самарской области признала данное ре-
шение необоснованным и отменила вынесенное посмтановление. Не-
обходиомсть тщательной проверки указанного факта послужила од-
ним из оснований возвращения уголовного дела на доследование.
В ходе дополнительного расследования в результате выезда с об-
виняемым в Москву и проверки его показаний на месте удалось
достоверно установить факт разбойного нападения (а также факт
укрытия его от учета в местном отделении милиции). Уголовное
дело в этой части было выделено в отдельное производство и
направлено по подследственности в СО ОВД Муниципального округа
"Коньково" города Москвы.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что боль-
шинство возникающих на практике проблем взаимодействия вполне
решаемы и это зависит прежде всего от организации работы на
местах. Такой вывод вытекает из анализа данных по отдельным
регионам.Так, в анкетах следователей из Санкт-Петербурга от-
сутствуют ссылки на трудности взаимодействия, очень редко они
встречаются в анкетах и следователей Нижегородской области.А
вот в Москве и Московской области на них указало от 50 до 60%
опрошенных.
То же вытекает и из анализа конкретных форм взаимодейс-
твия. В Санкт-Петербурге, Смоленске, Н.Новгороде следователи
практически не имеют претензий к организации деятельности
следственно-оперативных групп, а в Москве наличие недостатков
в их деятельности отметили 35% опрошенных следователей, в Мос-
- 10 -
ковской области - 61%.
2.Организация взаимодействия следователей с оперативными
работниками при расследовании деятельности преступных структур.
--------------------------------------------------------------
При расследовании деятельности преступных структур следо-
вателю приходится взаимодействовать с оперативными работниками
различных ведомств:органов внутренних дел,ФСК,службы налоговых
расследований и др.В органах внутренних дел с оперативными ра-
ботниками РУОП-УОП,уголовного розыскна,БЭП,ИТУ.
На характере и эффективности взаимодействия при этом
крайне отрицательно сказываются следующие факторы:
- различия интересов различных силовых структур и их под-
разеделений;
- различия в критериях оценки деятельности различных под-
разделений органов внутренних дел ,особенно РУОП-УОП,БЭП и УР;
- недостаточная информированность взаимодействующих орга-
нов и служб о специфике их работы;
- коррумпированность работников отдельных оперативных
подразделений и их связь с участниками организованных преступ-
ных структур.
В целом взаимодействие,комплексное использование сил и
средств можно определить как согласованную или совместную дея-
тельность должностных лиц различных правоохранительных органов
или их подразделений,направленную на достижение конкретной
тактической цели.
Взаимодействие следователя с оперативными работниками при
неизбежно и обязательно по следующим причинам:
- необходимость выполнения комплекса следственных дейс-
твий и оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической
операции;
- ограниченность времени ее проведения,необходимостью ис-
пользования значительных сил и средств,которыми не располагают
следственные подразделения;
- необходимость интеграции доказательственной и ориенти-
рующей информации,которой располагает следователь и оператив-
ные работники и правильного ее использования для достижения
поставленных целей;
- необходимость сочетать различные функции и компетенцию
при осуществлении совместной деятельности;
- необходимость обеспечить безопасность участников уго-
ловного процесса,быть готовыми к преодолению вооруженного соп-
ротивления участников преступной структуры.
Основной формой организации взаимодействия следователей с
органами дознания,оперативными службами является создание
следственно-оперативных групп.Руководителем следственно-опера-
тивной группы должен быть следователь,поскольку он принимает
основные тактические и процессуальные решения,определяющие
весь ход совместной работы.
Создание следственно-оперативной группы осуществляется пу-
тем издания двух документов:
1/ приказа,определяющего руководителя группы,ее сос-
тав,цель создания группы,порядок контроля за ее работой,мате-
риально-техническое обеспечение ее деятельности.В приказе це-
лесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от
всех иных видов работы,которая им была поручена до этого мо-
мента и запрет отвлекать их для выполнения заданий,не связан-
ных с достижением целей,поставленных перед следственно-опера-
тивной группой;
2/ постановления о создании следственно-оперативной груп-
пы с указанием членов группы / данный документ приобщается к
уголовному делу/.
Практика деятельности органов внутренних дел и прокурату-
ры выработала различные формы организации работы следствен-
но-оперативных групп.
Для выезда на места происшествия:
- разовые следственно-оперативные группы;
- дежурные / в течение суток/ следственно-оперативные
группы;
- постоянно действующие специализированные следствен-
но-оперативные группы для выезда на места происшествий;
- следственно-оперативные группы для раскрытия преступле-
ний " по горячим следам";
- постоянно действующие следственно-оперативные группы
для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия
по наиболее сложным уголовным делам / например,по уголовным
делам по пожарам и взрывам/.
Для расследования отдельных уголовных дел или группы вза-
имосвязанных уголовных дел:
- следственно-оперативные группы городских,районных орга-
нов внутренних дел,органов внутренних дел на транспорте;
- межведомственные следственно-оперативные группы с учас-
тием следователей прокуратуры и военных следователей;
- следственно-оперативные группы,действующие при штабах
/координационных центрах,советах/,создаваемых для координации
работы по раскрытию серий наиболее опасных преступлений или
для организации работы в особых условиях;
- "фильтрационные" следственно-оперативные группы,созда-
ваемые при проведении комплексных операций в особых условиях
расследования;в их задачу входит проврка причастности достав-
ляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.
Для расследования определенных категорий преступлений,ко-
торые могут быть и не связаны между собой:
- постоянно действующие следственно-оперативные группы
для раскрытия преступлений,совершаемых в условиях неочевиднос-
ти / всех преступлений либо преступлений определенной катего-
рии,например,краж из квартир/;
- оперативно-зональные группы,включающие сотрудников раз-
личных служб,за которыми закреплена определенная территория
/зона/;
- следственно-оперативные группы по раскрытию преступле-
ний прошлых лет,создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ- в их зада-
чу входит также аналитическая работа по всем преступлениям
данной категории,осуществление контроля и координации работы
всех следователей,у которых в производстве находятся уголовные
дела,приостановленные по основаниям п.3 ст.195 УПК РФ;
- координационные следственно-оперативные группы,осущест-
вляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразде-
лениями определенных категорий преступлений ;
- следственно-оперативные группы,обеспечивающие раскрытие
и расследование преступлений на определенных объектах;
- поисковые следственно-оперативные группы,предназначен-
ные для борьбы прежде всего с организованной преступ-
ностью,осуществляющие работу по принципу: от лица,являющегося
членом преступной группировки - к преступлениям,которые им бы-
ли совершены.
В зависимости от изменяющейся обстановки могут быть ис-
пользованы и иные формы организации раскрытия и расследования
преступлений,не противоречащие действующему законодательству.В
целом,несмотря на то,что управленческая деятельность в системе
правоохранительных органов непосредственно не связана с про-
цессом собирания,исследования,оценки и использования доказа-
тельств,от нее в первую очередь зависит эффективность работы
следователей и органов дознания.