Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов
Финансовая академия при Правительстве РФ
Курсовая работа на тему:
«Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов»
Курицына Е.Д.
Научный руководитель проф. Моторный И.Д.
Москва 2002г.
1.2. Задачи почерковедческой экспертизы…………………………………………………..5
2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы……………..22
Исследование почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста «беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в последнее время.
Целью данной работы является раскрытие сущности почерковедческой экспертизы и оценка ее значимости как одного из важнейших звеньев в деле расследования и раскрытия преступлений.
Структурно данная работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, а именно понятие почерка как предмета исследования, объект, а также основные задачи исследования.
Вторая глава посвящена методике почерковедческого исследования. Также в данной главе охарактеризовано современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской криминалистической науки.
Третья глава данной работы посвящена подготовке материалов для почерковедческой экспертизы и содержит практические рекомендации по подготовке соответствующих материалов для исследования следователем и судом.
Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.
В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные
рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки,
символы), в которых
проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.
Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.
Принято различать:
· технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства);
· графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);
· навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений).
Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в
рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий
письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке
появляется
много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках
разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность
у каждого человека индивидуальна.
Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв.
Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.
1.2. Задачи почерковедческой экспертизы
Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера.
К первым относится:
· установление исполнителя рукописного текста или подписи
Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи;
· установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей
Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.
Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.
Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:
· установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего;
· установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе;
· решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи;
· определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.
Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи.
Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1]
При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.
Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.
Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов.
Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний.
Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.
При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.
Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.
Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы
2.1. Идентификационные признаки почерка
Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.[2]
Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.
Особенности письменно-двигательного
навыка входят в так
называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет
дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать
исполнителя рукописи.
Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.
Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:
1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
2) отражающие структурные характеристики движений;
3) отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.
Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.
О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.
В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.
Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.
Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв.
2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочетаний элементов букв, слов, фраз.
Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.
Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи.
3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.
Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа.
4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.
К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.
Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка.
Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом.
Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории
1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений.
2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв и букв в целом.
По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона.
Направление движений при выполнении дугообразных элементов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).
Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая.
Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы).
Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.
Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений
1) Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги.
2) Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфигурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная.
3)
Размещение начального движения в первой строке
абзаца
относительно начала других строк и предшествующей строки
(размер красной строки или интервала между абзацами).
4) Размер интервала между строками — большой, малый.
5) Размещение линии письма относительно бланковой строки — на типографской линовке, под типографской линовкой.
6) Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.
7) Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая.
8) Размер интервалов между словами — большой, средний, малый.
9) Размещение движений при выполнении знаков препинания — относительно предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки.
Среди частных признаков почерка можно выделить следующие:
- форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая);
- направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные;
- протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв;
- связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также
вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами);
- относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и
соединения движений;
- последовательность движений, которыми выполняются различные
элементы букв и их соединения;
- сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.
В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях
решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных
текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.), исполненных
неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится
сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной
таблицы, прежде всего изучается содержание рукописи, анализируются признаки
письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные, редко
встречающиеся и устойчивые признаки – обычно шесть-восемь. Основная часть
таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок.
Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и
организуется непосредственная проверка их почерков – розыск исполнителя
документа.
2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы
Идентификационная экспертиза включает несколько стадий: 1) предварительное исследование поступивших материалов; 2) раздельный анализ исследуемых документов и образцов; 3) сравнительное исследование; 4) оценка результатов исследования.
На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформлении они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечисленных в постановлении исследуемых документов направлены, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке образцов определяется их качество и необходимый объем. Изучение перечня вопросов позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и редакционном отношении вопросы могут быть переформулированы экспертом, но без изменения их содержания, то есть объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных материалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обращается внимание, не применялись ли технические способы подделки подписей (или почерка каких-то небольших по объему записей), например, выполненных путем ксерокопирования, компьютерного сканирования и др. При наличии таких признаков почерковедческое исследование не проводится. В некоторых случаях на данной стадии могут быть обнаружены признаки изменения почерка, подписей, если они неквалифицированно выполнены. Более тонкие изменения выявляются в ходе последующих стадий исследования.
В процессе раздельного исследования анализируются идентификационные признаки в исследуемых документах и образцах, при этом оценивается их устойчивость, вариационность, частота встречаемости. При изучении устойчивости признаков устанавливается, настолько постоянно они повторяются в тексте, еще раз обращается внимание на наличие следов замедленных движений и других признаков, указывающих на изменение почерка, подписей. Вариационность определяется по наличию устойчивого выполнения одноименных знаков несколькими способами. Частота встречаемости признака является важнейшим свойством, определяющим его ценность, значимость. Она устанавливается по тому, насколько часто признак встречается в почерках разных лиц (одного и того же языка): чем реже встречается данный признак, тем он более ценен. Оценка частоты встречаемости признака, как правило, производится на основе профессионального опыта эксперта (качественно-эмпирический, или аддитивный, подход). Но она может быть оценена в выработанных почерках и на основе использования специально подсчитанных с помощью методов математической статистики количественных характеристик (коэффициентов), содержащихся в методических работах по почерковедческой экспертизе. Количественный подход позволяет объективизировать оценку частоты встречаемости признаков.[3]
Для идентификации лица по почерку имеет значение и такое свойство частных признаков, как корреляция, то есть их взаимозависимость между собой, когда появление одного признака влечет за собой появление другого признака. Такие взаимозависимые, коррелирующие признаки не могут рассматриваться самостоятельными и учитываться каждый в отдельности при идентификации. Корреляцию важно учитывать при исследовании сходных почерков, при использовании математических методов, при компьютерном моделировании. Однако такие проблемы корреляции, как, например, насколько выражены закономерности корреляции в почерке, какими причинами она обусловлена и в каких группах признаков наиболее выражена, — еще не получили достаточной разработки в судебном почерковедении.
При больших объемах исследуемых текстов, высокой вариационности почерков, при большом числе проверяемых лиц производится так называемая разработка почерков, которая помогает сопоставлять признаки исследуемого текста и образцов при последующем сравнительном исследовании. Для этого на листе бумаги, разграфленном в виде таблицы, схематически воспроизводятся в соответствии с оригиналом начертания букв, в графе с левой стороны листа – письменные знаки исследуемого документа, с правой — образцов. Разработка позволяет проследить не только особенности выполнения отдельных букв, но и особенности навыка письма в целом.
При сравнительном
исследовании сопоставляются выявленные общие и
частные идентификационные признаки. Для сравнения используются только те
признаки, которые были оценены при раздельном исследовании
как устойчивые
или являющиеся вариантами этого почерка. В первую
очередь используются редко встречающиеся признаки.
Если в данном почерке они отсутствуют, то число идентификационных признаков эксперт увеличивает, исходя из своего опыта.
Сравнительное исследование
подписей производится путем сопоставления прежде всего с образцами
подписей тех лиц, от имени которых они
выполнены, а затем уже с почерком и
подписями лица, который мог их подделать. Если это
вымышленные лица (о чем должно быть сообщено в постановлении), сравнение производится сразу с
почерком и подписями предполагаемого исполнителя.
Сравнительное исследование позволяет окончательно решить вопрос о наличии изменений в почерке, выполнении подписей с подражанием и т. д.
На стадии раздельного и сравнительного анализов используются оптические приборы (например, стереоскопический микроскоп), крупномасштабная съемка, телевизионная установка или дисплей компьютера для выявления следов замедленных движений, обводки, изучения направления движения и других графических особенностей выполнения письменных знаков. Нажим изучается с помощью электронной системы «Densitron».
Могут быть применены различные математические методы. Taк, с помощью измерительно-статистических методов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выявленные различия в написании одноименных букв вариантами одного и того же почерка или разных.
В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные технологии. К таким случаям относятся краткие записи (особенно цифровые), тексты, выполненные печатным шрифтом, подписи, имеющие безбуквенную транскрипцию или выполненные с подражанием, с большой степенью сходства и др. Применение компьютерных технологий позволяет расширить объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных характеристик почерка, которые не воспринимаются зрением.
Оценка результатов сравнительного исследования является наиболее сложной стадией, так как здесь требуется принять окончательное решение на основе полученных результатов сравнительного исследования. На этой стадии оцениваются уже не отдельно взятые признаки, а их совокупности. Оцениваются как совпадения, так и различия и определяется, какие из них более существенны. Если существенна совокупность совпадающих признаков, эксперт должен оценить, является ли она индивидуальной, то есть присущей только одному лицу. Число совпадающих признаков, необходимых для признания совокупности индивидуальной, может быть разным в разных случаях идентификации, так как это зависит от частоты встречаемости признаков.
Оценка индивидуальности выявленной совокупности признаков чаще экспертом производится тоже на основе аудитивного подхода, то есть профессиональных знаний и опыта. Но дать такую оценку значительно сложнее, чем, например, оценку частоты встречаемости отдельного признака. Поэтому здесь особенно важны качество и объем профессиональных знаний и опыта, другие личностные данные эксперта.
Если оценка частоты встречаемости производилась с помощью количественных коэффициентов, то и оценка индивидуальной совокупности признаков почерка может быть определена количественно. С помощью вероятностно-статистического метода устанавливается величина степени вероятности выполнения текста именно данным лицом.
В литературе по судебному почерковедению
содержатся таблицы с коэффициентами значимостей частоты
встречаемости частных признаков. Имеются таблицы для
заглавных и строчных букв. Методики определения
значимостей признаков и суммарной значимости выявленной
совокупности достаточно просты и могут быть использованы
юристом при оценке обоснованности выводов, если в его
распоряжении имеются такие таблицы и методика пользования
ими. Например,
идентификационная значимость выявленных совпадающих
заглавных букв определяется следующим образом: отыскиваются
в таблице выделенные экспертом информативные признаки,
при этом порядок описания в заключении признаков должен
быть выполнен в строгой последовательности: строение
букв в целом, форма, направление, протяженность, вид соединения,
количество, последовательность движений и относительное
размещение букв и их частей. В зависимости от того,
какой пол исполнителя или он неизвестен вообще, представлены
три таблицы идентификационных значимостей признаков. Категорический
положительный вывод будет обоснован в том случае, если суммарная
идентификационная значимость равна 10 единицам и более (при
условии соблюдения рекомендаций методики).[4] Положительной стороной данной методики является также то, что в ней определен так называемый доверительный уровень, то есть та вероятностная
величина, которая в представительной выборке, значимой
при расследовании уголовных дел, граничит с достоверностью. Это позволяет использовать вероятностные выводы в уголовно-процессуальном доказывании, которое все еще остается на качественном уровне. Наряду
с оценкой совокупности совпадающих признаков обязательно должно быть объяснено
происхождение имеющихся различий, которые, как правило,
также выявляются
при сравнительном исследовании. Они могут быть связаны с вариантностью почерка, недостаточным сходством условий выполнения
исследуемых текстов (подписей) и образцов и т. д. Отсутствие в заключении объяснений происхождения
различий делает его необоснованным.
В судебном почерковедении разработаны и другие методики решения вопросов, возникающих при исследовании рукописных документов. Нетрадиционной методикой является идентификация конкретного исполнителя по степени нажима при выполнении письменных знаков. Данная характеристика почерка оказалась так же индивидуальной, как и совокупность признаков почерка. Однако эта методика не является столь же универсальной. Она не может быть применена при выполнении текста капиллярной ручкой; в том случае, когда письменные знаки вообще выполняются без нажима.
На основе выявления закономерных связей между отдельными личностными свойствами и состояниями исполнителя и особенностями почерка в судебном почерковедении разработаны научно обоснованные методики определения возраста, пола, национального языка, алкогольного, наркотического состояния, патологии органов зрения, травмы головного мозга, глубоких расстройств нервной системы, патологических нарушений психики.
Основываясь на признаках формирования почерка, изменений признаков в определенные периоды жизни у одного и того же лица, эксперт может установить период времени, в пределах которого мог быть выполнен исследуемый рукописный текст данным лицом, а также последовательность выполнения нескольких рукописных документов. Имеются вероятностно-статистические методики определения возраста исполнителя. Так, методика, разработанная в ЭКЦ МВД РФ, позволяет определить несколько возрастных групп: не более 19 лет, 20-24, 25-33, 34-37, 38-43, более 43 лет. Почерк исследуемого текста должен иметь выработанность не ниже средней, не содержать изменений (как умышленных, так и непреднамеренных), определение может быть произведено по заглавным и строчным буквам. Объем текста зависит от значимости имеющихся в рукописи признаков почерка. Например, оптимальное количество заглавных букв, необходимое для принятия решения, —10. Методика имеет компьютерный вариант и ручной.
2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование следователем и судом
Заключение эксперта — процессуальный документ, поэтому к нему предъявляются определение требования, а именно: обоснованность, конкретность выводов и полнота ответов на поставленные вопросы, соблюдение единой схемы построения (наличие трех разделов), ясность, четкость, доходчивость и простота изложения, применение правильной и единообразной терминологии. В то же время заключение не должно содержать юридическую квалификацию совершенного обвиняемым деяния ("подлог", "умысел" и т. д.).
Заключение может быть признано обоснованным лишь тогда, когда выводы эксперта базируются на научных положениях, наблюдениях, экспериментах и вытекают непосредственно из данных, содержащихся в заключении и являющихся достаточными основаниями для вывода.
Любое заключение эксперта предполагает четкость и конкретность суждений и выводов как в отношении самих объектов исследования, так и тех фактов, которые имели место в процессе исследования.
Таким образом, заключение должно быть определенным, не содержащим каких-либо неточностей и тем самым исключающим возможность различного толкования выводов эксперта.
Наконец, заключение эксперта должно быть последовательным. Это значит, что все факты и явления, установленные в процессе исследования, должны находиться во взаимосвязи и взаимозависимости, вытекать одни из других и излагаться в определенной последовательности.
Заключение эксперта в соответствии с последовательностью и этапами исследования состоит из трех частей — вводной, исследовательской и выводов.
Во вводной части заключения указывают документ (определение или постановление), на основании которого назначена экспертиза, и лицо, составившее его и назначившее экспертизу. Далее подробно описывают реквизиты документов, поступивших на исследование. При описании называют номер, дату документа, фамилию, имя, отчество лица, на чье имя выписан документ, от чьего имени написано письмо, заявление и т. д.[5]
Затем эксперт переходит к поставленным перед ним вопросам, которые указаны в постановлении или определении.
После вопросов, сформулированных во вводной части заключения, перечисляются и описываются образцы почерка и подписей, представленные для сравнительного исследования, желательно в определенном порядке: вначале — свободные, затем — условно-свободные и, наконец, — экспериментальные.
Далее во вводной части заключения перечисляются сведения о лице, которому поручено производство экспертизы: занимаемая должность, фамилия, имя, отчество, образование, стаж экспертной работы.
Затем указывается, что исследуемые документы помечены оттисками штампа с названием учреждения, где проводилась экспертиза, а образцы — оттисками штампа "образец".
Последний раздел вводной части составляет примечание. В нем могут излагаться обстоятельства, имеющие значение при оценке заключения (например, о дополнительных образцах, о дополнительных сведениях о лицах, в отношении которых проводится сравнительное исследование).
Весь процесс исследования, проведенный экспертом, подробно излагается в исследовательской части заключения. Это обеспечивает возможность суду и органам следствия проверить и оценить его мотивированность и правильность.
В соответствии с этапами проведения почерковедческой экспертизы процесс исследования в этой части заключения излагается в такой последовательности:
1) Описание осмотра документа
Вначале указывают наименование, затем — реквизиты документа (дату, номер, сумму). Далее описывают материал письма и цвет красителя, которым исполнен текст.
Если исследованию подвергается не весь текст, а какие-то отдельные его фрагменты, необходимо указать, где конкретно они расположены (в какой части документа, после каких слов).
После этого фиксируются данные осмотра, которые в дальнейшем могут оказать влияние на процесс исследования и на выводы (например, сильное загрязнение документа, расплывы красителя, слабая окраска штрихов);
2) Описание раздельного исследования
Данная стадия предполагает описанием общих признаков исследуемого почерка. Частные признаки этого почерка, общие и частные признаки почерка, представленного в качестве образца, которые изучают на данной стадии, в заключении не приводят во избежание повторений, поскольку в дальнейшем при изложении сравнительного исследования их подробно описывают;
3) Описание сравнительного исследования
Здесь подробно излагают результаты сравнения, приводят оценку установленных признаков, обоснование вывода и вывод.
Результаты сравнительного исследования начинают описывать с указания совпадений (при положительном выводе) или различий (при отрицательном выводе) общих и частных признаков почерка.
Если в результате сравнения установлено совпадение общих признаков почерка, их характеристика в заключении в стадии сравнительного исследования не приводится во избежание повторений, поскольку ранее, при описании результатов раздельного исследования, она уже была дана. Эксперт ограничивается лишь перечислением совпавших общих признаков либо констатацией совпадения общих признаков, описанных ранее, без их перечисления.
Если в результате сравнения будут установлены различия общих признаков, в заключении следует охарактеризовать признаки почерка лица, образцы которого представлены для сравнения. Это даст возможность судить не только об исследуемом почерке, но и об образцах.
Далее в заключении даются перечень и описание совпадающих или различающихся частных признаков почерка;
4) оценка результатов сравнения и выводы (синтезирующая часть)
Как правило, процесс почерковедческого сравнительного исследования завершается выделением совокупности совпадающих или различающихся признаков, которая служит основанием для категорического положительного или отрицательного вывода. Поэтому в заключении, после того как перечислены и описаны совпадающие или различающиеся признаки, дается оценка установленной совокупности данных признаков и формулируется вывод.
Последнюю часть заключения составляют выводы. Здесь эксперт формулирует ответы на поставленные вопросы. Ответы излагаются ясно, в форме, понятной суду и органам следствия.
К этой части заключения предъявляются особые требования в смысле краткости, четкости и определенности формулировок. В выводах не должно содержаться повторений, касающихся их обоснований. В них четко и определенно указываются конкретные исследуемые объекты (тексты, подписи), документы, в которых расположены эти объекты, с точным перечислением реквизитов.
Далее в выводах формулируется утверждение или предположение о том, что определенное лицо (с указанием ФИО) является (или не является) исполнителем исследуемого текста, или отказ от решения вопроса по существу.
В тех случаях, когда эксперт приходит к вероятному выводу или отказывается от решения вопроса, мотивы такого решения в этом разделе не указываются, а делается ссылка на соответствующий пункт исследовательской части. Здесь подробно излагаются причины такого вывода.
В целях соблюдения единой системы построения заключения последовательность изложения ответов в разделе, содержащем выводы, как правило, не должна расходиться с последовательностью сравнения в исследовательской части заключения.
В процессе исследования эксперт может установить факт необычного выполнения исследуемого текста и в ряде случаев определить причину, под действием которой выполнялся текст, что будет иметь немаловажное значение для суда и органов следствия. Поэтому ответ формулируется более полно со ссылкой на действие необычных факторов и в ряде случаев с указанием конкретного необычного фактора, даже если специального вопроса об этом не ставили. Например: "Записка исполнена В. под действием какого-то необычного фактора (волнения, опьянения, болезни)".
К заключению эксперта-почерковеда в качестве дополнения должны быть приложены фотоиллюстрации, играющие вспомогательную роль. С их помощью в наглядной и доступной для суда и органов следствия форме демонстрируются результаты исследования, на основании которых эксперт пришел к указанному заключению, легче воспринимаются и оцениваются совпадающие и различающиеся признаки почерка.
Любое заключение эксперта-почерковеда независимо от характера его выводов должно быть оценено как следователем, так и судом. Основное содержание оценки этого заключения состоит в определении научной обоснованности и достоверности выводов эксперта, а также их доказательственного значения для конкретного дела. Такая оценка проводится следователем и судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Оценка заключения эксперта-почерковеда распадается на две взаимосвязанные части: первая заключается в тщательной, всесторонней и объективной проверке следователем и судом научной обоснованности, мотивированности заключения эксперта, достоверности его выводов, вторая – в определении ценности, значимости фактов, содержащихся в заключении эксперта, установлении их доказательственной силы, отношения, связи с другими собранными по делу доказательствами.
Без первой части оценочной деятельности следователя и суда не может быть осуществлено и второй части. Первая предопределяет возможности оценки значимости фактов, установленных экспертом-почерковедом. Если проверка заключения покажет, что выводы эксперта не обоснованы, избрана ненадлежащая методика исследования, неправильно оценены признаки, то вторая часть оценки сводится лишь к признанию того, что данное заключение не имеет доказательственного значения. В тех же случаях, когда проверка заключения показывает, что выводы эксперта научно обоснованы и достоверны, следователь и суд могут оценить их значение для доказывания.[6]
Следователь и суд должны руководствоваться рядом принципов, обеспечивающих правильный подход к оценке заключения эксперта-почерковеда:
1. Оценка должна производиться по внутреннему убеждению следователей и суда. Это значит, что никакое постороннее влияние не может предопределить их отношение к фактам, установленным экспертом.
2. Внутреннее убеждение следователя и судей должно быть обоснованным и мотивированным, а не безотчетным, интуитивным, бездоказательным.
3. Оценка заключения эксперта должна производиться следователем и судом при строгом соблюдении законности. Это значит, что следователь и суд проверяют выполнение требований закона, относящихся к назначению и производству экспертизы.
4. Фактические данные, содержащиеся в заключении эксперта-почерковеда, как и любые другие доказательства, не имеют заранее установленной силы. Их доказательственное значение зависит от конкретных обстоятельств дела, отношения к фактам, подлежащим доказыванию этими данными, степени категоричности выводов, наличия других доказательств, подтверждающих или опровергающих выводы эксперта.
5. Следователь и суд должны оценивать заключение эксперта-почерковеда, исходя из общих предпосылок судебного почерковедения, научных основ судебно-почерковедческой экспертизы. Это позволит им правильно определить возможности экспертизы на современном уровне ее развития, проверить научную обоснованность и мотивированность заключения, опираясь на существующую методику и технику экспертного исследования.
6. Оценка заключения эксперта-почерковеда следователем и судом должна проводиться методами логического анализа и синтеза, сопоставления отдельных частей заключения между собой и с выводами эксперта, а также сравнения заключения с другими источниками доказательств, относящихся к тем же обстоятельствам дела, что и заключение эксперта-почерковеда.
Изучая и оценивая фактическую, логическую, методическую, грамматическую и иллюстрационную стороны заключения, следователь и суд смогут тщательно, всесторонне и объективно проверить и оценить заключение эксперта-почерковеда.
2.4. Современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы
Научные и экспериментальные исследования, обобщение практики, многолетний опыт проведения почерковедческих экспертиз позволили отечественным криминалистам не только сформулировать теоретические основы, но и разработать научно обоснованные и эффективно действующие методики экспертизы почерка.
Уровень современного отечественного почерковедения таков, что методики экспертизы обеспечивают надежное решение ее идентификационных задач, связанных с исследованием текстов большого и среднего объемов. Общая методика почерковедческой экспертизы располагает довольно обширным арсеналом разнообразных частных методик традиционных (качественно-описательных) и модельных (количественных, основанных на математическом, вероятностном моделировании). К последним относятся так называемые модельные методы оценки совпадений признаков почерка с учетом групповой принадлежности по строению в текстах и "смешанных" (буквенных и цифровых) записях; оценки различий признаков при исследовании сходных почерков; дифференциация высоковыработанных почерков по степени совершенства системы движений и т. д.[7]
Особое место среди модельных методов занимают методы определения пола по высоковыработанному и средневыработанному почерку, позволяющие решать задачи, ответы на которые невозможно получить с помощью традиционной методики.
Применение модельных методов способствовало повышению объективизации процесса экспертной оценки и формирования выводов. Это особенно важно в сложных случаях исследования (например, сходных почерков, рукописей, выполненных намеренно измененным почерком скорописным способом).
Для исследования текстов, выполненных намеренно измененным почерком (скорописным способом), определения пола и возраста пишущего производится судебно-почерковедческая экспертиза с применением математических методов и электронно-вычислительной техники.
Алгоритмы и программы, разработанные для ЭВМ, позволяют автоматизировать процесс исследования.
К сожалению, пока ограничены возможности методики почерковедческой экспертизы в отношении малообъемных почерковых объектов (подписей, кратких записей). В экспертной практике встречаются случаи, когда перед экспертом ставятся заведомо неразрешимые задачи, например, кем из нескольких подозреваемых выполнены цифры "1", "4"; кем изменена цифра "3" на цифру "8". Применительно к подобным случаям объекты исследования настолько кратки и просты, что выявить в них индивидуальную совокупность признаков почерка исполнителя невозможно.
В связи с этим на основании процессуального закона эксперт вынужден составлять сообщение о невозможности дать заключение ввиду непригодности объекта для идентификации. Осматривая документ — вещественное доказательство, следователь и суд могут сами оценить пригодность (или непригодность) исследуемого объекта для проведения экспертизы.
Дальнейшее совершенствование методик почерковедческой экспертизы, расширение ее возможностей составляют цель многих проводимых в настоящее время научных разработок.
Так, например, в последние годы создан количественный метод исследования структурно-геометрических характеристик признаков для дифференциации кратких и простых подлинных подписей, выполненных с подражанием после предварительной тренировки. По сравнению с традиционными указанный метод имеет большие разрешающие возможности.
Разработаны количественные методы определения априорной информативности подписи (для установления объема почерковой информации, которая содержится в объекте, до проведения сравнительного исследования образцов), исследования нажима, ширины штриха кратких и простых подписей. Указанные методы используются для, повышения надежности и обоснованности выводов.
В последнее время разработаны методики исследования буквенных, цифровых записей ограниченного объема, установления факта выполнения рукописи лицом пожилого и старческого возраста. Создана методика криминалистического исследования подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста.
Завершается работа по созданию комплексной методики, расширяющей возможности и повышающей надежность экспертизы подписей.
Продолжаются разработки проблемы установления зависимости между признаками почерка и свойствами личности.
Актуальность исследования свойств личности обусловливается потребностями судебно-следственной практики в установлении таких характерологических особенностей, которые позволили бы точно и объективно оценить мотивы совершенного деяния, способность лица правильно воспринимать дополнительную информацию, позволяющую диагностировать заболевание и различные другие состояния.
Оcнoвaниeм для пpoизвoдcтвa экспертизы являeтcя пocтaнoвлeниe или oпpeдeлeниe o ее нaзнaчeнии. Kaждый из этиx дoкyмeнтoв дoлжeн быть cocтaвлeн c coблюдeниeм yгoлoвных и гpaждaнcкo-пpoцeccyaльныx нopм. B пocтaнoвлeнии или oпpeдeлeнии cyдa o нaзнaчeнии экcпepтизы дoлжны быть cooбщeны вce мaтepиaлы дeлa, имeющиe для нee знaчeниe. K ним oтнocятcя фaбyлa, дaнныe o нeoбычныx ycлoвияx выпoлнeния пoчepкoвыx oбъeктoв, дaнныe o пpeдпoлaгaeмыx иcпoлнитeляx тeкcтoв (пoдпиceй), лицax, пoдпиcи oт имeни кoтopыx пoдлeжaт иccлeдoвaнию.
Boпpocы экcпepтy, cфopмyлиpoвaнныe в пocтaнoвлeнии (oпpeдeлeнии) o нaзнaчeнии экcпepтизы, дoлжны coдepжaть нaзвaниe дoкyмeнтa или нaчaльныe и зaключитeльныe cлoвa иccлeдyeмoгo тeкcтa, дaтy дoкyмeнтa, eгo paзмeщeниe, фaмилию, имя, oтчecтвo пpeдпoлaгaeмoгo иcпoлнитeля, a пpи иccлeдoвaнии пoдпиcи - фaмилию и инициaлы лицa, oт имeни кoтopoгo oнa знaчитcя, нe являeтcя ли этo лицo вымышлeнным, нeycтaнoвлeнным или нeгpaммoтным, нe yмeющим pacпиcывaтьcя.
B пocтaнoвлeнии или oпpeдeлeнии дoлжны быть пepeчиcлeны пpeдcтaвлeнныe в pacпopяжeниe экcпepтa мaтepиaлы: иccлeдyeмыe дoкyмeнты c yкaзaниeм иx peквизитoв, кoличecтвo лиcтoв, иныe дoкyмeнты (пpoтoкoлы дoпpoca, изъятия cвoбoдныx oбpaзцoв пoчepкa и пoдпиceй лиц, пepeчиcлeнныx в вoпpocax к экcпepтy, экcпepимeнтaльныe oбpaзцы пoчepкa и пoдпиceй этиx лиц c yкaзaниeм кoличecтвa лиcтoв пo кaждoмy из ниx.
Как уже
отмечалось, почерковедческую экспертизу целесообразно назначать
для установления следующих данных:
4) конкретного исполнителя рукописного текста, отдельных фрагментов записей и реквизитов (подписей, дат);
5) выполнения рукописных текстов в нескольких документах одним и тем же лицом;
6) отдельных личностных данных исполнителя;
7) обстоятельств и условий письма.
Для ответа на
первый вопрос на экспертизу должен быть
представлен исследуемый (спорный) документ и сравнительные образцы почерка
предполагаемого исполнителя. При этом на почерковедческую экспертизу должны
направляться оригиналы исследуемых документов, а не их копии. Исключение
составляют особые случаи, когда исследуемые тексты (например, настенные
надписи) не могут быть изъяты вместе с предметом – носителем. В подобных
случаях предоставляются фотоснимки.
Для решения второго и третьего вопросов на экспертизу направляются только исследуемые документы. Такие вопросы следует ставить перед почерковедческой экспертизой в начале расследования, когда еще не определено лицо, предполагаемое как исполнитель документа, и поэтому нет возможности отобрать образцы для сравнения.
Различают свободные, экспериментальные и условно-свободные сравнительные образцы почерка.
Свободными называются такие тексты (подписи), которые выполнены до возбуждения уголовного дела и не в связи с ним. На практике сейчас все чаще возникают трудности нахождения свободных образцов почерка в силу значительного сокращения объема документов, выполняемых рукописным способом. В этих случаях необходимо очень внимательно проанализировать все сферы производственной, научной, учебной деятельности, межличностных общений, где могли выполняться те или иные тексты, записи рукописным способом. Свободные образцы добываются путем затребований, выемок на предприятиях, в учреждениях, фирмах, где работает, учится предполагаемый исполнитель. Традиционными в прошлые годы были такие документы, как личные дела, заявления и т.д. В настоящее время могут быть получены в качестве свободных образцов те или иные документы (как правило, в виде копий) в таких учреждениях, как административные органы, разрешительные структуры, налоговые инспекции (рукописно заполненные различные формы, заявления, декларации). Личные записи, дневники и иные тексты обнаруживаются при производстве осмотров, обысков в жилище заподозренного лица. Происхождение текстов, изымаемых в качестве свободных образцов (то есть подлинность их выполнения именно данным лицом), должно быть несомненным, что следователь удостоверяет своей подписью на этом образце. Более ценны те свободные образцы, которые сопоставимы с исследуемым документом по содержанию, назначению или разнообразны по этим признакам, выполнены во временной период, близкий к исследуемому документу или в сходных условиях. В отношении подписей необходимо найти разные их варианты. Как правило, в качестве свободных образцов почерка требуется не менее 5-6 страниц рукописного текста, для свободных образцов подписи - не менее 10 (по 5-6 подписей на каждом листе), выполненных с разрывом во времени.
Целью получения экспериментальных образцов является воспроизведение всех условий, сходных с изготовлением исследуемых документов, так как подобрать свободные образцы, полностью совпадающие с условиями изготовления исследуемых текстов (подписей), как правило, не удается. Кроме того, в некоторых случаях допускаются ошибки при определении подлинности свободных образцов. Экспериментальные образцы помогают исключить вышеозначенные ошибки. Отбираются экспериментальные образцы по специальной методике: текст должен быть надиктован в темпе, свойственном данному лицу. Диктуется текст, полностью совпадающий по содержанию с исследуемым (этот вариант более предпочтителен для эксперта) или специально составленный, в который вставлены отдельные слова и словосочетания из исследуемого текста. К последнему надо прибегать в том случае, когда в силу тактической ситуации по уголовному делу нецелесообразно в данный период расследования сообщать отдельные моменты содержания документа или другие связанные с ним обстоятельства. Экспериментальные образцы должны быть выполнены при помощи пишущего прибора того же вида и на бумаге того же качества (по плотности, цвету, размерам, линовке), что и исследуемый документ, не менее чем на 10-15 листах.
Экспериментальные образцы подписей выполняются на ряде отдельных листов по несколько подписей или на согнутом в виде полосок листе бумаги: при заполнении одной полоски она подгибается вовнутрь (к столу) и заполняется следующая полоска. При предположении, что подпись выполнена с подражанием подлинной, отбираются образцы подлинных подписей (то есть у лица, чья подпись подделана); образцы почерка и подписей предполагаемого исполнителя, если стоит задача установления факта подделки подписи данным лицом. У этого же лица отбираются и образцы почерка, воспроизводящие фамилию лица, подпись которого подделана. При необходимости установления исполнителя подписей от имени вымышленных лиц отбираются образцы подписей предполагаемого исполнителя и образцы его почерка, прежде всего воспроизводящие фамилии вымышленных лиц. Ни в этом, ни в предыдущем случае в процессе выполнения образцов не следует показывать лицу, как выглядят подписи в исследуемых документах. При отобрании экспериментальных образцов обязательно следует создать условия, сходные с выполнением текста в спорном документе: то же целевое назначение бланка документа, поза исполнителя, пишущий прибор, качество бумаги.
Свободные и экспериментальные образцы по своему криминалистическому значению дополняют друг друга, а не взаимозаменяют. Поэтому для доброкачественного информационного обеспечения почерковедческой экспертизы необходимо предоставление образцов того и другого вида. При объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом должно быть сообщено в постановлении с указанием конкретной причины. В противном случае материалы могут быть возвращены обратно или приостановлено производство экспертизы и направлен запрос о дополнении материалов, что значительно увеличит сроки проведения экспертизы.[8]
Условно-свободные образцы — это те документы, которые собственноручно составлены данным лицом в период расследования уголовного дела или непосредственно в процессе его расследования. Они представляются как дополнительные, при отсутствии или небольшом количестве одного из первых двух видов.
При решении вопроса о требуемом количестве образцов всегда следует руководствоваться правилом - «чем больше, тем лучше». Во всяком случае должно быть представлено такое их количество, которое позволило бы проследить все варианты почерка и подписей.
Если возникает необходимость установления по почерку личностных данных исполнителя (пола, возраста и др.), то в этом случае может быть целесообразным назначение комплексной почерко-автороведческой экспертизы, для установления времени выполнения текста — комплексной почерко-технико-криминалистической экспертизы. Особую сложность представляет решение вопросов о состоянии исполнителя текста. Установление алкогольного, наркотического опьянения может быть осуществлено в рамках почерковедческой экспертизы. Для установления психического состояния исполнителя по его почерку необходимо назначение комплексной психолого-почерковедческой экспертизы, если в экспертном учреждении, где планируется производство такой экспертизы, отсутствует специалист-психолог в области диагностических почерковедческих исследований.
Формулирование вопросов является наиболее сложной и ответственной задачей подготовки материалов на экспертизу, поэтому они должны быть тщательно продуманы. Прежде всего необходимо определить, какие вопросы являются главными, и именно с них следует начинать перечень вопросов. Например, в идентификационном почерковедческом исследовании главным является вопрос о конкретном исполнителе. Но не следует ограничиваться только вопросом о конкретном исполнителе, так как при отрицательном ответе не будет получена информация о личностных данных нового предполагаемого исполнителя, которая бы позволила определить круг его поиска.
При формулировании вопросов не должны употребляться вероятностные формы предложений, наукообразные и неоднозначные выражения, например, об «идентичности», «соответствии», «одинаковости» почерков исследуемых текстов и образцов.
В вопросах указывается точное наименование исследуемого документа и его реквизиты, точное расположение тех почерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе: например, наименование граф, строк, где расположены подписи, другие записи. Если документ выполнен не на бланке, указывается топография исследуемых записей, подписей (в какой части, углу, выше, ниже основного теста, на лицевой стороне, обороте). Исследуемый текст, выполненный на листе бумаги, индивидуализируется указанием слов начала текста и его окончания. В отношении предполагаемых исполнителей в вопросах обязательно должны быть указаны их фамилии и инициалы (не следует их заменять ссылками на другие части постановления, где эти фамилии уже названы).
Из вышеизложенного можно сделать обоснованный вывод, что криминалистическое исследование письменной речи далеко не ограничивается установлением исполнителя документа. Более того, перечисленные в данной работе методы тоже не исчерпывают возможностей науки. Существует множество иных методик изучения письменных документов.
Однако необходимо учитывать, что данная отрасль криминалистики имеет в себе огромный потенциал для разработки новых методик исследования рукописных документов, поскольку письмо не менее индивидуально, чем рисунок папиллярных линий.
Как правильно указывает профессор Образцов: «Значение для уголовного судопроизводства документов данной группы трудно переоценить. В криминальном мире, как, впрочем, и в законопослушной жизнедеятельности, документы фигурируют в различных качествах и выполняют самые различные функции».
Можно сделать закономерный вывод, что сфера применения специфических приемов и методов почерковедения далеко не ограничивается сферой уголовного судопроизводства, и это действительно так. Уже сегодня все большее применение эта наука находит и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве, продолжая в то же время развиваться.
Таким образом, данную тему нельзя считать закрытой, у криминалистического исследования письма открываются прекрасные перспективы для дальнейшего развития.
1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. М., «Норма», 2001г.
2. Дамбраускайте О.К. Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи//Правоведение. - №2. – 1998г.
3. Криминалистика. Учебник под ред. Крылова И.Ф., Бастрыкина А.И. М., «Дело», 2001г.
4. Криминалистика. Учебник под ред. Седовой Т.А., Эксархопуло А.А. СПб., «Лань», 2001г.
5. Криминалистика. Под ред. Образцова В.А. М., «Юристъ», 2001г.
6. Криминалистика. Учеб. пособие под ред. Яблокова Н.П., М., 1999г.
7. Левицкий А.Б. Методика вероятностно-статистической оценки совпадающих частных признаков почерка в прописных буквах русского алфавита. М., 1996г.
8. Погибко Ю. Возможности судебно-почерковедческой экспертизы//Законность. - №4-5. – 1992г.
9. Порубов А.Н. Криминалистика в схемах. М., «Амалфея», 2000г.
[1] Криминалистика. Учебник под ред. Крылова И.Ф., Бастрыкина А.И. М., «Дело», 2001г., стр. 321
[2] Криминалистика. Учебник под ред. Крылова И.Ф., Бастрыкина А.И. М., «Дело», 2001г., стр. 327-328
[3] Криминалистика. Учебник под ред. Седовой Т.А., Эксархопуло А.А. СПб., «Лань», 2001г., стр. 299
[4] Левицкий А.Б. Методика вероятностно-статистической оценки совпадающих частных признаков почерка в прописных буквах русского алфавита. М., 1996г., стр. 125
[5] Криминалистика. Учебник под ред. Седовой Т.А., Эксархопуло А.А. СПб., «Лань», 2001г., стр. 357
[6] Криминалистика. Учебник под ред. Седовой Т.А., Эксархопуло А.А. СПб., «Лань», 2001г., стр. 364
[7] Дамбраускайте О.К. Современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи//Правоведение. - №2. – 1998г., стр.27
[8] Криминалистика. Учебник под ред. Седовой Т.А., Эксархопуло А.А. СПб., «Лань», 2001г., стр. 296