Зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью и возможность его применения в современных условиях в РФ
КРАТКИЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНИРОДНОГО ОПЫТА БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И
КОРРУПЦИЕЙ
Во многих странах мира организованная преступность распространена настолько широко, что уже разрушительным образом воздействует на внутренние демократические процессы. Политическую коррупцию, неизбежно порождаемую организованной преступностью, можно смело отнести к той болезни, которую легко определить, но исключительно трудно вылечить. Учитывая это обстоятельство, трудно вылечить. Учитывая это обстоятельство, трудно говорить о каких-либо оптимистических выводах, которые можно было бы извлечь из международного опыта в данной области. И все-таки обзор деятельности, проводимой различными странами мира в их борьбе с организованной преступностью и политической коррупцией, представляется весьма полезным.
Мафия, пожалуй, относится к той форме организованной
преступности, которая в настоящее время пользуется наиболее
дурной славой. Ассоциируемая преимущественно с преступными
группировками на Сицилии и Южной Италии, мафия уже давно
распространила свои щупальца по всему миру, особенно укрепившись
в наиболее крупных городах США. Необходимо отметить, что
преступные синдикаты итальянского происхождения также фигурируют
под именами Коза Ностра и Каморра. К другим преступным
организациям можно отнести Якудзу в Японии, Триады в Гонконге,
Медельинский и Калийский картели в Колумбии.
Последний обзор сделанный на конференции Организации американских государств по вопросам честности в сфере политики, завершился лишь констатацией известных проблем при полном отсутствии конкретных способов их разрешения.
Помимо итогового документа, принятого на данной конференции, проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью были освещены в целом ряде монографий и статей.
В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной
преступностью подробно регламентируется применение особых
оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:
- оперативное внедрение
- контролируемые поставки и иные операции
- оперативный эксперимент
- создание и использование предприятий, учреждений и организаций
(ст.27)
Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данное преступление и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся зарубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В 80-ых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар, в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и как результат дело закончилось громким судебным процессом.
Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.
Территориальные органы власти должны осуществлять
материально-техническое и финансовое обеспечение
правоохранительной деятельности. Развивать информационно-
аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере
борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией
профилактической работы правоохранительных органов с
медицинскими, педагогическими, психологическими и иными
учреждениями и службами, а также общественными организациями.
Например, в разработке антинаркотической региональной программы в
Петербурге принимают участие ОКНОН, ГУВД, служба главного
нарколога города, институт социологии РАН, средства массовой
информации, а также общественные организации – фонд «Возрождение»
и православное антинаркотическое братство «Новые Паломники». 1
Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать
ряд целевых программ по профилактике отдельных видов
преступлений, которые, как правило совершает организованная
преступность.
Непосредственное противодействие в деле борьбы с оргпреступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
1 Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики. СПб. 1997.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численности и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.
Российскими специалистами по борьбе с организованной
преступностью разработаны четыре основных вида разведывательных
данных об организованной преступности:
- информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде, либо в конкретных преступных группировках;
- информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД;
- информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства;
- информация высшего порядка, собираемая в течении относительно длительного времени, для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп. 2
Необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полного объема информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия организованной преступности, а также установлению и изобличению всех участников организованной преступной деятельности.
Сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики.
2 Корчагин А. Г., Номоконов В. А., Шульга В. И. Указ. Работа.
С. 29.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В РФ в 1998 году в суд направлено на 15 процентов больше дел по
преступлениям с признаком «совершено организованной преступной группой».
Например, уголовное дело в отношении группы братьев Тарховых (всего
восемь человек). Они совершили ряд разбойных нападений на
предпринимателей на территории Алтайского края, новосибирской области и
республики Казахстан. 126 преступлений квалифицированы по статье 210 УК
РФ – создания преступного сообщества (преступной организации), которые
характеризуются высокой степенью организованности преступников, создание
иерархической лестницы, коррупционными связями с органами власти. По
одному из таких уголовных дел обвинены 27 человек, в том числе и
представители исполнительной власти. Они похитили 1,5 миллиона рублей из
денежных средств города Новосибирска.
Ряд уголовных дел расследовали следователи следственной части
Следственного комитета. Среди них можно назвать направленное в суд дело
в отношении председателя коммерческого Монтажспецбанка Ангелевича,
которому вменяется хищение 106 миллионов рублей. По делу обеспечено
реальное возмещение ущерба на сумму 40 миллионов рублей и наложен арест
на имущество на сумму в 77 миллионов рублей. Здесь и уголовные дела в
отношении организованной преступной группы Сафарова и Лабунского (всего
восемь человек). Они контрабандным путем переместили из Казахстана в
Россию 228 килограммов наркотических средств. Расследовано дело по
обвинению организаторов ТО «Инвестиционная компания Хопер-Инвест»
Константиновой и Суздальцева, завладевших деньгами более двух тысяч
вкладчиков на сумму восемь миллиардов рублей.
Только во второй половине прошлого года следователями следственной части Следственного комитета при МВД РФ реализовано 14 материалов оперативных проверок. По ним возбуждены и расследуются уголовные дела. В том числе в отношении членов организованной преступной группы из числа руководителей одного из ЗАО. У них изъяты уникальные драгоценные камни: сапфир, изумруд и александрит, оцененные специалистами на сумму более 16 миллионов долларов США, а также 670 алмазов, 30 топазов, более 250 бриллиантов. Всего по делу изъято ценностей на сумму более 200 миллионов долларов.
Пресечена также деятельность организованной преступной группы, изготавливавшей на территории Чечни поддельные американские доллары. В ходе расследования ликвидирована подпольная типография по их изготовлению. Изъяты компьютерное оборудование с программным обеспечением, фальшивые денежные знаки, в том числе неразрезанные листы с отпечатанными долларами.
Для совершенствования деятельности правоохранительных органов и
противодействия организованной преступности Постановлением Правительства
РФ от 6 октября 1999 года № 1132 увеличена штатная численность органов
предварительного следствия в системе МВД РФ. Это позволило создать
десять региональных следственных отделов по расследованию организованной
преступной деятельности. Они напрямую подчинены Следственному комитету.
В составе следственной части Следственного комитета создан отдел по
расследованию преступлений в кредитно-финансовой сфере.
В 1995 году было организовано специализированное следственное
подразделение, находящееся в непосредственном подчинении Следственного
комитета при МВД РФ. Северный Кавказ, в криминальном отношении регион
сложный. Для тесного взаимодействия с Региональным управлением по борьбе
с организованной преступностью, а также для расследования «громких»
уголовных дел было создано самостоятельное следственное подразделение.
Получив большую процессуальную самостоятельность, независимость от
местных властей и местных руководителей органов внутренних дел,
следователи стали работать увереннее и результативнее. Проанализировав
их опыт, был сделан вывод, что его следует распространять и на ряд
других регионов страны, где складывается неблагоприятная криминальная
ситуация и где нагло орудуют организованные преступные группировки. Были
подготовлены соответствующие предложения, которые легли в основу приказа
МВД РФ - О создании региональных отделов по расследованию организованной
преступной деятельности, подчиненных непосредственно Следственному
комитету при МВД РФ.
За 1999 год расследовано свыше 30 000 уголовных деяний,
связанных с организованными преступными группами, 16 000 их участников
привлечено к уголовной ответственности. Напряженная криминальная
обстановка сложилась в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков.
Расцвела коррупция. В 1999 году зарегистрировано 54000 посягательств,
совершенных должностными лицами, с использованием своего служебного
положения. Выявлены уголовно наказуемые факты участия в
предпринимательской деятельности, злоупотребления должностными
полномочиями, присвоения и растраты финансово-материальных средств и
получение взяток. За минувший год к уголовной ответственности привлечено
15 000 должностных лиц. 3
3 «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН», 2000, № 7.
Основной массив дел о тяжких преступлениях расследуют следователи органов внутренних дел субъектов РФ. Свыше 600 сложных дел ежегодно контролирует Следственный комитет при МВД РФ. Как показывает практика, в процессе следственных действий в отношении представителей местных органов власти, руководителей банковских и коммерческих структур, крупных предпринимателей со стороны отдельных руководителей республик, краев и областей, иных должностных лиц, допускаются случаи давления на следователей, с целью принятия желательных для обвиняемых решений.
Руководство МВД РФ создало 10 региональных следственных отделов, которые будут заниматься расследованием уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных организованными преступными группами, возбужденные по материалам подразделений по борьбе с организованной преступностью, а также уголовные дела, носящие межрегиональный характер.
Северо-Кавказский следственный отдел преобразован в
Региональное управление по расследованию организованной преступной
деятельности, которое возглавляет руководитель в ранге заместителя
начальника Следственного комитета при МВД РФ. 4
С 1997 по 2000 год в России зарегистрировано 500 преступлений, связанных с мошенничеством в области обращения банковских пластиковых карточек.
По сведениям зарубежных источников, в поле зрения правоохранительных органов попадает лишь 15 % совершенных преступлений подобного рода.
В настоящее время мошенничеством в области обращения банковских
пластиковых карточек занимаются в основном организованные преступные
группы численностью до 50 человек, вооруженные самой современной
техникой. Их члены имеют надежные документы прикрытия и пользуются
консультациями высококвалифицированных специалистов. До недавнего
времени в России действовало свыше десятка таких групп, которые
«сплавляли» присвоенные деньги в офшорные зоны. Работникам
правоохранительных органов удалось пресечь в Москве активность ряда
липовых фирм, а их организаторов привлечь к уголовной ответственности.
Кроме того, нейтрализована группа мошенников, пытавшихся похитить 1,5
миллиарда рублей из сбербанков Москвы, Перми, Петербурга.
4 «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН», 2000, № 9.
Криминальный прогноз на 2001 год далек от оптимизма.
Предполагается, что общая преступность к концу года намного превысит
трехмиллионную цифру. Социально-экономические катаклизмы активизируют
рост латентной преступности. Не исключено, что она в десять раз превысит
официально регистрируемые показатели. И если не принять мер, то следует
ожидать от криминалитета более жестких действий. Увеличится количество
противоправных деяний в кредитно-финансовой сфере, поднимет голову
наркобизнес, возрастет давление спиртодельцов. Организованные преступные
группировки обратят свои взоры прежде всего на экономику местных
предприятий. На бытовом уровне, из-за трудностей экономического
характера, какая-то часть населения станет поддерживать заинтересованные
отношения с сомнительными структурами. Все это приведет к объективному
ослаблению социального контроля над преступностью. 5
Необходимо всемерное укрепление Государства российского и его институтов. Как точно заметил в последнем за 1999 год номере «Российской газеты» В. В. Путин, ключ к возрождению и подъему страны находится сегодня именно в государственно-политической сфере.
Таким образом, ситуация с криминалитетом в России достигла предельно критических значений. Промедление с принятием самых неотложных мер как по укреплению государства, так и мер специальных, чревато серьезнейшими последствиями для России и мира в целом.
5 «Чистые руки» № 4, С. 16-27.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Закон РФ Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. //Российская газета.М.1995.18 августа
4. Закон РФ. Об органах федеральной службы безопасности в РФ.
//Российская газета. М.1995.12 апреля.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999
№1132.
6. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью. М.1998.
7. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью.
М.1996.
8. Маевский В. Организованной преступности можно противостоять. //
Следователь. М.1996. №1.
9. «Чистые руки» № 4, 2000, С.16-27.
10. «Человек и Закон» № 7, 2000
11. «Человек и Закон» № 9, 2000.