Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).

Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).

ПЛАН

Теоретический вопрос:
Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).
Введение.
1. Предупреждение преступности – одна из направлений в борьбе с преступностью.
2. Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы.
3. Субъекты предупреждения преступности.
4. Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством.
Заключение.
Практическое задание:
Приведите примеры использования обобщающих показателей при анализе преступности в Амурской области за любой отчетный период.
1. Социально-экономическая и оперативная обстановка на территории Амурской области за 1999 год.
2. Общая характеристика преступности.
3. Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков.
4. Социально-криминологическая характеристика преступности.
5. Преступность в сфере экономики.
6. Состояние правопорядка в общественных местах на улицах, дорожно- транспортной дисциплины и пожарной безопасности.
7. Раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников.
Теоретический вопрос.

Введение.

В криминологической и иной специальной литературе, а также официальных документах и публицистических материалах встречаются понятия: уголовная политика, борьба с преступностью, война, контроль, противодействие преступности, предупреждение, профилактика и др. При этом до сих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры и не может оцениваться как достаточно определенное или, по крайней мере однозначное.
Это создает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном случае, так и в практической деятельности.

За каждым из терминов стоит разное содержание. Поэтому точное определение терминологии – непременное условие четкости в решении проблемы борьбы с преступностью.

В литературе отмечалось, что трудно установить, кто впервые употребил термин «уголовная политика», но в 1804 году Фейербах говорил о ней как об уже существующем понятии и разграничивал его с уголовным правом. Об уголовной политике писали Хенке, Бентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России – Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60 – 90 – е годы XX века уголовной политике в России значительное внимание уделяли многие авторы: А. А. Герцензон, В. Н.
Кудрявцев, П. С. Дагель, М. М. Бабаев, Г. М. Миньковский, М. П. Клейменов и целый ряд других авторов.[1] А. А. Герцензон писал: «Уголовная политика – это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т. д. Она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов»[2].

Анализ работ показывает, что всегда существовали два принципиально разных подхода к пониманию уголовной политики. Одни авторы исходили из того, что в рамках уголовной политики решаются вопросы воздействия на преступления (преступность) уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывался в рамках социологии уголовного права (Фейербах, Лист и др.). Во второй половине XX века в России этот подход также существовал[3]. Но все-таки в 80-х годах преобладал второй.

Суть второго подхода сводится к тому, что уголовная политика касается всех мер воздействия на преступность. Даже высказывалось утверждение, что понятие борьбы с преступностью не должно выводиться за пределы уголовной политики[4]. Как отмечалось в научных дискуссиях, данный подход фактически отождествляет понятия «уголовная политика» и «борьба с преступностью».
Рассмотрим более подробнее понятие «предупреждение преступности».

1. Предупреждение преступности – одна из направлений в борьбе с преступностью.

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности,
3) правоохранительной деятельности. Что представляет собой термин
«предупреждения преступности» ? «Предупреждение преступности» – это принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе «Теоретические основы предупреждения преступности», говориться, что «предупреждение преступности
– многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности»[5]. Это определение стало традиционным, оно же воспроизведено в «Курсе советской криминологии» (Т. 1. М., 1985), на него опираются при проведении исследований многие криминологи.

Этот термин, разумеется, не является бесспорным. Его критики пишут о том, что нельзя предупредить то, что уже имеется, включая преступность. С этой точки зрения термин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот и вряд ли имеет смысл революционно ломать устоявшийся понятийный аппарат.
Наряду с этим термином часто употребляют другой – «профилактика». Одними авторами эти два понятия трактуются как синонимы, другие видят в них различия (В. С. Лекарь, Г. А. Аванесов и др.). Практически все чаще о профилактике говорят применительно к пресечению конкретных преступлений, когда речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению и реагировании на эти факты.

В таком виде профилактика служит как бы мостиком между предупреждением преступности в указанном выше классическом смысле и правоохранительной деятельностью.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение[6] людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия.

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности. Однако реальное состояние предупредительного «хозяйства» в современной России таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая в советское время) практически разрушена, а новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте – в значительной мере дело будущего.

2. Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы.

Предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделение составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интергративной оценки, т. е. многого из того, что присуще системному анализу.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).

При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшения масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:
1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона
(области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам).
Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного рода, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов
Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Типичный пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности – применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст. 116, 119, 218, 222, 224, 240 УК РФ).

Правовые меры профилактики преступности включают:
1) совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства;
2) наличие правовых запретов и ограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения, ношения оружия и т. д.);
3) правовую регламентацию деятельности объектов профилактики;
4) воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению;
5) воспитание профилактической активности личности.

По объему и направленности применения предупредительных мер в соответствие с уровнями преступности и криминогенных факторов различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.

Общие профилактические меры направлены на устранение, либо на нейтрализацию причин и условий преступности в целом.

Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений
(например, совершаемых несовершеннолетними лицами, рецидивистами, корыстных, насильственных) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками и т. п.).

Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении отдельных лиц, которые: а) не совершали противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия; б) ведут антиобщественный образ жизни. Совершает уголовно ненаказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, подготовкой конкретного преступления; в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца; г) совершили преступление и могут допустить рецидив.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующих проникновению в хранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновению пожаров и т. п. (различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, средства сигнализации, автоматические записывающие устройства и т. д.).

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака, во-первых, время, отдаляющие лицо от момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности личности»[7]. Формально логически такое деление возможно, но оно «размыто», отличается неопределенность указанных критериев.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно «предупреждение- профилактика», «предупреждение-предотвращение») употребляются как синонимы.
Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и, как правило, длительного генезиса, многообразие форм проявления криминальной активности
(в виде не только непосредственно преступного, но и так называемого до преступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнообразных мер предупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от их развития по времени обуславливают необходимость четкого разграничения указанных понятий. Тем более что оно уже фактически проводится – хотя не в законе, но иным путем, например, в ведомственных нормативных актах. В данном контексте профилактика – это меры по выявлению, устранению
(нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т. д. Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором – предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.

Пресечение – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна – не допустить совершения преступления либо его повторения.

3. Субъекты предупреждения преступности.

Задачи специального предупреждения преступности решаются множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке.

К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Они формируют законодательную и иную нормативно- правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности.

Особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы,
Антимонопольного комитета, Госстандарта, Госторгинспекции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органы санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования на них. Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограничению действия широкого спектра криминогенных факторов.

Большую роль играют не только государственные и муниципальные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, образования, но и частные, коммерческие структуры производственного и иного назначения
(особенно в плане обеспечения собственной безопасности). Функции финансового контроля, имеющего большое значение для предупреждения экономических преступлений, в настоящее время осуществляются как государственными органами, так и коммерческими структурами, органами их управления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).

К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, представители религиозных конфессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Определенные задачи решают также уличные, квартальные, домовые комитеты, родительские советы школ, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах, частные медико- психологические, социальные центры, семейные детдома и др.

К негосударственным также относятся: общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, добровольные народные дружины, рабочие отряды по охране общественного порядка, комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советы профилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров, следователей, внештатные сотрудники милиции и некоторые другие.
Так, участие граждан в работе указанных формирований должно осуществлятся без каких-либо разнарядок сверху, на подлинной добровольности и, как правило, на возмездной основе.

Определенную роль выполняют органы (формирования), которые в настоящее время рассматриваются как общественно-государственные. Это наблюдательные, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних (окончательное формирование их нового статуса должно произойти в процессе становления и развития местного самоуправления).

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально- криминологического предупреждения преступности должна вносить местное самоуправление. Это достигается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но прежде всего и главным образом – по осуществлению охраны общественного порядка.

4. Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством.

Рассматриваемые составы преступлений – кража и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством относятся к категории преступлений против собственности.

Самым распространенным преступлением в общем объеме преступности являются кражи. В структуре этого вида преступления количественно преобладают кражи имущества граждан (треть из них - квартирные). Из общего числа зарегистрированных краж в 1999 году (1 365 191) на все остальные виды краж, то есть когда потерпевшим является юридическое лицо, приходилось лишь
372 000.

На протяжении последних двух десятилетий наблюдались устойчивые негативные тенденции для увеличения числа рассматриваемых преступлений.

Неблагоприятные тенденции преступности в последние годы обусловлены прежде всего прогрессирующим усилением кризисных явлений в социально- экономической и политической сферах, ослаблением конституционных гарантий правовой защиты интересов личности и государства, снижением эффективности государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля, несогласованностью действий законодательных и исполнительных органов всех уровней. Нарастающая конфликтность и нетерпимость в обществе, резкое снижение уровня жизни широких слоев населения, фактический распад потребительского рынка, рост безработицы не могут не оказывать крайне негативного воздействия на состояние общественного дознания, обусловливая значительные деформации правового и экономического сознания представителей многих социальных слоев общества.

Говоря о предупреждение краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством, как преступлений против собственности в целом необходимо сказать, что основная роль в данном случае принадлежит системе мероприятий общегосударственного уровня по стабилизации экономики, росту производства, достижению баланса экономической эффективности. Без этого практически все профилактические меры организационно-хозяйственного, управленческого, технического и организационно-правового характера едва ли смогут кардинально улучшить ситуацию.

Однако было бы неправильным полагаться исключительно на саморегулирующие способности экономики: в последние годы некоторыми учеными- экономистами высказывались взгляды, сущность которых заключалась в придании экономике гипертрофированных возможностей самодостаточной регуляции практически всех возможных дисфункций, в том числе и способности ликвидации
«теневых» экономических отношений, включающих и экономическую преступность.
Однако как наш собственный опыт, так и практика развитых стран зарубежья показывают, что сама по себе смена форм собственности в криминологическом плане отнюдь не является панацеей.

Для успешной реализации экономических мер профилактики необходимым становится, прежде всего, осознание важности борьбы с данными видами преступлений, научного выявления степени и форм обратного воздействия преступности на социальную и экономическую сферы, обеспечивающего растущий уровень ее воспроизводства.

Антикриминогенным потенциалом обладают мероприятия общесоциального уровня по снижению темпов процесса прогрессирующей имущественной дифференциации населения.

Важную роль в усилении профилактики краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством должна играть система криминологической экспертизы, основой которой могут стать комиссии, объединения, ассоциации независимых экспертов из числа специалистов- криминологов, юристов, экономистов, социологов, ученых других специальностей и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, а также оценивающих и прогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности (или антикриминогенности).

К комплексу организационно-технических мер профилактики относятся мероприятия, обеспечивающие охрану, учет, определение количественных и качественных показателей состояния имущества, движения денежных средств, усовершенствования системы регистрации автотранспорта и т.д. Конкретной реализацией этих мероприятий является внедрение современных компьютеризированных систем охраны складских, торговых и конторских помещений, квартир граждан, внедрение технических устройств, обеспечивающих охрану транспорта, внедрение единой всероссийской системы учета угнанных транспортных средств, установкой на транспортные средства противоугонных устройств и т.д.

В качестве важного мероприятия профилактического характера можно назвать создание единой компьютерной системы учета информации о лицах, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за подобные деяния.

Личность преступников, совершающих посягательства на собственность, характеризуется большим разбросом уголовно-правовых, социально- демографических, нравственно-психологических и иных признаков (их сочетание). Это могут быть злостные преступники: многократные судимые рецидивисты, профессиональные воры, организаторы, участники устойчивых преступных формирований. Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения довольно часто совершается подростками, только приобщающимися к преступной деятельности, но порой и лицами причастными к организованной преступности, например, с целью использования угнанного автомобиля для совершения убийства или бандитского нападения.

Органы внутренних дел ведут работу в плане – выявления, анализа и обобщения характерных методов совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, способов и мест угона, сокрытия, разукомплектования, легализации, установление направлений передвижения разыскиваемых транспортных средств, подготовки соответствующих информаций, рекомендаций, обзоров для всех подразделений ОВД и иных учреждений и организаций.

Также ОВД осуществляют в целям предупреждения краж и угонов транспортных средств следующие мероприятия: а) организацию единой системы контроля за соблюдением установленного порядка лицензирования деятельности предприятий по торговле и ремонту транспортных средств, получения и использования информации о работе таких предприятий; б) подготавливает, координирует проведение специальных мероприятий по пресечению хищений автотранспортных средств, выявлению мест отстоя, разукомплектования похищенных транспортных средств, их подготовки к легализации; в) проведение оперативных мероприятий по пресечению и раскрытию хищений автотранспортных средств, совершенных организованными преступными группами, а также носящих межрегиональный и межгосударственный характер; г) разрабатывает предложения в соответствующие органы исполнительной власти по реализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства, устранению объективных причин, способствующих их совершению; д) организует взаимодействие со средствами массовой информации по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства.

С целью предупреждения преступлений против собственности в полном объеме используются средства и методы виктимологической профилактики.
Издавая и распространяя брошюры, памятки, буклеты с информацией населению о возможных посягательствах на транспорт, о способах, уловках применяемых ворами, о технических и иных вариантов охраны имущества.

Предупреждением краж и угонов транспортных средств является организация охраняемых платных автостоянок, оборудованных соответствующими техническими средствами. В гаражных кооперативах в этих целях применяются поочередные ночные дежурства. Большое развитие получило установка автосигнализаций различных модификаций с звуковой и световой индикацией.

Федеральной Программой РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994
– 1995г.г. предусмотрено восстановление и развитие общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними лицами и молодежью. Но этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями, поэтому здесь существенно возрастает роль местного самоуправления в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.

Заключение.

Социальная ценность предупреждения преступления в жизни общества представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения преступления криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
Практическое задание.

1. Оценка социально-экономической и оперативной обстановки на территории Амурской области за 1999 год.

Население области составляет 1008,5 тыс. человек и имеет тенденцию к сокращению: в минувшем году оно сократилась на 6,8 тыс. человек или на
0,7%. Уменьшение численности населения обусловлено его естественной убылью и миграционным потоком за пределы области. Продолжительность жизни по области составляет 58 лет, что на 2,5 % ниже, чем по России. Соотношение городского и сельского населения составляет соответственно 65,1 и 34,9 %.

Остается острой проблема неплатежей, не решены вопросы финансового оздоровления экономики, создания новых рабочих мест. По данным 890 предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры задолженность по заработной плате составила 951,2 млн. рублей, только по милиции общественной безопасности задолженность по денежному довольствию составили
28 млн. рублей. В критическом положении остается финансирование образования, здравоохранения и культуры. Из бюджетов всех уровней не выплачено 389,6 млн. рублей. Сохранение сложившегося уровня задолженности за 1998 год обусловило превышение общей суммы задолженности над фондом заработной платы предприятий и организаций, в которых она имелась, в 5,2 раза.

За 1999 год произошло снижение объемов производства в угольной промышленности, добыча угля составила 64,3% объема производства прошлого года. Объем продукции машиностроения и металлообработки увеличился на
26,8%, производство деловой древесины – на 44,3 %, а пиломатериалов – на
10,9%. Активизация производства в лесной промышленности обусловлена в первую очередь возросшим спросом на древесину в Китае, Японии, Северной и
Южной Корее. На предприятиях цветной металлургии области золотодобывающий сезон складывался удачнее, чем в 1998 году, золота добыто на 9,2 % больше.

Индекс потребительских цен по сравнению с прошлым годом увеличился на
38,6%. Основной рост цен пришелся на непродовольственные товары. Цены на продовольственные товары (включая алкогольные напитки) увеличились от 7,7 до 169,6%.

Уровень реальных располагаемых доходов населения снизился на 19,6%.
Денежный доход до 1000 рублей имеет 44,4% населения, свыше 1600 рублей –
12,9%. В сравнении с другими регионами Дальнего Востока уровень средней зарплаты работников Амурской области по-прежнему самый низкий.

На крупных, средних и малых предприятиях области численность работающих составила 297,8 тыс. человек, что меньше аналогичного периода прошлого года на 7,0%. Численность экономически активного населения составляет 512,7 тыс. человек, из которых 422,7 тыс. человек (82,4%) заняты в экономике области и 90.0 тыс. человек (17,6%) не имели занятия и классифицировались как безработные. Официально зарегистрировано в службе занятости 9,2 тыс. человек (1,8%) экономически активного населения.

В 1999 году в области зарегистрировано 66 забастовок, в которых приняло участие 4802 человека. Главной причиной забастовок остается несвоевременная выплата заработной платы. Выдвигая, политические и экономические требования, не проявляя экстремистской направленности наибольшей активностью отличаются представители КПРФ.

2. Общая характеристика преступности.

Главной характеристикой состояния оперативной обстановки в отчетном периоде явилось значительное увеличение количества преступлений регистрируемых по всем линиям, линиям криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Рост числа регистрируемых преступлений произошел в двадцати двух городах и районах области, в том числе и в областном центре. Общая раскрываемость преступлений возросла по сравнению прошлогодней на 1,4%
(74,4%), в то время как раскрываемость преступлений компетенции криминальной милиции осталась на уровне прошлогодней.

За истекший период на территории области зарегистрировано 23218
(+20,3%) преступлений всех линий, в том числе 18164 (+19,8%) – по линии криминальной милиции. На 22,0% возросло число преступлений по линии милиции общественной безопасности. Более 17% прироста составляют преступления экономической направленности, что свидетельствует об увеличении активности подразделений милиции общественной безопасности на данном направлении.

Число оконченных расследованием преступлений увеличилось на 21,2% (с
13661 до 16562). Снижение зарегистрировано только в Тындинском ГРОВД и
Октябрьском РОВД.

В 22 ГРОВД произошло увеличение числа регистрируемых преступлений, наиболее значительное в УВД г. Благовещенска (+37,0%), Завитинском (+36,7%) и Тамбовском (+34,9%) РОВД, Шимановском (+33,3%) ГРОВД.

На фоне общего увеличения зарегистрированных преступлений особо выделяются совершенные лицами, ранее их совершавшими, рост составил 28,5%, а удельный вес данной категории преступлений в числе оконченных увеличился с 37,2% до 39,2%.

В городах Белогорск и Свободный половина всех оконченных преступлений совершенны лицами, ранее их совершавшими.

На 20,5% увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием. В г. Благовещенске, Михайловском,
Тамбовском, Завитинском, Селемджинском, Свободненском, Мазановском и
Шимановском районах темпы роста подростковой преступности значительно опережают темпы роста общей преступности.

Количество преступлений, совершенных в группах, увеличилось на 24,7%.
Наиболее значительный рост групповой преступности зарегистрирован в
Белогорском ГОВД (+126,1%), Михайловском (+74,4%), Тамбовском (+38,1%) районных отделах внутренних дел, Шимановском ГРОВД (+61,5%) и УВД г.
Благовещенска (+47,4%), а в Завитинском РОВД самый высокий удельный вес групповых преступлений – 29,2%.

Структура преступлений против личности.

В структуре преступности, по-прежнему, доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных составляет 68,2%. При этом возросли кражи (+26,8%), разбои (+15,1%), грабежи (+18,3%), причинение тяжкого вреда здоровья (+1,0%).

Почти пятая часть всех умышленных убийств и покушений на них в области зарегистрирована в г. Благовещенске, где их число увеличилось на 8,1% (с 37 до 40).

Возросло число преступлений, совершенных с применением оружия – со 115 до 127, в том числе умышленных убийств – с 17 до 20.

Структура и динамика преступлений, совершенных с применением оружия.

Высока доля имущественных преступлений (61,2%), количество которых увеличилось на 25,8% (с 11301 до 14219). Большая их часть (83,8%) приходится на кражи всех видов собственности. Основной рост затронул кражи чужого имущества, которые увеличились на 29,0%. На 12,4% возросли кражи из квартир, на 12,8% -- кражи транспортных средств, на 16,6% -- кражи скота.
Количество краж с баз, магазинов, других торговых точек увеличилось на
6,7%.

Продолжает обостряться проблема краж изделий и лома цветных металлов.
Их количество по сравнению с 1998 годом возросло на 221,2% и составило 880.
Установленный материальный ущерб, причиненный этими преступлениями, превысил 870 тыс. руб.

В целях стабилизации обстановки, связанной с ростом краж изделий и лома цветных металлов, на территории области повсеместно трижды проводились оперативно-профилактические операции «Металл». В результате активизации работы раскрываемость этих преступлений по сравнению с 1998 годом увеличилась с 67,7% до 74,7%.

При улучшении в целом по области раскрываемости этой категории преступлений, резко снизили результаты деятельности на данном направлении
Магдагачинский (-40,0%), Селемджинский (-25,0%), Серышевский (-33,3%),
Ромненский (-13,7%), Свободненский (-13,0%), Константиновский (-17,9%) районные отделы внутренних дел.

Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что и в текущем году острота проблемы краж цветного металла не спадает, так как неоднократные попытки взять ситуацию под контроль и установить действенную ответственность для лиц, допускающих нарушения порядка сбора, реализации и переработки лома цветных металлов, сводятся на нет в связи с отсутствием необходимой федеральной законодательной базы.

Не менее сложной является обстановка с кражами скота. В течении года зарегистрировано 778 преступлений данного вида, что на 16,6% больше, чем за
1998 год. Их раскрываемость составила 48,1%, что несколько хуже, чем в предыдущем периоде. Наибольшее количество этих преступлений зарегистрировано в Белогорском, Ивановском и Тамбовском районах. При этом значительно ухудшилась работа по раскрытию краж скота в Ивановском (-
16,3%), Михайловском (-13,0%), Ромненском (-17,9%) отделах внутренних дел.

3. Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков.

Значительное влияние на формирование криминальной обстановки на территории области оказывает распространение наркомании.

Увеличилось количество выявленных наркопреступлений. Сотрудниками подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков во взаимодействии с другими подразделениями ОВД области выявлено 2108 преступлений, что на
11,7% больше по сравнению с 1998 годом. Удельный вес преступлений, связанных с наркотиками в общем числе зарегистрированных по линии криминальной милиции составляет 12,0%. Наибольшее их количество зарегистрировано в УВД г. Благовещенска, Белогорском и Свободненском ГОВД,
Белогорском, Бурейском, Октябрьском, Ивановском, Благовещенском,
Михайловском, Тамбовском РОВД и Шимановском ГРОВД.

Ситуацию с незаконным оборотом наркотиков осложняет не только количественные, но и качественные изменения наркопреступности. В 1999 году выявлено 206 фактов сбыта наркотических средств и сильнодействующих веществ, что на 23,0% больше, чем за 1998 год. Лучших результатов на этом направлении работы добились сотрудники подразделений по борьбе с НОН УВД г.
Благовещенска, Свободненского ГОВД, Октябрьского, Тамбовского, Тындинского,
Михайловского отделов внутренних дел.

Возросло количество изымаемого из незаконного оборота опия. Так если в
1997 году изъято 276 грамм опия, то в 1998 – 1116 гр., а в 1999 году изъято уже более 5 килограммов.

Усилиями всех служб ОВД из незаконного оборота изъято свыше 9 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В том числе 8,8 т. – марихуаны, 119 кг. – гашиша, 13,7 кг. – гашишного масла.

Анализ результатов работы за 1999 год свидетельствует об омоложении наркопреступности. Несовершеннолетними и при их участии совершено 164 преступления связанных с наркотиками, что на 110% больше, чем в 1998 году.

Зафиксированы факты участия в наркобизнесе граждан иностранных государств. За сбыт опия к уголовной ответственности привлечено четверо граждан Северной Корее. В городе Тында у гражданина КНР изъят опий в особо крупных размерах. В Тамбовском районе у гражданина Азербайджана изъято гашишное масло в особо крупном размере.

В период проведения операции «Мак – 99» выявлено и уничтожено 263 посева наркотикосодержащихся растений. За выращивание мака и конопли к уголовной ответственности привлечено 29 граждан, в административном порядке наказано 234 человека. Принятыми организационно-практическими мерами дикорастущая конопля уничтожена на 247 га или 27,0% от общих площадей, засоренных копоноплей (918,8 га). За непринятие мет по уничтожению сорняков
(дикорастущей конопли) к административной ответственности привлеченной 1619 землепользователей. К уголовной ответственности привлечено 338 наркокурьеров, в том числе 41, прибывших в Амурскую область из других регионов Дальнего Востока. С мая по октябрь к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с наркотиками привлечено 1099 граждан, составлен 1961 административный протокол по линии незаконного оборота наркотиков, изъято свыше 4 тонн наркотического зелья.

В ходе проведения первого и второго этапов операции «Допинг» возбуждено 10 уголовных дел по фактам нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Выявлено и задокументировано
8 фактов хищения и вымогательства наркотиков.

4. Социально-криминологическая характеристика преступности.

В процессе раскрытия и расследования преступлений установлено 7595
(+16,8%) лиц, их совершивших, из них 7030 (+24,9%) привлечены к уголовной ответственности. Их удельный вес в числе всех выявленных преступников увеличился на 6,4% и составил 92,6%.

Число установленных преступников, ранее совершавших преступления, в целом по области увеличилось на 22,0%, а их удельный вес в структуре всех выявленных преступников увеличился с 31,1% до 32,5%.

Структура рецидивной преступности.

Количество установленных несовершеннолетних участников совершения преступлений возросло на 11,4%, при этом их удельный вес снизился с 13,2% до 12,4%. Наиболее значительно увеличилось число несовершеннолетних участников преступлений в Михайловском (+100,0%) и Селемджинском (+90,0%)
РОВД, Шимановском ГРОВД (+68,8%).

В возрасте 14-15 лет совершили преступления 237 (+19,3%) подростков, в возрасте 16-17 лет – 637 (+11,1%). В момент совершения преступления 183
(+3,4%) несовершеннолетних находились в состоянии алкогольного опьянения,
158 (-3,6%) совершали преступления ранее, 122 (-23,8%) из них совершали преступление неоднократно. Увеличилось число подростков, совершивших преступления в группах, 307 (+14,6%) из них совершили преступление в группах только несовершеннолетних, 252 (+17,8%) – в группах совместно со взрослыми, 6 (-14,3%) – в составе организованных преступных групп. Среди всех установленных несовершеннолетних преступников 412 (+17,7%) или 47,1% от их общего числа – учащиеся. Не имеют постоянного источника дохода 285 (-
0,3%) подростков, их удельный вес в общем числе снизился на 4% и составил
32,6%.

Установлено 2934 (+27,7%) лиц, совершивших преступления в группе.
Удельный вес данной категории преступников в общем числе всех выявленных участников совершения преступлений увеличился с 35,3% до 38,6%. Более высоким, значительно превышающим средний по области, этот показатель является в Константиновском (49,0%), Завитинском (54,2%), Ромненском
(48,0%) районных и Райчихинском (49,0%) городском отделах внутренних дел.

Количество участников групповых преступлений увеличилось в 19 горрайорганах, при этом наибольший рост числа выявленных участников групповых преступлений зарегистрирован в Шимановском ГРОВД (+138,4%).

Более половины (60,7%) всех выявленных преступников на момент совершения преступления не имели постоянного источника дохода, 2464
(+12,1%) лица совершили преступления, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Удельный вес этой категории преступников, по сравнению с 1998 годом снизился на 1,4% и составил 32,4%. В Завитинском и Селемджинском
РОВД, Шимановском ГРОВД этот показатель превышает 50%.

5. Преступность в сфере экономики.

За 12 месяцев 1999 года на территории области выявлено 829 (+16,9%) преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно. На этом фоне снизили показатели выявления экономических преступлений Шимановским ГРОВД (-10,5%), Ромненский (-20,0%) и Сковородинский (-7,1%) РОВД.

Нагрузка по выявленным преступлениям на одного сотрудника БЭП по сравнению с 1998 годом возросла на 15,6% и составила 7,4 преступления.

При общем росте выявленных экономических преступлений несколько увеличилось (+23,0%) количество совершенных в крупном и особо крупном размере. В то же время не выявлено ни одного преступления указанной категории Благовещенским, Константиновским, Михайловским, Сковородинским,
Октябрьским, Ромненским, Свободнинским, Мазановским РОВД и Шимановским
ГРОВД.

С 508 до 504 снизилось количество выявленных тяжких и особо тяжких экономических преступлений компетенции криминальной милиции, наибольшее снижение допущено в Зейском ГРОВД (-38,7%), УВД г. Благовещенска (-15,6%),
Благовещенским РОВД (-16,6%), Сковородинском ГОВД (-14,6%). В
Магдагачинском РОВД из 12 выявленных двумя сотрудниками БЭП преступлений, только 3 относятся к категории тяжких.

На 34,5% (с 87 до 117) увеличилось число экономических преступлений, совершенных в группах. На 8,2% возросло количество дел по экономическим преступлениям, оконченных расследованием и направленных в суд. Также увеличилось по сравнению с 1998 годом, с 91,6% до 96,6% возмещение материального ущерба, причиненного преступлениями, по оконченным уголовным делам.

Более чем в 1,5 раза возросло количество пресеченных фактов незаконного оборота драгоценных металлов. Из незаконного оборота изъято
5488,64 грамма промышленного золота, 15,93 кг высокопробного технического серебра, 333,4 грамма очищенной платины, 5 грамм палладия, 5 грамм изотопа платиновой группы осмия – 187, 6 грамм осмия, 1,04 карата алмазов всего на общую сумму 11588689 рублей.

На 84,0% увеличено число выявленных преступлений в сфере топливно- энергетического комплекса, на 19,3 % -- в финансово-кредитной системе (при этом предпринятые оперативно-профилактические меры способствовали снижению на 39,8% общего числа зарегистрированных фактов сбыта поддельных денежных знаков). Количество пресеченных преступных проявлений должностных лиц в сфере органов власти и управления увеличилось на 73,1% в том числе на 14,3% возросло число выявленных фактов взяточничества.

Значительный объем работы проделан органами внутренних дел области по реализации Указа Президента РФ от 06.10.1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного Постановления Правительства
РФ № 1159, последующих нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Динамика экономических преступлений.

В результате осуществленных совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами оперативно-профилактических мероприятий в сфере незаконного оборота алкогольной продукции выявлено и пресечено 31 преступление, по которым возбуждены уголовные дела, 14 из них в настоящее время окончены производством. Материальный ущерб, причиненный данными преступлениями, составил 2,7 млн. рублей. Помимо этого, выявлено более 4,5 тысяч различных правонарушений. На нарушителей наложено штрафов на сумму более 557 тыс. рублей. Выявлено и ликвидировано 30 подпольных цехов по незаконному изготовлению алкогольной продукции.

Всего по области из незаконного оборота изъято более 290 тысяч литров алкогольной продукции на сумму свыше 14 млн. рублей, из них конфисковано свыше 143 тысяч литров.

Принятые меры позволили увеличить долю реализации легально произведенной на территории области алкогольной продукции до 67,0%, а суммарные выплаты амурских производителей в бюджеты различных уровней составили более27 млн. рублей.

Подводя итоги работы подразделений БЭП за 1999 год, можно сделать вывод, что некоторое улучшение показателей оперативно-служебной деятельности свидетельствуют об активизации работы по выявлению экономических преступлений горрайорганами внутренних дел, однако, такое улучшение достигается все еще не повышением оперативного потенциала службы, а в большей степени работой по традиционным составам преступлений.

6. Состояние правопорядка в общественных местах и на улицах, дорожно- транспортной дисциплины и пожарной безопасности.

В прошедшем году состояние правопорядка в общественных местах и на улицах заметно ухудшилось по сравнению с 1998 годом. За истекшие 12 месяцев зарегистрировано (+3,1%) преступления, совершенных в общественных местах.
Наиболее значительное увеличение этой категории преступлений и в процентном, и в количественном выражении зарегистрировано в УВД г.
Благовещенска, Белогорском РОВД, Шимановском ГРОВД и Свободненском ГОВД. В структуре преступности в общественных местах по-прежнему преобладают корыстные и корыстно-насильственные преступления -–кражи и грабежи, при этом удельный вес краж увеличился с 12,7% до 13,6%, а грабежей с 32,9% до
36,5%.

На улицах, в скверах и площадях совершено 537 (-3,8%) преступлений, в том числе 1 (-80,0%) умышленное убийство, 29 (-3,3%) причинений тяжкого вреда здоровью, 48 (-23,8%) краж всех видов собственности, 233 (+12,6%) грабежа, 14 (+27,3%) разбоев и 99 (-25,6%) хулиганств. Наибольшее число уличных преступлений – 33,1%, совершены в период с 18 до 24 часов.

Анализ деятельности служб и подразделений в раскрытии преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах свидетельствует о низкой эффективности работы дежурных частей, подразделений ППСМ и других служб, задействованных в системе единой дислокации.

За истекшие 12 месяцев в г. Благовещенске, где сосредоточены наиболее значительные силы милиции, при содействии дежурной части не раскрыто ни одного преступления, совершенного в общественных местах и на улицах.
Сотрудниками патрульно-постовой службы раскрыто 19 преступлений, совершенных в общественных местах, т. ч. 14 на улицах. Всего по области из
564 оконченных преступлений, совершенных в общественных местах, при содействии дежурных частей раскрыто 30, патрульно-постовой службы – 53,
ГИБДД – 13, ОВО – 28.

В течении 1999 года к административной ответственности за различные правонарушения привлечено 275437 (-22,4%) человек. Снижение обусловлено переориентацией подразделений ГИБДД на выявление более тяжких административных правонарушений.

За нарушение антиалкогольного законодательства привлечено 53429
(+16,6%) человек, из них оштрафовано 17256 на сумму 335 тыс. рублей, при этом взыскаемость штрафов по сравнению с 1998 годом, снизилась на 2,3% и составила 61,5%.

Количество лиц, привлеченных к административной ответственности за мелкое хулиганство, снизилось на 1,6% и составило 14271 человек. Снижение результатов работы по выявлению и пресечению этих правонарушений отмечается в Райчихинском ГОВД, Завитинском, Магдагачинском и Сковородинском РОВД.

На территории области завершилась оперативно-профилактическая операция
«Вихрь-антитеррор». В ходе которой сотрудниками органов внутренних дел совместно с сотрудниками ФСБ, других заинтересованных ведомств, осуществлен комплекс мероприятий, направленных на повышение антитеррористической устойчивости объектов жизнеобеспечения, жилых зданий повышенной этажности, других потенциально опасных объектов. Осуществлено свыше 552 тысяч проверок объектов, в том числе 305 тысяч – жилищной сферы, 17,6 тысяч – объектов жизнеобеспечения. Выявлено 10377 преступлений, из которых раскрыто 6851, с том числе 5430 – по «горячим следам». По подозрению в совершении преступлений задержано 2232 человека, 484 преступника из числа ранее объявленных в розыск. Из незаконного оборота изъято 456 единиц огнестрельного оружия, более 12 тысяч боеприпасов, 70 кг взрывчатых веществ, 24 взрывных устройств, свыше 6,2 тонн наркотических средств.

Сложной сохраняется обстановка на дорогах области. В течение года произошло 1041 (+1,0%) дорожно-транспортное происшествие, в которых 150 (-
4,5%) человек погибло и 1181 (+0,5%) получил ранения. Тяжесть последствий автоаварий снизилась с 11,8 до 11,3. Значительный рост числа ДТП зарегистрирован в г. Тынде и Тындинском районе (+44,7%), г. Шимановске и
Шимановском районе (+15,4%), Селемджинском (+166,7%), Серышевском (+11,5%) и Благовещенском (+11,1%) районе.

Структура и динамика дорожно-транспортных происшествий.

Причинами дорожно-транспортных происшествий по-прежнему остаются превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил обгона и недисциплинированность пешеходов. По вине последних в прошедшем году произошло 271 (+16,3%) происшествий, в которых погибли 38
(+26,7%) и получили травмы различной степени тяжести 247 (+16,0%) человек.

В результате осуществления комплекса предупредительных мер заметно снизился детский дорожно-транспортный травматизм. Количество ДТП с пострадавшими детьми сократился на 6,3%.

В минувшем году осложнилась обстановка с обеспечением пожарной безопасности. Зарегистрировано 2714 (+0,6%) пожаров, прямой материальный ущерб от которых составил 12757 тыс. рублей (-16,3%). Однако при незначительном увеличении общего количества пожаров число погибших при них людей увеличилось с 87 до 117 (+34,5%). В огне и дыму погибли 2 (-75,0%) ребенка, травмировано 72 (-20,0%) человека.

Наибольшая доля пожаров (68,8%) приходится на жилой сектор и производственные здания (5,2%).

Количество пожаров в среднем по области на 10 тыс. человек составило
26,7 случая. В 11 городах и районах этот показатель превышает средний по области, наиболее значительно в городах Благовещенска (28,1) и Свободном
(29,9), Благовещенском (43,6), Магдагачинском (31,5), Бурейском (30,5) и
Ромненском (32,6) районах.

7. Работа с личным составом органов и подразделений внутренних дел.

Состояние дисциплины и законности.

В прошедшем году основные усилия руководства УВД, управления кадров, руководителей горрайорганов и подразделений на местах были направлены на реализацию положений Концепции кадровой политики МВД РФ.

В соответствии с приказами МВД РФ № 517-97г., № 77-99г. и УВД № 017-
99г. переобъявлена структура и штатная расстановка аппарата УВД и подведомственных ему подразделений. Полностью ликвидирован ОМОН. Всего за
1999 год сокращено 523 единицы аттестованного состава и 114 вольнонаемных.

Структура нарушений дисциплины по видам.

В течении года на службу принят 461 человек, в том числе на должности начальствующего состава – 192, на должности рядового и младшего начсостава
– 269.

На основе анализа текучести кадров приняты меры по устранению причин, способствующих увольнению молодых сотрудников, в результате чего в текущем году молодых сотрудников уволено на 57,7% меньше, чем за 1998 год. На 1,3% меньше уволено сотрудников по отрицательным мотивам.

Некомплект личного состава в УВД по состоянию на 01 января 2000 года составил 144 единицы (2,0%). Наибольшую часть некомплекта составляют вакансии участковых инспекторов милиции – 13 единиц, из них почти половина приходится на Архаринский РОВД – 6 единиц. Остается высоким некомплект в подразделениях уголовного розыска и охранно-конвойной службы.

За 12 месяцев к мерам дисциплинарного воздействия привлечено 1208 сотрудников (+1,2%), из которых за пьянство 163 чел. (-23,8%). На 2,1% (со
140 до 143) возросло число нарушений законности. К дисциплинарной ответственности за различные нарушения служебной дисциплины привлечены 155 участковых инспекторов (+38,3%), 167 сотрудников ГИБДД (-1,7%), 133 вневедомственной охраны (+17,6%), 127 охранно-конвойной службы (+15,4%).
Приняты меры общественного воздействия в отношении 416 сотрудников
(+34,2%). По отрицательным мотивам уволено 69 человек.

Было осуждено 2 сотрудника.

8. Раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников.

Активизировалась роль служб в раскрытии преступлений. В 1999 году раскрыто 16562 (+21,2%0 преступлений. Остаток нераскрытых преступлений на фоне роста общей преступности, увеличился на 18,9 %. На 21,3% возросло число нераскрытых преступлений, раскрытых сотрудниками криминальной милиции, на 21,7% -- милиции общественной безопасности.

Общая раскрываемость преступлений улучшилась по сравнению с 1998 годом на 0,4% и составила 74,4%. Раскрываемость преступлений компетенции криминальной милиции сохранилась на уровне предыдущего года – 67,8%.

Улучшилась раскрываемость умышленных причинений тяжкого вреда здоровью
(88,8%; +1,8%), грабежей (69,7%; +4,0%), мошенничеств (60,2%; +1,9%), хулиганств (89,3%; +2,8%).

Вместе с тем, в пяти горрайорганах – УВД г. Благовещенска,
Благовещенском, Магдагачинском, Завитинском РОВД и Свободненском ГОВД удельный вес расследованных преступлений ниже, чем в среднем по области, самый низкий – 61,8% в УВД г. Благовещенска.

За истекший год в области остались нераскрытыми 18 умышленных убийств,
41 факт причинения тяжкого вреда здоровью, 47 разбоев, 264 грабежа, почти 5 тысяч краж всех видов собственности. Недостаточно эффективно проводилась работа по раскрытию поджогов, снизилась раскрываемость умышленных убийств.

Сократился вклад в дело раскрытия преступлений сотрудников уголовного розыска Бурейского РОВД (-3,1%) и Тындинского ГРОВД (-2,1%). В ряде горрайорганов снизилась результативность использования получаемой оперативной информации.

Количество уголовных дел, принятых следователями к своему производству, увеличилось на 16,3%. Всего в производстве находилось 21424 уголовных дела, что выше аналогичного показателя предыдущего года на 13,9%.
Нагрузка на следователей

Э при нормативе 30 уголовных дел, в среднем по области составила 45 дел. Наибольшая нагрузка, от 50 до 66 уголовных дел была в следственных подразделениях УВД г. Благовещенска, Белогорского и Свободненского ГОВД,
Константиновского, Магдагачинского, Завитинского и Тамбовского РОВД,
Шимановского ГРОВД.

Количество уголовных дел, оконченных производством, увеличилось на
17,4%.

В результате реализации мер, направленных на повышение качества следствия, удельный вес уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследования, уменьшился на 1,6% и составил 5,9%. Также снизился удельный вес дел, расследованных в срок свыше 2-х месяцев.

При улучшении в целом по области большинства показателей работы следственных подразделений, в их деятельности продолжают иметь место существенные недостатки.

В следственных подразделениях при Ивановском, Селемджинском,
Благовещенском, Завитинском и Зейском отделах внутренних дел удельный вес уголовных дел, оконченных в сроки свыше установленных законом, составляет от 35,8% до 41,1%.

С 2725 до 2960 (+8,6%) вырос остаток не расследованных уголовных дел, при этом наибольший прирост, от 38,9% до 110,9% произошел в Благовещенском,
Селемджинском, Белогорском районном, Октябрьском, Михайловском, Завитинском и Константиновском отделах внутренних дел.

В следственных подразделениях Свободненского ГОВД, Благовещенского и
Магдагачинского РОВД резко увеличилось количество уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование.

Просчеты и недостатки в организации взаимодействия следствия и оперативных служб при раскрытии преступлений явились одной из причин того, что в 5 следственных подразделениях области приостановлены как нераскрытые более 30,0% уголовных дел. Это УВД г. Благовещенска, Свободненский ГОВД,
Благовещенский, Завитинский, Магдагачинский РОВД.

В анализируемом периоде несколько улучшилась работа по розыску преступников и лиц, без вести пропавших. В розыске находилось 1672 (-8,5%) преступника, скрывшихся от дознания, следствия и суда, из них 1170 (-7,8%) объявлено в розыск в текущем году. Установлено 1203 (-8,2%), процент розыска составил 71,9% (+0,2%). Вместе с тем в 15 горрайорганах работа по розыску преступников ухудшилась, в 11 основной показатель качества розыскной работы – удельный вес установленных лиц от всех, находившихся в розыске, меньше, чем в среднем по области. Наиболее низкие результаты имеют
Селемджинский (39,1%), Мазановский (58,3%), Сковородинский (60,4%),
Бурейский (63,8%), Михайловский (64,3%) и Тамбовский (68,5%) районные отделы внутренних дел.

Установленный вес установленных лиц, пропавших без вести, увеличился с
57,6% до 65,9%. Заметно активизировалась работа на данном направлении в
Благовещенском, Архаринском и ряде других отделах внутренних дел. В то же время Селемджинским РОВД в течении года установлено одно лицо из 8 находящихся в розыске.

Список использованной литературы:

1. Криминология. /Под ред. Долговой А.Н. – М.: ИНФРА Норма-М, 1997.;

2. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М.Миньковского .
– М.: БЕК, 1998.;

3. Криминалогия: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова - М.:
Юрист, 1995.;

4. Шнайдер Г.И. Криминология. Перевод с нем. /Под ред. Л.О.Иванова -
М.: Прогресс – Универс, 1994.;

5. Приказ МВД от 17.02 94г. «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства»;

6. Гагарин Н. Н. И др. К проблеме борьбы с кражами и угонами автотранспортных средств // материалы научно-практической конференции
«Ракрытие преступлений: состояние, проблемы, перспективы.» М., 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

План 1

Теоретический вопрос:

Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (кража, угон).

Введение. 2
1. Предупреждение преступности – одна из направлений в борьбе с преступностью. 2
2. Содержание предупредительной деятельности, ее виды и этапы. 4
3. Субъекты предупреждения преступности. 7
4. Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством. 9
Заключение. 11

Практическое задание:

Приведите примеры использования обобщающих показателей при анализе преступности в Амурской области за любой отчетный период.

1. Социально-экономическая и оперативная обстановка на территории Амурской области за 1999 год.
12
2. Общая характеристика преступности. 13
3. Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков.
15
4. Социально-криминологическая характеристика преступности.
16
5. Преступность в сфере экономики.
17
6. Состояние правопорядка в общественных местах на улицах, дорожно-транспортной дисциплины и пожарной безопасности. 19
7. Работа с личным составом органов и подразделений внутренних дел.
Состояние дисциплины и законности.
21
8. Раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников.
23
Список использованной литературы. 24

-----------------------
[1] Дагель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982;
Проблемы советской уголовной политики // Сборник статей. Владивосток, 1985;
Криминология и уголовная политика. М., 1985.
[2] Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 178.
[3] Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
[4] Панченко П. Н. Борьба с преступностью как предмет уголовной политики и как научная категория // XXVII съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. М., 1982. С. 28.
[5] Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 30.
[6] По В. И. Далю, предохранить означает «отвратить вред или опасность загодя, когда она грозит, но еще не постигла делом; предотвратить».
Толковый словарь. Т. 3. М., 1955. С. 387.
[7] Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 403-408.

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена