Агония
О.А. Терновская, С.М. Толстая
Агония - кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным представлениям, ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной или "не своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир. Во время агонии появляются (приходят за душой) Смерть, Бог, ангел, архангел (обычно Михаил), святой, Беда и т.п. Умирающий видит их, видит умерших родственников, говорит с ними. По тому, где стоит пришедший - в ногах или головах, справа или слева от умирающего, гадали, выживет он или умрет; разными магическими способами старались отогнать или обмануть Смерть. Украинцы в изголовье умирающего ставили крест и святую воду, чтобы туда "не встала" Смерть; широко известна быличка о человеке, который обманывал Смерть, переставляя свою кровать так, чтобы голова оказывалась на месте ног. У восточных славян агония понимается как борьба ангела и черта за душу умирающего. Если по ошибке душа вынута не у того, кому назначена смерть, то, побывав на "том свете", она возвращается обратно в тело (обмирание).
Агония бывает легкой и тяжелой. Считается, что легко умирают праведники; легкой бывает смерть в большие праздники и др. благоприятные дни, напр. в пятницу (серб.). Тяжелой смертью наказываются грешники. Причиной трудной смерти может быть также несоблюдение ритуала (преждевременное оплакивание, отсутствие зажженной свечи и т.п.), неисполненное желание умирающего, неулаженная ссора, невозвращенный долг, невозможность проститься с отсутствующим родственником, колдовское зелье. Широко распространено представление о мучительной агонии колдунов, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание.
Действия, совершаемые во время агонии, имеют целью облегчение перехода души в иной мир, устранение препятствий на ее пути. К обязательным моментам ритуала у всех славян относятся прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение свечи, карауление души. Строго соблюдается тишина 1, запрещается плакать и причитать, чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу: душа может раздвоиться, и часть ее останется в теле, может вернуться в тело. Умирающего нельзя называть по имени, здороваться с ним за руку. Умирающий прощается с близкими, просит у них прощения, прощается с землей, "с птицей в лесу, рыбой в воде и змеей под камнем" (герцеговин.); молится.
Самой страшной у всех славян считается смерть без покаяния. Обязательно зажигают свечу, обычно особую - сретенскую (з.-слав., укр., бел. громница, ее же зажигают во время грозы). Свечу дают в руки умирающему, режеставятв изголовье, считая, что умирающий не должен ее видеть. В с.-зап. Болгарии изготовляли специальную свечу в рост умирающего, фитилем которой служила снятая с него мерка; верили, что, когда свеча догорит, наступит смерть. Смерть без свечи считается великой бедой: умерший будет блуждать во тьме, не сможет видеть других покойников, станет вампиром. Русские ставили в изголовье умирающего чашку с водой, чтобы душа, выйдя из тела, "обмыла свое лицо (крылья)"; по колыханию воды стерегущая душу старуха узнавала о смерти.
Способы облегчения агонии часто применялись только к старикам: перекладывали умирающего на пол, на землю, на другую постель, под иконы, параллельно балкам потолка ("чтоб по путям было", словац. "смерть не увидит лежащего поперек"), на место стола, к двери, за печь, в амбар, на место, где прежде кто-то умер, переворачивали ногами на место головы, поворачивали на левый бок, держали на руках. Человек, рожденный "в рубашке", не мог умереть, пока ее не принесут. Среди более редких приемов: вталкивали к умирающему пьяную распутную бабу (рус. онеж.).
Повсеместно считается, что в момент кончины гаснет и падает с неба звезда. Кончина понимается как "второе рождение", а сопровождающий ее ритуал во многом сходен с ритуалом родов.
Примечания
1. Во время болезни, напротив, кровать больного ставили в центре дома; этом случае целебное воздействие оказывали как сакральность центра, так и шум, производимый домочадцами. Ср. казацкий круг: раненого клали на землю и вокруг него собирались казаки, которые, обхватив друг друга за плечи, исполняли специальный танец и песню (А.Б.).
Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т.1. М.,1995, с.90-92.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/