Архитектура Санкт-Петербурга
Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.
Финский залив, его прибрежные территории, Нева, Ладожское и Онежское озера и окружающий их регион занимали узловое положение на скрещении главных водных и сухопутных путей, ведущих из глубины России к Балтийскому морю в страны Западной Европы. Именно поэтому еще в первом тысячелетии н.э. эти земли стали ареной почти непрерывной, ожесточенной борьбы между Новгородом, а затем централизованным расским государством и сопредельными державами, немецкими рыцарскими орденами, литовскими и особенно шведскими королевскими войсками. В XII-XVI веке борьба шла с переменным успехом, но в 1617 году, когда едва закончилось смутное время, Россия вынуждена была заключить мирный договор со Швецией и отказаться от Ижорских земель. Огромная страна оказалась отрезанной от естественного удобного выхода к Балтике.
К середине 1640-х годов дельта Невы была заселена по тем временам достаточно густо. На самой ранней из известных карт устья Невы, относящейся к этим годам, выполненной шведским топографом, обозначено пятьдесят два поселения, из которых тридцать имели русские названия.
В 1700 году началась Северная война России со Швецией, длившаяся двадцать один год и решившая наконец “спор веков”.
11 октября 1702 года русские войска овладели Нотебургом (Новгородская крепость Орешек). Петр I назвал ее по-новому: Шлиссельбург (Ключ–город), отметив этим, что путь в Неву открыт. 1 мая 1703 года была взята крепость Ниеншанц, построенная шведами у впадения реки Охты в Неву.
Для строительства более мощного оборонительного укрепления Петр с удивительной проницательностью избрал в мае того же года Заячий остров в средней части Невы. 24-27 мая 1703 года на правом берегу Невы вблизи крепости построили бревенчатый “Домик Петра I”. 29 июня в центре крепости заложили церковь во имя святых Петра и Павла. В первых числах ноября 1703 года начали строить и 7 мая 1704 года завершили сооружение в Финском заливе первой морской крепости Кроншлот, расположенной между островом Котлин и мелью, перекрыв единственый удобный форватер. 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы начали строить Адмиралтейство – верфь и связанную с ней пятибастионную крепостью.
Расположение этих трех крепостей отметило основные точки того пространства, на котором предстояло раскинуться будущей столице и ее пригородам.
До петровского времени в России города строились на возвышенных берегах рек или на холмах. Петр избрал равнинную, низменную местность, в широко раскинутой дельте Невы со множеством островов, вблизи Финского залива, открывавшем манивший его морской простор.
Эти исторические и географические предпосылки поразному преломлялись на соответствующих историчесих этапах формирования городской архитектурной среды, откладываясь в ее облике четкими пластами и одновременно цементируя их органическую слитность.
Освоение берегов Невы и островов в первые три года велось во многом хаотично, но все же ориентирами служили крепость и Домик Петра I. Здесь на Петровском острове (Березовы, Городской) складывался новый общегородской центр. На Троицкой площади (пл. Революции), где стояла одноименная церковь, возвели мазанковые здания Сената, Таможни, Мытного двора. Вблизи находились дома знатейших вельмож, высших гражданских и военных чинов, духовенства, Главная улица именовалась Дворянской (ул. Куйбышева). Веерно расходящиеся улицы, трассировка которых частично сохранилась, вели к слободам, заселенным жителями низших сословий, зачастую по профессиональному или по этническому признаку (Русская, Татарская слободы).
Районы, примыкавшие к Адмиралтейству, занимали Морские слободы, что характеризует состав их населения главным образом мастерами адмиралтейской верфи и служащими “морского видения”, что запечатлелось в названии улиц Большая и Малая Морская (Герцена и Гоголя). Адмиралтейство стало градостроительным ориентиром при формировании Невского проспекта, Вознесенского (Майорова), Адмиралтейской улицы (Гороховая, затем Дзержинского). Местоположение Адмиралтейства определило образование Верхней (Дворцовой) и Нижней (Красного флота) набережных, а также улиц Галерной (Красной) и Немецкой (Миллионая, Халтурина). На этих набережных Большой Невы и улицах также выделялись участки для представителей “высших рангов” и сословий. Среди них Петр I выбрал удивительное по широте обхвата место для своего Зимнего дворца рядом с Зимней канавкой, а восточнее него для Летнего дворца и сада.
Застройка Адмиралтейского острова дала толчок к освоению территории вдоль берегов рек Мои (Мойка) и Кривуши (канал Грибоедова). На левом берегу Фонтанки, в районе Литейного и Пушечного дворов, помимо слобод мастеровых людей, построили дворцы для членов царской семьи. В сторону Невского была прорублена просека, ставшая Литейным проспектом. На левом берегу Невы почти напротив впадения в нее реки Большой Охты построили Смоляной двор, закрепив тем самым еще одно направление будущей застройки. Началось также строительство на Выборгской стороне.
Однако Петр I стремился создать “регулярный” город, застроенный по типовым проектам, со стандартными участками, фасадами, обращенными на “Красную линию”.
С 1706 по 1723 год строительством города-порта ведало особое учереждение – Канцелярия от Строений, а с 1712 года Главным архитектором столицы был Доменико Трезини. К 1716 году он разработал генеральный план центра, который намечалось разместить на Васильевском острове. По проектам Трезини возводили основные сооружения Петропавловской крепости (укрепления, собор, Триумфальные ворота), построили Летний дворец Петра I, здани ”Двенадцати коллегий”, заложили Александро-Невскую лавру и там же соорудили Благовещенскую церковь и Духовской корпус. Важную роль в формировании облика Петербурга петровского времени сыграл французский зодчий Жан-Батист Левлон, которого Петр I назначил генерал-архитектором. В 1717 году был разработан генеральный план Петербурга, Трезини и Левлон выполнили типовые проекты зданий, размер, декор и планировка которых отражала социальное положение.
Петр Первый широко открыл двери для западно-европейских архитекторов и мастеров. Наиболее значительный след в облике Петербурга оставили архитекторы Марио Джованни Фонтано, Иоганн Готфрид Шедель (Дворец Меншикова), Георг Иоганн Матарнови (Кунсткамера), Андреас Шлютер, Николо Микетти, скульптор и архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. В результате их общего творчества сложился стиль петербургского раннего (петровского) барокко, в котором органически слились классическая система, трактованная в основном декоративно и реминисценции северного барокко, особенно голландского и немецкого. От второго идут шпили и шпицы, определившие силуэт Петербурга – стали его визуальными доминантами.
В развитии архитектуры Петербурга в 1728-1732 годах была трагическая пауза, когда противники петровских преобразований перенсли столицу снова в Москву и город постепенно пустел, а строения ветшали. Но с 1732 года после возращения столицы в Петербург начался новый подъем градостроительных работ, ведение которыми поручили Канцелярии от строений.
1732-1740 годы стали этапными в развитии генерального плана города. Толчком для решения многих узловых градостроительных вопросов стали стихийные пожары 1736 и лета 1737 годов. Огонь уничтожил огромное количество деревянных зданий на обширных территориях. Для застройки “погорелых мест” и определения напрвлености нового строительства была создана “Комиссия о Санкт-Петербургском строении”. Главой комиссии был назначен инженер Бурхард Кристоф Миних, а ведущим архитектором являлся П.М. Еропкин. В 1737 году были зафиксированы основные планировочные нововведения. Город получил строгое разделение на 5 частей: Адмиралтейская часть (ограничивалась Невой и Фонтанкой), Васильевская занимала весь остров, Петроградская часть включала также и Выборгскую сторону. Литейная – заключалась между Фонтанкой, Невским проспектом, распространяясь на весь район Охты, на правом берегу Невы. Московская часть простиралась на юго-запад от Фонтанки, и от Невского проспекта до Екатерингофа. Основной концепцией нового генерального плана стало окончательное перенесение административного и делового центра столицы на Адмиралтейский остров. Полное завершение получил “нептунов трезубец” трех магистралей, расходящихся от Адмиралтейства: Невского проспекта (так с 20 апреля 1738 года стала именоваться Большая Невская перспектива), Средняя перспектива (Гороховая ул., Дзержинского) и Вознесенская перспектива (пр. Майорова). Они пересикались Большой и Малой Морской улицами (Герцена и Гоголя), получивших регулярную планировку в петровское время. По предложению Комиссии проложили Садовую улицу, на оси которой разместили Сеную площадь (пл. Мира), Покровскую (пл. Тергенева), вокруг которой сформировался своеобразный район – Коломна. Результатом работы Комиссии явилась прокладка новых улиц в Московской части, существующих в современной структуре города, (проспекты Владимирский и Загородный, улицы Коломенская, Разъезжая Звенигородская, Преображенская (Марата). Лучевые перспективы и пересекающие их улицы были увязаны с вытянутыми полукружиями Фонтанки, Мойки и Кривуши (Екатерининский, канал Грибоедова). Петровский замысел улиц-перспектив обрел новое качество, так как они делались более широкими, перекрестки отмечались “наугольными домами”, лицевые строения на главных магистралях были в основном каменными. Значительный вклад в претворение нового генерального плана внес Михаил Земцев. Он трудился в Главной полицеймейстерской канцелярии, в функции которой входило и регулирование застройки.
В архитектуре Петербурга середины XVIII века явственно прослеживается два периода: 1730-1740 гг. – время развития общих градостроительно-планировочных направлений, идущих с петровского времени; 1740-1760 гг. – создание в среде рядовой застройки сооружений, концентрированно выражающих расцвет стиля русского барокко, созвучного западно-европейскому и особенно венскому стилю рококо.
Наиболее ярко и полно этот стиль воплотился в таких произведениях, как Зимний дворец и Смольный монастырь Бартоломео Растрелли, сочетающих монументальность, размах, пластичность, изобретательную декоративность и проработку каждой детали.
Середина восемнадцатого столетия в петербургской архитектуре отмецена еще одним шедевром петербургского баррокко – Никольским Морским собором и связанной с ним четырехярусной колокольней, возведенными Саввой Чевакинским.
Начало 1760-х годов оказалось переломным в русском зодчистве: барочно-рокайльные мотивы были вытеснены классицизмом ( в западно-европейском искусстве он определяется как неоклассический стиль). Эстетическими ориентирами петербургских зодчих стали труды Витрувия, Андрео Палладио и Джакомы Виньолы. Большое воздействие имело творчество французского архитектора Шарля Девайн, учениками которого были Василий Баженов, Иван Старов и Федор Волков.
Утверждение в русской архитектуре стиля классицизма совпало с учереждением в 1762 году в Петербурге нового органа, ведавшего делами столичного строительства – “Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы”. С деятельностью этого органа, который функционировал до 1796 года, связаны основные градостроительные мероприятия второй половины XVIII столетия. Первое десятилетие его возглавлял архитектор Алексей Квасов, под руководством которого в 1763-1765 году выполнялся новый генеральный план Петербурга.
Опираясь на сложившуюся планировочную структуру и развивая ее, Квасов, а затем, сменившие его Старов и Иван Лем выполнили и добились принятия к исполнению планов, охвативших обширную территорию на левом берегу Невы, на Васильевском и Петербургском островах. Особое внимание было обращено на планировку района от Адмиралтейства до Мойки и далее от Фонтанки. По проектным предложениям Комиссии проводилось урегулирование улиц в кварталах, прилегающих к Адмиралтейству и Зимнему дворцу и выявлена конфигурация Сенатской (Декабристов) и Дворцовой площадей. По проектам Комиссии началось формирование площадей у Семеновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов. В эти годы границей центральной части столицы была река Фонтанка. За ней начинались Южные предместья, где располагались строго регулярные поселенья – гвардейские слободы. Чертой, отделявшей южные городские предместья от сельской местности, служили ров и канал (по их линии прорыт Обводный канал). Предместьем считалась также застройка с Петербургской стороны.
Основным принципом деятельности Комиссии являлось последовательное проведение единобразия, рациональног порядка и применения своего рода эталонов. Высота зданий не должна была превышать Зимний дворец, все строения главным фасадом обращались к улице, неукоснительно выдерживалась “красная линия” без интервалов между зданиями, создавая такаим образом единые фасады всей улицы, обрамляя и усиливая прямолинейную перспективу.
Исключительное внимание было обращено на архитектурное оформление набережных Невы, рек и каналов. Создание гранитных набережных, сходов и пристаней с различными ограждениями превратило водные артерии из чисто функциональных элементов городской планировки в ансамблевую систему. Первая небольшая каменная набережная на Неве перед Зимним дворцом сооружалась с 1761 по 1764 год по проектным предложениям Бартоломео Растрелли. Она вошла составной частью в обширный проект южной набережной Большой Невы, который в 1762 году разработал и в течение десяти лет осуществлял Игнатий Росси, возглавляя одновременно “Контору строения каменного берега”. К 1788 году на левом берегу Невы последовательно развернулись панорамы гранитных набережных Дворцовой, а затем Кутузова (Французская, ранее входила в Дворцовую), и Красного флота (Английская). Архитектурное обрамление камнем южного берега Невы, завершеное при участии Георга Фрадриха и Жан-Батиста Вален-Деламота, нашло свое продолжение в создании набережных Екатерининского канала, Фонтанки и Мойки.
Эволюция стиля классицизма в петербургоском зодчистве разделяется на три этапа-периода: 1760-1770 годы – ранний классицизм, 1780-1800 годы – зрелый и строгий классицизм, 1800-1830 годы – высокий классицизм или ампир.
Наиболее яркие произведения раннего петербургского классицизма, в которых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при его направляющем участии (здание Академии Художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонио Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертекальных членений, сдержанным скульптурным декором. Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги.
Ансамбль Таврического дворца, созданный И.Е. Старовым – одна из вершин в развитиии классицизма. Архитектор определил свое время, внес в зодчиство русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность.
Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д. Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города.
Между 1782-м и 1814 годом, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; Серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта.
Классическая гармония ансамблей набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений – домом Сылтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота – каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.
Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательног романтической сложнрстью замысла и неординарной ролью в объемно-пространственной композиции гагантского архитерктурного комплекса, развитого на берегах Невы.
В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцева, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.
Период высокого классицизма или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон.
Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города.
Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами.
Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный иститут, возводившийся Андреем Ворониным в те же годы, завершил эти ансамбли вблизи впадения рек в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными группами, стали своеобразными пропилеями “классического” Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехярдная коллонада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входившую в ансамбль Невского проспекта.
Победоносное отражения нашествия напалеоновских армий в 1812 году и освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое отражение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной столице. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учережден “Комитет строений и гидравлических работ”, который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.
Деятельность комитета имела исключительное значение для формирования в центральных районов комплексов, состоящих из ситемы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербургского ампира. С 1816 по 1836 год он создал, заложил основу или определил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей), связанная сним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица (ул. Бродского), которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсового поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала связующей трассой между главной городской магистралью – Невским и Невой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским здания общественного назначения, Росси применил при постройке Александринского театра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего и завершил ее предмостной Чернышевской площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов) торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учереждений России – Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненых глубокого идейного значения, отмеченных оригенальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее ее назначению центра столицы великой империи.
Эстетичиские и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсового поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербургского ампира и предвестником эклектики был Огюст Монферран – автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.
В 1833 году разработали “Положение о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге”, что защитило центральные районы города от внедрения в них промышленных строений, лишенных художественное выразительности. В 1844 году была установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должна была превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно плодотворные результаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота дома не могла быть большей, чем ширина улицы, что также имело позитивное значение, предопределившее пространственную четкость городских перспектив.
Вторая треть XIX века отмечена несколькими существенными градостроительными решениями. Архитектор Александ Брюллов, построив Штаб гвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность Дворцовой площади. Архитектор Николай Ефимов возвел на Исаакиевской площади два симметричных здания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям ее главную часть, где установлен памятник Николаю I, спроектированный Монферраном.
Использование композиционного приема пропилей в виде зданий, близких по решению, симметрично поставленых по сторонам предмостовых участков, стало характерным для градостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. До Невского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу – получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).
1830-1850 годы отмечены возведением домов с различными башенками, бельведерами, шпилями, флюгерами, которые возвышались над регулярным уровнем зданий, умножая высотные акценты и разнообразив силуэты и перспективу улиц. Это явилось одним из проявлений расширения палитры стилистических, конструктивных, декоративных приемов, которые были вызваны новыми функциональными требованиями. В своих поисках архитекторы обратились к общечеловеческому художественному наследию, выбирая наиболее привлекающие их исторические стили. Период, охватывающий 1830-1860 годы, определяется как ранний этап петербургской эклектики.
Крупнейшей фигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно являлся А.И. Штакеншнейдер – мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно чывствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса и барроко, русского народного зодчества и готики.
Крупнейшие строения, связанные с деятельностью А.И. Штакеншнейдера – это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда), определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белоозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной.
Значительным творческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведения Константина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади (Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения – церкви и храмы, украсившие Петербург.
В 1830-1860 года в Петербурге трудилась значительная группа высококвалифицированных профессионалов, произведения которых отмечены несомненной одареностью и высокой архитектурной культурой: Франц Руска, Викентий Беретти, Александр Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, Альберт Кавос, Гарольд Боссе, Николай Бенуа, Александр Кракау, Ипполит Монигетти. Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначения органически вошли в ткань ансамблей центральных районов, играя существенную композиционную и художественную роль.
Реформа 1861 года стала своеобразной границей отсчета в градостроительном развитии Петербурга. У архитекторов столицы наряду с прежними традиционными заказчиками – правительственными учереждениями и богатым дворянством, появился новый, более широкий круг “потребителей” – промышленники, финансисты, оптовые торговцы, домовладельцы, акционеры крупных фирм. В духе требований времени, используя новые строительные материалы и конструкции, петербургские архитекторы проектировали и строили здания, которых до того русская архитектура не знала – частные банки, страховые конторы, огромные доходные дома и гостиницы, специализированные торговые здания, конторы, различного рода особняки, вокзалы, театрально-концертные залы нового типа, выставочные здания.
При несомненном превалировании частного заказа в Петербурге проводилась и определенная градостроительная регламентация, закрепленная в 1857 году строительным уставом. Между 1861 и 1880 годом были утверждены планы урегулирования отдельных частей города – Васильевского острова, Петроградской стороны, между Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные планы были сведены в общий “План урегулирования Санкт-Петербурга”. Этим планом были намечены координаты уличной сети, вплоть до пустовавших окраин, административно включеных в городскую границу и тем самым предопределена организованность и координация отдельных решений.
Следует отметить, что период с конца 1860-х годов и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики, для которого свойственно зачастую сочетание в одном произведении декоративных элементов, почерпнутых из различных стилистических источников. Все выразительные средства направлялись на то, чтобы выделить здание, привлечь к нему внимание.
Последняя треть XIX века особенно характеризуется нарастающей волной частного строительства и отмечена заполнением пустующих участков в центре города или перестройкой существовавших здесь малоэтажных зданий, решенных в различной стилистической ориентации.
Проекты новых заказчиков разрабатывали видные, европейски образованные зодчие архитектуры – Александр Резанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда, Максимилиан Масмахер, Иероним Китнер, Виктор Шретер. Каждый из них создавал самостоятельное произведение, связанное с соседним местоположением и близостью размеров, но отличные и тем, что в них использованы разные мотивы – готики раннего французского классицизма, ренессанса, барроко, восточного зодчества и допетровской архитектуры, а также так называемого “кирпичного стиля”. Эти здания отмечены определенной выразительностью, безусловно высоким профессиональным качеством и строительной культурой, которые делают их образцовыми произведениями своего времени.
Примечательно, что несмотря на разностильность отдельных зданий, включенных в структуру улиц и других градостроительных образований последней трети XIX века, исподволь формировалась целостная архитектурная среда, в которой в разной степени проявлялась ансамблевая направленность. Такими свойствами отмечена застройка улиц Восстания (Знаменская), Марата (Николаевская), Чайковского (Сергиевская), Большой Морской, Литейного и Измайловского проспектов, Невского проспекта от Фонтанки до Александро-Невской лавры, Театральной площади.
Последние годы XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного в облик города на Неве.
Прежде всего это здания, выдержанные в так называемом “новом стиле” или как его еще называют, “модерн”. Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены: жилой комплекс на Каменно-островском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в котором классицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница “Астория”, завершившая формирование Исаакиевской площади.
Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании “Зингер”, ныне Дом книги (архитектор П. Сюзар), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова.
В середине 1900-х годов, как антитеза модерну, поднялась волна увлечения архитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поисках новых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась в сооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянского ренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, Лев Ильин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович, Мариан Лялевич, Александр Дмитриев.
Продолжались искания и в направлении возращения к национальным истокам русского зодчества, запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлении трудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм, Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль.
Несмотря на множественность стилистических исканий, всех архитекторов Петербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно благодаря этому в конечном итоге выкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградской стороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особым композиционно-художественным единством.
После 1917 года в архитектуре Петрограда (так стали именовать Санкт-Петербург с 1914 года) произошел катастрофичечкий разлом. Частная собственность на недвижимость была упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918-1921 годах переселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушив функциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичной утрате или гибели их художественных качеств.
В 1917-1923 годах на Марсовом Поле по проекту Льва Руднева был создан гранитный монумент “Памятник борцам революции”, а по чертежам Ивана Фомина и садостроителя Рудольфа Катцера партерный сад. К 1927 году завершили строительство ансамбля Тракторной улицы, в котором четко проявлены черты стиля конструктивизма.
С главной осью Тракторной улицы увязано здание школы имени 10-летия Октябрьской революции, оригинальное по плану и сочетанию разновеликих объемов. Авторы ансамбля Тракторная улица - школа 10-летия Октября архитекторы А. Никольский, Г. Симонов, А. Гегелло.
Сооруженный у Нарвских ворот первый в городе Дворец культуры имени Горького стал объемно-пространственной основой формирования Нарвской площади (1925-1927 года, арх. А. Гегелло, Д. Кричинский), которая была вскоре замкнута построенным напротив зданием, совмещающим Универмаг и фабрику-кухню. Эти здания можно назвать классическими образцами конструктивизма с характерной для этого стиля жесткой геометричностью форм и объемов и большими застекленными поверхностями фасадов.
С 1930-х годов направление развития градостроительства и выбор стилистических приемов определился постоновлениями Правительства и указаниями руководящих партийных и советских органов. В 1933-1937 годах был разработан генеральный план развития города. В последующие годы он корректировался и совершенствовался. В рамках этих планов, связанных преемственностью основного замысла, шло разностороннее строительство.
В 1936 году одновременно развернулась застройка в четырех районах – Автово, по Московскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилые районы. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился в начале XX века – Андрей Оль, Лев Ильин, а также Евгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер.
Значительный вклад в формирование архитектурного Ленинграда 1930-х – 1940-го года внес архитектор Ной Троцкий. По его проекту построено здание Кировского райсовета, определившее масштаб и глубину площади, идейно-композиционным центром стал памятник С.М. Кирову (скульптор Николай Томский, 1938 год). Авторские группы, возглавляемые Троцким, выполнили проекты таких значительных зданий, как Дворец Культуры имени Кирова на Васильевском острове, Административное здание на Литейном проспекте (1936-1940 гг.) и, наконец, грандиозный Дом Советов на Московском проспекте (так называемый “Большой дом”). В последнем проекте явственно проступает возращение к ордерной системе, трактованной в колоссальных масштабах и преувеличенно монументальных формах.
Основные ориентирующие направления послевоенного градостроительного развития Ленинграда были определены Генеральным планом 1948 года, откорректированным спустя три года и действовавшим до 1966 года. По этому плану, при сохранении исторических районов центр города развивался не только, как предусматривалось в 1930-х годах, на юг, но строительство охватило северное и западное направление и вышло к берегам Финского залива. В 1960-х годах сформировали главную площадь в микрорайоне Автово - Комсомольскую.
К 1962 году сложилась композиция площади, архитектурной доминантой которой стал Театр юных зрителей (арх. А. Жук), а скульптурной – памятник А.С. Грибоедову (ск. В. Лишев, арх. В. Яковлев). Массовое жилищное строительство распространилось на обширные пространства, до того мало освоенные – Дачное, правый берег Невы, Полюстрово и Гражданский проспект. Продолжалась застройка на всем протяжении Московского проспекта, предмостных площадей у Большого Охтинского моста и моста Володарского. Велась ансамблевая застройка Новоизмайловского проспекта.
В 1966 году завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище с монументальной гранитной стеной-стеллой, скульптурой Матери-Родины, горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы Александр Васильев, Евгений Левинсон). В аналогичноч духе сочетания лаконичных форм, скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище (архитектор Яков Лукин).
15 июля 1966 года Совет Министров СССР утвердил генеральный план развития Ленинграда. Этот третий градостроительный документ был рассчитан на 20-25 лет, т.е. до 2005 года (арх. Каменский, А. Наумов, Г. Булдаков и др.). В последующие годы свормировались и продолжают развиваться обширные жилые массивы во всех направлениях от исторического ядра XVIII – начала XX веков и районов, сложившихся в 1930-1950-х годах. Одним из кардинальных, направляющих замыслов этого генерального плана – решительный выход к берегам Финского залива и формирование здесь комплекса взаимосвязанных ансамблей.
Строительство конца 60-х, а затем семидесятых и восьмидесятых годов развивалось по дуге побережья Финского залива и по всему периметру прежних направлений на северо-запад и на юг. Благодаря этому отдельные “градостроительные пятна” перефирийных районов слились в единую объемно-пространственную систему.
Обширные градостроительные образования сложились за эти годы в микрорайонах, тяготеющих к Муринскому ручью, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Здесь интересными архитектурными решениями отмечены жилой район у проспекта Шверника, площадь Мужества, Красногвардейская площадь.
В ансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развития архитектуры Ленинграда, начиная с 1930-х годов, коллектив проектировщиков под руководством Сергея Сперанского в 1960-х годах внес сильные архитектонические акценты, построив жилые дома у площади Победы, центром которой стал мемориальный ансамбль с многофактурной скульптурной композицией (ск. М.К. Аникушин, арх. В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороны Ленинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна. На северо-западной части Васильевского острова формировался жилой массив, который, выйдя к морю, образует часть морского фасада города. Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала, построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектора В. Сохина. “Парусные” завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпилем прекрасно означили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланаду Васильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью – изначальными высотными доминантами города на Неве.
Во многом сформировался ансамбль набережных на правом берегу Невы. Здесь выделяется удачно найденным масштабом и ритмом ансамбль крупных зданий Свердловской набережной (ведущий архитектор А.В. Васильев). Среди наиболее крупных и выразительных архитектурных сооружений 1960-1980 годов – киноконцертный зал (1967 год, арх. В. Каменский, Ж.Вержбицкий, Г.Влацин, А. Жук), дворец спорта “Юбилейный”, гостиница “Москва” (арх. Д. Гольдгор), гостиница “Пулковская” (арх. С. Сперанский, В. Волоксович), аэровокзал “Пулково” (арх. Н. Матусевич, Е. Савицкая, Ф. Фадеев), универсальный спортивно-концертный зал за Московским парком Победы (арх. И. Чайко, Ф. Яковлев).
Принципиальные изменения государственных структур и экономической политики, возрождение многих ранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернули возможность создания индивидуальных проектов. Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения и изысканностью современного декора интерьеров.
Архитектура Санкт-Петербурга не застыла – она в движении и поиске стиля, отвечающего традициям города и потребностям времени.
1) Раскин А.Г. “Весь Петербург”, 1995
2) Горбачевич К. С., Хабло Е.П. “Достопримечательности Ленинграда ”, Л.: Лениздат, 198
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kartograff.spb.ru/