Автопортрет Репина 1878 года
Ленинградский государственный университет им. а.с. пУШКИНА.
Реферат по: Мировой художественной культуре.
На тему: «Автопортрет И.Е. Репина 1878 года»
Выполнил студент 1-го курса
Ф-та ЕГиТ: Шамшутдинов К.Р.
Проверила: К.и.н. Конькова Г.И.
Санкт – Петербург
2003
- 1 -
конецформыначалоформыИлья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе.
Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. На свой "страх и риск" в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когда группа учеников, возглавляемых И.Н. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы, а Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге сыграла большую роль в формировании и развитии художника.
В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной "Воскрешение дочери Иаира". Достоинство репинской конкурсной программы - умение переосмыслить традиционные академические законы коренным образом.
Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г.
"Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России" – писал В.В. Стасов (друг Репина). Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой.
- 2 -
В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса и Рембрандта.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины "Парижское кафе" (1875, частное собрание, Стокгольм) и "Негритянка" (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно "Садко" (1876, ГРМ).
Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году. Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом.
70-е годы для Росси были временем бурного роста новых общественных отношений, сложного и противоречивого процесса, когда в борьбе с остатками прежнего крепостнического уклада формировались основы буржуазно-капиталистического строя. Судьбы страны, характер её дальнейшего исторического развития в сознании передовых представителей интеллигенции были теснейшим образом связаны с судьбами русского крестьянства.
Революционное освободительное движение в России этого периода приняло характер народничества. Движение было очень разнообразным, включающим в себя различные оттенки – от крайне революционных до умеренно либеральных. Народничество в самом широком смысле понятия как система взглядов, идеология, а не как принадлежность к какой-либо партии, кружку, группировке окрашивало в очень большой степени литературно-художественную, духовную жизнь России 70-х – начала 80-х годов. Нет сомнения, что и в творчестве Репина 70-х годов отразились какие-то стороны народнических представлений и взглядов, хотя и в весьма своеобразной форме. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников.
- 3 -
В стране нарастала революционная ситуация. Всё больше обострялась борьба правительства с революционерами. Правительство было напугано массовым движением «хождения в народ». Царская полиция и жандармерия хватала молодёжь, студентов, бросала их в тюрьмы, где они томились по многу лет. Политические процессы следовали один за другим. Но ответом на эти процессы были новые действия революционеров. Меняется их тактика. Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора.
В январе 1877 года в Петербурге слушается дело о первой рабочей демонстрации на Казанской площади.
Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде. После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич, Соловьёв), преследования властей усилились.
Репин следит за всеми процессами. Он восхищается беспримерным героизмом молодых революционеров, жертвующих своей жизнью ради свободы. Репину не приходилось встречаться с народовольцами. Но читая в газетах отчёты о процессах, он не мог не восхищаться мужеством, бесстрашием этих людей, их решимостью самоотверженно бороться с самодержавием.
Он тяжело переживает гибель людей, которые стали ему всем этим близки и дороги… Прекрасные образы Андрея Желябова, Софьи Перовской стоят перед его глазами… Но поделиться ему в Москве не с кем. Критическое отношение к существующим порядкам, так остро ощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей – художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника.
- 4 -
Во второй половине 70-х годов в характере репинских портретов происходят значительные изменения. Прежде всего, изменяется сам круг моделей. Он значительно расширяется. Конечно, изображения родных, близких, членов семьи остаются, но появляются и такие, как портреты историка И.Е. Забелина, писателя И.С. Аксакова, обстановочные, имеющие деловой, прозаический характер; или такие, как портреты А.И. Куинджи и И.И. Шишкина, в которых обнаруживается истинно репинская жизненность и яркость психологической характеристики.
Однако наиболее интересным и главным образом наиболее новыми были так называемые крестьянские портреты, созданные во время пребывания Репина в Чугуеве.
Впервые в творчестве художника появились портреты крестьян, исполненные значительности и психологической сложности, изображённые с присущей Репину непосредственностью, жизненной убедительностью. Они неразрывно связаны со всеми произведениями, точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создал Репин в течение своего «чугуевского года».
Глубокий и верный анализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»).
Можно предложить, что замысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом его работы над живописными произведениями. Это графический лист, выполненный так, как если бы художник работал красками. Недаром существует живописный вариант рисунка. Но вместе с тем это
- 5 -
интересный образец графики, вскрывающий специфически ей присущие возможности.
Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики» такого рода. Красив и своеобразен портрет Веры Репиной, дочери художника, сидящей на диване с куклой в обнимку. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли не красочностью графического решения. Линия абсолютно утрачивает строгую жёсткость ранних рисунков. Контур предельно прихотлив, свободен, но вместе с тем ощущение объёма, в нём заключённого, не исчезает. Объём моделируется не штриховкой, а главным образом при помощи растушки, которой проведены лёгкие, нежные тени в лице, более отчётливые – в одежде, аксессуары. Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки.
Разнообразие штрихов, пятен, дробности рисунка ковра, полосы на детских чулках – всё это делает рисунок, пожалуй, несколько усложнённым. Его «красочность» может показаться утомительной. Буйная живопись утяжеляет лист, становится самоцелью, отвлекающей от характеристики образа.
Вместе с тем портрет Веры, как и сцена смерти Чижова, наглядно показывает бурный рост мастерства Репина – рисовальщика. Свобода и лёгкость сменяют прежнюю скованность академической манеры. Преобладание того, что мы называли живописным началом в графике, несомненно. В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина.
Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует и автопортрет 1878 года, исполненный тушью, при помощи кисти и пера. То обстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную «красочность». Прихотливый контур шевелюры художника, беспорядочные мазки в фоне, так же как и сочетание белого пятна сорочки и тёмной заливки тушью в сюртуке, усугубляют это впечатление.
- 6 -
«Автопортрет И.Е. Репина 1878г.»
- 7 -
«Автопортрет И.Е. Репина 1887г.»
- 8 -
На Автопортрете И.Е. Репина 1878 года он выглядит усталым, задумчивым, переживающим за то, что происходит в это время в стране, он даже выглядит старше своих 34-х лет. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Если мы посмотрим на «Автопортрет И.Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойное время Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственности И.Е. Репина.
Илья Ефимович Репин прекрасно понимал, что его состояние выраженное на автопортрете 1878 года показывает сложность того времени, и поэтому, в последствии Репин использовал, по моему мнению, своё изображение с автопортрета при написании картины «Отказ от исповеди. 1879-1885».
«Отказ от исповеди»
- 9 -
Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. Они предстают в полотнах - "Под конвоем" (1876, ГТГ), "Арест пропагандиста" (1880-1889, ГТГ), "Отказ от исповеди" (1879-1885, ГТГ) и "Не ждали" (1884, ГТГ). В этих произведениях ясно читается горячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни.
И к прошлому Репин обращается для того, чтобы глубже понять современность, истоки национального характера, причины исторических коллизий, глубину психологических переживаний.
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, "удальцах" и "даровитейших людях своего времени", как говорил о них Репин. Более двенадцати лет работал он над картиной "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891, ГРМ). Первый замысел картины относится к 1878 году.
Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. К 90-м годам он создает около трехсот живописных портретов. Репин по праву считается ведущим русским портретистом этого периода.
Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. "Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные", - писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную, ищущую, волевую. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших
- 9 -
губах. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.
Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком. Думается, что не последнюю роль в высоких достижениях художника сыграли творческие искания художника при написании автопортрета 1878 года.
Наступают годы широкого общественного признания Репина. Открывается персональная выставка произведений художника. После реформы Академии он становится ее профессором. В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М. Кустодиев.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года" (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты".
После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И. И.
- 10 -
Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль. Репин скончался.
- 11 -
Литература:
1) Г. Прибульская - «Репин в Петербурге». «Лениздат», Ленинград, 1970.
2) М. Немировская - «Портреты И.Е. Репина». «Искусство», Москва, 1974.
3) И.Е. Репин – «Далёкое близкое». «Художник РСФСР», Ленинград, 1986.
4) Кирилл и Мефодий - «Большая Энциклопедия»
5) О.Ф. Петрова - «50 биографий мастеров русского искусства». «Аврора», Ленинград, 1971.
6) www.referat.ru/