Церковные праздники
СТРАСТНАЯ СЕДМИНА
В последнюю седмицу (неделю) перед Пасхой Церковь воспоминает события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его крестной смерти и Воскресения.
В Великий Четверг мы воспоминаем установление Спасителем Таинства Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой. Великая Пятница — день воспоминаний о крестных страданиях Господа и Его смерти. В Великую Субботу наши мысли обращаются к сошествию души Христа во ад и изведению оттуда душ ветхозаветных праведников, тогда как тело Спасителя находилось во гробе в ожидании события Светлого Христова Воскресения.
Дни Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого верующего к великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще посещать храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
В понедельник страстной седмицы Церковь, в назидание верующим, творит память о ветхозаветном праотце Иосифе, в обстоятельствах жизни которого она представляет прообразы страдании, смерти и прославления Спасителя. В других песнопениях, как и в чтении Евангелия, повествует об иссохшей смоковнице, которая изображает судьбу лукавого сонмища Иудейского, хвалившегося своим благочестием и в своем ослеплении предавшего Господа на смерть.
Во Вторник, предлагая в наше назидание притчи о десяти девах и о талантах, Церковь побуждает нас приготовиться к встрече небесного Жениха, вводящего в Свой чертог только тех людей, которые имеют брачную одежду, сотканную из добродетелей, и встречают Его со светильниками веры и добрых дел, и которые не скрыли талантов, данных им от Господа, а приумножили их христианской жизнью.
Господь Иисус Христос часто обличал первосвященников и книжников, потому они искали случая погубить Его. На четвертый день После Входа Господня в Иерусалим к законникам пришел один из ближайших учеников Христа — Иуда Искари-отский и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам Его?» Они обещали ему тридцать сребряников, и с этого времени он стал искать подходящего момента, чтобы предать Иисуса Христа.
Как бы для обличения сребролюбивого Иуды, Церковь совершает в этот день память жены, помазавшей на вечери у Симона прокаженного драгоценным миром ноги Спасителя, и тем, по слову Господню, уготовавшей Его на погребение.
В Великую Среду оканчиваются великие поклоны, а с ними, так сказать, и время церковного покаяния. На отпуск часов священник читает с главопреклонением молитву: «Владыко многомилостива» и затем испрашивает — как и все присутствующие друг у друга — прощение в обидах и прегрешениях.
В этот день Церковь воспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа со Своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии — причащения Тела и Крови Христовой.
Это Таинство и сейчас совершается в храме во время каждой Божественной литургии. Но именно в Великий Четверг верующие особенно призываются Церковью причаститься за богослужением.
Вечером Великого Четверга за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: на службе читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях и крестной смерти Спасителя.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
В этот скорбный день мы воспоминаем совершившееся на горе Голгофе распятие и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Господь был распят на Кресте вместе с двумя приговоренными к крестной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Шесть часов продолжались крестные страдания Спасителя; на Кресте все человечество было искуплено Им от рабства греху, от порабощения диаволу.
В Великую Пятницу во второй половине дня в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы — изображения снятого с Креста Тела Господа.
«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести Крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить... И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его...
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух».
Великое событие — Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть днем, в который совершилось наше Перехождение от смерти к жизни и от земли к Небу. Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней), и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. В время крестного хода все поют: Воскресение Твое, Христе Спасе. Ангелы поют на небесах: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: «Христос Воскресе!» и ответными словами: «Воистину Воскресе!»
Неделя, следующая за праздником Пасхи, именуется Церковью Светлой седмицей. Это — дни великой пасхальной радости, дни церковного торжества о примирении Бога и человека, о победе жизни над смертью.
На протяжении Светлой седмицы отменяются однодневные посты; все верующие призываются к особому духовному радованию, посещению торжественных богослужений, делам милосердия и благотворения. Богослужения в продолжение Светлой седмицы совершаются по пасхальному чину, а царские врата в храмах остаются открытыми — в знак того, что в эти дни всем нам открывается невидимый, духовный, Небесный мир.
© Copyright Атанов А. 2001-2002