Древнехристианское искусство катакомб
Древнехристианское искусство катакомб
Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений. Таких катакомб найдено много и в разных местах. Лучше других исследованы римские катакомбы.
Хотя христианство в Римской империи и было гонимо, но у христиан была некоторая возможность собираться в катакомбах, т.к. римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они не держались. Христиане пользовались правом собраний в местах погребений своих соратников и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.
Римские катакомбы занимают огромное пространство и находятся, как правило, за городскими стенами. Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.
В расположении катакомб различаются коридоры и отдельные помещения. Принято различать три вида этих помещний: малые – кубикулы, средние – крипты и большие – капеллы. Коридоры катакомб чаще всего узкие, но в катакомбах Домитиллы они в некоторых местах очень широкие.
Главное содержание катакомбных галерей составляют древнехристианские гробницы в виде ниш, расположенных в стенах. Это, т.н. локулы. Некоторые из них предназначались для одного лица, а другие для нескольких вместе. Эти ниши располагались по высоте коридора в один, два или три ряда, а в некоторых катакомбах и в 10 рядов. В нишу помещалось тело умершего, а вместе с телом помещались и некоторые предметы семейной или общественной жизни – платье, оружие, монеты драгоценности, рукоделье, сосуды, богослужебная и домашняя утварь и прочее.
Отверстие локулы снаружи закладывалось каменною плитой, края обмазывались цементом, а в цемент вставлялись монеты и даже т.н. фиалы (сосуды с вином или бальзамом). На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых лет, месяцев, дней и даже часов. Здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличной веткою в клюве и т.п. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.
Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет собой четкий, законченный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки.
Древнейшие памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства и найдены также в катакомбах. Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.
Священные изображения на первых порах были немногочисленны по следующим причинам:
- условия жизни, в которые были поставлены первые христиане, не располагали к широкому творчеству,
- первые христиане должны были опасаться широкого распространения священных изображений из определенной предосторожности - священное изображение могло послужить предметом соблазна,
- большую сложность представляло определение во всех подробностях идеи христианства и, тем более, создание соответствующей художественной формы.
Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может быть сведена к следующим главным группам:
1 – фресковая живопись,
2 - скульптура,
3 - стеклянные сосуды с золотыми фигурами,
4 - мозаика.
Духовное содержание фресок довольно разнообразно. Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль язык символов. Для постороннего наблюдателя, незнакомого с духом христианства и тайной этой символики, символические знаки не могли быть понятными. Стремление древнехристианского искусства говорить символами, нельзя назвать случайным - оно имеет свои исторические причины. Христианство появилось на Востоке, где образы и символы неразлучны с процессом мышления. Поэтому Спаситель и Апостолы, приспособляясь к восточному складу мышления, пользовались формой притчей и подобий. Много примеров символики можно видеть и в литературных произведениях церковных писателей первых веков христианства. Сам Ветхий Завет служит образом и символом Нового Завета.
Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы, вырабатываются первые иконографические типы.
Рассмотрим основные символические изображения в христианских катакомбах:
Якорь – символ христианской надежды, один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногда якорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.
Голубь - символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображении Крещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.
Феникс - символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. В христианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве феникс служил также символом Воскресения.
Павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело не подвергалось разложению.
Петух – символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждает людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческое значение – он указывает на отречение этого апостола.
Крест – также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста, которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потому почитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрывать свои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только не изображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подал христианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.
Древнейшая из таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест, на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в. добавляется в середине буква I - эта монограмма означает, Иисус Христос.
В 3-4 веках появляется монограмма в виде соединенных букв «Х» и «Р» - эта монограмма называется Константиновою, потому что по велению императора (после того как он увидел ее во сне на небе) изображена была на знаменах Константина, а потом и других императоров.
Все эти монограммы имели лишь отдаленное сходство с христианским крестом и только посвященные могли видеть в этих изображениях действительно форму креста. Древнейшие изображения распятия в прямом виде появляются не ранее 5-6 веков.
К христианским символам относится также корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.
Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора.
Лев - символ силы и могущества. Орел – символ юности. Змея – символ зла и, в частности, дьявола. Олень - символ апостола, или кающегося, или святого. Пальма – символ победы. Оливковая ветвь – символ вечного мира. Лилия – символ чистоты. Венок – символ победы над смертью и дьяволом. Орфей с лирою в руках – редкое изображение Христа. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Здесь уже изображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителями цельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе и более определенное в своей идее.
Виноградная лоза – часто встречается в первохристианских росписях. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.
Десять дев - (фрески катакомбы Агнии 3 в., катакомбы Кириака) – притча о разумных и неразумных девах.
Добрый Пастырь – имеет тесную связь с символом агнца и опирается на библейские основания. В книге пророка Иезекииля и в псалмах Давида мир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. Значение этого символа объясняется легко из евангельской притчи о Добром Пастыре. Пастырь есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупитель рода человеческого.
ИЗОБРАЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ
Цикл их не очень разнообразен по содержанию – одни и те же сюжеты чередуются обычно, не заменяясь другими. Однообразие здесь заметно и в художественной обработке. Явление это, по мнению некоторых археологов, объясняется тем, что церковь уже контролировала деятельность художников и держала их в определенных границах. Может быть, дело и в том, что в это время (3-4 вв.) искусство клонилось к упадку. Подражательность и бедность художественных форм всегда служат показателем упадка в искусстве. Отсюда и однообразие.
Ной в ковчеге – один из важнейших сюжетов. Ной встречает голубя с веткою в клюве.
Иона – это изображение имело несколько видов: Иону бросают в пасть морского чудища, чудище извергает его на берег, Иона сидит или лежит под деревом и т.д. Во всех случаях Иона в обнаженном виде. Фигура его составляет редкое явление в древнехристианской живописи. Изображение Ионы может иметь и символическое значение - к этому толкованию приводят прямые сопоставления Ионы со Спасителем, выраженные в Новом Завете и древнехристианской литературе.
Даниил во рве львином. Даниил - символ Воскресения.
Моисей. Изображения Моисея имеют исторический характер, но не символический. Его изображают снимающим свои сандалии, чтобы приблизиться к горящему кусту, проводящим народ израильский сквозь чермное море, изводящим воду из скалы, получающим скрижали от Бога.
К этой же категории библейских изображений нужно отнести: изображение трех отроков в огненной печи; Адама и Евы в момент грехопадения; Каина и Авеля, Иова, Самсона, Давида, Илии, возносящегося на небо, Товии, Сусанны, в виде овечки между двумя волками.
Из числа новозаветных событий в живописи катакомб встречаются следующие сюжеты:
Поклонение волхвов – это изображение повторяется до 10 раз в катакомбах Домитиллы, Маркеллина и Петра, Фразона, Кириака, Бальбины, Каллиста, Прискиллы и Домитиллы. Они относятся к 3-4 вв.
Есть в катакомбах неясные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, крещения Иисуса Христа, но одно из самых любимых древнехристианскими художниками и прекраснейших изображений – это воскрешение Лазаря. Этих изображений встречается свыше 20 раз.
Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Все древние авторы согласны в том, что лицо Богоматери было прекрасным. Оно было, по словам Амвросия Медиоланского, образом возвышенного ума и нравственной чистоты. Древние художники при изображении Богоматери заботились как об изяществе формы, так и о достоинстве выражения. Часто изображается Она в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчеркивает Ее роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Нею изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Ее мать, святая Анна. Роль Ее особенно подчеркивается в сцене поклонения волхвов, изображавшейся очень часто в первые века христианства.
Наряду с изображениями прямыми или символическими Спасителя и Божией Матери мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, одним словом, все разнообразие христианской иконографии.
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Это те, которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишь символически. Сюда относится изображение рыбы - это один из наиболее распространенных символов первых веков.
Принятию христианами этого символа, конечно, способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы, им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцами человеков» (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17). Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага (Мф. 7, 9-11, 13, 47-48; Лк. 5, 10). Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника и обращенного, вполне понятны.
Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба — Ichthus. Оно содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихся непосредственно ко Христу: lesous Christos Theou Uios Sdter, то есть Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Эти слова выражают веру в Божество Христово и Его спасительную миссию. Это своего рода древнейшая форма Символа веры, сосредоточенная в одном слове. Образ этот можно увидеть повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как мы носим нательный крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь».
Первое и основное значение рыбы — это Сам Христос. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Символика рыбы связана с символикой воды и с таинством Крещения.
Рыба иногда означает и христианина. Более же всего подчеркивается евхаристическое значение этого символа. В катакомбах Люцины находится замечательное в этом смысле изображение – оно представляет двух плавающих рыб, на спинах которых находятся корзины, наполненные хлебами. Рыба – Иисус Христос, хлебы - символ Евхаристии. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.
Агнец – символ Самого Христа, Его искупительной жертвы. Этот символ был весьма распространен в христианском искусстве. Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане.
К изображениям литургического характера относится также виноградная лоза. Таким образом, главные евхаристические символы: агнец, хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан.
СКУЛЬПТУРА
Наиболее обширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковая живопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Это явление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве - там скульптура занимала наиболее видное место и преобладала над живописью. То, что скульптура в древнехристианском искусстве не заняла подобное место не случайное явление, оно находит объяснение в исторических условиях, в которых развивалось искусство древних христиан. Уже то, что пластика в греко-римском искусстве служила языческому культу и составляла его опору, должно было вызвать предубеждение против нее со стороны первых христиан. Но есть и внутренние причины, заключенные в самом характере скульптуры и живописи, по которым христиане должны были предпочесть живопись скульптуре.
Скульптура по сути своей подчинена миру материальному и выразить более или менее сложную мысль для нее трудно. Скульптура реалистична по своему содержанию. Живопись в меньшей степени подчинена ограничениям со стороны материального мира, она более способна к широкому раскрытию идей и вообще имеет более духовный характер. Вот почему христианство, как религия Духа, вступило в тесный союз с живописью.
Скульптура в виде статуй никогда не находила здесь значительного распространения. И только рельефные изображения в виде резных и литых икон, крестов, диптихов, складней, окладов дают понять, что православное искусство Востока не порвало окончательно всех связей со скульптурой. Чем дальше отходило христианское искусство от греко-римского, тем больше ослабевало в нем чувство скульптурной красоты. Но от древнехристианского периода мы имеем еще немало памятников скульптуры, отчасти в виде цельных статуй, отчасти в саркофагах.
Из статуй можно перечислить следующие: статуэтка Доброго пастыря из Латеранского музея в Риме – это высокохудожественное произведение ставится наряду с классическими. Несколько подобных статуэток находятся в Константинополе, Риме и Спарте, что подтверждает единство искусства древнехристианского периода как на Западе, так и на Востоке. Затем следует мраморная статуя римского пресвитера Ипполита. Некоторые ученые предполагают, что первоначально эта скульптура изображала языческого ритора, а потом была переделана. Такие случаи встречались довольно часто. Еще один образец древней скульптуры представляет статуя апостола Петра, которая находится сейчас в римском соборе Св. Петра. Статуя эта имеет христианское происхождение, она была сделана в Риме греческим художником.
САРКОФАГИ – это вид обыкновенных гробниц из мрамора, порфира, терракоты и даже металла, продолговатой формы, размерами, немного превышающими размеры человеческого тела, с рельефными украшениями на лицевой стороне. Внутри саркофага полагался труп умершего. Этот обычай древние христиане переняли довольно рано, в первые два столетия. Но это не был широко распространенный обычай, в саркофагах тогда погребались только богатые и знатные лица. Происходило это по причине сравнительной бедности древних христиан и, к тому же, это было опасно – скульптор должен был делать саркофаг у всех на виду, в то время как живописец мог работать в катакомбах в относительной безопасности. Поэтому древние христиане мало занимались производством саркофагов. Если была необходимость, они покупали саркофаг у язычников и переделывали его по своим потребностям. Такое положение сохранялось только до 4 века. Признание христианства, дало сильный импульс христианскому искусству, в частности, содействовало распространению обычая хоронить мертвых в саркофагах. Их производство стало гораздо обширнее, и они получили христианский характер. До нас дошло немало памятников этого периода. Лучшая коллекция хранится в Латеранском музее в Риме.
Для того чтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность, необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером тех изображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – это его лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине, помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этой стороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда там помещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею, а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделял поверхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками. Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображений саркофага.
В середине саркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотив очень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлось имя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своими размерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозного характера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанных выше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символа Агнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.
Для понимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге, выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления с композициями изображений, приведем описание замечательного саркофага, находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла и относится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениями похороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозного характера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен в виде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий, создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, - это первая группа.. Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево, вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине между Адамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы, как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левой рукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообще заниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленного Агнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этими двумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем рода человеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, как представители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними – чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихся во тьме.
Вверху с правой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, - предсказание об отречении Петра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавою бородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведения Моисеем воды из камня.
В середине под бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади его находятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилу хлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментов падения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает в художнике противоположные образы искупления; искупление является в виде рождения Спасителя и его чудес.
К этой же категории памятников скульптуры следует отнести мелкие произведения древнехристианской резьбы по дереву, металлу и слоновой кости, лепки, терракоты, чеканка и литейные произведения.
Древние христиане полагали печать искусства и на предметы домашнего обихода. Из числа этих предметов дошли до нас многочисленные лампы из терракоты: находят их не только в римских катакомбах, но и в Греции, в Египте, в Сирии. На лампах изображались символические фигуры рыбы, птицы, монограммы, крест, иногда библейские персонажи.
Изображениями религиозного характера украшали древние христиане также свои перстни, медальоны, амулеты и монеты.
Рассматривая искусство римских катакомб нельзя забывать, что мы имеем здесь дело лишь с одной из ветвей раннехристианского искусства, с ветвью греко-римской, дошедшей до нас в наибольшей сохранности. Для греко-римского искусства этого времени характерен его натурализм, то есть стремление в точности воспроизвести видимые предметы. Приведенные примеры показывают, насколько христианское искусство освобождается от этого натурализма. Что же касается техники этого греко-римского искусства, которая отличалась большим совершенством, она целиком была унаследована христианскими художниками в росписях катакомб. Благодаря этому первохристианское искусство отличается той же свежестью, тем же изяществом, что и искусство античное.