Экология социальной культуры
Б. Виногродский
В течение последнего периода времени (приблизительно 1999 - 2003 гг) я в своих статьях и лекциях часто обращаюсь к теме экологии социальной культуры, которая связана с некоторым набором явлений и терминов, требующих определения и увязывания в концепцию не потому, что так принято или это мне нужно по каким-то формальным требованиям и критериям. Наоборот, не испытывая никакой нужды создавать систему, я чувствую, как эта система прорастает кристаллическими побегами через тело моего разума, и мне приятно искать связи между отдельными частями.
Связи эти ищутся путем нового определения и уточнения терминов. В результате возникают новые термины, а по ходу дела начинаешь размышлять, почему, по каким закономерностям растет эта система, нужна она для личного самоутверждения или же отражение через призму личностного восприятия универсального процесса. Таким образом, когда начинаешь учиться техникам обучения и саморазвития в процессе обучения инструментальным навыкам, происходит процесс вторичного обучения.
Я пытаюсь отразить естественный процесс жизни семантического поля, который в данном личностном случае определяется темой, временем и местом. Тема - это экология социальной культуры, а время и место меняются раз за разом.
Эти два термина являются ключевыми. Они требуют определения в первую очередь, но они никак не определяются. Более того, в связи с ними встал вопрос об определении критериев точного определения. Легко говорить о более сложных явлениях, используя термины так, будто они уже определены где-то, но как только обращаешься к попытке определить это понятие, сталкиваешь с невидимой стеной.
Есть ощущение, что это выражение одного из свойств поля разума, семантического поля языка. Определение данных терминов требует специального состояния, которое не возникает в результате разового усилия, а появляется только тогда, когда происходит изменение конфигурации проявления общего поля в личностном пространстве.
Я использую несколько базовых метафорических переносов, с которыми приходится играть, чтобы ловить смысл сетью образов. Основной метафорический перенос, или же основная метафора, это слово "тело", которое иногда совпадает с понятием организм. Дело в том, что в течение довольно длительного периода времени я переводил тексты по традиционной китайской медицине, и они мне были интересны в первую очередь потому, что в них здоровье и болезнь рассматриваются в контексте более широкой мировоззренческой системы, общей традиционной системы описания мира.
В процессе переводов мне приходилось создавать систему базовых переводных терминов, которые не всегда последовательно отражали целостность моего мировоззрения, но в результате я столкнулся с проблемами невозможности найти адекватный перевод для некоторых терминов. В частности, таким термином является иероглиф "шэнь", который в разных контекстах может означать и тело, и личность, и организм. Вот этот термин я использую в качестве ключевой метафоры, и на его примере попробую определить понятие метафоры, понятие понятия и понятие определения понятия с помощью метафор.
1. Во-первых, основываясь на более или менее ясном понимании понятия тела, как личностного аспекта существования человека, я исхожу из того, что тело существует в ощутимой реальности внешнего восприятия.
2. Потом (и здесь я описываю тонкий процесс перехода в сознании или в теле сознания из одной его области в другую) я переношу понятие тело на образ социального организма, который прилагается к понятию Россия.
Здесь начинаются сложности. Сложности возникают в связи с ощутимостью понятия. В сознании есть область, в которой понятие ощущается целостно и непротиворечиво. Возможно, метафора является одновременно и механизмом перехода из одной области в другую. Именно в процессе этого перехода или переноса предмета из одной области сознания в другую, происходит и перенос качеств, который воспринимается нами как метафора. Возможно, что именно поэтому определение понятия метафора ускользает от разумного усилия.
Если вернуться к понятию "тела", которое ощутимо является нам при любом контакте с самим собой, в любом действии самовосприятия, то в какой-то области сознания "тело" звучит или светится как сумма ощущений, а эти ощущения по законам сознания складываются в понятийную зону. Когда мы говорим слово "тело", мы указываем на понятийную зону, воспринимаемую нами изнутри как неделимое понятие. Теперь берется это понятие и его указующая функция (возможно, что понятие - это всегда носитель функции) и направляется на понятие России.
Можно сказать, что в течение нескольких лет я занимался построением клуба чайной культуры, и это частично будет правдой. Однако более правильным отражением происходящего будет другое определение. Мне было интересно в контексте более широкой исследовательской программы понять закономерности переноса культурного явления из одного тела этнической культуры в другое.
Для удобства описания я попробую ввести некоторые термины. В частности, это термин "тело этнической культуры". Этническое тело культуры подразумевает социальную культуру. Отдельные явления этого тела связывают людей в разные коммуникационные сети, и, в результате существования и переплетения этих сетей, создается общая ткань социального бытия. Буду определять его, приводя фактические примеры.
Я изучаю культуру Китая, и вижу, что в теле этой культуры существуют такие разделы, как, к примеру, культура собирания камней с рисунками или нефрита. Эти типы культуры подразумевает не только стремление приобрести как можно более ценные образцы, но и качество ощущений, которые следует проводить через свое тело во время взаимодействия с предметами. Эти не обязательно явно выраженные правила и составляют собой суть культурного тела. Они связаны со знаниями предмета, способами описания объектов коллекционирования, способами их расположения и хранения. Все эти знания создают некий тип оперативной среды состояний индивида, располагая его тем или иным образом в потоке времени.
Я размышляю о построении стратегий, о том, что это такое, как и где строятся стратегии. Стратегирование - это свойство сознания, качество мышления, и потому, чтобы научить человека построению стратегий необходимо что-то поменять в его сознании. Поменять структуру видения. То есть должна появиться другая динамика целеполагания. Если в поле моего видения появляется какая-то цель, я должен точно увидеть последовательность образов действий, которые ведут меня к этой цели.
При этом я представляю себе пространство событий, как отдельное от поля моего внимания и структуры личности. Необходимо правильно описать динамику функционирования личности и внутри структуры личности выделить аспект, который соответствует социальной деятельности. Этот аспект тоже имеет структуру, ее тоже нужно выделить и описать. Кроме того, требуется описать механизм взаимодействия личностного и социального аспектов.
В качестве исходного материала я беру схемы, применяемые в китайских прогностических технологиях, которые основаны на структурных образованиях, имеющих формальное выражение в виде знаков ГУА. К знакам ГУА привязываются разные знаковые ряды, взаимодействующие между собой. На основании характеристик взаимодействия знаков возможно говорить об изменениях системы, которой является структура деятельности в сфере личностного движения в событийных рядах.
Стратегия включает в себя многофакторные ряды, которые цепями уходят в волновые структуры разной длительности. Стратегичность заключается в том, чтобы в процессе постоянного обмена ценностями с внешним миром, держать в поле внимания возможность появления ранее запущенной волновой структуры, которая может быть использована для соединения данного событийного ряда с другими.
Так что я постоянно выдвигаю во внешнюю структуру какие-то условные единицы ценностей, на которые рассчитывают представители внешних событийных рядов. Эти представители тоже обязательно являются носителями ценностей, расположенных в определенных полях принадлежности. В социуме нет ценностей, которые никому не принадлежат. Однако есть ценности, которые не могут удерживаться постоянно в том или ином поле, они должны переходить в другие поля, чтобы не произошло разрушение матричных полей принадлежности, связанных с тем или иным носителем базового ценностно-образующего ядра.
Удержание ценностей в полях принадлежности происходит посредством следования законам. Следование законам осуществляется в сознании. То есть, чем меньше действий, тем правильнее будет результат. Стратегия подразумевает минимальную и оптимальную трату сил для достижения наилучшего результата.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bronislav.ru/