Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Индийская культура

Индийская культура

Министерство образования и науки Украины

Харьковский патентно-компьютерный колледж













Контрольная работа

по предмету культурология

студента группы ЗП-48

заочное отделение

Симоненко Константина















 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2006 г.

 

ПЛАН:

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………            

ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………………………..

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим  многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего  научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

         Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен  слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.



ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

            В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщей относительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

         Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок,  направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

         Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-”Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

         Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

         В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и  в России.

         Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

         Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

         Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев  и современной лингвистикой.

         Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но  наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

         В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева  и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами  (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В  Гуптскую  эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм  в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

         В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

         В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская  Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

         Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда  изображались белыми. Традиции  Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

         Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение “пи”, предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля).Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра”, ”синус”, “корень” впервые появились именно в древней Индии.      

         Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

         До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

         Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.

         Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это  отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались  религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская  культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.


РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ


            Большинство населения Индии исповедует индуизм. Индуизм – это одна из крупных мировых религий, сформировавшаяся в І тысячелетии нашей эры.

  В его основе лежит учение о  перевоплощении душ, происходящем в соответствии с законом воздаяния (кармой) за добродетельное или дурное поведение. Индуизм признает три верховных божества: Брахму, который по индуистской мифологии, является творцом мира, Вишну – сохраняющего вселенную, и Шиву – разрушающего ее. (Однако Шива в индуизме считается не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем.) Верховные божества, по индуистскому учению, имеют земные воплощения. Например, у Вишну их 10, и среди них – Кришна и царь-герой Рама.

         Одним из непременных условий добродетельного поведения человека индуизм считает соблюдение кастовых бытовых правил. Что такое касты? В Индии, согласно индуизму, все общество разделено на касты, то есть группы людей, которые из поколения в поколение выполняют определенные обязанности в обществе, владеют определенными профессиями. Высшей кастой являются брахманы, которым предписано быть жрецами или наставниками. Далее следуют кшатрии – воины и правители; за ними вайшии – земледельцы, торговцы и ремесленники; и, наконец, шудры – «низшая» каста, в которую входят слуги, рабы и «неприкасаемые». Каждому индусу религия предписывает вести тот образ жизни, который соответствует его касте. У кастовых организаций в Индии есть свои газеты, кассы взаимопомощи и банки.

         Для представителей трех высших каст обязателен обряд «второго рождения», который проходят мальчики и юноши в возрасте от8 до 22 лет. Дважды рожденные имеют право читать и слушать чтение священных книг. Брахманы оказывают влияние на семейные и общественные дела (даже, например, на исход выборов в стране). «Великий союз брахманов» - это фактически политическая партия.

         Большинство крупных индийских предпринимателей происходит из третьей касты (вайшии). Богатейшим семьям принадлежат не только предприятия, но и целые города. Например, Джамшедпур и Бихар – семье Тата, Далмиянагар – семье Далмия, Модинагар, рядом с Дели, - семье Моди.

         В самом низу общественной лестницы – «неприкасаемые». В течение веков они выполняли только грязную работу. Им не разрешено дотрагиваться до членов высоких каст, заходить в их кухни и храмы, пользоваться общими предметами, колодцами, а иногда даже мостами и дорогами.

           Конечно, в современной Индии разделение на  касты уже не такое жесткое, как в прошлом. Конституция Индии признала равноправие каст. В стране приняты законы, по которым за дискриминацию низших каст привлекают к суду. Их членов устраивают на работу наравне с другими, детям в школе выдают бесплатные учебники. Сама жизнь (появление новых промышленных предприятий, строительство железных дорог, переселение людей из деревни в город) делает невозможным строгое разделение каст.

         Тем не менее молодые люди женятся на девушке из своей касты. У членов высоких и средних каст свадебная церемония, сложная и торжественная, проходит в доме невесты, родители которой украшают дом, оплачивают услуги жрецов, принимают гостей.

         В семьях низких каст за невесту дают выкуп, а свадебные расходы несут родители жениха.

         Молодые супруги в городах все чаще живут отдельно от родителей, но все семейные события и радостные, и печальные отмечают обязательно все вместе, большой семьей.

         Семейные связи в Индии очень прочны. В стране запрещены разводы. Многоженство, принятое во многих странах Востока, в Индии запрещено. Вдова не имеет право второй раз выйти замуж.

         Все женщины в Индии, кроме вдов, обязательно носят украшения. Кольца, серьги, браслеты – это не только украшения, но и символы благосостояния семьи.

На ряду с индуизмом в V1 веке до н. э. в Индии возникает новая религия-буддизм.

Основателем буддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано , что он станет или великим царём, или религиозным подвижником. Отец царевича, не желая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепном дворце, окружил всевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятных впечатлений.

Но однажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что он увидил, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого несли хоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старость и смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретился монах. Царевич принял это как знаменье, указывающее путь преодоления страха и скорби. Он покинул дворец и стал монахом.

Несколько лет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он 48 дней неподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и он стал Буддой.

Учение буддизма заимствовано из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов и персонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда – это не бог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа. Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.

Буддистская традиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому – пятеро, по третьему – «столько, сколько песчинок в Ганге».

Зародившись как секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.

         На северо-западе Индии в Пенджабе распространена другая религия – сикхизм,  возникшая в ХV веке. Сикхизм отрицает касты и признает равенство всех сикхов перед богом. В ХVІІ веке сикхи стали религиозно-воинской общиной, может быть, поэтому многие профессиональные военные в Индии – сикхи. Им не положено брить бороды и стричь волосы, которые они убирают в тюрбан. С момента своего посвящения сикхи носят на руке стальной браслет.

                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

         В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты”; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

         В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”.

























Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена