Информационная культура в современном обществе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра
«Философии и социальных наук»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Информационная культура»
на тему:
«Информационная культура в современном обществе»
Выполнил:
студент первого курса
Факультета управление процессами перевозок
(Д-09-4) Паутов В.А.
Иркутск, 2009
Введение
Основные результаты исследования
Становление информационного общества
Заключение
Список используемой литературы
Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации.
Впервые за всю историю человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования — противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуру личности.
Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, — все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.
Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему в целом — формирование информационной культуры личности. Особую сложность создает отсутствие дифференциации в обучении различных категорий пользователей. В большинстве программ, пособий, руководств либо вообще отсутствует обозначение категории пользователя, либо она указана не вполне четко. Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы.
В качестве рационального способа решения проблемы информационного образования нам представляется необходимым внедрение в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры личности». При этом ведущая роль в освоении курса отводится учителю, закладывающему основы информационной культуры личности, без которой невозможна реализация главной идеи непрерывного образования — «образование в течение всей жизни».
В результате многолетних исследований на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности. В основу ее положена следующая трактовка понятия « информационная культура личности».
Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
В рамках выдвинутой концепции разработана модель курса «Основы информационной культуры личности». Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: учащихся общеобразовательных ученых заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели —облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
В основу построения модели курса «Основы информационной культуры личности» положены общеметодологические принципы информационного образования: принцип культурологического подхода, принцип системного подхода, принцип интегративности; принцип деятельностного подхода, принцип технологического подхода, принцип непрерывности. Реализация принципа деятельностного подхода означает, что курс «Основы информационной культуры личности» строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.
Сформулированные принципы были положены в основу разработанного комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных, соответственно, на учащихся общеобразовательных учебных заведений, учителей, студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней вузов культуры и искусств. В состав каждой программы вошли следующие основные разделы: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации».
Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.
Это проявляется как в отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер (учащиеся общеобразовательной школы, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода и имея в качестве основы, «ядра» курса инвариантную часть, можно получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры. Например, на основе программы для старшеклассников не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальных заведений, а по аналогии с программой для студентов вузов культуры и искусств построить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.
Стремление обеспечить на практике не только понимание разработанной концепции формирования информационной культуры личности, но и ее претворение в жизнь обусловило выделение в составе настоящего издания двух частей: теоретической и учебно-методической. В первой части раскрываются теоретические основы формирования информационной культуры личности и, прежде всего, сущность концепции формирования информационной культуры личности. Разработка концепции стала возможной в результате упорядочения понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подготовки, выявления информационной природы кардинальных преобразований в современном образовании, понимания неразрывной связи качества образования с уровнем информационной культуры личности.
Вторая часть состоит из трех глав, содержащих учебные программы курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых: учащихся общеобразовательных учебных заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Все три главы второй части объединены концепцией деятельностного подхода, прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленного пониманием информационной культуры как целостного явления.
Рубеж тысячелетия совпал с переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной), которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
v электронные информационные ресурсы становятся важным ресурсом и подлинно ведущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;
v формируется рынок электронных информационных ресурсов как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
v развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность;
v развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий существенно меняет модель образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В информационном обществе деятельность людей все в большей степени зависит от их способности эффективно использовать электронные информационные ресурсы. Для свободной ориентации в электронных информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать электронные информационные ресурсы с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информационная культура», которая должна изучаться со школьной скамьи, затем приобретать более целенаправленный характер. Это дисциплина новая, своим появлением она обязана бурному развитию информатизации общества.
Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных и многоликих социальных явлений, поэтому она понимается весьма неоднозначно, так как часто выступает в качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.).
Информационная культура соотносится с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.
Таким образом, основным капиталом XXI века станет не природно-ресурсный потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал и информационная культура. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстро отставать и превратятся в сырьевые колонии или придатки других стран, либо в «экономически грязные» цеха мировой экономики.
Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование, профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
В начале 90-х годов наряду с иными особенностями этого периода наступило осознание информатики в предельно широком социокультурном контексте. Такие феномены, как информация, информатизация общества и другие, теперь прямо соотносятся с культурой человечества и с основными тенденциями её дальнейшего развития.
В этом плане, в частности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особой грани человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включает такие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новые информационные технологии.
Учитывая, что человечество приступило к созданию информационного общества, в данной статье рассмотрим информационную культуру с учетом формирования данного общества на базе новых информационных технологий и телекоммуникационных средств.
Между тем подавляющее число публикаций в этой области посвящено только технике, как будто техника существует сама по себе и только для себя. Иногда в пылу информационных преобразований все-таки вспоминают о человеке, преподнося мрачные сведения о влиянии ПК на его здоровье. Азы информатики и массовый переход на «ты» с компьютерами уже дают о себе знать, т.е. мы являемся живыми свидетелями перехода общества из индустриального в информационное, что влечет изменение в культуре поведения человека, т.е. он должен научиться жить по правилам информационного общества. Хотя в Законе «О Национальной программе информатизации» (раздел 1 ст. 1) приведено содержание основных терминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре пока не упоминается, как и в других нормативных документах по вопросам информатизации, но в научной литературе такое понятие существует. Однако его содержание полностью не раскрыто.
Что же такое информационная культура?
Более общим по отношению к данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономики - в сферах морали, политики, права, идеологии, религии. Вырабатываемые здесь образцы сознания и поведения далее ассимилируются системой хозяйствования и становятся ее частью.
Влияние на систему хозяйствования внешнего культурного окружения, а также ценностей и норм, рождающихся внутри ее самой, приводит к тому, что хозяйствование как бы насыщается культурой, пропитывается ею. Вследствие этого его развитие начинает зависеть от качества воспринятой им культуры. Соотношение этих понятий позволяет показать различные виды и разновидности культуры, понять связь между ними. Наиболее точным понятием культуры, на наш взгляд, представляется такое.
Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
v конкретных навыках по использованию технических средств (от арифмометра до персонального компьютера и компьютерных сетей);
v способности использовать в своей деятельности современную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
v умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать;
v овладении основами аналитической обработки информации;
v умении работать с различной информацией;
v знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
v использовании правовых актов, обеспечивающих информационные процессы;
v владении основами эргономической и информационной безопасности.
Какие же части различных отраслей науки и техники имеют непосредственное отношение к информационной культуре и каковы в соответствии с этим элементы информационной культуры?
Термин «информационная культура» объединяет десятки требований (правил), распространяемых на всех пользователей кибернетических орудий труда. В зависимости от происхождения и характера эти требования не одинаковы. В одних случаях они имеют моральное содержание, в других – юридическое, в третьих – техническое. Не вдаваясь в оценку и анализ происхождения сущности и практического значения всех элементов (это задача соответствующих отраслей науки и техники), отметим точки соприкосновения требований отдельных элементов науки управления с собственно информационной культурой.
Элементами информационной культуры являются определённые требования и правила, обусловленные принципами и нормами морали, права, техническими нормами и иными обстоятельствами.
Моральные нормы информационной культуры в сфере управления производством играют значительную роль. Будучи более обширными и обстоятельными, чем другие нормы, они применяются к более широкому кругу общественных отношений. Мораль регулирует поведение личности, ее отношение к другим людям. Ее основное назначение – обеспечить социальное поведение человека, предотвратить нарушение им интересов общественного долга.
Юридические (правовые) требования информационной культуры отражены в государственно-правовых нормативных актах (положениях, правилах и постановлениях). Если правовой нормативный акт указывает, что работник должен соблюдать при исполнении служебных обязанностей требования, прописанные определённым нормативным актом, например, по обеспечению информационной безопасности, значит налицо правовое требование.
Эстетическое восприятие является одним из наиболее распространенных типов восприятия действительности, причем его основная особенность состоит в том, что ответ постигается эмоционально в неразрывном единстве его сущности и явления, внутренней и внешней, количественной и качественной стороны. Непосредственным результатом эстетического восприятия, эстетического переживания, в котором в эмоциональной форме выражается эстетическая оценка воспринимаемого объекта.
Эстетическое восприятие в информационной культуре определяется подачей меню пользователям, внешним видом создаваемых сайтов и web-страниц и т.д.
Требования технической эстетики конкретизируются в эстетические требования применительно к среде, в которой осуществляется управление. Требования эстетики распространяются на предметы материального мира, «мира вещей», в окружении и с помощью которых осуществляется управленческий процесс. В данном случае информационная культура выражается в оформлении компьютеризированного рабочего места пользователя, используемого технического его оснащения.
Архитектурные требования информационной культуры преследуют цель создания наиболее рациональных по конструкции и внешней планировке помещений, в которых располагаются компьютеризированные рабочие места пользователей органов управления и производства. Требования экономического характера (стоимость, рентабельность, производительность труда, эффективность труда и т.п.) на первый взгляд выступают против информационной культуры, так как соблюдение надлежащего её уровня требует затрат, а чем меньше расходы, тем экономичнее управление. Однако в действительности разумное вложение средств в информатизацию процесса управления и производства совершенствует, упрощает выполнение управленческих операций, дает положительный эффект с точки зрения культуры управления.
Психологические требования информационной культуры имеют свои особенности, которые нужно учитывать при общении пользователей через ПК, Интернет, что обеспечит выработку правильных решений, облегчит процесс управления.
В частности, следует учитывать такие психологические факторы, как строгое внутреннее единство указаний, даваемых исполнителям, индивидуальный подход к людям, способность зажигаться новой идеей и пр.
Санитарно-гигиенические требования имеют непосредственное отношение к информационной культуре. Такие эргономические требования, как нормальное освещение и вентиляция, создание оптимальной температурной и влажной среды воздуха в служебных помещениях, правильное расположение техники на рабочем столе, удобная рабочая мебель нужных размеров улучшают физическое самочувствие служащих, положительно сказываются на информационной культуре.
Учет элементов информационной культуры, многообразие деятельности органов хозяйственного управления позволит поднять уровень управления и управленческого труда и упростить процесс управления, улучшить условия труда, сделать более четкой и слаженной работу всего персонала, повысить государственную и трудовую дисциплину.
Основными принципами информационной культуры являются:
1. Комплексный подход к решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросов совершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельно взятой науки.
2. Общее упорядочение информационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированных систем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процесс упорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.
3. Философия определяется взаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.
4. Поиск постоянно повторяющихся характеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявления почтительности, манеры поведения.
5. Правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.
6. Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.
7. Достаточные удобства для многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся с электронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны быть обеспечены с учетом эргономической безопасности.
8. Обеспечение безопасности и защиты информации в компьютеризированных системах.
информационное общество культура
Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.
Идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности.
Мы глубоко убеждены, что результативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельных инициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей и ориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним из таких средств может служить предлагаемая в данной книге концепция формирования информационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс учебных программ для различных категорий обучаемых: учащихся 1—11х классов общеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.
Впервые в отечественной практике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемых определено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом их психофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашло отражение в разработанной универсальной модели формирования информационной культуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса «Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической, научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности является ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.
К числу научных направлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспечения целостности и продуктивности формирования информационной культуры, на наш взгляд, следует отнести теорию чтения (применительно к различным видам текстов и формам их представления, в частности, электронным, экранным; теорию восприятия различных видов информации; теорию медиаобразования.
Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методических разработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.
Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что развитие прикладных исследований в области информационной культуры, с нашей точки зрения, должно быть направлено на подготовку комплектов учебнометодических материалов для изучения курса «Основы информационной культуры личности» различными категориями обучаемых. Этот комплект должен включать: учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п., выполнение которых предполагает углубление теоретических знаний, выработку практических умений и навыков по изучаемым темам; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; комплекс тестов, позволяющих диагностировать уровень информационной подготовки обучаемых.
Масштабность этой задачи предполагает объединение усилий теоретиков и практиков, педагогов и библиотекарей, специалистов других областей знания, изучающих феномен информационной культуры
1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 5-10 с.
2. Винарик, Л.С [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева. – М.: Школьная б-ка, 2002. -89 с.
3. Паршукова, Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) [Текст]: Монография / ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2003. — 158-163 с.