Искусство Древнего Египта. Древнее царство
Эпоха, стиль, направление - Древнее царство
Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к западу от Нила простиралась Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне.
Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила. Благодаря тропическим ливням, питавшим в летние месяцы ее истоки, река разливалась, выходила из берегов и заливала близлежащие земли. После половодья на земле оставался слой плодородных наносов, который использовался для земледелия. Этот ежегодно повторявшийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры, отразившись в древнеегипетских верованиях. Вообще образ Нила занимает важнейшее место в египетской культуре. Нил — это источник жизни, не имеющий ни начала, ни конца. Нил — это рубеж, отделяющий царство живых от царства мертвых (так исторически сложилось, что по одну сторону Нила строились города для живых, по другую, в выжженной солнцем пустыне, располагались многочисленные кладбища и некрополи, образовавшие целые «города мертвых»).
Корни египетской цивилизации, развивавшейся на протяжении трех тысячелетий, уходят вглубь веков, к середине IV тысячелетия до н.э. К этому времени враждующие египетские номы (области) объединились в два самостоятельных царства — Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство; с этого момента начинается так называемая династическая эпоха. Египетский жрец Манефон, живший в IV—III вв. до н.э. и написавший «Историю Египта», выделил в ней три периода: Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н.э.) и Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.). Всего до 341 г. до н.э. (второго завоевания Египта персами) страной правили 30 династий фараонов.
Фараон, стоявший во главе египетского царства, обладал неограниченной властью. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложному церемониалу, пышность которого возрастала, по мере того как государство расширяло свои границы. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иноземных послов, получал дары и раздавал награды.
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, дающий влагу и урожай. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке бог Солнца Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы — считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Брат Осириса Сет, снедаемый завистью, убил Осириса и расчленил его тело. Исида после долгих поисков, с помощью магических заклинаний, возвратила Осириса к жизни. В результате непорочного зачатия у Осириса и Исиды родился сын Гор — человек с головой сокола. Осирис передал богу Гору царский престол, после чего удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.
Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове у Осириса высокая корона фараона, его ноги спеленуты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога плодородия Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.
Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека может продолжаться после его физической смерти, но при условии, что его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела покойных, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохранялись весьма длительное время. Для сохранения мумии египтяне строили усыпальницу — пирамиду, мастабу (род гробницы) или склеп. Египтяне считали, что при жизни человека в нем обитают две духовных составляющих — ка (душа, или духовный двойник) и ба (индивидуальность). Ка человека нуждалось в материальной оболочке; таковой после его смерти служила мумия усопшего. На случай если мумия все-таки разрушится, в гробницу помещались статуи умершего, имеющие черты портретного сходства с покойником и подписанные его именем. Для поддержания жизни ка нуждалось в пище; ее приносили в гробницу родственники усопшего. В гробницу помещалась разнообразная домашняя утварь, ибо в загробном мире душа должна была иметь все те блага, которыми человек пользовался при жизни. Для этой же цели стены гробницы украшались изображениями, рисующими сцены благополучной повседневной жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Все это являлось своего рода материальной основой царства мертвых, гарантируя ка усопшего полноценную загробную жизнь.
В эпоху Нового царства распространился обычай помещать в саркофаг покойника так называемую «Книгу мертвых» — сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул и гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на пути в загробное царство Осириса. 125-я глава «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой, творимому сорока двумя богами загробного царства во главе с Осирисом. Осирис вершит суд в Чертоге двух истин. Покойного сопровождают бог бальзамирования Анубис (Анубиса чаще всего изображают с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида, а также павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит «Исповедь отрицания»: не убивал, не чинил людям зла, не воровал и т. п. Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — душа, «статис» — неподвижный, стоящий) — сердце умершего взвешивают на весах. На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусиное перо богини мудрости и справедливости Маат. Справа от весов стоит бог мудрости Тот, он записывает результаты взвешивания. Если сердце покойного окажется тяжелее пера, значит, оно отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Праведники, сердца которых не нарушили равновесие весов, отправляются в райские поля вечного блаженства Иару.
Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное и сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мертвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности.
В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.
Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.
Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).
Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.
Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. Здесь, в нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребальной церемонии. От нижнего храма по крытому коридору участники церемонии проходили в верхний храм, где продолжались погребальные церемонии, главной из которых была церемония «открытия рта», посредством которой ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией). Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона.
К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.
Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса «Отцом Ужаса».
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».
С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.
Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.
Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.
В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами — белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также : жезл и плеть — символы власти; клафт — полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес — головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.
При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.
Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.
В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.
Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».
Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Примером семейной группы могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, восседающих на тронах. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза.
Иногда в семейных группах фигурируют дети. Как, например, в семейной группе карлика Сенеба, найденной в одной из гробниц в Гизе. Карлик сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Его жена сидит рядом, обнимая мужа за плечи. Дети — мальчик и девочка — стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались бы ноги Сенеба, не будь он карликом. Скульптор придал членам группы разные выражения лиц: у Сенеба оно серьезное, у его жены — сладострастное, у детей — робкое.
В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы относящиеся ко времени V династии статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя.
Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.
Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.
Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.
По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость — как во взглядах, так и в жестах и позах.
Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.
В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п.
Весьма распространенной в мастабах является сцена охоты в болотистых водах. Одним из наиболее красивых является рельеф гробницы чиновника Ти в Саккаре. Ти изображен плывущим в лодке, его слуги, вооруженные копьями, преследуют речных гиппопотамов Фоном картины служат заросли папируса.
В египетской настенной живописи изображение делилось на полосы, располагавшиеся одна над другой; каждая представляла собой повествовательный ряд (рельеф гробницы Нефера). Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами (рельеф гробницы Мерерука); на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые — женщин (рельеф гробницы Мерерука).
В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Стена предварительно зачищалась и покрывалась слоем штукатурки. Затем опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. После этого резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа — барельеф и углубленный рельеф. Процедура создания барельефа сводилась к тому, что с поверхности стены удалялся материал вокруг очерченного контура фигуры или предмета; таким образом получалось, что фигура немного выступает над поверхностью, служащей ей фоном. При углубленном рельефе, наоборот, лишний материал удалялся таким образом, что силуэты фигур и предметов оказывались углубленными в плоскость, служившую им фоном.
В правление VI династии, последней династии Древнего царства, государство распалось; начался так называемый Первый период распада, характеризовавшийся частыми войнами между представителями знати, правившими страной.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/