Искусство эпохи Цинь
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящена двум самым значительным в глобальном масштабе памятникам древнего Китая. Это грандиозный погребальный комплекс первого императора Китая, включающий тысячи терракотовых фигур людей и животных и Великая Китайская Стена – одно из самых масштабных сооружений всех времен и народов, символ Китая.
Актуальность темы: Эти поражающее своим размахом творения рук человеческих хранят массу загадок и тайн, и каждое новое открытие становится громким событием в научном мире. Учитывая то обстоятельство, что интерес к различным сторонам древнекитайской культуры эпохи Цинь в последние десятилетия неуклонно растет, исследование архитектурных творений этой эпохи представляется необходимым. Является уникальным то, что большая часть древних сооружений сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Это позволяет представить, не только целую эпоху в истории Китая, но и открывает новый пласт в истории изобразительного искусства.
Цель и задачи: Основная цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей циньских сооружений – их подробном стилистическом анализе. Для достижения поставленной цели потребовалось проследить и предысторию возникновения этих сооружений. Такое комплексное изучение начального этапа жизни эпохи Цинь дает возможность выявить особенности государственного устройства, политики, экономики, культуры, религии, оказавшие влияние, как на само возникновение таких грандиозных сооружений, так и на их форму. При этом в своей работе я стремлюсь выявить источники влияний, проанализировать общий стиль искусства эпохи Цинь и определить его достоинства и своеобразие. Важно то, какое воздействие оказало искусство циньской эпохи на развитие китайского искусства в последующие века, вплоть до наших дней. Объект: Объектом анализа являются непосредственно сами архитектурные памятники эпохи Цинь: Великая Китайская стена и мавзолей Цинь Шихуанди, а также скульптуры из гробницы Первого императора.
Источники исследования: В моей работе основными источниками исследования искусства эпохи Цинь стали книги: «Исторические записки» Сыма Цянь, историка династии Хань, а также журналы, издаваемые археологической командой экспедиции по раскопкам гробницы Цинь Шихуанди, где содержаться выводы археологов, на анализе которых будет сосредоточено внимание в настоящей работе.
Структура и объем работы: Работа состоит из двух частей: текста и альбома иллюстраций. Текст содержит – введение, анализ литературы в аспекте темы, четырех глав и заключения, на 30 страницах текста. Также прилагается список использованной литературы.
Раздел 1 Характеристика эпохи
«На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительных искусствах, архитектуре. Уже в древности народами Дальнего Востока были созданы значительные памятники духовной и материальной культуры. Как нигде в мире, природа была центральной философской и художественной проблемой искусства Дальнего Востока. Отношение к природе как к организованному целому сделало ее главным объектом художественного воплощения, повлияло на систему видов и жанров искусства, их значение и эволюцию. Для всех народов Дальнего Востока характерно большое развитие и значительный удельный вес в художественной культуре декоративных искусств». [1]
Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями. Культура его отличалась не только богатством аспектов, но и большой жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоеваниями страны, Китайцы оставили потомкам богатое культурное наследие. Важнейший след в жизни страны оставил древний период, на протяжении которого был заложен фундамент всей последующей культуры Китая.
Новые стилистические черты в искусстве Древнего Китая формируются на рубеже нашей эры. Расцвет художественной культуры связан с первым объединением разрозненных царств под властью династии Цинь (221-207 гг. до н. э.) в единую империю. В истории Китая Ин Чжен был необыкновенным человеком. Он вступил на престол государства Цинь, самого могущественного из семи государств, на которые был разделен Китай, когда ему исполнилось всего 13 лет. В 22 года он уже крепко взял бразды правления в свои руки. Началась война. За 10 лет он одно за другим поверг другие шесть государств. К 221 году до н. э. в Китае впервые установилась абсолютная монархия. Редкому государству в настоящем времени удалось сохранить свое первоначальное название. Китай является таким государством. Название царства, чуть видоизменившись (Цинь - Чина - Чайна), стало названием Китая для европейских стран. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул — хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди (Первый император империи Цинь). В короткий период правления была унифицирована письменность, проложены дороги, установлены единая денежная единица, единые меры длины и веса.
«Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. Решив обессмертить свое имя грандиозными сооружениями, Цинь Шихуанди заново отстроил столицу империи — город Сяньян (в провинции Шэньси). Еще во время войны за объединение страны Цинь Шихуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцу лучших дворцов захваченных им царств». [3] По подсчетам Сыма Цяня, в империи насчитывалось свыше 700 дворцов, 300 из них находились на территории бывшего царства Цинь. «Для украшения дворцов Цинь Шихуанди не жалел никаких средств. Все самое ценное и редкое, что можно было найти на огромной территории империи: драгоценные камни и металлы, деревья с благоухающей древесиной, деревья с древесиной редкой окраски (розовой и зеленой) — все это привозилось из отдаленных мест для украшения императорских дворцов. Столица раскинулась по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут мост — чудо техники того времени. К северу от реки был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. К югу от реки Вэйхэ находился императорский знаменитый парк — огромный заповедник, где отдыхали и охотились сам император и его приближенные. В этом парке был устроен дворец, превосходивший роскошью все, что было создано ранее». [4] О размерах его можно судить по тому, что центральный зал дворца вмещал десять тысяч человек. Это был дворец Эфан-гун, воздвигнутый Цинь Шихуанди недалеко от столицы империи. Это целый ансамбль зданий, соединенных системой крытых галерей, навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданий воссоздавала расположение звезд на небосводе.
Первый император как всякий восточный человек был склонен эзотерическим наукам, а так же к мистике. По меркам своего времени он был весьма образованным и крайне религиозным. В источниках эпохи сообщается, что «Цинь Шихуанди придавал большое значение астрологии, приписывал себе особое покровительство со стороны наиболее важных звезд и созвездий, издавна почитавшихся в Китае - Сириуса (Лан) и Ориона (Шень). В честь Полярной звезды, главной на ночном небе, Цинь Шихуанди соорудил особый храм». [4] При царском дворе было около 300 астрологов, чья задача была предупреждать владыку о грозящих неприятностях. При дворе были также и толкователи снов. Когда сны императора были зловещими, совершали особые обряды и приносили жертвы. Однажды ему приснился сон: «заяц держит в руках солнце, а другой заяц хочет его отнять. Но появляется третий, черный заяц, и забирает солнце себе. Утром под страхом смертной казни император потребовал у мудрецов и звездочетов, чтобы они объяснили ему смысл ночного видения. И один из приближенных предположил, что два враждебных Китаю царства были побеждены пришельцем извне. Со словом «черный» у китайцев обычно ассоциировались кочевые племена. Рассказывают также, что вскоре душа спящего Цинь Шихуанди взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжалась тогда душа при виде беззащитности Поднебесной. Вот тогда-то и родилась у императора мысль соорудить стену, которая окружила бы всю империю, сделала бы ее «единой семьей», спрятала бы от жестоких варваров». [6] Некоторые ученые видят в ломаных очертаниях стены гигантского извивающегося дракона, навеки застывшего и надежно охраняющего благополучие «Поднебесной империи».
О влиянии религии в Древнем Китае сообщают многие источники. «Это было время культурного и духовного подъема. Время конфуцианства, расцвета учения даосов, Шан Яна, Лао-цзы, астрономов, астрологов и магов. Дао учит верить в бессмертие». [5] Это была великая вера Цинь Шихуанди. Он был уверен в том, что ещё при жизни достигнет сверхъестественного, т.е. станет бессмертным небожителем. В этой уверенности его поддерживали многочисленные льстецы, которые в один голос уверяли императора о приближении его цели. Как гласит очередная легенда, он вызвал к себе самых старых, опытнейших врачей, постигших тайны всех недугов человеческого тела и духа и приказал им: "Сделайте так, чтобы я никогда не болел и не старился. Я хочу жить вечно!" Из всех предложенных ему эликсиров императору больше всего понравилось необычное вещество похожее на серебро. Это была ртуть. Но опасаясь, что всесильный эликсир может подвести его, он позаботился о другом способе обрести бессмертие - приказал соорудить загробный дворец под землей. Мечта о бессмертии была настолько сильна, что ради ее воплощения император готов был на любые жертвы. Забвение после смерти – вот чего он боялся и любыми средствами пытался избежать. И лучшим памятником, который он мог придумать, стала гробница, богатство которой должно было показать потомкам, каких высот смог добиться тот, кто нашел здесь свое последнее пристанище.
Глава 2 Стена как символ Китая
Пожалуй, трудно найти человека, который никогда ничего не слышал о Великой Китайской Стене. Как правило, каждая страна в массовом создании ассоциируется с одним образом-символом. Великая Стена (именно, так, с большой буквы я буду называть ее в дальнейшем) не менее известна, чем Эйфелева башня или Статуя Свободы. Однако, в отличие от этих сооружений, образ которых не вызывает разночтений, мало кто представляет себе, что же такое на самом деле Великая Китайская Стена (или вернее Стены, так как их несколько, но об этом позже.)
«Стена действительно является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном - "Если ты не побывал на Великой Китайской Стене - ты не настоящий китаец"». [7] И если подумать, это действительно так.
Для начала, немного истории. Великая Китайская Стена (220г. до н.э.) – одно из самых грандиозных сооружений Китая. Это самое крупное творение рук человеческих во всей мировой истории и единственное сооружение такого масштаба во всём мире. Это гигантское крепостное сооружение преграждало - и открывало - путь к богатствам и загадкам Китайской империи. Размеры Великой Китайской Стены столь поразительны, что ее назвали восьмым чудом света.
За всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10000 ли. Надо сказать, что это число (10000) имеет особое значение в китайской традиции. Связано это прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае. Для 10000 существует особое название (Вань), которое близко по значению к русскому "тьма", т.е. "очень много".
Первая Стена (династия Цинь) В народном сознании
эта "великая стройка" предстала как "стена плача". В одной
старинной повести, которую знает каждый школьник, рассказывается о любящей
жене, которая узнав о гибели мужа, потоком своих слез разрушила стену.
Вторая Стена (династия Хань 206 до н. э. -220 ) была построена в целях
защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и
порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Шихуанди.
На сооружение третьей Стены (династия Мин 1368-1344) было направлено уже около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались постройкой одной Стены, в отдельных местах их количество достигало десяти.
Великая Китайская Стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор. И это единственное рукотворное сооружение на нашей планете, которое видно даже из космоса. Хотя это заявление в последние годы тоже вызвало немало споров. «Когда первый китайский космонавт Янг Ливей в октябре 2003 года вернулся после своего полета на Землю, то он сказал, что не видел с орбиты одного из самых больших символов Китая - Великой Китайской Стены. И после этого поднялась новая волна дебатов о том, можно ли увидеть эту Стену с околоземной орбиты невооруженным глазом. В итоге китайцы были очень разочарованы, так как у них даже в школьных учебниках было написано, что творение их предков можно без труда увидеть из космоса. Однако в защиту Стены выступили американские астронавты Юджин Кернан и Эд Лу. Последний видел Стену из космоса совсем недавно, когда в составе седьмого долговременного экипажа в течение полугода работал на МКС, а орбита станции располагается выше, чем орбита китайского космического корабля. Просто у Янга Ливея было слишком мало времени для разглядывания территории своей страны (его полет продолжался всего 21 час) или условия для ее наблюдения были неблагоприятными. По свидетельству очевидцев, лучше всего Стену видно, когда солнце находится низко над горизонтом и сама стена отбрасывает широкую тень.» [15]
Китайская Стена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья — через весь современный Китай. Когда она была построена, она превратила страну, расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость.
История Китайской Стены началась с эпохи правления первого императора. «Чтобы оградить империю Цинь от ”северных дикарей” Цинь Шихуанди приказал построить Великую китайскую Стену. Город, отражавший представления о правильной структуре мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с высокими дозорными башнями и расположенными строго друг против друга массивными воротами». [11] Строительство стены началось в 220 г. до нашей эры. Сразу же по окончании войн с гуннами по всей северной границе началось строительство знаменитой Великой китайской Стены. Следует заметить, что еще в V веке до н. э. после распада единого китайского государства Чжоу на его месте образовалось несколько царств. Защищаясь друг от друга, правители этой эпохи, вошедшей в историю Китая как «период враждующих царств», стали строить оборонительные стены. Кроме того, в двух северных, в основном земледельческих государствах, Цинь, Чжао и Янь, были вырыты рвы и возведены стены, чтобы укрепить границы, которым угрожали набеги живших в северных степях монгольских кочевников.
К моменту восшествия на престол Цинь Шихуанди эти стены имели общую протяженность около 2 тыс. км. Однако поскольку они были разобщены, то должного эффекта не давали. Теперь было решено соединить эти отдельные звенья в непрерывную цепь мощных укреплений. Работы велись в течение десяти лет, не прерывались ни днем, ни ночью. На постройку Стены было послано 300 тыс. человек, но этого количества оказалось недостаточно, туда была отправлена масса осужденных, государственных рабов и общинников, мобилизованных на государственные трудовые повинности. Всего на постройке Стены работало около 2 млн. человек. День и ночь они утрамбовывали землю, укладывали огромные камни и кирпичи, замешивали раствор для их скрепления. Оторванные от семей, в голоде, холоде, они работали на износ и поэтому долго не выдерживали. На смену им присылали новых, которых ждала та же участь, умерших хоронили здесь же, в земляной насыпи. Таким образом, Великая китайская Стена после завершения строительства стала представлять собой колоссальное оборонительное сооружение из земли, больших кирпичей и гранитных глыб. «Самым длинным кладбищем мира» называют Стену — здесь похоронено 400 000 человек.
«В отличие от прежних укреплений, представлявших собой в основном рвы и земляные валы, утрамбованные в деревянной опалубке, стены возводились с применением самых разнообразных строительных методов. Поскольку подвозить материалы было трудно, широко использовались имевшиеся в каждом районе ресурсы. В горах вытесывали каменные блоки, в лесистой местности чаще всего стена снаружи складывалась из дубовых, сосновых или еловых бревен, а в середине заполнялась утрамбованной землей, в пустыне Гоби применяли смесь из земли, песка и галечника. Необходимо было не просто соединить существовавшие до этого отдельные земляные валы, заполнив разрывы между ними, а создать принципиально новое сооружение — из камня и кирпича, с фортификационными укреплениями». [2] Значительная часть Стены должна была проходить в горных районах, доступ к которым сильно затруднен. Строительство начиналось с возведения башен, а их было 25000. Они были неодинаковые по размеру, строились из разного материала, но каждая представляла внушительную пирамиду шириной и высотой около двенадцати метров. Друг от друга их отделяло расстояние в «два полета стрелы», а соединялись башни толстой отвесной стеной, высота которой около семи метров, а ширина такова, что свободно могла пройти шеренга из восьми человек и разъехаться две конные повозки.
В мире нет другого сооружения, описание которого требует только превосходных степеней. «Крупнейшая стройка, когда-либо предпринятая людьми», «самое длинное крепостное укрепление», «самое большое в мире кладбище», «восьмое чудо света», «Вань ли чан чэн» («Стена длиной 10 тысяч ли», или, как ее называют европейцы, Великая Китайская Стена ) - так в разные времена называли Великую Стену. Подобных определений, относящихся к Великой Китайской Стене, множество. Насколько же в действительности грандиозно это сооружение? Хотя по последнему названию можно предположить настоящий размер древней Китайской Стены (1 ли равен 576 м), разные источники называют разные цифры. Вот некоторые ее характеристики: по одним предположениям длина Стены не превышает 4 тысяч километров, по другим — она более 5 тысяч километров, а третьи утверждают, что ее длина составляет 6 тысяч 400 км. Высота Стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней - около 5,5 м. На всем ее протяжении через каждые 60—100 метров были сооружены башни. Для фронтального прохода войск в нескольких местах в Стене были оставлены проходы в виде ворот, которые тщательно охранялись. Чрезвычайно устойчивая и широкая она представляла собой одновременно и крепостное сооружение и дорогу, идущую по уступам горных хребтов. Стена протянулась от Цзяйгуаня в провинции Ганьсу до Ляодунского залива в Желтом море. Великая Китайская Стена имела не только оборонительное значение. Она способствовала налаживанию регулярных торговых связей между Китаем и северными народами и племенами, служила своеобразным символом народившейся империи.
После смерти Цинь Шихуанди императоры династии Хань еще больше удлинили Великую Китайскую Стену. Последний важный этап в ее строительстве и реконструкции пришелся на период правления императоров династии Мин (1368-1644 года н.э.). Плоды трудов Мин особенно хорошо сохранились для потомков. Китайская Стена и сейчас не потеряла своего символического значения. Она напоминает китайцам о единстве, величии страны, неподвластном времени, о силе, мудрости их предков. Для остального мира Великая Китайская Стена - это удивительный памятник, свидетельство человеческой силы, изобретательности и выносливости. Никакое описание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцы утверждают, что история этой Стены - половина истории Китая и нельзя понять Китай, не побывав на Стене. По подсчетам ученых, если все материалы, использованные при постройке Великой Стены, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. По грандиозности сооружения Великая Китайская Стена не знает себе равных в истории мировой архитектуры. C самых высоких ее точек можно любоваться захватывающей дух панорамой. Современные ученые намерены определить точную длину Китайской Стены с помощью аэрофотосъемки. А пока туристы со всего мира ежедневно посещают этот памятник мировой архитектуры, чтобы восхититься грандиозностью строения и его масштабами. Прямо на месте желающие могут приобрести сертификат с указанием даты и времени посещения Китайской Стены.
Все выше сказанное, однако, дает очень малое представление о том, что же такое Стена с, если можно так сказать, эстетической точки зрения. Прежде всего, нужно отметить глагол, который употребляют китайцы для обозначения поездки на Стену. По-китайски он произносится как "па", и означает примерно тоже, что английское "to climb", то есть подниматься, восходить, карабкаться и тому подобное. Надо сказать, что поездка на Стену действительно подразумевает именно вышеназванные действия. Сама Стена состоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются или опускаются (почему-то очень редко) в соответствии с особенностями рельефа. Таким образом ты ползешь вверх от башни к башне, напрягая последние силы, судорожно вдыхая горный воздух. Если это зима, то ступеньки к тому же покрыты тонким слоем льда, что делает подъем особенно увлекательным. Особенность подъема на Стену (в отличие от восхождения на гору, например (многие горы в Китае также "ступенчатые")) состоит в отсутствии вершины, которую необходимо покорить. Башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, чем выше ты забираешься, тем меньше людей вокруг, пьянящий горный воздух . . .
В древности, Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в "Срединное государство". Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору). «Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этого он подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрения главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никто не имел права прокинуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд (иногда ожидание затягивалось не на один месяц).» [12]
Изображения Китайской Стены, известные каждому с детства, создают не совсем правильную картину. Они все относятся к наиболее позднему ее участку, неподалеку от Пекина, где Стена хорошо сохранилась или специально подреставрирована для экскурсантов. Отреставрированные и свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голливудской декорации, и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет. Совсем не так выглядят самые древние части Стены, возведенные в III веке до н.э. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай. Единой линии из Стены так и не получилось. Она приобрела сложную ветвистую форму, а в некоторых местах на небольшом удалении от основной постройки параллельно ей проходили другие отдельно стоящие стены. И когда говорят о Великой Китайской Стене, то, чаще всего, подразумевают самую позднюю, законченную в середине XVI века Внешнюю Китайскую Стену, которая действительно тянется непрерывно.
На мой взгляд, Великая Китайская Стена является нитью связывающей древний, средневековый и новый Китай. Она является свидетельством не только великой мощи Цинь, но и всего Китая в целом. Ее достраивали и расширяли при династиях Хань и Мин. Сохранившись до наших дней, она и сейчас является великой гордостью Китая. Огражденный, от остального мира таким необычным способом, Китай как и раньше хранит свои тайны и загадки, и от того становится еще более притягательным.
«Согласно древним китайским верованиям, вода — кровь и дыхание земли, ее русла — вены и артерии. Покушение на течение водного потока, по Фэн-шуй, — тягчайшее зло, влекущее за собой всяческие напасти вплоть до полного разрушения неправильно поставленного строения. И трудно было бы в том усомниться, кабы не признался в своем грехе архитектор и строитель Великой Китайской Стены Мэн Тянь. Он строил Стену по велению императора, чтобы оградить империю от набегов диких северных племен. Строил и построил. Только великий Китай способен был создать это величайшее сооружение всех континентов, эпох и народов. И оно воистину имеет право называться самым главным Чудом Света. Миллионы тонн камня и грунта, сотни тысяч жизней рабов и рабочих потребовались для ее возведения. Мэн Тянь умер в 210 году до н.э., произнеся перед смертью слова, записанные хроникерами, и дошедшие до наших дней: «Я не смог построить Великую Стену без пересечения вен земли», — с горечью признался строитель. [10]
С той поры минуло 2216 лет и несколько месяцев. Стена все еще стоит...»
Глава 3 Погребальный комплекс первого императора
Великим правителям прошлого, которые при жизни славились могуществом и богатством, и которым нечего было желать, поскольку у них было все, не давала покоя единственная мечта. Они мечтали быть правителями и в ином мире, куда попадает душа после смерти тела. И готовы были ради этого на все. Таким правителем был и первый император Китая Цинь Шихуанди.
Он планировал свою гробницу с самого первого дня после своей коронации. Амбиции императора были по меньшей мере грандиозными. Желая остаться в истории навечно, он приказал построить для себя погребальный комплекс, не имеющий аналогов по своему масштабу и великолепию в мире. По мере того, как Цинь Шихуанди завоевывал и присоединял все новые и новые территории, работы над усыпальницей расширялись. Строительство комплекса гробницы Цинь Шихуанди длилось с 246г. до н.э. до 208г. до н. э. Комплекс гробницы сооружался 38 лет потом и кровью неимоверного числа людей. Известно, что на одном из этапов строительства число рабочих достигло 700 тыс. человек, и это в те далекие времена, когда общая численность населения царства Цинь составляла всего 20 млн. человек! «В ходе археологических изысканий было установлено, что комплекс гробницы в плане представляет собой квадрат со стороной 7, 5 км общей площадью 56,25 кв. км. Сооружена гробница у подножия горы Лишань более чем в 20 км от г. Сианя в провинции Шэньси». [2] Гробница строилась для императора, который даруется Небом раз в тысячелетие, и, как и сам Цинь Шихуанди , поражает своей уникальностью. На постройку гробницы ушла 1/3 государственной казны. Со времен первого китайского императора никто не пытался устроить свои похороны с таким размахом. В этом погребальном комплексе воплотилась идея мощи государства и неограниченной власти императора. Комплекс включал в себя подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища воинов, боевых коней и колесниц, выполненных в натуральную величину, как бы преграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В настоящее время в открытом доступе находятся примерно две тысячи терракотовых воинов Цинь Шихуанди. Пока обнаружена лишь малая толика статуй воинов и боевых коней, составляющих часть комплекса гробницы Цинь Шихуанди, но уже сейчас эту находку расценивают как чудо.
«В могилах были найдены свыше 300 предметов культуры, включая бронзовые, золотые и нефритовые изделия. Среди них в центре внимания ученых находится множество бронзовых колокольчиков, которые в древнем Китае отражали высокое социальное положение усопших. Археологи говорят: комплекс гробницы Цинь Шихуанди слишком грандиозен, чтоб раскрыть все его тайны. Если работать традиционным способом, то на раскопки всего комплекса потребуется, как минимум, 200 лет. Пока неизвестно, сколько еще чудес скрывает гробница Цинь Шихуанди, и как долго останется непотревоженным сон загадочного Подземного дворца.» [8]
В 1987 году гробницы были внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Этот подземный дворец считают "8-м чудом света".эПериметр "внутреннего города" достигает 3870 м, а "внешнего" - 6321 м. В настоящее время от земляных стен остались лишь подземный фундамент и кое-где фрагменты стенной кладки. На территории "внутреннего города" находились дворец- опочивальня и боковой зал. Цинь Шихуанди был первым из древних правителей Китая, который приказал построить дворец-опочивальню у своей могилы. Впоследствии его примеру следовали и другие китайские императоры. Опочивальня - главный зал гробницы, где молился и почивал дух императора Цинь Шихуанди. Боковая пристройка служила ему местом отдыха и трапезной. Внутреннее убранство повторяло роскошь залов императорского дворца, которым пользовался Цинь Шихуанди при жизни. Подробное описание дворца и колоссальной насыпи над ним принадлежит отцу китайской истории Сыма Цяню. В описании указывается, что «мавзолей был сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемости расплавленной медью. Комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой зал-усыпальницу императора и сто вспомогательных помещений. Поразителен интерьер главного зала. Потолок символизирует небесный свод и украшен множеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Саркофаг был сделан из чистого золота. Многие помещения наполнены драгоценностями и различными предметами искусства. Пол выполнен в виде рельефного макета Китая — с горами, долинами, морями и реками, наполненными ртутью.» [4] В 80-е гг. ХХ в. ученые исследовали пробы почвы с участка холма прямо над Подземным дворцом. Анализ показал, что в центре холма, действительно, есть зона площадью примерно в 12 тыс. кв.м с необычно высоким содержанием ртути. Похоже, открытие ученых подтверждает правдивость исторических летописей о существовании "ртутной реки".
В одном из залов мавзолея находилось сто скульптурных изображений чиновников различных рангов. «Попасть в подземное царство Цинь оказалось не так просто: подступы к нему были защищены хитроумной системой смертельных ловушек. Главный зал мавзолея был освещен тысячами факелов на китовом жире. Благодаря этому топливу— а его там огромное количество — факелы горят неугасимо уже не одно столетие.» [13] Цинь Шихуанди искренне верил, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. Китайский вариант этого мира был намного практичнее. То, что осчастливит тебя здесь, осчастливит тебя и там, верили они. Поэтому императору, который и в ином мире хочет быть императором, нужно было намного больше нежели простому крестьянину. Чтобы безбоязненно пройти туда и объявить себя императором, ему понадобится армия. Существовала вера в то, что статуя переходя в иной мир может обернуться человеком Вот он и забрал с собой глиняных двойников, полагая, что в них переселятся души императорских солдат.
До сегодняшнего дня в подземных залах или ямах было найдено 8000 воинов. Первая яма, где находится большинство фигур, открыта для туристов. На территории этой грандиозной гробницы к настоящему времени открыты более 600 захоронений и склепов для погребальных предметов и человеческих жертв, захороненных одновременно с усопшим императором. Найдены два захоронения, в которых погребены несколько сотен настоящих коней. Эти захоронения дают представление о масштабах императорской конюшни. Были также открыты 17 склепов, в которых покоились останки диковинных птиц и животных. Вероятнее всего, склепы служили имитацией охотничьих угодий, находившихся вблизи императорского дворца. Еще в одном склепе для погребальных фигур найдены терракотовые статуи акробатов, исполняющих различные трюки. Возможно, уже в глубокой древности выступления циркачей были одним из увеселений императорских особ.
Древняя история искусства Китая предоставляет очень мало материалов об искусстве эпохи Цинь. В исторических книгах говорится, что строительство дворцов в центральной части Китая началось, в период правления императора Цинь Шихуанди (210 г. до н.э.). Что касается памятников других видов искусства (рисунки, живопись, архитектура, прикладное искусство), то кроме находок обломков черепицы и кирпичей, ничего не обнаружено. Об эпохе Цинь писали мало. Только когда писали об эпохе Хань, вскользь упоминали и эту эпоху. Лишь после археологических раскопок 1974 года, положение кардинально изменилось. Китайские и зарубежные ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, решают разные задачи в различных сферах деятельности: археологические и искусствоведческие. Каждый автор имеет свои эстетические позиции и особые взгляды. Но все они сходятся в одном – находка циньских статуй заполнила пустующее пространство в истории китайской скульптуры и является грандиозной скульптурной группой, выполненной в реалистической манере и технике.
В 1980 г. были обнаружены колесницы, которые представляют собой именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных, также было найдено около 10 тыс. образцов оружия, преимущественно, бронзового и оловянного. Пролежавшее тысячелетия в склепе оружие сверкало, как новое, не было даже следа ржавчины. Превосходно сохранились мечи, лезвия которых настолько остры, что к ним нельзя прикоснуться голыми руками. Анализ показал, что поверхность оружия покрыта толстым слоем оксида хрома. Технология хромирования была запатентована Германией в 1937г., а США - в 1950г. К сожалению, какие-либо упоминания о технологии хромирования в период династии Цинь в исторических анналах отсутствуют, поэтому, сегодня ничего утверждать нельзя.
В музее показывают видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, а также две миниатюрные бронзовые колесницы с наряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины.
Были также обнаружены несколько захоронений человеческих жертв почившему императору. Как упоминается в летописях, «в 384г. до н.э. в царстве Цинь упразднили обряд погребения подданных вместе с усопшим императором, однако для Цинь Шихуанди было сделано исключение.» [4] Все наложницы, не зачавшие от него ребенка, по приказу последовали за ним в загробный мир. Кроме того, чтобы ни одна душа не узнала тайну о гробнице, в склепах замуровали заживо несколько тысяч ее строителей. Среди таких склепов выделяются 17: необычной формы гробы, погребальные предметы и сам обряд захоронения свидетельствуют, что здесь покоятся важные персоны. Возможно, они были принцами и принцессами, павшими жертвой политических дворцовых интриг в конце правления Цинь Шихуанди.
Центральным сооружением комплекса гробницы Цинь Шихуанди является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийся нераскопанным и по сей день.Производить раскопки внутри самих пирамид запрещено. Так что большинство находок произошло случайно, как в случае с терракотовой армией.Погребальные статуи воинов и коней, пролежавшие в земле более 2000 лет, были случайно обнаружены в марте 1974г. крестьянами во время рытья колодца. Статуи воинов и боевых коней погребены в трех колоссальных склепах, пронумерованных по порядку их обнаружения как в"-1, в"-2 и в"-3. Глубина каждого склепа - 5 м. Через каждые 3 м склеп разделяет несущая стена. Пол выложен черным кирпичом. К настоящему моменту удалось раскопать лишь часть погребенных здесь статуй воинов и коней.
«Среди открытых трех склеп в"-1 - самый крупномасштабный: с востока на запад его длина составляет 230 м, с юга на север - 62 м, общая площадь - около 14 тыс. кв.м.
Склеп в"-2 был обнаружен в апреле 1976г. Его площадь насчитывает около 6000 кв.м. По завершении раскопок предполагается извлечь 470 терракотовых статуй боевых коней, более 900 терракотовых статуй воинов, 80 с лишним деревянных боевых колесниц и множество образцов металлического оружия. В склепе в"-2 захоронены фигуры воинов разных родов войск. Кроме статуй возничих и всадников здесь также есть фигуры арбалетчиков.
Склеп в"-3 был обнаружен в мае 1976г. Его площадь - 520 кв.м. В нем были найдены только одна боевая колесница и 64 статуи воинов». [8] К сожалению, из-за пожаров, сырости и другого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотыми на куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней по мере их извлечения из склепа сразу поступают на реставрацию, после нее - в экспозицию музея. «В склепах находится почти 6 тысяч пехотинцев, расположенных в 11 параллельных коридорах. Впереди пеших — боевые колесницы, запряженные четверками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, изначально были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг них пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми копьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям. На двух колесницах когда-то стояли сигнальные колокола и барабаны, чтобы колокольным и барабанным боем отдавать команды и указывать направление атаки. В двух коридорах, северном и восточном, также находились солдаты: они охраняют подступы к основным частям с флангов. Как и у большинства пехотинцев, у них нет щитов. Дело в том, что армия Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов — они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров обычно венчали шапочки, а рядовых — пучки накладных волос. Хотя глиняные воины должны были служить своему императору после его смерти, стоят они большей частью наизготовку, выражаясь современным языком, в положении «вольно», но будто готовые перестроиться в боевой порядок по первому же сигналу. Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 метра — под стать человеческому. Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу. Некоторые воины стоят, другие — на коленях, с мечом наголо, как будто отражают атаку. Одни одеты в военные мундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкую обувь. Тела их полые, но руки и ноги все-таки цельные. Копья, мечи и луки — настоящее оружие, но зато уздечки у коней сделаны из бронзы. У пехотинцев волосы связаны узлом на макушке. У кавалеристов на головах шлемы, закрепленные ремешком под подбородком» [8] Статуи воинов были сделаны в результате слепков с отборных телохранителей императора. Технология изготовления была сложной. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственно массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Поэтому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в то время. Первоначально эти фигуры были выкрашены в яркие краски. Но за две тысячи лет «военной службы» краски все-таки сошли. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой лепили воинов, становилась крепкой, как гранит.
На сегодняшний день гробница полностью еще не раскопана. Так, известно только местоположение гробницы самого императора, но его останки было решено не трогать.
К сожалению, недостаточная степень изученности такого обширного материала не позволяет в настоящее время сделать конкретные выводы о происхождении этого комплекса, его назначении в более широком историческом и даже философском аспектах. Итоги новейших исследований публикуются как в Китае, так и в других странах. Приведенные в списке использованной литературы публикации посвящены различным аспектам изучения комплекса. Это исследования учёных разных специальностей – археологов, историков, культурологов, искусствоведов.
И по сей день археологические и исследовательские работы ведутся одновременно. Однако, точки зрения ученых, которые однобоко изучают материал в связи со специализацией каждого, часто противоречат друг другу, не давая ясной картины состояния искусства циньской эпохи.
Глава 4 Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса
Во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Несмотря на большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур, можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специально посвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.
Окидывая взглядом многовековую историю китайской скульптуры можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотилась чувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь.
Начиная с эпохи Чжаньго китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов.
Поэтому реализм циньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринял художественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несет и печать своей эпохи. Синтез этих культур и стал основой для формирования народа государства Цинь.
Для изготовления огромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана, при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образных произведений скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур в состоянии статики, покоя. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы, тела, ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболее многообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.
В целом композиция объемов головы выглядит цельной, согласованной. Одной из особенностей лиц циньских скульптур является то, что их детали – губы, глаза, нос, надбровные дуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание, наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.
В процессе лепки головы мастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходы отдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка, челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этому скульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо и верно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара, полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше они использовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. При этом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптуры получает расширенные возможности. В истории искусства уже существовали произведения, в которых объединялись величественность и тщательность. Но в этом случае крайний «размах» и наоборот, крайняя «тонкость», с трудом объединяются в нечто единое. Величественность и размах, а также сильные лирические мотивы целого, строгая точность и конкретная реалистичность составляют две очевидные сущности.
Психологический эффект величественности и размаха, присутствующий во всей обширнейшей композиции, был достигнут путем использования больших по размеру фигур, а также при помощи ненавязчивых повторений. Этот размах, в конце концов, не относится полностью к каждой фигуре в отдельности. Основной лейтмотив, который просачивается сквозь все детали комплекса фигур, выявляет строжайший реализм. Он проявляется не только в тех позициях, которые были описаны выше, но в определенной степени сказывается и в самих скульптурах.
Пытаться найти в циньских терракотовых воинах духовное своеобразие не стоит, там явно преобладает неопределенность. Но вот по форме (внешне) все очень конкретно и определенно (это касается всех скульптур).
В облике скульптур, когда их простота проявляется в какой-нибудь одной форме, чувство силы её проявляется еще сильнее. Чем больше масса, тем грубее поверхность, тем сильнее чувство монолитности. Подобная пластика сразу становится образом некой духовной силы (содержит в себе силу духа), и производит еще большее впечатление. Скульпторы часто говорят об этом, как о чувстве объемности.
Циньской скульптуре принадлежит огромная неоценимая роль. Это первое новаторское явление, которое представляет собой создание скульптур в больших масштабах. В них реализовались достижения прошлых эпох. В их облике сделала большой шаг вперед творческая практика.
С точки зрения, как изобразительности, так и выразительности, ими были достигнуты гигантские успехи. В Китае нет второй такой масштабной скульптурной композиции, представляющей древнее искусство, и естественно эти фигуры считаются единственными в своем роде. В пластике их голов была представлена квинтэссенция высочайшего мастерства. В истории мирового искусства это один из классических примеров.
«Материалом для циньских воинов была глина, основным техническим приемом – лепка, являющаяся традиционной скульптурной техникой. Для придания общего выражения использовалась штриховка. В фигурах циньских воинов была продолжена традиция оформления бронзовых предметов, существовавшая в эпохи Шан и Чжоу, когда основное внимание уделялось условности, трафаретности. Соединяя ваяние, резьбу, раскрашивание, лепку, формовку, склеивание и штриховку, передавали материальную и духовную сущности произведения. Целое старались показать обобщенным, а небольшие части – реалистичными. На больших и гладких объемах изображали изящные детали, чтобы обогатить общий вид скульптуры. Противоположные части изображали для передачи характера и мировоззрения персонажа. При работе над большими формами часто использовали способ вытачивания для выделения складок одежды, которая, как и доспехи (кроме мелких панцирных плиток и скрепляющих их заклепок), была очень массивной». [14] Благодаря этому у зрителя создается ощущение степенности и серьезности скульптуры.
Фигуры выполнены профессиональными мастерами и несомненно реалистичны. Скульпторы, принимавшие участие в этой грандиозной работе, обладали прекрасным знанием натуры, а художественный стиль фигур включал традиции более древней китайской пластики. В то же время они являются новаторскими по своему содержанию и форме. На обобщенность форм и статичность общей композиции несомненное воздействие оказал также и способ их трактовки. Имевшиеся заготовки (лекала), которые использовали помногу раз и в различных комбинациях, были основой многообразия вариантов фигур воинов. Шеренги солдат во главе с генералами, офицерами, рядовыми различных родов войск, включающих арбалетчиков, колесничих, пехотинцев, вооруженных пиками, создают впечатление мощной, дисциплинированной грозной силы и незыблемости государства, ими охраняемого. В одной группе скульптур преобладает покой и величественность. В то время как для другой части терракотовой армии можно отметить переход к более динамичной композиции, а именно: если для первой группы характерна фронтальная постановка фигур с руками, опущенными вдоль туловища, то воины второй группы изображены в характерных для них позах, поворотами голов, торса, положением рук и ног как, например, прицеливающиеся лучники. Поразительное разнообразие типов лиц, включает этнические особенности народностей объединенного государства. Специально для групп воинов каждого типа, применялась декоративная разработка деталей, таких как разнообразные прически и элементы обмундирования.
Помимо пластической обработки поверхности скульптур, они были раскрашены. Введение цвета в скульптуру придавало комплексу, в целом реалистически выполненному, большую конкретность. Красочный слой фигур в настоящее время почти не сохранился.
Наконец, детальное рассмотрение характерных черт лиц, а также их выражений привело к следующему заключению: армию императора Цинь Шихуанди составляли воины из разных районов страны. Кроме того, большинство лиц проанализированных скульптур, имеют особые выражения: решительности, готовности к борьбе, спокойствия, задумчивости, отрешенности и некоторой рассеянности взгляда. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд единообразной армия являет многообразие человеческих типов не только благодаря специфике строения лиц, роста, телосложения, но и благодаря выражению лиц, отражающему, то или иное состояние духа.
Можно сказать, что циньские глиняные фигуры имели корни, уходящие в древность, но кроме предшественников они имели и своих продолжателей. В целом армию терракотовых фигур отличает широта размаха и величественность. Этот ансамбль превышает обычные представления и поражает рядовое восприятие произведений искусства.
Заключение
Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в Великой Китайской Стене представшей собой суровую глинобитную крепость, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов, и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуанди (259 – 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения полчища) воинов, боевых коней и колесниц. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю. До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.
Наши знания об искусстве эпохи Цинь постоянно расширяются. Китайские ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, касаются вопросов раскрытия художественных образов, выявления различных школ, мастерских и даже работ отдельных местных мастеров. Несомненно, потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку этим величайшим творениям. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуи как самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многих сохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.
В моей работе была освещена история возникновения самых знаменитых архитектурных памятников Китая эпохи Цинь, определена степень их изученности, представлена картина открытия и изучения фигур циньских терракотовых воинов, характер искусства Цинь. Также был сделан обзор архивных материалов и использованной литературы. У каждого автора есть своя эстетическая позиция, поэтому в работе были опубликованы материалы, которые соответствуют моему личному взгляду на искусство Цинь. Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать некоторые заключения. Со времени открытия погребального комплекса императора Цинь Шихуанди прошло немногим более тридцати лет. Усилиями археологов были извлечены из-под земли на площади более пяти гектаров несколько тысяч терракотовых фигур людей и животных. С первых известий об открытиях в гробнице, скульптуры приковывают к себе пристальное и живое внимание, как специалистов, так и самых широких кругов любителей древностей. Каждый этап проведения археологических работ сопровождается публикациями в китайской и мировой прессе. Процесс реставрации и консервации памятников идет параллельно с изучением технологии изготовления глиняных скульптур, их места в русле китайской художественной традиции.
На возникновение мавзолея и Великой Стены, на мой взгляд, оказало воздействие сложение централизованного государства императора Цинь Шихуанди в III веке до н.э., а также отличное экономическое положение страны, которое способствовало созданию таких масштабных сооружений. Преемственность и слияние различных региональных и индивидуальных особенностей мастеров составляют основу художественной выразительности памятников и являются главной причиной их высокого профессионального уровня. Судя по художественной образности исследованных сооружений, можно сказать, что они отражают дух времени, военную мощь, которой обладала циньская армия.
Необходимо подчеркнуть, что при всей уникальности погребального комплекса императора Цинь Шихуанди, он не является по своей сути единственным. В разных районах Китая обнаружены гробницы императоров, относящиеся к разным периодам истории государства. Но ни в одной из них нет столь обширных и совершенных по исполнению скульптур.
Важной особенностью искусства эпохи Цинь является так называемый принцип выразительности, в котором сочетается единство и изменчивость формы, обобщенность и конкретность деталей. Простота и скрупулезность находятся в сложном диалектическом взаимодействии, притом, что такая простота достигнута не вследствие небрежности исполнителей, но является проявлением в какой-то степени новаторского характера в понимании формы.
Такие понятия в теории циньского искусства, как дух, размах, сила, мелодичность не имеют четких границ. Эти категории говорят о стремлении мастеров к передаче психологизма создаваемых образов. Такие обобщенные, но устойчивые категории присущи всем видам и жанрам искусства эпохи Цинь, как народного, так и профессионального.
Литература
1. Малая история искусств (Искусство стран Дальнего Востока) / Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева – М. Искусство, 1979. – 373 стр.
2. Архитектура Китая. Очерки. / Е.А. Ощепков – М. Строиздат, 1959. – 368 стр.
3. История Китая / Владимир Адамчик – М. АСП, 2005 – 734 стр.
4. Исторические записки / Сыма Цянь – Восточная литература, 1996
5. Луньюй. Беседы и высказывания / Конфуций – М. Феникс, 2007
6. Статья «В Китае все люди китайцы» / И.В. Соловьева журнал «Юный художник», 2006
7. «Пекин» / А.С. Новин, Ю.В. Чурсин, журнал «GEO», 2008
8. «Загадочный Китай» / журнал «Вокруг света», 2005
9. Статья «Страны и города. Китайская Стена» / Андрей Зрелов, журнал «Сумбур», 2001
10. Статья «Фэн-шуй. Засада» / Борис Руденко, журнал «Наука и жизнь» №4, 2007
11. «Великая Китайская стена» / Л.Г. Барсуков интернет cайт www.mywarez.ru
12. «История Великой Стены» / Юрий Ерченко интернет сайт www.abc-tour.ru
13. «Проклятия гробниц» / Т. Захарова интернет портал Lenty.ru
14. «Войско китайского императора в Москве» / Владимир Павлов интернет сайт www.travel.ru
15. «Великая Китайская Стена видна из космоса» / Е. Волынкина интернет сайт www.space.com