Исторический очерк формирования культурного наследия Руси
Митрополит Питирим (Нечаев)
Паломничество — одно из древнейших проявлений духовности человека. Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью: войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Паломничество совершается и на религиозной, и на духовно-нравственной, патриотической, родовой основе. Его главным побудительным мотивом является зов души, зов предков, та сила, которая связывает человека с его прошлым.
В этом паломничество существенно отличается от туризма, который в большей степени предполагает, во-первых, простую познавательность а во-вторых, — развлекательность, отдых, высокую степень комфорта. Для паломничества существенным оказывается фактор самоограничения в удобствах путешествия, самоуглубление и самопознание, преобладающие нравственные мотивации в поведении и общении.
Особенно важным представляется то, что паломник должен быть внутренне готов воспринять то духовное воздействие, которое оказывает посещаемый объект. Для этого всякий, кто в той или иной степени участвует в паломничестве, должен глубоко, как лично пережитое, воспринять и осознать содержание, цели предпринимаемого путешествия. Организаторам паломничества особенно необходимо быть способными передать историческое, духовное значение посещаемого места всякому, и тем более паломнику.
Паломнические поездки по России предполагают прикосновение к ее богатейшему культурному наследию.
Наследие — это та непреходящая ценность, которую хранит, бережет, развивает, которой гордится каждый человек. Под "наследием" мы понимаем не только памятники материальной культуры, но и дух, который лежит в основе национального самосознания.
Материальные памятники служат как бы внешними условиями, рамой для проявления внутреннего человеческого состояния. Внутренний мир человека может лишиться духовной опоры, если утрачены памятники внешней материальной культуры. Без внешних знаков трудно воссоздать и развить внутренний мир.
Задача курса — представить в целом исторически сложившееся духовное богатство и материальные памятники русской культуры, которые унаследовало наше Отечество и которые представляют собой неотъемлемую часть мировой христианской цивилизации.
Заранее обусловим, что мы рассматриваем русскую культуру не как этническую принадлежность определенного народа, но как понятие общее для многих национальностей, населяющих нашу страну. Поэтому в заглавие вынесено изначальное понятие "Русь".
Россия идет историческим путем синтеза: всю историю формирования русской культуры можно рассматривать как непрерывный синтез.
Одним из признаков, отличающих ее, является способность к сочувствию, к восприятию и освоению чужого и претворению его в свое собственное, национальное. Этот природный дар свойственен русской культуре как никакой другой. Недаром Достоевский говорил, что русский человек — это "всечеловек".
I. В X в. славянские племена, населявшие территорию тогдашней Руси, восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке ее развития. Произошел первый синтез, приведший к образованию самостоятельного государства восточных славян — Киевской Руси. Стремительный расцвет этого государства, быстрое достижение им высокого уровня культуры свидетельствует о восприимчивости славянской природы, способности учиться и усваивать все лучшее, что создано другими цивилизациями.
II. В XIII в. Русь была завоевана ордами монголо-татар. Это было страшное бедствие, но, тем не менее, Русь прошла и через это испытание, и, вступив в контакт с кочевыми племенами, со "степью", осуществила новый синтез: ордынского всевластия и христианского мировоззрения, христианского уклада жизни — в результате чего возникло обширное, сильное и независимое Московское государство со своей самобытной национальной культурой.
III. Последние три века в России шел процесс европеизации. Начавшийся петровскими реформами, проводившимися стремительно и насильственно, он расколол русское общество на европеизированную верхушку и народную массу, которой нововведения были чужды. Это разделение несло в себе зародыш будущих социальных катастроф. Однако нельзя отрицать, что в этот период Россия восприняла европейскую возрожденческую культуру опять-таки в высокой точке ее развития и достигла следующего синтеза. В результате возникло новое государство — Российская империя, давшее миру величайшие образцы культуры во всех ее проявлениях.
IV. Наконец, Октябрьская революция и годы Советской власти выявили некий новый синтез: марксизма, европейского учения об экономическом детерминизме в развитии общества, с исконно русским мессианским идеалом, исканием царства правды, социальной справедливости, с традиционным для русского крестьянства духом общинности. Хотя это был, безусловно, трагический период, во многом гибельный для российских национальных ценностей на всех уровнях, сейчас как никогда важно осознать не только отрицательные, но и положительные его итоги, важнейшим из которых является всеобщее обязательное образование, чтобы, пока не поздно, не потерять безвозвратно то, что еще живо и что составляет наше достояние.
V. Сейчас Россия стоит на пороге некоего нового синтеза. При том, что повсеместно идет процесс глобализации, стирающий границы национальных культур, нам особенно важно определить те черты, которые генетически свойственны нам и которые мы должны сохранить и передать будущим поколениям.
Задача нашего курса состоит в том, чтобы показать генезис русского образа жизни, мысли и развития, динамику формирования культурного наследия России, которое может служить объектом как чисто познавательного интереса, так и глубоких нравственных духовных устремлений.
***
Оглядываясь на тысячелетний путь, пройденный Россией, можно с уверенностью сказать, что главная составляющая русского "генетического кода" — это по-прежнему сочетание славянской духовной природы с христианским, православным мировоззрением. Это то, что должно остаться неизменным при любых внешних заимствованиях достижений чужой культуры. В начале перестройки религиозность воспринималась как едва ли не единственная нравственная сила, способная оздоровить общество.
Как известно, новое — это хорошо забытое старое. В наши дни удивительно современно звучат слова недавно канонизованного мудрого иерарха — митрополита московского Филарета (Дроздова), полтора века тому назад предостерегавшего Россию от многих ошибок, которых могло бы не быть. Есть смысл прислушаться к ним и сейчас.
"В наше время многие народы... думают... воздвигнуть здание человеческого общества в новом вкусе на песке народных мнений и поддерживать его бурею бесконечных распрей. Их новые построения никогда не достраиваются, каждый день угрожает падением, часто они действительно рушатся".
"Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее... Что сказать о свободе людей, которые, хотя и не в рабстве ни у кого, но покорены чувственности, обладаемы страстью, одержимы злою привычкой? Наблюдение над людьми показывает, что люди, более попустившие себя в это внутреннее рабство... чаще других являются ревнителями внешней свободы".
"Гласность некоторые почитают всеобщим врачевством против общественных зол, хотя она иногда и бывает источником общественных бедствий, если слишком неудержимо расширяет уста свои не только для правды, но и для неправды".
"Злоречие, которым некоторые думают исправить зло, — неверное для этого врачевство. Зло не исправляется злом, а добром. Как загрязненную одежду нельзя чисто вымыть грязною водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как и он сам, нельзя очистить людей от порока. Умножение пред глазами народа изображений порока и преступления уменьшает ужас преступления и отвращения от порока... Укажите на темный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в ее неподдельной истине, в ее чистом свете, в ее непоколебимой твердости, в ее чудной красоте".
Обращение к культурному и духовному наследию России как раз может дать современному обществу столь необходимые ему положительные идеалы "добродетели", которые совсем не обязательно остались в прошлом, поскольку наше наследие — это не только материальные памятники и вещественные знаки, это и мы сами — полномочные представители великой русской культуры.
1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. тт. 1 – 3. М., 1996.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. (XII томов в 4-х книгах) М., 2001.
3. История Русской Церкви. В 9-ти книгах. М., 1994 –1997.
4. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. тт. 1-3 М., 2000
6. Лосский Н.О. Характер русского народа. кн. 1-2. М., 1990.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Полное собрание сочинений в 18-ти тт. М. 1988 -1996
8. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000
9. Русская Православная Церковь. М., 1980.
10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997
11. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000