Иудаизм в Израиле
В истории
еврейского народа концепция государственного строительства, имеющая глубинную
этноконфессиональную основу, являлась определяющей в период формирования
древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а также теократического
государства, существовавшего на территории Иудеи (IV в. до н.э.). Символом
еврейской государственности являлся Иерусалимский храм, окончательно
уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления в разных видах
просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена римскими
завоевателями, однако идея теократического государства, закрепленная в Торе
(Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании еврейского народа в
условиях утраты государственной самостоятельности, внешних завоеваний и
диаспоры.
Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого и
общенационального Бога, объективно способствовавшая этнической и
конфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является актуальной
в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.
Формально Израиль не является клерикальным государством, однако фактически
иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной идеологии;
его влияние распространяется на государственно-политическую и социальную сферы
Израиля.
В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,
действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле не
существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и
культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные
заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде
городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не работают
общественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что Бог сотворил
землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть дней, седьмой день
он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершает действия,
направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Считается, что если все
евреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит пришествие Мессии (Мошиаха).
Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить это ощущение
«святости времени». Таким образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю,
знак завета Бога с Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с
ощущением Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для
евреев, способ почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в
шаббатних молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на
дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой
начинается суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду, накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела, добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»). Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить: «Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне. После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел наступающей недели, для других это способ продления праздника.
В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним из
основных вопросов, вставших перед новым государством, был статус иудаизма и взаимоотношение
государства и религии.
Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих пор
законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об
отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно небольшая
часть населения Израиля требует абсолютного приоритета религиозного
законодательства над государственным; также относительно невелика группа
населения, требующая полной секуляризации законодательства вплоть до исключения
личного права из юрисдикции раввината. Большинство же населения поддерживает
сохранение в той или иной форме традиционного специфического колорита
израильской государственности и общества.
При изучении общественного мнения было установлено, что только 15 % взрослого
еврейского населения Израиля высказывается в пользу теократического
государства. За полностью секуляризованное государство выступает более 30 %, а
что касается остальных (около 50 %), то часть из них придерживается мнения о
тесных связях государства и религии, а другие предлагают отделение синагоги от
государства и школы от церкви. В результате сложилась ситуация, когда в Израиле
иудаизм не отделен от государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие в
стране нескольких вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского,
друзского и др.), только иудаизм занимает господствующее положение.
Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для
религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций в
государственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво, еще
до возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в области
личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины, запрещение работы в
субботу и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и
общественных заведениях, на общественном транспорте, промышленных предприятиях
и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных школ; признание и
субсидирование религиозных учреждений и служб.
Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве - в Израиле
официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены браки
между представителями различных направлений в иудаизме. По закону 1953 г. все
дела брачно-семейного характера были отданы в исключительное ведение раввинских
судов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы
религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь
реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять
иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом.
Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, суровое
уголовное наказание предусмотрено для лиц, содействующих такому переходу.
По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление может
иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем признается лицо,
родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее
иной религии.
Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран
рассеяния, и его этнический состав является отражением этнического состава
мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью
происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания. Однако
существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие государственности (до
1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные общины с разными языками
повседневного общения, некоторыми различиями в религиозной обрядности, а также
в сложившихся формах быта, культурных традициях и т.п.
Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы, языком
общения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам из стран Восточной и
Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии, большинству
выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они составляли абсолютное
большинство еврейского населения Израиля к моменту его образования (85 %), в
настоящее время их число уменьшилось в результате массовой репатриации из
арабских стран.
К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский, относятся выходцы из
стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия, Турция), часть
выходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского населения Израиля составляют
в настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко, Ирак, Йемен, Иран),
значительны этноконфессиональные группы бухарских, горских, курдских и др.
евреев.
Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым местом
для его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто проживает за его
пределами. Главная святыня - Западная стена (в европейской традиции - стена
плача), участок уцелевшей части храмового комплекса, которая уже в первые века
после разрушения Иерусалимского храма (70 г.) стала местом молитвы. Западная
стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. К ней
приходят ежегодно миллионы молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима
(1967 г.) сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с
Западной стеной. Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые
вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей,
проводятся церемонии в честь национальных праздников Израиля.
В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально зарегистрированных
синагог. Столь большое число молитвенных зданий объясняется разнообразием
литургий различных этнических групп и религиозных течений в иудаизме. Во многих
синагогах после молитвы проводится изучение Закона. Число молящихся особенно
значительно по субботам и праздникам. В крупные праздники синагогу посещает
большинство еврейского населения страны. Во многих общинах принято справлять в
синагоге семейные праздники: обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы
(совершеннолетия) Почти все конгрегации отмечают благодарственными молитвами
День Независимости Израиля и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и
праздничную литургию включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучие
президента страны и ее армии.
В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского
образования. В Израиле были воссозданы иешивы, так называемого литовского типа
(одна из наиболее знаменитых - Поневежская иешива в Бней-Браке) и обосновалось
несколько хасидских иешив ("дворов"). Они быстро прижились в Израиле
и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны. Часто
традиционное обучение в иешивах сочетается со средне образовательной программой
(или программой профессионального обучения). Многие из учеников средних иешив
продолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив относятся иешивы, в
которых четырехлетнее изучение Закона сочетается с военной подготовкой и
несением действительной воинской службы. В 1960-80-х годах в связи с активным
обращением к религии выходцев из разных стран, эмигрировавших в Израиль,
возникает сеть специальных иешив для учащихся с разным уровнем знаний о
религии, образовательным уровнем и т.д. Создаются специальные
учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих иешив создаются
специально для учащихся из США, Франции и других стран, а также для лиц с
высшим образованием, для бывших преступников и т.п.
С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения и
контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по
делам религий. Еврейскими общинно религиозными учреждениями руководит Верховный
раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В
городах действуют городские раввинаты.
При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции
религиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна для
религиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и содержании
синагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойнях и
мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены религиозного совета
назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством
по делам религий.
Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти
городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного статуса еврейских
граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра
(формального перехода в иудаизм).
Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли на
территории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и,
несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением в
религиозной жизни страны.
Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение
обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно
отразиться на гражданском статусе человека.
Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует иудаизм,
в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины, группы,
национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тысяч караимов,
представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У караимов
существуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд, которые
находятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует специальный отдел
по делам караимов, государство финансирует религиозные занятия детей караимов в
государственных школах. Министерство по делам религий также участвует в
расходах на содержание молельного дома и жалование главы религиозной общины
самаритян, потомков населения Самарии.
Мусульмане составляют 13 % населения Израиля. Подавляющее большинство
израильских мусульман - сунниты.
Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают в
Галилее.
Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.
Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский
религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода
евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или
содержания жены и детей, в исках евреек о халице - освобождение от обязанности
вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству, усыновлению,
управлению имуществом и наследованию и т.п. Раввинские суды имеют
исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и
внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями,
учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву.
Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официального
статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в
религиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни -
религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат Израиль
и др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим воздействием
частную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в котором
представлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля - сефардов и
ашкеназов) является высшим религиозным органом страны, выполняющим ряд
важнейших государственных функций, в том числе и в сфере раввинской юрисдикции.
Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общности
современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных
евреев") является в настоящее время важной государственной проблемой,
поскольку она в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации и
укреплением позиций иудаизма.