Каролинсское возрождение
Каролинсское возрождение, собрав лучших представителей западной образованности при дворе императора, воспитало целое поколение богословов, учёных и литераторов, рассеявшееся по франкской земле, оживившее старые центры культуры и создавшее в аббатствах и епископских городах новые.
Обращаясь к миру, клирики увлекаются мирскими сюжетами и занимающими светское общество интересами. Латинская литература вступает во взаимодействие с народной словесностью. Альберт пишет латинскую поэму об Александре Великом. Давно произносившие свои проповеди на “lingua rustica”, клирики слагают на нет стихотворные легенды и церковные песнопения, переводят в стихи евангельские рассказы. В половине ХI в. появляется французское стихотворное житие Св. Алексия. Начинают звучать первые народные песни в честь Девы Марии.
Старый германский эпос воспринимает новые наслоения, романская эпическая поэзия примыкает к каралинсской и феодальной истории. В образе Карла Великого сливаются воспоминания о нём самом, Карле Мартелле и Карле Лысом. Великий Карл – величавый и мудрый король, молчаливый в совете, решительный и мужественный в бою, когда его седая борода на покрытой бронею груди. “Nostre emperere magne” вождь борьбы с сарацинами, имя которых покрыло всех врагов: и норманнов, и арабов. Он защитник веры и мира, воплощение национальной идеи. По его мотивам Бог совершает чудеса, и с ним беседует архангел Гавриил, посланник Божий. Автор “Песни о Роланде” знает: “Ni ne pedrat dolce France son los!” Он дорожит честью Франции, и гордиться её героями – “li quens Rollans” и “olivier li ber”. Все впадают в ярость, когда говорят, что есть император поважнее Карла. Они любят “gaber”, т. е. неумеренно прихвастнуть, особенно выпитого вина и перед отходом ко сну. Во дворце греческого императора сам Карл заявляет своим рыцарям, что он способен разрубить пополам вооруженного рыцаря вместе с его конём, граф Роланд может звуком рога сбить с петель городские ворота Константинополя; “gab” Оливьера, влюбившегося в дочь греческого “короля Угона”, непередаваема. Но если герои прихвастнут, они с Божьей помощью и выполнят свои невероятные обещания, а напуганный король Угон будет рад признать себя вассалом Карла. Так идея отечества и героический идеал сплетаются с любовной, но острой насмешкой над Карлом на потеху ярмарочной толпы. Старые мотивы германского героического эпоса сочетаются с более свободным к нему отношением, то есть со смутным чутьём становящейся художественной формой.
Национальное чувство находит себе выход в “королевской эпопее”; местный патриотизм, идеал верности к сеньору и героических подвигов в “эпопее феодальной”, связываемой с именами знаменитых баронов. А из Британии переносятся во Францию старые кельтские предания, легенды о фантастических приключениях и любви героев. Уже выплывают из тумана образы прекрасной Изольды, жены короля Марка, и Тристана. В “Chancos de gestes” творчески осознаётся идеал феодальной знати. Под аккомпанемент арфы, “роты” или виолы поют “Песни о подвигах” бродячие певцы, “joglers” или “jogledors”; поют их и рыцари в пути или перед битвой. В цветущих землях южной Франции, в области “lanque dґoc” устраиваются культура и быт феодального общества, и с конца ХI века (1087-1127), первый трубадур, ещё непосредственно выражает свою любовь к жизни наслаждениям. Но скоро новую поэзию скуёт форма, отражение устанавливающейся в куртуазном быту меры, “mazura”. Поэт-министириал станет славить свою даму, зарабатывая себе на хлеб и вырабатывая художественный стиль. Он станет учителем весёлой науки и вытеснит скучного капеллана или заставит его говорить о любви. Новая лирическая поэзия, поэзия рождающегося на пороге ХII в. феодально-рыцарского общества, отдаваясь иногда политическим страстям в “сирвентах”, уйдёт в наблюдение духовной жизни и будет следить за сменою тонких, сковываемых ритмом чувств. И постоянное, беспокойное движение феодального мира перебросит поэзию провансальских трубадуров к французским труверам, ко двору неаполитанских королей и в Германию. Развитие и расцвет миннезанга падают на ХII и XIII века начала его скрыты в феодальном творчестве XI века.