Культура Беларуси в начале 20 в.
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX В.
культура книгопечатание живопись скульптура
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах. За короткое время Россия, а вместе с ней и Белоруссия, пережили три революции. На протяжении небольшого отрезка времени (со второй половины 1907 до начала 1910 года) царизму удалось установить режим жестокой политической реакции. Но и в это время революционное движение не прекращалось. Борьба рабочего класса, который шея в авангарде революционной борьбы, оказывала благотворное влияние на другие общественные слои и группы населения. В революционное и общественно-политическое движение втягивались крестьянство, демократическая интеллигенция.
Марксизм, социал-демократия завоевывали сознание рабочего класса и оказывали влияние на передовых представителей других социальных слоев и групп, которые постепенно втягивались в революционную борьбу. В то же время либеральная буржуазия перед угрозой революции все теснее смыкалась с царизмом и открыто поддерживала политику царского правительства.
Революционная борьба рабочего класса и крестьянства, усиление национально-освободительного движения, общий политический подъем создали благоприятные условия для развития белорусской культуры. Под их влиянием у трудящихся возрастало стремление к свободе и равенству, рос интерес к книге, театру, печатному слову на родном языке. Из народа вышли талантливые поэты и писатели этого времени, заложившие прочный фундамент новой белорусской литературы и современного белорусского литературного языка. В ходе революции 1905 — 1907 годов и в первые послереволюционные годы появилась белорусская периодическая печать, белорусские книгоиздательства, первые учебники для школ на родном языке. В это же время сформировалась первая белорусская профессиональная театральная труппа, которая широко пропагандировала белорусские народные песни, танцы, ставила пьесы белорусских авторов. Интенсивно развивались различные жанры устнопоэтического народного творчества. Зародилось и белорусское национальное музыкальное искусство.
Однако развитие белорусской культуры не представляло собой однородного потока. В ней ясно определились два направления: -буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Противоположность между ними наблюдалась во всех областях туры, особенно в художественной литературе и в общественно-политической мысли.
Демократическая культура развивалась под влиянием идей ссоциал-демократии. Представители этого направления отражали широкое движение трудящихся масс, прежде всего, крестьянства против остатков феодализма, социального гнета, за политику национальную свободу.
Поднимающаяся белорусская национальная буржуазия пыталась стать во главе своей нации, но встречала противодействие царизма, проводившего политику великодержавного шовинизма и национального угнетения. Ведя осторожно борьбу с царизмом, белорусская буржуазия и ее идеологи стремились объединить всех белорусов, не взирая на различия социального положения, вокруг вопросов культурного движения, национально обособить белорусский народ и подчинить его своему экономическому и идеологическому господству. Представители буржуазно-либерально го направления враждебно относились к идее интернационального сближения народов, установлению единства и дружбы между ними. Но вопреки их усилиям трудящиеся Белоруссии поддерживали тесный контакт с трудящимися других народов России, а белорусская национальная культура развивалась в тесном контакте с культурой русского, украинского, польского, литовского и других народов Российской империи.
Под влиянием развития капитализма и общественно-политического подъема, начавшегося в начале XX века. б Белоруссии постепенно расширялась система народного образования. С 1900 по 1914 годы количество начальных и средних общеобразовательных школ всех типов выросло с 6297 до 7682. Начальных школ в 1914/1915 учебном году насчитывалось уже 7492, неполных средних — 119, средних — 71. Во всех школах обучались 488,6 тысяч учащихся (в 1900 году — 248 тысяч).
Расширилась сеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для различных отраслей народного хозяйства, медицины и народного образования. Больше всего среди них было учительских семинарии. Помимо четырех семинарии (в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке), открытых еще во второй половине XIX века, в 1909 — 1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. Накануне первой мировой войны в Белоруссии действовало также 5 сельскохозяйственных школ, готовивших агрономов, землемеров, токсаторов со средним образованием. Фельдшеров и акушерок готовили медицинские школы в Могилеве, Гродно и Витебске. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1914 году в средних специальных учебных заведениях Белоруссии обучались 1,4 тысячи учащихся.
В 1910 —1914 годах в Белоруссии были открыты 3 учительских института (в Минске, Витебске и Могилеве), программа обучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях.
Они готовили учителей для начальных школ повышенного типа.
Высших учебных заведении в Белоруссии не было, хотя потребность р высшей школе настоятельно диктовалась развитием экономики и культуры края. Городские думы Минска и Витебска, буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об открытии в этих городах университетов или же технических институтов.
Но царская администрация не спешила удовлетворять их просьбы. В 1913 году министр просвещения черносотенец Л.А. Кассо заявил витебской депутации, что открытие университета в Белоруссии — дело не спешное и не так скоро наступит его очередь. Высшее образование выходцы из Белоруссии получали в Москве. Петербурге и в других научных центрах России.
Методы обучения в школах в начале XX века стали более совершенными. В начальных школах шире стали использоваться объяснительное чтение, наглядные пособия. Лучшие учителя организовывали экскурсии на природу, фабрично-заводские предприятия, к историческим памятникам. Но школьное руководство стремилось всеми силами сохранить старые методы обучения, основанные на заучивании наизусть содержания учебников и учебных пособий Управление Виленского учебного округа в качестве основной задачи школы определяло воспитание учащихся в духе верности православной церкви и преданности царскому самодержавию. Главными предметами во всех типах школ по-прежнему оставались «закон божий», церковно-славянское чтение и церковное пение. На них отводилось около четверти учебного времени.
Расширение сети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования. Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила и территория Белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30 %. Согласно данным Виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучались только 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста. Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысяч детей В 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу. В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качестве учителей местных грамотных подростков (так называемых "директоров»), которые сами недавно окончили народные школы.
Многие школы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Не лучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие из ник не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
И, тем не менее, школа в начале XX века сделала шаг вперед в своем развитии. Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлении народных масс к образованию, повышению их культурного уровня.
Революция 1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовой школьной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования на демократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опеки над школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Эти требования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказы крестьян своим депутатам I и II Государственных дум.
Революционными выступлениями учащихся руководили организации РСДРП. При Минской группе РСДРП существовала ученическая организация. Она распространяла революционную литературу среди учащихся, создавала кружки, организовывала собрания, митинги и забастовки учащихся средних школ Минска. Весной 1905 года в социал-демократических кружках насчитывалось 150 учащихся. Забастовки учащихся старших классов происходили также в Слуцке, Бресте, Витебске, В дни Октябрьской всероссийской политической стачки бастовали почти все средние учебные заведения Белоруссии.
Активное участие в революционной борьбе принимали также многие учителя школ Белоруссии. На съезде группы учителей Минской губернии в июне 1906 года, состоявшемся на родине учителя К.Мицкевича (Я.Коласа) — Николаевщине, было принято решение присоединиться к Всероссийскому учительскому союзу и «стремиться к ниспровержению самодержавия путем непосредственного влияния на крестьян и организации их». Съезд обратился к учителям с призывом «всеми силами содействовать падению самодержавного режима» и привлечь крестьянство «к активному участию в освободительном движении". В мае 1907 года съезд учителей в Вильно постановил создать «Белорусский учительский союз и вести борьбу за перестройку народного образования на демократических началах, за обучение на родном языке в школе.
В начале XX века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения в Белоруссии — библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. Царское правительство рассматривало их как средство идеологического воздействия на народные массы и осуществляло контроль за их деятельностью. Библиотеки первоначально создавались при школах. Они предназначались для народного чтения. К началу первой русской революции библиотеки существовали уже при 782 школах в пяти западных губерниях. Они комплектовались по спискам, утвержденным Министерством народного образования. В списки не включалась политическая литература, художественные произведения революционно-демократических писателей. В них преобладала церковно-религиозная и черносотенная литература, В большинстве библиотек насчитывалось всего по несколько десятков экземпляров книг.
Еще во второй половине XIX века были открыты губернские публичные библиотеки, был создан отдел по изучению Западного края. Однако небольшие книжные фонды, высокая плата за пользование книгами не могли притянуть массы читателей в эти библиотеки.
В конце ХК века начали создаваться и так называемые «попечительские» библиотеки с целью идеологического воздействия на заселение. Они создавались для «низших сословии», и пользование литературой в них было бесплатным. Но книжные фонды в них были небольшими (200 — 300 экземпляров) и комплектовались, в основном, литературой на религиозные и моральные темы.
Местная демократическая интеллигенция часто выступала инициатором открытия не государственных, а общественных библиотек. Правительство с недоверием ставилось к этому делу и всячески препятствовало их открытию. И тем не менее, в начале XX века общественные библиотеки были созданы в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Наиболее крупной из них была Минская публичная библиотека имени А.С.Пушкина, которая была создана в 1900 году. В 1917 году ее фонд уже составлял 17 тысяч экземпляров. Минские большевики использовали ее для сохранения и распространения марксистской литературы. Библиотека пользовалась большой популярностью у жителей Минска. За 1911 год читальный зал библиотеки посетили 10254 читателя, им было выдано 74946 книг. Постоянными читателями библиотеки были учащиеся средних учебных заведений города, учителя, служащие, ремесленники, рабочие.
Большой популярностью пользовались также общественные библиотеки имени Л.Н.Толстого в Минске, Витебске, Полоцке, Орше и в других городах Белоруссии.
Работой общественных библиотек руководили советы. Финансирование библиотек осуществлялось за счет взносов читателей, частных пожертвований и незначительных субсидий правительства.
Кроме общественных библиотек, существовали библиотеки различных ведомств, культурно-просветительных обществ, воинских частей, расположенных на территории Белоруссии. Всего в Белоруссии в 1914 году насчитывалась 851 библиотека. Их книжный фонд составлял 423 тысячи экземпляров.
Во второй половине 90-х годов в некоторых городах Белоруссии были открыты воскресные школы для взрослых. Часто эти школы открывались по инициативе демократической интеллигенции. Преподавание в школах осуществляли учителя городских училищ, представители интеллигенции. При некоторых предприятиях были открыты курсы для рабочих. В Минской и Витебской губерниях на курсах занимались 450 человек, из них около 50% женщин. В 16 воскресных школах Министерства народного образования в пяти западных губерниях в 1904 году обучалось 1500 человек.
В конце ХГХ — начале XX века в Белоруссии начали создаваться различные культурно-просветительские и научные общества.
Власти в большинстве случаев отказывали им в регистрации, но некоторые ходатайства вынуждены были удовлетворить. В 1900 — 1914 годах на территории Белоруссии было зарегистрировано и действовало 54 таких общества. Наибольшую известность получили Общество любителей искусства, созданное в Минске в 1899 году, и Общество минских врачей.
Общество любителей искусства было создано по инициативе местного журналиста Е.Чирикова. Оно объединяло либеральных представителей местной интеллигенции и состояло из четырех секций — литературной, драматической, музыкальной и художественной. На заседаниях литературной секции обсуждались произведения известных писателей и поэтов, читались рефераты на литературные темы, организовывались выступления литературных критиков и так далее. Члены драматической секции ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных писателей. Музыкальная секция объединяла местных музыкантов-любителей, из которых был создан оркестр. Художественная секция была занята, главным образом, организацией выставок местных и иногородних художников. Во время революции 1905 — 1907 годов Общество активно включилось в революционную борьбу, за что в феврале 1906 года было закрыто.
Общество минских врачей активно пропагандировало среди населения медицинские знания, занималось организацией врачебного дела в Минской губернии. В 1910 — 1914 годах издавало ежемесячный журнал «Минские врачебные известия».
Различные белорусские научные общества действовали также в это время в Вильно, Санкт-Петербурге, Витебске и Могилеве.
В 1912 году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором его создания была интеллигенция Минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской губернии. Оно провело ряд исследовании рек на Полесье.
В 1907 году в Вильно было создано Общество друзей науки. В него входили представители разных политических течений и имущественного положения. Главную роль в нем играли представители буржуазно-помещичьих кругов. Путем пожертвований и передачи частных библиотек при Обществе была создана обширная библиотека. В 1914 году она насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуре Белоруссии и Литвы на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отдел рукописей, в котором содержались письма Т.Костюшко, С.Сераковского, А.Киркора, В.Сырокомли (Л Кондратовича) и других известных общественных и культурных деятелей Польши, Литвы и Белоруссии.
Общество проводило собрания, на которых читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре Литвы и Белоруссии. В 1907 —1910 годах Общество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные труды членов общества и отчеты о его деятельности.
Передовая учащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старших классов школ Минска и других городов распространялась запрещенная литература, создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучала труды Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля, П.Лаврова и других.
Жизнь настоятельно требовала открытия в Белоруссии научных государственных учреждений. Но царское правительство средств на их создание не выделяло. Только перед началом первой мировой воины были открыты исследовательские сельскохозяйственные станции — Минская болотная (1913 год) и Беняконьская сельскохозяйственная на минеральных почвах (1910 год).
Из-за отсутствия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений многие талантливые ученые, уроженцы Белоруссии, вынуждены были жить и работать за пределами своей Родины. Это палеантолог В.Ковалевский, санскритолог К.Касович, физик и химик Э.Врублевский, академик-филолог Е.Карский, про фес сор-историк М Довнар-Запольский и другие. Так высокоэрудированный ученый Бронислав Эпимах-Шипило, который знал более 20 языков, в том числе санскрит, работал преподавателем в римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге. Его большая заслуга — помощь в сплочении и воспитании сознательной белорусской молодежи, обучающейся в вузах столицы. Ученый был одним из основателей и первого белорусского издательского общества «Заглянет солнце и в наше оконцев.
Белорусская национальная наука в начале XX века была преимущественно гуманитарной. Наибольших успехов она достигла в области этнографии, философии, фольклористики. В начале XX века исследованием языка, мировоззрения, фольклора, вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного быта, народного искусства, одежды, жилища, орудии труда белорусов занимались Е Романов, М.Никифоровский, И.Сербов В., Добровольский, Л.Богданович, Е.Карский, М.Довнар-Запольский и другие. Ими были собраны и опубликованы уникальные по богатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным установкам доказывали существование самостоятельного белорусского этноса.
Наибольший вклад в исследование истории формирования белорусского языка внес уроженец Гродненщины Ефим Федорович Карский (1860 — 1931 гг.). Имя этого выдающегося ученого-филолога, основателя белорусского языкознания, этнографа, палеографа и фольклориста сегодня известно во всех славянских странах. На протяжении 48 лет научной деятельности он написал более 700 работ по славистике, белорусознанию, русистике. Первым и единственным среди белорусов в дооктябрьский период Карский был удостоен звания члена-корреспондента (в 1901 году) и академика (в 1916 году) Российской академии наук. Его фундаментальный трехтомный труд «Белорусы» (1903 —1922 гг.) является уникальной энциклопедией белорусознания. На основе анализа собранного фактического материала Карский доказал, что белорусский народ существует как самостоятельная единица, имеет, как и другие народы, свою историю, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устно поэтического народного творчества. Он фундаментально обосновал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков. определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту. Кроме научного, труды Карского имеют и большое общественное значение, прежде всего, в плане формирования национального самосознания белорусов. Наследие ученого и в наше время не утратило своей научной ценности.
Большой вклад в развитие белорусской исторической науки в это время внесли М.К.Любавскии (1860 — 1936 гг.), М.В.Довнар-Запольский (1867 — 1934 гг.), В.И.Пичета (1878 — 1947 гг.) и другие ученые. Работа М К. Любавскогок «Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно» (1915 год) не утратила значения и в настоящее время.
После первой русской революции появилась и первая обобщающая работа по истории Белоруссии В.Ю.Ластовского. опубликованная сначала на страницах газеты «Наша нива», а затем изданная в 1910 году в Вильно отдельной книгой. В ней были сформулированы основные положения новой концепции истории Белоруссии, которых придерживалась народническая интеллигенция в конце XIX — начале XX века.
В конце XIX—начале XX веков оживилась выставочная деятельность. В 1899 году в Витебске экспонировались произведения выдающегося русского художника И.Е.Репина, который в это время жил в имении Здравнево около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни Белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899 году. На ней экспонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло Общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно произведения реалистического искусства — живописи, графики и скульптуры.
В Белоруссии в начале XX века работала сравнительно небольшая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окончания Академии искусств в Витебске поселился Ю.М. Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художник стремился правдиво показать жизнь простого народа. рассказать о его радостях и невзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «Часовщик - «В тюрьме», «После забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколько юношей, которые в будущем стали профессиональными художниками.
Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.
Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который жил здесь е конце XIX века.
В области пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи. К.Стабровскяй — у И.Е Репина, С Жуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.
Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописи Фердинанд Рушчиц (1870 -1936 гг.}. уроженец Ошмянского уезда Виленской губернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины с. Земля», и Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве. Кракове
Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снеге», и «Белорусское кладбище». С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.
В книжной графике в это время успешно работали С Богуш-Сестрацевич, К Кастровицкии, А.Каменский. В историческом жанре работал Я. Дроздович. Он создал графическую серию «Древнее строительство в Белоруссии», портреты полоцких князей
В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагая (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность Б Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.
Медленнее живописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько мастеров, среди них известные художники Я. Дроздович и К.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров керамической скульптуры (А.Захаревич, В Костюшко и другие).
Известным успехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.
В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупных предприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славились стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.
В начале XX века произошли некоторые качественные изменения и в области архитектуры. Основными строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире стали использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре господствовала эклектика — использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооружения перегружались декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными с самим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждении. Примером такого «стиля» могут служить дом на углу улиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Витебске и другие.
Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого в Минске (архитектор Г.Гай). В цепом архитектура Белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.
В начале XX века в городах Белоруссии получило распространение кино. В Минске в 1912 году работали уже три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались неозвученные кинокартины.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразительность.