Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Культура средневековой Европы

Культура средневековой Европы

















                                                          Тема:

                Культура средневековой Европы.
























                 Древнерусская литература: семь веков.

Русская  литература  насчитывает  почти  тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы.  Её  начальный,  или  древ-нейший, период длился более  семи  столетий, с 11  по 17  век, и  имел специфические   черты,   присущие   средневековью,    выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы  и  её  рукопис- ном  характере.

Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с  расп- ространением христианства и славянской письменности.  Христианст- во – письменная   религия.  Возникновение  и  развитие  письменности обусловлено потребностью в  изложении  и  распространении  христи- анского  вероучения. С  одной  стороны,  переводная  литература  дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой -  её возникновение было в  значительной  степени  подготовлено  высо- ким   уровнем   развития  устного  народно – поэтического  словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в  отличие  от  фольклора, литература формировалась иным  типом  мышления,  на  иной  эстети- ческой  основе. Фольклор – результат  творчества  широких  народных масс. Его среда обетования была гораздо шире  среды  обетования  ли- тературы. Литература – продукт деятельности не всей, а  только  обра- зованной части общества.

Как область умственной деятельности,  средневековая  литература тесным   образом  была  связана  с  философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо  или  отражая  опосре- дованно.  Для  древнерусской  литературы  эта  связь  была  тем  более сильна, что в средневековый период  художественный  метод  отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от  на- учно – познавательного метода по  причине  синкретизма  средневеко- вого личностного и общественного  сознания.  В  результате  развитие литературы было тесным образом  связано  с  развитием  философско- мировоззренческой мысли Древней Руси.  При  периодизации  литера- турного процесса необходимо  не только исходить из смены и взаимо- отношений исторических  событий  и  эпох,  но  и  учитывать  процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей  свя- зи этих двух процессов. В этой связи  необходимо  рассмотреть  фило- софско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17  вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса средневековья.

Миры видимый и невидимый в  сознании  книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели,  составляют  сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам  Творец.  От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в  обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы  взг- ляд Создателя.

«Что есть  человек,  что  ты  знаешь  о  нём?» -  этими  словами  из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке,  о  смысле  жизни  в «Поучении» детям  киевский  князь  Владимир  Мономах  (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на  всём  её  семисот- летнем   протяжении,  остаётся  центральной.  И  весь  путь  её  можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения  мироздания и определения места человека в нём,  до  постижения  в  16 – 17  веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира  и  характе- ра.; от духовности к душевности.

В 11 веке человек представлялся как малый мир,  «микрокосмос»,- подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной.  «Сотворил  Бог человека,  как  бы  некий  второй  мир:  малый – в  великом», - говорит Иоанн Дамаскин.

Как и весь окружающий  его  мир,  человек – божественное  творе- ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая  окружаю- щий мир, человек убеждался в величии  Творца.  А  человек – подобие Творца, вершина его творения, и  тем  он  возвышается  над  сотворён- ным видимым миром.

Мир устроен волею Бога, и его движение изначально  предопреде- лено. Отсюда – провиденциализм в истории: события  жизни  не  взаи- мосвязаны между собой, каждое из них  происходит  повелением  свы- ше. Такой взгляд на историю отразился  в  крупнейшем  историческом сочинении Киевской  Руси – «Повести  временных  лет» - первом  оте- чественном летописном своде, составленном около1113 года  монома- хом Киево – Печерского монастыря Нестором.

В основу «Повести» легли русские  летописные  своды  11 в. и  ви- зантийские хроники, тексты Священного писания  и  народные  преда- ния и легенды, рассказы очевидцев и  личные  впечатления  составите- лей.

«Повесть» включила в себя  разнообразные  литературные  жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.

Следует отметить, что историческая тематика занимает  в  древне- русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших   до  нас  историософском  сочинении  русского  митрополита Илариона  «Слове о Законе и Благодати»,  написанном  между   1037 и 1051 годами, сделана удачная  попытка  осознать  историческое  место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.

Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг.  была  богата  самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями.  Период  11 – 13 веков очень плодовит  в жанрообразовательном  плане.  Древняя  Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной,  преж- де всего, церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно же, жанры  церковной  литературы занимали  в  древне- русской письменности  этого  периода  ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.

В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала историческая тематика, а  среди  жанров – историческая  повесть, во  многих  своих  разновидностях:  воинской  повести,  историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания  «Повесть об ослеплении Василька  Теребовльского»,  помещён- ная в «Повесть временных лет» под 1099 годом.  Некоторые  бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть  о  разорении  Ря- зани Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.

«Слово о полку Игореве» - самая крупная  жемчужина  древнерус- ской словесности.  Окружающие  его  произведения  только  оттеняют его  достоинство.  «Слово»  Даниила   Заточника   впервые   поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума  над физической силой.

К середине 13  века  уже  сложилась  определённая  иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую  ие- рархическую   ступень   занимали  Евангелия,  затем  следовали  книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской  литературе  доми- нировал жанр летописей, затем шли княжеские  жизнеописания,  исто- рические повести, слова, послания и так далее.

Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ- нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в  уже  устоявшейся  мировоззрен- ческой системе появляются представления, которые  вышли  за  рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно  изменили.  Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место  ре- алиям. Накапливаемый  практический  опыт  дал  толчок  познаватель- ному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению    в  14 – 16  столетиях  мировоззренческой  системы.  Общий взгляд на мироздание,  всеобщую  историю,  сменился  в  этот  период конкретным взглядом на русскую  историю, её  отдельные  события  и остановился, наконец, на человеке.

Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.

Постепенно, к  концу  16  века,  обратную  перспективу  вытесняет привычная для нас  линейная перспектива.  Изограф  взглянул  на  мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных  измене- ний в мировоззрении, в центре  внимания  литературы  оказался  чело- век. Возник интерес к личности, к поступкам,  чувствам и мыслям  че- ловека, отразившийся в исторической литературе  и  возникновении  в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях  появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.

Конечно, 16 век нельзя сравнивать  ещё  с  19  веком,  с  расцветом глубоко психологической русской прозы, но  всё  же  к  концу 16  века наметился существенный поворот  во взглядах  на  человека.  Причина этих перемен – в возросшем интересе к  знаниям.  В 14 – 16  столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература,  разви- ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный  интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох и событий, ценности человеческой личности.

Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го  начала в литературе. Стали выражаться различные  мнения  по  по- воду тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо  стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.

Не случайно в этот период появляются первые  профессиональные писатели, которые наряду со своей  основной  деятельностью  профес- сионально занимались и литературой. Так,  Киприан  был  митрополи- том, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.

Расширение   кругозора,   стремление   пополнить  географические  знания способствовали появлению произведений о путешествиях.

Конец 15 века и век 16 – это  расцвет  публицистики  в  древнерус- ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических  произ- ведениях.

17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые  пред- ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде  всего,  в  секуля- ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от  мирского. Появляются новые виды  литературы – драматургия  и  силлабическое стихотворство.

Одна из важнейших  заслуг  17  века  в  развитии  литературы – от- крытие  характера. У  персонажей  лучших  светских  повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт,  возникает представление   о  характере  и  его  формировании  под  воздействием обстоятельств и  влиянием  других  персонажей,  количество  которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее  место  в литературе 17 века.

Литература подошла к новому периоду в своей истории.


                            Средневековая живопись.

Живопись – важное  средство  художественного  отражения  и  ис- толкования действительности, воздействия на мысли и чувства  зрите- лей, обладает существенным социальным содержанием  и  разнообраз- ными идеологическими функциями.

Развитие западноевропейской  живописи  тесно  связано с научны- ми открытиями и общим расширением кругозора.  Великие  географи- ческие открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с  сис- темой Коперника, обогатили  сознание  людей. В  Голландии,  началь- ный период развития натюрморта нашёл своё отражение в  творчестве Бальтазара ван дер  Аста,  картины  которого  демонстрируют  радость  нового постижения красоты природы. В  композициях  замечательных живописцев  Питера  Класа  (1597 или 1598 – 1661)  и  Виллема  Класа  Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах  предметы  объе- диняются, важным фактором  становится  свет, падающий  на  предме- ты.

Ощущение вещественности  предметов,  их  жизненного  естества, умение извлекать из сочетаний  предметов  действенные, характеризу- ют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса,  оказавше- го значительное влияние на двух  крупнейших  мастеров  голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был художником  страстного  кипучего  темперамента,  ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.

Крупнейшим мастером натюрморта является  фламандский  живо- писец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва  он  создаёт  монументальные  декоративные  полотна,   в   которых изображает груды битой дичи,  фруктов,  овощей,  цветов.  Мощь, изо-  билие природы, яркая, жизнеутверждающая сила  материи  прославля- ются  Снейдерсом  в его многочисленных, огромных по  размеру  ком- позициях,  предназначенных  для   украшения   дворцов   фламандских вельмож.

Изображения отдельных предметов, несущие в себе  как  символи- ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то, Бронзино.

Ростки испанского натюрморта можно найти  в  творчестве  Фран- сиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где   образ  юной  Марии трактован столь живо и лирично,  даёт  нам  яркое  представление о том, как  испанский  художник  не  только  виртуозно  передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них  наделяет  боль-  шим духовным смыслом.

К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах  которо- го обладают свойством вступать в непосредственный контакт  со  зри- телем.

Говоря   о  живописи,  нельзя  не  упомянуть   Леонардо  да  Винчи (1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё-  инженера. Сочетая  разработку  новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями,  он  создал  образ  человека, отвечаю-  щий гуманистическим  идеалам  Высокого  Возрождения.  Гуманисти- ческий  идеал  женской  красоты  воплощён  в  портрете  Моны   Лизы (Джоконда).

Микеланджело  Буонарротти (1475 – 1564)  – итальянский скульп- тор,  живописец, архитектор,  поэт . Он  с наибольшей  силой  выразил  глубоко  человечные,  полные  героического  пафоса идеалы Высокого  Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса  гуманистичес-  кого миропонимания в период Позднего Возрождения.  Монументаль-  ность, пластичность и драматизм образов, преклонение  перед  челове- ческой красотой появились уже в ранних произведениях.

К Великим живописцам средневековья так  же  относятся  Рафаэль  Санти  и  Рембрандт Харменс ван Рейн.  Рафаэль  Санти  (1483 –1520)- итальянский  живописец  и  архитектор – с  классической  ясностью  и  возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы Возрождения. Его  ранние  произведения проникнуты изяществом  и  мягким  лиризмом.  Земное   бытие   человека,  гармонию  духовных и физических сил прославил в росписях  комнат  Ватикана,  достигнув  безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства  фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах  создал  идеальный  тип  человека  Возрождения.  Проектировал  собор  святого  Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в  Риме.

Рембрандт Харменс ван Рейн  (1606 – 69) –  голландский  живопи- сец, рисовальщик,  офортист.  Его  новаторское  искусство  отличается демократизмом и  жизненностью  образов. Сочетая  глубину  психоло-  гической характеристики  с исключительным  мастерством  живописи,  основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч.  групповые  и мифологические сцены. К 1660-м  годам  относятся  наиболее  слож- ные по психологической структуре  религиозные и исторические  ком-  позиции.  Широкая,  свободная   живопись   Рембрандта    приобретает  пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия психологических коллизий.


Важнейший вклад в развитие  средневековой  культуры  внёс  анг- лийский драматург и поэт Уильям  Шекспир  (1564 – 1616) – крупней-   ший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В  творчестве  Шекспира отразились  социальные  противоречия,  предшествовавшие  Английс-  кой  революции   17  века.  Ранние   пьесы  проникнуты  жизнеутверж-  дающим  началом:  «Укрощение  строптивой», «Сон  в  летнюю ночь»,  «Ромео  и  Джульетта» и  т. д.  В  исторических   хрониках  запечатлён  кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм.  Глубокий  лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Со- нетам»,  так  и  драмам  (написанным  преимущественно  белым  стих-  хом), отличающимся проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий  у Шекспира делает личные  драмы  героев  явлени-  ями государственного и общественного значения. Изображение харак- теров  во  всей  их  многогранности  и  движении  –  важнейший  вклад Шекспира в развитие  человеческой культуры.

Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном,  совершив- ший переворот  в  естествознании,  отказавшись от  принятого  в  тече- ние многих  веков учении о центральном положении  Земли, объяснив  видимые  движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением  её вокруг Солнца.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из  ос- нователей точного естествознания – всю свою  жизнь  боролся  против схоластики, считая основой  познания  опыт.  Заложил  основы  совре- менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели- оцентрическую систему мира Коперника, за что был  подвергнут  суду инквизиции.

Надо сказать, что в средние  века  большинство  учёных  подверга- лось гонениям со  стороны  инквизиции – судебно – полицейского  уч- реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал  учения церкви,  считался  еретиком  и  обычно  приговаривался  к  сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского  философа – пан- теиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего  концеп- цию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.

Работы Исаака Ньютона  (1643 – 1727) – английского  математика, механика,  астронома  и  физика – надолго  определили  пути развития физики и математики. Значительная часть классической механики  на- долго сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения постепенно осознавался как  единый  принцип,  позволяющий строить  совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им  матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.


Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей, которые  не  смотря  на  протесты  церкви, про- возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень много.




                  Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»

                                                                Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»

                                                                «Советский Энциклопедический словарь»

                                                                 М. Шахнович  «Тайны Прометея»

                                                                 «Энциклопедический словарь математика»

                                                                 Журнал «Огонёк» 1987 года.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена