Культура в X-XIV веках
КУЛЬТУРА В (X-XIV) ВЕКАХ
План:
1. Школа, наука
2. Народное творчество, литература
3. Искусство
Несмотря на опустошительные нашествия иноземных захватчиков, армянская
культура не переставала развиваться и в X—XIV вв. Правда, церковно-
феодальная идеология продолжает сохранять господствующее положение, но в то
же время формируется новое прогрессивное течение, выражающее чаяния и
интересы сословия горожан—ремесленников купцов и вообще низших слоев
общества. Культура в значительной степени приобрела светский характер, неся
на себе глубокий отпечаток современной экономической и общественной жизни
страны.
Светские и социальные мотивы все чаще проникают литературу и различные отрасли искусства. В них иногда отражается тяжелое положение трудящихся, их нищета, алчность власть имущих. Это новое явление было связано развитием городской жизни, углублением социального расслоения и ростом крестьянского движения.
В этот период одним из основных очагов армянской культуры стало
Киликийское армянское государство, где было создано немало замечательных памятников литературы и искусства.
1. Школа, наука
В X—XIV веках, как и раньше, начальные школы действовали в основном при
церквах и монастырях. Однако наряду с ними в городах иногда открывались
разного рода светские учебные заведения.
Крупными культурными центрами являлись школы высшего типа, которые назывались «вардапетараны». В них кроме богословских предметов, преподавались также математика, астрономия, геометрия, история, география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. Выпускники этих школ получали разностороннее образование, владели языками. Многие из них стали известными деятелями культуры, учеными, педагогами, писателями, художниками.
Среди армянских высших школ особенно славились вардапетараны Ани (XI—XIII
вв.), Сиса (XII—XIII вв.) и частности Гладзора (XIII—XIV вв.), Татева
(XIV—XV вв.), являвшиеся университетами того времени. Их педагоги-лекторы
Григор Магистрос, Ованнес Саркаваг, Есаи Нчеци„ Ованнес Воротнеци, Григор
Татеваци и другие были видным представителями армянской средневековой
науки, литературы и искусства.
В области науки развивались особенно философия, правоведение и
историография. В развитии средневековой армянской философии велика роль
Григора Магистроса (990— 1058), выдающегося мыслителя и ученого своего
времени. Этот крупный феодал был большим знатоком философии, литературы,
естественных наук, богословия. В своих взглядах Магистрос в значительной
степени следовал античной философии, стремясь приспособить ее к учению
христианской церкви. Он придавал большое значение активной деятельности и
разуму человека. Его письма (около 90), известные в армянской литературе
под названием «Посланий Магистроса», богаты философскими рассуждениями.
Автор затрагивает в них также общественные, догматические, научные,
педагогические и иные вопросы. Магистрос был крупным представителем
неоплатонизма в армянской действительности.
Новый этап развития философской мысли в Армении наступил в XIII—XIV веках,
когда появились видные сторонники номинализма—Ваграм Рабуни, Иоанн
Воротнеци, Григор Татеваци.
Ваграм Рабуни (XIII в.) в ряде философских трудов— «Анализ (введения)
Порфирия», «Анализ «Категорий» Аристотеля» и др. защищает учение
Аристотеля. Следуя великому философу, он признает существование внешнего
мира независимо от сознания людей и возможность его познания.
Иоанн Воротнеци (1315—1386) оставил богатое литературное наследие. Его
собственные философские воззрения, а также толкования и анализ трудов
Аристотеля, Порфирия, Филона занимают видное место в истории армянской
философской мысли. Особенно большое значение Воротнеци придавал логике и
гносеологическим вопросам. Он являлся одним из наиболее крупных
представителей номинализма в Армении.
Перу Григора Татеваци (1346—1409) принадлежат многочисленные труды: «Книга
вопрошений», «Книга проповедей», толкования и анализ произведений
Аристотеля, Порфирия и др. Он признает существование внешнего мира.
Богослов, философ, естествовед и художник, он был одним из популярных
педагогов Татевского университета.
В области правоведения особенно большой славой пользовался Мхитар Гош
(113О—1213). Изучив законы, действовавшие в Армении и в других странах,
Мхитар Гош впервые в Армении составляет кодекс законов—«Судебник», в
котором нашли отражение правовые нормы и понятия, имущественные, земельные,
социальные, классовые отношения армянского средневековья. Им пользовались
как в самой Армении, так и в армянских колониях Европы и России. «Судебник»
является весьма ценным историко-юридическим памятникои и первоисточником,
содержащим богатый материал; для изучения различных вопросов истории
Армении и сопредельных стран.
Такого же типа кодекс законов был составлен в 1265 году в Киликийском
армянском государстве. В основу этого кодекса, автором которого является
Смбат Гундстабль (1208—1276), был положен «Судебник» Мхитара Гоша. Вместе с
тем в нем чувствуется влияние латинского и Византии ского кодексов.
В X—XIV вв. новый подъем переживала армянская историография. Одновременно развивался жанр хроник и летописей. Многие историки сообщают в своих произведениях важные сведения не только об Армении, но и о соседних странах.
Ованнес Драсханакертци, живший во второй половине IX и в начале X века,
изложил в своей «Истории Армении» основные события в жизни родной страны с
древнейших времен до 920-х годов. Его произведение является важным
источником для изучения истории Армении первой четверти X века.
Драсханакертци защищал идею единого централизованного государства.
Товма Арцруни (родился в 60-х гг. IX века) написал «Историю дома Арцруни», в которой содержатся важные сведения по истории Армении, Ирана, Арабского халифата. Особенно подробно изложены события, имевшие место в Васпуракане во второй половине IX и начале X века.
Степанос Таронаци, известный также под прозвищем Асохик, жил во второй
половине X и в начале XI века. В его труде «Всемирная история» дана хроника
жизни и деятельности царей Армении, Персии, Египта, Сирии и других стран.
Последний раздел книги, который автор изложил отчасти как очевидец,
представляет собой ценный источник по истории армянского народа.
Аристакес Ластивертци (XI в.) в своей «Истории» описывает важнейшие события, происходившие в 1001 —1072 годах. Особенно ценны сведения о тондракийцах, крупных городах Армении, сельджукских походах.
Из историков XII века наиболее известен Маттеос Урхаеци, родом из города
Урфы (Эдеесы). На основании многочисленных источников он написал
«Хронологию», которая представляет собой подробную летопись событий 952—
1136 гг. Урхаеци работал над своим произведением около 40 лет. В нем
содержатся важные сведения об Армении, Грузии и Сирии. Богатая фактическими
данными «Хронология» по многим вопросам дополняет свидетельства других
армянских историков.
Известному полководцу и законодателю Киликийского армянского государства
Смбату Гундстаблю принадлежат, кроме уже упомянутого кодекса законов, также
историографические труды. Главный из них—хроника 951—1276 гг., в которой
описываются политические события, имевшие место в Византии, Багратидской
Армении и Киликийском армянском государстве, сельджукские походы и т. п.
Историк-патриот с большим воодушевлением говорит об освободительной борьбе
киликийских армян.
Видный представитель средневековой армянской историографии Киракос
Гандзакеци (XIII в.)-—очевидец татаро-монгольских походов. Его «История
Армении» является важнейшим источником по истории Киликийского армянского
царства и в особенности нашествий монголов и их владычества. В труде
историка содержатся ценные сведения также о Грузии, Агванке, Монголии и
других странах. «История» Гандзакеци написана простым, понятным языком.
Историк Степанос Орбелян (XIII в.) был высокообразованным человеком своего
времени, владел несколькими языками, хорошо знал историю соседних стран.
Его труд «История области Сисакан», охватывающий период от древнейших
времен до XIII века, посвящен Сюнику; в нем описывается его природа,
экономическое положение, сословные отношения, церковная и политическая
история, культура, происхождение княжеских домов и т. д. Все это излагается
на общем фоне истории Армении и сопредельных стран. Орбелян использовал
многочисленные источники, к которым он, подобно Мовсесу Хоренаци, проявляет
критическое отношение. Особенно ценны использованные им рукописи Татевского
монастыря и лапидарные надписи, многие из которых до нас не дошли.
Определенные достижения имелись и в области естественных наук. Помимо переводных книг, были созданы оригинальные труды по медицине, математике, астрономии, географии и химии.
Армянская практическая и теоретическая медицина получила дальнейшее
развитие благодаря трудам Мхитара Гераци (жил во второй половине XII века).
До нас дошла его работа «Утешение при лихорадках», написанная в 1184 г. на
доступном для народа языке. Предлагаемые в нем методы диагностики
заболеваний и рассуждения о причинах повышения температуры больного были
новым словом в средневековой медицине. Труд Гераци считается одним из
выдающихся произведений в истории медицинской науки.
В монастырских школах Ани и Ахпата естественные науки преподавал Ованнес
Саркаваг (1045—1129), которому принадлежат работы по вопросам математики,
астрономии, истории, философии и т. п. Ованнес Саркаваг считал, что для
познания мира следует опираться не только на Библию, но и на данные
античной науки и большое внимание уделять эксперименту.
2. Народное творчество, литература
1 Венцом армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский»
(«Сасунские безумцы-храбрецы»), в основу которого легла героическая
освободительная борьба армянского народа против Арабского халифата в
VIII—IX вв. Эпос сложился в IX—X веках в Южной Армении—Сасуне,. Хуте,
Тароне и Васпуракане, а затем распространился в других частях
страны.
Велико идейное и художественное значение эпоса. Своего любимого героя
Давида Сасунского народ наделил богатырской силой и лучшими душевными
качествами. Ему свойственны бескорыстие и пламенный патриотизм,
человеколюбие, уважение к трудящимся, в том числе иноплеменным, оптимизм,
благородство, честность, справедливость. В 1939 году в Советской Армении
широко отмечалось тысячелетие эпоса. «Давид Сасунский» переведен на многие
языки и получил мировое признание.
В X—XIV вв. высокого уровня достигла армянская художественная литература, в особенности лирическая поэзия. «Средневековая армянская лирика есть одна из замечательнейших побед человеческого духа, какие только знает летопись всего мира»,—писал выдающийся русский поэт Валерий Брюсов.
Крупнейшими представителями армянской поэзии X— XIV вв. являются Григор
Нарекаци, Нерсес Шнорали, Константин Ерзнкаци, Фрик и Ованнес Тлкуращи.
Григор Нарекаци (950—1003) получил образование в Нарекском
монастыре в области Рштуник. Его перу принадлежат десятки произведений—стихи, прозаические произведения, проповеди и т. п. «В
стихах Григория Нарекского,— писал Валерий Брюсов,—религиозное чувство
соединяется с истинным поэтическим вдохновением, и многие аллегорические
гимны этого поэта остаются прекрасными, независимо от их богословского
толкования. Притом Григорий Нарекский довел до высокого совершенства
форму стихов, любовно культивируя «звукопись» задолго до того, как она
расцвела в лирике персидской и арабской. В этом отношении стихи Григория
Нарекского являются предварением «светской» поэзии средневековья».
Вершиной творчества Нарекаци является его большая поэма «Книга скорбных песнопений» («Нарек»), созданная в 1001—1003 г.г. В этом произведении, написанном с огромной поэтической силой, нашла отражение борьба тела и духа, жизни земной, реальной и потусторонней. По своим художественным достоинствам «Нарек» гениального поэта является одним из монументальных памятников в истории мировой литературы.
Нерсес Шнорали (1102—1172) был церковным деятелем и выдающимся поэтом. Он писал поэмы, многочисленные духовные песни. Особой известностью пользуется его поэма «Элегия на взятие Эдессы», в которой описана осада Эдессы и героическая борьба ее жителей против захватчиков.
Константин Ерзнкаци (XIII в.)—видный представитель светской лирики в армянской литературе, гуманист, певец земной, реальной жизни, солнца, света, красоты и любви. До нас дошло 26 его стихотворений, написанных с большим мастерством.
Одним из крупнейших поэтов средневековья является Фрик (XIII—XIV вв.).
Основные темы его стихотворений— судьба армянского народа и социальные
вопросы. Творчеств» Фрика тесно связано с современностью и правдиво
отображает бесправное положение армянского народа, тяжелые политические и
социальные условия того времени. Фрик остро чувствовал классовое и
социальное неравенство, в особенности бедственное положение эксплуатируемых
масс.
Жизнь одному кошель раздула,
Другому лишь суму швырнула,
У одного—табун коней,
А у другого нет и мула.
Одним судьба дарит палаты,
Другим—на рукава заплаты,
Одним жалеет медяка,
Другим дарует горы злата.
Иным судьба дает поблажки,
Пути других бывают тяжки,
Один из нас одет в атлас,
Другой—в заплатанной рубашке.
(Перевод Н. Гребнева)
В стихотворении «Жалоба» Фрик протестует против социального и правового
неравенства, бичует угнетателей народа. Страдания трудящихся, притеснения
бедняков вызывают глубокое возмущение поэта. Фрик ропщет на бога, «творца»
этих несправедливостей, критикует господствующий общественный строй с
позиций эксплуатируемого класса. Дошедшие до нас 45 стихотворений Фрика
представляют собой лучшие образцы средневековой армянской поэзии.
Лирика Ованнеса Тлкуранци (XIV—XV вв.) большей частью продолжает и
углубляет светские мотивы, проникавшие в армянскую литературу с X века.
Тлкуранци воспевает любовь и природу открыто и омело, не прибегая к
аллегориям. Хорошо известно и его большое эпическое стихотворение «О
храбром Липарите», посвященное прославленному киликиискому полководцу
патриоту Липариту.
В условиях обострения классовых противоречий широкое распространение получает басня. В созданных трудовым народом многочисленных баснях подвергаются острой насмешке духовенство и князья, алчные и кичливые богачи.
Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. В своих произведениях он широко использовал армянские народные басни. Гош призывал власть имущих проявить человечность к своим подданным, умерить алчность; он предостерегал помещиков от народного гнева
Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци (XIII в.). До нас дошли его многочисленные басни социального содержания. Айгекци высмеивал знать, духовенство бичевал взяточничество, произвол, жестокость и невежество Ьго басни были широко распространены в средневековой Армении
3. Искусство
В X— XIV вв. развивается и архитектура. В этот период в Армении были
построены новые города (Ани, Арцн, Лори), монастыри (Татев, Агарцин,
Санаин, Ахпат, Гегард Ахтамар и др.), крепости (Капут-берд, Бжни,
Амберд и др),мосты, каравансараи, дворцы, гостиницы, постоялые дворцы.
Многие из них по своей композиции и творческому замыслу представляют ценные архитектурные памятники.
Армянские мастера издревле специализировались в обработке таких широко
распространенных в стране строительных материалов, как туф, базальт,
гранит. Часто мастер-каменщик сам создавал проект сооружения и сам же его
воздвигал. Однако были и профессиональные архитекторы, имена и творения
некоторых из них нам известны. Одним из знаменитых архитекторов Xвека был
Манвел, живший в Васпуракане. Он автор целого ряда сооружений, в том числе
известного архитектурного комплекса на острове Ахтамар. Значительная часть
архитектурных памятников периода Анииских и Ширакских Багратидов была
построена по проектам зодчего Трдата, который с большим мастерством
рестарировал
также купол пролавленного собора св Софии в Константинополе. Упоминается и ряд других архитекторов и скульпторов: Саргис, Ваган, Ованес, Момик и другие.
Скульптура была тесно связана с архитектурой и дополняла ее. Многие
дошедшие до нас архитектурные памятники украшены многообразными по
содержанию высокохудожественными скульптурами, тонкость исполнения которых
достигает ювелирного мастерства. Особенно прославились своими скульптурами
Ахтамарский храм, церкви Нораванк, Гегард, Ахпат, Санаин, Арич, Татев и
другие. Высокой степени развития достигает скульптура в XII—XIII вв., когда
в стра-не получили широкое распространение мемориальные памятники и
хачкары, украшенные тонкой резьбой.
Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X—XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных нам миниатюристов X—XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие—в Киликии.
Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских
миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную
природу страны—растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного
быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания.
Выдающимися представителями кйликийской школы армянской миниатюры были
Торос Рослин (XIII в.) и Саргие Пицак (XIII—XIV вв.). Их работы относятся к
лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и
миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся
.ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей.
Начиная с XIII века миниатюристы все чаще обращаются к светским мотивам, к изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева.