Культурные сценарии деятельности
Содержание
Введение
1. Понятие о культурном сценарии
2. Культура мышления и общения
2.1 Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
2.2 Современное мышление
2.3 Культура общения
2.4 Виды общения
3. Культура труда и учебы
3.1 Историческое развитие культуры труда
3.2 Культура умственного труда
3.3 Культура учебы
4. Культура игры и досуга
4.1 Культура игры
4.2 Культура досуга. Соотношение работы и досуга
4.3 Досуг как условие развития культуры
Выводы
Литература
Введение
Тема реферата "Культурные сценарии деятельности" по дисциплине "Культурология".
Цель работы – ознакомится с понятиями о культурном сценарии, особенностями культуры мышления и общения, культуры труда и учебы, культуры игры и досуга.
1. Понятие о культурном сценарии
Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя, или уровня:
- культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения.
- индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.
Понятие "сценарий", взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, три существенные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:
Во-первых, театральный сценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.
Во-вторых, сценарий, который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.
В-третьих, сценарии в театре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.
2. Культура мышления и общения
Эффективность мышления человека зависит:
- от природной интеллектуальной одаренности индивида;
- от воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от его приобщения к культуре.
Личность, осваивая культуру вообще, повышает и свой уровень культуры мышления, а следовательно, и его эффективность.
2.1 Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
Культура мышления людей первобытного общества соответствовала условиям их жизни. Обусловленные ею сценарии мыслительных процессов позволяли им ориентироваться в окружающем мире и добывать средства существования.
2.2 Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучного или технического, методы медицинского диагноза одни, а методы аудита в экономике — совсем другие. Есть субкультурные различия в мышлении людей, принадлежащих к разным социальным, возрастным, профессиональным группам.
Требования, предъявляемые современной культурой к мышлению и находящие отражение в сценариях мыслительной деятельности современного человека:
Рефлективность. Мышление о самом процессе мышления.
Аргументированность. Мысли, не обоснованные аргументами, должны считаться не более чем гипотезами.
Профессионализм. Наряду с общими законами логического мышления существует множество специальных методов и методик, с помощью которых решаются задачи в различных областях знания.
Стратегическое управление. В наше время существуют многообразные формы стратегического управления мышлением, позволяющие наиболее рациональным образом организовать весь мыслительный процесс в целом. Они делятся на два основных типа.
Первый — это алгоритмические и полуалгоритмические методики, с помощью которых решаются стандартные задачи.
Другой тип стратегии мышления — это эвристические стратегии, или, как их короче называют, эвристики. Известны такие эвристики, как метод аналогий, методика "гирлянд ассоциаций", эвристические приемы "мозговой штурм".
2.3 Культура общения
В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, "этикетный" и внутренний, социально-психологический.
Первый аспект — выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать.
Характер этих отношений образует второй, более глубокий слой культуры общения — ее социально-психологический аспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о "внутренней культуре" человека.
К основным нормам "внутренней культуры" относятся следующие требования:
1) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это так называемое "золотое правило нравственности.
2) выполняй свои обещания, договоренности и обязательства.
3) будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.
2.4 Виды общения
М. С. Каган выделяет такие его виды и разновидности:
1) общение человека с реальным партнером. Его разновидностями являются:
- Практическое общение — в процессе совместной практической деятельности,
- Духовное общение — межличностная интеллектуально-эмоциональная связь, наиболее отчетливо проявляющаяся в дружеских отношениях.
- Представительское общение, в котором индивиды выступают не как свободные, суверенные личности, но как представители каких-то групп или социальных институтов.
- Групповое общение — взаимодействие групп, каждая из которых выступает как единое целое. Например, между классами, нациями, партиями, государствами, культурами (а может быть, когда-нибудь — между человечеством и внеземными цивилизациями, если они существуют).
2) общение человека с иллюзорным партнером. Таким партнером может быть "очеловеченный", представляемый в качестве одухотворенного объект.(например: животное природа);
3) общение человека с воображаемым партнером. В отличие от иллюзорного партнера, который вполне реален, но наделен кажущейся одухотворенностью, здесь имеется в виду мнимый, живущий лишь в воображении партнер.
4) общение воображаемых партнеров — художественных персонажей. Здесь речь идет о моделировании отношений общения средствами искусства.
Если принять во внимание цели общения, то, согласно Кагану, можно выделить 4 типичные ситуации:
- Цель общения находится вне его самого (общение является средством организации какого-либо вида предметной деятельности — производственной, научной, политической и т. д.).
- Цель общения заключена в нем самом (общение ради общения: "Приходи, хочется пообщаться").
- Цель состоит в приобщении другого к своему духовному миру (например, посредством научения, образования и воспитания).
- Цель состоит в приобщении себя к духовному миру партнера (симметричная по отношению к предыдущей ситуация).
В социальной психологии принято различать формальное (анонимное, функциональное) и неформальное (приятельское, интимное) общение. Эта классификация тоже в значительной мере условна, а к тому же еще и неполна: она охватывает только живое межличностное общение. Однако ею удобно пользоваться для рассмотрения особенностей сценариев общения в различных ситуациях повседневной жизни.
Анонимное общение
Это кратковременный контакт между незнакомыми людьми, например, на улице, в городском транспорте.
Функциональное общение
Оно имеет место тогда, когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных с их социальными ролями.
Интимное общение
Основой этого общения являются личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокая душевная близость.
Основные типы отношений, с которыми связано интимное общение, — это дружба и любовь.
Дружба
Дружба во все времена и во всех культурах почиталась как величайшая ценность.
Любовь.
В первом послании апостола Павла к Коринфянам (гл. 13) изложен своего рода "канон любви" — система правил, которыми должна руководствоваться всякая любовь, в том числе и половая:
1. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится.
2. Не гордится.
3. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
4. Не радуется неправде, а сорадуется истине.
5. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
6. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В реальной жизни, однако, любовные отношения редко строятся в полном соответствии с этим "каноном". Как выразился знаменитый остроумец XVII в. Ларошфуко, "истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел".
Наиболее развернутая типология любви была предложена в 1970-х гг. Дж. Ли. В ней выделяются шесть "стилей любви" — три "первичные" и три "вторичные", образованные сочетаниям трех "первичных". Эти стили обозначены древнегреческими словами:
- Эрос — страстное увлечение, стремление к физической близости;
- Людус — любовная игра, доставляющая наслаждение, но без глубокого чувства, допускающая возможность измены;
- Сторге — спокойная, теплая, надежная любовь-дружба;
- Прагма — из смеси сторге и людуса, рассудочная, поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;
- Мания — смесь эроса и людуса, одержимость, непреодолимая страсть, иррациональная зависимость от объекта;
- Агапе — бескорыстная самоотдача, синтез эроса и сторге.
сценарий мышление общение культура
3. Культура труда и учебы
3.1 Историческое развитие культуры труда
- В первобытные времена основными видами трудовой деятельности были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. Разделение труда — первая культурная норма его организации. Характерной чертой культуры труда на этой начальной стадии было то, что во всех его видах процедуры, способы, навыки индивидуальных и коллективных действий в значительной части обретали магическое истолкование и закреплялись в форме ритуалов.
- На более поздних стадиях общественного развития разделение труда усложняется. Выделяются в качестве его особых видов ремесло (бывшее ранее частью домашнего труда), добыча металлов, строительство, торговля.
- В средневековой Европе возникает цеховая организация ремесленного труда со строгими нормами, регламентирующими как процессы производства, так и свойства производимых изделий. Появление мануфактурного производства сопровождается разложением сложных производственных процессов труда на выполняемые разными работниками элементарные операции, что, с одной стороны, снижает требования к их квалификации, а с другой — повышает требования к организации коллективной работы.
- Переход к индустриальному обществу вызывает настоящую революцию в культуре труда. Крупная промышленность с ее быстро разрастающейся и усложняющейся машинной техникой рождает новый тип работника — профессионально обученного наемного рабочего. Происходит отчуждение работника от процесса и результатов своей деятельности. Рост культуры труда оборачивается падением заинтересованности в нем трудящегося человека.
- С середины XX в. культуру труда на производстве начинают связывать с его автоматизацией, освобождением работника от выполнения как физической, так и однообразной, рутинной умственной работы. К необходимым признакам высокой культуры труда в настоящее время относят способствующую этому обстановку: эффективную систему материального и морального стимулирования заинтересованности работников в повышении качества работы, поощрение их инициативы, заботу об улучшении условий труда и быта работников, создание благоприятного психологического климата в коллективе, установление "человеческих отношений" между администрацией и рабочими и т. п. Отсутствие же таких признаков расценивается как недостаток культуры труда на предприятии.
3.2 Культура умственного труда
Бурное развитие информационной техники во второй половине XX в. приводит к существенным переменам в культуре умственного труда. С введением в практику персональных компьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах, условиях, средствах "кабинетной работы". Компьютер выступает как быстрый и надежный помощник, предоставляющий человеку невиданные ранее возможности получения, переработки, сохранения и представления в удобном для использования виде огромных массивов информации. Вот лишь некоторые функции, которые берет на себя компьютер, освобождая силы и время работника-пользователя и при этом не требуя от него каких-либо специальных познаний в компьютерном деле:
- Решение разнообразных логико-математических задач, включая такие трудоемкие расчеты, которые человек был бы не в состоянии выполнить за годы.
- Анализ данных и автоматическое представление их в нужной пользователю форме — в таблице, графике, выборках по заданным параметрам, переводе на другой язык и т. д.
- Подготовка текста, оформление его желаемым для автора образом, корректорская правка и т. д., вплоть до изготовления готового макета книги.
- Выполнение работ по специальным программам (например, изготовление бухгалтерских документов, карт и пр., проектирование, планирование, компьютерная графика).
- Хранение и быстрое воспроизведение различных материалов, быстрый поиск в них нужных данных.
- Замена домашней библиотеки (один компакт-диск может вместить несколько тысяч книг).
- Включение в коммуникационные каналы, открывающие доступ ко всем крупнейшим библиотекам мира, информационным агентствам и другим источникам информации, позволяющие вступать в общение с множеством организаций и лиц, получать и распространять информацию через электронную переписку, электронные версии журналов, так называемые "болталки" ("спай") и пр.
- Создание новых форм интеллектуальной продукции — электронные публикации, интернетовские конференции, "гиперлитература" и другие виды коллективного творчества.
Среди американских специалистов по электронным технологиям получили признание сформулированные Дж. Муром три принципа, которые ограничивают роль компьютеров в принятии решений: на компьютеры нельзя возлагать принятие:
1) решений, которые люди хотят принимать сами;
2) решений, которые человек может принять более компетентно;
3) решений, которые человек не сможет исправить или отменить.
Не следует упускать из виду и негативные стороны процесса работы с компьютером. Длительное сидение перед ним в наибольшей мере угрожает глазам: ослабление зрения констатируется медиками у многих его постоянных пользователей. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности — держаться на расстоянии не менее 60 см от экрана монитора, делать регулярные перерывы через каждые 1,5-2 часа и т. д. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику: известны случаи психических отклонений, выражающихся в вовлечении личности в "компьютерную реальность" настолько, что она теряет связь с реальным миром ("компьютерный психоз").
В работе с компьютером еще более настоятельно, чем в докомпьютерный век, требуется выполнять общие правила гигиены умственного труда. Физиолог Н. Е. Введенский считал наиболее важными для обеспечения продуктивности труда следующие пять условий:
1.В работу надо входить постепенно.
2.Работа, а также сон, прием пищи и т. п. должны быть ритмичны.
3.Нужно соблюдать привычную последовательность и ритмичность деятельности.
4.Необходимо чередовать труд и отдых.
5.Важно осознавать общественную полезность своего труда.
Нельзя и возлагать на компьютеры чрезмерные надежды. Можно и карандашом создавать шедевры, а с компьютером в руках быть беспомощным простофилей. В конечном счете, решающее значение в умственном труде имеют не сценарий его организации, не его условия и орудия, а качества личности, которая им занимается.
3.3 Культура учебы
Обыденно-практическое обучение
Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение.
Демонстративное обучение
Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы, — демонстративное обучение. В этой форме обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя.
Развивающее обучение
Третья, более совершенная форма учебного процесса — развивающее обучение. Она возникает в Новое время на основе классической педагогики (Ян Коменский и др.). Развивающее обучение связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся.
Креативное обучение
В XX в. постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обучения предполагает "штучный подход", индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся.
4. Культура игры и досуга
4.1 Культура игры
Игру наряду с трудом а также учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Все мы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти, но роль их в разные периоды жизни неодинакова: в детстве на первом месте — игра, затем — учеба, а потом — труд.
Игры различают:
- по их содержанию (спортивные, военные, экономические и др.);
- по их форме (настольные, подвижные, театрализованные);
- по их целям (развлекательные, познавательные, учебно-тренировочные);
- по применяемым в них средствам и приспособлениям (вербальные, механические, компьютерные);
- по числу игроков (одиночные, парные, групповые);
- по способам решения игровых задач (интеллектуальные, подвижные, подражательные или ролевые, азартные или "игры шанса" — лотерея, тотализатор и т. п., "головокружительные" — карусели, качели, аттракционы и пр.).
Культуролог и историк Й. Хейзинга, чья книга является одним из самых известных исследований игры как феномена культуры, попытался установить наиболее важные признаки, свойственные разнообразным видам игр. Рассмотрим указанные Хейзингой признаки.
1. Всякая игра есть свободная деятельность. Игра по приказу — уже не игра.
2. Игра по своей природе не утилитарна.
3. Игра связана с выходом за рамки действительного, реального в область воображаемого, "ненастоящего. Даже малое дитя понимает, что в игре все делается "не взаправду", "понарошку".
4. Игра протекает обособленно от "обыденной", практической жизни, в замкнутом пространстве-времени. У нее четко фиксируемые границы: во времени — начало и конец, в пространстве — игровая зона (сцена, цирковая арена, стадион, экран, бильярдный стол, шахматная доска).
5. Во всякой игре есть свои законы — правила игры. Эти законы обязательны и нерушимы. Любое отклонение от них расстраивает игру.
6. Важным элементом всякой игры является напряжение. Она всегда есть некое состязание — борьба с другими играющими, борьба с какими-либо препятствиями и трудностями, которые нужно преодолеть, и, наконец, борьба с самим собой.
7. Всякая развитая игра порождает стремление к ассоциации и объединению играющих в некое содружество. Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденной жизни миру игры. Это чувство сохраняет свою колдовскую силу за пределами игрового времени и пространства.
Игра старше культуры. Она есть разновидность биологического поведения. По мнению Хейзинги, культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Уже у животных она выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Голодным животным не до игры — животные играют, когда у них есть избыток сил, которые можно расходовать "просто так", без пользы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникает в форме игры, она первоначально "разыгрывается".
Роль игры в человеческом обществе: игра дает разрядку напряжения и отдых, обеспечивая тем самым обновление физических и интеллектуальных сил человека; в том, что игра позволяет в условной, "невзаправдашней" и потому облегченной форме накапливать жизненный опыт личности, тренировать тело и ум; в том, что она дает выход излишку энергии, не находящему себе иного, практически полезного применения.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль игры в обществе исторически изменяется, но игра остается и поныне фактором развития культуры.
4.2 Культура досуга. Соотношение работы и досуга
Потребность в отдыхе — это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворения этой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурной форме, представляет собою определенную форму культуры. Как и всякая культурная форма, досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и функцию культурную.
4.3 Досуг как условие развития культуры
- В первобытном обществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельности людей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное от производительного труда время.
- Первыми людьми, частично или полностью освобожденными от производительного физического труда и живущими за счет труда других, были вожди, шаманы, жрецы. Они получили, таким образом, время для духовной деятельности. Они и становились основными хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций.
- С переходом к классовому обществу темпы роста культуры значительно возрастают. Ибо расслоение общества на бедных и богатых привело к тому, что небольшая верхушка состоятельных собственников, живя за счет эксплуатации труда массы рабов и бедноты, получила возможность иметь много досугового времени.
- В последующие эпохи духовное производство стало превращаться во все более обширную область приложения труда. В наши дни трудом, связанным с созданием, сохранением, распространением духовных ценностей, живет в развитых странах значительная часть населения (30-50%).
Для людей, профессионально занятых духовным творчеством, работа есть то, что у других является досугом.
Профессиональный труд в сфере культуры возможен только при условии, что в обществе есть на него спрос.
Но для потребления продуктов духовного производства опять-таки нужно время, свободное от других занятий. Такое время есть у тех, кто имеет достаточно средств, чтобы не обременять себя изнурительным трудом, — например у аристократии.
Можно выделить несколько типичных сценариев досуга в современном обществе:
1. Отсутствие отдыха. Это крайняя, "вырожденная" ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать.
2. Будничное безделье. После работы — бездумное, беззаботное и бесцельное времяпрепровождение.
3. Домашняя работа. У людей семейных — обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду.
4. Праздник. В широком смысле слова — это не только государственный, национальный, религиозный или семейный праздник; праздником может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся порядок жизни и создает приподнятое настроение.
5. Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне его служебных обязанностей на основной работе. Неоценимые возможности для полноценного отдыха открывает приобщение к миру искусства.
6. Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях "ненормированного" рабочего дня (самостоятельный предприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своим рабочим временем по собственному усмотрению).
Выводы
В процессе выполнения работы мы ознакомились с культурными сценариями деятельности, а именно:
- понятием о культурном сценарии;
- культурой мышления и общения;
- видами общения;
- культурой труда и учебы;
- культурой игры и досуга и др.
Литература
1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 – 640с.
2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.
3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К..Либідь, 2005 – 512с.
4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.
5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.