Культурологические взгляды Н.К. Рериха
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
Курсовая работа
Культурологические взгляды Н.К. Рериха
По дисциплине: культурология
Выполнила студентка
___группы ___курса
Тибаровская Зоя
Михайловна
____________________
(подпись)
Руководитель
___________________
___________________
___________________
___________________
(должность, ФИО)
_______________________
(оценка, подпись)
Санкт-Петербург
2002
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение: страницы биографии Н.К. Рериха…………………………………………………3
1. Культура и цивилизация
1. Сущность русского народа………………………………………………………..
2. Понятие культуры…………………………………………………………………
2. Культура – энергетическое сердце космической эволюции…………………………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
«… Мы имеем право совершенствовать прекрасные открытия лишь во имя культуры»
(Н.К. Рерих. Держава света)
Николай Константинович Рерих (Рёрих) – художник, философ, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель – создатель оригинального нравственно-филосовского и религиозно-эстетического учения, в центре которого лежит культура.
Родился в семье известного юриста, принадлежащей обрушившему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
В доме Рериха часто бывали ученые, профессора Петербургского университета, писатели. Рерих много читал, увлекался историей, (особенно
Древней Русью), мечтал о путешествиях.
В 1891 году друг семьи скульптор М.О. Микешин обратил внимание на художественные особенности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.
В 1993 году Рерих окончил частную гимназию и поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета (где слушал полный курс исторических дисциплин).
В Академии художеств Рерих попадает в мастерскую А. Куинджи, знакомится с художником и музыкальным критиком В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом Публичной библиотеки. Под его влиянием Рерих начинает серьезно изучать древние рукописи, увлекается фольклором, знакомится с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и др.).
Талантливый во всем Рерих начинает заниматься и литературным творчеством, причем во всех жанрах одновременно: стихи, рассказы, философские сказки и др. Первые литературные опусы Рериха одобряет Л.
Толстой. В дальнейшем, литературное творчество, философия и религия
Толстого, его позднее увлечение Востоком оказали глубокое влияние на
Рериха. Под влиянием Толстого Рерих делает упор на принцип нравственного самоусовершенствования, духовного восхождения как основы культурной эволюции.
Отталкиваясь от толстовского завета непротивления злу, Рерих с одной стороны отвергает насилие и осуждает войну, разъединен разрушение, бездуховность, с другой стороны – призывает сопротивляться злу (прежде всего духовными средствами). Он представляет историю становления и развития культуры как вечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием.
Творческое влияние на Рериха оказали и Р. Вагнер, и Дж. Рескин,
Достоевский, Гёте, Леонардо да Винчи – как универсальные гении, синтезирующие в своей деятельности различные виды творческого опыта – научного и художественного , философского и мистического, рационального и интуитивного.
Свою жену Е.И. Шапошникову (правнучку М. Кутузова и двоюродную племянницу М. Мусоргского) – Рерих считал соавтором многих своих работ, поскольку она духовно вдохновляла автора, давала им философские и мистические толкования.
Важным событием жизни Рериха стала картина «Гонец», удостоенная большой Золотой медали Академии художеств (картина была приобретена П.
Третьяковым).
Картина «Гонец» положила начало не только циклу картин исторического содержания, но и углубленному изучению русской и других национальных историй.
Мир русской иконы оказал плодотворное влияние на живопись и мышление Рериха.
В 1932 году, чувствуя реальную угрозу войны, Рерих написал картину «Святой Сергей».
На полотне, используя принципы иконописи, Рерих изобразил в полный рост крупным планом Сергия Радонежского. Нижнюю часть картины занимает надпись, сделанная славянской вязью: «Тебе трижды суждено спасти
Россию. Первый раз при Дмитрии Донском, второй раз в Смутное время, третий раз …» Многоточие красноречиво говорило о том, что имел ввиду
Рерих.
С начала 20-х годов Рерих становится известен как художник, театральный художник, сценарист. Он – участник многих русских и зарубежных выставок, действительный член Академии художеств.
С 1916 года после перенесенной тяжелой пневмонии Рерих поселился в г. Сортавала, в 1917 году этот город отошел к Финляндии и Рерих оказался в эмиграции, хотя до конца дней считал себя русским гражданином,
«русским путешественником». Из Финляндии семья переезжает в Норвегию, затем в Лондон, оттуда в США, где живет 3 года. В 1923 году он переезжает в Париж, в Бомбей, затем предпринимает беспримерное путешествие по маршруту Индия – Индонезия – Цейлон – Гималаи – Тибет – Алтай – Монголия
– Китай – Тибет – Индия. Путешествие длилось 5 лет (1923 – 1928г.г.).
Кроме художественных задач экспедиция Рериха знакомилась с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдала состояние религии, обычаи, отмечала следы великого переселения народов.
Новая страница творчества Рериха открывается первой картиной, написанной в Индии «Жемчуг исканий». В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным «мастером гор». Суровые горы помогают ему обрести мужество, проявить силу духа. Его волю испытывают и голод, и холод, и беспощадные вихри. В этих условиях рождается бесстрашный в своих дерзаниях человек.
Изучая религиозные движения и их влияние на современную жизнь
Востока, Николай Константинович отмечает: «С одной стороны, вы можете найти и замечательные памятники, и изысканный способ мышления, выраженный на основе древней мудрости, и дружественность человеческих отношений. Но в тех же самых местах ужаснётесь извращенным фразам религии и невежественностью».
В этой экспедиции был собран колоссальный материал – ботанический и зоологический, лингвистический и этнографический, археологический и религиоведческий, культурологический.
Художественный и научный мир Америки встретил Рериха с большим интересом. Его выступления в институтах и на научных конференциях собирали большие аудитории. Николай Константинович знакомил с результатами своих научных исследований, демонстрировал археологические находки и предметы современного прикладного искусства народов Азии.
Заручившись поддержкой ученых Индии, Америки, Европы, Рерих основал Гималайский институт научных исследований, назвав его «Урусвати», что в переводе означает «Свет утренней звезды».
Деятельность института была рассчитана на широкие международные связи. Рерих привлек к сотрудничеству десятки научных учреждений Азии,
Европы, Америки. Непосредственно работой института руководил участник экспедиции – сын Рериха Юрий Николаевич.
В 1929 году Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой заключить международную конвенцию о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах – «Пакт Рериха».
Идею конвенции поддержали многие деятели мировой культуры: Р.
Роллан, Т. Манн, Б. Шоу, Г. Уэллс и другие.
Документ был принят лишь в 1954 году «Гаагской конференцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», основой, для которой послужил Рериховый пакт.
Мировая слава Рериха росла. Он был избран почетным членом многих научных учреждений мира, различных культурных и общественных организаций.
Помимо многочисленных литературно-философских трудов, публицистических сборников, Рерих написал более 6 тысяч картин, многие из которых украсили художественные музеи мира, Рерих намеревался большую часть своих произведений передать в дар своей Родине.
Культорологическая консепция Рериха не является строго научной.
Как и все его творчество, она соединяет в себе наблюдения и обобщения из истории различных культур Запада и Востока.
Научная аргументация в учении Рериха соседствует с интуитивными прозрениями в духе гуманизма, синтезом различных явлений культуры.
Рерих легко прибегает к религиозным и мистическим свидетельствам, художественным иносказаниями и притчам, ровно как и к материалам разнообразных научных изысканий, создавая свою культуро- философскую концепцию.
Вслед за многими русскими мыслителями начала 20-го века
(например Флоренским), Рерих считает, что слово «культура» произошло от латинского «культ», т.е. преклонение, почитание, священнослужение.
Культура, по Рериху, выходит к древнейшему, еще доисторическому культу огня и света, который составляет исторический фундамент всех религий, искусств, философий, научных изысканий – всех проявлений духовной жизни человека.
Рерих высказывает идею творческого синтеза различных культур: науки и религии, искусства и философии, этики и бытовой морали Востока и
Запада.
Особенно важно для Рериха противопоставление культуры и цивилизации. Если цивилизация по-Рериху характеризует «внешние пределы общественной жизни», то культура – это «сущность бытия», вопрошение
«качества жизни», реализация духовной энергетики мира. «Наследие Рериха»,
- писал искусствовед Семен Тюляев, - огромно, его изучение только начинается. Безмерен подвиг его жизни как деятеля культуры и искусства, глашатая гуманизма, мира и дружбы народов. Он показал Русь Америке и
Западной Европе, Индию – России и Западу. (Н. Рерих. Зажигание сердца. М.
«Молодая Гвардия», с.38)
1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
«Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом»
Валентин Пикуль.
(Битва железных канцлеров, с.764)
2.1 Сущность русского народа
Изучать историю и учиться у истории. И извлекать уроки из
народной памяти, бережно хранить неувядающую красоту народного творчества –
вот мысли, которые волнуют Рериха, ученого, художника, педагога. В поисках
нравственного критерия художник изучает историю, литературу, искусство,
религию разных народов и эпох.
Киевская Русь испытывала постоянное давление с Востока на свои границы. С
времен Святослава она же и расширила свои владения на Восток.
Рерих приходит к убеждению, изучая историю русской национальной культуры, что в течение многих веков восточные владения на Руси были более действенными, чем Западные. Следовательно, нужно изучать именно восточные влияния.
Приобщаясь к индийской философии. Николай Константинович воспринял взгляды индийских мыслителей XIX-начала XX на международное сотрудничество в области культуры.
Картины Рериха построены на глубоком знании исторического
материала, насыщены философским содержанием. Показывая далекие времена
Рерих как бы задает вопрос – не растеряли ли мы на пройденных путях нечто
очень важное, не пренебрегли ли той “стариной”, которая никогда не стареет.
По мнению Николая Константиновича к ней относятся чувство собственного
достоинства, доброжелательность людских отношений, самобытность жизненного
уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству.
Рерих рассматривает русскую культуру в общемировом контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада.
Эта идея получила вопрошение в его многочисленных живописных, философских, научных и литературных работах.
В какие века не загляни, пишет Рерих, всюду можно найти необыкновенное сочетание русского народа с народами всего мира.
Дочь Ярослава Мудрого – русская княжна Анна Ярославовна, покинув
цветущий и богатый Киев, вышла замуж за короля Франции Генриха I и правила
Францией в XI веке. Ее сын Гуго Великий, получив путем брака графство
сделался одним из могущественных вельмож Франции.
Сын Андрея Боголюбского Юрий в 1185 году был женат на знаменитой грузинской царице Тамаре. В царствование Тамары Грузия добилась больших военно-политических, хозяйственных, политических успехов.
Влиятельная и любимая жена турецкого султана Сулеймана
Великолепного была русская женщина из Подольска. “Хурем-Султан” ее
называли.
Дочь московского боярина Голенищева Кутузова Мария повенчана в
1553 году с царем Симеоном Казанским.
Незабываемы все прежние, глубокие проникновения русских в государственную жизнь всего мира.
Франция гордится И. И. Мечниковым – лауреатом Нобелевской премии, Почетным членом многих зарубежных академий наук, научных обществ и институтов.
Покинув Россию в 1887 году, Мечников И. И. возглавил научно- исследовательский институт в Париже, обогатив науку многими выдающимися открытиями.
Англия чтит сэра Виноградова. Павел Виноградов-русский историк,
исследователь истории западноевропейских стран. В1902 году уехал в
Великобританию. По словам англичан, он открыл им собственную историю.
Русский государственный деятель министр финансов России Петр
Львович Барк, эмигрировав в Англию, встал во главе огромного финансового
дела Великобритании.
В Югославии, Китае, в Персии, - всюду можно найти на самых доверительных постах крупных русских деятелей.
Рассмотрим ли списки разнообразных деятелей инженерного дела, пройдем ли по банкам и фабрикам, оглянемся ли на ряды адвокатуры, увидим русские имена среди ученых иностранных трудов, о каталогах вы будете поражены количеством трудов русских деятелей науки.
Софья Васильевна Ковалевская – первая русская женщина член-
корреспондент Петербургской Академии наук, доктор философии Гёттингенского
университета, лауреат премии Парижской Академии наук. Западные ученые
восхищались ее прилежанием, способностями, усердием, увлеченностью наукой.
В Стокгольмском университете за 8 лет работы профессором она прочла 12
курсов.
Известный основоположник климатологии России Александр Иванович
Войков получил степень доктора философии в Гёттингенском университете и
защитил диссертацию о научных основах мелиорации земли.
Лауреат Нобелевской премии, Почетный член многих зарубежных
академий, Президент 15-го Международного конгресса физиологов Иван Петрович
Павлов много сделал для развития мировой науки.
Рерих не раз упоминал о Пантоене русского искусства и науки.
Перечислял Великие имена Шаляпина, Прокафьева, Станиславского, Павловой,
Бенуа, Бунина, Мережковского, Куприна, Алданова… и всех бесчисленных
замечательных деятелей искусства и науки, широко разбросанных по всему
миру. Почтены имена Павлова, Глазунова, Горького. Даже на далеких островах
Океании звучат Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин. Есть какая-то
благородная самоотверженная щедрость в этом всемирном деянии.
Искусство выдающейся классической танцовщицей Анны Павловой во многом утвердило за пределами России мировую славу русского балета, его царственное место в ряду современного искусства. Ее музыкальность, эмоциональность, жанровое разнообразие представляет собой великий человеческий подвиг!
В будущих летописях будет отмечено это всемирное русское влияние как непреложный исторический факт.
Рерих подчеркивает, что когда приходилось рассказывать
иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто
приходилось слышать в ответ: «Теперь понимаем, откуда у вас, русских,
стремление деяния и труда». Конечно, такая жизнь, которую заповедал
Воспитатель русского народа всегда напомнит, как от малого, сомодельного
сруба произрастали светлые средоточия просвещения. Это неотъемлемый
исторический факт – можно его толковать по-разному, но основной высокий
смысл этого светлого служения во благо человечества, остается качеством
крепким. Знаем и других великих светлых строителей в разных странах.
Когда-то будет написано справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогала различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких-таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но во всяком случае ценность доброжелательства не ржавеет, и в веках оно произрастет, и в доверие.
Выдающимся участником и творцом истории России XIX века является
Александр Михайлович Горчаков, 200-летие со дня рождения которого страна
торжественно отметила.
Главным делом его жизни была внешняя политика и международные
отношения. Он отдал дипломатической службе 67 лет, занимая пост министра
иностранных дел. С дипломатическими миссиями он был в Вене, Лондоне,
Берлине, Риме и других городах Европы.
Мудрая позиция России в этот период предотвратила ряд острых конфликтов внутри Европы и за ее пределами, установила доверительное отношение России со странами Европы.
Многие, многие народы видят в русском народе друга своего. И это обстоятельство сложилось, не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в деяниях.
Рерих в своих дневниках приводит патриотические слова Пифагора:
«Слушайте, дети мои, чем должно быть государство для добрых граждан. Оно
более, чем муж и жена, оно более, чем дитя или друг. Для доброго мужа
дорога честь его жены, чъи дети приникают к его коленям. Но еще дороже
должна быть честь Государства, которое оберегает и жену, и детей. Если
мужественный человек охотно умрет за очаг, то настолько охотнее умрет за
государство».
Там, где сильная сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания. Здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа.
2.2. Понятие культуры
Великий русский художник и ученый Николай Константинович Рерих был одним из немногих в XXвеке, кто понимал смысл истинной культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции.
Он постиг ее философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим.
Если культура – есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы так тесно связаны между собой, имеют различный смысл своего назначения. Отождествление цивилизации и культуры приводит к путанице основных понятий. Подмена одного понятия другим дает возможность навязывать культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.
Один из крупнейших и глубоких философов русского зарубежья Н.А.
Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определил культуру
следующим образом: «Культура связана с культом, она развивалась из
религиозного культа, она есть результат дифференциации культа».
Философская мысль, научное познание. Архитектура, живопись,
скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено в церковном культе.
Древнейшая из культур – культура Египта, началась в храме, и первыми ее
творцами были жрецы.
«Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями.
Она полна священной символики. Всякая культура имеет духовную основу она
есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». (Бердяев Н.А.
Смысл истории. М 1990год, с 166).
Рерих не только разворачивает и углубляет особенности культура,
подмеченные Бердяевым, но и вводит новые неизвестные до него понятия.
«Культура, - пишет он, - есть почитание света. Культура – есть любовь к
человеку. Культура – есть сочетание жизни и красоты. Культура – есть оружие
света. Культура – есть спасение. Культура – есть двигатель. Культура – есть
сердце. Если соберем все определения культура мы найдем синтез
действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты». (Рерих
Н.К. Сочинения, с 64).
К области культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, насилии природных характер и были естественны для него. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культы, поэзии и многое другое появилось вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием.
Культура в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа – есть форма существования культуры.
Называя культуру «Садом прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту, как энергетический закон гармонии духа, «Осознание красоты спасет мир» - повторял он слова Достоевского. Созерцание Красоты формирует в человеке философское и утонченное созерцание мира. «Особенно трогательную заботу проявлял Рерих о будущей молодежи. Вам, молодежи, - писал он, - предстоит одна из наиболее сказочных работ – возвысить основы культура духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и созедать». Эти слова великого художника актуальны и сегодня.
2. КУЛЬТУРА – ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
«Тот, кто прекрасен – добр, а тот, кто добр – скоро станет прекрасным»
(Древнегреческий поэт Сафо – ок. 610-580 до н. э. А.Н. Маркова – Культурология,
Москва, изд. «Юнити» 1998г. С.106)
Объективные двигатели культуры можно условно отнести к природным явлениям, субъективны – связано с субъектами космической эволюции.
Деятельность космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области культуры, которая является энергетическим сердцем этой эволюции.
Культовые герои мифов и легенд, мудрецы, учителя, религиозные наставники – все они были связаны с космическими Иерархами и сами являлись субъектами космической эволюции.
Культура, как таковая, не существует без творчества. Творчество
роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему (человеку) путь в
Космосе. Именно творчество, как явление культуры, в самом его широком
смысле, дает возможность сотрудничества с высокой космической Иерархией.
Такие высокоэнергетические явления человеческого духа как сердечность и любовь есть неотъемлемая часть Культуры как таковой. Без этих качеств, утверждает Рерих, нет культурного человека.
Энергии космоса, приближающиеся к земле могут выполнить свою
позитивную роль лишь пройдя поле культуры, где сосредоточен высокий
духовный материал, необходимый для принятия такого рода энергии,
приблизившиеся к земле, но не встретившее на своем пути смягчающих духовно
– энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести
разрушительных характер.
Великие Законы космоса неумолимы, а энергетические процессы идущие в нем, необратимы.
Восприятие красоты и познание космических законов лежит в основе культуры.
Мировоззрение Рериха, сложившееся под влиянием индийских философов. Опирается на представление об энергии космического огня, творящей все сущее. Различные уровни бытия охвачены энергоинформационными взаимодействиями, регулируемым космическими законами. Если человек действует в соответствии с указанными законами, он направляет энергию в творчество, созидание. Поступая же вопреки законам, он направляет энергию в разрушительное русло и деградирует. Энергия огня заключена в каждом человеке, космическое предназначение которой состоит в ее возжигании, что побуждает его к совершенствованию, сотрудничеству с другими людьми. Через духовное совершенствование человек гармонирует свои взаимоотношения с космосом, освещает тьму огнем своего сердца, включая в беспредельную космическую эволюцию. Деятельность человека нравственна в той мере, в какой направлена на всеобщее благо. Чем больше человек дает миру, тем радостнее, возвышение и светлее становиться его жизнь.
Средством осуществления этого закона является самоотверженный
труд и всепрощающая и возвышающая любовь. Восприятие красоты и познание
космических законов лежит в основе культуры. Человеческий разум не в
состояние раскрыть все тайны космоса. На это способно только сердце.
Поэтому, все, что возникает в разуме, должно быть пропущено через сердце.
Культура передается от сердца к сердцу через чувствосознание. Но далеко не
все люди способны на это. Чтобы чувствование заработало, нужно усвоить язык
сердца и раскрыть последние чувство любви и свету.
Культура является источником благородство духа, человеческого достоинства, Взаимного доверия и сотрудничества. Человек, усвоивший культуру, освобождается от страха.
“Будем помнить, - пишет Рерих, - что прежде всего для нас самое важное для нас будет дух и творчество, затем здоровье и лишь на третьем месте богатство” (Рерих Н. К. Держава света Нью-Йорк, 1931 г. С. 61).
Мифология различных народов довольно ярко подтверждает слова
Рериха. Существование рода было немыслимо без божества. Орудие
производства, оружие, освещалось на родовых алтарях. Огонь был священ не
только в очаге, святилище, но и в домашнем очаге в котором готовили пищу.
Священные рощи , священные реки, священные горы были связаны с экологией
местности, где жили люди, поклонявшиеся им. На них распространялось
определенное табу. Это единство с природой было важнейшем средством
первоначального синтеза.
В энергетически цельной структуре, Управляемой Великими Законами
Космоса, пульсирующий дух и материя, стремясь к синтезу, то приближаются,
то берет вверх материальная цивилизация, Эту закономерность подметил
Рерих, “Все народы знают, - писал он, - что место святых людей на горах, на
вершинах”. Там, где зачинаются реки, где вечные льдины сохранили чистоту
вихрей, туда стремиться дух человеческий. Там случается необычайное. Там
смысл человеческий работает к верху. Там каждый перевал сулит неожиданную
новизну, предвещает новые грани великих очертаний’’.
Состояние экономики 20 – 30 годов нашего века(да и сегодня тоже) было лишь следствие того положения культуры, в которое ее поставила сама цивилизация.
Любое критическое явление в современном мире, Рерих понимал это
четко и ясно, связано прежде всего с нарушением баланса на уровне явления
“культура - цивилизация”.
“Думали, что материальный кризис можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исчислен только духовными средствами. Холодный язык мозга обманул счетчиков и опять настоятельно требуется обратиться к вечному языку сердца, которыми создавались эпохи расцвета”.(Рерих Н. К. Священный дозор. Харбин 1934 с. 80) . И опять, как в 1917 году перед нашими глазами встает в качестве образца для подражания, чужая западная цивилизация. И опять, с наименьшим рвением, чего тогда, мы, создавая “новую” государственность, отвергаем от этого процесса собственную духовную культуру. Однако в отличие от 1917 года мы в каком-то умопомрачении упиваемся чужой массовой лже - культурой, с нею вместе в наш организм вливается трупный яд разлагающейся цивилизации Запада, который губит наши живые и здоровые клетки. Вместе с частной собственностью, которая сейчас формируется в уродливых условиях развала, приходит чудовищная безнравственность, корысть и алчность, искаженные представления о незыблемых человеческих ценностях, темные и низкие инстинкты.
Но где-то совсем в стороне от этого большого базара новых надежд и устремлений сверкает зарница оживающей национальной культуру, философских устремлений, гениальных мыслей, плодотворных идей, без шума и суеты формирующие энергетику магистрального пути России.
Очерки о культуре и цивилизации, их значения и различия написаны
Рерихом для нас, сегодняшних. Они вызывают у нас размышления о судьбах
собственной страны и предостерегают нас от повторения гибельных ошибок
забвения Света истинной культуры. Они напоминают нам об уроках нашей
собственной истории. В тяжелейшее время для России, в дни ее выбора давайте
прислушаемся к ним.
Сегодня нас вдохновляет обращение Рериха к студентам Нью-Йорка
''... За время революций мы не однажды видели, как банкиры и финансовые
деятели оказывались сметенными, тогда как выживали художники и собиратели
искусства. Сама жизнь показывает, что все , связанное с творчеством,
выживает. Живут научные открытия и неистребимо живет мысль”.
Рерих выработал совершенно новую концепцию культуры, эволюционное значение. Среди различных достижений XX века эта реальная концепция, связанная с проблемами космической эволюции, была одним из важнейших его нахождений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Лучше, чем сказал Джавахарлал Неру, оценить
деятельность Рериха просто невозможно:” Когда я думаю о Николае Рерихе, я
поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения”.(Н.
Рерих. Зажигание сердца. М. 1990г. “Молодая гвардия”, с. 62 ).