Культурология. Древний Египет
ПЛАН
1. Введение.
2. Культ фараона, религия.
3. Заупокойный культ.
4. Пирамиды.
5. Изобразительное искусство.
6. Литература. Письменность. Музыка. Наука.
7. Эллинистический Египет. Египет - римская провинция.
Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Египет – страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство – одно из первых в истории человечества – возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды возводились из камня – на века.
Египетской архитектуре была свойственна простота форм – поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписи и барельефы.
Архитектор – главная фигура на грандиозных стройках в Древнем Египте – следил за организацией работ: ему подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха – ведь на стройках были заняты тысячи людей.
Наиболее известные древнеегипетские памятники – пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества.
В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.
Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.
Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.
О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.
Египет стал первым государством на Земле, первой могущественной державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.
2. КУЛЬТ ФАРАОНА, РЕЛИГИЯ
Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства.
Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.
Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог ЕГИПТА – БОГ Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.
Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.
Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.
Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса – бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике сокола.
Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.
Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.
Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем что есть на суше, в воде и воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.
Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.
Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника – «новорожденного Аписа» - были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.
Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, Из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.
В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо – творец Вселенной – едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.
Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. До н. э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону».
Он попытался сломить усилившееся к тому времени могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь умеренно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.
3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ
Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.
Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.
Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботится о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в страну вечности.
Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержаться в «Книге мертвых», Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, Ожидавшие мертвых, и даются подробные советы как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.
Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», - должен был сказать праведный египтянин, - «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».
Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, с львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.
Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.
Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, что бы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.
4. ПИРАМИДЫ
Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленные жертвы со стороны населения. Если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.
Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени – многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.
Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.
Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду - строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей – сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы поместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь – около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2-3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней пошло на строительство этой пирамиды – 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.
Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, - Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.
Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур).
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом.
Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались иероглифами. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).
Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.
Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. – он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м . В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» - так называли это изваяние.
Другими замечательными широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.
Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. До н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (др.-егип. – красавица грядет) – одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.
Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптуры статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.
Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй – мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет – в расцвете сил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.
Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.
Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.
Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик – раскраска и положение – определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.
Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие – один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало изменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, Жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.
6. ЛИТЕРАТУРА. ПИСЬМЕННОСТЬ. МУЗЫКА. НАУКА
Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.
Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившийся в своей жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается его отговорить от самоубийства и уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладиться земным бытием: « Радуйся, пока ты здесь».
Примером повествовательной литературы I тыс. до н. э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующие описания природы.
Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – о распространению грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное).
Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - удовольствие, наслаждение.
Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В, этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.
Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний было невозможно нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.
Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объем пирамиды.
Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.
Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого врачи и жрецы могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройствам функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или «молоко женщины родившей мальчика».
Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.
Накапливались и исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, произошедших в годы их царствования.
В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н. э. – при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение – «дом жизни».
7. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ. ЕГИПЕТ – РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры – Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий вслед за освобождением период самостоятельности Египетского государства был недолгим: уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356-323 до н. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процесс эллинизации Египта, его культуры.
Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога Ра. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. В Египте был установлен культ нового бога – Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и египтян, и почитание Сараписа было повсеместно распространено среди как греческого, так и египетского населения.
Важнейшим событием в жизни Египта того периода было основание нового города, названного Александрия в честь Александра Македонского. Александрия очень быстро становится торговым и культурным центром греко-восточного мира. Немногие города могли похвастаться такими преимуществами, какие были у Александрийского порта – удобное географическое положение на пересечении торговых путей, связывающих три континента, прекрасный ровный климат, защищенность, легкость доступа. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Через Александрийский порт на вывоз шли зерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази; ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Внутренний рынок Александрии был емким: полагают, что в I в. до н. э. население составляло 50 тыс. человек. Здесь жили греки, египтяне, евреи.
Город был построен архитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был построен знаменитый маяк высотой около 150 метров. Александрийский маяк был назван одним из семи чудес света. В III в. до н. э. в Александрии был создан Мусейон – Академия наук. В Мусейоне имелись залы для заседаний, столовая для ученых, место для отдыха. Ученые, приезжавшие концов греко-римского мира, содержались за государственный счет и работали под управлением особого чиновника – жреца муз, назначаемого царем. В Александрии работали Архимед, великий географ III в. до н. э. Эратосфен и анатом и физиолог Герофил Халкедонский, открывший кровообращение.
Во II в. до н. э. в Александрии изобрели новый музыкальный инструмент – гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания.
Следующий период в культурной истории Египта связан с Римской империей: в36 г. до н. э. римские войска вступили в Александрию, и Египет был превращен в римскую провинцию живущей неспокойной культурной и религиозной жизнью.
Римляне старались выжать из страны все, что можно, - росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране постоянно вспыхивали волнения. Особенно частыми были беспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.
Пестрое в этническом отношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнему широко распространены были солнечные культы, В которых солнце мыслилось как единственный или верховный бог. Некоторые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у различных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в. до н. э. Показательно, что в первые века новой эры копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранится вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII в. н. э. принесут туда ислам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнеегипетская реформация имеет большое значение для понимания особенностей культуры не только данного региона, но и мировой культуры как способа человеческого существования и развития.
Своеобразие культуры древнего Египта состоит в том, что она является свидетельством присущей человеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности. Это выражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я – это то, что есть, было и будет: никто не поднимал моей завесы». Египтяне стремились все объективировать, выразить внешним образом, придать делу такой вид, будто оно не результат человеческих рук, а ниспослано свыше. Высшие достижения духа были как бы вне человека, а сам он представлялся маленьким и незначительным. Древнеегипетская реформация – это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое является творчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное. Но понадобились еще тысячелетия, чтобы тайна человека стала доступной ему самому, чтобы перед ним встала реальная задача самопознания. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны. Она стала образцом для последующего культуры в других регионах. Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, математические и астрономические познания. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации.
Вместе с тем слишком упрощенным было бы представление о культуре Древнего Египта как о сплошь рациональной. Она включала в себя и оккультизм, и мистерии. Некоторые обычаи египтян были сомнительны в отношении нравственности, но авторитет этой древней культуры служит надежной основой для их заимствования более молодыми народами.