Локально ограниченные религни
Одной из древнейших, сохранившихся до наших дней локально ограниченных религий является иудаизм. Зачатки иудаистской религии появились во 2-м тысячелетии до н. э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в 1-м тысячелетии до н. э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.
Первоначально иудаизм был распространен на весьма ограниченной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны - Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о „религиозной исключительности" евреев не способствовало развитию прозелитической деятельности. Вследствие этого иудаизм, если не считать незначительных исключений, всегда был религией одних евреев. Однако своеобразие их исторических судеб привело к расселению последователей иудаистской религии по многим странам мира.
Одной из сект иудаизма является караимство. Секта возникла в VIII в. в Вавилонии. В отличие от прочих иудаистов, караимы не признают Талмуд - собрание законоположений иудаистской религии, появившееся значительно позже канонической книги иудаистов — Танаха. Приверженцы караимской секты представляют собой отдельную небольшую этноконфессиональную группу.
Другая секта иудаизма - самаритяне, отвергающие не только Талмуд, но и часть книг Танаха (обязательными считаются лишь Тора и книга Иисуса Навина).
Весьма древней локально ограниченной религией является также и зороастризм. Религия эта возникла на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. в Юго-Западной или, по мнению отдельных исследователей, Средней Азии и распространилась также в восточной части Закавказья Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратуштра. Важнейшая особенность зороастризма — ярко выраженный дуализм, представление о противоборстве доброго и злого начал. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как „очищающая сила". Покойников последователи зороастризма хоронят в особых „башнях молчания". Они считают, что тела людей нельзя ни предавать земле, яи сжигать, так как трупы оскверняюг землю и огонь. Зоро-астрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец мира. Священной книгой зороастризма является Зенд-Авеста. В VII в. после завоевания Юго-Западной и Средней Азии арабами позиции этой религии были сильно поколеблены, а затем она была вытеснена с этой территории почти полностью. Значительная группа зороастрийцев эмигрировала в Индию. Индийских зороастрийцев называют парсами. К настоящему времени зороастризм испытал значительные изменения, в нем заметно усилились монотеистические тенденции.
К зороастрийцам примыкает секта йазидов (или езидов), в вероучение которых наряду с зороастрийскими положениями вошли также элементы ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йазиды, однако, почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. В связи с этим наблюдается предубежденное отношение к йазидам со стороны некоторых групп мусульман и христиан, которые считают эту секту „чертомолами", „поклонниками дьявола".
В Юго-Западной Азии возникла еще одна сохранившаяся до нашего времени религия - мандеизм. Она появилась в I в. н. э. в Двуречье и вобрала в себя ряд элементов христианства, иудаизма и более древних восточных верований. Для мандеизма характерны некоторые близкие христианству обряды, например крещение и причащение. Мандеи в качестве своего пророка почитают Иоанна Крестителя.
В раннеклассовой Индии в качестве местной религии получил распространение бралманизм (1-е тысячелетие до н. э.). Во второй половине 1-го тысячелетия до н э. позиции брахманизма в южноазиатском регионе стали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Лишь в первой половине 1-го тысячелетия н. э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма.
Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, однако некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую религию (школа веданта). Главные божества - Брахма, Вишну и Шива. Основные принципы индуизма — это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и сан-саре (перерождении) Индуисты имеют свои священные книги (Веды), однако для индуистской религии характерно отсутствие каких-нибудь строгих канонов. Индуизм освящает своим авторитетом кастовые различия в обществе.
В индуизме существуют два основных направления: вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога Шивы). Среди шиваитов выделяются почитатели женского начала - шак-тисты.
Во второй половине XIX в. в недрах индуизма возникло реформистское движение Арья самадж, имеющее в настоящее время значительное число последователей. Сторонники этого течения отвергают кастовый строй. В Арья самадж сильно упрощены ритуалы.
К локально ограниченным религиям Индии следует отнести также джайнизм и сикхизм. Обычно считают, что джайнизм возник в VI в. до н. э., однако есть основания полагать, что корни этой религии гораздо древнее. Название религии происходит от имени полулегендарного пророка - Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Джайнизм возник в обстановке острого недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с господствовавшим в то время брахманизмом. По джайнизму, спастись может каждый человек, вне зависимости от его сословной или кастовой принадлежности. Объектом почитания джай-нов являются их 24 пророка. В настоящее время среди джайнов много зажиточных людей - торговцев, ростовщиков и т. д.
Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце XV - начале XVI в. н. э. и представлял собой на первых порах как бы протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против кастового строя и провозгласили равенство людей. Со временем сикхизм стал постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Основное острие борьбы сикхов все более направлялось против иноверцев.
Религии Китая - даосизм и конфуцианство — зародились соответственно в VI-III и VI-V вв. до н. э. Первоначально оба учения были скорее не религиями, а философскими системами. Основателем даосизма считают полулегендарного философа Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения заключены в книге „Дао дэ цзин". В этой книге наряду с идеалистическими положениями имеется и ряд элементов стихийной диалектики и наивного материализма. Постепенно даосизм дает все больший крен в сторону идеализма и со II в. н. э. превращается в настоящую религию. В этот период складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных богов объявляется Лао-цзы. Появляется даосское жречество, занимающееся гаданиями, совершениями различных магических обрядов, продажей священных амулетов.
Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием) . В отличие от даосизма, отражавшего интересы архаического, терявшего свое влияние жречества, конфуцианство было философией складывавшейся в Китае феодально-чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства - так называемое учение о чжэн мин (буквально — выправление имен) - требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще в конфуцианстве на первом месте стоят социально-этические мотивы, проблемы же мировоззренческого характера отходят на задний план. В первых веках нашей эры конфуцианская философская система постепенно трансформировалась в религию. Однако конфуцианство как религия имеет ряд особенностей, довольно резко отличающих его от прочих верований, и некоторые исследователи до сих пор считают учение Конфуция не религией, а этико-моральным учением. Конфуцианство совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее конфуцианство имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются жертвоприношения. Весьма большое место в конфуцианстве занимают культ предков и вера в духов.
Локально ограниченная религия Японии - синтоизм по своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства. Синтоизм возник не в результате трансформации философской системы, а в процессе развития примитивных родо-племен-ных верований (культ предков, культ природы и т. д.). В своей современной форме синтоизм - типичная религия классового общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945 г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.
Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.
Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.
Гусева Н. Индуизм. М., 1977.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и настоящем. М., 1973.
Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.
Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.
Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.
Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.
Народы Австралии и Океании (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1956.
Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1959
Пучков П. Современная география религий. М., 1975.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984
Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М , 1964.
Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986
Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.
Шпажников Г Религии стран Западной Азии. М., 1976.
Шпажников Г Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion.historic.ru