Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Материальная культура кыргызов

Материальная культура кыргызов

План


Глава 1. Материальная культура и прикладное искусство кыргызов

Глава 2 Одежда

Глава 3 Пища

Глава 4. Искусство

Глава 5 Обычаи и обряды

Список литературы


Глава 1. Материальная культура и прикладное искусство кыргызов


Культура и быт кыргызов в начале XVIII - конце XIX в. На всех сторонах богатой и самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность, лежал глубоких" отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевого образа жизни. Вместе с тем ее традиционные формы начинают до некоторой степени изменяться под воздействием новых условий развития киргизского общества.

Постепенное нарастание процесса оседания привело к своеобразному сочетанию кочевых и оседлых форм культуры, которое стало особенно сказываться в начале XVIII-в конце XIX в. Это было во многом связано и с объективно прогрессивными последствиями вхождения Киргизии в состав России, усилением экономических и культурных связей киргизов с русским народом, а также с соседними народами Средней Азии и Казахстана. В материальной культуре киргизского народа выделяются Два комплекса, условно именуемые северным и южным. Их возникновение было обусловлено физико-географическими, историческими и хозяйственно-культурными особенностями юга и севера Киргизии. В сложении этих комплексов определенную роль играло общение южных киргизов с узбекским, таджикским, русским, а северных киргизов - с русским, украинским, казахским, татарским и другим населением. Однако, несмотря на эти локальные особенности, материальная культура киргизского народа была единой и носила общие этнические черты. В течение второй половины XVIII - начале XIX в. тип поселения у киргизов постепенно менялся в связи с изменением исторических условий их обитания. До конца XIX в. киргизское население жило по преимуществу большими аилами - общинами, организованными по родовому признаку. Величина аила не была постоянной. В период кочевания на сезонных пастбищах - весенних, летних, осенних - аилы уменьшались, а во время пребывания на зимних стойбищах - увеличивались. По свидетельству русских путешественников, еще в 50-70-х годах XIX в. некоторые аилы-общины насчитывали подчас сотни юрт. Так, по сообщению акад.В. В. Радлова, "... кара-киргизы не живут аулами, а целым родом (племенем) в непрерывном ряде юрт по берегам рек, тянувшемся иногда на 20 и более верст".Г.С. Загряжский также отмечал, что "киргизы стояли всегда большими аулами, кибиток по 200 и более". Это во многом обусловливалось интересами обороны во время нередких междоусобных феодальных столкновений и внешних нападений. Показательно, что после вхождения Киргизии в состав России и прекращения межфеодальных распрей и набегов извне аилы к началу XX в. стали сравнительно небольшими по размерам.

Основным типом жилища у киргизов вплоть до Октябрьской революции была юрта3 - характерное порождение кочевого образа жизни. Восходя к древнетюркским традициям, юрта вобрала в себя лучшее из многовекового опыта народа. Киргизские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горных условиях, выработали наиболее удобный для этих условий тип переносного жилища, которое легко разбиралось, перевозилось на вьючных животных и снова устанавливалось.

В различных районах Киргизии юрта имела своеобразную форму. Так, на юге Киргизии, а также в Таласской и Чаткальской долинах она отличалась немного уплощенным, сферическим куполом, на севере же Киргизии он был более высокий. Юрта состояла из деревянного остова и войлочного покрытия.

Юрты манапов и баев выделялись большими размерами и сооружались из 8-12 звеньев - решеток, покрытых белой кошмой. Как правило, такие юрты снаружи и внутри богато украшались различными орнаментированными изделиями из войлока, аппликациями, плетеной узорчатой бахромой, разноцветными кистями (чачык) и узорной тесьмой (терилген боо).

Помимо юрты у киргизов существовал ряд других перекосных жилищ сезонного характера. Это прежде всего так называемый сайма алачык (шалаш). Близок к нему алачык - жилище табунщиков, пастухов на летнем пастбище и сезонные жилища - -жолум уй, состоявшие из двух решетчатых звеньев юрты и жердей.

В южных районах Киргизии был распространен еще один вид временного жилища - тегирмек из составленных в круг трех крыльев решетчатых стен юрты, обернутых циновкой и покрытых вверху кошмой, а чаще всего тканью. На высокогорье табунщики нередко использовали как временное жилище "сой. ю-мо" из двух сведенных стенок юрты.

На протяжении веков усовершенствовалась не только сама юрта, но и ее интерьер. Правая сторона от входа юрты считалась женской половиной (эпчи жак). Здесь размещались красочные сумки из войлочных аппликаций или ткани (терме), аяк кап, кузгу кап и. п., в которых находились головные уборы хозяйки, а также располагалась кухонная утварь. Место для хранения пищи отделялось ширмой из орнаментированной циновки (чыгдан).

Другая, противоположная сторона считалась мужской (эр жак). Там вешали на шесте (бакан) лучшую одежду и головные уборы мужчин, а ближе к выходу - конское снаряжение.

Место напротив входа являлось самым почетным (тер). У этой части стены ставили в ряд сундуки, на которые укладывали малоупотребляемые в повседневном быту красочные узорные кошмы, ковры, а поверх них в несколько рядов - одеяла, свернутые в валик; чем их было больше, тем зажиточнее считались хозяева. Такое сооружение называлось жук. На пол юрты стлали самые лучшие кошмы - шырдаки, а на них узкие стеганые одеяла (твшвк), либо меховые подстилки (келдвлец). Тер был центром юрты. Здесь принимали почетных гостей, расстилая перед сидящими скатерть - достархан. Посередине разводили огонь, готовили пищу. Это место называлось коломто.

Богатые приготавливали пищу в специальных юртах - аш-кана. Бедняки жили в прокопченных маленьких юртах (баз уй, кара уй), где размещался не только их незатейливый скарб (постель, посуда и т.д.), но в холодное время года и новорожденные телята и ягнята.

Для зимних стоянок (кыштоо) выбирались места, защищенные от ветра, на солнечной стороне горных склонов, вблизи от водных источников. Рядом с юртой сооружались загоны для овец, навесы, сараи для лошадей, крупного рогатого скота. Здесь же располагались и полуземлянки самых бедных киргизов (жер кепе или жер теле), которые наполовину врастали в землю и не имели окон. Их заменяло дымовое отверстие в крыше. Очаг находился в центре жилья. С течением времени возводились глинобитные жилища. Двор нередко обсаживался деревьями, преимущественно тополями и ивой, необходимыми для строительства. Так на местах некоторых временных зимовий появлялись постоянные селения.

Под влиянием узбеков и таджиков еще в первой половине XIX в. такие поселения возникли в Южной Киргизии (Кара-Булак, Баткен, Беш-Булак, Монок, Кыргыз-Кыштак и др.). После вхождения края в состав России, в конце XIX - начале

XX в., количество селений увеличивается за счет оседавших бедняков. Однако ко времени Октябрьской революции дело не дошло до прочной оседлости. В киргизских селениях Ферганской долины, как правило, находились базар, чайхана, мечети.

В связи с разработкой каменноугольных копей Сулюкты, Кызыл-Кия, Кок-Янгака, Таш-Кумыра возникли рабочие поселки без определенной планировки и какого-либо благоустройства.

Заметное влияние на складывание облика киргизских селений на севере Киргизии оказывали русские и украинские переселенцы. Первое из оседлых селений киргизов в Чуйской долине - Таш-Тюбе (Пишпекский уезд) - было основано в 1899 г. В последующие годы и в Прииссыккулье возник ряд киргизских селении: Тепке. Чырак, Темировка, Таштак4 и др.

Киргизские селения в северной части края по планировке нередко напоминали переселенческие, но в отличие от последних имели мало садов и огородов и, как правило, рядом с домом еще ставилась традиционная юрта. Несколько выделялось в этом отношении селение Таш-Тюбе. Здесь, по примеру русских, вдоль одной прямой улицы, обсаженной тополями, строились дома с двускатными камышовыми крышами и небольшими окнами. В некоторых селениях преобладали деревянные дома. Были и смешанные русско-киргизские селения, как, например, Дархан, возникшее в 1912 г.5 Отдельные баи и манапы в Чуйской и других долинах строили капитальные дома европейского типа, обзаводились садами и огородами.

В южных районах преобладал ферганский тип жилища - дома с плоской или двускатной крышей, открытой террасой (айвам) во всю длину и окнами, обращенными во двор. EJ западной части Алая встречались дома памирского типа, отличавшиеся деревянно-ступенчатым перекрытием. Здесь жилые и хозяйственные помещения находились под одной крышей, которая покоилась на деревянных подпорках. Окна в таких домах отсутствовали, их заменяло дымовое отверстие в крыше. В технике домостроения в южных районах Киргизии проявлялись традиции узбекских и таджикских мастеров, а в северных - русских и украинских.

В постоянном жилище киргизов в большинстве случаев сохранялся интерьер юрты. Но под влиянием русского и украинского населения в домах некоторых киргизов Иссык-Кульской котловины и Чуйской долины стала появляться мебель - деревянные столы и кровати, а также фабричная утварь - чашки, подносы, котлы и т.д.


Глава 2 Одежда


Одежда киргизов в середине XVIII - начале XIX в. оставаясь в основных чертах традиционной, была приспособлена к исторически сложившимся условиям кочевого образа жизни киргизов.

Основным материалом для изготовления одежды служило животноводческое сырье: шкуры овец и ягнят выделывались для верхней одежды, кожи верблюдов, коров, телят обрабатывались для обуви. Из шерсти овец и верблюдов изготовлялась высококачественная тонкая кошма, шедшая на шитье верхней нарядно мужской одежды и головных уборов. На примитивном станке (ор-мвк) ткались ткани (таар) различных видов.

Торговые и бытовые связи с соседними народами вели к все большему проникновению в среду киргизов кустарных среднеазиатских и кашгарских тканей. Одежда киргизов, осевших в жарких южных районах края, несколько приближалась по покрою к одежде соседних узбеков. После вхождения Киргизии в состав России чаще приобретались готовые привозные узбекские стеганые халаты, тюбетейки, белые рубашки, а также фабричные ткани, обувь, платки и т.д.

В одежде, как и в жилище, были сильно выражены социальные контрасты. Если феодальная знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов, кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями, жемчугом и перламутром, то подавляющая масса населения облачалась в самую дешевую одежду традиционного стиля и покроя, использовала до полного износа самодельную обувь.

Вплоть до середины XIX в. киргизская одежда, как и многих других кочевых народов, характеризовалась слабой дифференцированностыо у разных половозрастных групп. Отдельные виды как нательной, так и верхней одежды были по покрою одинаковыми для женщин и мужчин. Во второй половине XIX - начале XX в. в этом отношении также произошел ряд изменений.

Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе и суживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считались штаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенные вышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во время состязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар) различного качества, а также из фабричных материалов.

Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинный тулуп (тон, постун). С конца XIX в. использовали европейского покроя шубы (бущрмв-тон).

Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлся кементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белые тонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Наряду с нагольным тулупом этот вид одежды - кементай, кебенек - имеет у киргизов наиболее давние истоки6.

Другую мужскую верхнюю одежду - чепкен, одинаковый по покрою с кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьей шерсти различных естественных цветов.

Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытые тканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрывалась материей темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шили шубы из дорогих мехов - волка, лисы и соболя. С середины XIX в. на севере края стала широко распространяться верхняя одежда чапан из цветного ситца, сатина и других видов хлопчатобумажной ткани на подкладке.

Наиболее древней, уже начинавшей выходить из употребления, расты проявлялись особенно разительно. По мере роста торговли с Центральной Россией кустарные материалы для верхней и нижней одежды заменялись фабричными тканями.


Глава 3 Пища


Пища киргизов в XVIII - начале XIX в. характеризовалась традиционными обусловленными основным направленном хозяйства - скотоводством. Преобладал молочный и мясной рацион8, хотя мясная пища и не составляла основу питания киргизской бедноты Вместе с тем с развитием земледелия киргизская кухня пополнялась мучными и овощными блюдами.

Пищу бедноты в течение всего дня составляла жидкая похлебка (жарма) из толокна - поджаренного смолотого зерна.

Предпочтительной едой у киргизов была пища из мяса домашних, отчасти и диких животных, а также птицы. Излюбленным кушаньем был нарын или ту ураган эт - мелко накрошенное мясо с лапшой, разбавленное бульоном.

Из овечьей печени и жира готовили особые колбасы - олобо, ж&ркое-куурдак, пережаренное с луком. В состав традиционной кухни киргизского населения южных районов Киргизии входи, и плов, воспринятый, возможно от узбеков и таджиков.

Молочные продукты являлись одной из основ пищевого рациона киргизов. Повседневным и самым распространенным продуктом было кислое коровье и овечье молоко - айран. При квашении в него иногда добавляли толокняной крупы (акшак). Этот вид кислого молока назывался ашайран, процеженное или отжатое кислое молоко - сузмо. Из сузме при просушивании его готовили сыр (курут).

Приготовленный путем сквашивания п кипячения особый сыр назывался эжигей. Из накопленной за определенное время сметаны (каймак) получали топленое масло - сары-. чай. из его сгустка - чвбвгв.

Любимым напитком у киргизов издревле был кумыс из кобыльего молока, подвергшегося брожению. По способу приготовления и вкусу кумыс делили на саамал кымыз, тунма кымыз, шырбан кымыз и т.д.

Мучная пища была мало доступна кочевникам, но у киргизов полуоседлых районов она занимала значительное место. Из кислого теста в котле выпекались мелкие лепешки (жапкан нал, (квмкврмв нан), из пресного - лепешки тонкие (колама, таптама) или слоеные (каттама).

В особо торжественных случаях жарили на масле маленькие кусочки кислого теста - (боорсок), а также круглые ритуальные плоские лепешки (май-токоч). оладьи-куймак. Из пресного теста готовили полужидкие блюда - кесме, зкуппа, кулчвтай и т.п.

Из крупы ячменя пли пшеницы варили жидкие каши - Квж (:. а из пшена (проса) со сметаной готовили кептургвн таруу.

Из проса приготовляли также хмельной напиток (бозо). Некоторые киргизы, по преимуществу бедняки-земледельцы, выделывали его для продажи.

В пищевом рационе у киргизов встречался и чай, часто с добавлением молока и соли. Более широко был распространен так называемый куурма чай, который употреблялся не только как напиток, но и входил в состав пищи.

В начале XX в. в киргизскую кулинарию начали проникать национальные блюда узбеков, уйгуров, дунган, русских (лагман, чучвара, мантуу, шувале, борщ, жаркое и др.).


Глава 4. Искусство


Изобразительное искусство киргизов, носившее прикладной характер, богато, самобытно и красочно. В нем особенно ярко проявилась высокая художественная одаренность народа. Многие его формы, возникнув в своей основе еще в глубокой древности, оказались жизнестойкими бытовали в течение многих столетий.

В условиях кочевого образа жизни киргизы стремились создавать бытовые вещи, не только удобные при частых перекочевках, верховой езде пли сидении на полу, но при этом еще п не ломающиеся, прочные при упаковке и переездах. В то же время эти предметы должны были удовлетворять эстетические потребности народа. Поэтому жилище, одежда, утварь, конская сбруя украшались орнаментом, вышивкой, аппликациями, чеканкой и т.д. Поколениями безвестных мастеров были созданы неповторимые, уникальные образцы народного искусства.

Произведением высокого прикладного искусства можно считать саму юрту и ее интерьер. В них отражены художественный вкус народа, своеобразный колорит, изящество форм. В украшении юрты сконцентрированы такие виды искусства, как резьба и роспись по дереву и металлу, художественное ткачество шерстяных и изготовление чиевых изделий, орнаментация и аппликация по войлоку и ткани, вышивка и узорное плетение и т.д.

Самым распространенным и ходовым материалом для создания бытовых изделии был войлок. Им покрывали юрту, из него шили одежду, сумки разных форм (аяк кап, жапсар, текче и др.) для хранения женских хозяйственных мелочей. Замечательными произведениями народного искусства в интерьере юрты являлись войлочные ковры для пола (шырдак), широкие полосы, обертывающие изгибы купольных жердей юрты (жабык баш). Техника их изготовления идентична: вырезание узоров пз цветных войлоков и сшивание их, в результате чего получалась красочная кошма с контрастным сочетанием цветов. Таким же способом делали и указанные выше "мозаичные" сумки.

Не меньший уют и красоту убранству юрты придавала узорная кошма - ала кийиз. В ней отсутствовала четкость очертания узоров, характерная для войлочных мозаичных ковров-шырдаков. Высокохудожественными являлись и многие изделия из ткани. типа пиази из тонкой однотонной и терме таар - цветной ткани для одежды и убранства юрты. Для внутреннего украшения юрты применялись узорные ткани (терме таар) в виде полос различной ширины. Ими опоясывали решетчатую стенку (тегирич), связывали части юрты (кереге боа, уук чалзыч). Сшитые из узорных тканой различной величины паласы шли для покрытия пола ц для изготовления лошадиных попон, нарядных переметных сумок (куржун), различных мешочков для хранения вещей, продуктов и т.п. В южных районах широко бытовали красочные ворсовые ковры (килем).

Большой художественной выразительностью отличались изделия из чия. На простом сооружении из трех шестов искусные киргизские мастерицы создавали узорные циновки (чырмалган чип) для ограждения кухонной утвари и пищи (чыгдан), для покрытия решетчатой стены юрты и завешивания входа в нее (эшик), а также всевозможные футляры для предметов хозяйственного обихода.

Для циновок, цветных войлочных изделий, ворсовых художественных тканей характерных сочетаний - красного с синим, черного с узоров, в которых поэтизировалась окружающая природа, - животный и растительный мир, различные предметы кочевого быта и хозяйства.

Кожаные и замшевые узорные потники (тердик) украшались серебряными пластинками. Из сыромятной кожи плелись сложные по техники плети (камчы), мастерились уздечки (жугвн), подхвостники (куюшкан), подпруги (басмайыл).

На примитивном станке изготовляли и домашнюю утварь из дерева (табак, аяк, кашык, чвйчвк и т.д.) Высоко ценилась посуда из арчи. Некоторые виды и формы такой посуды по своим художественным достоинствам не утратили своей привлекательности и сегодня.

Художественные изделия из металла - один из важнейших видов народного искусства киргизов - также достигли значительного совершенства. Художественное ремесло, связанное с обработкой металла, делилось у киргизов на две группы. К первой относилось изготовление и украшение предметов чисто утилитарного назначения - седел (ээр), стремян (узвнгу), подпруг, подхвостников, уздечек, а также различных сундуков (уквк). домашней утвари и т.д. Более всего киргизские мастера стремились художественно украсить конское снаряжение (ат жаб-дыктары). Выполнение такого заказа считалось почетным делом.

Вторую группу составляли предметы ювелирного искусства для украшения женской п мужской одежды, головных уборов и т.п. Это - браслеты (билерик), кольца (шакек), пуговицы (топчу), серебряные ободочки, обрамляющие головной убор женщины (кыргак), мужские пояса (кемер) и др. Все они имели множество вариантов и форм. С особым изяществом изготовлялись серебряные серьги (сейке), начиная от облегченных для повседневного ношения и до самых нарядных. Разнообразны по форме были женские наносные украшения (чолпу). Один из наиболее распространенных их видов состоял из множества треугольных или круглых серебряных узорных пластинок, скрепленных при помощи колец в три или четыре ряда. Основой другого вида (чач учтук) были снизки кораллов, иногда перемежавшихся с серебряными полыми бусинками, соединенными в пучки, или свободно спускавшимися, украшенными узорными серебряными пластинами и бляхами. Большим художественным вкусом отичались и броши (твнввч) для скрепления разреза ворота женского платья. Применявшиеся киргизскими ювелирами технические приемы - зернь, инкрустация, чернь, гравировка, чеканка и т.п. - свидетельствуют о вековых творческих традициях.

Многовековое этническое развитие киргизов, своеобразие естественно-географических условий их расселения, специфические черты социально-экономической жизни способствовали выработке самобытной киргизской национальной культуры. Вместе с тем кристаллизация многих ее элементов происходила в процессе взаимодействия киргизов с различными народами и этническими группами. Общие черты в хозяйстве, типах поселений, жилище, одежде, пище и других компонентах материальной культуры, объединяющие киргизов с другими тюркоязычными, ираноязычными, а также монголоязычными народами Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири, Центральной Азии, отражают их древние этно-культурные связи.

Материальная культура киргизского народа, сохраняя свою самобытность и традиционный характер, обусловленный решающим воздействием кочевого скотоводства и патриархально-феодальных отношений, вместе с тем претерпела в середине XIX - начале XX в. определенные изменения. Они были связаны с добровольным вхождением Киргизии в состав России, оказавшим прогрессивное влияние на материальную культуру, хозяйственный уклад и семейный быт киргизов.


Глава 5 Обычаи и обряды


Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизни киргиза - со дня его рождения и до смерти, она звучала на высокогорных джайлоо, шумных базарах, в юртах, при рождении детей, на свадьбах, похоронах, при отправлении воинов в поход, на народных играх, молодежных празднествах. Несмотря на отсутствие нотной грамоты, киргизский народ сохранил образцы своей музыки и донес их до нашего времени38.

Киргизская музыка носит в основном светлый, жизнерадостным, лирико-эпический характер. Вместе с тем в ней нередки сосредоточенные, углубленные, пли наоборот, игривые, задорно-плясовые напевы и наигрыши. Большой сплои обладают мелодии речитативного склада в эпосе, акынском песнетворчестве, но часты и широкие протяжные песни - массовые, пастушеские. Речитативное начало в большой степени свойственно музыке юга Киргизии, распевность же скорее характерна для ее северных районов.

Важной особенностью киргизской музыки являлась жизненная конкретность художественных образов, навеянных социальными условиями, бытом, природной средой, окружавшей кочевников-скотоводов. Ансамблевое исполнение не получило в ней широкого распространения, оно проявлялось лишь в зачаточной форме, да и то в редких случаях (например, групповое исполнение некоторых песен пастухами). Заметное место в киргизской музыке занимали танцевальные мелодии и ритмы, а в некоторых молодежных играх присутствовали элементы мимики и пластики.

По жанровым признакам музыка делилась на инструментальную и вокальную. Вокальное творчество, как правило, было представлено одноголосием, в инструментальной музыке употреблялось двух - и трехголосное изложение, а при исполнении песен с инструментальным сопровождением на трехструнном комузе местами возникало и четырехголосное сочетание.

Киргизский музыкальный инструментарий был невелик, но достаточно разнообразен. Его составляли духовые - чоор, сур-най, керней; ударные - добулбас, dan, добул доол; струнные - щипковый - комуз и смычковый - кыл-кыяк; язычковые - те-мир-комуз (железный комуз) и его разновидность - жыгач ооз комуз (деревянный губной комуз).

Инструментальные пьесы носили название кюу (куу). "Кюу - душа народа", "кюу - крылья человека" - так говорилось в киргизских поговорках. Хранителями п исполнителями кюу были народные музыканты, мастерски владевшие различными инструментами.

Народ до сих пор хранит и с любовью упоминает имена таких создателей киргизских песен и шоу, как Джайсан, Толубай сынчы, Санчы п др. Их дело продолжали выдающиеся народные музыканты: Музооке, Белек, Куренкей, Беккетен, Майлыбай, Капал. Затем эстафету подхватили видные певцы и комузпсты, жившие в конце XIX - начале XX в., - Ниязаалы, Айдараалы, Бурулча, Жаптакбай, Чынгышбай, а навстречу этим талантам шли Токтогул, Муратаалы, Карамолдо, Жолой, певцы Сыртбай, Коргоол, Боогачы, Актан.

Среди музыкантов прошлого выделялся дед великого акына Тоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова) Музооке Жаманка-раев (1802-1878). Он был известным в свое время манасчи, акыном и комузистом. Музооке - автор ныне признанных классическими кюу "Музоокенин муцдуу куу" ("Печальный кюу Музооке"), "Казба-йыр" (название местности), "Кукук-Зейнеп" ("Кукушка-Зейнеп"), "Керме-тоо" ("Цепь гор"), "Конур каз". ("Темно-бурый гусь"). Особенно обращает на себя внимание первый из них - "Печальный кюу Музооке", приобретший широкую популярность в народе. В этом автобиографическом кюу автор повествует об одном из драматических эпизодов своей жизни, когда он был подвергнут издевательствам со стороны манапа Стана.

В истории киргизской народной музыки почетное место занимает Куренкей Белеков (1826-1907), происходивший из семьи дехканина-середняка. Каждый кюу Куренкея отличался широким охватом исторических событий, художественностью и оригинальностью. Талантливый комузист посвятил большинство своих пьес тяжелой жизни трудового народа. К ним можно отнести "Арман Куренкея" ("Печаль Куренкея"), "Кара езгеи Куренкея", "Арман-дуу ботой" ("Плач верблюжонка") и др. Творчество Куренкея отличалось от творчества многих других комузистов своеобразием сюжетного построения кюу, их глубокой идейностью, стремлением сохранить и развить демократические черты музыкально-поэтического наследия киргизского народа.

Заслуживает большого внимания музыкальное творчество великого киргизского акына-демократа Токтогула Сатылганова, буквально покорявшего" сердца слушателей. Надо было видеть, какую бурю восторгов вызывали каждый раз все новые и новые варианты уже известных его вещей. Это помнят те, кому посчастливилось слышать в его исполнении "Ак-куу" ("Белый лебедь"), "Тогуз кайрык" ("Девять вариаций"), "Л1пц кыял" ("Тысяча мечтаний"), "Чайкама" ("Покачивания"), "Чоц кербез" ("Большой кербез") и десятки других песен и кюу.

Ведя из века век кочевой образ жизни киргизы в огромной степени зависели от природных условий. Поэтому в процессе своей трудовой деятельности в поисках мер предосторожности от грозных стихийных бедствий, осложнявших хозяйственную жизнь, они стремились познавать загадки и "секреты" природы с целью практического использования полученных сведений.

В результате киргизским народом было накоплено немало эмпирических знаний. Их осведомленность в области астрономии, географии, флоры и фауны нередко отличалась значительной четкостью. Киргизы-скотоводы хорошо ориентировались по звездам "Алтын казык" или "Темир казык" ("Полярная звезда"), "Чол-пон Жылдыз" ("Венера"), определяя время ночью по положению "Жетиген" ("Большая Медведица"). Им были известны и другие созвездия: "Уркер" (созвездие "Плеяды"), "Уч аркар" (созвездие "Весы"), "Керген саба" (созвездие "Четырех звезд"), "Кербен жолу" ("Караванная дорога") или "Саманчынын жолу" ("Млечный путь") и т.д. Они познавали их движение, и только "Алтын казык" ("Золотой кол") казалась им неподвижной. Считалось, что центром всего мира является Земля, а все планеты и звезды вращаются вокруг нее49.

Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным 12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарный год делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето), куз (осень), кыш (зима).

Летосчисление у киргизов, как и у всех народов мусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались с новолунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись одним солнечным днем и одной ночью.

Каждый год определялся названиями домашних н диких животных. Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды для народа в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждый цикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возраст человека,

Наблюдая за поведением диких животных, птиц, за первым и последним громом, молнией и другими явлениями природы, некоторые люди - народные летосчислители (эсепчи) нередко верно предсказывали характер наступающего сезона, что учитывалось скотоводами-киргизами.

Знатоки народной медицины хорошо разбирались в целебных свойствах ряда трав, издавна использовавшихся для лечения людей (при кровотечении, сердечных недугах, удушье, чесотке и т.д.), а также животных. Из лекарственных растений приготовляли настои, отвары, мази, порошки и др. Киргизы знали также десятки видов съедобных растений и плодовых деревьев.

В течение веков у киргизских мастеров вырабатывались свои трудовые навыки, соответствовавшие особенностям кочевого быта и отвечавшие его потребностям. В народе всегда были искусные умельцы самых разнообразных профессий. Так, для собственных нужд киргизы производили хозяйственное мыло и сальные свечи. Для варки мыла выбирали специальный сорт травы - лебеду (алабата). Был хорошо известен также способ получения красок из корней растений и различных глин. Ими красили остовы юрт, шерсть, войлоки, кожаную одежду и т.д. Для изготовления пороха киргизские охотники использовали серу (кукурт), солончак (шор) и уголь из арчи.

Знали киргизы и технику обработки разных камней. Так, например, из гранита делались жернова для мельниц, ручные зернотерки и каменные катки для обмолота зерна, из серого точильного камня - оселки, из гладкого плотного камня - грузила для веретен. Сердолик (акакташ) использовался для различных украшений.

У киргизов были свои меры длины, ширины, а также веса сыпучих, жидких и твердых тел. Но многое воспринимали они у соседних народов, а с вхождением в состав России - и у русских.

В результате тяжелых экономических и бытовых условий жизни, в которых пребывала основная масса киргизского народа, были выработаны и определенные методы и способы народного врачевания, базировавшиеся на эмпирических знаниях и длительной практике. Уважением пользовались лекари-костоправы, занимавшиеся устранением вывихов, лечением переломов и других травматических повреждений. Один из исследователей народной медицины у киргизов Г.А. Колосов писал: "... Мы видели, что некоторые методы их лечения, например,... чахотки - кумысом, перетягивание конечности выше укушенного места при укусах змей вполне сообразны и согласуются с требованиями научной медицины. Применение опия в качестве болеутоляющего средства также, несомненно, часто приносит пользу"50.

Неотъемлемую часть культурного наследия киргизского народа, как и каждого другого, составляли традиции и тесно связанные с ними обычаи п обряды. Возникая на разных этапах исторического развития, они отражали мировосприятие различных классов и социальных групп, причем многие из них восходили своими корнями еще к эпохе первобытнообщинного строя. Не все эти традиции, обычаи и обряды выдерживали испытание временем, не все воплощали в себе прогрессивные тенденции в системе общественных отношений, особенно в тех случаях, когда своим появлением они были обязаны правящей верхушке н соответствовали ее интересам. И наоборот, те тенденции и обычаи, которые отвечали запросам, чаяниям и надеждам трудящихся и складывались в их среде, входили в сокровищницу культурного Достояния народа и, видоизменяясь, сохранялись в течение столетий.


Список литературы


1.                 Бартольд В.В. Соч. - М.: Наука, 1973. - Т. У111. - С.48.

2.                 Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. - Л., 1929.

3.                 История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984. - Т.1.

4.                 Малов Е.Е. Енисейская письменность тюрков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

5.                 Материалы по истории кыргызов в Киргизии. - Вып.1. - М.: Наука, 1973.

6.                 Соколова З.П. Культ животных в религиях. - М., 1972.

7.                 Таджиева Г., Курманбекова А. Семена, посеянные мудростью. - Бишкек, 1998.

8.                 Фризер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена