Миф и культура
Содержание
Введение 3
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
9
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11
Список использованной литературы 15
Введение
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения
душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое
абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он
представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф
выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к
тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую
(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа
выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -
демонов и богов.
В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и
другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях
древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,
искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово
"миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание",
"сказание"[1].
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.
Глава I. Миф и культура
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к
знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную
роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки
и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность
регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной
действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в
современной культуре создает средства и способы символического мышления, он
способен ценности современной культуры интерпретировать через идею
"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное
и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам
культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать
несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание
животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения,
образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились
зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество
овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем
- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее,
двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде",
"предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома,
корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,
различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил
государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку
огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит
страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую
вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии
"конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-
историческом процессе сыграли эсхатологические представления,
сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе
пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия,
подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники
будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало",
"первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о
течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,
Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.
Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,
естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его
происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного
сохранения[7].
Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике правил человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил
поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом
общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,
создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное
(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все
человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой
оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и
волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих
мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего
положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает
сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных
этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться
раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные между собой представления о божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти - за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на источники древнего права - нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям неминуемая и суровая кара.
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,
выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям
бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего
(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а
сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и
творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как
сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от
мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных
сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности
светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат
друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].
Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в
сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В
этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,
модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает
изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под
значительным влиянием религии.
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и
действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в
образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных
переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну
из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства
сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором
явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и
оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает
такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную
(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру
духовными ценностями через художественное производство, через создание
субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих
смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки
ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),
человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-
историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция
Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном
веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат
творения богов, которые и определяют и их смену[10].
Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим: миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества, миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа, миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями, миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.
Список использованной литературы
1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:
ВЛАДОС, 1995.
2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
3. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68
4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
5. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.
6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
-----------------------
[1] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 27.
[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.
[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.
[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.
[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.
[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.
[7] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 29.
[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.
[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.
[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.