Монашеские и полумонашеские ордена в РКЦ (Состояния совершенства)
Максим Козлов
Организаци монашеского типа называются религиями (religiones). В этих организациях в официальном порядке выражены обеты соблюдения "евангельских советов" о послушании, целомудрии и бедности. В религиях обязателен общежительный устав. Члены религий именуются религиозами (по сути, это монахи).
Всего в РКЦ около 1,5 млн. религиозов, из которых 300 тыс. мужчин и 1,2 млн. женщин.
Мужских монастырей около 30 тыс., а женских – более 90 тыс.
Различаются два вида религий: религиозные ордена и религиозные конгрегации.
В религиозных орденах существуют обеты простые и обеты торжественные.
Торжественные обеты даются на всю жизнь и связаны с полным отречением от собственности. Если после этого монах вступает в брак, то брак признается незаконным и расторгается.
Простые обеты могут быть пожизненные или временные. При этом человек не отказывается от собственности и не ограничивается использованием собственности. Человек, принявший временный обет, может выйти из ордена по окончании срока обета. Это предосудительно, но не отделяет от РКЦ. Брак, заключенный с нарушением простого обета, предосудителен, но не подлежит расторжению.
Практика входа в ордена обычно происходит по следующей схеме. Вначале дается простой временный обет, по окончании которого дается простой пожизненный обет. И лишь через некоторое время (обычно 7-8 лет) дается уже торжественный обет.
Члены религиозных орденов именуются: мужчины регулярами, а женщины – монахинями.
Крупнейшие религиозные ордена перечислены ниже.
БЕНЕДИКТИНСКИЙ орден основан преп. Бенедиктом Нурсийским в V-VI вв., создателем западного монашеского устава, который был единым на западе до разделения. Основной принцип – молись и трудись. Бенедиктинцы прославились как ученые монахи, особенно в патрологии. И сейчас это ученый орден, ведущий научную богословскую работу. Известен ликёр "Бенедиктин", приготавливаемый из плодов виногардников, принадлежащих ордену. Сейчас орден насчитывает около 12000 мужчин и 7000 женщин.
Символика ордена св. Бенедикта – OSB.
Ответвления ордена Бенедиктинцев, имеющие право на собственный устав:
Камальдулы; возникли в IX в., принцип жизни затворничество (встречаются друг с другом только за богослужением и трапезой);
Цистерцианцы или Цистерцы; возникли в 1098 г., занимались ручным трудом, не имели земель и крестьян, носят белое облачение;
Бернардинцы; основал орден Бернард Клервосский в 1115 г., орден активно боролся с ересями, ревнитель католического учения, участвовал в крестовых походах.
Орден БАЗИЛИАН восточного греческого обряда.
Орден ДОМИНИКАНЦЕВ. Основатель – испанский монах Доминик (1170-1221 гг.), ревностный борец с ересью альбигойцев. Для борьбы с ними был создан орден странствующих проповедников. Впоследствии доминиканцы занимались инквизицией. Они сами себя называли "собаки Господни" (Domini canes). Орден и сейчас занимается миссионерской работой. Членом ордена был Фома Аквинат. Сейчас в ордене более 15000 монахов, которые распределены по всему миру по 40 провинциям (крупнейшая провинция – в Филиппинах).
Символика ордена – OP ("орден проповедников").
Орден ФРАНЦИСКАНЦЕВ основан в Италии Франциском Ассизским (1182-1226 гг.). Он учредил мужское сообщество, затем – женское и, наконец, – светское или секулярное отделение ордена св. Франциска. Этот "нищенствующий" орден проповедует евангельские идеалы любви к ближним, бедности. Занимаясь миссионерской деятельностью, члены ордена дошли до Китая. Всего францисканцев – более 50 тыс. чел.
Официальное название – OFM ("меньшие братья").
Особая роль в жизни РКЦ принадлежит секулярному ордену св. Франциска. Его члены несут иноческий подвиг в миру по уставу Франциска. Есть несколько ответвлений ордена:
минориты (одеяние коричневого цвета);
капуцины (коричневое одеяние с капюшоном).
Орден КАРМИЛИТОВ и КАРМИЛИТОК возник в XIII в. в Палестине во время крестовых походов. Кармилитки занимаются социальным обслуживанием, медициной. Их около 20 000 чел.
Монахами в РКЦ считаются члены только тех орденов, которые являются преемниками древнего монашества. В восточном обряде это базилиане (или василиане, от св. Василия Великого). На Западе – бенедиктинцы и их ответвления. Члены же других орденов (доминиканцы, францисканцы и др.) к монахам не относятся и называются религиозами (членами религии), хотя внешне ничем не отличаются от собственно монахов. Во главе каждого ордена стоит сунериф, которого выбирают различными способами.
Орден ИЕЗУИТОВ основан испанским дворянином Игнатием Лойолой в 1534 г. Устав утвержден папой в 1540 г. Официальное название ордена – SI ("общество Иисуса"). Иезуиты отличаются от прочих орденов тем, что на некоторой стадии приносят обет полного повиновения папе. Орден построен на принципах строгой дисциплины и организации. Во главе ордена стоит генерал-препозит (генерал-настоятель). Ему принадлежит вся полнота власти внутри ордена. Иезуиты не подчиняются епархиальным властям (полностью экстерриториальны). Целью Игнатия Лойолы была борьба с протестантизмом, и в этом направлении иезуиты много сделали (военное противодействие, общественное мнение, подготовка духовенства).
Сейчас иезуиты занимаются подготовкой педагогов. Они руководят 94 богословскими и 59 светскими вузами, сотнями колледжей. В их руках Папский Библейский институт, Папский Восточный институт, Ватиканское радио. В руках иезуитов и основные средства массовой информации – журнал "Чевильта католика" и еще около 1000 изданий на 50-ти языках мира. В их ведении более 6000 миссионерских станций. Главный центр подготовки иезуитов – Григорианский университет в Риме.
Численность иезуитов не указывается. Есть данные лишь по отдельным странам из неофициальных источников. В США более 8000, Испании – более 6000, Великобритании – более 5000.
Весь мир разделен иезуитами на 50 провинций, во главе которых стоят свои препозиты, подчиняющиеся только генерал-препозиту. По смерти генерал-препозита собираются все местные препозиты и выдвигают 3-х кандидатов, из которых папа выбирает одного.
Центр иезуитов и Риме, где находится и резиденция генерал-препозита.
В религиозных конгрегациях существуют только простые обеты. Мужчины в них называются религиозами простых обетов, а женщины – сестрами.
Могут быть переходы из конгрегаций в ордена, но по благословению епископа. Если человек переходит в орден, то начинает искус сначала.
Религиозные конгрегации стали возникать в XVII в., а отнесены к состояниям совершенства только в начале XX века. Они различны по уставам и видам деятельности.
Крупнейшие конгрегации:
Салезиане; учреждены в XIX в., название берут от Франциска Сальского (XVII в.), их более 20000, задача конгрегации – помощь учащемуся юношеству (педагогика, воспитание, среднее и высшее образование);
Братья христианских школ; учреждены в XVII в., их около 15000, заботятся о воспитании подрастающего поколения;
Редемптористы; учреждены в XVIII в., их около 10000, задача – содействие делу внутренней миссии, то есть реевангелизации общества католических стран.
Такие общества стали появляться в средние века. В 1917 году они отнесены к состояниям совершенства. Отличие их от орденов и конгрегаций в том, что члены обществ не приносят никаких обетов, но во время нахождения в обществе их исполняют. Это могут быть так называемые третьи ордена, то есть светские придатки к монашеским орденам.
Наиболее известные общества:
общество лазаристов, занимающееся медицинской помощью;
белые отцы, занимающиеся миссионерством в Африке.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/