Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционн...

Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционн...

Московский Университет МВД 

Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: «Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России».

 

 

 

 

 

Исполнил:

 курсант 114 учебного взвода

рядовой милиции

Моисеев А.В.

Научный руководитель:

 Реуцкая Г.М.

 

 

 

 

Москва 2004

Содержание



Введение………………………………………………………………………..3

Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий………4

Распространение религии в России………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………………………..18























ВВЕДЕНИЕ


За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе, где их именуют «новыми религиями», они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока.

В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.


















Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий

 

         Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.

         Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

         Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.

         Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

         Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.

         В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей.

         1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная  церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

         2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

         3. Неоориенталистские культы.  К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

         4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

         5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

         Перейдем к более подробному рассмотрению конкретных видов оккультно-мистического мировосприятия. Как свидетельствуют результаты научных исследований, оккультизм, вера в колдовство – это не извращение безбожного ума, а сопутствующий элемент обыденного религиозного сознания. По данным опросов, проведенных в 1993-1996гг., в эти виды культа верят больше, чем в известные православные догматы. Возникает вопрос, кто же эти люди, каков их социальный статус, возраст и образование? Как показывает анализ полученных данных, это вовсе не какие-нибудь старушки и не «темнота некультурная», а скорее наоборот. В астрологию, магию, спиритизм меньше всего верят лица с начальным и неполным средним образованием.  Неожиданно самой здравомыслящей возрастной группой оказались пенсионеры, тогда как среди молодежи верящих в колдовство и оккультизм в 2-3 раза больше по сравнению с теми, кому старше 55 лет.

         Можно привести следующие убедительные результаты опроса возрастных групп (в процентах), которые верят в колдовство, магию и т.д.:



18-25 года

Старше 55 лет

Колдовство, порча, дурной глаз

Существование дьявола

Предсказания астрологов

Общение с духами (спиритизм)

62,7

45,8

35,6

28,0

31,4

18,8

17,4

8,5

        

Эти данные показываю, что самая экономически бедная часть нашего населения оказывается не такой уж темной и духовно отсталой. А вот относительно молодежи надо отметить, что ей не свойственно критическое мышление, ее сознание доверчиво открыто всему таинственному и непознанному наукой, она впитывает как религиозные учения, так и магию, оккультизм. Элементарное наблюдение убеждает, что миросозерцание большинства представителей современной молодежи весьма противоречиво и неустойчиво. Здесь наряду с широким распространением прагматических взглядов не ценности жизни встречаются явные суеверия. Рационализм, увлечение аудиотехникой и компьютерами зачастую совмещаются с мистическими исканиями.

         Выявленное различие мировоззрений «отцов и детей» (точнее дедов и внуков), т.е. «безбожников» и тех, кто воспитывался в годы перестройки, когда началось возрождение религии, по-видимому, отражает общий идеологический кризис, который переживает Россия. Речь идет о том, что на смену материалистической картины мира по разным каналам телевидения и другим средствам массовой информации в сознание людей привносятся различные виды религиозно-мистического мировосприятия.

         В более широком плане активное распространение нетрадиционных религий можно объяснить несколькими существенными причинами. И прежде всего это общее состояние духовной культуры нашего общества, которое отличается глубоким упадком. Наблюдается резкое снижение уровня нравственности населения: страну захлестнула идеология морального релятивизма и вседозволенности. Происходит безудержная пропаганда масскультуры, алкоголя, сексуальной распущенности. Как остроумно заметил известный экономист Н. Шмелев, «наше общественное сознание характеризуется  тремя словами: чернуха, порнуха и чертовщина». Следует помнить, конечно, и о том, что в духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется всяческими суевериями и мистическими учениями.

         В кризисные периоды развития общества, как правило, возарстает интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября 1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди называли (данные в процентах):

Сбывающиеся приметы

Наведение порчи, сглаз, колдовство

Экстрасенсорику

Астрологические предсказания

32

28

24

15

         Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность инопланетян на  земле (7%)1.

         Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»). Наиболее сложным объектом оказывается сам человек. Именно на этом спекулируют представители  парапсихологии, психотроники и т.п., нередко выдавая за установленные факты проявления телепатии и телекинеза. Зачастую здесь присутствуют обман и мистификация, хотя многое заслуживает внимания ученых, тщательного изучения и объяснения.

         Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь правят бал разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической  почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники  новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Конечно, есть экстрасенсы, обладающие особыми способностями общения и воздействия на людей, что нередко позволяет оказывать им помощь, включая излечение каких-то недугов, например феномен Джуны Давиташвили или способности прорицательницы из Болгарии покойной Ванги. Эти факты психологического и психофизического взаимодействия между людьми заслуживают     серьезного научного изучения. Но нельзя забывать, что на этом фоне объявилась многочисленная армия мошенников, авантюристов, не обладающих какими- либо особыми способностями. Они зарабатывают бешенные деньги, обманывая доверчивых и сбитых с толку людей. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.

         В последнее время полосы российских газет заполнены предложениями разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг. В изобилии объявились провидцы и маги, специалисты оккультных учений. Причем прейскурант цен и перечень видов магической помощи весьма обширны.

         Серьезные ученые, констатируя обвальный рост новых религиозных культов, колдунов и магов, отмечают, что все это явное свидетельство болезненного состояния российского массового сознания. И болезнь эта проявляется во многих сферах: в активном строительстве финансовых пирамид, в холявном поведении многих вкладчиков, в аморальности отдельных представителей государственной власти. Специалисты категоричны в оценке нашего общественного  сознания: здесь наметился явный откат к средневековью, к состоянию затемнения умов. Специалисты в области психиатрии утверждают, что в нынешней социально-исторической ситуации нарастает процесс обостренного осознания личностью смысла своего бытия в утратившем стабильность мире.












Распространение религии в России


Ре­ли­ги­оз­ная  жизнь  россиян,  ее  кон­фес­сио­наль­ное  раз­но­об­ра­зие  яв­ля­ет­ся  от­ра­же­ни­ем  пе­ст­ро­ты  на­цио­наль­но­го  со­ста­ва  жи­те­лей страны   как  в  про­шлом,  так  и  в  на­стоя­щем.  В   России   дей­ст­ву­ет  бо­лее  500  различ­ных  ре­ли­ги­оз­ных  ор­га­ни­за­ций  и  цен­тров.

          Впол­не  оче­вид­но,  что  пер­вен­ст­вую­щее  по­ло­же­ние  за­ни­ма­ет  Русская  Пра­во­слав­ная  Цер­ковь.

         В  России  на­чи­ная  с  XVII  в.  зна­чи­тель­ны­ми  груп­па­ми  на­се­ле­ния  пред­став­ле­ны   ста­ро­об­ряд­цы - пра­во­слав­ные рус­ские  лю­ди,  не  при­няв­шие  но­во­вве­де­ний  пат­ри­ар­ха Ни­ко­лая,  след­ст­ви­ем че­го был  рас­кол  в  православ­ной  церк­ви  в  XVII в. В  ста­ро­об­ряд­че­ст­ве  об­ра­зо­ва­лось  мно­го  тол­ков  и  те­че­ний.  Пер­вое  ме­сто  по  чис­лу  при­хо­жан  за­ни­ма­ет  Рус­ская  Пра­во­слав­ная  Ста­ро­об­ряд­че­ская  Цер­ковь.  Сре­ди  мо­с­ков­ских  старообрядцев  есть  об­щи­ны  Мо­с­ков­ская  Пре­об­ра­жен­ская  и  Мо­с­ков­ская  По­мор­ская  и  дру­гие.

         Сре­ди  пра­во­слав­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей  в  сто­ли­це - храм Грузин­ской  Пра­во­слав­ной  Церк­ви,  храм под­во­рья  Бол­гар­ской  Православной  Церк­ви,  хра­мы  при  пред­ста­ви­тель­ст­ве  Ан­ти­охий­ско­го  патри­ар­ха­та  (церк­ви  Ар­хан­ге­ла  Гав­рии­ла  и  Фео­до­ра  Стра­ти­ла­та).

         По­ми­мо  пра­во­сла­вия,  хри­сти­ан­ст­во  в  России  так­же   пред­ста­ви­ло  ка­то­ли­циз­мом,  про­тес­тан­тиз­мом  и  мо­но­фи­зи­там. К мо­но­фи­зи­там  (признаю­щим  Ии­су­са  Хри­ста  толь­ко  Бо­гом  в  от­ли­чие  от  боль­шин­ст­ва  хри­сти­ан,   ви­дя­щих  в  нем,  и Бо­га  и  че­ло­ве­ка)  от­но­сит­ся  Ар­мян­ская  Апо­столь­ская  Цер­ковь.  Она  пред­став­ля­ет  со­бой  центр  так  назы­вае­мой  Но­во-На­хи­че­ван­ской  Рос­сий­ско-Ар­мян­ской  Епар­хии,  объединяю­щей верую­щих  ар­мян  со  всей  тер­ри­то­рии  быв­ше­го  СССР,  кро­ме  За­кав­ка­зья.

         Цен­траль­ным  мо­с­ков­ским  ка­та­ли­ти­че­ским  хра­мом  для  мо­ск­ви­чей-ка­то­ли­ков  яв­ля­ет­ся  кос­тел  Св.  Лю­до­ви­ка,  от­но­ся­щий­ся  к  кон­цу  XVIII в.  Служ­ба  так­же  на­ча­ла  с  не­дав­не­го  вре­ме­ни  про­во­дить­ся  и  в  кос­те­ле  на  ул.  Ма­лая  Гру­зин­ская.  В  России   су­ще­ст­ву­ет  еще  два  ка­та­ли­ти­че­ских   при­хо­да.  Один  из  них  пред­на­зна­чен  для  анг­ло-аме­ри­кан­ских  ка­то­ли­ков  -  ча­сов­ня  Бо­го­ма­те­ри  На­де­ж­ды. Кро­ме  это­го  су­ще­ст­ву­ет  не­мец­кий  католиче­ский  при­ход  при  по­соль­ст­ве  Гер­ма­нии.  Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся  костел  Свя­тых  Апо­сто­лов  Пет­ра  и  Пав­ла. 

         Са­мо­стоя­тель­ную  дея­тель­ность  с  1992 г.  в  России   раз­во­ра­чи­ва­ет  ка­то­ли­че­ский  ор­ден  ма­те­ри  Те­ре­зы  из  Куль­ту­ры.  Пред­ста­ви­те­ли  ор­де­на,  как  и  в  ос­таль­ном  ми­ре,  в  России  за­ни­ма­ют­ся  бла­го­тво­ри­тель­ной  дея­тель­но­стью,  ока­зы­вая  по­мощь  в  боль­ни­цах,  дет­ских  до­мах,  при­ютах,  гос­пи­та­лях,  он­ко­ло­ги­че­ских  и  пси­хи­ат­ри­че­ских  кли­ни­ках.

         Дос­та­точ­но  раз­но­об­раз­но  в  России   пред­став­ле­ны  про­тес­тан­ты.  Наи­бо­лее  мно­го­чис­лен­ную  груп­пу,  к  то­му же  стре­ми­тель­но  рас­про­стра­няю­щую  свое  ре­ли­ги­оз­ное  влия­ние,  со­став­ля­ют  бап­ти­сты.  Бап­ти­сты  пред­став­ля­ют  наи­бо­лее  мас­со­вое  про­тес­тант­ское  дви­же­ние,  рас­про­стра­нен­ное   в  Рос­сии. Имен­но  за  счет  чис­лен­но­сти  бап­ти­стов  про­тес­тан­тизм за­ни­ма­ет  вто­рое  ме­сто  в  России   по  чис­лу  его  ис­по­ве­дую­щих.

         Ме­ж­ду  Ма­ро­сей­кой  и  Вар­вар­кой,  в  Ста­ро­сад­ском пе­ре­ул­ке,  в здании  лю­те­ран­ско­го  хра­ма  про­шло­го  ве­ка  рас­по­ла­га­ет­ся  евангелическолю­те­ран­ская  цер­ковь.  Еван­ге­ли­че­ские  служ­бы  про­хо­дят  и  в  по­соль­ст­ве  Гер­ма­нии,  но  они  объ­е­ди­ня­ют  ог­ра­ни­чен­ный  круг  ве­рую­щих  из  чис­ла  ино­стран­цев.

         Боль­шая  анг­ли­кан­ская  епи­скоп­ская  цер­ковь  Св.  Ан­д­рея  на­хо­дит­ся  в  Воз­не­сен­ском  пе­ре­ул­ке.  “Анг­ли­кан­ская  кир­ха”   поя­ви­лась  здесь  еще  в  40-х  го­дах про­шло­го  ве­ка,  но  преж­нее  зда­ние  в на­ча­ле  20 в.  бы­ло за­ме­не­но  но­вым,  с баш­ней,  в  ко­то­ром  сей­час  и про­хо­дят  служ­бы.

          Из  пред­ста­ви­те­лей  про­тес­тан­тиз­ма    есть  так же  ад­вен­ти­сты  Седьмо­го  дня,  об­ще­ст­во  ко­то­рых  на­хо­дит­ся  там же,  где  и  бап­ти­ст­ский  Мо­лель­ный  дом.  Чис­ло  ад­вен­ти­стов,  то  есть  хри­сти­ан,  про­по­ве­дую­щих  ско­рое  вто­рое  при­ше­ст­вие  Хри­ста,    дос­та­точ­но  ве­ли­ко,  и  чис­лен­ность  их  воз­рас­та­ет.

         Поя­ви­лись  в  России   и  ме­то­ди­сты.  Они  при­над­ле­жат  к  не­дав­но  пред­став­лен­ной  в  сто­ли­це  Объ­е­ди­нен­ной  Ме­то­ди­ст­кой  Ев­ра­зий­ской  Церк­ви.  В  XVIII в.  ме­то­ди­сты  (на­зва­ния  про­ис­хо­дит  от  то­го,  что  они тре­бо­ва­ли  ме­то­ди­че­ско­го  сле­до­ва­ния  нор­мам   хри­сти­ан­ской  мо­ра­ли)  от­де­ли­лись  от  анг­ли­кан­ст­ва,  соз­дав  са­мо­стоя­тель­ные  об­щи­ны.        

         На  Боль­шой  Ко­син­ской  ули­це в Москве  на­хо­дит­ся  Мо­лит­вен­ный  дом  хри­сти­ан  ве­ры  еван­гель­ской,  или,  ина­че,  пя­ти­де­сят­ни­ков,  очень  близ­ких,  как  по  ве­ро­уче­нию,  так  и  по  боль­шин­ст­ву  об­ря­дов,  бап­ти­стам.  На­ко­нец,  за­вер­шая  раз­го­вор  о  про­тес­тан­тах,  не­об­хо­ди­мо  упо­мя­нуть  и  ре­ли­ги­оз­но-фи­лан­тро­пи­че­скую   ор­га­ни­за­цию “Ар­мия  Спа­се­ния”.  Вероучение  этой  ор­га­ни­за­ции  не  от­ли­ча­ет­ся  от  ме­то­ди­че­ско­го,  но  органи­зо­ва­на  она  на  во­ен­ный  лад.

         Иу­да­ист  в  России  по­се­ща­ют  три  си­на­го­ги.  Пер­вая  из  них  бы­ла  ос­но­ва­на  в  се­ре­ди­не  XIX в.  вто­рая  поя­ви­лась  в  на­ча­ле  XX в.  Позд­нее  все­го бы­ла  ос­но­ва­на  Марь­и­но-Ро­щин­ская  си­на­го­га.

         Му­суль­ман­ские - мо­ск­ви­чи  име­ют  в  сво­ем  рас­по­ря­же­нии  три  ме­че­ти.  Пер­вая  из  них  на­хо­дит­ся  в  Вы­пол­зо­вом  пе­ре­ул­ке,  вто­рая  -  в  За­мо­ск­во­ре­чье.  Кро­ме  то­го,  ме­четь  есть  так­же  в   Ис­лам­ском  куль­тур­ном  цен­тре.  Ве­дут­ся  ра­бо­ты  по  соз­да­нию   еще  не­сколь­ких  ме­че­тей.

         Сре­ди  мо­ло­де­жи  не­ко­то­рой  по­пу­ляр­но­стью  поль­зу­ют­ся  от­ветв­ле­ния  ин­ду­из­ма  -  криш­на­изм.  Есть  по­клон­ни­ки  буд­диз­ма  и  дзэн-буд­диз­ма.    

Новые  тенденции  в  религиозной  жизни  России.

В це­лом со­вре­мен­ной ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни России                                            ха­рак­тер­но  не­сколь­ко  но­вых   тен­ден­ций.  Во-пер­вых,  в про­ти­во­вес  традици­он­ным  ре­ли­ги­ям,  речь  о  ко­то­рых  шла  вы­ше,  в  на­стоя­щее  вре­мя  все  боль­ше  рас­про­стра­не­ние  по­лу­ча­ет  эку­ме­низм - ре­ли­ги­оз­ное  дви­же­ние,  стре­мя­щее­ся  объ­е­ди­нить  все  хри­сти­ан­ские  кон­фес­сии,  а  так­же  по­доб­ные   эку­ме­низ­му  ана­ло­гич­ные  дви­же­ния,  ко­то­рые  пы­та­ют­ся   пре­одо­леть  тради­ци­он­ные  раз­ли­чия  в  ве­ро­ва­ни­ях  и  соз­дать  не­ко­то­рые  универсальные  уче­ния,  вклю­чаю­щие   в  се­бя  эле­мен­ты  и  хри­сти­ан­ст­ва,  и  ис­ла­ма,  и  иу­да­из­ма,  и  про­чих  как  ми­ро­вых,  так  и  не­тра­ди­ци­он­ных  конфес­сий.

         Во-вто­рых,  для  ре­ли­ги­оз­ной  жиз­ни  России  ха­рак­тер­но  мас­со­вое  по­яв­ле­ние  за­ру­беж­ных  про­по­вед­ни­ков  и  пред­ста­ви­те­лей  раз­лич­ных  нетра­ди­ци­он­ных  для  Рос­сии  ре­ли­гий  и  их  очень ак­тив­ная  прозелитическая дея­тель­ность.  Сте­ны  ва­го­нов  пе­ст­рят  при­гла­ше­ния­ми  на  про­по­ве­ди  Бил­ли  Грэ­ма,  на  мо­ле­ния  ко­рей­ских  хри­сти­ан,  в  многочислен­ные  но­вые,  час­то  не ко­му  не­из­вест­ные  ре­ли­ги­оз­ные  груп­пы  и  ор­га­ни­за­ции.  Пу­га­ет  так  сво­бо­да  и  бы­ст­ро­та,  с  ко­то­рой  они  осваивают  Рос­сию,  тем бо­лее  что  при  бо­лее  вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии  час­то  ока­зы­ва­ет­ся,  что  речь  идет  как  ми­ни­мум  о  шар­ла­та­нах.

         По­хо­же,  что  в  по­след­нее  вре­мя сво­бо­да  в Рос­сии  обер­ну­лась настоя­щим  ре­ли­ги­оз­ным  бра­конь­ер­ст­вом.  Лю­бой  ино­стран­ный  проповедник,  чьи  де­ла  на  ро­ди­не  по­шат­ну­лись,  мо­жет с  вло­же­ни­ем  мини­маль­ных  средств  раз­во­ра­чи­вать  не  слы­хан­ные  по  мас­со­во­сти  компании  здесь,  в Рос­сии.  На при­мер  аме­ри­кан­ский  про­по­вед­ник  Джимми Сваг­гер  был  от­лу­чен  в  США  от  сво­ей  об­щи­ны  по  ини­циа­ти­ве  са­мих  чле­нов  об­щи­ны  “за  гре­хи”,  но  в  Рос­сии  ве­дет  те­ле­пе­ре­да­чи. Наш  эфир  по­лон  про­по­ве­дя­ми  “свя­тей­ше­го  учи­те­ля  Се­ко  Аса­ха­ра”  о  ко­то­ром  по­соль­ст­во  Япо­нии  пре­ду­пре­ди­ло,  что  “это  од­на  из  тех  сект,  что  требуют  по­сто­ян­но­го  по­ли­цей­ско­го  над­зо­ра”.  В  Мо­ск­ве  от­кры­то  действу­ет  “Цер­ковь уни­фи­ка­ции  пре­по­доб­но­го  Му­на”,  ко­то­ро­го  в  50-х го­дах  аре­сто­вы­ва­ли  в  Юж­ной  Ко­рее  “за  со­вер­ше­ние  из­вра­щен­ных  дейст­вий”  с  чле­на­ми  сво­ей  об­щи­ны,   а  70-х  го­дах  в  США - за  укрыватель­ст­во  от  на­ло­гов   и   за  “ хра­не­ние  и  рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков”.

         Ме­ж­ду­на­род­ный хри­сти­ан­ский  се­ми­нар  по  то­та­ли­тар­ным  сек­там  в  Рос­сии  от­нес  к  их  чис­лу  из­вест­ное  “Бе­лое  брат­ст­во”,  Бо­го­ро­дич­ный  центр,  “Аум  Син­ри­ке”,  по­сле­до­ва­те­лей  Му­на  и  его “Церк­ви  объ­е­ди­не­ния”,  тан­три­стов,  не­оса­та­ни­стов,  мор­мо­нов, “Но­во­апо­столь­скую  цер­ковь”,  “Цер­ковь   Хри­ста”, “Жи­вой по­ток”,  сек­ту  “Юни­вер” и др. При всех  различи­ях  их объ­е­ди­ня­ют  же­ст­кая  ие­рар­хи­че­ская  струк­ту­ра,  во­ен­ная  дисци­п­ли­на  и  эк­лек­тич­ность  ве­ро­уче­ния (“син­те­ти­че­ские куль­ты”)  -  в  их  уче­ни­ях  все  за­им­ст­во­ва­но,  нет  ни­че­го  сво­его.

         Пра­во­слав­ная  цер­ковь  их  осу­ж­да­ет,  пре­да­ет  эти  сек­ты  ана­фе­ме.  От­час­ти  их  дея­тель­ность  долж­ны  бы­ли  ог­ра­ни­чить  не­ко­то­рые  ста­тьи  новой  ре­дак­ции  “За­ко­на  о  сво­бо­де  со­вес­ти”,  по  ко­то­рым  “за­ру­беж­ные  ре­ли­ги­оз­ные  ор­га­ни­за­ции “ не  поль­зу­ют­ся  пра­вом  на  за­ня­тие  “религиозно-мис­сио­нер­ской,  из­да­тель­ской  и  рек­лам­но-про­па­ган­ди­ст­кой  дея­тель­но­стью”,  но  час­то  сек­ты  про­сто  об­хо­дят  за­кон. 

         Тре­во­гу, при­чем  обос­но­ван­ную,  бьют  пси­хи­ат­ры. Де­ло  в  том,  что  все  эти  ре­ли­ги­оз­ные  сек­ты  тре­бу­ют  от  сво­ей  па­ст­вы  са­мо­от­ре­че­ния,  сми­ре­ния,  под­чи­не­ния,  вы­рвать­ся  из  них  чрез­вы­чай­но  труд­но.

Бо­го­ро­дич­ный  центр,  на­при­мер,  при­ну­ж­да­ет  к  пе­рио­ди­че­ско­му  “мысленно­му  по­сту”  -  пол­но­му  от­ка­зу  от  “ду­ма­нья”  при  пол­ной  покорно­сти  ру­ко­во­ди­те­лю  дви­же­ния.  Се­ко  Аса­ха­ра  счи­та­ет  не­об­хо­ди­мой  для  ухо­да  от  мир­ской  жиз­ни  в  выс­шие  ми­ры  “ин­тен­сив­ную  прак­ти­ку  бе­зу­мия”  в хо­де  мно­го­ча­со­вых  ме­ди­та­ций.  Она  в  свою  оче­редь  вы­зы­ва­ет  у  сек­тан­та  из­ме­не­ние  соз­на­ния,  раз­ви­вая  со­стоя­ние  гип­но­за  и  самогипно­за.  В  та­ких  со­стоя­ни­ях  рез­ко  по­вы­ша­ет­ся  вну­шае­мость  в  потерей  ре­аль­но­го  вос­при­ятия  ок­ру­жаю­ще­го  ми­ра  и   лег­ко  ус­ваи­ва­ет­ся  ус­та­нов­ка  про­по­вед­ни­ка  на  сле­пую  ве­ру  в  то,  что  он  го­во­рит   и  к  че­му  при­зы­ва­ет.  Так  про­ис­хо­дит  ко­ди­ро­ва­ние,  или   про­грам­ми­ро­ва­ние,  че­ло­ве­ка,  ко­то­рое  впо­след­ст­вии  де­ла­ет  его  ду­хов­но  за­ви­си­мым  от  проповедника (при­чем,  по  мне­нию  вра­чей,  та­кая  за­ви­си­мость  ни­чем  не  от­ли­ча­ет­ся  от  ал­ко­голь­ной  или  нар­ко­ти­че­ской).  По­сле  это­го  че­ло­век  не  от­ве­ча­ет  за  свои  дей­ст­вия,  ста­но­вит­ся  био­ро­бо­том.

         Мно­го­чис­лен­ные  ре­ли­ги­оз­ные  шоу - это  се­ан­сы  с  эле­мен­та­ми  массо­во­го  гип­но­за.  Под  его  влия­ни­ем  у лю­дей  с  за­чат­ка­ми   пси­хи­че­ских  рас­стройств,  де­прес­си­ей  бо­лезнь  мо­жет  пе­рей­ти  в  ак­тив­ную  фа­зу.  Но и лю­ди с  урав­но­ве­шен­ной   пси­хи­кой,  хо­тя  они  “дер­жат­ся”  доль­ше,  то­же  в  кон­це  кон­цов  под­да­ют­ся  “до­во­дам”  про­по­вед­ни­ка.  Ведь  нель­зя  же  считать  всех  чле­нов  “бе­ло­го  брат­ст­ва”  -  а  их  бы­ло не­сколь­ко  ты­сяч  чело­век,  мо­ло­дых  и  здо­ро­вых  -  пси­ха­ми  или   под­вер­жен­ны­ми  стрес­сам  и  де­прес­сии!  Тем  не  ме­нее са­мо­со­жже­нию  по при­зы­ву  Ма­рии  Цви­гун  и  ее  идей­но­го  на­став­ни­ка  Кри­во­но­го­ва  в  день  объ­яв­лен­но­го  ими  кон­ца  све­та  на­ме­ри­ва­лось  пре­дать­ся  все  “Бе­лое  брат­ст­во”,  при­чем  намеривалось  на  столь­ко  серь­ез­но,  что  это  груп­по­вое  са­мо­убий­ст­во  было  пре­дот­вра­ще­но  от­нюдь  не  убе­ж­де­ния­ми,  а  про­сто  фи­зи­че­ским  вмеша­тель­ст­вам сил  пра­во­по­ряд­ка.   То,  что  про­изош­ло  в  “Бе­лом  брат­ст­ве”,   мог­ло  про­изой­ти  и  в дру­гих  сек­тах, по­сколь­ку  ме­ха­низм  их  деятель­но­сти  дос­та­точ­но  оди­на­ков.  При­ме­ров  то­му  мно­же­ст­во - достаточно  вспом­нить  судь­бу  об­щи­ны  Дэ­ви­да  Ко­рэ­ша  в  США, чле­ны  ко­то­рой  ре­ши­ли  по­кон­чить  жизнь  са­мо­убий­ст­вом  по  при­зы­ву  проповедни­ка,  са­мо­от­рав­ле­ния  бо­лее 280  чле­нов ре­ли­ги­оз­ной  об­щи­ны  по  при­зы­ву  про­по­вед­ни­ка  в  Гай­а­не   в  кон­це  80-х  го­дов.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


         В заключении отметим, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.      

         Официально признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.) могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г. Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету. Именно такой позиции придерживается наша общественность.

Список используемой литературы


1. П.И. Костюкович «Религиоведение». Минск ООО «Новое знание» 2000.

2. Ш.М. Мунчаев «Религия: история и современность». Москва «Культура и спорт» 1998.

3.  Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.

4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях»от 29 сентября 1997г.

 5. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995



                                     





Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена