Оценка социокультурной деятельности и социокультурное проектирование
Кировский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
« Пермский государственный институт искусства и культуры»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Оценка социокультурной деятельности и социокультурное проектирование»
Выполнила студентка
группы МКс-2 Горбовая Н.Н
Преподаватель: Н.Л. Кондрашина
Киров-2008
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
1.1 Современная социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы деятельности)
1.2 Социально-культурной деятельность Домов культуры, как теория методов и предметов изучения и выявления проблемы – низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий
Глава 2. Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование
2.1 Досуг, как неотъемлемая часть свободного времени
2.2 Социокультурное проектирование в сфере культурно досуговой деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Одной из основных характеристик человека, работающего в сфере культуры и искусства является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая, прежде всего, является самой совокупностью «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл социально-культурной деятельности заключается в ее преобразующим характере, то есть на благо как создателя и основоположника культурной деятельности, так и общества – социума, потребляющего эту деятельность. В процессе производства и освоения, потребления «предмета культуры» человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.
На сегодняшний день соцально-художественная культура и профессиональное искусство в России, а также в отдельно взятых регионах относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, но имеющих непостоянных объектов культурных интересов и предпочтений малочисленных групп и слоев населения, что является одной из проблем всей сферы социально-культурной деятельности. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и любительского искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний и конечно же использовать собственные средства от платных услуг, но к сожалению с каждым годом, каждым мероприятием количество зрительской аудитории с каждым разом становится все меньше и меньше.
В связи с таким утверждением раскрывается актуальность работы, и цель исследования - выявление и рассмотрение низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий, как проблемы, а также нахождение путей ее решения через социокультурное проектирование.
Данная цель обусловила следующие задачи:
Проанализировать методику новых технологий и их применение на всей работе с различными слоями населения в Домах культуры.
Выявить особенности работы, организация и новые технологии культурно – досуговой деятельности учреждений г. Кирова. (Глава 1, пункты: 1, 2.).
Дать определение социокультурному проектированию и охарактеризовать его функцию, приводя примеры решения данной проблемы. (Глава 2, п.: 2.2, 2.3)
Для того чтобы лучше разобраться, что общего и различного в системе всей социально-культурной деятельности всех (муниципальных), необходимо определиться с объектом исследования, чем, по сути, и являются сами учреждения, предметом исследования же является сама системы привлечения населения, то есть формы, методы работы и инновационные технологии, и их общее значение учреждения.
Методы исследования - явления в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которые формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их решения. К основным понятиям таких явлений относятся: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство с социальной средой. На фоне единства образуются отношения системы с её окружением. Таким образом, общим в системе досуга региона следует считать цели, задачи, функции и целевые программы, разрабатываемые органами местного самоуправления и государством, которые в целом определяют назначение учреждения культуры и его главную цель.
Степень иследовательности проблемы:
использование и переработка документации (отчетности о посещаемости мероприятий, их общее число и уровень подготовки).
анализ групповой практической работы коллективов Домов культуры.
переработка учебного пособия Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика.
(Глава 2, С. 9 – 10;С. 17 - 19), Зуева С.Э. Культура в контексте развития, Вопросы методологии (Глава 1 С 4 - 10), Орловой Э. «Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология». (Глава 2, С. 15 - 20).
Контрольная работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается оценка социальная – культурная деятельности учреждений, как система, содержащей в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности в целом; глава 2 содержит практический опыт социо-культурной деятельности учреждения культуры, разработанных программ по выявлению и решению социальных проблем с помощью социокультурного проектирования. Заключительную часть контрольной работы составляет общий вывод, содержащий общее понятие решения проблем учреждений культуры всей страны. Далее прилагается список используемой литературы, по которой проходило изучение и сравнительный анализ технологий, форм и методов работы в досуговых учреждениях.
Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
1.1 Современная социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы деятельности)
Осмысление понятия «культура» предполагает изучение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.
Социокультурная ситуация — это многомерное социо-культурное пространство, в котором обитает человек (объект данного поля) и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:
а) социально-культурную среду (поля деятельности);
б) соответствующие сферы деятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).
Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными учреждениями.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля деятельности (которые одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованность);
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
1. Предметно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды.
Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются:
образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);
производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);
досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);
физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);
информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Проблемы функционирования учреждений культуры, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся, в настоящее время к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.
Таким образом, социо-культурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социо-культурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.
Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены –
а) потенциалами (по каждому полю среды)
б) инфраструктурой – учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни, то есть школы, детские сады, библиотеки, Дворцы и Дома культуры (которые мы рассматриваем в данной работе).
В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики.
1.2 Социально-культурной деятельность Домов культуры, как теория методов и предметов изучения и выявления проблемы – низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий
Исторический и современный склад социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит опыт великих деятелей искусства и культуры, отдавших нам – своим потомкам, своим продолжателям богатейший материал для подготовки, ведения и становления новых технологий в современной социо-культурной сфере. Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении новых специалистов занять прочную позицию, реально существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социальной востребованности специалистов культуры и искусства, их владеющих современными технологиями и методикой ведения всех вопросов, связанных с социально-культурной деятельностью, которая ориентированная на удовлетворение потребностей современной социо-культурной сферы.
Перед нами – деятелями культуры, в настоящее время стоит не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности в настоящее время, которая осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе. По данным итогов Управления культуры Администрации г. Кирова за 2007 год, в муниципальных учреждениях – в среднем из 5 работников культмассовой деятельности приходится 2 человека, имеющее профильное средне-специальное образование, 1 человек высшее, не зависимо тот профиля и 2 человека имеют только полное среднее. А также можно привести пример, что во всех Домах культуры еще присутствуют любительские творческие коллективы и клубы по интересам, в которых зачастую у руководителей данных объединений нет профильного образования. Все эти и многие другие примеры складывают единую проблему всей социально-культурной деятельности в практическом плане, от которой напрямую выходит другая проблема – проблема низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий, в которой обозначаются векторы направленности поиска путей ее решения.
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству, но подготовка специалистов культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном этическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний.
Многим специалистам социо-культурного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой деятельности и прилагаемых ими усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков; региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп. Сложности профессиональной подготовки работы с различными слоями населения обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится, прежде всего, необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования самих специалистов социо-культурной сферы, складывающихся в культурной жизни общества. Этот процесс, подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных методов проведения мероприятий, но и ведение документации появившихся в последние годы как точность планирования и отчетности учреждений, что дает стремление к развитию и углубления социально-культурологического компонента в традиционных для культуры областях художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ всех Домой культуры. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки самих специалистов, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.
С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специалистами в этой сравнительно новой отрасли социально-культурного изучения.
Как отрасль социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации, имеющей объекты и предметы методами изучения (в данном случаи это Дома культуры и их культурно-массовая работа), категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны и собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства современной России в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории, но к сожалению такие сведения далеко ложные, так как ведение отчетности каждого учреждения культуры (муниципального) за частую не правильные и есть тому пример: 2008 год объявлен «Годом Семьи», в связи с этим каждый месяц должно быть мероприятие, связанное именно с этой тематикой. Понятно, вышестоящим органам хочется чтоб каждое мероприятие проходило ярко и весело, но…проблема: 1) самое главное: отсутствие финансирования (из областного и городского бюджета), хорошо, есть внебюджетные средства, но заявку на подотчет финансовых необходимо определить смету расходов примерно за два месяца до проведения мероприятия, так как в г. Кирове существует только одна централизованная бухгалтерия Управления культуры администрации г.Кирова; 2) проведение яркого и красивого мероприятия зависит от идеи его создания, т.е. формы, сценария и места проведения, а на каком уровне будет написан сценарий мероприятия если его писал специалист со средне-специальным образованием и специальностью – фельдшер. 3) аудитория… как и с кем будится проводиться мероприятие, ведь афиша как информация не достаточна, а пользование Интернетом на ничтожно низком уровне у работников, не говоря о руководителях. От сюда следует: ряды патриотов своей культурно-массовой деятельности редеют с каждым годом, в «культуре» остаются единицы работников, имеющих образование по профилю, и из этого вытекающее последствие того, что каждый раз на мероприятие приходят не то чтобы десятки, а единицы посетителей.
В современной литературе, где разработаны методики и планы проведения различных мероприятий для любой категории населения не представлен целостный объект анализа. Само понятие «мероприятие» часто толкуется и понимается как развлечение, удовольствие, игра, свобода, рекреация и т.д. В основе этого заложена весьма простая мысль: современное общество и каждый человек должны обрести совершенно новый уровень потребностей. Но если опираться на данные современной науки, можно выделить более тысячи основных, базовых структурных элементов проведения мероприятий, как сферы досуга и темы могут быть различны, среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.
И не правильное становится то мнение, которое говорит, что в современной социально-культурной ситуации не внести новшества в формы мероприятий практически не возможно. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на невозможность освоения свободного времени, на проектирование досуговых программ и центров. Так как в практике бывали такие случаи, что при проведении тематической развлекательной программы для малозащищенных слоев населения (инвалидов) к ведущему подходили люди, говоря при этом, что им не интересна данная программа. Но через некоторое время, проводя это же мероприятие, по тому же сценарию у инвалидов молодого возраста, оценка была более чем положительная.
По этому необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «мероприятие» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта, которые зависят от организатора культурно-досуговой деятельности и от его профессиональных ценностей и целей. А Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных и ориентаций проектировщика, а также методов привлечения массовой аудитории к различным мероприятиям будет не достаточным решение видимой проблемы. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;
б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.)[1];
в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.
Как осуществить преобразование новых форм и методов работы с различными слоями населения? Повысить уровень не только мероприятий, но и учреждения, и от кого все это зависит? Об этом подробно рассмотрим в следующей главе.
Глава 2. Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная и культурная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных стратегий в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся: культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие. Остановимся на культурно-досуговой деятельности: домах культуры, как муниципальных образований, вся деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми документами (Конституция Российской Федерации, «Основ законодательства РФ о культуре» (1992), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996) уставом и положением, в которых сказано, что учреждение должно «обслуживать все категории населения обеспечивать отдых и досуг».
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. И в современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Соответственно, у работников Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать «свободного времени» станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (при чем, не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными). И чтобы не допустить данные ошибки, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного мероприятия.
2.1 Досуг, как неотъемлемая часть свободного времени
По мнению некоторых работников Муниципальных учреждений культуры, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется вся досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досуга», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.
Конечно, особое место в решении такой проблемы - как низкий уровень посещаемости мероприятий культурно-досуговых учреждений и во всей работе – занимает материал, который раскрывает методологическую базу целей и задач Муниципальных учреждений, это проектная деятельность, поскольку технология социо-культурного проектирования связана совмещением в реальные социо-культурные процессы. Так, например, в 2008 году Управлением культуры Администрации г. Кирова был проведен конкурс современного проектирования среди Муниципальных учреждений культуры с призовым фондом 300 тысяч рублей. Многие проекты были четко сформулированы и выставлены для оценки не только комиссии и учредителей данного конкурса, но и для всех работников культуры. Цель многих созданных творческих проектов было именно повысить уровень посещаемости населения культмассовых мероприятий путем их заинтересованности.
На мой взгляд, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым ею результатам, так как отработка технологических навыков и приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом: «ценности — цели — знания — методы», отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня). Значит, специалисты, и работники Домов культуры просто обязаны сами привлекать зрительскую аудиторию, ведь любой новый созданный ими сценарий по своей сути это тоже новая технология, которая имеет свои цели и задачи. Так, например, к новому году в Доме культуры «Россия» был проведен не просто утренник по традиционному сценарию, а был поставлен мюзикл, с большой массовкой, а также была организована реклама данного мероприятия, что и дало привлечению огромного количества посетителей. Подобная ситуация произошла во Дворце культуры «Космос», там был организован отчетный концерт Народного танцевального коллектива «Ветерок». Концерт проходил не просто в традиционной форме, а с элементами театрализации, в которой и участниками стали сами танцоры в полном составе, то есть и младшая и взрослая группы.
Конечно, многие работники считают, что насильно нельзя зрителя привлечь. Но о насилии речи быть не может. Неужели нельзя найти выход их этой ситуации, и нет способов решение данной проблемы? Ведь именно им, представителям социо-культурной сферы, предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.
Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями. Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга, как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям сама досуговая деятельность, «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг» и др.
Исходя из природы всей досуговой деятельности, ученые рассматривают и его специфические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.
В настоящее время большинство ученых не разделяют, а наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуговая деятельность» и «свободное время». Практически они слились. Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из:
а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);
б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.:
в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;
г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому понятие «досуг», для работников социо-культурной сферы всегда должен представляться в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Но это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил. Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.
Таким образом, вся работа культурно-досуговых учреждений может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности - от спортивных команд до кинообществ - с целью реализации своих духовных и потребностей.
В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
2.2 Социокультурное проектирование в сфере культурно досуговой деятельности
Преимущества технологии проектирования новых форм работы в культурно-досуговой деятельности по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы разработки того или иного мероприятия необходимо акцентировать нормативную сторону изменений, происходящие в современном обществе, то есть образ «должного» должен доминировать над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы будет оказываться слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.
Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем для культурно-досуговых учреждений (в данном случаи низкая посещаемость), проектирование новых разработок мероприятий обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации[2].
Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социо-культурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.
Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. Таким образом, от организатора культурно-досуговой сферы зависит не то чтобы половина проблемы, а практически вся проблема, так как именно организатор является движущей силой всей социально-культурной деятельности.
Чтобы решить какую-либо проблему в социально-культурной деятельности (низкого уровня посещаемости), необходимо выделить ведущие целевые ориентации проблемно-целевого проектирования, которыми являются:
— создание условий для развития социо-культурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Таким образом, из выше сказанного выявляются задачи всей проектной деятельности всех культурно-досуговых учреждений:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Основными результатами технологии социо-культурного проектирования являются программа и проект.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
И в первом и во втором случае проект — это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры – это различные формы мероприятий, разработанные по новой методике проведения), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр., пример – восстановление памятников культуры)..
В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей «сборке» в целевой и содержательной части проекта.
Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:
Проблематизация |
Целеполагающие |
Инструментализация |
|||
Проблемы |
Цели |
Задачи |
Методы (мероприятия и содержание деятельности) |
Форма организации исполнителей и аудитории |
Ресурсы (средства) |
Развертывающаяся система действий |
|||||
Таким образом, проблематизация и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структуру всей проектной деятельности, не зависимо от того какой проект типовой или уникальный.
Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения.
Таким образом мы видим, что технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. Однако в процессе окончательного оформления проектного решения, так например создания новой формы проведения культурно-массового мероприятия, субъекту проектирования, то есть человеку, который будет проводить данное мероприятие, необходимо мысленно воспроизвести не только «прямой» алгоритм всей проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е. мероприятие в целом через «обратную» последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.
Вообще масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов.
Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней и не только проблему низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий в рамках учреждений культуры, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.
Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем, совпадающих с общесоциальной проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов. К примеру, можно привести, создание годового плана всех учреждений культуры по направлению «Безнадзорность и правонарушение среди несовершеннолетних».
Целевое обоснование всех проектов или программ (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.
Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.
Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”[3] (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).
Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта — носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.
В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:
проблемы, носителем которых является данная общность;
социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания социально-культурной деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По способу и методу проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть:
социальным (создание моделей общественных явлений, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.);
педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);
инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др.
Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования — идеологию и т.д. И конечно же особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.
Идея же развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.
Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.
Заключение
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие. Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.
В процессе разработки реализации программы, проекта или мероприятия очень важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции)[4]. Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления. С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.
Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рассматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характеристикам социально-культурной деятельности. К ним относятся: досуг и досуговая деятельность, образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физическая культура и спорт; социальная защита и культурная реабилитация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках провозглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).
О каждой из этих сфер складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук — культурологии, социологии, психологии и т.д.
Список используемой литературы.
1. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991— №2. — С. 21-27.
2. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология, // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос, институт культурологии, 1993.
3. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. - М.,1986.
4. Ерошенков И.Н., Зайченко А.И., Королев А.М. Культурно – воспитательная работа: учеб. пособие. – М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
6. Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.
[1] Результаты исследования фонда «Культурная инициатива».
[2] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.
[3] Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.
[4] Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991— №2. — С. 21-27.