Основные типы моделировки формы
Основные композиционные модели.
Предметно-пространственная модель представляет предмет объективно с его характеристиками:
- веса;
- соразмерности;
- пропорциональности;
- темой;
- сюжетности.
Предметно-пространственные связи иллюзорны, случайны. Пространство метрично, используется прямая перспектива. Изображение аконструктивно. Форма активностью не обладает, изображает действительность, обладает такими же свойствами, как иллюзорность, литературность. Изображение чаще всего иллюстративного характера. Предметно-пространственной модели свойственна, прежде всего, реалистичность. Такое изображение требует рамы. Предметно-пространственная модель характерна для реализма и, в меньшей степени, для классицизма.
Фернандо Янец де ла Алмедина св. Каталина.1510 г.
В объемно-пространственной модели происходит усиление формы относительно предметно-пространственной модели. Происходит активизация пространственного слоя в сторону его уплощения. Изображение конструктивное, организованное. Предметно-пространственные связи определяются светотенью. Цвет условный. Пространство картины метрично, стремится к конструктивности, пространственный слой сужается за счет синтетических связей. Картина требует рамы. Объемно-пространственная модель характерна для раннего возрождения, голландских натюрмортов и т.д.
Пауль Трогер.
Невинное наказание Амура, XVIII век.
Предметно-пространственные связи ограничиваются цветом, светом и пространством и организуют свето-воздушную среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично, неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется оптическими свойствами цвета и света. Предметность и материальность исчезает. Пространство иллюзорно, действует через цвет и свет. Каждая форма этой модели, активизируясь, становится самотождественной. Картина требует рамы.
К.Моне
Скалы и морской берег в бухте д'Ааваль,1885 г.
Предметно-пространственные связи осуществляются цветом. Изображение конструктивно. Пространство – цветовое. Форма активизируется через окрашивание пространственных слоев цветом. Такой модели свойственна декоративность, активность контура формы и не собственные свойства цвета. Метричность пространства сохраняется. Картина требует рамы.
Ван Гог. Сбор урожая,1888 г.
Предметно-пространственные связи превращены в конструктивные. Пространство концептуально, двухмерно или приближено к двухмерному, конструктивно, архитектонично. Вес композиции определяется фактурами и поверхностью. Форма активизируется до идеализации (крайности формы). Цель такой активизации – создание структуры в крайнем ее проявлении.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://members.tripod.com/