Особенности древнеегипетской культуры
Особенности древнеегипетской культуры
Содержание
1. Особенности древнеегипетской культуры
3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте
4. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
Список использованных источников
1. Особенности древнеегипетской культуры
Древний Египет – одно из древнейших царств мира. История Древнего Египта включает в себя следующие периоды:
– Додинастический период – 4 тыс. до н.э.;
– Древнее Царство – 32-24 в.в. до н.э.;
– Среднее царство – 21-19 в.в. до н.э.;
– Новое царство - 16- 12 в. до н.э.;
– Позднее время – 11в. – 332 г. до н.э.
Древнее Царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной божественным фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа).
Эпоху Среднего царства называют классической – это был второй период расцвета Древнего Египта. Между средним и Новым царствами , страна находилась около ста лет под владычеством гиксосов.
В период Нового царства Египет достиг своего наивысшего расцвета, занимая ведущее положение на севере Африки и Ближнего Востока.
Эпоха Позднего царства – это эпоха заката древнеегипетской цивилизации. Постоянные кризисы, поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами ослабили Древний Египет. В 332 г. до н.э. Египет был покорен войсками Александра Македонского, после смерти которого страна оказалась под властью династии Птолемеев.
Основные черты древнеегипетской цивилизации.
Сакрализация власти. Сакрализация – это процесс наделения царской власти священными, божественными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на идее божественной сущности фараона. В руках фараона сосредотачивалась вся власть. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, была ее незыблемость и непостижимость
Любому грамотному человеку известно, что первые в истории человечества государства возникли на основе власти царей и власть эта была практически безграничной. Но царь, каким бы он ни был могущественный, был один на сотни тысяч, а то и миллионы поданных, как это было в Древнем Египте. Без характеристики царя и царской власти представление о культурах Древнего Востока будет не просто неполным, о ней ничего не будет сказано вообще. Дело не сводится к тому, что царь – это один человек на фоне сотен тысяч и миллионов людей и от его желаний инициативы не так уж много и зависит. Гораздо важнее другое. Древневосточные люди всю свою жизнь организовывали вокруг божественной фигуры царя. Именно с ним соотносили свои деяния и помыслы, в нем видели источник благодеяний и бедствий. Царь центрировал тот мир, в котором жили древневосточные люди, определяя собой систему координат их мировоззрения.
По традиционной древнеегипетской формуле, фараон сын верховного солнечного бога Ра и одновременно, всех остальных девяти главных богов. Фараон – это концентрированность божественного в одном лице. Фараон в какой-то мере больше бог, чем все остальные боги в отдельности. Фараон не просто посредник, а продолжение мира богов в мире людей. Это хорошо видно в древнем тесте «Завещание Рамсеса». Фараон в своей обращенности к богам только начинает с почтительного признания своей служебности и подчиненности. И уж конечно вся официальная жизнь Египта была жизнью фараона.
В Древнем Египте фигура и образ божественного царя получил наиболее полное и законченное выражение. Но и здесь культ царя-бога был только тенденцией, на основе которой продолжали сохраняться первобытные представления. Где-нибудь в глубинке люди продолжали верить своим местным божкам, и были связаны с культом фараона чисто формально. Как свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты, фараон не всегда представлял в полноте своей божественности. Культ божественного царя далеко не всегда был последовательным и бескомпромиссным. И все же фараон был здесь обожествлен настолько, насколько вообще люди могут обожествлять другого присутствующего среди них человека.
2. Символичность культуры и мировоззрения древних египтян. Основные символы египетской культуры – сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (египетский крест с петлей, «ключ Нила»).
Сфинкс был олицетворением тайной премудрости, универсальным символом египетской культуры Сфинкс выступал посредником между царством живых бога Ра и царством мертвых Осириса. Кроме того, сфинкс олицетворял собой божественную сущность фараона. Священным атрибутом богов, знаком их мудрости и власти – анкх. Он символизировал жизнь как связующее звено между двумя мирами: божественным и земным.
3. Особенностями мировоззрения египтян были: мифологичность, устойчивость, традиционность, неподвижность. Мифологичность древнеегипетского человека заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле давно установлены богами. Точное и педантичное следование традиции, ритуалу, канону и вообще любому правилу пронизывали все сферы жизни древнего египтянина.
4. Страстное желание побороть и остановить смерть. Смерть представлялась египтянину злом и ненормальностью, нарушением естественного течения событий. Надежда на заупокойную вечную жизнь породила специфический заупокойный культ. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление традиции бальзамирования). Если собрать воедино все аспекты жизни древнего египтянина, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь.
5. Древнеегипетское государство было жестким централизованным государством, ирригационного типа.
5. Наука была привилегией незначительного меньшинства (чаще всего жреческого сословия).
6. Искусство отличалось монументальностью, грандиозностью, огромными размерами и строгому следованию художественным канонам.
2. Религия древних египтян
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет, Анибус с головой шакала, Собека с головой крокодила. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств, что связано, по-видимому, с сохранением сильных пережитков матриархата у древних египтян. В дальнейшем, пережитки тотемизма проявились в особом отношении египтян к животным. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах, до сих пор сохранились кладбища священных коров, кошек, крокодилов. Священными считались жуки-скарабеи. После этого не следует удивляться изысканному анимализму древнегипетских художников.
Начало единого культа египетских богов наметилось еще в эпоху до объединения Египта, в додинастический период. Признание богов, которые были распространены в Египте в эпоху феодалов, получило признание на глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением, и, в то же время орудием централизации государственной власти. Такими богами были сокол Гор, Птах, Ра, Амон, Нейт.
Но не только боги-покровители городов становились общеегипетскими богами. Многие местные божества становились покровителями того или иного рода деятельности. Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, Анибус – богом загробного царства, Сохмет – богиня войны, Мин – покровитель иностранцев.
Боги были привязаны к космическим явлениям. Большинство богов связаны были с солнцем: Ра, Гор, Осирис, Амон, Анхер, Собек. С луной были связаны: Тот, Исида, Хонсу. С небом: Хатор, Нут. С землей – Мин и Геб.
Земледельческие культы. Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Несомненно, центральной фигурой этого культа был Осирис, тесно связанный с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными элементами: с цветком лотоса, с виноградной лозой и т.д. Существовал миф о воскрешении и смерти Осириса. Согласно легенде, бог Осирис был фараоном Египта, но был предательски убит своим братом Сетом. Тело Осириса разрубили на части и разбросали по всему миру. Сестра-жена Осириса Исида собрала все части тела Осириса и родила сына Гора. Гор одолел Сета и воскресил отца. С образом Осириса тесно связана богиня плодородия Исида. В эллинистически-римскую эпоху культ Исиды был настолько популярен, что успешно соперничал с христианством. Образ Исиды нашел некоторое воплощение в образе девы Марии.
Погребальный культ. Погребальный культ первоначально не отличался от аналогичных культов в других странах. Он стал меняться во времена династий.
Могилы-гробницы постепенно делаются все больше, сложнее, возвышаясь над землей.
Тела стали подвергать бальзамированию и мумификации.
Был разработан ритуал захоронения, который был связан с появившимися сложными религиозно-мистическими верованиями в загробную жизнь и о посмертной судьбе души человека
По верованиям египтян со смертью человека умирает только его тело, а душа остается жить. Душа человека рассматривалась как некое начало жизни, внутренняя энергия. Считалось, что после смерти человека его душа может существовать только при сохранении тела, поэтому такое значение придавали мумификации. Душа не была однородной, а состояла из трех частей: «рен» – имя, «ка» – второе «Я» человека, таинственный двойник, и «ба» - наиболее отдаленная часть души человека, часто воплощалась в виде животного. В эпоху Среднего царства появляется идея загробного воздаяния, суда над душами умерших. Согласно легенде, суд совершал Осирис, Анибус, Тот и страшное чудовище, пожирающее осужденные души, и боги 42 номов. Т.е. появляется идея нравственной ответственности человека и связь ее с верой в страшный суд.
3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте
Египетская письменность – одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда, изобразительные знаки при этом упрощались, схематизировались, и, в конце концов, теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку, их сбило с толку то обстоятельство, что среди схематических букв часто встречались изображения несхематические – людей, животных, птиц, различных предметов. Думали поначалу, что египетские иероглифы – это символические письмена-рисунки. Но оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве детерминированных знаков. То есть, если писалось слово плавать, то рядом пририсовывался кораблик и т.д. Таким образом, сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, искусство в свою очередь сохраняло связь с пиктограммой – и внешнюю и внутреннюю. Что такое все эти вытянутые в строки вереницы сцен, опоясывающие стены усыпальниц, как не своеобразная опись богатств и деяний вельможи. Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут же нередко приводились и точные цифры рабов и скота. Эта рассудочная деловитость египетского искусства была в сущности, обратной стороной его глубочайшей поэтичности: она проистекала из веры в безусловную реальность художественных образов.
Египет оставил богатое письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, «Книга мертвых» религиозный текст о погребальном культе. Существовала светская литература: любовные стихи, повести, восхваления, поучения (Поучения жреца Птахопета»), письма, рассказы («Рассказ Синухета»). Элементы философствования наблюдаются в таких произведениях как «Песнь арфиста» о конечность человеческой жизни, «Разговор разочарованного со своей душой».
Просвещение. В Древнем Египте существовала развитая система образования. В 3 тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали писцов. Получают распространение жреческие школы при храмах, а со 2-го тыс. до н.э. появляются крупные светские при государственных учреждениях. В школах обучались только мальчики в возрасте от 5 до 16 лет. Их обучали чтению, письму, счету, гимнастике, этикету. В жреческих школах получали религиозное образование, медицину, астрономию.
Наука и право. Источником права в Египте был первоначально обычай. С развитием государственности активной становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовало несколько видов владения землей, с которой совершали сделки, различные виды собственности, что потребовало юридической упорядоченности. Существовало уже несколько видов договоров – договор займа, договор найма, аренды, купли – продажи. Для семейных отношений было характерно довольно высокое положение женщины в семье. Заключался брачный договор, по которому приданое оставалось в собственности женщины. Не только мужчине, но и женщине разрешалось быть инициатором развода. Наследниками признавались равноправно дети обоих полов, причем завещание составлялись как мужчинами, так и женщинами. Уголовное право Египта знало следующие виды преступления:
– государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
– религиозные – убийство священного животного, чародейство;
– против личности – убийство;
– против собственности – кража, обмеривание, обвешивание;
– преступление против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.
Уровень научных знаний также был очень высок. Получило развитие конструирование и
развитие сложных архитектурных сооружений, внедрение в инженерные расчеты математики. Уникальной была технология изготовление папируса и стекла. Египтянам приписывается изобретение плуга, лопаты, мотыги, пилы, рычага блока и ворота. Именно в Египте появились солнечные и водяные часы, создан первый солнечный календарь. Большого развития достигла медицина. Благодаря бальзамированию египтяне прекрасно знали анатомию человека, проводили сложнейшие опреации.
4. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
Древнее и среднее царства.
Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много, ни мало дарить бессмерти, быть прямым продолжателем жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-либо произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представляло нечто само собой сущее, жизненным началом. Поэтому и труд художника считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы, живописцы – были высокопоставленными лицами, часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Они гордились своими деяниями едва ли не также, как цари гордились своими победами.
И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя древних канонов.
Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающей идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображается самое простое, самое обыденное, чего древнеегипетское искусство не чуралось (пастух доит корову, или идет стадо гусей), - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленного на века. В Древнем Царстве сложились устойчивые типы статуй, с необычайным стремлением к портретному сходству. Эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царствах, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства также были установлены определенные каноны. Этот принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефах изображалась не в профиль, а в фас, были крайне редки и встречаются уже только в Новое царство.
В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно, торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в древнем царстве хотя и соблюдались, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.
Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса человека. Они не гнались, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения,- у них была друга задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент. Здесь не приходится говорить о неумении правильно рисовать. «Правил», одинаковых для всех народов и времен, вообще не существует. Примером может служить рельефы гробницы в Саккара
В Древнем Царстве начинается строительство пирамид, т.е в начале истории Древнего Египта. Как известно древние греки относили пирамиды к одному из чудес света. Пирамиды поражали греков своим величием и совершенством. Ничего подобного по масштабам ни античный мир, ни Средневековье не создавали, да и не стремились создать. Между тем, строители пирамид использовали только два приспособления – наклонную плоскость и рычаг. Нам очень трудно представить, что в эту эпоху не существовало ни ворота, ни винта, ни колеса. Всего того, что впоследствии использовалось при строительстве и менее грандиозных сооружений. Наклонной плоскости и рычага оказалось достаточным, чтобы соорудить скажем пирамиду Хеопса (Хуфу), чье основание занимает около 5 гектаров, высота достигает 146,5 метра. Сложена она и 2300000 гранитных камней, из которых каждый весит около 2500 тонны. Но не менее размеров в пирамиде поражает та филигранность с которой подогнан каждый камень. По поводу пирамид один современный специалист замечает: «Даже если не учитывать примитивный характер орудий 3 тысячелетия до нашей эры, можно сказать, что ни одно сооружение нашего времени не превосходит ее в технической виртуозности и смелости. И, однако, это предприятие было осуществлено культурой, только что выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями, хотя долота и пилы … уже изготовлялись из бронзы»
Получается, что относительно еще скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, имеющее даже самого отдаленного подобия в первобытной культуре. Они были использованы принципиально иначе. До сих пор не виданный монументализм скорее задействовал производительные силы, чем стал их следствием. Ведь никакой так называемой целесообразности в строительстве пирамид не было. Выражаясь современным языком, их строительство было затратным, и тяжелым бременем ложилась на египетскую экономику. Ничьей жизни эти стройки не улучшали. И все-таки пирамиды упорно сооружались. В течение нескольких столетий их размеры были очень велики, затем они уменьшаются. Но ни в одном, ни во втором случае невозможно представить себе одного - , что строители работали под голым принуждением и насилием. Уже одна точность и тщательность, с которой возводили эти пирамиды говорит о некоей заинтересованности самих строителей. За их строительством не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость, стремление выразить нечто, касающееся всех, и для тех, кому сооружались усыпальницы, и для тех, кто их строил. Это «нечто» и было тем новым, чего не знала первобытность, что было чуждо мировоззрению первобытного человека.
Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц для фараонов. Каждая из них посвящена определенному фараону, но чем объяснить их огромность, их подавляющее величие? Явно не тем, что в них расположено множество комнат, необходимых для захоронения фараона. Как раз наоборот, помещений внутри усыпальниц очень мало.
Они представляют собой почти сплошной камень, рассчитанный, прежде всего на внешнее восприятие. Пирамиды, особенно для древнего человека, производили впечатление подавляющей мощи и величия, не сопоставимого и не соотнесенного с человеком, а стало быть, сверхчеловеческого. Сверхчеловеческое, по сути дела и есть нечто божественное, сакральное и весь вопрос состоит в том, почему в древневосточных культурах с их монументализмом сакральная реальность начинает обнаруживаться не только в ритуале, но и внешне, в качестве предметных воплощений – пирамид, зиккуратов, грандиозных храмов, крепостей, дворцов и т.д. Для древневосточного человека сакральное не просто существует, определяя смысл и цели его поступков, находя свое выражение в ритуале, но и существует здесь и сейчас в первую очередь в виде божественного царя, вернее царя-бога. Именно царь-бог, для древневосточного человека, был источником всех монументальных сооружений, которыми характеризуется культура Древнего Востока.
Эти сооружения представляли собой выражение и манифестацию того, что среди людей в качестве предводителя пребывает божество, что оно не соизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Таким образом, монументализм древневосточных культур и царская власть оказываются неразрывно связанными.
Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходили в художественной культуре Нового царства – эпохи третьего и последнего подъема Египта. Пирамиды перестали строить, они стали прятаться.
В этот период были возведены, либо достраивались знаменитые храмовые комплексы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида была похожа на гору, то эти храмы напоминали дремучий лес (в одном гипостильном зале Карнака было 144 колонн).
О связи египетского искусства с письменностью надо сказать отдельно. Нигде больше, даже в Китае, живопись и надписи не образуют такого прочного декоративного синтеза. Пиктография или картинное письмо, было общей первоначальной основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтянина – это знак.
Но знак не в нашем понимании как знак-символ, нечто условное и подсобное, а священный знак-образ, обладающий жизненной силой. Создать изобразительный знак предмета, значило сберечь жизненную силу предмета. Но и надписи – тоже знак. Письменность как и живопись было дело религии, делом жрецов.
Список использованных источников
1. Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие / Д.Е. Тагунов. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 400 с.
2. История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
3. Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет / Вейс Г.– М, 2005.
4. Вигасин А.А. История древнего Востока / Вигасин А.А. – М.: Дрофа, 2006. – 224 с.